Учите историю, господа! И читайте фантастов
Сразу хочу определить свою позицию: я – за здравый смысл, реальную оценку событий и нормальную жизнь. Мои родители: мама – с Днепропетровщины, отец – с Буковины. Моя Родина и Альма-матер – те же, что и у Арсения Яценюка. Незадолго до развала Союза я вышла замуж за «москаля» и уже 27 лет живу в России. Дома, в Черновцах, бываю каждый год и хорошо знаю и вижу, как там живется. Мои дети родились в России, а крестил их на Буковине отец Петро в местной православной церкви Московского Патриархата. Кто я? Украинка? Русская? Западенка? Мое сердце нельзя разделить на части, как Советский Союз. Я болею за всех.
Многие из нас (и даже лидеры Правого сектора) родились в СССР. А в советских учебниках по истории о присоединении западных областей Украины к Советскому союзу было написано кратко, формально и безлико: «Чтобы предотвратить фашистскую оккупацию, 17 сентября 1939г. советские войска вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, а 28 июня 1940г. Красная армия заняла Северную Буковину и Бессарабию».
История Западной Украины, как и любой местности, многогранна, интересна и поучительна. Предлагаю несколько уроков истории на примере Северной Буковины – нынешней Черновицкой области.
Урок истории №1
На этом уроке многие ничего так и не поняли…
Далеко углубляться не будем, но в конце XIХ века территория современной Черновицкой области принадлежала сразу трем государствам: Австро-Венгрии (г. Черновцы, Вижницкий р-н,...), Королевской Румынии (Герцаевский р-н,…) и Российской империи (Хотинский р-н,…). На стыке трех границ находился маленький городок Новоселица. Шолом-Алейхем писал, что там один петух на три государства поет. Население в тех краях было чрезвычайно пестрым и многонациональным: украинцы, румыны, евреи, молдаване, русские…
Черновцы начала ХХ века сравнивали с кораблем, экипаж которого был австрийским, пассажирами – евреи, а обслуживающий персонал состоял из украинцев. В городах еврейское население составляло до половины жителей, в селах большинство было за украинцами, русинами и румынами. Интересно, но на австрийской этнографической карте 1910 года, никаких украинцев в Буковине нет. Зато есть русины и липоване (русские старообрядцы).
В 1918-1919гг. в результате первой мировой войны и распада двух могущественных империй – Австро-Венгерской и Российской практически вся территория Черновицкой области была захвачена Румынией. Началась массовая румынизация населения.
28 июня 1940 года – установление Советской власти и присоединение Северной Буковины к Украине.
5 июля 1941 года Гитлер дарит Северную Буковину своему союзнику – Румынии. Восстановление румынского оккупационного режима сопровождается репрессиями, направленными на семьи, сотрудничавшие с Советами. Начались еврейские погромы. Правда, у румынской оккупации был и плюс – ужасы войны не так сильно коснулись этих мест. Последствием частой смены власти явилось то, что до сих пор многие семьи разобщены и живут по разные стороны границы.
29 марта 1944 года Советская армия освобождает Черновицкую область от фашистских захватчиков и румынской оккупации. Северная Буковина снова становится частью Украины.
26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. Украина стала независимым государством.
Какой напрашивается вывод? На протяжении всего лишь 70-ти лет государственная принадлежность Буковины менялась 6 раз! Получается, что три поколения жителей Черновицкой области постоянно жили в эпоху перемен. И не забываем - на момент развала Союза все коренные буковинцы старше 47 лет родились еще «до Советской власти»!
Время перемен бесследно не проходит – оно обязательно сказывается на менталитете нации. И вот самый главный урок, который получил народ Северной Буковины в ХХ веке: в любой ситуации надеяться нужно только на себя!
Кстати, в 70-е застойные и благополучные годы именно жители этих мест выделялись неистребимой коммерческой жилкой и способностью делать свой домашний семейный бизнес, невзирая на политику КПСС. Западная Украина всегда отличалась от Восточной – села были богаче, дома побольше, вдоль трассы везде возникали стихийные рыночки, где можно было купить и домашнюю сельхозпродукцию, и изделия народных промыслов.
Урок истории №2
Этот урок истории «прогуляли» очень многие…
В 1887 году число жителей Буковины достигло более 627 тыс. человек, тогда как во время присоединения к Австрии в 1774 г. население составляло всего 75 тыс. человек.
Девятикратный рост населения за 100 лет бесследно не проходит. Поскольку регион был всегда сельскохозяйственным, то с 60-х гг. XIX века работы и земли стало катастрофически не хватать (именно об этом и повествует знаменитая повесть «Земля» буковинской писательницы Ольги Кобылянской).
Первая массовая эмиграция состояла в большинстве своем из селян. Они перебирались в другие страны в поисках работы и свободной земли. В 1877 году первые буковинские переселенцы высадились в США, в 1890 году – в Аргентине, Бразилии и Канаде, выезжали в Австралию и Новую Зеландию.
Всего с 70-80-х годов XIX в. по конец 30-х годов XX в. из Буковины эмигрировало по разным источникам от 50 до 225 тыс. человек.
Спасая себя и свои семьи от голода и нищеты, они уезжали на заработки. Одни, подзаработав, возвращались в родные края, другие навсегда оставались на чужбине. Даже в советское время, в 60-70-х гг. ХХ века, многие жители этих мест поддерживали отношения с родственниками из-за океана, некоторые получили наследство от умерших в Канаде родных.
В 1986 году в Интерклубе Черновицкого университета мы принимали канадскую делегацию из потомков переселенцев. Они привезли национальную одежду образца ХIХ века, говорили на языке, больше похожем на старославянский, чем на украинский, играли на бандурах и пели незнакомые печальные песни про чужбину и далекую оставленную родину.
Способность к самостоятельному выживанию в любых условиях у жителей этих мест – в крови. И когда в 90-х годах уже ХХ века на постсоветском пространстве все рушилось, и над регионом снова нависла безработица – началась новая волна трудовой эмиграции из Буковины.
Именно жители Западной Украины первыми открыли «окно в Европу» и массово стали уезжать на заработки. Мужчины – в основном на тяжелую физическую работу, женщины чаще становились домработницами и сиделками (особенно они востребованы в Италии – благо молдавский и итальянский языки похожи). Как и 150 лет назад – не зная ни языка, ни традиций, часто находясь на нелегальном положении – люди выживают, как могут. По данным ООН, в 2010 году 8 млн. украинцев выехали за границу на заработки. А в летний сезон их число увеличивается до 10-12 млн.
Уезжают все: доярки, врачи, рабочие, учителя. Зачастую даже самая неквалифицированная работа за рубежом оплачивается лучше, чем дома. Многие уезжают семьями, сжигая мосты, - в 2004 году только в Португалию украинцы официально вывезли 15 тыс. детей. Скорее всего, они оттуда уже не вернутся.
По данным международной общественной организации «Четверта хвиля», которая объединяет «заробiтчан», покинувших Украину с начала 90-х годов, каждый уехавший в среднем ежемесячно пересылает 200-300 евро на текущие затраты семьи. Согласно данным Украинского аналитического центра, в течение первого полугодия 2012 года по официальным банковским каналам от украинских гастарбайтеров поступило 3,412 млрд. долларов. А если добавить «небанковские» переводы, то приблизительная сумма, которую они приносят в страну в течение года – 19,5 млрд. долларов.
Так получилось, что мужчины востребованы в основном в молодом возрасте – физический труд изматывает. А женщин-сиделок предпочитают постарше. В Черновицкой области есть целые села, в которых половина детей живет без одного или двух родителей – села стариков и детей. Это настоящая гуманитарная катастрофа – фактическое сиротство детей при живых родителях, которые годами пребывают за рубежом и заменяют воспитание материальным благополучием. Уже выросло «потерянное» поколение, живущее в вакууме нормального семейного общения и привыкшее видеть в родителях только денежные переводы. Рушатся семейные устои – возврат домой для многих становится еще большим испытанием, чем отъезд. Последствия этого Украине еще придется прочувствовать и переосмыслить.
К сожалению, урок истории про трудовую эмиграцию XIX-XX веков прогуляли и руководители страны. Леонид Кучма потерял доверие «западенцев» после своих слов, что на заработки из Украины уезжают только проститутки – этим он обесчестил всех женщин от 20 до 65 лет, вынужденных содержать свои семьи.
Урок истории №3
Еще один урок истории, который все сразу забыли…
Советская власть, установившаяся в 1944 году, занималась не только пропагандой, агитацией и коллективизацией. Ею было сделано немало для жизни буковинцев. Созданы машиностроительные и химические предприятия, сеть крупных приборостроительных заводов, активно развивалась наука.
В 1816 г. население Черновцов составляло 5,5 тыс. человек, в 1880 г. - 45,6 тыс., в 1925 г. - 95 тыс., в 1959 г. - 152 тыс., а в 1989 г. - уже 256,6 тыс.
Зная о трудовой эмиграции буковинцев XIX и XX веков и понимая, что для нормальной жизни людям нужна работа, в 60-х годах советское правительство в Черновцах специально организовало высокотехнологичное современное производство полупроводниковых материалов.
На базе Черновицкого университета был создан целый кластер научных лабораторий по исследованию полупроводниковых материалов и выращиванию поляризованных кристаллов. За 30 лет было защищено немало диссертаций, многие из них шли под грифом «Секретно». Пять факультетов - физический, инженерно-оптический, общетехнический, математический, химический - выпускали специалистов для этой отрасли промышленности.
В Черновцах работал филиал Особого конструкторско-технологического бюро Института проблем материаловедения Академии наук Украины. С 1945 года работает Черновицкий машзавод, в 1968 году Министерство электронной промышленности СССР основало АО "Калибр", КБ "Ритм" – детище Министерства обороны СССР. Этот список можно продолжать: заводы Кварц, Гравитон,… Они обеспечивали работой и кормили десятки тысяч семей. Население близлежащих сел работало на производстве. Высокоточная продукция из Черновцов была востребована не только в СССР, она экспортировалась по всему миру. Заводы строили дома для своих работников, детские сады, санатории, поликлиники.
После развала Союза свободной и независимой Украине все это стало «вдруг» не нужно, и безработица, о которой в советские годы многие успели позабыть, снова пришла на Буковину.
Разрушение реального сектора экономики, сворачивание производства, разрыв устоявшихся торгово-промышленных связей, уничтожение огромного количества рабочих мест, мизерные зарплаты – все это привело к тому, что самым крупным действующим «предприятием» Черновцов стал Калиновский базар – один из крупнейших оптово-розничных рынков на Украине. Скольким буковинцам он помог выжить в новую эпоху перемен? А скольким он сломал профессиональную жизнь и мечты о карьере? На эти вопросы не даст ответа никто.
Урок истории №4
Учиться, учиться и учиться! – кто сказал, что это плохо?
При Австро-Венгрии основным языком преподавания в школах был немецкий. Школ было мало, и учиться там могли только дети знатных и богатых родителей.
При румынах стали учить на румынском. В гимназию могли принять и сына состоятельного крестьянина, но только, если он записан румыном. Так власть увеличивала количество румынского населения – и некоторые меняли фамилии на румынский лад ради образования детей.
Советская власть реально взялась за всеобщее образование. Фактически впервые за всю историю Буковинского края в школах детей стали учить на украинском языке. Поскольку население тут многонациональное, то и школы открывали разные. Например, в г. Новоселица с населением в 9 тыс. человек было 3 средние школы: с украинским, русским и молдавским языком обучения. И каждый мог учиться на своем родном языке.
Поскольку учителей, владеющих украинским языком, катастрофически не хватало, в 50-60 гг. на Буковину присылали по целевому распределению выпускников педвузов и педучилищ со всей Украины. Именно так и попала в Черновицкую область моя мама – выпускница Криворожского пединститута.
Не хватало учителей и для молдавских школ. Советское правительство и здесь быстро решило проблему. На базе Черновицкого университета в 50-х годах открывают специальные молдавские отделения, которые экстерном, за 3 года готовят учителей. Специальности выбрали смежные: историко-филологическая, физико-математическая, химико-биологическая. К средине 60-х годов кадровый вопрос в школах Буковины был решен. А в университете работали три кафедры филологии: украинская, русская и молдавская.
Черновицкий университет был открыт в 1875 году. В годы Советской власти лекции в Черновицком университете читались и на украинском, и на русском языках – все зависело от того, какой язык был родным для преподавателя. А студенты могли сдавать экзамены на своем языке. И никогда, я повторюсь, НИКОГДА на этой почве не возникало проблем, и не занижались оценки. Преподаватели, зная, что студенты конспектируют лекции, синхронно переводя их на свой язык, всегда акцентировали перевод терминов. Моя подруга и однокурсница, приехавшая учиться в Черновцы из Крыма, по-украински понимала, но не разговаривала – и закончила учебу с «красным» дипломом.
Поскольку у меня дома все говорили и на русском, и на украинском языках (а мой папа – еще и на молдавском: сказалось обучение в румынской школе), то лично я даже не замечала, на каком языке говорят вокруг меня. Многие так же легко переходили с русского на украинский и наоборот, и это было нормально. И если на вопрос, заданный на одном языке, отвечали на другом – то это никого не задевало, просто так собеседнику удобно. Кстати, школу я закончила с украинским языком обучения, а диплом защищала на русском языке. И сегодня, через много лет, приезжая домой, я легко и с удовольствием перехожу на родной украинский язык. И говорю на нем гораздо чище, чем некоторые президенты и премьеры Украины.
Сколько государственных (народных!) денег потрачено в современной Украине не на улучшение жизни людей, а на дублирование «русскоязычных» старых советских и новых российских фильмов. На субтитры, которые вызывают чувство неловкости и стыда за власть, которой слишком хочется отделить себя от страны, в которой они родились? Ненужные народу навыки сами отмирают, без указов и запрещений – зато государство в таких ситуациях выглядит достойно и демократично. А нужные знания выживают, несмотря ни на что.
Кстати, во всех странах, где появляются постсоветские туристы, местные жители с удовольствием учат русский язык – без приказов и принуждений, по собственному желанию. Хорошие чаевые – лучший стимул в прикладной филологии.
Чистота родного языка – благородное дело, волнующее каждую нацию. В той или иной форме этот вопрос поднимают в разных странах. Более 50-ти лет экономисты и математики Украины говорили «процент», а в 90-х гг. вспомнили о родном аналоге «вiдсоток». Это можно понять и объяснить стремлением к самоидентичности. Но когда меняют слишком русские «вертолiт» и «карта» на исконно украинские «гелiкоптер» и «мапа», почему-то сразу вспоминается, что «процент» по-русски звучит так же.
Все это напоминает банальный супружеский развод: с битьем посуды, выбрасыванием фотографий, девичьей фамилией, загулами «назло» и соседями-доброхотами, скупающими по дешевке ставшее «вдруг» ненужным совместно нажитое имуществе. Но остаются дети, и от общих дел, воспоминаний и традиций тоже никуда не деться.
Урок истории №5.
Учиться – никогда не поздно, особенно если учится правильному
Так получилось, что на постсоветском пространстве все старательно пытаются забыть и не видеть хорошее в союзном прошлом и стремятся заменить это тем, что подсмотрели за «бугром». Вот и у нас тут и там стремятся вслед за Европой легализовать однополые браки. Есть еще много других «милых» цивилизованных примеров.
А я думаю, почему бы не брать пример с других европейских традиций? Вся Западная Европа живет туризмом – и неплохо живет! Западная Украина может похвастаться не менее интересными городами с великолепной архитектурой, могущественными крепостями, историческими памятниками, горнолыжными и летними курортами, санаториями с целебными водами… Все это было известно и востребовано еще с времен СССР. Львов, Хотинская крепость, Трускавец – это бренды, не требующие большой рекламы на постсоветском пространстве.
Но наивно надеяться, что на Украину хлынут потоки туристов из Евросоюза – у них у самих такого добра навалом. Тем более что поднять цены до мирового уровня гораздо легче, чем организовать такие же сервис и условия. А вот жители России с удовольствием бы ездили туда, где пока ещё не нужен Шенген и знание иностранных языков. Нашим новым независимым экономистам с МВА пора давно понять: ничто так не укрепляет общую дружбу и самостийную экономику, как хорошая оплата. Но, как говорят на Востоке: хочешь открыть лавку – учись улыбаться.
И напоследок урок литературы - в одном из произведений Стругацких упоминается непримиримая, кровавая война двух стран. А потом выясняется, что они долгое время были одним целым государством. У гениальных фантастов почти все произведения – пророческие. В наших силах сделать так, чтобы эта история не стала реальностью.
Информация