Military Review

Russian artillery, how it all began

3
One of the oldest branches of the Russian army is artillery. So, the first appearance of gunshot artillery in Russia dates back to the XIV century, or more precisely, to the 1389 year. But this is only an officially recognized date, according to numerous studies by Russians, and later by Soviet historians, artillery appeared much earlier than this date.


All история Russian artillery is surrounded by rich martial traditions. For several centuries, Russian artillery remained the strongest in the world, and in large part because of this, victories in numerous wars were obtained.

Like the entire Russian army, artillery has passed a difficult path of development and formation. The first guns were not examples of perfect designs. Most of the guns were made in an artisanal way. For their manufacture used wrought iron and strengthened on mobile wooden machines. Iron pieces and processed stones were used as charges. Beginning in the second half of the 15th century, a new era began in the production of tools. For ebbing guns began to use bronze and copper, which accordingly affected the quality of shooting.

But the most extensive development of artillery began with the arrival of Ivan the Terrible on the Russian throne. In all the wars in which Russia took part at that time, artillery played a decisive role. Under the reign of Ivan the Terrible, artillery was formed as a separate branch of troops. Thus, according to historical data, separate archery regiments were created, which included artillery. At its core, it was the creation of regimental artillery.

During the reign of Ivan the Terrible, Russian artillery was represented on the battlefields as a separate branch of troops, which is able to independently solve the most complex combat missions. The most significant fact of the use of artillery at that time was the siege of Kazan in 1552. For the capture of the fortress, 150 heavy weapons were used, of which shelling the fortress walls was fired for a month and only because of this the Russian army was able to occupy the city. Artillery also played a very important role in the Livonian War. During the military confrontation, the Russian army led intense battles for enemy fortresses. During their participation in these battles, the Russian gunners proved not only how well they own their equipment, but also its strength and firepower.

At the end of the XVI and in the beginning of the XVII centuries, completely new artillery guns appeared in Russia, which proved the successful solution of extremely difficult tasks for the time by the Russian casters. The tools were created by talented craftsmen, most of whom came from the common people.

So, there are a number of vivid historical examples that prove that already in the early period of the existence of artillery in Russia there were gifted craftsmen who cast and forged guns. One of the first cannon masters, whose name history has brought to our time, was Jacob, he lived and worked fruitfully in the second half of the 15th century. The period of time also includes the activity of the cannon master from Tver, Mikula Krechetnikov, who quite successfully competed in the manufacture of artillery guns with foreign masters and was largely ahead of them. The hands of Krechetnikov created a lot of guns, which were included in the arsenal of artillery weapons of the Russian army.

But the most famous Russian master of the gun business was Andrei Chokhov. This talented master cast a lot of different tools, but the Tsar Cannon cast by him brought the greatest celebrity to this man. Despite the fact that the manufactured gun in the 1586 year never fired, it still attracts the attention of the Moscow Kremlin visitors and experts. For the most part, attention is drawn to the size of the gun. It has a caliber of 89 centimeters, its length is 5 meters, and its weight is about 40 tons. No foreign cannon master managed to cast anything like that, and this once again emphasized the talent and art of Russian masters.

Even at an early period in the history of artillery in Russia, guns were created that, according to the idea of ​​the device used and the principles underlying their actions, were much ahead of the corresponding counterparts of guns created abroad. For the most part, this refers to the creation of rifled tools and tools with wedge bolts. It is known that with the introduction of rifled guns into artillery of the Russian army, in the middle of the XIX century there was a real revolution in artillery technology. First of all, this was due to the fact that rifled artillery had a much greater power of fire compared to smooth wall. The guns of the new model were distinguished by a greater range, as well as increased accuracy when firing. Considering all these advantages, it is not surprising that the rifled guns almost immediately took the leading place on the fields of combat battles and had a significant impact on the development of artillery firing and its tactics.

