Юрий Гагарин несколько раз был на волосок от гибели

Юрий Гагарин несколько раз был на волосок от гибели


12 апреля наше государство отмечало 50-летний юбилей полета первого человека в космос. Этот день стал поистине звездным в истории нашей Родины, и имя Юрия Алексеевича Гагарина вошло в историю не только СССР, но и всего мира. Прошло ровно полвека, и лишь теперь появилась засекреченная информация о драматических событиях, сопровождающих полет.

В последнее время довольно часто можно услышать сомнения, особенно из-за границы: а нет ли элемента определенной случайности в том, что собственно советский человек первым свершил то, о чем человечество продолжало мечтать во все времена? Но в прорывах подобного масштаба и значения история никаких случайностей и неопределенностей не допускает. Подвиг Юрия Гагарина представляется высочайшим пиком вершины, основанием которой был весь советский народ-работяга, его промышленность, его наука, его социальный оптимизм. И рядом с Юрием Гагариным на той же вершине находятся создатель ракетной техники, талантливый советский инженер-конструктор С.П. Королев и более 2000 инженеров, операторов, техников, работавших в то время в построении космической отрасли.


Необходимо понять, насколько важным стал полет в космос первого человека для всего советского народа через 15 лет после завершения самой разрушительной для СССР войны. Германия, которую отстраивал весь Запад, о таком не могла даже думать. Япония с ее технологиями до сих пор не приблизилась к космическому уровню СССР 60-х годов. Даже США с их колоссальными богатствами, полученными в ходе войны, проиграли бой за космос в 1961 году.

О первом полёте в космос Юрия Гагарина известно очень много и, казалось бы, всё: об этом можно прочитать в тысячах книг, посмотреть в сотне снятых фильмов, в том числе и документальных. Мы знаем много, но, как оказалось, далеко не все. Так, на протяжении 50 лет оставалась засекреченной информация о том, что Юрий Гагарин несколько раз был на волосок от гибели в результате катастрофы. Мы не знали, как первый космонавт вернулся на Землю. Рассекреченные документы в большей части представляют технический отчет о ходе полета, а также событий до знаменательного момента и его финальной стадии.

За миг до старта

Подвиг Юрия Гагарина, а также последующих советских космонавтов, значительно принижен из-за так называемой «лакировочной пропаганды», которая проводилась в те годы для поднятия авторитета советской космонавтики. Цензоры ставили надежный информационный заслон, и в прессе не было упоминаний о чрезвычайных ситуациях, трудностях, неудачах в ходе выполнения принятых космических программ. Официально сообщалось только о тех просчетах, которые скрыть было просто не реально. К сожалению, это обернулось только вредом в плане реальной оценки всего истинного размера героизма советских космонавтов и людей, которые воплощали в жизнь революционную программу освоения космоса. Американцы в этом плане выглядели значительно привлекательнее, их астронавты представлялись как бесстрашные люди, которые боролись с трудностями и различными неисправностями и с честью выходили из самых сложных положений. Освоение космоса в СССР представлялось не более сложным, чем загородная прогулка.

Приукрашивание реальной обстановки и скрытие реальных проблем началось с момента полета в космос Юрия Гагарина. В прессе рассказывалось только о том, что полет был тщательно подготовлен и отработан до мелочей и прошел без риска и проблем. Прошло полвека, и мы узнаем о том, что не так уж и гладко все прошло и что были проблемы, и весьма серьезные.

Разбор информации можно начать с событий, которые произошли задолго до 12 апреля 1961 года. Как теперь известно, до полета Юрия Гагарина произошло несколько значительных катастроф, последствия которых были крайне тяжелыми. Так, в 1960 году одна из ракет взорвалась прямо на стартовой площадке. В результате этого погиб маршал Митрофан Неделин, а так- же большая группа специалистов-ракетчиков. В качестве подготовки было проведено семь запусков непилотируемых кораблей «Восток», из которых два закончились неудачей. В первом случае спускаемый аппарат так и остался на орбите, а второй сгорел при возвращении на Землю, в капсуле аппарата находились подопытные животные, которые погибли. Необходимо также отметить и тот факт, что два последних запуска в марте были успешными. А 25 марта был достигнут наиболее значимый успех, было проведено успешное катапультирование манекена, изготовленного по образу космонавта в полной экипировке. Манекен успешно был катапультирован и приземлился на Землю на парашюте.

Принято считать ракету надежной только после восьми успешных запусков, но корабль «Восток» по этому критерию явно не подходил. Было проведено семь запусков, из которых только три стали по-настоящему успешными. Но в то время на этот значительный факт решили не обращать внимание, поскольку американцы также готовили проведение пилотируемого полета. Это не могло не вызвать тревогу у советского руководства, и именно по этой причине 3 апреля, на заседании президиума ЦК КПСС под председательством Никиты Хрущева было принято решение о запуске в космос пилотируемого космического корабля с человеком на борту.

«Конечно, специалисты прекрасно понимали степень риска, - указывает один из наиболее информированных в области пилотируемой космонавтики эксперт Виталий Головачев. – Но их волновала не только надежность техники. Не менее важным было получение ответа на вопрос, сможет ли сохранить космонавт работоспособность в непривычных условиях полуторачасовой невесомости, значительного эмоционального напряжения, «пребывания в открытом пространстве, один на один с Вселенной». Многие специалисты, в том числе и довольно авторитетные, указывали на возможность помутнения рассудка космонавта. Учитывая это, конструкторы выбрали такую схему, согласно которой корабль должен находиться во время полета в автоматическом режиме. Космонавту вообще не требовалось дотрагиваться к ручкам системы управления. Это вполне реальный способ оградить пилота от непредвиденных неприятностей, но как быть в случае выхода сложной аппаратуры из строя? Тут, очевидно, пилот должен взять контроль над управлением на себя. Для этого ему было необходимо доказать, что он находится в ясном уме и твердой памяти. Сложная система управления космическим кораблем была «засекречена» от него кодовым замком. Пилот должен был достать из бортовой документации находящийся там запечатанный обычный конверт, вскрыть его, узнать код, который состоял из трех цифр - 125, и в указанной последовательности набрать их на пульте. Только после этого включалось питание для запуска системы ручного управления. В стремлении как можно больше подстраховаться конструкторы приняли решение пойти еще дальше. По их замыслу, даже в случае отказа тормозного двигателя корабль все равно должен был сам вернуться на Землю спустя 5-7 суток. Орбита для полета специально выбиралась как можно более низкой с таким определенным расчетом, чтобы «Восток», при вхождении в верхние слои атмосферы, постепенно замедлял скорость и в плотные слои вошел на сниженной скорости и совершил баллистический спуск. Но, конечно же, корабль при этом мог приземлиться и в океане, и в Казахстане, и в горах Южной Америки. Но все-таки «Восток» при любом раскладе должен был вернуться в течение недели. Но уже после старта стало очевидно, что на этот аварийный вариант возлагать надежду уже не приходится. Из-за ошибки в приборе, измерявшего скорость полета, траектория «Востока» в точке апогея оказалась на 40 км выше расчетной. И в случае отказа тормозного двигателя спуск космического корабля на Землю с указанной высоты произошел бы не ранее, чем через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения корабля не была рассчитана на такой длительный срок. Другими словами, при таком варианте у Гагарина не было ни одного шанса выжить».

Огромный риск представлял в то время сам старт, начиная с момента, когда Юрий Гагарин занял место пилота в кабине корабля. Самый ответственный этап - это, конечно же, предстартовый отсчет времени, а так же первые секунды подъема. Учитывалось, что в случае возникновения аварии на первом этапе Гагарину предстояло катапультироваться с корабля на высоте буквально в несколько десятков метров. Конечно, риск был бы значительный: космонавт должен приземлиться в непосредственной близости с еще не стартовавшей ракетой, взрыв которой мог уничтожить и его, и спасателей.

Полёт проходил, в целом, нормально, но если вникнуть, то, несомненно, в очень жёстких условиях. С набором скорости перегрузки возросли до 4 единиц. Специалисты, которые следили за физическим состоянием пилота, зарегистрировали, что его пульс участился с нормальных 64 ударов в минуту до 150. В тот момент, когда корабль вышел на заданную околоземную орбиту, его скорость составила 28 260 км/час. Настолько быстро до этого еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал необычное явление реальной невесомости. Конечно, всё это не могло не оказывать давление на психику. Но Гагарин крепко держал себя в руках. На протяжении всех 90 минут полёта он не только давал четкие ответы на вопросы специалистов и инженеров ЦУПа, но и делал записи в бортовом журнале. Он писал, будучи облаченным в скафандр, не снимая гермоперчаток, и использовал обыкновенный графитный карандаш, чётко фиксируя всё, что слышал и видел. Стиль и почерк написания были идеальны, что свидетельствовало об уверенности и спокойствии космонавта, а так же отсутствии какого-либо страха.

Значительные проблемы начались на финишном этапе. Вот что об этом написал Юрий Гагарин при составлении технического отчета:
«В точно указанное время прошла... команда. Я ощутил, как заработала ТДУ. Через металлическую конструкцию ощущался приглушенный шум. Я засек время с момента включения ТДУ. Включение совершилось резко. ТДУ работало точно 40 секунд. Как только ТДУ выключилось, произошел резкий толчок, и космический корабль начал очень быстро вращаться вокруг своих осей. Скорость вращения была примерно 30 градусов в секунду, не меньше. Все начало кружиться. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Я поставил ноги ближе к иллюминатору, но не закрывал специальные шторки. Мне было очень интересно самому, что на самом деле происходит. Разделения нет. Помня расчет, я знал, что это должно было произойти не более чем через 10—12 секунд после отключения ТДУ. По моим ощущениям, времени прошло больше, но разделения нет... Я понял, что тут не всё в порядке. Посмотрел на часы и засек время. Прошло две минуты, а разделения так и нет. Доложил по КВ-каналу, что система ТДУ сработала нормально. Понимал, что всё-таки сяду, ведь тут еще есть шесть тысяч километров до Советского Союза. Потом еще тысяч восемь до Дальнего Востока. Все равно где-нибудь сяду. Шум нет необходимости поднимать. По телефону я доложил, что ТДУ сработало стандартно, и доложил, что ожидаемого разделения не произошло. Я был уверен, что обстановка не аварийная, поэтому ключом доложил: «ВН» - всё нормально. Лечу, вижу — Средиземное море, северный берег Африки, всё чётко видно. Правда все крутится колесом — голова, ноги. Разделение должно было произойти в 10 часов 25 минут 57 секунд, а произошло в 10 часов 35 минут».


Позже было установлено, что Юрию Гагарину очень повезло. Во время спуска поверхность корабля настолько нагрелась, что кабели расплавились, модули разделились, и угроза опасности миновала.

Выписка из технического отчета космонавта Юрия Гагарина:
«Разделение я почувствовал резко. Такой хлопок, затем толчок, при этом вращение продолжалось. Все индексы, которые есть на пульте, погасли. Взамен включилась только одна техническая надпись «Приготовиться к катапультированию». После этого чувствуется, начинается торможение, непонятный слабый зуд по конструкции идет, это было заметно, поставил ноги на кресло... В этот момент я уже занял позу для произведения катапультирования, сижу - жду. Происходит замедление вращения корабля, что самое главное - по всем трем осям. Корабль начало колебать примерно на 90 градусов влево и вправо. Полного оборота не происходило. По другой оси также незначительные колебательные движения с замедлением. В это время обзор иллюминатора «Взор» был закрыт шторкой, только по краям этой шторки появлялся такой ярко-багровый свет. Подобный багровый свет наблюдал и в небольшое отверстие в правом иллюминаторе. Странная невесомость исчезла, перегрузки нарастали со страшной силой и прижали к креслу. Они были сильнее в несколько раз, чем при взлете, почти 10 единиц. Космический корабль опять начал вращаться».


В советских СМИ в 1961 году сообщили, что спускаемый аппарат с первым космонавтом Земли на борту приземлился в 10:55:34 по московскому времени в указанном районе СССР. Но десятки крестьян в Саратовской области видели, как на поле приземлился космонавт с ярким парашютом. Свидетели рассказывали об этом журналистам, которые дозвонились в Смеловский сельсовет. Но цензоры вычеркнули из газетных репортажей настолько «недозволенные подробности». Почему?

Согласно утверждению полковника Анатолия Докучаева, эксперта в области пилотируемой космонавтики, дело в том, что в будущем космонавты должны были спускаться на Землю в спускаемом аппарате. В ситуации с Гагариным решили подстраховаться. Создатели сочли, что приземление для находящегося внутри спускаемого аппарата космонавта будет слишком жестким, и избрали, по их мнению, более безопасный способ возвращения. Для Гагарина катапультирование и последующий спуск на парашюте стали очередным испытанием воли и мужества.

Из технического отчёта Юрия Гагарина:
«На высоте примерно в 7000 метров происходит отстрел крышки люка № 1: хлопок — и ушла крышка люка. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел — и я катапультировался - быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел как на стуле. Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону.

Я сразу увидел: река большая — Волга. Думаю, что здесь больше других рек таких нет, — значит, Волга. Потом смотрю, что-то вроде города, на одном берегу большой город и на другом значительный. Думаю, что-то вроде знакомое. Катапультирование произошло над берегом, по-моему, приблизительно около километра. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют — и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал спускаться на основном парашюте... Думаю, наверное, Саратов здесь, в Саратове приземляюсь. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца... Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку … минут шесть я всё старался его достать. Но потом взял, расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально».


Уже 13 апреля 1961года в западных СМИ появились слухи и ничем не подтвержденные данные о полете Гагарина. Так, согласно одному утверждению, Юрий Гагарин был не первым космонавтом, который побывал на околоземной орбите. За 50 лет, которые прошли с момента первого полета в космос, назывались десятки фамилий людей, которые якобы побывали в космосе, но по различным техническим недоработкам погибли.

В авторитетной Книге рекордов Гиннеса в издании 1964 года первым человеком, который был в космосе, называется сын знаменитого авиаконструктора - Владимир Ильюшин. Молодой человек 8 июня 1960 года попал в автомобильную катастрофу и получил значительные травмы. Его долгое время лечили в Москве, затем он был перевезен для окончательного восстановления в Китай. Но, не придавая значения предоставленным фактам, журналисты западных СМИ сообщали о неудачном запуске космического корабля и его аварийном приземлении на территории Китая.

Ходили слухи и о других летчиках-космонавтах, которые якобы пилотировали космические ракеты, запущенные до 1961 года. Зарубежная пресса называла фамилии Ледовских и Шаборина. Даже сегодня, спустя полвека, иностранные журналисты продолжают сочинять истории про тех, кто участвовал в наборе вместе с Гагариным, но так и не стал космонавтами, таких летчиков девять человек. Марс Рафиков ушел из команды по личным мотивам. Анатолий Карташов и Дмитрий Заикин были отчислены в связи с заключением медиков. Варламов во время отпуска получил серьезную травму позвоночника. Валентин Филатьев, Иван Аникеев и Григорий Нелюбов были отчислены из состава команды за дисциплинарные проступки. В западных СМИ до сих пор пишут, что все указанные летчики стали космонавтами и погибли во время полетов в космос, а подробности катастроф, мол, продолжают тщательно замалчивать.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня