«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения


C начала семидесятых годов прошлого столетия военное руководство СССР проявляло огромный интерес к разработкам, связанным с лазерным оружием. Лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах. Все построенные установки были привязаны к стационарным источникам энергии и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности, это также не позволяло конструкторам провести полноценные испытания. Правительством СССР задача по испытаниям и отработке автономности была возложена на ВМФ. Лазерную пушку, проходившую во всех документах под обозначением МСУ (мощная силовая установка) было решено установить на надводном корабле.

В 1976 году Сергей Горшков, главком ВМФ СССР, для ЦКБ «Черноморец» утвердил специальное задание на переоборудование десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно, которое получило обозначение проект 10030 «Форос». На «Форосе» планировалось испытывать лазерный комплекс «Аквилон», в задачи которого входило поражение оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Процесс переоборудования затянулся на восемь лет, масса и приличные габариты «Аквилона» потребовали значительного усиления корпуса корабля и увеличения надстройки. И вот в конце сентября 1984 года судно под обозначением ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР.


Корпус корабля подвергся действительно большим изменениям. Аппарели заменили форштевнем и носовой секцией. Были сформированы бортовые були шириной до 1,5 метра. Надстройка корабля была смонтирована единым модулем с полным оснащением постов и помещений, был установлен кран грузоподъемностью сто тонн. Для снижения шумности все жилые и служебные помещения судна были обработаны звукопоглощающей изоляцией, для этих же целей на корабле появились коффердамы (узкий горизонтальный или вертикальный отсек на судне для разделения соседних помещений).

С особой точностью монтировались все агрегаты комплекса «Аквилон», особо повышенные требования предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей.

В октябре 1984 года в Феодосийском полигоне с опытового судна «Форос» впервые в истории советского ВМФ были проведены испытательные стрельбы из лазерной пушки. Стрельбы в целом прошли успешно, низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лучом лазера.

Но при этом обнаружился ряд недостатков – атака длилась всего несколько секунд, а вот подготовка к стрельбам заняла более суток, КПД был очень низок, всего лишь пять процентов. Несомненным успехом было то, что в ходе испытаний ученым удалось приобрести опыт в боевом применении лазеров, но развал СССР и последовавший за ним экономический кризис остановили опытные работы, не дав довести начатое до конца.

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения


«Форос» не был единственным кораблем ВМФ СССР, на котором испытывались лазерные установки.

В это же время, параллельно с переоборудованием «Фороса», в Севастополе по проекту Невского ПКБ началась модернизация сухогруза вспомогательного флота «Диксон». Работы по модернизации «Диксона» начались в 1978 года. Одновременно с началом переоборудования корабля на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной установки. Все работы по созданию новой лазерной пушки были засекречены, она должна была стать самой мощной советской боевой лазерной установкой, проект получил название «Айдар».

Работа над модернизацией «Диксона» требовала огромного количества ресурсов и денежных средств. Кроме этого, в ходе работ конструкторы постоянно сталкивались с проблемами научного и технического характера. Так, например, для того, чтобы оборудовать корабль баллонами для сжатого воздуха в количестве 400 штук, пришлось с обоих бортов полностью снять металлическую обшивку. Потом выяснилось, что сопутствующий стрельбе водород может скопиться в закрытых пространствах и ненароком взорваться, пришлось монтировать усиленную вентиляцию. Специально под лазерную установку верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она имела возможность раскрываться на две части. В результате пришлось укреплять потерявший прочность корпус. Для усиления силовой установки корабля на нем были установлены три реактивных двигателя от Ту-154.

В конце 1979 года «Диксон» был переведен в Крым, в Феодосию, на Черное море. Здесь на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе корабль был оборудован лазерной пушкой и системами управления. Здесь же на корабль заселился экипаж.

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения

«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения


Первые испытания «Диксона» прошли летом 1980 года. В ходе испытаний был дан лазерный залп, стреляли по мишени, расположенной на берегу на расстоянии 4 километра. Поразить мишень удалось с первого раза, но при этом самого луча и видимых разрушений мишени никто из присутствующих не увидел. Попадание было зафиксировано тепловым датчиком, установленным на самой мишени. КПД луча составлял все те же 5%, всю энергию луча поглотили испарения влаги с поверхности моря.

Однако испытания были признаны отличными. Ведь по замыслу создателей лазер предназначался для использования в космосе, где, как известно, царит полный вакуум.

Помимо низкого КПД и боевых характеристик установка имела просто огромные габариты и была сложна в эксплуатации.

Испытания продолжались до 1985 года. В результате дальнейших испытаний удалось получить данные, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей лучше всего их устанавливать, удалось даже повысить боевую мощь лазера. Все намеченные испытания к 1985 году были успешно завершены.

Но несмотря на то, что испытания были признаны успешными, создатели установки, как военные, так и конструкторы, прекрасно понимали, что вывести на орбиту такого монстра в ближайшие 20-30 лет удастся вряд ли. Эти доводы и были озвучены перед высшим партийным руководством страны, которое, в свою очередь, помимо озвученных проблем волновали еще и огромные, многомиллионные расходы и сроки постройки лазеров.

К тому времени заокеанский потенциальный противник СССР столкнулся точно с такими же проблемами. Космическая гонка вооружений застопорилась в самом начале, итогом, по сути так и не начавшейся гонки, стали переговоры «По обороне и космосу», которые послужили толчком к двухстороннему свертыванию военных космических программ. СССР демонстративно прекратил все работы по нескольким военным космическим программам. Проект «Айдар» также был свернут и об уникальном корабле «Диксон» забыли.

Оба корабля входили в состав 311 дивизиона опытовых судов. В 1990 годы лазерные установки были демонтированы, техническая документация уничтожена, а сами уникальные корабли «Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения - ушли на слом.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. viktor_ui 14 апреля 2011 09:33
    Документацию продали
    1. aleks 28 декабря 2011 14:25
      НЕСОМНЕННО
  2. datur 14 апреля 2011 12:45
    ну вот откуда у амеров лазеры и все остальное.то-то еще всплывет.
    1. nokki 1 февраля 2012 11:24
      В 90-е ( самое главное! ) масонской ложе "Великий Восток" Ельцин передал архивы масонов, которые нацисты собрали в 30-40 годы по всей Европе. Наши их сумели захватить в 45-ом. Эти документы давали поистине власть над всем миром и процессами в нем происходящими! Что там говорить о наших утерянных технических секретах и специалистах! Хотя и это, конечно, важно...
  3. ПаПАрациЯ 15 апреля 2011 23:43
    у наших чиновников в голове х---та одна, они бы лучше очко своё продали бы, буржуям заокеанским...
    ПаПАрациЯ
  4. Gonoriy 11 октября 2012 18:36
    Теперь почти нереально все это разрабатывать заново.Деньги просто безумные нужны, документы проданы. ученые разогнаны.
  5. Michealcorb 16 июня 2016 15:09
    Beginners Steroids Pack http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/beginners-steroids-pack.html
    Beginner Strength and Bulking Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/beginner-strength-and-bulking-cycle.
    html
    Testosterone-Free Lean Mass Builder http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/testosterone-free-lean-mass-builder.
    html
    Beginner Oral Bulking Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/beginner-oral-bulking-cycle.html
    Anabolic Steroid cycle for lean muscles and strength http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/anabolic-steroid-cycle-for-lean-musc
    les-and-strength.html
    Oral Cutting Steroid Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/oral-cutting-steroid-cycle.html
    14 Weeks Quality-Strength & Lean Muscles http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/14-weeks-quality-strength-lean-muscl
    es.html
    14 Weeks Safest Steroids Cycle - Anavar Primo Winstrol http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/14-weeks-safest-steroids-cycle-anava
    r-primo-winstrol.html
    Deca Durabolin Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/deca-durabolin-cycle.html
    Test Enan and Dianabol Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/test-and-dbol-cycle.html
    Safest Steroid Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/safest-steroid-cycle.html
    Primobolan Steroid Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/primobolan-steroid-cycle.html
    First Injectable Steroid Cycle http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/first-injectable-steroid-cycle.html
    Professional Bulking Cycle – Xtreme Off the season Gains http://etalaze.org/index.php/steroid-cycles/professional-bulking-cycle-xtreme-of
    f-the-season-gains.html



    http://etalaze.org
    etalaze steroids review
    etalaze steroids

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня