
Первый этап — подготовительный. На этом этапе создания социалистического анклава (если не нравится слово заповедник) необходимо определить регион или несколько регионов, в которых можно провести такую модернизацию. Как я уже говорил, я предлагаю остановиться на регионах Дальнего Востока. За исключением Якутии и, возможно, Чукотки. Причина исключения Якутии понятна, Республика Саха (Якутия) и так является достаточно автономным образованием в федерации, и лишние проблемы с разделением полномочий и дележом богатств с местными элитами не нужны. Что же касается Чукотки, то там практически отсутствует экономически активное население и возможности для развития экономических проектов. Впрочем, исключение Чукотского АО совершенно не обязательно с моей точки зрения, в отличие от Якутии. Таким образом, для создания Дальневосточной Социалистической Республики (ДВСР) остаются следующие территориальные образования ДВФО: Амурская область, ЕАО, Хабаровский край, Сахалинская область, Магаданская область, Камчатский край. В принципе, можно исключить Сахалинскую область, где развиваются крупные капиталистические проекты типа «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Это может встретить дополнительное сопротивление со стороны собственников. Хотя, опять же, это совершенно не обязательно.
Также необходимо провести юридическую подготовку вопроса. Узаконить статус региона, провести референдум среди населения региона, внести изменения в правовые акты, связанные с созданием нового региона. Впрочем, это вопросы чисто механические. Более интересными являются вопросы, которые закрепят именно социалистическое развитие региона.
Так, необходимо либо принять закон, либо подписать президентский указ о моратории на передачу в частные руки любой государственной, региональной и муниципальной собственности на территории региона. Сроки отмены моратория вполне можно увязать с внутренним референдумом в регионе. Создать статистический сборник по региону, в котором отразить экономические показатели региона для организации планирования. Наличие госпредприятий и их экономические показатели. Поскольку именно они станут пионерами социалистической плановой экономики. Озвучить и закрепить законом финансирование: деньги будут выделяться федеральным центром согласно существующим программам. Создать юридическую базу для взаимоотношения региона с подразделениями федеральных компаний и естественных монополий на основании долгосрочных договоров. Создать юридическую базу для фискальной службы региона в виде обособленного подразделения ФНС. И также создать юридическую базу для введения особых налоговых режимов — социалистической «упрощенки». В которой в процентной ставке единого налога будут заложены все налоги и сборы, в т. ч. и социальные. Скорее всего, это можно сделать на базе провозглашения региона особой экономической зоной. Некоторые особенности юридического характера потребуют, видимо, принятия отдельного ФЗ, как, например, по СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области. Еще одной важной составляющей подготовки является создание единой тарифной сетки для регламентирования оплаты труда. Мое мнение, что ЕТС должна иметь 4 разряда (неквалифицированные рабочие, квалифицированные рабочие, ИТР, руководящий персонал). И каждый из четырех разрядов должен иметь 10 подразрядов. Причём по 3 подразряда должны перекрываться с нижестоящим разрядом. Так, 1-3 подразряд 2-го разряда — квалифицированных рабочих, должен перекрываться с 8-10 подразрядами 1-го разряда. Это для того, чтобы учесть престижность квалификационного роста без карьеризма. Конкретные цифры в ЕТС должны быть определены исходя из экономической модели, созданной на основе статистических данных об экономике региона, с учетом необходимости финансирования из бюджета региона хотя бы минимально прописанных ранее пенсионных и социальных обязательств.
2-ой этап. Нулевая пятилетка. В рамках нулевой пятилетки должно произойти постепенное перестроение экономики региона на социалистический лад. В первый год пятилетки необходимо создать банк, который будет выполнять функции бюджетного банка региона, негосударственный пенсионный фонд, особое подразделение ФНС. Также должен быть создан Госплан, который разработает на основе статистических данных об экономике и законов о федеральном финансировании программу на оставшиеся 4 года. В целеполагающей части программы должна быть занесена необходимость создания производств и инфраструктуры, которые будут использоваться в качестве базы для дальнейшего развития региона. В основной части должны быть прописаны и экономически обоснованы конкретные инфраструктурные и производственные проекты. В частности — перечень производств, которые могут обеспечить финансовую базу региона. Упор, без сомнения, необходимо делать на тяжелую промышленность. В дальневосточных регионах находится значительное количество портов и судостроительных заводов, некоторые из которых требуют модернизации и/или разумного управления. Так, например, амурское судостроение можно загрузить заказами для создания туристических судов и кораблей класса река-море. Крупные судостроительные заводы можно загрузить созданием судов для организуемого морского пароходства. Не стоит забывать и о военном заказе. Эти вложения достаточно быстро начнут приносить доход. Хочу отметить, что не ПРИБЫЛЬ, которая является целью капиталистического строительства, а именно доход. Естественно, что сроки окупаемости важны, но в меньшей степени, чем увеличение валового продукта. Вновь создаваемые предприятия должны быть направлены на изготовление производственного оборудования, чтобы создать базу для новой индустриализации.
Из инфраструктурных проектов в качестве примера могу привести совместное с ОАО РЖД развитие БАМа, о котором достаточно длительное время говорят, и создание ветки до Николаевска-на-Амуре. Перспективным направлением вложения средств является воссоздание мощной малой авиации. Поскольку крупные аэропорты в основном находятся в руках частников, необходимо вложиться в развитие одного или нескольких из государственных аэропортов — Хурба, Елизово или других региональных ГУП-аэропортов в качестве хабов и баз для региональной авиакомпании. А также в малые аэропорты и развитие МВЛ-авиации на базе экономичного самолета типа Ан-2, которая сможет надежно связать населенные пункты региона на больших расстояниях и в то же время быть экономически оправданной.
Как вторичное направление, финансируемое по остаточному принципу, может создаваться бюджетная торговая сеть (например, сеть магазинов «Ветеран» в Хабаровске и других городах Хабаровского края) — в качестве альтернативы коммерческой торговли и стабилизации цен за счет централизованного снабжения, исключающего перекупщиков. Такие проекты обычно достаточно быстро окупаются.
В рамках создания и расширения предприятий появятся новые рабочие места, что позволит решить проблему безработицы и, возможно, привлечь специалистов из других регионов. Также развитие промышленности и инфраструктуры позволит загрузить техническое образование региона за счет увеличения числа целевиков в учебных заведениях.
Таким образом, в рамках нулевой пятилетки с использованием средств переданных региону части федеральных, региональных и муниципальных предприятий и федеральных дотаций, необходимо создать финансовую базу для последующего промышленного строительства. К основным направлениям приложения средств относятся: туризм, крупное машиностроение, станкостроение, транспорт, деревообработка, морские и речные природные ресурсы. Минеральные ресурсы региона я оставляю вне интересов социалистической экономики, чтобы не пересекаться с указанными в комментариях к прошлой статье интересами ресурсных олигархов.
3-ий этап. Первая пятилетка. В рамках разработки и реализации планов первой пятилетки приоритет должен быть отдан высокодоходным высокотехнологичным производствам. И снова наиболее важным моментом является доход, а не сроки окупаемости. Учитывая сосредоточение средств в руках Госплана, их можно аккумулировать на высокозатратные проекты, которые, однако, могут принести хорошую годовую прибыль. Это позволит не снижать темпы индустриализации. Базой для продолжения индустриализации должны стать старые предприятия и предприятия, созданные в нулевую пятилетку. Федеральные инвестиции при необходимости можно заменить либо займами у того же федерального центра, либо внутренними займами у населения, заставив работать денежные накопления населения. С точки зрения капиталистических законов, никакого криминала здесь нет. Также можно косвенно привлекать средства коммерческих банков, которые будут охотно давать населению кредиты, учитывая его высокую платежеспособность, гарантированную региональными властями. Это может позволить привлечь значительные средства, например, в строительство, в виде ипотеки.
Необходимо заняться реорганизацией коммерческого сектора экономики для привязки его к социалистической экономической модели. Это будет достигаться повсеместным введением саморегулируемых организаций, которые будут организовываться по отраслевому и территориальному признакам. Создание системы СРО, которое вполне отработано в настоящее время, позволит решить сразу несколько проблем — как сопряжения социалистической экономики с частным бизнесом, так и самого частного бизнеса. Так, через региональные СРО (представляющие собой объединения СРО) можно спускать коммерсантам планы работы, разработанные Госпланом в виде госзаказа, который будет распределяться по предпринимателям и организациям, состоящим в СРО. Также можно регулировать численность коммерческих организаций, состоящих в СРО за счет выдачи через системы СРО кредитов на развитие и/или открытие бизнеса в тех местах и тех отраслях, где это необходимо и, возможно, переноса организаций в другие регионы с компенсацией издержек. В то же время, согласно законодательству, СРО имеют право устанавливать свои требования к своим членам. Что позволит, например, ввести в коммерческих структурах оплату труда по ЕТС. Также и сами предприниматели окажутся в лучшем положении, поскольку будут обеспечены работой, финансированием и поддержкой. Приведу пример. Возможным вариантом решения проблемы засилья китайского ширпотреба может стать организация СРО в области пошива одежды, в которую вступят частные предприниматели — простые женщины-домохозяйки, занимающиеся пошивом одежды. Через СРО их можно будет централизованно, путём кредитования, обеспечить оборудованием для работы.
Также региональное СРО может закупать и распределять расходные материалы и организовывать при необходимости сбыт через социалистические торговые сети. Таким образом можно будет решить проблему обеспечения среднего класса хорошей и разнообразной одеждой и обувью. При этом СРО будут самофинансируемыми организациями, работающими за счет своих членов.
На этом же этапе проводится перевод образования на плановые показатели в увязке выпуска студентов в технических вузах и ссузах с заказом предприятий. Для обеспечения наиболее неотложных нужд можно использовать возможности повышения квалификации и дополнительного обучения/переобучения, что вполне нормально действует в настоящее время. Однако это позволит полностью уйти в технических учебных заведениях от коммерческого образования, которое может остаться в гуманитарных заведениях.
Также важными станут задачи обеспечения социальной справедливости. Среди первоочередных задач стоит снижение стоимости продовольствия и предметов первой необходимости. Для этого необходимо вытеснить с рынка перекупщиков-оптовиков, заменив их единой оптовой сетью, возможно, двумя, по продовольствию и ТНП. Они смогут централизованно закупать товары. У них частные продавцы и социалистические торговые сети смогут их приобретать по сниженным ценам. Для вытеснения с рынка коммерческих оптовиков и крупных розничных сетей можно применить демпинговые схемы за счет избыточного финансирования. Также можно переманить у них сотрудников — как размерами оплаты, так и, к примеру, предоставлением жилья, хотя бы в начале, в виде общежитий. Если некоторые сети выдержат такую конкуренцию, то они как минимум вынуждены будут выйти на те же экономические показатели работы.
Двойную нагрузку может нести строительная отрасль. С одной стороны, она решает вопросы социальные — предоставления жилья, с другой стороны, может втягивать в экономику свободные денежные средства населения и предпринимателей. Естественно, что речь идет о социальном жилье, и лишь как исключение, о жилье элит-класса по более высокой стоимости, если на него будет спрос.
Безусловно, успешная реализация проектов сделает привлекательным для населения остальных регионов РФ переезд в социалистический регион. Что даст возможность комплектовать производства достаточным количеством необходимых кадров.
После реализации планов первой пятилетки, которая создаст базу для дальнейшего развития, руководство региона может приступить к созданию предприятий для конкуренции и вытеснения крупных коммерческих предприятий с рынка региона. Можно начать создавать в качестве импортозамещающих предприятия по производству ТНП, приступать к реализации на базе имеющегося научного потенциала научных программ, и, естественно, постепенно, к развитию социальных программ. При всем при том нельзя забывать о развитии и модернизации имеющейся промышленности.
Конечно, мне могут указать на то, что у меня не отражены вопросы борьбы с коррупцией, идеологии, защиты социалистического анклава от капиталистических хищников. Это предметы рассмотрения следующей статьи.
P. S. По следам последних событий… У меня появляется еще один кандидат на социалистический анклав — Республика Крым. У неё есть всё для старта — хорошие деньги, которые передавались за аренду баз флота, портовая инфраструктура и судостроение, развитая рекреационная индустрия, образованное и трудоспособное население, которое, судя по ситуации, будет только прибывать…