At the end of the XVI century, Russian masters first made an iron pishchal, which had an 1,7 caliber of inch and was charged from the breech. There were grooves in the channel, and on its trunk there were provisions for mounting the sight and the front sight. Shooting from this food was made by special oblong projectiles. Russian craftsmen continued to improve their food, and thanks to this a completely new model, cast in bronze in 1615, appeared. In the barrel channel, ten spiral threads were made, like the previous model, it was charged from the breech and closed with a wedge gate.

The indicated foodstuffs are the very first rifled guns in the world, which were made by Russian craftsmen. Abroad, there are several specimens of guns with rifled barrels, which were made only at the end of the XVII century. It is obvious that Russian gunsmiths in the invention of rifled guns were much ahead of foreigners. The only disadvantage that did not allow for the mass production of rifled guns at that time was the absence of the necessary conditions for production.

With the development and improvement of the production of guns, there was a problem with the transition to a new type of weapon loading. As you know, the first guns were charged directly from the barrel, but a more reliable and fast method of charging was required. This method was the loading of weapons from the breech. This required only one thing - a reliable device for locking the bore of the gun. This task was successfully solved by the Russian gunsmiths, using a wedge bolt for locking the barrel, which at that time was not used in the artillery of other countries' armies.

The beginning of the XVII century is the birth of the Russian artillery science. The first scientific work, which is known to historians of our time, belongs to Onisim Mikhailov - “Pushkar master affairs”, which he wrote in 1620, and is called “The Charter of cannon military and other matters related to military science”. For more than 150 years the manuscript remained unknown, and only in 1777 was it found and published by V. Ruban.

Onisim Mikhailov’s scientific work consisted of 663 decrees, as well as containing many truly revolutionary original thoughts. Mikhailov was not only able to summarize many of the provisions known in foreign literature, but also provided an independent solution to a number of issues that concerned organization, combat use and the material part of artillery. With his work, Mikhailov laid the foundation for the further development of artillery literature in Russia and, not least, made a valuable contribution to the development of artillery science.

The beginning of the XVIII century became the most important stage in the formation of Russian artillery. It was during this period that Russian artillery became the best in Europe. For the most part, this was achieved thanks to the perseverance, energy and organizational skills of Peter the Great and his combat comrades in artillery - G. G. Skornyakov-Pisarev, Ya. V. Bruce, V. D. Korchmina and many others who believed in the future of artillery . Creating a regular army in a new fashion, Peter the Great, in fact, rebuilt the structure of artillery on new principles. A number of government measures that Peter I carried out were of great importance for the further development and growth of artillery.

So, Peter the Great streamlined the issue related to the production of artillery shells. The abundance in artillery was abolished. For the production of guns used only standard drawings. The creators of the guns were tasked with reducing the weight and achieving maximum maneuverability of the gun on the battlefield. As a result, completely new samples of howitzers and cannons appeared in the army, which had high combat qualities and high maneuverability and much simplified and facilitated transportation.

Peter I attached great importance to the maneuverability and mobility of artillery on the battlefield. He did his best to ensure that on the battlefield not only infantry, but cavalry always had the support of artillery. To this end, such units as horse artillery were introduced in the Russian army. Created by Peter I, the horse artillery took part in the battle with the Swedes in 1702 and the battle of Lesnaya in 1708, along with cavalry regiments, and historians recognize that it was thanks to this that victories were won. The horse artillery of the Russian army during the Patriotic War 1812 of the year and the foreign campaigns of 1813 – 1814 that followed it became especially famous.

Special importance in the further development of artillery was given to personnel training. Peter the Great not only personally mastered the artillery business, but also invested a great deal of work in identifying talented people and teaching them the art of artillery combat. It was during this period that the foundation was laid for the development of artillery education in Russia. The efforts spent on the reorganization of the Russian army and its artillery, very quickly paid off and, with a hundredfold. Particularly great success fell on the Russian artillery during the battle of Poltava 1709 year. As you know, the Swedish invaders were finally crushed. Russian artillery fired a massive fire, shooting at point-blank shot by Swedish troops rushing into the attack, which led to heavy losses in the camp of the enemy. The effectiveness of the Russian gunners recognized even enemies.

Further progress in the development of Russian artillery was associated with the name of PI. Shuvalov. This outstanding gunner in the middle of the XVIII century stood at the origins of improving the organization of artillery. Thanks to Shuvalov, more advanced weapons were adopted, and the level of combat and technical training of artillerymen significantly increased. Pyotr Shuvalov was able to attract talented inventors, including Major Danilov and Colonel Martynov, to create new tools. Thanks to this talented tandem, a completely new weapon was created - a unicorn, which served the Russian army for more than a hundred years. As a basis for the unicorn project, a long howitzer, built under Peter the Great, was used. But in the new gun, the barrel was extended to 8 caliber. New guns were intended for firing various types of shells: incendiary shells, explosive grenades, canister, cores. They had special conical chambers, which made it possible to speed up the charging process.

The heroic and skillful actions of the Russian artillery, manifested in the second half of the XVIII century, were inextricably linked with the outstanding successes of the Russian weaponsachieved under the command of talented Russian generals M. I. Kutuzov, P. A. Rumyantsev and A. V. Suvorov.

PA Rumyantsev made a number of important provisions and changes on the combat use and organization of artillery. Applying these provisions, the Russian gunners achieved significant success in the battles with the Turkish army. In particular, it should be noted how the Russian artillery acted in the battles of Larga and Cahul. In these battles, the Russian artillery was able to suppress the fire of the Turkish artillery and dealt a significant blow to the enemy cavalry, and this ensured the complete and final defeat of the Turkish troops.

Even more impressive were the successes of the artillery of the Russian army in the battles under the command of the famous A. Suvorov. The commander knew artillery perfectly and correctly estimated its combat capabilities. When setting the task for the artillerymen, Suvorov was always brief: "The Crossfire opens the victory for the infantry." The commander always demanded that the artillery units prepare the attack of the infantry and cavalry. Russian artillery together with the Suvorov troops participated in the march to distant Italy, and due to its power a whole series of defeats were inflicted on the French army.

The beginning of the XIX century was marked by bloody wars between Napoleonic France and the coalition of states, which included Russia. The Russian army and its artillery met with the front line at that time and well-armed, trained, led by talented generals and marshals of the French army. In heavy battles with the Napoleonic army, victories and defeats alternated. The worst defeat for the Russian army was the lost battle of Austerlitz in 1805.

In 1812, the French army, led by Napoleon, invaded Russia. So the war began, which is justly called Patriotic. The Russian people were forced to defend their state from the French invaders. But for Napoleon, this war ended in complete defeat and expulsion from Russia. The most significant and decisive in the course of this war was the battle of Borodino. The French lost this battle, and thereby buried their former glory, won over the years. And as the French themselves admitted, at the base of their defeat lies the excellent artillery preparation of the Russian army, which was able to inflict considerable damage in their camp.

Artillery continued to operate successfully in the period of the famous counter-offensive of the Russian army, which was led by M. I. Kutuzov, and which finally destroyed Napoleon’s army. The French army experienced the power of the Russian artillery strikes in the battles of Dorogobuzh and Vyazma, under Maloyaroslavets and Krasny.

In subsequent wars after this, the military glory of the artillery of the Russian army grew and strengthened. A lot of glorious and heroic pages in the history of Russia were entered by gunners during the defense of Sevastopol in the 1854-1855. from the Anglo-French-Turkish invaders. In the battles for the city, Russian artillerymen proved not only their skills, but also their ingenuity, resourcefulness and heroism. At the bastions of the city and on Malakhov Kurgan, the invaders lost tens of thousands of soldiers and officers from artillery fire.

As is known, the Crimean War 1853 – 1856. was the last in which smooth-bore guns were used. These guns no longer met the requirements for artillery requirements. A period of large-scale re-equipment of all the armies of the world with rifled guns began, after a short time, high-speed guns also appeared. Russian inventors, designers and scientists have made a significant contribution to the solution of issues related to the creation of an improved artillery materiel, as well as the development of the basics of its combat use.

During the 19th century, quite a lot of major successes were achieved in the development and improvement of artillery science and technology. Russian mathematicians N. I. Lobachevsky, P. L. Chebyshev, and M. V. Ostrogradsky made their revolutionary changes and innovations in artillery science. On the basis of their mathematical solutions, many issues related to internal and external ballistics, as well as artillery firing, were developed and solved.

Russian scientists - artillerymen N.A. Zabudsky and N.V. Mayyevsky were awarded fame and international recognition. Their studies on the use of rifled guns, the flight of oblong shells and on the issues of internal and external ballistics are classic works that most fully and in an original way represent the solution of the tasks of artillery technology and science. The works of N. A. Zabudsky and N. V. Maievsky were translated into foreign languages ​​and were praised by scientists from other countries.

It is necessary to recognize that in Russia considerable attention was paid to the development of artillery affairs, and scientists who invested their contribution to the development of artillery were quite a lot. Thus, Professor A. V. Gadolin was able to solve the problem associated with an increase in the resistance of the gun barrel to the pressure of powder gases. The theory developed by A. V. Gadolin on the use of multi-layered barrels over a long period of time was used in the design of artillery systems.

How to take apartment in the mortgage? As a result, it is more profitable to rent an apartment or an apartment in a mortgage? These and many other questions related to loans and your finances can be obtained on the site bank.ru.
 
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. nnz226
    nnz226 3 June 2011 17: 02
    +1
    In fact, even in the book "Artillery", published under Stalin (an excellent publication, by the way, from which even some of the engravings given in the article are taken), the date of the beginning of Russian artillery is considered to be 1382 and not 1389, during the siege of Moscow by Khan Tokhtamysh, Muscovites shot back from cannons. in 1982, the 600th anniversary of the Russian artillery was widely celebrated. You need to be careful with dates, sometimes because of several months they fight for priority, but here it is as much as 7 years ...
    1. predator
      predator April 5 2012 06: 37
      0
      And to be more precise, the first guns in Russia rumbled on the walls of the glorious city of Bulgar in 1375, when it was besieged by D. Bobrok-Volynsky and they were called tyufengs, they were transferred to the Russians by lifting the siege and were already fired in Tokhtamysh in 1382.
  2. Dinrih
    Dinrih 18 November 2015 12: 53
    0
    in artillery schools it is precisely 1382 that is considered a reference point for missile forces and artillery

Русская артиллерия, как все начиналось

Русская артиллерия, как все начиналосьОдним из старейших родов войск российской армии является артиллерия. Так, первое появление огнестрельной артиллерии на Руси относится к XIV столетию, а если точнее, то к 1389 году. Но это только официально признанная дата, согласно многочисленным исследованиям русских, а позже советских историков, артиллерия появилась гораздо раньше этой даты.

Вся история русской артиллерии окружена богатыми боевыми традициями. В течение нескольких столетий русская артиллерия оставалась самой сильной в мире, и во многом благодаря этому были добыты победы в многочисленных войнах.

Как и вся русская армия, артиллерия прошла сложный путь развития и становления. Первые огнестрельные орудия были далеко не образцами совершенства конструкций. В большинстве орудия изготавливались кустарным способом. Для их изготовления использовали кованое железо и укрепляли на передвижных деревянных станках. В качестве зарядов использовались куски железа и обработанные камни. Начиная со второй половины XV века, в производстве орудий начинается новая эпоха. Для отлива орудий начали использовать бронзу и медь, что соответственно отразилось и на качестве ведения стрельбы.


Но наиболее широкое развитие артиллерия началось с приходом на Русский трон Ивана Грозного. Во всех войнах, в которых Россия принимала участие в то время, артиллерия играла решающую роль. При царствовании Ивана Грозного артиллерия была сформирована как отдельный род войск. Так, согласно исторических сведений, были созданы отдельные стрелецкие полки, в состав которых входила артиллерия. По своей сути это было создание полковой артиллерии.

Русская артиллерия, как все начиналосьВо времена правления Ивана Грозного русская артиллерия была представлена на полях сражения как отдельный род войск, который способен самостоятельно решать самые сложные боевые задачи. Самым значимым фактом применения артиллерии в то время была осада Казани в 1552 году. Для взятия крепости было задействовано 150 тяжелых орудий, из которых в течение месяца велся обстрел крепостных стен и только благодаря этому Русская армия смогла занять город. Очень важную роль сыграла артиллерия и в Ливонской войне. На протяжении военного противостояния русская армия вела напряженные бои за неприятельские крепости. За время участия в этих боях русские пушкари доказали не только то, насколько хорошо они владеют своей техникой, но и ее силу и огневую мощь.

В конце XVI и в начале XVII веков на Руси появились совершенно новые артиллерийские орудия, которые доказывали успешное решение русскими литейщиками-оружейниками крайне сложных для того времени задач. Орудия создавались талантливыми умельцами, среди которых большинство были выходцами из простого народа.

Так, есть ряд ярких исторических примеров, которые доказывают, что уже на раннем периоде существования артиллерии на Руси были одаренные мастера, отливавшие и ковавшие орудия. Одним из первых пушечных мастеров, чье имя история донесла до нашего времени, был Яков, он жил и плодотворно трудился во второй половине XV столетия. К тому же периоду времени относится деятельность пушечного мастера из Твери Микулы Кречетникова, который довольно успешно соперничал в изготовлении орудий для артиллерии с иностранными мастерами и во многом опережал их. Руками Кречетникова было создано много орудий, которые вошли в арсенал артиллерийского вооружения русской армии.

Русская артиллерия, как все начиналосьНо наиболее известным российским мастером орудийного дела стал Андрей Чохов. Этот талантливый мастер отлил очень много различных орудий, но наибольшую знаменитость этому человеку принесла отлитая им «Царь-пушка». Несмотря на то, что изготовленное орудие в 1586 году так ни разу и не выстрелило, оно и по сей день привлекает к себе внимание посетителей Московского Кремля и экспертов. В большей части внимание привлекают размеры пушки. Она имеет калибр 89 сантиметров, длина ее 5 метров, а вес около 40 тонн. Ни одному иностранному пушечному мастеру не удалось отлить ничего подобного, и это еще раз подчеркнуло талант и искусство русских мастеров.

Еще на раннем периоде истории артиллерии в России были созданы орудия, которые по использованной идее устройства и по принципам, заложенным в основу их действия, на много опередили соответствующие аналоги орудий, созданные за границей. В большей части это относится к созданию нарезного орудия и орудий с клиновыми затворами. Известно, что с поступлением на вооружение артиллерии Русской армии нарезных орудий, в середине XIX столетия произошел настоящий переворот в артиллерийской технике. Прежде всего, это было связано с тем, что нарезная артиллерия обладала значительно большим могуществом огня в сравнении с гладкостенной. Орудия нового образца отличались большей дальнобойностью, а так же повышенной кучностью при стрельбе. Учитывая все эти достоинства, неудивительно, что нарезные орудия практически сразу заняли лидирующее место на полях боевых сражений и оказали значительное влияние на развитие стрельбы артиллерии и тактики ее ведения.

Русская артиллерия, как все начиналосьВ конце XVI столетия русскими мастерами была впервые изготовлена железная пищаль, которая имела калибр 1,7 дюйма и заряжалась с казенной части. В канале пищали имелись нарезы, а на ее стволе были предусмотрены приспособления для крепления прицела и мушки. Стрельба из этой пищали производилась специальными продолговатыми снарядами. Русские мастера продолжили усовершенствование пищали, и благодаря этому появилась совершенно новая модель, отлитая из бронзы в 1615 году. В канале ствола пищали было сделано десять спиральных нарезов, как и предыдущая модель, заряжалась она с казенной части и закрывалась клиновым затвором.

Указанные пищали являются самыми первыми в мире орудиями с нарезным стволом, которые были изготовлены русскими мастерами. За рубежом известно несколько образцов орудий с нарезными стволами, которые были изготовлены лишь в конце XVII столетия. Очевидно, что Русские оружейники в изобретении нарезных орудий на много опередили иностранцев. Единственным минусом, не позволявшим наладить массовое производство орудий с нарезными стволами в то время, было отсутствие необходимых условий для производства.

С развитием и усовершенствованием производства пушек появилась проблема с переходом на новый вид заряжения орудия. Как известно, первые пушки заряжались непосредственно со ствола, но требовался более надежный и быстрый способ зарядки. Таким способ стало заряжение орудия с казенной части. Для этого требовалось только одно – надежное приспособление для запирания канала ствола пушки. Эту задачу русские оружейники решили успешно, применив для запирания канала ствола клиновой затвор, который на то время не применялся в артиллерии армий других стран.

К началу XVII столетия относится зарождение российской артиллерийской науки. Первый научный труд, который известен историкам нашего времени, принадлежит Онисиму Михайлову - «пушкарских дел мастеру», который он написал в 1620 году, и называется «Устав пушечных ратных и других дел, относящихся к воинской науке». На протяжении более 150 лет рукопись оставалась неизвестной, и лишь в 1777 году ее нашел и опубликовал В. Рубан.

Научный труд Онисима Михайлова состоял из 663 указов, а так же в нём содержалось много поистине революционных оригинальных мыслей. Михайлов не только смог обобщить многие положения, известные в зарубежной литературе, но и предоставил самостоятельное решение целого ряда вопросов, который касались организации, боевого применения и материальной части артиллерии. Своим произведением Михайлов заложил основу для дальнейшего развития артиллерийской литературы в России и, что немаловажно, внес ценный вклад в развитие артиллерийской науки.

Русская артиллерия, как все начиналосьНачало XVIII века стало важнейшим этапом в формировании русской артиллерии. Именно в этот период времени русская артиллерия стала лучшей в Европе. В большей части это было достигнуто благодаря настойчивости, энергии и организаторским способностям Петра Великого и его боевых соратников по артиллерии — Г. Г. Скорнякова-Писарева, Я. В. Брюса, В. Д. Корчмина и многих других, кто верил в будущее артиллерии. Создавая регулярную армию по новому образцу, Петр Великий фактически заново, на новейших началах перестроил и структуру артиллерии. Ряд государственных мероприятий, которые осуществил Петр I, имели огромное значение для дальнейшего развития и роста артиллерии.

Так, Петр Великий упорядочил вопрос, связанный с производством артиллерийских орудий. Была упразднена разнокалиберность в артиллерии. Для производства орудий использовались только типовые чертежи. Перед создателями орудий была поставлена задача уменьшить вес и добиться максимальной маневренности орудия на поле боя. В итоге на вооружении армии появились совершенно новые образцы гаубиц и пушек, которые обладали высокими боевыми качествами и высокой маневренностью и значительно упрощенной и облегченной перевозкой.

Петр I огромное значение придавал маневренности и подвижности артиллерии на поле боя. Он всеми силами добивался того, чтобы на поле сражения не только пехота, но и конница всегда имела поддержку артиллерии. Для этого в русской армии были введены такие подразделения, как конная артиллерия. Созданная Петром I, конная артиллерия принимала участие в сражении со шведами в 1702 году и бою под Лесной в 1708 году вместе с кавалерийскими полками, и историки признают, что именно благодаря этому были одержаны победы. Особенно прославилась конная артиллерия российской армии во время Отечественной войны 1812 года и последовавших после нее заграничных походах 1813–1814 гг.

Особое значение в дальнейшем развитии артиллерии уделялось подготовке кадров. Петр Великий не только лично в совершенстве владел артиллерийским делом, но и вложил большой труд для выявления талантливых людей и обучению их искусству ведения артиллерийского боя. Именно в этот период в России была заложена основа для развития артиллерийского образования. Усилия, затраченные на проведение реорганизации русской армии и ее артиллерии, очень быстро окупились и, причем сторицею. Особенно большой успех пришелся на долю русской артиллерии во время Полтавского сражения 1709 года. Как известно шведские интервенты были сокрушены окончательно. Русская артиллерия вела массовый огонь, расстреливая в упор картечью устремлявшиеся в атаку шведские войска, что привело к тяжелым потерям в стане врага. Эффективность действия русских артиллеристов признали даже враги.

Дальнейшие успехи в развитии российской артиллерии были связаны с именем П.И. Шувалова. Этот выдающийся артиллерист в середине XVIII столетия стоял у истоков улучшения организации артиллерии. Благодаря Шувалову на вооружение были приняты более совершенные орудия, а так же значительно повысился уровень боевой и технической подготовки артиллеристов. К созданию новых орудий П. И. Шувалов сумел привлечь талантливых изобретателей, среди которых были майор Данилов и полковник Мартынов. Благодаря этому талантливому тандему было создано совершенно новое орудие – единорог, которое прослужило русской армии более ста лет. В качестве основы проекта единорог была использована длинная гаубица, построенная еще при Петре I. Но в новом орудии ствол был удлинен до 8 калибров. Новые орудия предназначались для ведения стрельбы снарядами различных видов: зажигательными снарядами, разрывными гранатами, картечью, ядрами. Они имели специальные конические каморы, что позволяло ускорить процесс заряжения.

Героические и умелые действия русской артиллерии, проявленные во второй половине XVIII столетия, были неразрывно связаны с выдающимися успехами русского оружия, достигнутыми под командованием талантливых русских полководцев М. И. Кутузова, П. А. Румянцева и А. В. Суворова.

П. А. Румянцев внес ряд важных положений и изменений по вопросам боевого применения и организации артиллерии. Применяя эти положения, русские артиллеристы добивались значительных успехов в сражениях с турецкой армией. В особенности необходимо отметить то, как действовала русская артиллерия в боях при Ларге и Кагуле. В этих сражениях русская артиллерия смогла подавить огонь турецкой артиллерии и нанесла значительный удар по вражеской коннице, чем и обеспечила полный и окончательный разгром турецких войск.

Русская артиллерия, как все начиналосьЕще более внушительными были успехи артиллерии русской армии в сражениях под командованием прославленного А. В. Суворова. Полководец прекрасно знал артиллерию и верно оценивал ее боевые возможности. При постановке задачи артиллеристам Суворов всегда был кратким: «Крестные огни отворяют пехоте победу». Полководец всегда требовал, чтобы артиллерийские подразделения подготовляли атаку пехоты и конницы. Русская артиллерия совместно с суворовскими войсками участвовала в походе в далекую Италию, и благодаря ее мощи был нанесен целый ряд поражений французской армии.

Начало XIX века ознаменовалось кровопролитными войнами между наполеоновской Францией и коалицией государств, в составе которой была и Россия. Русская армия и ее артиллерия встретилась с передовой на то время и прекрасно вооруженной, подготовленной, руководимой талантливыми генералами и маршалами французской армией. В тяжелых боях с наполеоновской армией победы и поражения чередовались. Самым тяжелым поражением для русской армии стало проигранное сражение под Аустерлицем в 1805 году.

Русская артиллерия, как все начиналосьВ 1812 году французская армия, ведомая Наполеоном, вторглась в пределы России. Так началась война, которую справедливо называют Отечественной. Русский народ был вынужден защищать свое государство от французских интервентов. Но для Наполеона эта война закончилась полным поражением и изгнанием за пределы России. Наиболее значительным и решающим в ходе этой войне стало Бородинское сражение. Французы проиграли это сражение, и тем самым была похоронена их былая слава, завоеванная на протяжении многих лет. И как признали сами французы, в основе их поражения лежит прекрасная артиллерийская подготовка русской армии, которая смогла нанести значительный ущерб в их стане.

Артиллерия продолжала успешно действовать и в период знаменитого контрнаступления русской армии, которым руководил М. И. Кутузов и которое окончательно уничтожило армию Наполеона. Всю мощь ударов русской артиллерии французская армия испытали на себе в боях под Дорогобужем и Вязьмой, под Малоярославцем и Красным.

В последующих после этой войнах боевая слава артиллерии русской армии росла и укреплялась. Много славных и героических страниц в историю России вписали артиллеристы во время защиты Севастополя в 1854-1855 гг. от англо-франко-турецких интервентов. В боях за город русские артиллеристы доказали не только свое умение, но и свою изобретательность, находчивость и героизм. На бастионах города и на Малаховом Кургане захватчики потеряли от артиллерийского огня десятки тысяч солдат и офицеров.

Русская артиллерия, как все начиналосьКак известно, Крымская война 1853–1856 гг. стала последней, в которой использовались гладкоствольные пушки. Эти орудия уже не отвечали предъявляемым к артиллерии требованиям. Начался период масштабного перевооружения всех армий мира нарезными орудиями, спустя незначительное время появились и скорострельные орудия. Русские изобретатели, конструкторы и ученые внесли значительный вклад в решение вопросов, связанных с созданием усовершенствованной материальной части артиллерии, а также разработкой основ ее боевого применения.

На протяжении XIX века было достигнуто достаточно много крупных успехов в области развития и усовершенствования артиллерийской науки и техники. В артиллерийскую науку внесли свои революционные изменения и новшества русские математики Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский. На основе их математических решений были разработаны и решены многие вопросы, связанные с внутренней и внешней баллистикой, а также стрельбы артиллерии.

Известности и мирового признания были удостоены русские ученые — артиллеристы Н. А. Забудский и Н. В. Маиевский. Их исследования по вопросам использования нарезных орудий, полета продолговатых снарядов и по вопросам внутренней и внешней баллистики являются классическими трудами, которые наиболее полно и оригинально представляют решение задач артиллерийской техники и науки. Труды Н. А. Забудского и Н. В. Маиевского были переведены на иностранные языки и удостоились высокой оценки от ученых других стран.

Необходимо признать, что в России развитию артиллерийского дела уделялось значительное внимание и ученых, которые вложили свою лепту в развитие артиллерии достаточно много. Так, профессор А. В. Гадолин смог решить проблему, связанную с увеличением сопротивляемости ствола пушки давлению пороховых газов. Разработанная А. В. Гадолиным теория о применении многослойных стволов на протяжении долгого периода времени применялась при проектировании артиллерийских систем.

Как взять квартиру в ипотеку? Что в итоге выгоднее арендовать квартиру или квартира в ипотеку? На эти и многие другие вопросы связанные с кредитами и Вашими финансами можно получить на сайте bank.ru.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 
Читайте также
Комментарии 3
  1. nnz226 3 июня 2011 17:02
    Вообще-то даже в книге "Артиллерия", изданной ещё при Сталине (великолепное, кстати, издание, из которого даже некоторые приведённые в статье гравюры взяты) датой начала русской артиллерии считается 1382 год а не 1389, во время осады Москвы ханом Тохтамышем москвичи отстреливались из пушек. в 1982 году довольно широко отмечалось 600-летие русской артиллерии. С датами надо аккуратней, иногда из-за нескольких месяцев бьются за приоритет, а тут целых 7 лет...
    1. хищник 5 апреля 2012 06:37
      А если быть поточнее, то первые пушки на территории России громыхали на стенах славного города Булгар в 1375 году, когда его осаждал Д. Боброк-Волынский и назывались они тюфенги, за счет снятия осады были переданы русским и уже в 1382 году палили в Тохтамыша.
      хищник
  2. Dinrih 18 ноября 2015 12:53
    в артиллерийских училищах именно 1382год считается точкой отсчета для ракетных войск и артиллерии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня