Military Review

But still she turns

7
But still she turnsWhen the program for the study of the moon was still operating in the USSR, our company actively participated in it, because It was our altimeters that ensured the landing of lunars. And so it was a coincidence that after another successful moon landing, I was with another department head N.N.S. flew to Moscow to solve their affairs. I needed to be at Tupolev's company tomorrow, and he was called into the ministry to sign some papers.


As usual, they went to the famous hotel complex “Vostok”, “Zarya”, “Altai”, where one could get a simple Soviet engineer if lucky. It was on Thursday, and we were hardly placed until Monday, taking a subscription that we would release the number on demand. It was a shame to observe how people of Caucasian nationality freely accommodated (however, there was no such expression at that time) while we waited for about two hours in the chairs of the supportive administrator's decision. Well, okay, I am almost a boy - 32 is a summer department head, but my colleague is a blockade, an order bearer, and the age is already retirement, what is it like to endure such humiliations.

In a word, when by the night we finally settled, we sat for a glass of tea until three o'clock. I also asked N.N. why he hadn’t flown in early to get an appointment on the occasion of a successful launch, especially since our director there is also awarded something. He dissuaded that he was not a hunter before such events and suddenly asked if I remember how he called me from Tyuratam last year. I don’t remember. Although I didn’t obey directly NN, but then, at his request, I put our guys on the ears, having organized a hurried departure to the antenna range, where we spent half a day measuring the antenna gain in the rear hemisphere, and in the evening I transmitted the teletype this data to him at the spaceport. It was here that he told the reason for the long-standing confusion.

At the appointed time, a responsible start was expected. As usual, they pulled out all those who were in charge of any systems. And the product started, went into orbit, then all the starters had their faces brightened - they did not disappoint. And suddenly the message passed that stabilization was lost, the product was randomly spinning and did not obey commands. After such a message, the managers became sad, because under the hot hand many heads could fly. And here the cleverest of this team declares that they are not guilty - after all, telemetry regularly shows that the altimeter clearly indicates the height, and this should not happen with such tumbling. Here, says N.N.S., they dragged me to the carpet: explain what was the matter. They gave half an hour to study telemetry and demanded an answer. I had to say, since the altitude is normal, then the stabilization is not violated. After that, the product was liquidated, everything was written off as a mystic, and no one was punished. And in the evening, managers with brandy appeared in the hotel room: “But she, the reptile, was spinning. Thanks for helping out. ” And I already understood it myself, since by that time your measurements arrived in time and it was not difficult to estimate that the altimeter would keep the altitude even “upside down”, such was its gain margin.

We argued a little more about whether we should have such a reserve, but then we agreed that it would be worse if the altimeter was not measured even with a normal orientation. And the next morning we ran about their business.

PS We were evicted from the hotel on Sunday evening.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. platitsyn70
    platitsyn70 24 March 2014 08: 23
    +4
    50% of educated Americans believe that it is not the earth that revolves around the sun, but vice versa.
    1. I read the news
      I read the news 5 October 2014 00: 40
      0
      The movement is always relative and depends on the reference point.
  2. Native grandfather
    Native grandfather 24 March 2014 08: 25
    +6
    I have always been proud of our inventors and designers.
  3. Dragon-y
    Dragon-y 24 March 2014 08: 31
    +7
    Read the books by Boris Chertok - "Rockets and People". Much has been written about missile testing ...
    1. northern
      northern 18 May 2014 23: 56
      +1
      The greatest book, the entire four-volume!
  4. pts-m
    pts-m 24 March 2014 14: 50
    +2
    while such people live in Russia, Russia has nothing and no one is afraid of! there is an ADEQUATE ANSWER to any question!
  5. svp67
    svp67 25 March 2014 07: 51
    +2
    Thanks Gennady Mikhailovich !!! And for your work and stories ...

А все-таки она вертится

А все-таки она вертитсяКогда еще действовала в СССР программа по изучению Луны, наше предприятие активно участвовало в ней, т.к. именно наши высотомеры обеспечивали посадку лунников. И вот так совпало, что после очередного удачного прилунения, я с другим начальником отдела Н.Н.С. прилетели в Москву решать свои дела. Мне было нужно назавтра быть на фирме Туполева, а его вызвали в министерство подписывать какие то бумаги.

Как водится, направились в знаменитый комплекс гостиниц “Восток”, “Заря”, “Алтай”, где можно было устроиться простому советскому инженеру, если повезет. Дело было в четверг, и нас с трудом разместили до понедельника, взяв подписку, что мы освободим номер по первому требованию. Обидно было наблюдать, как беспрепятственно размещались лица кавказской национальности (впрочем тогда еще не было такого выражения), пока мы ждали около двух часов в креслах благосклонного решения администратора. Ну, ладно я, почти мальчишка – 32 летний начальник отдела, но мой то коллега блокадник, орденоносец, да и возраст уже пенсионный, ему то каково переносить такие унижения.

Одним словом, когда уже к ночи мы, наконец, разместились, то за рюмкой чая просидели часов до трех. Я еще спросил Н.Н., почему он не прилетел пораньше, чтобы попасть на прием по случаю удачного пуска, тем более, что наш директор там тоже чем то награждается. Он отговорился тем, что не охотник до подобных мероприятий и вдруг спрашивает, помню ли я, как он звонил мне с Тюратама в прошлом году. Еще бы мне не помнить. Я хоть и не подчинялся непосредственно Н.Н., но тогда по его просьбе я поставил на уши наших ребят, организовав спешный выезд на антенный полигон, где мы полдня проводили измерения коэффициента усиления антенны в задней полусфере, а потом по телетайпу уже вечером я передавал эти данные ему на космодром. Вот тут то он и рассказал причину давнего переполоха.


В назначенное время ожидался ответственный пуск. Как водится, выдернули всех, кто отвечал за какие либо системы. И вот изделие стартовало, вышло на орбиту, тут у всех стартовиков лица посветлели – они не подвели. И вдруг прошло сообщение, что потеряна стабилизация, изделие беспорядочно крутится и не подчиняется командам. После такого сообщения загрустили управленцы, ведь под горячую руку могли полететь многие головы. И тут самый умный из этой команды заявляет, что вины их нет – ведь телеметрия исправно показывает, что высотомер четко указывает высоту, а такого не должно быть при таких кувырканиях. Тут, говорит Н.Н.С., на ковер вытащили меня: объясни в чем дело. Дали полчаса на изучение телеметрии и потребовали ответа. Я вынужден был заявить, раз высота в норме, то и стабилизация не нарушена. После этого изделие ликвидировали, все списали на мистику, никого не наказали. А вечером в гостиничный номер заявились управленцы с коньяком: “а ведь она, гадина, крутилась. Спасибо, что выручил”. А я уже и сам это понял, так как к этому времени подоспели твои измерения и не трудно было прикинуть, что высотомер будет держать высоту даже “вверх ногами”, такой у него был запас усиления.

Мы еще немного поспорили, надо ли иметь такой запас, но потом согласились, что было бы хуже, если высотомер не измерял даже при нормальной ориентации. А наутро мы разбежались по своим делам.

P.S. Из гостиницы нас выселили в воскресенье вечером.
Автор: Черепенин Геннадий Михайлович


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. platitsyn70 24 марта 2014 08:23
    50% образованных американцев верят что не земля вращается вокруг солнца, а наоборот.
    platitsyn70
    1. ЧитаюНовости 5 октября 2014 00:40
      Движение всегда относительно и зависит от точки отсчёта.
  2. дед Родной 24 марта 2014 08:25
    Я всегда гордился нашими изобретателями и конструкторами.
  3. Dragon-y 24 марта 2014 08:31
    Почитайте книги Бориса Чертока - "Ракеты и люди". Там много написано об испытаниях ракет...
    1. северный 18 мая 2014 23:56
      Величайшая книга, весь четырехтомник!
  4. птс-м 24 марта 2014 14:50
    пока в России живут такие люди то России нечего и не кого боятся! на любой вопрос найдется АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ!
  5. svp67 25 марта 2014 07:51
    Спасибо Геннадий Михайлович!!! И за Вашу работу и за рассказы...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня