О звездах – без иллюзий

2


1916-й год. В подмосковных Филях, известных до этого прежде всего военным советом, созванным Кутузовым после Бородинского сражения, начинается строительство Второго автомобильного завода «Руссо-Балт». Спустя семь лет концессию на предприятие уже при советской власти получил немецкий авиастроительный концерн «Юнкерс». От городских дорог к небесам - так начиналась история будущего государственного научно-производственного космического центра имени Михаила Васильевича Хруничева.

К звездам человечество стремилось с тех пор, как их разглядело. Китайские пороховые ракеты, как и их индийские аналоги (не отрицающие легенд про свободно путешествующие по небу виманы), заложили некоторое сомнение в головы даже средневеково думающих европейцев. Отсюда и появились пресловутые итальянские пороховые жерла и многие другие новации, которые обремененный инквизицией разум мог воспринять разве как ересь.

Через несколько веков перепрофилирование обычного авиастроительного завода, числившегося под стандартным номенклатурным номером 23, под производство (постановлением правительства от 3 октября 1960 года за номером… впрочем, важен ли номер документа…) ракетной техники получилось вполне обыденным. В наши дни предприятие, производящее новейшее поколение ракет-носителей - от «Протонов» и «Рокотов» до предельно актуальной «Ангары», служит наиболее достойным примером того, как может и впредь развиваться российская космическая инфраструктура.

Здесь и от разговоров о возможном в ближайшие лет пятнадцать-двадцать сугубо российском проекте полета на Марс не уходят. Режим сохранения государственных секретов на предприятии – неумолим. Получить какую-либо информацию втуне – вряд ли возможно. Учитывая режим пропуска на завод, любому иностранному шпиону придется много лет прожить в России. И к тому моменту, когда он получит заветный пластиковый квадратик, скорее всего, сменит мироощущение на более близкое к российскому. А то и явится в особый отдел и во всем признается под влиянием местных традиций…

Предприятие, оказавшееся за столь высокой завесой секретности, весной далекого от нас 1961 года разрабатывало проект ракеты-носителя так называемого «тяжелого класса» (тогда он имел условное наименование «УР-500», в наши дни превратившееся во вполне безобидный по некоторым внешним признакам «Протон»). Космическая гонка (не стоит забывать, что именно тогда американцы успешно реализовали свою лунную программу) помнит и 10 марта 1967 года, когда в космос был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой спутник «Космос-146». Формально этот день и принято считать датой рождения «Протона-К», ракеты-носителя, посредством которой Советский Союз смог запустить серийно космические аппараты «Луна», «Зонд», «Марс», первые обитаемые околоземные станции серии «Салют» (семь станций, между прочим, американская пилотируемая космонавтика не может даже близко похвалиться настолько деятельным участием в пилотируемом освоении ближнего космоса).

О звездах – без иллюзий


Затопленный уже после истечения срока прогнозируемого ресурса «Мир» стал еще одним доказательством превосходства России. Неудивительно, что сейчас все вопросы жизнеобеспечения Международной космической станции решаются лишь благодаря своевременным отправлениям российских космических кораблей, разработанных с участием этого завода. И если принимать за данность то, что полет Гагарина обеспечивали более двух тысяч предприятий на территории Страны Советов (число работавших на полет первого космонавта несколько дней назад привел в телеинтервью Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос – 18 миллионов трудилось, чтобы Гагарин стал первым), то нет никакой необходимости объяснять текущие приоритеты. Цели, которые вот-вот будут поставлены перед отечественной космонавтикой, впечатляют.

Американцы прилюдно отказались от программы «Возвращение на Луну». Их интересуют более глобальные проекты. Одновременно с астронавтами из НАСА перед российскими космонавтами вырисовывается не менее амбициозный проект. Как-то мимо широкой общественности прошла информация, что несколько добровольцев завершили психологические испытания, связанные с долгим полетом к Красной планете. Насколько нам известно, на заводе имени Хруничева готовы приступить к испытаниям нового двигателя (действовать он должен на основе термоядерных реакций). И еще одна деталь. Ветераны отечественной космонавтики – Гречко, участвовавший в совместном с Америкой проекте «Союз-Apollo» 1976-го года, Алексей Леонов – тот самый космонавт, воочию познакомившийся с открытым космосом, - уверенно считают: полет на Марс должен быть сугубо российской инициативой. И совершен Россией, возможно, даже вопреки мировому общественному мнению. Чему, собственно, предприятие имени Хруничева все возможности поспособствовать имеет полностью.

Да, не сказали мы ни слова про КБ «Салют», которое как бы органично входит в объединенную структуру космического научно-производственного центра. И ничего не поведали вам про ракетный комплекс «Ангара», под который на Байконуре строится отдельная стартовая позиция. Да и про космодром «Восточный», который явно экономнее Байконура получится, пока молчим. Там-то, к слову, если бы не извечное российское… Была ракетная дивизия. Будет космодром. Мог быть еще пять лет назад.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Эскандер
    0
    15 апреля 2011 21:45
    Про Марс круто. Только надо ли это Российской элите? Они ведь к пендосам побегут разрешения спрашивать.
  2. 0
    12 октября 2012 20:06
    Ну с Марсом перегнули маленько.Слишком дорогой проект.А Луна вполне реальна для России.Если конечно власть не вмешаеться с распилом денег.