Советские крылья в небе Китая

Поскольку многие наиболее известные образцы китайской военной техники демонстрируют явное российское влияние, то многие мифы затрагивают и РФ, которая, как считается, за бесценок продает уникальные технологии и не борется с китайским промышленным шпионажем. Реальность же гораздо сложнее.

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне.

Если коснутся истоков ВВС Китая, можно обнаружить, что первая помощь Китаю самолетами, запчастями, специалистами и летчиками была оказана еще в 1939 году .


Истоки

До начала советской военной помощи в Китае находилось несколько небольших заводов по производству истребителей. В Наньчане, например, находился завод по производству истребителей Fiat. Известно также о попытках наладить из запчастей сборку бипланов Curtiss Hawk III.

Советские крылья в небе Китая


Curtiss Hawk III китайской сборки и опознавательными знаками Гоминьдана.

28.10.1937 года в Сучжоу из СССР прибыла первая группы советских истребителей И-16.

Советские крылья в небе Китая


Самолеты 70-го ИАП на полевом аэродроме в Китае.

Вскоре после начала поставок советской авиационной техники китайское правительство решило разместить у себя производство советских самолетов. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ обсуждал этот вопрос с советским правительством. 11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование "авиазавод №600". Однако китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течение 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили.

Существуют также данные, что китайцы освоили нелицензионное производство "ишаков" на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане. 9 декабря 1937 года производство там было свернуто по приказу Муссолини. Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать в Чунцин в первой половине 1939 г. Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие получило название "2-е авиационные производственные мастерские ВВС". Работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Китайский И-16 получил обозначение "Чань-28 Чиа": чань - древний китайский феодальный кодекс чести; "28" - год с момента основания республики Китай, 1939 г. от рождества Христова; "чиа" - "первый". По-другому обозначение можно записать как "Чань-28-I". Чертежи, как и в Испании, снимались с деталей «живых» истребителей И-16. Не хватало станков, а влажность в пещерах достигала 100%. Исходя из реальных условий, полностью изменили технологию выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции оставались примитивными и занимали много времени. Металлические лонжероны, шасси и колеса - советского производства, их предполагалось демонтировать с неисправных самолетов. Двигатели М-25 - с неисправных И-152 и И-16, использовались и моторы Wright-Cyclone SR-1820 F-53 взлетной мощности 780 л. с. (они стояли на китайских бипланах "Хок-III"). Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты "Гамильтон Стандарт" можно было снять с истребителей "Хок-II". Вооружение - два крупнокалиберных пулемета "Браунинг". Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 г., завершили первый самолет только в июле 1939 г. Самолет получил заводской номер Р 8001. Истребитель прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Летные испытания завершились успешно. Насколько известно, построили всего два одноместных истребителя Чань-28-I. С появлением в небе Китая истребителей "Зеро" и без того не слишком большая результативность китайских пилотов на И-16 упала почти до нуля. Не имело смысла делать массовым заведомо устаревший истребитель.

Обратите внимание на увеличенные обтекатели крыльевого вооружения, не характерные для советских моделей И-16.

Советские крылья в небе Китая


Китайский "Чань-28-I".

Советские крылья в небе Китая


Китайцы применяли и бомбардировщики СБ-2-М-103 в период японо-китайской войны.

Первые самолеты прибыли в Китай вскоре после начала серийного выпуска СБ-2-М-103 на заводе № 125 в конце 1939 г. Бомбардировщики поступили на вооружение эскадрилий ВВС Китая, личный состав которых состоял из советских волонтеров.

Советские крылья в небе Китая


Майор Иван Полбин рядом со своим СБ-2.

Однако как раз в это время начался вывод советских добровольцев из Китая. СССР продолжал поддерживать сопротивление Китая японской агрессии, но теперь предпочитал оказывать сугубо материальную помощь. На боеспособности китайских ВВС отзыв советских добровольцев сказался крайне отрицательно. Неопытные китайские пилоты во всю гробили самолеты, а неопытные техники не обеспечивали надлежащего обслуживания матчасти. Китайцы поставили СБ на прикол вместо того, чтобы привлекать самолеты к участию в боевых действиях. 27 декабря 1939 г. три бомбардировщика СБ с экипажами из числа последних оставшихся в Китае советских добровольцев, взлетев с аэродрома Хиньчжанг, нанесли удар по японским войскам в районе перевала Куньлунь. Бомбардировщики эскортировали три последних боеспособных истребителя Глостер «Гладиатор» из 28-й эскадрильи. После отзыва советских добровольцев из Китая, все уцелевшие СБ были сосредоточены в I-й и 2-й группах китайских ВВС.

Всего с октября 1937 г. по июнь 1941 г. Китай получил 1250 советских самолетов. Советские военные специалисты консультировали гоминьдановских военачальников, а советские летчики на советских же самолетах прикрывали китайские гоминьдановские войска с воздуха. Кроме того, на территории Синьцзяня было решено построить завод, на который из СССР будут доставлять составные части самолетов, которые дальше двинутся своим ходом, или, вернее, "своим летом". Переброски советских самолетов в Китай по трассе Алма-Ата - Ланьчжоу приняли систематический характер и получили кодовое наименование "Операция Z". Более того, не позднее 1939 г., советское руководство организовало в Урумчи учебный центр, в котором советские инструкторы обучали китайских летчиков пилотированию самолетов Р-5, И-15 и И-16.

Советские крылья в небе КитаяКитайский летчик на фоне своего И-16, июнь 1941 г.

Значительную помощь в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России истребители-бомбардировщики Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27.

ВВС НОАК приняли участие в Корейской войне (1950—1953), во время которой была создана Объединённая воздушная армия, состоявшая из китайских и северокорейских авиационных частей. Во время войны во Вьетнаме (1965—1973) китайская авиация сбила ряд американских беспилотных разведчиков и несколько самолётов, вторгшихся в воздушное пространство страны. По тем или иным причинам ВВС НОАК почти не принимали участия в китайско-вьетнамской войне (1979).

Разумеется, все, что было передано Китаю, перечислить невозможно: речь идет о сотнях видов различных изделий. Но даже небольшое перечисление покажет, что сотрудничество было комплексным, охватывало сразу все сферы и позволяло поднять китайскую промышленность до уровня, которого требовало то время.

Советские крылья в небе КитаяВсе вооружение, производство которого осваивалось тогда в КНР с советской помощью, находилось на высоком мировом уровне, что-то даже могло считаться лучшим и превосходящим западные аналоги. Можно только предполагать, каких высот после такого старта достиг бы китайский ВПК, если бы не последующие события: охлаждение отношений с СССР, отзыв в 1960 году из страны советских специалистов, а в последующем – культурная революция. Это замедлило освоение производства ряда видов вооружения, передача которого на китайские предприятия только начиналась.

Поэтому, к примеру, с серийным производством самолетов "J-7" и "H-6" китайцы смогли разобраться до конца лишь в 1970-е годы. В период культурной революции большинство военных программ, не связанных с созданием стратегических вооружений, пострадали от сокращения ресурсов государства, политических кампаний (в том числе отправки интеллигенции на перевоспитание в деревню), общей дезорганизации в тот период китайской науки и системы образования. Играла свою роль и международная изоляция, прежде всего отсутствие связей с СССР, превратившимся для Китая в главного военного противника.

Тем не менее работы по копированию советского оружия продолжались. Почему советского? Армию надо было перевооружать, имевшаяся производственная база была создана при помощи СССР, многие инженеры учились у нас и знали русский язык, а страны Запада даже после нормализации американо-китайских отношений в начале 1970-х годов долгое время передавать китайцам технологии не горели желанием.

Уже без каких-либо советских лицензий в 1970–1980-е годы, закупая в третьих странах образцы оружия и копируя их, китайцы воспроизвели знаменитую советскую 122-мм гаубицу "Д-30" (тип 85), боевую машину пехоты "БМП-1" (тип 86), противотанковый ракетный комплекс "Малютка" ("HJ-73"), военно-транспортный самолет "Ан-12" ("Y-8"), переносной зенитно-ракетный комплекс "Стрела-2" ("HN-5") и некоторые другие системы оружия. Создавались первые оригинальные образцы вооружения, например, бронетранспортер "К-63". Глубоко перерабатывались советские прототипы, например, на базе "МиГ-19" был создан штурмовик "Q-5", а с использованием конструктивной схемы "МиГ-21" – истребитель "J-8". Тем не менее военно-техническое отставание Китая от развитых стран лишь увеличивалось.

Список поставленной, лицензионной и скопированной техники

Бомбардировщики

Советские крылья в небе Китая


H-4. Ту-4, полученные из СССР, сняты с вооружения в 70х годах.

Советские крылья в небе Китая


H-5 Harbin. Копия Ил-28, снят с вооружения.

В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю, в том числе и торпедоносцы, вооруженные торпедой РАТ-52. После ухудшения отношений между СССР и КНР на авиазаводе в Харбине был организован ремонт Ил-28, а также изготовление запасных частей для них. С 1964 г. там началось освоение серийного производства бомбардировщика, получившего в ВВС Китая обозначение H-5 (Харбин-5). Первая серийная машина поднялась в воздух в апреле 1967 г. В сентябре того же года был создан вариант H-5 - носитель тактического ядерного оружия. Первое его испытание со сбросом ядерной бомбы состоялось 27 декабря 1968 г. Было освоено серийное производство также учебной и фоторазведывательной (HZ-5) модификаций H-5. Китай был второй после СССР державой по численности парка Ил-28. Все варианты самолета состоят на вооружении КНР и в настоящее время. Китай активно экспортировал H-5 в другие страны.

Советские крылья в небе Китая


H-6 Xian. Копия Ту-16, носитель ЯО.

Советские крылья в небе Китая


Истребители

Советские крылья в небе Китая


J-2. Полученные из СССР МиГ-15бис, сняты с вооружения.

Советские крылья в небе Китая


J-4. Полученные из СССР МиГ-17Ф, сняты с вооружения.

Советские крылья в небе Китая


J-5 Shenyang. Копия МиГ-17, снят с вооружения.

Советские крылья в небе Китая


J-6 Shenyang. Копия МиГ-19, снят с вооружения.

Советские крылья в небе Китая


J-7 Chengdu. Копия МиГ-21.

Советские крылья в небе Китая


J-8 Shenyang. Перехватчик, созданный на базе J-7. Этот самолет не имеет прямого советского аналога, хотя также создан с использованием конструктивных решений и технологий, используемых на МиГ-21.

Советские крылья в небе Китая


Shenyang J-8F. Аналог Су-15?

Советские крылья в небе Китая


Су-15 (оригинал)

Советские крылья в небе Китая


J-11 Shenyang. Копия Су-27СК.

Советские крылья в небе Китая

Советские крылья в небе Китая
Советские крылья в небе Китая


J-13. Полученные из России Су-30МКК и Су-30МК2.

Советские крылья в небе Китая
Советские крылья в небе Китая
Советские крылья в небе Китая


J-15. Shenyang Копия Су-33.

Учебные самолёты

Советские крылья в небе Китая


CJ-5. Nanchang. Копия Як-18, снят с вооружения.

Советские крылья в небе Китая


CJ-6. Nanchang. Основной поршневой учебный самолёт, на базе Як-18.

Советские крылья в небе Китая


JJ-5. Shenyang. Учебная версия J-5.

Советские крылья в небе Китая
Советские крылья в небе Китая


JJ-6. Shenyang Учебная версия J-6.

Советские крылья в небе Китая


J-7. Guizhou Учебная версия J-7.

Советские крылья в небе Китая


JL-8 Nanchang. Учебно-боевой реактивный самолёт, созданный совместно с Пакистаном на базе чешского L-39 Albatros.

Советские крылья в небе Китая


HJ-5 Harbin. Копия Ил-28У.

Советские крылья в небе Китая


HYJ-7 Xian. Учебный бомбардировщик на базе Y-7 (Ан-24).

Самолёты ДРЛО

АР-1. Опытный, на базе Ту-4.
KJ-1. Опытный, на базе H-4 (Ту-4).

Советские крылья в небе Китая


Y-8J (Y-8AEW), KJ-200 Shaanxi. На базе Y-8 (Ан-12).

Советские крылья в небе Китая


KJ-2000 XAC (Nanjing). На базе Ил-76.

Советские крылья в небе Китая


Специальные самолёты

HD-5 Harbin. Самолёт РЭБ, переоборудовано несколько бомбардировщиков H-5 (Ил-28).
HZ-5 Harbin. Самолёт-разведчик, копия Ил-28Р
H-6 UAV Xian. Самолёт РЭБ, на базе H-6 (Ту-16).

Советские крылья в небе Китая


HY-6 Xian. Самолёт-заправщик, на базе H-6.

Советские крылья в небе Китая


HDZ-6 Xian. Самолёт электронной разведки, на базе H-5.
JZ-5 Shenyang. Самолёт-разведчик, на базе J-5, аналог МиГ-17Р.
JZ-6 Shenyang. Самолёт-разведчик, на базе J-6, аналог МиГ-19Р.
JZ-7 Chengdu. Самолёт-разведчик, на базе J-7.
JZ-8 Shenyang. Самолёт-разведчик, на базе J-8.
JWZ-5. Переоборудованные в носители БПЛА BUAA «Чанг Хинг-1» бомбардировщики Н-4 (Ту-4).
Y-8MPA Shaanxi. Противолодочный самолёт, на базе Y-8 (Ан-12).
Y-8 C3I Shaanxi. Воздушный командный пункт, на базе Y-8 (Ан-12)
Ту-154М/Д EIC . Самолёт радиоэлектронной разведки, на базе Ту-154.

Советские крылья в небе Китая


Вертолеты

Ми-4.

Советские крылья в небе Китая


Ми-8.

Советские крылья в небе Китая


Ка-28.

Советские крылья в небе Китая


В заключение

На одном из военных аэродромов прошла церемония прощания с последними истребителями J-6. "Ветеран" не просто тихо списывается в запас. Истребителю, который верой и правдой служил более сорока лет, в Китае устроили торжественные проводы.

Последняя партия истребителей использовалась в учебных целях в Цзинаньском военном округе. Теперь J-6 в разобранном виде перевезут на один из складов ВВС НОАК, где вновь соберут и будут бережно хранить. Часть машин пополнит музейные коллекции, ведь речь идет действительно о легендарной боевой машине.

J-6 - копия советского МИГ-19 - относится к первому поколению сверхзвуковых истребителей, производившихся в КНР по советской лицензии.

Советские крылья в небе Китая


Кроме того, это самый массовый самолет, выпускавшийся за всю историю китайской авиапромышленности. За 20 с лишним лет в КНР было произведено около 4000 боевых машин.

В Советском Союзе производство МиГов-19 было прекращено в 1957 году - они вытеснялись более современными и быстрыми машинами. Судьба китайского родственника «девятнадцатого» сложилась куда как счастливее.

Советские крылья в небе Китая


Начало было положено в конце 50-х годов. В 1957 году между Советским Союзом и Китаем был подписан договор о лицензионном выпуске МиГ-19П и двигателя РД-9Б. МиГ-19П представлял собой всепогодный перехватчик, оснащенный РЛС и двумя пушками (в Китае он получил название J-6). Чуть позже Москва и Пекин заключили аналогичное соглашение по МиГ-19ПМ, на вооружении которого находились четыре ракеты «воздух- воздух». КНР в 1959 году была передана лицензия на МиГ-19С с пушечным вооружением.

СССР передал китайской стороне техническую документацию и пять разобранных МиГ-19П. И в марте 1958 г. авиазавод в Шеньяне приступил к сборке истребителей.

(краткая справка об авиазаводе Shenyang - Авиационный завод в Шэньяне был создан на базе оставленной японцами авиафабрики. Официальной датой открытия завода считается 29 июля 1951 года. Впоследствии, на этом заводе было налажено производство МиГ-15УТИ (JianJiao-2 или JJ-2)[2], одноместные истребители не производились, так как к этому времени представители КНР уже вели переговоры о начале лицензионного производства более совершенных МиГ-17. Самолёты оснащались двигателями WP-5 (Wopen-5, которые являлись копией советских ВК-1).

Завод Шеньян в наши дни.

Советские крылья в небе Китая


Первый самолет из поставленных советских запчастей взлетел в воздух 17 декабря 1958 г. А первый полёт J-6 китайской постройки состоялся в конце сентября 1959 года, к 10-й годовщине образования КНР.

Однако потребовалось ещё четыре года, чтобы наладить поточное производство этих машин. Поточная сборка J-6 в Шэньяне началась лишь с декабря 1963 года.

С середины 60-х гг. J-6 был главной машиной, стоявшей на защите воздушных границ КНР. С 1964 по 1971 год летчики ВВС и авиации ВМФ Китая на J-6 уничтожили 21 самолет-нарушитель воздушного пространства КНР. Среди них тайваньская амфибия HU-6 "Альбатрос", сбитая над морем 10 января 1966 г. Не обошлось без потерь - в 1967 году в бою с тайваньскими F-104C "Старфайтерами" были уничтожены два истребителя J-6.

Истребители J-6 и созданные на его основе модификации составляли основу ударной мощи китайской авиации вплоть до второй половины 1990-х годов. Китай применял истребители в ходе вооруженного конфликта с Вьетнамом в 1979 году, который нередко называют "первой социалистической войной".

Самолет уникален не только длительной историей, но и широким распространением по миру. Экспортные варианты J-6 обозначались F-6 и FT-6 (учебно-тренировочный вариант). Китай широко поставлял эти истребители в страны Азии и Африки. Первым покупателем стал в 1965 году Пакистан. Экспортные модификации J-6 также поступили на вооружение ВВС Албании, Бангладеш, Вьетнама, КНДР, Кампучии, Египта, Ирака (при посредничестве Египта), Ирана, Танзании, Замбии, Судана и Сомали.

Советские крылья в небе Китая


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Alеxander 20 апреля 2013 08:47
    Вот у*оды! На кол их бы всех!
    Alеxander
  2. svp67 20 апреля 2013 09:08
    Глядя на этот "летающий музей", больше понимаешь, почему Китай так рвется заполучить Су-35. С таким "антиквариатом" Китаю даже с Тайванем сложновато справиться будет...
    1. Bongo 20 апреля 2013 09:29
      А что у них откровенно антикварного?
      Все старые машины кроме J-7(МиГ-21) они списали. Н-6(Ту-16) - оснащаюся новыми двигателями и авионикой и для своих целей вполне пригодны.
      Кроме того в КНР ведётся разработка новых образцов авиатехники, сравните, сколько новых типов за последние 10 лет, запущенно в производство и принято на вооружение у нас и в КНР.
    2. Ролм 20 апреля 2013 10:28
      love Вот как раз Китай не особо рвется получить су 35. У него бабла как у дурака махорки, мог бы заключить с нами контракт на закупку 200 су 35, так мы ему в придачу и лицензии и производственные линии отдали бы. Ан нет хочет купить по минимуму, ели наши эфективные менеджеры его на 24 сушки развели.
      Ролм
      1. svp67 20 апреля 2013 11:02
        Цитата: Ролм
        Вот как раз Китай не особо рвется получить су 35. У него бабла как у дурака махорки, мог бы заключить с нами контракт на закупку 200 су 35, так мы ему в придачу и лицензии и производственные линии отдали бы. Ан нет хочет купить по минимуму, ели наши эфективные менеджеры его на 24 сушки развели.

        Для начало внутреннего производства ему бы вообще 3-4 экземпляров хватило бы, не о каких 200 машинах даже речи не идет,так как он не захотел покупать их даже в 48 экземплярах, еле договорились о 24. Так, что вскоре стоит ожидать производство и появление клонов Су35 в Китае во много сотенном исполнении...
        1. Одиссей 20 апреля 2013 19:52
          Цитата: svp67
          Так, что вскоре стоит ожидать производство и появление клонов Су35 в Китае во много сотенном исполнении...

          Не стоит.Зачем им к 2020 году клон Су-35 ?
  3. Bongo 20 апреля 2013 09:23
    Shenyang J-8-II, несколько превосходит Су-15 в области авионики и средст РЭБ, лучше преспособлен к ведению ближнего воздушного боя. Но нет данных о наличии на нём системы автоматизированного наведения на цель, аналогичной нашей АРКП Су-15-98М.
    J-8-II прямым аналогом Су-15 конечно не является, но прослеживается тот же эволюционный путь, что и у Су-9-Су-11-Су-15.
    Именно с этим самолётом в начале апреля 2001 г. в районе острова Хайнань столкнулся истребитель Fсамолет-разведчик ЕР- 3Е.
  4. Ролм 20 апреля 2013 10:23
    am А почему ничего не сказанно о джи 20 и джи 31. Сдесь они даже нас обгоняют уже.Наш пак фа на год еще сдвинули. Конечно с движками у них пока небольшие проблемы, ну это пока.Но к 2020 году они нас обгонят, у нас силы уже не те и возможности тоже.
    Ролм
    1. Одиссей 20 апреля 2013 19:54
      Цитата: Ролм
      А почему ничего не сказанно о джи 20 и джи 31

      Потому что эта статья о Советских крыльях в небе Китая.Тут и о J-10 ничего не сказано.
  5. Ролм 20 апреля 2013 10:35
    belay Да и вообще время работает на Китай и до 2020 года он скорее всего зубы не покажет, а вот после 2020 года окупирует монголию и казахстан и сразу нас поставит в интересную позу.Вот разместит в Казахстане неподолеку от Энгельса пару экскадрилий миг 19 вроде старье и если их мы уничтожим ему не жалко, а нашу базу стратегов будет держать под прицелом.
    Ролм
    1. Sirocco 20 апреля 2013 13:02
      Цитата: Ролм
      а нашу базу стратегов будет держать под прицелом.

      Как сказал тов. Сухов, это навряд ли laughing Китайцы, не самоубийцы, я так думаю)))Казахстан входит в ОДКБ, да и Монголия находится в зоне интересов России.
      1. smprofi 20 апреля 2013 13:48
        Цитата: Sirocco
        да и Монголия находится в зоне интересов России

        а ничего, что монголы в последнее время начали дружить с гринго?


        монголы в составе KFOR в Европе







        монголы в Афганистане
        smprofi
        1. Sirocco 20 апреля 2013 14:52
          Цитата: smprofi
          а ничего, что монголы в последнее время начали дружить с гринго?

          Можно вопросом на вопрос laughing А ничего что в Монголии преподают в школах и в детсадах наши педагоги,? и до сих пор требуются такие специалисты туда. Ну и всем известно что Монголия независимое государство, потому что от неё ничего не зависит.
          1. smprofi 21 апреля 2013 15:56
            Цитата: Sirocco
            А ничего что в Монголии преподают в школах и в детсадах наши педагоги,? и до сих пор требуются такие специалисты туда.

            в садики/школы - да. наверно. потому как советская система образования все-таки получше будет.
            а вот "в поля" где стреляют все более другие "учителя" наведываются. другой государственной принадлежности.



            smprofi
    2. smprofi 20 апреля 2013 13:05
      Цитата: Ролм
      окупирует монголию и казахстан

      зачем такие сложности? а просто ДВ и Сибирь не проще ли хунхузам прихватить?
      впрочем, это может быть и не обязательно военным путем.
      smprofi
    3. smprofi 20 апреля 2013 13:42
      Цитата: Ролм
      и до 2020 года он скорее всего зубы не покажет

      ну как сказать...
      не совсем по теме авиации, но вот так называемая 13th Escort Taskforce в составе двух эсминцев и корабля обеспечения 15 апреля пришвартовалась в Лиссабоне (до этого "гостили" на Мальте)

      вот что хунхузы забыли в Атлантике? в смысле военные корабли
      smprofi
  6. Sirocco 20 апреля 2013 12:57
    Я бы сравнил Китай с человеческим организмом.Руки у них хорошие, работящие, при грамотном присмотре за руками, выходят не плохие копии, всего что угодно. laughing Но, с головой у них проблема, нет и не предвидится там ближайшие десятилетия прорыва в высоких технологиях. Голова как орган не на всю катушку работает.Единственное что у них отлично получается пиротехника, шелк, и копирование всего и вся. Основная проблема в авиастроении Китая, это невозможность самостоятельного изготовления авиадвигателей для своих самолетов. Так называемый Китайский самолет 5-го покаления использует Российские двигатели 3 или 4-го покаления. hi
    1. Ролм 20 апреля 2013 13:22
      Ничего подобного двигатели на джи 20 и наши и свои вс 10а, а Казахстан и Монголию мы защищать не будем, Ядреную войну за Казахстан не начнем, нашим наземным силам китайцам не противостоять, единственный нормальный для нас вариант, после 2020 года выкляньчить у Китая после его окупации Казахстана , байконур и немного другой територии. Опыт уже есть, в свое время мы поделили с Гитлером так Польшу и еще по мелочи.
      Ролм
      1. smprofi 20 апреля 2013 13:29
        Цитата: Ролм
        выкляньчить у Китая после его окупации Казахстана , байконур и немного другой територии

        а хунхузы прям разбежались и поделились.
        чем мечтать об Казахстане "на шару" лучше бы восстановили УРы в Сибири да подумали о том чем прикрыть ДВ.
        smprofi
        1. Ролм 20 апреля 2013 13:51
          love А зачем нам уры в Сибири, Китай на Россию не попрет, для него главное Казахстан, это нефть, зерно, да многое чего, он нас отрезает от азии, да вообще Казахстан это ключ к России, Если Китай захватит Казахстан, Россия будет как шелковая. Под ядренными Китайскими ракетами средней дальности, направленными на европейскую часть России много не повыпендриваешься. А с Казахстаном все просто, когда Назарбаев уйдет, с новым баем договорится не сложно, волнения в Казахстане организовать раз плюнуть, и свои китайские Миротворческие силы ввести. В легкую, а с россией Китаю казахстанскими землями делится придется, такова жизнь.
          Ролм
          1. smprofi 20 апреля 2013 14:18
            Цитата: Ролм
            А зачем нам уры в Сибири

            а зачем их строили прикрываясь БАМом? по глупости?
            а хунхузы и сейчас себя неплохо чувствуют в Казахстане.
            впрочем им и в Сибири, и на ДВ "зеленый свет" и из Кремля, и от местных чинуш
            smprofi
      2. Kosha 22 апреля 2013 01:12
        Только вот у своих двигателей ресурс раз в 10 ниже. И надёжность в несколько раз. А так - да, свои. Но читай одноразовые.
        Kosha
    2. StolzSS 21 апреля 2013 05:06
      Да конечно. Сдуйте лапшу с ушей и поинтересуйтесь количеством научных статей на китайском, количеством китайских патентов, больше них тока янки публикуют и патентуют, но если от янки отнять китайские фамилии и прибавить их китаю то будет уже перевес за поднебесной в этих вопросах. Через 5 лет с такими темпами Количество научных работ и патентов с китайскими фамилиями может сильно увеличится так как у них подрастёт молодая научная школа, а у всех остальных будет сокращение....
      StolzSS
  7. smprofi 20 апреля 2013 13:13
    статья как обзорная - хорошая. спасибо.
    вот только не упомянуто то, что при выводе с Квантуна в 1955-м была передана техника "братьям нашим меньшим" (тогда еще так выглядело). причем, китайцы практически сразу гробанули пару МиГов (кажется, МиГ-15). узкоглазые сразу подняли крик о плохой технике. разбирательство выявило, что пилоты просто не справились с перегрузками. наши спросили тогда о рационе пилотов. "Плошка риса". "А мясо? А шоколад?"
    и еще были моменты, когда хунхузы просто присваивали транспорты с оружием, которые шли из Советского Союза во Вьетнам во время войны с гринго. транзит шел через Китай.
    smprofi
  8. Одиссей 20 апреля 2013 19:57
    Хорошая обзорная статья.Вот только J-8 тут не к месту.Это все-таки Китайская разработка.
    1. Old_Kapitan 21 апреля 2013 09:44
      А подписи к некоторым фото просто в ступор вводят...
      1. Kosha 22 апреля 2013 01:13
        В ступор вводит то, что где-то подпись НАД фото, а где-то ПОД фото. Главное - не пропустит момент подобной трансформации =)
        Kosha
  9. Canep 20 апреля 2013 20:47
    Осталось китайцам Ту-160 и Ту-95 подарить, хотя последний из-за древности их вряд ли заинтересует. Я считаю что в том что они копируют нашу технику ни чего плохого нет, плохо только то, что они не финансируют разработку этих (или новых) самолетов.
  10. Fitter65 21 апреля 2013 02:25
    Спарки на базе МиГ-17 и МиГ-19 тоже чисто китайская разработка.
  11. Красноярец 21 апреля 2013 07:29
    Нельзя продавать Китаю самолёты,так как он давно точит зубы на наши земли,и просто сопрут технологии.
    Красноярец
  12. Old_Kapitan 21 апреля 2013 09:43
    Хороший обзор. Но подписи к некоторым фото просто в ступор вводят...
  13. 77bor1973 21 апреля 2013 11:41
    Ту-4 летали до 90-х , тем самым попали в книгу рекордов гиннесса как самый старый бомбер.
    77bor1973
  14. Корсар 21 апреля 2013 16:10
    Майор Иван Полбин рядом со своим СБ-2.
    Автор знаменитой "вертушки"? Кто имеет информацию,поделитесь пожалуйста.
  15. Dmitriy292 22 апреля 2013 04:59
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулся этот сайт: http://link.ac/jrY10 , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрился удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».
    Dmitriy292

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня