Сталинские соколы в Китае

Отношения Японии и Китая в конце XIX – первой половине XX веков были весьма напряжёнными. Япония била Китай в войне 1894-1895 годов – по её итогам Пекин отдал остров Формозу (Тайвань) и отказался от покровительства над Кореей. После Первой мировой войны, в которой Япония воевала на стороне Антанты, Токио получил владения Германии в Шаньдуне. В 1928 году произошёл военный конфликт между частями Гоминьдан и японцами. В1931 году вторглись в Маньчжурию и захватили её. Было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го.

С 1931 года между Китаем и Японией постоянно вспыхивали военные конфликты, Япония стремилась создать буферную демилитаризованную зону между Маньчжоу-го и Китаем. В 1932 году Китай заставили демилитаризировать Шанхай, в 1933 году японцы вновь атаковали Китай, захватили провинцию Жэхэ и вынудили китайские власти согласиться создать демилитаризованную зону между Великой Китайской стеной и районом Пекин-Тяньцзинь. Кроме того, японцы постоянно вмешивались во внутренние дела Китая, поддерживая мятежных генералов и губернаторов, чтобы не дать Китаю стать сильным государством.

В 1937 году началась полномасштабная война, которая завершилась в 1945 году. Китайские историки считают, что именно 7 июля 1937 года началась Вторая мировая война, а не первого сентября 1939 года.


Поводом к войне послужил инцидент на мосту Марко-Поло (Лугоуцяо) 7 июля 1937 года - в ходе ночных учений у японцев пропал солдат. Японцы потребовали выдать его или пустить их для его поисков в крепость Ваньпин, китайцы отказали, началась перестрелка. Затем после недолгих переговоров японцы начали полномасштабную войну – 26 июля 40-тысячная японская армия перешла в наступление. 28-30 июля были захвачены Пекин, Тяньцзинь, до конца года - Шанхай, Нанкин. В Нанкине японцы устроили страшную бойню, погибло более 200 тыс. китайцев. Китайцы уступали японцам в вооружении, выучке, дисциплине, у них не было современных ВМС и ВВС.



Позиция СССР

Москва последовательно все 30-е годы политически поддерживала Китай. СССР было выгодно затянуть войну, чтобы китайцы держались как можно дольше, этим внимание Японии оттягивалось на Южное стратегическое направление. Япония тратила силы на войну, ослаблялась ударная группировка на границе с СССР.

Поэтому Сталин начал сплачивать коммунистическую партию Китая с правительством Чан Кайши, чтобы противостоять общему врагу.

Сталинские соколы в Китае


Основные вехи

- В августе 1937 года был подписан договор между Китаем и СССР о ненападении, Гоминдановское правительство просит оказать материальную помощь.

- В связи с практически полной утратой морских путей, Китай просит Москву помочь в строительстве шоссе Сары-Озек — Урумчи — Ланьчжоу, советское правительство согласилось; Москва начинает поставлять китайцам оружие, боеприпасы, медикаменты, самолёты и так далее. Всё в счёт кредита.

- В связи с серьёзными проблемами с Военно-воздушными силами, Китаю начинают поставлять самолеты, для помощи в становлении китайских ВВС направлены советские военные специалисты. Всего в 1937-1940 годы в Китае побывали в «командировке» 300 военспецов. Всего советских граждан работало больше 5 тысяч человек – летчики, инструкторы, инженеры, медики, преподаватели и т. д. Осенью 1937 года в Китай было отправлено 225 самолетов, в том числе 62 бомбардировщика СБ, и 89 авиационных специалистов для обучения китайцев. Самолеты перегнали из Иркутска через Монголию на аэродром Вухань в провинции Хупей. Опознавательным знаком советских лётчиков-добровольцев стали 12-лучевые звезды гоминдановского правительства. На аэродроме Нанкина были сосредоточены две боевые группы: 23 истребителя И-16 под командованием Г.М.Прокофьева и 20 бомбардировщиков СБ под командованием Н.М.Кидалинского. На аэродроме Ханькоу находилась группа из 31 бомбардировщика СБ под командованием Ф.П.Полынина. Всего до июня 1941 года Союз поставил Китаю 1250 самолетов, десятки тысяч авиабомб.



- 21 ноября 1937 года состоялся первый воздушный бой советских лётчиков с японскими ВВС: 7 наших самолетов атаковали 20 японских, сбили три, без потерь.

- В конце 1938 года в Гонконг из Севастополя привезли 82 танка Т-26 и другое вооружение.

- В феврале 1938 года эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ-2 под командованием Полынина атаковала японский аэродром в районе Шанхая, уничтожено 30 вражеских истребителей.


Слева направо: А.А. Шумейко, Ф.П. Полынин, Г.А. Иванов.

- 23 февраля 1938 года 28 СБ-2 под командованием Ф. П. Полынина совершила налёт на остров Формоза, советские бомбардировщики атаковали японский аэродром Тайбэй и порт Синьчжоу. Японское командование считало, что базы на Формозе неуязвимы для советских лётчиков, и сосредоточило там большие запасы топлива и авиационного имущества. Самолёты привозили на Формозу в контейнерах, собирали и перегоняли в Шанхай. В итоге летчики уничтожили 40 вражеских самолётов, сгорел трёхлетний запас топлива, разрушен аэродром. 14 ноября 1938 года за мужество и героизм в боях на территории Китая Фёдор Петрович Полынин получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

- В марте 1938 года Китай и СССР подписали торговый договор, Москва предоставила кредит в 50 млн. долларов на оружие. Эскадрилья бомбардировщиков под командованием Тимофея Хрюкина атаковала на реке Хуанхэ (по другой версии - на Янцзы) японский лёгкий авианосец «Ямато-мару» (по другим версиям - по авианесущему кораблю или транспортному кораблю, перевозившему самолёты) и утопила его. Тимофей Тимофеевич Хрюкин 22 февраля 1939 года получил звание героя Советского Союза.


Хрюкин Тимофей Тимофеевич, дважды Герой СССР.

- В апреле 1938 года было завершено строительство шоссе на границе с СССР (в провинции Синцзян), начались крупные поставки оружия, в том числе 62 истребителя И-15, партия пушек вместе с советниками-артиллеристами.

- В конце мая 1938 года наши истребители сбили 15 японских бомбардировщиков, потеряли один самолёт.


Самолеты 70-го ИАП на полевом аэродроме в Китае.

- 1 июля 1938 года СССР предоставил ещё один кредит, на 100 млн. долларов. К началу 1939 года, благодаря усилиям военных советников и добровольцев из Советского Союза, потери в китайской армии упали. Если в 1937-1938 годы китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они уравнялись с японскими (300 тыс. человек).


- В августе 1939 года китайское правительство попросило построить им авиационный завод, к сентябрю 1940 года была построена первая очередь (в Урумчи). На нём планировали собирать, из советских деталей, до 300 самолетов в год. В Урумчи же был организован учебный центр, там советские специалисты учили китайских лётчиков.

- В октябре 1939 года группа советских дальних бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Григория Кулишенко (эту группу китайцы назвали «воздушные тигры») нанесла два удара по японскому аэродрому в Ханькоу, было уничтожено более 100 вражеских самолетов, много техники и горючего, взорвали склады авиабомб. Японцы не смогли сбить наши самолёты ни огнём зениток, ни поднять в воздух истребители - аэродром был «перепахан» бомбами. 14 октября 1939 года Г. Кулишенко вылетел на боевое задание, во время которого бомбардировщики нанесли удар по аэродрому в оккупированном Ухане в провинции Хубэй. При возвращении на базу бомбардировщики были атакованы японскими истребителями. В ожесточенном воздушном бою Кулишенко был тяжело ранен, но перед смертью успел посадить свой подбитый врагом бомбардировщик.


ДБ-3

-27 декабря 1939 года наши лётчики провели последнюю боевую операцию: три бомбардировщика СБ, взлетев с аэродрома Хиньчжанг, нанесли удар по японским войскам в районе перевала Куньлунь. Последних добровольцев вывели, и после этого СССР оказывал только материальную помощь. Советские лётчики отрицательно отзывались о китайских ВВС, китайские летчики часто губили самолеты, а их техники не могли обеспечить надлежащего обслуживания и ремонта.

Нападение Третьего рейха на СССР и начало боевых действий Японии против США и Англии на Тихом океане ухудшило отношение правительства Гоминьдан к Москве – китайцы считали, что СССР обречён, поэтому быстро переориентировались на сотрудничество с Западными странами. В 1941-1942 годы СССР вывел последних советников, а с 1943 года даже свернул торговые контакты, закрыв торговые компании и отозвав работников этой сферы из-за бесчинств гоминьдановских властей и местного населения. СССР после этого начинает поддерживать коммунистов в Китае ещё больше. Советских лётчиков частично заменили американские – создана Американская добровольческая группа («Летающие тигры»).

Действия советских военных специалистов, добровольцев позволили Красной Армии получить уникальный боевой опыт, выявить ряд недостатков военной техники, заложить основы сотрудничества и дружбы с китайским народом. Москва вынуждала Японию оказывать китайскому фронту большое внимание, перенести своё внимание на Южное стратегическое направление, перебрасывать наиболее боеспособные части Квантунской армии на юг.



Надпись гласит:
Здесь покоится прах
командира авиаэскадрильи советских
добровольцев, геройски погибшего
в войне китайского народа против
японских захватчиков,
Григория Акимовича Кулишенко
(1903 - 1939)

Источники:
В небе Китая. 1937—1940. — М., 1986.
Полынин Ф.П. Боевые маршруты. — М., 1972.
Японо-китайская война 1937—1945 гг. на проекте «Хронос» http://www.hrono.ru/sobyt/1900war/1937jcw.php
Автор:
Александр Самсонов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. velikoros-88 Офлайн
    velikoros-88 (Михаил) 19 июля 2013 08:13
    0
    "Да были богатыри не нам чета. Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля боя"
  2. pinecone
    pinecone 19 июля 2013 08:59
    +2
    Нападение Третьего рейха на СССР и начало боевых действий Японии против США и Англии на Тихом океане ухудшило отношение правительства Гоминьдан к Москве – китайцы считали, что СССР обречён, поэтому быстро переориентировались на сотрудничество с Западными странами. В 1941-1942 годы.

    Решающую роль в сворачивании отношений с гоминдановским Китаем сыграло подписание 13 апреля 1941г. Договора о нейтралитете между СССР и Японией.
    1. Гамдлислям Офлайн
      Гамдлислям (Сергей Георгиевич) 19 июля 2013 10:19
      +2
      Не совсем так, уважаемый коллега Алексей. Уже к концу 1939 года все добровольцы были выведены из Китая. Остались советники, но только в воинских соединениях подконтрольных или союзных коммунистической патии Китая. Причина - переориентация Гоминдана на западные страны, и, мягко говоря непартнёрские (иногда и враждебные) отношения к нашим людям. В этот период опять обострились противоречия между гомендановцами и коммунистами в Китае, вплоть до вооружённых столкновений.
  3. Страшный прапёрщик (Даниил) 19 июля 2013 10:47
    0
    Спасибо за память!..
  4. omsbon Офлайн
    omsbon (Андрей) 19 июля 2013 12:50
    +3
    Интересно, а сколько кредитов вообще сожрал Китай? На какую сумму?
    И надо ли было отдавать им последние, ведь по большому счету они оказались неблагодарными т в а р я м и.
  5. Drosselmeyer
    Drosselmeyer 19 июля 2013 13:20
    0
    В Севастополе есть улица генерала Хрюкина. Так в 90-е хотели переименовать её из-за неблагозвучности фамилии.
  6. Rakti-Kali Офлайн
    Rakti-Kali 19 июля 2013 15:10
    -1
    Цитата: omsbon
    Интересно, а сколько кредитов вообще сожрал Китай? На какую сумму?И надо ли было отдавать им последние, ведь по большому счету они оказались неблагодарными т в а р я м и.

    Эти, как Вы пишите "неблагодарные т.вари" сковывали значительные силы японцев на протяжении почти 13 лет. И платили они за это не долларами или рублями, как СССР тогда или США во время ВМВ, а своими жизнями.
    1. Лопатов Офлайн
      Лопатов (Лопатов) 19 июля 2013 15:20
      +2
      И за это их на Тайвань загнали? Нехорошо получилось.
  7. Средний брат (Роман) 19 июля 2013 15:25
    +5
    у моего знакомого дед после войны служил в Китае, вовремя корейской войны. От деда осталась почетная грамота, которую ему вручили благодарные)) китайцы. Сын знакомого сейчас учится в школе, типа с "китайским" уклоном, притащил туда посмотреть эту грамоту. Оказалась за подписью самого Мао. Ценили наших летчиков.
  8. polly Офлайн
    polly (Полина) 20 июля 2013 00:49
    +1
    Спасибо автору за интересную статью.Только увидела заголовок статьи, вспомнила книжку,которую в детстве читала "Легенда о Кули-Шене" - так китайцы называли нашего комэска Григория Кулишенко!
  9. Володя Сибиряк
    Володя Сибиряк 21 июля 2013 00:12
    0
    А откуда у гоминьдановцев появилась форма гитлеровского образца? Или только каски?
    1. Лопатов Офлайн
      Лопатов (Лопатов) 21 июля 2013 00:30
      0
      Немцы активно сотрудничали с китайцами до войны.
  10. Денис Офлайн
    Денис (Денис) 21 июля 2013 01:00
    0
    ДБ-3
    При чём тут эта машина,автор с СБ перепутал?
  11. i.xxx-1971
    i.xxx-1971 28 июля 2013 15:34
    0
    В целях секретности опознавательным знаком на наших самолетах было изображение Микки-Мауса
  12. Костя-пешеход
    Костя-пешеход 15 сентября 2014 15:36
    0
    Интересно, если кто из историков любителей ВВС читает, может подскажете, что это за часть пикирующих бомбардировщиков Ju-87 имела на бортах рисунок, напоминающий то ли японское пятно, то ли рекламу рома бакарди.

    Лого можно разглядеть в Голивудском блокбастере "Enemy at the Gate" , интересно, что атаковали они баржу, где в первом кадре офицер чем-то внешне похож на младшего Джорджа Буша. А в последующем сюжете, можно увидеть почти-что новую машину "Военного госпиталя". Как раз очень похожий экземпляр изображён на вики страничке рядом с Её Величеством Елизаветой 2, когда она проходила службу, как я понимаю, в Британской Армии в Красном кресте.

    Интересно, что ли хрущ уже в Британию пришёл разлогать. Кстати, моя бабка рассказывала, что наихудший урон наша деревня понесла от хрущева, хуже чем продразверстка Большевиков во времена голода, когда было необходимо помогать рабочим.

    Кстати, и такой- же флаг можно было увидеть в мельбурне напротив памятника стеллы 888 Лэйбор.

    Между прочим, это не те анти-СУ-100, за что зацепился наш ЯК-42 с командой "Локомотив"?

    D3A с борта авианосца «Сёкаку», возвращающиеся с бомбардировки «Энтерпрайза» 25 августа 1942, двигатели Мицубиси Кинсэй 43, 1000 л.с. 1-tonner, фирма-производитель Айти:

  13. Костя-пешеход
    Костя-пешеход 15 сентября 2014 16:19
    0
    Чтоб успокоить Ветерана Великой Отечественной "Папанова с гранатой", я снайпера вычислил. Пролистал про мазду, что названа в честь какого-то быка зароострийцев, и пришёл к японской классификации Kei car, K-car, or kei jidōsha (軽自動車?, lit. "light automobile"). Для которых указаны специальные номера. Так вот, в кадре, приклад винтовки с каким-то наболдашникам, точь в точь как у этой женщины на кадре возле сузуки вагон Р.

    Чуть не забыл, к этой же классификации относятся и автомобили, которые риэлторская фирма Аделайды дарила своим клиентам Смарт Кар.

    Про главаря мазды Jujiro Matsuda (1921–1951) говорить опасно, сами знаете Ареа 51, Ангар 18, инопланетяне, Пришельцы с других миров - сразу в дурдом заберут.

    А вот у ки-пипл Смарт Кар хотелось бы узнать: я жил на Аннет стрит, а если прочесть не "судьи" - торговцов мазд (celmz), а инопланетяне как byjgkfytnzyt, то хотелось бы спросить - зуд после Хиросимы и Нагасаки наверное прошёл, а вот как ваши фукусимы ещё зудят, или ПЛО на вас наслать?



    Ну что устроим "Невероятные преключения Итальянцев а Австралии"?

    Между прочим, когда мне мой знакомый из Аделайды помогал узнавать про тесты для Французкого Легиона, сам бывший военный Королевских АДФ - Майкл, у него украли Ниссан Патрол, и сожгли.... не те же люди жгли Небоскрёбы в Нью Йорке, а теперь жгут наш Донбасс?
Картина дня