ЗРК средней дальности SLAMRAAM

В настоящее время в Соединённых Штатах, а также других зарубежных государствах ведутся работы над созданием новых средств ПВО, которые предназначены для борьбы с широким спектром воздушных целей — от крылатых ракет до самолетов стратегической авиации. Опыт вооруженных конфликтов 1990-х и 2000-х годов наглядно демонстрирует, что средства воздушного нападения постоянно развиваются, возникают новые способы их применения, а также расширяются их боевые возможности. Все это ведет к совершенствованию средств ПВО, в том числе и ЗРК различного радиуса действия. При этом разработка современных зенитно-ракетных систем — это дорогостоящее удовольствие. По мнению западных специалистов, одним из способов снижения расходов и роста эффективности ЗРК является применение в них УР класса «воздух-воздух». Одним из примеров такого использования авиационных ракет AIM 120 и является ЗРК SLAMRAAM.

Комплексы ПВО, использующие авиационные ракеты AIM-120 (AMRAAM), стали настоящим отдельным направлением совершенствования ЗРК. Данная тенденция объединила десятки стран мира, которые задумались над заменой американского ЗРК Improved Hawk. Первый подобный комплекс в середине 1990-х годов был принят на вооружение норвежской армии под обозначением NАSАМS. Однако более интенсивные работы в этом направлении начались не так давно — во второй половине 2000-х годов.

ЗРК средней дальности SLAMRAAM

Речь идет о разработке различных американских ЗРК (HAWK-AMRAAM, CLAWS, SL-АМRААМ). Одновременно с этим проводились конструкторские и исследовательские работы по усовершенствованию конструкции самой ракеты, включая придание ей способности запуска из разнообразных ПУ. К примеру, 25 марта 2009 года в рамках работ по разработке единой пусковой установки удалось выполнить успешные пуски 2-х ракет АМRААМ с ПУ системы залпового огня HIMARS. Помимо этого, в США ведутся работы по радикальной модернизации ракеты AIM-120, для того, чтобы увеличить дальность ее действия при запуске с земли до 40 километров, сделав ее аналогом ракеты МIМ-23В, которая применяется в ЗРК Improved Hawk.


В феврале 2004 года Пентагон заключил контракт с компанией «Raytheon», в рамках данного контракта предусматривалась полномасштабная разработка нового ЗРК SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile), создаваемого на базе ракеты «воздух-воздух» AIM-120, для нужд сухопутных сил. Первые испытания образцов пусковой установки прошли в ноябре 2005 года, а в октябре 2006 года компания объявила о завершении работ по модернизации ракеты AIM-120 для применения ее в ЗРК SLAMRAAM. Модернизированная версия ракеты AIM-120 была оснащена новой системой самоуничтожения, доработанным ПО, она отличается возросшей эффективностью при использовании против БЛА и крылатых ракет.

Испытания нового ЗРК начались в марте 2008 года. В июле того же года американские военные провели серию испытаний по взаимодействию ЗРК SLAMRAAM с другими ЗРК — «Patriot» и «Avenger». 2 июня 2009 года во время испытаний на полигоне White Sands с помощью ракет AIM-120C7 удалось осуществить перехват низколетящего маневрирующего беспилотника на предельной дальности поражения. Выдача целеуказания производилась с помощью 3-х разнесенных РЛС AN/MPQ-64, входящих в состав комплекса SLAMRAAM. Все они были объединены в одну сеть, управление группировкой производилось с единого пункта управления огнем.


Целью испытаний, организованных командованием сухопутных войск и компанией «Raytheon», была демонстрация перспектив применения комплекса SLAMRAAM в составе единой эшелонированной системы ПВО, которая объединяла бы в себе разнообразные средства обнаружения и защиты от нападения с воздуха. Сообщается, что первая батарея новых ЗРК должна быть принята на вооружение СВ в 2012 году. Американские военные рассчитывают, что в перспективе новый ЗРК полностью заменит в войсках ЗРК «Avenge».

Состав ЗРК SLAMRAAM

ЗРК SLAMRAAM является мобильным комплексом, устанавливаемым на колесное шасси, он предназначен для обеспечения противовоздушной обороны войск и объектов инфраструктуры от различных средств воздушного нападения противника при любых погодных условиях, в любое время суток, в том числе при активном использовании противником средств радиоэлектронного противодействия. Комплекс рассчитан на уничтожение различных аэродинамических целей, в том числе БЛА и крылатых ракет, на предельно малых и малых высотах на удалении до 25 километров.

С целью увеличения мобильности и боевых возможностей ЗРК боевые средства комплекса размещаются на легких автомобильных шасси, в частности на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV. Также ведутся испытания ЗРК с размещением на базе FMTV — семейства средних тактических автомобилей. При этом семейство FMTV было выбрано по причине очень высокой выживаемости в боевых условиях, усиленной конструкции, наличию дополнительного бронирования. По всей видимости, американские военные полностью отказались от шасси HMMWV в пользу платформы FMTV. Массово-габаритные характеристики ЗРК SLAMRAAM обеспечивают быструю переброску комплекса в районы боевых действий с привлечением стандартных транспортных самолетов типа С-130 «Геркулес».


В состав ЗРК SLAMRAAM входят:
• радиолокационная станция обнаружения целей;
• пункт управления огнем;
• ПУ с зенитными управляемыми ракетами AIM-120 (AMRAAM).

В состав комплекса включена многофункциональная PЛC AN/MPQ-64, которая была специально разработана для СВ США на базе РЛС AN/TPQ-36A. AN/MPQ-64 — это импульсно-доплеровская трехкоординатная станция кругового обзора, которая предназначена для обнаружения, сопровождения и измерения координат воздушных целей с последующей выдачей целеуказания имеющимся в распоряжении средствам перехвата. Данная станция работает в сантиметровом диапазоне радиоволн (рабочие частоты 8-10 ГГц), станция в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 60 воздушных целей и одновременное наведение на них до 3-х зенитных ракет, также она имеет интегрированный запросчик системы «свой-чужой».


Антенна РЛС AN/MPQ-64 представляет собой плоскую ФАР (фазированную антенную решетку), которая в состоянии обеспечить обзор воздушного пространства по азимуту — в пределах 360°, по дальности — до 75 километров за счет кругового вращения антенны со скоростью 30 об/мин, а по углу места — за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности антенны в диапазоне от –10 до + 55°. РЛС комплекса создает диаграмму направленности игольчатого типа с низким уровнем боковых лепестков, она в состоянии осуществлять селекцию воздушных целей и сжатие импульсов, изменять вид и мощность излучаемого сигнала. Время развертывания РЛС и подготовки ее к работе занимает до 10 минут. Все необходимое оборудование РЛС может быть смонтировано на базе прицепа, который буксируется автомобилем повышенной проходимости М988 «Humvee».

ПУО — пункт управления огнем, также смонтирован на базе того же шасси М988 «Humvee». Он позволяет осуществлять прием, отображение и обработку поступающей информации о воздушной обстановке, состоянии систем комплекса, а также передачу целеуказания на ПУ. Боевая работа комплекса ПВО обеспечивается операторами, которые располагаются на автоматизированных рабочих местах, оснащенных цифровыми высокопроизводительными ЭВМ. Пункт управления огнем ЗРК SLAMRAAM был создан в соответствии с концепцией ведения боя в зоне ПВО/ПРО, которая объединяет разведывательные, управляющие и огневые в средства в единую систему (Battle space), обеспечивая обмен данными в режиме реального времени. При этом ЗРК в состоянии вести бой, находясь в едином информационном пространстве и получая сведения о воздушных целях от внешних источников. В случае необходимости SLAMRAAM может взаимодействовать с системами ПВО «Patriot» PAC-2, PAC-3, а также перспективным ЗРК MEADS.


Мобильная ПУ ЗРК SLAMRAAM может нести от 4 до 6 ЗУР AIM-120, она предназначена для транспортировки, предварительного наведения и осуществления наклонного пуска ракет. Пакет направляющих был размещен на поворотной платформе кругового вращения. При этом в вертикальной плоскости ракеты можно наводить на цель до угла в 70°. В походном положении, на марше ракеты находятся в горизонтальном положении. Время подготовки платформы к пуску ракет из походного положения составляет примерно 1 минуту. Для увеличения живучести ПУ ЗРК они могут располагаться на удалении до 25 километров от ПУО. При этом обмен информацией между ПУ и ПУО может быть налажен при помощи волоконно-оптической, кабельной или цифровой беспроводной связи.

ЗУР AIM-120 — это твердотопливная одноступенчатая ракета, которая выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Она использует комбинированную систему наведения (на начальном и среднем участке траектории — командно-инерциальная, на конечном участке траектории — активное радиолокационное самонаведение на цель). Команды коррекции поступают на борт ЗУР по специальной командной радиолинии, приемники которой установлены в ее хвостовой части. Боевая часть ракеты может оснащаться как неконтактным, так и контактным радиовзрывателем. Скорость полета ракеты достигает 4 М, она в состоянии поражать цели, удаленные до 25 километров. При этом при отсутствии помех расчетная вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,6-0,8. На данный момент ЗУР производится в двух модификациях AIM-120B и AIM-120С. Выпуском ракет занимается компания Raytheon на своем предприятии в городе Тусон. По оценкам иностранных экспертов, стоимость одной такой ЗУР составляет порядка 390 тысяч долларов.


Тактико-технические характеристики ЗРК SLAMRAAM:

Максимальная дальность стрельбы — 25 км.

Ракета — AIM-120С5
Габариты: длина — 3650 мм, диаметр — 178 мм, размах крыльев — 445 мм, размах хвостового оперения — 447 мм.
Стартовая масса — 161,5 кг.
Масса БЧ — 20,5 кг.
Максимальная скорость — 4 М.

РЛС AN/TPQ-64:
Дальность обнаружения воздушных целей — до 75 км.
Зона обзора: по азимуту — 360°, по углу места — до 60°.
Диапазон рабочих частот — 8-10 ГГц.
Время наработки на отказ — 300 ч.

Источники информации:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/slamraam/slamraam.shtml
http://www.military-informant.com/index.php/army/554-sl-amraam.html
http://saidpvo.livejournal.com/277417.html
http://pentagonus.ru/publ/6-1-0-1052
http://old.nationaldefense.ru/1782/1785/index.shtml?id=1789
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Nayhas Офлайн
    Nayhas 25 марта 2014 08:56
    +3
    Мне эти потуги США с ближней зоной ПВО (язык не поворачивается назвать средней) напоминают их первые танковые поделки типа М-1 и М-3.Категорическое нежелание создать нормальный комплекс ПВО типа Тор приводит к тому, что "я его слепила из того что было..."
    Увидев ЗРК SLAMRAAM так и хочется спеть "Выходиииила на берег "катюша" и стреляла в небо колбасой...", ещё не хватает в виде базовой машины Studebaker US6.
    Какого черта делает ЗУР AIM-9 Sidewinder рядом с AIM-120 AMRAAM (фото 2)? Чтобы при горячем старте (иной на такой ПУ невозможен) горячий выхлоп взлетающей AIM-120 сжег "окошко" ТГСН и заклинил рули?
    Вы видели тумбу на которой стоят направляющие? Как это вообще можно было придумать в 21 веке? А расположение РЛС в двух метрах над землёй? Какие низколетящие цели она обнаружит?
    Кому они это чудовище пытаются впарить?
    Raytheon! Учись у LM или вали с рынка!
    1. Алексей 1977
      Алексей 1977 6 апреля 2014 11:36
      0
      Попросили бы, мы бы им продали лицензию.
      И РЛС вынесена, и бронька какая-никакая есть.
      И ракеты открыто на пусковой. Все как заказывали.
      И выглядит посолиднее и проверено многолетней эксплуатацией.
      В принципе то-же самое, только руками сделано, хоть и пятьдесят лет назад.
      Кстати о Студебеккерах. ТЗМ от Куба. wink

  2. tchoni Офлайн
    tchoni 25 марта 2014 20:22
    +2
    Позволю себе с вами не согласиццо. американцы - кто угодно, но не лохи. вопервых комплекс разнесенный - автоматом это повышает боевую живучесть. во вторых - рлс- прицеп, опять в плюс к боевой живучести и ремонтопригодности + первые ракеты обычно рлс достаются, а здесь - полный порядок. снесли станцию , а лс целы, да и пу не пострадали (в отличии от того же тора) и вообще несколько станцый между собой работать могу. Так что я считаю, что комплекс весьма серьезный, хотя и ввглядит поскромнее тора.
    1. Nayhas Офлайн
      Nayhas 25 марта 2014 21:44
      +2
      Цитата: tchoni
      Так что я считаю, что комплекс весьма серьезный, хотя и ввглядит поскромнее тора.

      Даже на быстрый взгляд видно, что всё создавалось "на коленке". Ракета AIM-120 AMRAAM конечно давно подтвердила свою надежность, но никто и никогда не хранил их в открытом виде на улице под воздействием осадков и температурных перепадов и тем более не возил их по колдобинам подвергая тряске. Перед подвеской на самолёт ракеты хранят в контейнерах при определенной температуре и влажности. Во время полёта она конечно подвергается и температурным и физическим нагрузкам, но это не более 1-3ч. Тут же на протяжении суток ракета может испытать комплекс нагрузок, перепаду температур и влажности которые могут привести к поломке ибо она не рассчитана на это. ЗУР не зря хранят в герметичных контейнерах на специальных креплениях и заранее закладывая в её конструкцию стойкость к ударным нагрузкам. То что создала компания Raytheon лишь нелепая импровизация. В истории ПВО не было ни одного удачного ЗРК использующего ракету в-в.
      1. StolzSS
        StolzSS 25 марта 2014 21:51
        0
        Полностью с вами согласен. У тех же Норвежцев они стоят в укрытиях и только на учения выводятся на воздух. Насчёт ракет малой дальности они в чехлах их видимо снимают после старта 120 тых...решение конечно полный шлак и сделано явно в целях экономии денег, а это значит впаривать будут бедным родственникам))) тоесть союзникам типа Колумбии или Польши...
      2. denis02135 Офлайн
        denis02135 25 марта 2014 22:36
        0
        Уважаемый Nayhas, вопрос, что делают с этой ракетой если с ней возвращаются на базу (небыло цели)
        Цитата: Nayhas
        Во время полёта она конечно подвергается и температурным и физическим нагрузкам, но это не более 1-3ч.
        отстреливают в воздухе или снимают с самолета и отправляют на склад или утилизируют?
      3. tchoni Офлайн
        tchoni 27 марта 2014 21:41
        0
        Вот не надо придумывать разница температура -давление - вибрации и ударные нагрузки между спокойно стоящим самолетом и самолетом летящим на высоте 18 км такие, что ни каким сезонным колебаниям не переплюнуть. Понятно, что данная ракета будет требовать несколько большего обслуживания, чем контейнерная версия, но унификация с ВВС - вещь очень притягательная. Позволяет наладить массовый выпуск ракет, облегчить утилизацию старых и вообще снизить стоимость.
        Вместе с тем архитектура комплекса позволяет очень гибкое его использование для обеспечения ПВО различных командных центров, вплоть до уровня батальона, мест дислокации и временного сосредоточения подразделений, полевых складов и пр. важных объектов.
        Учитывая модульность архитектуры, солидный радиус дествия РЛС. (75 км) сетевую ориентированность комплекса и солидный радиус действия ракет (25 км) вполне реально обеспечить устойчивую зону ПВО радиусом около 40 км. Какой ТОР или Панцирь на это способен?
  3. landromat Офлайн
    landromat 25 марта 2014 21:34
    0
    Круто! ЗРК на внешней подвеске вертолета можно очень быстро доставлять туда где враг не ждет. Да еще с ракетой выстрелил-забыл. Да еще дальность пуска могут поднять до 40 км с новой ракетой сделанной на базе ESSM с активной головой от аим-120. Кстати у нас есть проект на базе ракеты р-77 монтируемой на лафете от зенитной пушки.
    1. StolzSS
      StolzSS 25 марта 2014 21:53
      0
      Чего крутого вы в этом увидели сам вертолёт уже идеальная цель или вы думаете самолёты ДРЛО и развед спутники есть только у матрасников??? Если бы могли сделать уже бы сделали это денег потребует вот они и втюхивают пока так а потом мол модернизируем...
      1. landromat Офлайн
        landromat 25 марта 2014 22:34
        +1
        Круто только тем что у нас ничего подобного нет. Панцири это не комплексы выстрелил-забыл им нужно светить пока харм не прилетит, а буки уже под 30 тонн весом их быстро без аэродрома не перебросиш.
  4. rezident
    rezident 26 марта 2014 00:02
    0
    Идея непохая стандартные ракеты использовать еще в наземной ПВО . Но без кожуха для ракет это как то неправильно. Да и на кой она если у них есть хок для ближней ПВО. Пускай его юзают и развивают.
  5. Комментарий был удален.
  6. Sledgehammer
    Sledgehammer 26 марта 2014 01:46
    +1
    Смотришь на фото где ЗРК установлен на Хамерах и остается стойкое
    чувство что это фотомонтаж what .
    В состав ЗРК SLAMRAAM входят:
    • радиолокационная станция обнаружения целей;
    • пункт управления огнем;
    • ПУ с зенитными управляемыми ракетами AIM-120 (AMRAAM)

    Где радар сопровождения(наведения на) цели stop ?
    И о оптико электронных системах наведения речи нет.
    Комплекс SLAMRAAM больше ориентирован на оборону , если брать наш аналог
    он построен на принципе "Все в одном " и более мобилен.

    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
    1. landromat Офлайн
      landromat 26 марта 2014 12:02
      0
      Радар наведения на цель располагается в носовой части ракеты. Это комплекс следующего поколения. Как с-400 только компактней. Подсвечивать ему ничего не надо. Активная голова ракеты захватывает цель на дальности 16 км.
    2. tchoni Офлайн
      tchoni 27 марта 2014 21:45
      0
      только очень уж уязвим...один шрайк - и прощай родимый экипаж.