JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века

20
Одной из наиболее интересных новинок среди боевых самолетов, демонстрировавшихся на прошедшем во второй половине июля авиасалоне в Фарнборо, стал легкий многоцелевой истребитель JF-17 (FC-1), разработанный китайской самолетостроительной корпорацией из Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation, CAC) и недавно принятый на вооружение ВВС Пакистана. Серийный выпуск самолетов осуществляется совместными усилиями корпорации в Чэнду и Пакистанского авиастроительного комплекса (Pakistan Aeronautical Complex, РАС), расположенного в Камре. В Фарнборо прибыли сразу два JF-17, собранные в этом году в Пакистане. Это первая публичная презентация нового китайско-пакистанского истребителя на международном авиасалоне: несмотря на то, что прототип самолета поднялся в воздух в Китае еще в 2003 г., "живая" машина пока ни разу не показывалась на авиационных выставках, даже в китайском Чжухае - до сих пор все ограничивалось только демонстрацией моделей и макетов. Легкий истребитель 1О-тонного класса с относительно современным оборудованием и вооружением уже успел получить у журналистов прозвище "МиГ-21 XXI века". Действительно, JF-17 родился в Китае как преемник выпускавшихся здесь долгие годы самолетов J-7 (F-7) - клонов легендарного советского МиГ-21. Однако сможет ли новинка получить такую популярность в мире, какую имел знаменитый отечественный истребитель, - покажет время. Пока JF-17 закупается только пакистанскими ВВС, и даже о намерениях получить его Народно-освободительной армией Китая ничего не известно. Тем не менее, интерес к машине уже проявляют в ряде стран, традиционно приобретавших китайские истребители и чьи возможности не позволяют иметь более дорогие самолеты западного производства. Дебют JF-17 в Фарнборо, тем самым, можно рассматривать как начало активной кампании по продвижению китайско-пакистанского истребителя на мировой рынок.

Как все начиналось

История нового легкого китайско-пакистанского истребителя берет свое начало еще во второй половине 80-х гг., когда в Пакистане начали рассматривать возможность замены устаревших самолетов F-6 (китайский клон советских МиГ-19), а в перспективе - и F-7 (китайская версия МиГ-21, в модификации F-7P в больших количествах поставлявшаяся пакистанским ВВС). В рамках проекта "Сейбр II" (Sabre II) в КНР и Пакистане изучалась возможность радикальной модернизации F-7 с использованием современного западного оборудования. К работам была привлечена американская компания "Грумман", трехсторонний контракт с которой был заключен в январе 1987 г. Результаты, правда, оказались неутешительными: самолет оказывался дороже, чем предлагавшийся Пакистану Соединенными Штатами всего за 13 млн долл. F-16, а его характеристики и эксплуатационные возможности - хуже. К тому же в 1989 г., после событий на пекинской плошади Тяньаньмэнь, правительство США ввело запрет на сотрудничество американских компаний с КНР, и "Грумману" пришлось выйти из программы. Не увенчались успехом и попытки КНР и Пакистана продолжить проект "Сейбр II" без американского партнера: введенные в 1990 г. санкции против Пакистана, отказавшегося присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, не оставили шансов на получение необходимой авионики западного производства.

JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового векаПервый летный экземпляр FC-1 в
очередном испытательном полете


В Китае, на заводе в Чэнду, тем не менее, работы по созданию преемника F-7 были продолжены в одностороннем порядке. Проект получил название "Супер 7", и в феврале 1992 г. китайская авиационная импортно-экспортная корпорация CATIC предложила его Пакистану на условиях равного финансового участия и разделения рисков. На первом этапе "Супер 7" планировалось комплектовать оборудованием и вооружением китайского производства с возможностью последующей адаптации западных образцов. Сборку серийных самолетов в будущем предполагалось наладить на мощностях Пакистанского авиастроительного комплекса РАС, уже имеющего опыт ремонта китайских истребителей и выпуска запчастей к ним. В начале 1994 г. ВВС Пакистана приняли китайское предложение, и в январе 1995-го стороны подписали соответствующее соглашение о намерениях.

Четвертый прототип PT-4 с бомбовой
нагрузкой и подвесными баками

В 1998 г. между КНР и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве нового истребителя, получившего в Китае название FC-1 (от Fighter China - первый истребитель оригинальной китайской разработки). В июне 1999 г. стороны подписали твердый контракт, однако уже в октябре программу ожидал очередной удар: введенные в результате Каргильского конфликта санкции против Пакистана не позволили продолжить участие в ней ряду потенциальных европейских поставщиков современной авионики, среди которых французские "Сажем" и "Томсон" и британская "ВАЕ Системз" (предложения зарубежным компаниям на участие в тендере на разработку и поставку оборудования для самолета было разослано пакистанскими ВВС еще в июне 1996 г.).

Как бы там ни было, разработка истребителя в 2000 г. была продолжена: основной упор в сложившихся обстоятельствах был сделан на создание собственно летательного аппарата, испытания которого в любом случае потребуют немало времени. Поэтому простое ожидание, пока удастся решить проблему с комплектацией истребителя требуемым пакистанскими ВВС современным западным оборудованием, могло привести к еще большим задержкам в создании самолета. В январе 2003 г. был подписан контракт на разработку упрощенного комплекса бортового оборудования китайского производства для первых опытных FC-1.

Тем временем на заводе в Чэнду уже полным ходом шла постройка первых прототипов истребителя. В качестве силовой установки для них был выбран российский двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-93, представляющий собой модификацию используемых на истребителях МиГ-29 серийных РД-33, адаптированную для применения на однодвигательном самолете. Разработку модифицированного РД-93, отличавшегося от прототипа использованием нижней коробки приводов, новых узлов крепления к планеру и доработанной системы управления при сохранении основных тяговых, расходных и массогабаритных характеристик, выполнила петербургская фирма "Климов". Она же в 2002 - 2003 гг. поставила в Китай первые опытные двигатели РД-93 для комплектации прототипов FC-1.

В постройку в Чэнду было заложено шесть опытных экземпляров нового истребителя, в т.ч. четыре летных. Первый из них (РТ-1) был готов к лету 2003 г., и 25 августа того же года летчик-испытатель Ван Веньдзянь поднял его в первый полет. В тот же день ВВС Пакистана объявили о присвоении самолету нового названия - JF-17 (JF - от Joint Fighter, т.е. "единый истребитель", что подчеркивало международный, китайско-пакистанский, характер программы, а число "17" символизировало, что самолет станет самым современным истребителем ВВС Пакистана, следующим за наиболее совершенным пакистанским истребителем F-16). Одновременно машине было дано имя собственное - "Тандер" {Thunder - "Гром"). В самом же Китае истребитель сохранил прежнее обозначение - FC-1.

От первого полета - к первым поставкам

Второй прототип FC-1/JF-17 (РТ-2) предназначался для статических испытаний, а третий (РТ-3) стал вторым летным образцом. Постройка его в Чэнду завершилась спустя менее года после первой машины, и 9 апреля 2004 г. он поднялся в воздух. Еще через два года, 28 апреля 2006 г., к полетам присоединился прототип РТ-4, на котором помимо оценки характеристик устойчивости и управляемости, маневренности, взлетно-посадочных характеристик и работы основных бортовых систем, которая проводилась и на первых двух летных машинах, предстояло начать отработку комплекса бортового оборудования китайского производства. Аналогичные задачи стояли и перед шестым опытным экземпляром (РТ-6), совершившим первый полет 10 сентября 2006 г., а пятый образец (РТ-5) предназначался для проведения повторных статических и ресурсных испытаний.


Первый предсерийный JF-17 (№07-101) в специальной окраске на воздушном параде над Исламабадом

Наземные и летные испытания всех опытных экземпляров FC-1/JF-17 проходили в Китае, на летной базе корпорации САС в Чэнду, в летно-исследовательском центре CFTE в Яньляне и на полигонах ВВС НОАК. При этом уже с весны 2004 г. в них принимали активное участие пакистанские летчики. Свои первые вылеты на третьем прототипе JF-17 пилоты ВВС Пакистана майоры Мохаммад Эхсан уль Хак и Рашид Хабиб выполнили уже 10 апреля 2004 г. Позднее к ним присоединились еще четыре пакистанских летчика, прошедших переподготовку в британской Королевской школе летчиков-испытателей в Боскомб-Дауне и китайском летно-испытательном центре CFTE. Несмотря на то, что изготовление и испытания первых JF-17 велись на территории Китая, пакистанские специалисты принимали в программе самое активное участие - начиная с выработки требований и концепции до непосредственного вовлечения в процесс проектирования, постройки и испытаний. Для координации работ в Пакистане еще в феврале 1995 г. была создана Дирекция проекта "Супер 7", возглавлявшаяся последовательно вице-маршалами авиации Саидом Анваром, Захидом Анисом, Хамидом Хаваджей и Шахидом Латифом, а с октября 2003 г. - Дирекция управления проектом JF-17, которую с апреля 2006 г. возглавлял вице-маршал авиации Фархат Хусейн Хан, а в настоящее время - вице-маршал авиации Мохаммад Ариф.

Первый JF-17 (№09-111), полностью
собранный предприятием PAC в Пакистане, ноябрь 2009 г.


Задумывавшийся изначально в Чэнду как дальнейшее развитие F-7, новый истребитель в итоге приобрел совершенно новый облик. С китайскими клонами МиГ-21 его роднят по сути только близкие размеры (длина самолета - 14 м, размах крыла - 8,5 м, площадь крыла - 24 м2) и массы (пустой самолет весит 6450 кг, нормальная взлетная масса составляет 9100 кг, а максимальная - 12 400 кг), да подфюзеляжная пушечная установка калибра 23 мм. FC-1 получил боковые нерегулируемые воздухозаборники, благодаря чему в носовой части фюзеляжа освободилось достаточно места для современной бортовой РЛС (пока - китайской KLJ-7). Треугольное крыло оснащено довольно развитым наплывом, однако о том, что самолет выполнен по свойственной для большинства истребителей четвертого поколения интегральной компоновке планера, говорить не приходится. Механизация крыла, включающая поворотные носки и закрылки, имеет автоматическое управление в зависимости от скорости и угла атаки для повышения маневренности. По системе управления самолетом выбрано компромиссное решение: электродистанционное управление реализовано только в канале тангажа, а по крену и курсу система управления - традиционная, механическая, с автоматическим обеспечением устойчивости. На JF-17 применяется свойственный для современников довольно экономичный и "тяговитый" ТРДДФ, а приборное оборудование строится по принципу "стеклянной кабины" с тремя большими многофункциональными индикаторами и ИЛС.



Параллельно с летными испытаниями прототипов и с учетом выявленных на них замечаний в Чэнду была заложена установочная партия из восьми предсерий-ных JF-17, которым предстояло пройти войсковые испытания уже в Пакистане. Первые две машины из этой партии были доставлены из КНР в Пакистан в феврале 2007 г. Их окончательная сборка проводилась на площадях РАС в Камре (провинция Пенджаб на северо-востоке Пакистана). Здесь 2 марта 2007 г. они и были облетаны пакистанскими военными летчиками - подполковником Ахсаном Рафиком, назначенным командиром испытательного отряда JF-17 (JF-17 Test and Evaluation Flight) и майором Хакимом Раза. Самолеты получили бортовые номера 07-101 и 07-102 (первые две цифры в номере по имеющейся в ВВС Пакистана традиции означают год выпуска или поставки самолета). Уже три недели спустя, 23 марта 2007 г., оба пилота продемонстрировали новейшие пакистанские истребители на воздушном параде в

Исламабаде в честь очередной годовщины вооруженных сил Пакистана. При этом JF-17 "№"07-101 накануне парада получил особую окраску в цвета пакистанского и китайского государственных флагов.

Спустя год в Камру из КНР поступили шесть оставшихся машин установочной партии: "№"07-103, 07-104 и 07-105 (в феврале 2008 г.) и "№"08-106, 08-107 и 08-108 (в марте). Облет самолетов выполнили подполковники Ахсан, Халид, Заим и Хаким. На очередном параде в Исламабаде 23 марта 2008 г. зрители могли увидеть в небе над пакистанской столицей уже четверку JF-17 в плотном боевом строю.



Made in Pakistan

"Мы не просто собираем эти истребители у себя на РАС, как некоторые заводы, занимающиеся "отверточной сборкой" самолетов. Мы сами активно изготавливаем детали и агрегаты для них", - заявил в Фарнборо один из руководителей пакистанской Дирекции программы JF-17. Он подчеркнул, что сейчас предпринимаются серьезные усилия по расширению производственных мощностей Пакистанского авиастроительного комплекса в Камре для увеличения объемов выпуска, обслуживания и ремонта JF-17: "В настоящее время у нас в Камре уже работает комплекс из четырех заводов, на которых трудится большое число сотрудников, из-за чего мы уже называем это место "Тандер Сити".

Официальный запуск производственно-сборочной линии РАС по постройке JF-17 состоялся 22 января 2008 г., а уже 23 ноября 2009 г. из сборочного цеха предприятия был выкачен первый "сделанный в Пакистане" истребитель, получивший бортовой "№"09-111 и яркую зеленую окраску с символикой государственного флага Пакистана (первые два серийных JF-17, "№"09-109 и 09-110, были собраны еще в Чэнду). К июлю этого года удалось выпустить уже 16 самолетов JF-17, в т.ч. восемь предсерийных и восемь серийных (вплоть до "№"10-116), из них шесть - непосредственно в Пакистане. Два таких истребителя, с бортовыми "№"10-113 и 10-114 (серийные "№"0108 и 0106 соответственно) и стали участниками авиасалона в Фарнборо. К сожалению, демонстрировались они только в статической экспозиции - на выставку они прибыли за несколько дней до ее начала, выполнив две промежуточные посадки для дозаправки в Саудовской Аравии и Турции, а улетели домой спустя два дня после закрытия. Поэтому увидеть их в небе участникам и посетителям авиасалона не удалось, но пакистанские представители пообещали корреспонденту "Взлета", что это можно будет сделать уже нынешней осенью, на выставке в Чжухае. где новинки ВВС Пакистана будут демонстрироваться и в летной программе.

Производственные мощности РАС сегодня обеспечивают выпуск 15 - 25 самолетов JF-17 ежегодно (по один - два самолета в месяц), причем, как было заявлено в Фарнборо, "участие Пакистана в совместном производстве истребителей превысит 50%". Пока же, по всей видимости, РАС специализируется лишь на изготовлении отдельных деталей и агрегатов JF-17 и их окончательной сборке. В распространявшемся на выставке официальном пресс-релизе Дирекции программы JF-17 сообщалось, что истребители будут выпускаться партиями (блоками) по 50 машин, каждая последующая из которых будет отличаться от предыдущей внедрением ряда усовершенствований. Первые 50 самолетов ВВС Пакистана рассчитывают получить до конца 2012 г. Стартовый контракт на 42 серийные машины (еще восемь, видимо, пришлось на машины установочной партии) был заключен пакистанскими ВВС 7 марта 2009 г. При этом к 2015 г. они должны получить уже 150 таких истребителей, а общие потребности Пакистана в JF-17 оцениваются в 250 самолетов, которые должны полностью заменить имеющиеся сейчас на вооружении истребители F-7 и "Мираж" и истребители-бомбардировщики А-5.

Первым подразделением ВВС Пакистана, эксплуатирующим JF-17, стал сформированный 20 февраля 2007 г. уже упоминавшийся испытательный отряд (Т&Е Flight), приступивший к освоению нового типа самолета личным составом, проведению войсковых испытаний и подготовке инструкций по производству полетов, боевому применению и техническому обслуживанию. На его вооружение поступили восемь самолетов установочной партии. 18 февраля 2010 г. на авиабазе "Минхас" (Minhas) в Камре, вблизи производственного комплекса РАС, была сформирована и первая регулярная строевая часть ВВС Пакистана, вооруженная серийными истребителями JF-17, - 26-я авиаэскадрилья во главе с подполковником Халидом Мехмудом.



Российское "сердце" JF-17

Летающие сегодня опытные, предсерийные и первые серийные истребители JF-17 комплектуются системами, разработанными и изготовленными в КНР (при участии Пакистана). Исключение составляет лишь силовая установка: двигатели для них поставляются из России, что уже не раз являлось причиной серьезной озабоченности со стороны другого крупного партнера нашей страны по военно-техническому сотрудничеству и одновременно "заклятого друга"

Пакистана - Индии. А недавно, когда начавший активно продвигаться в третьи страны FC-1/JF-17, видимо, столкнулся в конкурентной борьбе за потенциальный выгодный контракт с отечественным МиГ-29, вопрос о целесообразности продолжения поставок РД-93 в Китай был поднят и в России. Но обо всем по порядку.

Вслед за поставкой "Климовым" первых опытных двигателей для прототипов FC-1, в целях обеспечения серийного производства этих истребителей в апреле 2005 г. между КНР и Россией был подписан контракт на поставку ста серийных РД-93, оцениваемый в 238 млн долл., с возможностью в дальнейшем расширения заказа до 500 единиц. Первые 15 из них изготовила в 2005-2006 гг. компания "Климов", а производство и поставки остальных осуществляет с 2006 г. Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева. В условиях практического отсутствия гособоронзаказа китайский контракт (наряду с производством РД-ЗЗМК для индийских МиГ-29К/КУБ и ремонтом ранее выпущенных двигателей) стал серьезным подспорьем в непростой ситуации на московском заводе. Поэтому, ожидая скорое завершение первой части сделки, его руководство было заинтересовано в реализации опциона. Второй контракт на поставку в КНР ста следующих РД-93 для пакистанских JF-17 планировалось подписать нынешней весной, однако, судя по всему, сделка пока не состоялась.

Как сообщила в начале июля газета "Коммерсантъ", против продолжения поставок выступил глава РСК "МиГ" и компании "Сухой" Михаил Погосян, направивший соответствующие письма в ФСВТС и "Рособоронэкспорт". Причиной стал тот факт, что китайско-пакистанский истребитель JF-17 начал составлять реальную конкуренцию отечественному МиГ-29 на некоторых зарубежных рынках. По данным газеты, речь идет, в частности, о Египте, которому Пакистан и Китай предложили поставки и совместное производство FC- 1/JF-17. А, как известно, РСК "МиГ" уже довольно давно ведет переговоры о продвижении в эту страну своих МиГ-29. Конечно, боевые возможности "МиГов" заметно выше, но и цена, по которой предлагается китайско-пакистанский истребитель ощутимо ниже: по официальным пакистанским данным, она составляет около 15 млн долл., в то время как новые МиГ-29 последних модификаций продаются за 30-40 млн долл.

Как пояснили "Коммерсанту" в "Рособоронэкспорте", "реэкспорт осуществляется в соответствии с решениями правительства РФ", а разрешение на возможные поставки Китаем двигателей РД-93 в составе самолетов FC-1 в Египет, а также Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир было выдано ФСВТС еще в ноябре 2007 г. Нынешний глава РСК "МиГ" Михаил Погосян в связи с этим заявил, что в целом не против реэкспорта отдельных технологий, "но это должно быть согласовано с производителями финальной продукции, чтобы реэкспорт не наносил им ущерба". Однако до сих пор практики такого согласования у нас, видимо, не существовало. Либо, в данном конкретном случае, выгода от поставки крупной партии двигателей в КНР была признана более существенной.

Как бы там ни было, продолжение производства РД-93 на ММП им. В.В. Чернышева пока, по всей видимости, остается под вопросом. Тем временем, учитывая постоянное давление на Россию по этому поводу со стороны Индии и стремясь избавиться от зависимости в поставках двигателей из нашей страны, Китай уже не первый год ведет работы по собственному аналогу РД-93, получившему название WS-13 "Тайшань". По некоторым данным, стендовые испытания первого образца WS-13 были начаты в Китае еще в 2006 г., и в настоящее время опытный двигатель уже летает на борту одного из прототипов FC-1 в Чэнду. Однако, как заявил в Фарнборо руководитель программы JF-17 от ВВС Пакистана вице-маршал авиации Мохаммад Ариф, "для доводки этого двигателя потребуется еще немало времени, возможно пять лет или больше". В то же время другие пакистанские представители не склонны разделять пессимизм своего босса, считая, что "он озвучил наихудший вариант развития событий, и в действительности двигатель сможет быть готов значительно раньше".

Нет сомнений, что в основе конструкции китайского WS-13 лежит все тот же РД-93 (подобно тому, как при создании двигателя WS-10 "Тайхан" для истребителей J-10, J-11B и J-15, впервые продемонстрированного на выставке в Чжухае в ноябре 2008 г., широко использовались технические решения, реализованные в поставляемых из России АЛ-31Ф). Однако, как и в случае с "Тайханом", при создании WS-13 китайским специалистам, видимо, вновь пришлось столкнуться с проблемами обеспечения надежности и заданных весовых требований - сказывается отсутствовавший до сих пор в КНР практический опыт разработки и собственного производства (пусть и лицензионного) современных ТРДДФ. Но, как мы знаем, прогресс в китайском машиностроении идет в последние годы семимильными шагами, и, вероятно, недалек тот день, когда КНР и сама откажется от импорта российских авиадвигателей, обеспечив приемлемые характеристики собственных разработок.

Авионика и оружие

Пока самолеты JF-17 комплектуются бортовым радиоэлектронным оборудованием исключительно китайской разработки. Архитектура построения комплекса БРЭО основана на двух мультиплексных каналах информационного обмена, выполненных по стандарту MIL-STD 1553В, с двумя центральными вычислителями.

Основная прицельная система истребителя - многорежимная импульсно-доплеровская РЛС со щелевой антенной решеткой типа KLJ-7 и воздушным охлаждением передатчика, обеспечивающая сопровождение "значительного числа" целей. Для обнаружения и сопровождения наземных целей и применения по ним высокоточного оружия самолет может комплектоваться контейнерной оптико-электронной системой с тепловым и лазерным каналами (на выставке в Фарнборо рядом с JF-17 демонстрировался китайский контейнер целеуказания типа WMD-7). Предусмотрено также использование нашлемной системы целеуказания и индикации.

Ракеты «воздух–воздух», применяемые на самолете JF-17

В основе навигационного комплекса - сопряженная со спутниковой навигацией инерциальная система на кольцевых лазерных гироскопах и стандартное радионавигационное оборудование (ILS, ТАСА1Чидр.).

Информационно-управляющее поле кабины летчика строится с использованием концепции HOTAS и включает три широкоформатных многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора с функцией передачи данных и отображения цифровой карты местности и индикатор на фоне лобового стекла с углом поля зрения не менее 25°. Для регистрации информации служит цветная видеокамера и видеомагнитофон.

Система связи включает две УКВ-радиостанции и систему обмена информацией. Комплекс обороны представлен станциями предупреждения об облучении и о ракетной атаке. В Фарнборо рядом с самолетом демонстрировалась контейнерная система РЭБ типа KG300G разработки Китайской корпорации электронных технологий (СЕТС).

Вооружение, контейнерные системы оборудования и подвесные баки на JF-17 могут размещаться на семи точках подвески, при этом две точки на законцовках крыла служат только для подвески ракет "воздух-воздух" ближнего боя, а внутренние подкрыльевые и подфюзеляжный узлы - в основном только для подвесных баков (одного емкостью 800 л под фюзеляжем и двух по 800 или 1100 л под крылом). Вместо бака под фюзеляжем может подвешиваться одна свободнопадающая или управляемая бомба калибра 2000 фунтов (около 900 кг). Бомбы меньшего калибра, а также управляемые ракеты различных типов и контейнеры РЭБ и целеуказания размешаются на средних подкрыльевых точках подвески. Таким образом боекомплект, поднимаемый истребителем в одном вылете не велик: в варианте "воздух-воздух" он не превышает четырех ракет, а при решении задач "воздух - поверхность" - одной бомбы калибра 900 кг (типа Мк84 или GBU-10), четырех бомб калибра 450 кг (типа Мк82 на сдвоенных держателях), аналогичных контейнерных систем или зажигательных баков, а также одной-двух ракет класса "воздух - корабль" или "воздух - РЛС". Суммарная масса боевой нагрузки (включая подвесные топливные баки) не превышает 3600 кг. В распоряжении летчика имеется также встроенная двухствольная пушка калибра 23 мм.

Оптико-электронныйприцельный контейнер WMD-7

Основным вооружением JF-17 для поражения воздушных целей на первом этапе должны стать китайские ракеты "воздух-воздух" ближнего боя с двухспектральны-ми тепловыми головками самонаведения PL-5EII и ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения SD-10A (экспортный вариант китайских PL-12). Первую из них можно рассматривать как аналог последних версий американской ракеты AIM-9 "Сайдуиндер", но полученную путем собственного развития скопированных в КНР советских Р-ЗС и Р-13М. Вторую можно сопоставить с американской AIM-120 AMRAAM и российской РВВ-АЕ.

Разработка ракеты PL-5 (в версии PL-5A с полуактивной радиолокационной и PL-5B с тепловой ГСН) на базе советских Р-ЗР и Р-ЗС началась в Китае еще в 1966 г., однако на вооружение она смогла поступить только спустя 20 лет, и только в варианте с ТГС. Позднее была разработана усовершенствованная PL-5С и, наконец, в 90-е гг. - существенно модернизированная PL-5E со значительно уменьшенной массой и - впервые - с возможностью всеракурсной атаки цели. Модификацией последней и является ракета PL-5EII, демонстрировавшаяся на подвеске обоих JF-17 в Фарнборо. Она разработана Лоянским научно-производственным центром оптико-электронных технологий (LOEC).

Ракета SD-10A (в ВВС НОАК имеет название PL-12) является оригинальной китайской разработкой, оснащаемой активной радиолокационной головкой самонаведения (на начальном этапе полета наведение - инерциальное, с радиокоррекцией). К ее созданию в Лояне приступили в 1997 г., а в августе 2005 г. после серии успешных пусков с борта истребителей испытания ракеты были завершены. PL-12 находится на вооружении ВВС НОАК с 2005 г. и может применяться с истребителей J-8F, J-10 и J-11B.

Как стало известно на авиасалоне в Фарнборо, испытания ракет PL-5EII и свободнопадающих бомб в составе вооружения самолета JF-17 уже завершены (к первым их испытаниям с борта прототипов FC-1 приступили в Китае в июле 2008 г.), а процесс интеграции ракеты средней дальности SD-10A еще продолжается и может завершиться только к концу этого года. Также ведутся работы по включению в состав вооружения JF-17 некоторых образцов авиационных средств вооружения, уже имеющихся в Пакистане или заказанных им в других странах - в частности бразильской про-тиворадиолокационной ракеты MAR-1. Стоит заметить, что в Фарнборо рядом с самолетами JF-17 демонстрировалась и тяжелая китайская противокорабельная ракета С-802А, которую, вероятно, тоже предлагается интегрировать в систему вооружения истребителя. Здесь же можно было видеть и уже знакомую по выставкам в Чжухае планирующую бомбу LS-6 с инерциально-спутниковым наведением, оснащаемую модулями раскрываемого после сброса крыла и хвостовых рулей. Ее разработка в LOEC была начата в 2003 г. и успешно завершилась в 2006 г. после серии успешных сбросов с истребителя J-8B.

Пока китайские инженеры и испытатели и пакистанские военные ведут освоение и интеграцию в состав самолета систем и оружия так называемого первого этапа (т.е. китайской разработки), продолжаются переговоры по дальнейшему развитию комплекса оборудования и вооружения JF-17 за счет внедрения образцов западного производства. Так, в феврале этого года стало известно, что проявлен интерес к адаптации к самолету французской РЛС типа RC400 фирмы "Талес" и ракеты средней дальности "Мика", а также некоторых других образцов высокоточного оружия. Считается, что давнее желание Пакистана интегрировать на борт JF-17 европейские авионику и оружие сможет быть реализовано уже на второй партии из 50 серийных истребителей, к выпуску которых планируется приступить с 2013 г.

"Первый китайский" не только для Пакистана?

Передав на вооружение первые серийные самолеты и вдохновленные положительными отзывами пакистанских военных, создатели JF-17 не намерены ограничиваться одним лишь рынком Пакистана. Конечно, заказ в 150 истребителей (с перспективой расширения до 250) - весьма неплохой результат. Но ведь в мире есть немало стран, привыкших закупать пусть и далеко не самую передовую, но тем не менее вполне боеспособную, а, главное, дешевую авиатехнику китайской разработки. И конкуренция в классе сверхзвуковых 10-тонных истребителей не такая уж сильная: так, индийский LCA "Теджас" все никак не выйдет из стадии летных испытаний, да и экспортные перспективы его несколько сомнительны, а, например, шведский "Грипен", уже завоевавший ряд стран Европы и ЮАР, находится явно в другой ценовой категории.

В этих условиях, с постепенным уходом со сцены МиГ-21 и F-7, разработчики "первого китайского истребителя" FC-1 (правда так и не вызвавшего пока реального, подкрепленного заказами, интереса у военных в своем отечестве) вполне могут рассчитывать на свой "кусок пирога" на мировом рынке. Вскоре после выставки в Фарнборо в печати появился список стран, проявляющих интерес к новинке. Среди них называются Азербайджан (!), Бангладеш, Венесуэла, Египет, Зимбабве, Индонезия, Иран, Конго, Нигерия, Судан, Турция, Филиппины, Шри-Ланка. Часть из них уже имеют довольно богатый опыт эксплуатации китайских самолетов, что в сочетании с традиционно невысокой ценой техники из Поднебесной может оказаться решающим фактором для предпочтений.

Конечно, в условиях сегодняшних реалий побить "мировой рекорд" легендарного МиГ-21, распространившегося в свое время по полусотне стран со всего света общим "тиражом" почти 15 тыс. экземпляров (вместе с разными версиями F-7), китайско-пакистанскому самолету вряд ли удастся. Но вот завоевать популярность в качестве легкого и дешевого истребителя - вполне реально. Так что может быть правы те, кто с некоторой иронией называли его на Фарнборо не иначе как "МиГ-21 XXI века"?


Серийный истребитель JF-17 Thunder из состава 26-й эскадрильи ВВС Пакистана

ВВС Пакистана: по пути радикальной модернизации

Принятие на вооружение JF-17 - первого боевого самолета, производимого национальной авиапромышленностью Пакистана, -серьезный вклад в стартовавшую недавно программу радикальной модернизации пакистанских ВВС. В конце прошлого года в Пакистан прибыл первый из четырех заказанных на Украине самолетов-заправщиков Ил-78 советского производства, которые будут использоваться для дозаправки в воздухе имеющихся "Миражей", а позднее, после комплектации топливоприемными штангами, - и JF-17. Также в конце прошлого года ВВС Пакистана получили из Швеции первый из четырех заказанных самолетов ДРЛО SAAB 2ООО "Эриай" AEW&C. Второй подобный комплекс прибыл в апреле, а еще два ожидаются до конца года. К 2011 г. планируется поступление из КНР и первого из четырех заказанных самолетов ДРЛО ZDK-03, строящихся на платформе транспортного Y-8 (китайская версия советского Ан-12). Наконец, в июне этого года начались поставки из США 18 новых истребителей F-16C/D "Блок 52" по контракту 2007 г., которые пополнят парк из 40 F-16A/B, эксплуатируемых в Пакистане с 1983-1986 гг. и еще 18 машин, поставленных в 2005-2008 гг. (последние здесь пришлось ждать целых полтора десятилетия: вследствие вступивших в силу в 1990 г. санкций, на поставки 71 заказанного "Файтинг Фолкона", в т.ч. 28 уже оплаченных и построенных машин, было введено эмбарго, снятое только в 2004 г.). Еще одним новым типом боевого самолета в ВВС Пакистана в перспективе должен стать китайский истребитель FC-20 (модернизированный по требованиям Пакистана экспортный вариант J-10) - планируется закупить в КНР 36-40 таких машин в одноместном и двухместном вариантах.

В итоге, к 2015 г. военно-воздушные силы Пакистана будут включать 150 китайско-пакистанских истребителей JF-17, 60 американских F-16, до 40 китайских FC-20 и около полусотни китайских F-7PG, поддерживаемых самолетами ДРЛО SAAB 2ООО "Эриай" и ZDK-03. а также самолетами-заправщиками Ил-78 и, возможно, КС-135. При этом устаревшие типы самолетов (F-7P, А-5 и "Мираж") к тому времени планируется уже полностью вывести из боевого состава.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 апреля 2013 08:10
    Это мне так кажется или на самом деле, что показанный на фото Первый предсерийный JF-17 (№07-101) сильно отличается от всех своих других собратьев?
    1. +2
      20 апреля 2013 09:04
      Цитата: svp67
      Это мне так кажется или на самом деле, что показанный на фото Первый предсерийный JF-17 (№07-101) сильно отличается от всех своих других собратьев?

      Если посмотреть внимательно,то на всех фото самолеты имеют явное отличие.Хотя сильно я сомневаюсь в надежности такого самолета Сделано в Китае - собрано в Пакистане!!
    2. +2
      20 апреля 2013 09:10
      Вполне боеспособная машина.И по приемлемой цене.Действительно,переговоры по поставке этих самолётов нам велись, но по моему они окончились ничем.А вообще на что нам истребители?У нашего врага не больно то много самолетов. Нам нужнее штурмовики,чтобы отработали по земле.
      1. Akim
        -2
        20 апреля 2013 18:58
        Он может работать по земле у него есть АФАР
        1. +4
          20 апреля 2013 19:30
          Цитата: Akim
          Он может работать по земле у него есть АФАР

          Не путайте,по земле он работать может,но у него ЩАР.АФАР у J-10B.И то,кстати,не факт,что АФАР.
          1. Akim
            0
            20 апреля 2013 19:49
            Цитата: Одиссей
            может,но у него ЩАР.АФАР у J-10B.

            Насчет щелевая она или нет - не знаю, но пакистанцы говорят,( мне в личке), что она позволяет работать самолету по земле. Я могу дать ссылку на тему в их форуме.
      2. StolzSS
        +8
        21 апреля 2013 03:14
        Какие у вас там враги дружище??? Это мифическая сказка для масс народных. Если Азербайджан влезет в новую войну он пропал сколько бы у него не появилось истребителей, а оно вам надо когда можно тихо обустраивать свою республику на экспортную выручку и помаленьку налаживать местное производство. Я например обожаю гранатовый сок из вашей республики, а ежли замес начнётся опять куча людей поляжет и разруха будет оно ни вам ни нам ни тем более вашим так называемым врагам не надо это лишь туркам выгодно и западной гейропе)))
        1. OTAKE
          -4
          21 апреля 2013 05:56
          Цитата: StolzSS
          Какие у вас там враги дружище??? Это мифическая сказка для масс народных.

          Посылаю вас на википедию, дружище! читать статью "Карабахский Конфликт".
          Если Азербайджан влезет в новую войну он пропал сколько бы у него не появилось истребителей, а оно вам надо когда можно тихо обустраивать свою республику на экспортную выручку и помаленьку налаживать местное производство.

          Неужели Армения так уж и разнесет в пух и прах неугодный Азербайджан? Чем интересно? Макетами рокет, надувными танками, или доблестными солдатами испражняющимися на собственный плац?
          Я например обожаю гранатовый сок из вашей республики, а ежли замес начнётся опять куча людей поляжет и разруха будет оно ни вам ни нам ни тем более вашим так называемым врагам не надо это лишь туркам выгодно и западной гейропе)))

          У Турок своих проблем нету? В чём выгода? Почему Гейропа? Геи это все что вы знаете о западе? их больше нигде не водится? Судя по тому какие вы используете выражения вы вообще не вкурсе что есть - Европа
      3. hayabusa777
        0
        7 мая 2013 12:45
        jf-17 Скоро на небе над ханкенди с нашем флагом ))
    3. 0
      20 апреля 2013 09:19
      против продолжения поставок выступил глава РСК "МиГ" и компании "Сухой" Михаил Погосян

      Китай продавит любые поставки...
  2. +3
    20 апреля 2013 09:27
    Серийный истребитель JF-17 Thunder из состава 26-й эскадрильи ВВС Пакистана


    Очень уж на Ф-5 похож стал, с чего бы это?
    1. 0
      20 апреля 2013 20:52
      Кроме компоновки, сходства не замечаю.
    2. 0
      21 апреля 2013 03:57
      Дружище не заговаривайтесь JF-17 с полным правом может носить имя "МиГ".
      1. -2
        21 апреля 2013 12:08
        Мне тоже очень нравятся наши МиГи. Но в JF-17 нет ничего от них.
  3. OTAKE
    -1
    20 апреля 2013 09:51
    Внешний вид приятный очень, ИМХО, чем то от Ф16-го веет :)
    1. +4
      20 апреля 2013 13:28
      Так и есть, только воздухозабор не снизу.
      А вообще, это типичный реферат на тему.
      То оттуда процитировано, это отсюда, свой - только заголовок и подпись...
  4. +7
    20 апреля 2013 10:22
    Один из немногих современных,лёгких,однодвигательных истребителей. В этом классе сейчас "выступают" только F-16, Грипен и китайский J-10-являющийся развитием израильского "Лави"
    1. Avenger711
      +2
      20 апреля 2013 13:44
      F-16 и J-10 уже класс повыше.
    2. Akim
      0
      20 апреля 2013 19:02
      Еще есть Мираж 2000 и Tejas.
      1. Avenger711
        -1
        20 апреля 2013 22:00
        Мираж 2000 классом выше.
        1. Akim
          0
          20 апреля 2013 22:12
          Цитата: Avenger711
          Мираж 2000 классом выше.

          Кто сказал? Двигатель помощнее. Бомбовая нагрузка из-за крыла больше, но по габаритам они одинаковые. Индия их специально хотела купить для противостояния пакистанским ДжиФ-17.
  5. Ролм
    +3
    20 апреля 2013 13:42
    am А в принципе толковый истребитель, главное экономичный, завалить беспилотник, вертолет, бомбер в одиночку сможет, а больше и не требуется.Для дуэлей пару джи 31 купит.
    1. Akim
      -2
      20 апреля 2013 19:05
      У самих же пакистанцев есть F-16A. Он ему не уступает, а в чем-то и превосходит.
  6. +3
    20 апреля 2013 16:12
    Щелкнули по носу матрасникам китайские товарищи ...Нашлись ведь в военно-политическом руководстве Пакистана люди , здраво решившие , что дружить лучше с теми , кто реальные материальные ценности создает , как порт Гвадар , например , и не лезет при этом в душу с идеологическими установками вроде "общечеловеческих ценностей"...
  7. +6
    20 апреля 2013 19:28
    По соотношению цена/качество очень хороший истребитель.Если Китайцы решат проблемы с двигателями,то он будет пользоваться бешеной популярностью.Единственное с нагрузкой у него все грустно,да и система дозаправки не помешала бы.
    Кстати,в создании самолета в 90-е годы активное участие принимали сотрудники ОКБ Микояна.
    Планы по перевооружению ВВС Пакистана учитывая финансовые возможности страны также очень разумны и обоснованы.
  8. Avenger711
    +2
    20 апреля 2013 20:48
    Самолет красивый, а красивые самолеты летают тоже красиво, хотя отсутствие полноценной ЭДСУ говорит о много, тот же Су-27 без нее не построишь в принципе, так что получается, что даже 4-ое поколение китайцы в целом еще делать не научились.

    Для наших ВВС разработка аналогичной машины могла бы иметь смысл, если цена хорошая, то можно было бы весьма серьезно нарастить численность. Хотя более реальной все-таки была бы разработка машины на одном двигателе от Су-35, она была бы несколько легче и дешевле МиГ-35 при тех же возможностях, и более высокой угловой скорости крена (нет разнесенных масс двигателей). Европа, насколько, понимаю, в этом классе моторов вообще ничего не имеет, Rafale и Typhoon двухмоторные.

    Насчет внешних рынков, то "Грипен" самолет тоже красивый, но дальше Европы у него не очень в отличие от легендарного F-5. Правда, последнию версию F-5 ака F-20 все-таки прикрыли, решив продавать средние F-16. Вообще мне кажется, что Китай реально не способен протолкнуть данную машину, по крайней мере, пока не поставит свой "шайтан". Нашим может и стоит подсуетиться в свободное от работы над Т-50 время. am
    1. 0
      20 апреля 2013 22:13
      Цитата: Avenger711
      Самолет красивый, а красивые самолеты летают тоже красиво, хотя отсутствие полноценной ЭДСУ говорит о много, тот же Су-27 без нее не построишь в принципе, так что получается, что даже 4-ое поколение китайцы в целом еще делать не научились.

      Со всем согласен,кроме этого.
      J-10 Китайцы делают для себя и там нет никаких проблем с ЭДСУ.
      1. Avenger711
        +1
        20 апреля 2013 23:31
        А в FC-1 внезапно не сумели. Интересное кино, хотя на нем как раз бы ОЧЕНЬ стоило сэкономить вес.
        1. 0
          21 апреля 2013 00:39
          Цитата: Avenger711
          А в FC-1 внезапно не сумели

          ХЗ,возможно поскольку FC-1 изначально делался как эконом-истребитель для экспорта там и не предполагалось ставить ЭДСУ.
          Факт в том,что на J-10 ЭДСУ есть,а на FC-1 нет.А вот как это обьяснить-не знаю.
    2. Akim
      -1
      20 апреля 2013 22:17
      Цитата: Avenger711
      Самолет красивый, а красивые самолеты летают тоже красиво

      Разве не красиво?
  9. +3
    20 апреля 2013 22:39
    Интересно а у них электроника не крякнет как у радаров в Эквадоре?
  10. +1
    20 апреля 2013 23:14
    А почему у самолета постоянно две полосы разряженного воздуха, это не доработка конструкции или так и должно быть?
    1. +2
      21 апреля 2013 04:10
      Нет не доработка,это результат того,что машина ходит на максимальных углах атаки,что не очень хорошо т.к. нагрузки он не несет,радиусы фигур довольно большие.В целом о сверх маневренности этой машины говорить не приходится.
    2. 0
      21 апреля 2013 18:00
      Это срыв потока воздуха на критических углах атаки крыла.
  11. +1
    21 апреля 2013 15:15
    У матрасников уже был F-5, который так и не стал пользоваться "бешенной" популярностью. Не вижу причин, по которым у данного истребителя получится занять нишу 21го. Есть одно большое "НО". Ни матрасники, ни китайцы и паки не готовы отдавать данные машинки в долг с перспективой невозврата, как было со многими 21ми.
  12. +2
    22 апреля 2013 14:19
    Лёгкий истребитель необходимо иметь на вооружении хотя бы из соображений стоимости одного часа полёта ЛА. Одно дело, когда нужно перехватить цель на дальних подступах с возможной "собачьей свалкой" и ещё какими-либо нежданчиками, другое дело, если цель - вертолёт, БПЛА, КР. Опять же спрос у малобюджетных государств постоянен - постоянный рынок сбыта и сфера влияния в регионе покупателя.
  13. Huseyn
    +2
    23 апреля 2013 00:29
    Цитата: Avenger711
    отсутствие полноценной ЭДСУ говорит о много, тот же Су-27 без нее не построишь в принципе, так что получается, что даже 4-ое поколение китайцы в целом еще делать не научились.
    Если внимательно почитаете характеристики российских самолетов 4-го поколения, перестанете писать подобное.
    МиГ-29 - истребитель 4-го поколения вообще не имеет ЭДСУ. Развитие МиГа имеют ЭДСУ, на вооружении ВВС РФ таких машин нет, только экспериментальны, в том числе и с ОВТ.
    Су-27 - истребитель 4-го поколения, имеет ЭДСУ аналоговую и аналогичную ЭДСУ этого китайско-пакистанского истребителя. Развитие последнего имеют цифровую ЭДСУ с полной ответственностью и стоят на вооружении ВВС РФ.
  14. 0
    29 марта 2019 22:14
    Самолет франкенштейн.Хвост от F-16 крыло смесь МиГ-21 с F-16 воздухозаборник от Миража нос+профиль от МиГ-21.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»