ЗРК средней дальности SLAMRAAM

В настоящее время в Соединённых Штатах, а также других зарубежных государствах ведутся работы над созданием новых средств ПВО, которые предназначены для борьбы с широким спектром воздушных целей — от крылатых ракет до самолетов стратегической авиации. Опыт вооруженных конфликтов 1990-х и 2000-х годов наглядно демонстрирует, что средства воздушного нападения постоянно развиваются, возникают новые способы их применения, а также расширяются их боевые возможности. Все это ведет к совершенствованию средств ПВО, в том числе и ЗРК различного радиуса действия. При этом разработка современных зенитно-ракетных систем — это дорогостоящее удовольствие. По мнению западных специалистов, одним из способов снижения расходов и роста эффективности ЗРК является применение в них УР класса «воздух-воздух». Одним из примеров такого использования авиационных ракет AIM 120 и является ЗРК SLAMRAAM.

Комплексы ПВО, использующие авиационные ракеты AIM-120 (AMRAAM), стали настоящим отдельным направлением совершенствования ЗРК. Данная тенденция объединила десятки стран мира, которые задумались над заменой американского ЗРК Improved Hawk. Первый подобный комплекс в середине 1990-х годов был принят на вооружение норвежской армии под обозначением NАSАМS. Однако более интенсивные работы в этом направлении начались не так давно — во второй половине 2000-х годов.

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Речь идет о разработке различных американских ЗРК (HAWK-AMRAAM, CLAWS, SL-АМRААМ). Одновременно с этим проводились конструкторские и исследовательские работы по усовершенствованию конструкции самой ракеты, включая придание ей способности запуска из разнообразных ПУ. К примеру, 25 марта 2009 года в рамках работ по разработке единой пусковой установки удалось выполнить успешные пуски 2-х ракет АМRААМ с ПУ системы залпового огня HIMARS. Помимо этого, в США ведутся работы по радикальной модернизации ракеты AIM-120, для того, чтобы увеличить дальность ее действия при запуске с земли до 40 километров, сделав ее аналогом ракеты МIМ-23В, которая применяется в ЗРК Improved Hawk.


В феврале 2004 года Пентагон заключил контракт с компанией «Raytheon», в рамках данного контракта предусматривалась полномасштабная разработка нового ЗРК SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile), создаваемого на базе ракеты «воздух-воздух» AIM-120, для нужд сухопутных сил. Первые испытания образцов пусковой установки прошли в ноябре 2005 года, а в октябре 2006 года компания объявила о завершении работ по модернизации ракеты AIM-120 для применения ее в ЗРК SLAMRAAM. Модернизированная версия ракеты AIM-120 была оснащена новой системой самоуничтожения, доработанным ПО, она отличается возросшей эффективностью при использовании против БЛА и крылатых ракет.

Испытания нового ЗРК начались в марте 2008 года. В июле того же года американские военные провели серию испытаний по взаимодействию ЗРК SLAMRAAM с другими ЗРК — «Patriot» и «Avenger». 2 июня 2009 года во время испытаний на полигоне White Sands с помощью ракет AIM-120C7 удалось осуществить перехват низколетящего маневрирующего беспилотника на предельной дальности поражения. Выдача целеуказания производилась с помощью 3-х разнесенных РЛС AN/MPQ-64, входящих в состав комплекса SLAMRAAM. Все они были объединены в одну сеть, управление группировкой производилось с единого пункта управления огнем.

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Целью испытаний, организованных командованием сухопутных войск и компанией «Raytheon», была демонстрация перспектив применения комплекса SLAMRAAM в составе единой эшелонированной системы ПВО, которая объединяла бы в себе разнообразные средства обнаружения и защиты от нападения с воздуха. Сообщается, что первая батарея новых ЗРК должна быть принята на вооружение СВ в 2012 году. Американские военные рассчитывают, что в перспективе новый ЗРК полностью заменит в войсках ЗРК «Avenge».

Состав ЗРК SLAMRAAM

ЗРК SLAMRAAM является мобильным комплексом, устанавливаемым на колесное шасси, он предназначен для обеспечения противовоздушной обороны войск и объектов инфраструктуры от различных средств воздушного нападения противника при любых погодных условиях, в любое время суток, в том числе при активном использовании противником средств радиоэлектронного противодействия. Комплекс рассчитан на уничтожение различных аэродинамических целей, в том числе БЛА и крылатых ракет, на предельно малых и малых высотах на удалении до 25 километров.

С целью увеличения мобильности и боевых возможностей ЗРК боевые средства комплекса размещаются на легких автомобильных шасси, в частности на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV. Также ведутся испытания ЗРК с размещением на базе FMTV — семейства средних тактических автомобилей. При этом семейство FMTV было выбрано по причине очень высокой выживаемости в боевых условиях, усиленной конструкции, наличию дополнительного бронирования. По всей видимости, американские военные полностью отказались от шасси HMMWV в пользу платформы FMTV. Массово-габаритные характеристики ЗРК SLAMRAAM обеспечивают быструю переброску комплекса в районы боевых действий с привлечением стандартных транспортных самолетов типа С-130 «Геркулес».

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

В состав ЗРК SLAMRAAM входят:
• радиолокационная станция обнаружения целей;
• пункт управления огнем;
• ПУ с зенитными управляемыми ракетами AIM-120 (AMRAAM).

В состав комплекса включена многофункциональная PЛC AN/MPQ-64, которая была специально разработана для СВ США на базе РЛС AN/TPQ-36A. AN/MPQ-64 — это импульсно-доплеровская трехкоординатная станция кругового обзора, которая предназначена для обнаружения, сопровождения и измерения координат воздушных целей с последующей выдачей целеуказания имеющимся в распоряжении средствам перехвата. Данная станция работает в сантиметровом диапазоне радиоволн (рабочие частоты 8-10 ГГц), станция в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 60 воздушных целей и одновременное наведение на них до 3-х зенитных ракет, также она имеет интегрированный запросчик системы «свой-чужой».

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Антенна РЛС AN/MPQ-64 представляет собой плоскую ФАР (фазированную антенную решетку), которая в состоянии обеспечить обзор воздушного пространства по азимуту — в пределах 360°, по дальности — до 75 километров за счет кругового вращения антенны со скоростью 30 об/мин, а по углу места — за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности антенны в диапазоне от –10 до + 55°. РЛС комплекса создает диаграмму направленности игольчатого типа с низким уровнем боковых лепестков, она в состоянии осуществлять селекцию воздушных целей и сжатие импульсов, изменять вид и мощность излучаемого сигнала. Время развертывания РЛС и подготовки ее к работе занимает до 10 минут. Все необходимое оборудование РЛС может быть смонтировано на базе прицепа, который буксируется автомобилем повышенной проходимости М988 «Humvee».

ПУО — пункт управления огнем, также смонтирован на базе того же шасси М988 «Humvee». Он позволяет осуществлять прием, отображение и обработку поступающей информации о воздушной обстановке, состоянии систем комплекса, а также передачу целеуказания на ПУ. Боевая работа комплекса ПВО обеспечивается операторами, которые располагаются на автоматизированных рабочих местах, оснащенных цифровыми высокопроизводительными ЭВМ. Пункт управления огнем ЗРК SLAMRAAM был создан в соответствии с концепцией ведения боя в зоне ПВО/ПРО, которая объединяет разведывательные, управляющие и огневые в средства в единую систему (Battle space), обеспечивая обмен данными в режиме реального времени. При этом ЗРК в состоянии вести бой, находясь в едином информационном пространстве и получая сведения о воздушных целях от внешних источников. В случае необходимости SLAMRAAM может взаимодействовать с системами ПВО «Patriot» PAC-2, PAC-3, а также перспективным ЗРК MEADS.

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Мобильная ПУ ЗРК SLAMRAAM может нести от 4 до 6 ЗУР AIM-120, она предназначена для транспортировки, предварительного наведения и осуществления наклонного пуска ракет. Пакет направляющих был размещен на поворотной платформе кругового вращения. При этом в вертикальной плоскости ракеты можно наводить на цель до угла в 70°. В походном положении, на марше ракеты находятся в горизонтальном положении. Время подготовки платформы к пуску ракет из походного положения составляет примерно 1 минуту. Для увеличения живучести ПУ ЗРК они могут располагаться на удалении до 25 километров от ПУО. При этом обмен информацией между ПУ и ПУО может быть налажен при помощи волоконно-оптической, кабельной или цифровой беспроводной связи.

ЗУР AIM-120 — это твердотопливная одноступенчатая ракета, которая выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Она использует комбинированную систему наведения (на начальном и среднем участке траектории — командно-инерциальная, на конечном участке траектории — активное радиолокационное самонаведение на цель). Команды коррекции поступают на борт ЗУР по специальной командной радиолинии, приемники которой установлены в ее хвостовой части. Боевая часть ракеты может оснащаться как неконтактным, так и контактным радиовзрывателем. Скорость полета ракеты достигает 4 М, она в состоянии поражать цели, удаленные до 25 километров. При этом при отсутствии помех расчетная вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,6-0,8. На данный момент ЗУР производится в двух модификациях AIM-120B и AIM-120С. Выпуском ракет занимается компания Raytheon на своем предприятии в городе Тусон. По оценкам иностранных экспертов, стоимость одной такой ЗУР составляет порядка 390 тысяч долларов.

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Тактико-технические характеристики ЗРК SLAMRAAM:

Максимальная дальность стрельбы — 25 км.

Ракета — AIM-120С5
Габариты: длина — 3650 мм, диаметр — 178 мм, размах крыльев — 445 мм, размах хвостового оперения — 447 мм.
Стартовая масса — 161,5 кг.
Масса БЧ — 20,5 кг.
Максимальная скорость — 4 М.

РЛС AN/TPQ-64:
Дальность обнаружения воздушных целей — до 75 км.
Зона обзора: по азимуту — 360°, по углу места — до 60°.
Диапазон рабочих частот — 8-10 ГГц.
Время наработки на отказ — 300 ч.

Источники информации:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/slamraam/slamraam.shtml
http://www.military-informant.com/index.php/army/554-sl-amraam.html
http://saidpvo.livejournal.com/277417.html
http://pentagonus.ru/publ/6-1-0-1052
http://old.nationaldefense.ru/1782/1785/index.shtml?id=1789
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Nayhas 25 марта 2014 08:56
    Мне эти потуги США с ближней зоной ПВО (язык не поворачивается назвать средней) напоминают их первые танковые поделки типа М-1 и М-3.Категорическое нежелание создать нормальный комплекс ПВО типа Тор приводит к тому, что "я его слепила из того что было..."
    Увидев ЗРК SLAMRAAM так и хочется спеть "Выходиииила на берег "катюша" и стреляла в небо колбасой...", ещё не хватает в виде базовой машины Studebaker US6.
    Какого черта делает ЗУР AIM-9 Sidewinder рядом с AIM-120 AMRAAM (фото 2)? Чтобы при горячем старте (иной на такой ПУ невозможен) горячий выхлоп взлетающей AIM-120 сжег "окошко" ТГСН и заклинил рули?
    Вы видели тумбу на которой стоят направляющие? Как это вообще можно было придумать в 21 веке? А расположение РЛС в двух метрах над землёй? Какие низколетящие цели она обнаружит?
    Кому они это чудовище пытаются впарить?
    Raytheon! Учись у LM или вали с рынка!
    1. Алексей 1977 6 апреля 2014 11:36
      Попросили бы, мы бы им продали лицензию.
      И РЛС вынесена, и бронька какая-никакая есть.
      И ракеты открыто на пусковой. Все как заказывали.
      И выглядит посолиднее и проверено многолетней эксплуатацией.
      В принципе то-же самое, только руками сделано, хоть и пятьдесят лет назад.
      Кстати о Студебеккерах. ТЗМ от Куба. wink

      Алексей 1977
  2. tchoni 25 марта 2014 20:22
    Позволю себе с вами не согласиццо. американцы - кто угодно, но не лохи. вопервых комплекс разнесенный - автоматом это повышает боевую живучесть. во вторых - рлс- прицеп, опять в плюс к боевой живучести и ремонтопригодности + первые ракеты обычно рлс достаются, а здесь - полный порядок. снесли станцию , а лс целы, да и пу не пострадали (в отличии от того же тора) и вообще несколько станцый между собой работать могу. Так что я считаю, что комплекс весьма серьезный, хотя и ввглядит поскромнее тора.
    1. Nayhas 25 марта 2014 21:44
      Цитата: tchoni
      Так что я считаю, что комплекс весьма серьезный, хотя и ввглядит поскромнее тора.

      Даже на быстрый взгляд видно, что всё создавалось "на коленке". Ракета AIM-120 AMRAAM конечно давно подтвердила свою надежность, но никто и никогда не хранил их в открытом виде на улице под воздействием осадков и температурных перепадов и тем более не возил их по колдобинам подвергая тряске. Перед подвеской на самолёт ракеты хранят в контейнерах при определенной температуре и влажности. Во время полёта она конечно подвергается и температурным и физическим нагрузкам, но это не более 1-3ч. Тут же на протяжении суток ракета может испытать комплекс нагрузок, перепаду температур и влажности которые могут привести к поломке ибо она не рассчитана на это. ЗУР не зря хранят в герметичных контейнерах на специальных креплениях и заранее закладывая в её конструкцию стойкость к ударным нагрузкам. То что создала компания Raytheon лишь нелепая импровизация. В истории ПВО не было ни одного удачного ЗРК использующего ракету в-в.
      1. StolzSS 25 марта 2014 21:51
        Полностью с вами согласен. У тех же Норвежцев они стоят в укрытиях и только на учения выводятся на воздух. Насчёт ракет малой дальности они в чехлах их видимо снимают после старта 120 тых...решение конечно полный шлак и сделано явно в целях экономии денег, а это значит впаривать будут бедным родственникам))) тоесть союзникам типа Колумбии или Польши...
        StolzSS
      2. denis02135 25 марта 2014 22:36
        Уважаемый Nayhas, вопрос, что делают с этой ракетой если с ней возвращаются на базу (небыло цели)
        Цитата: Nayhas
        Во время полёта она конечно подвергается и температурным и физическим нагрузкам, но это не более 1-3ч.
        отстреливают в воздухе или снимают с самолета и отправляют на склад или утилизируют?
      3. tchoni 27 марта 2014 21:41
        Вот не надо придумывать разница температура -давление - вибрации и ударные нагрузки между спокойно стоящим самолетом и самолетом летящим на высоте 18 км такие, что ни каким сезонным колебаниям не переплюнуть. Понятно, что данная ракета будет требовать несколько большего обслуживания, чем контейнерная версия, но унификация с ВВС - вещь очень притягательная. Позволяет наладить массовый выпуск ракет, облегчить утилизацию старых и вообще снизить стоимость.
        Вместе с тем архитектура комплекса позволяет очень гибкое его использование для обеспечения ПВО различных командных центров, вплоть до уровня батальона, мест дислокации и временного сосредоточения подразделений, полевых складов и пр. важных объектов.
        Учитывая модульность архитектуры, солидный радиус дествия РЛС. (75 км) сетевую ориентированность комплекса и солидный радиус действия ракет (25 км) вполне реально обеспечить устойчивую зону ПВО радиусом около 40 км. Какой ТОР или Панцирь на это способен?
  3. landromat 25 марта 2014 21:34
    Круто! ЗРК на внешней подвеске вертолета можно очень быстро доставлять туда где враг не ждет. Да еще с ракетой выстрелил-забыл. Да еще дальность пуска могут поднять до 40 км с новой ракетой сделанной на базе ESSM с активной головой от аим-120. Кстати у нас есть проект на базе ракеты р-77 монтируемой на лафете от зенитной пушки.
    1. StolzSS 25 марта 2014 21:53
      Чего крутого вы в этом увидели сам вертолёт уже идеальная цель или вы думаете самолёты ДРЛО и развед спутники есть только у матрасников??? Если бы могли сделать уже бы сделали это денег потребует вот они и втюхивают пока так а потом мол модернизируем...
      StolzSS
      1. landromat 25 марта 2014 22:34
        Круто только тем что у нас ничего подобного нет. Панцири это не комплексы выстрелил-забыл им нужно светить пока харм не прилетит, а буки уже под 30 тонн весом их быстро без аэродрома не перебросиш.
  4. rezident 26 марта 2014 00:02
    Идея непохая стандартные ракеты использовать еще в наземной ПВО . Но без кожуха для ракет это как то неправильно. Да и на кой она если у них есть хок для ближней ПВО. Пускай его юзают и развивают.
    rezident
  5. Комментарий был удален.
  6. Sledgehammer 26 марта 2014 01:46
    Смотришь на фото где ЗРК установлен на Хамерах и остается стойкое
    чувство что это фотомонтаж what .
    В состав ЗРК SLAMRAAM входят:
    • радиолокационная станция обнаружения целей;
    • пункт управления огнем;
    • ПУ с зенитными управляемыми ракетами AIM-120 (AMRAAM)

    Где радар сопровождения(наведения на) цели stop ?
    И о оптико электронных системах наведения речи нет.
    Комплекс SLAMRAAM больше ориентирован на оборону , если брать наш аналог
    он построен на принципе "Все в одном " и более мобилен.

    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
    Sledgehammer
    1. landromat 26 марта 2014 12:02
      Радар наведения на цель располагается в носовой части ракеты. Это комплекс следующего поколения. Как с-400 только компактней. Подсвечивать ему ничего не надо. Активная голова ракеты захватывает цель на дальности 16 км.
    2. tchoni 27 марта 2014 21:45
      только очень уж уязвим...один шрайк - и прощай родимый экипаж.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня