Память должна быть долгой

Память должна быть долгой


«Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей».
Николай Тихонов (1922 год)



Можно с сожалением констатировать, что в современном мире мало кто соответствует таким словам. Размытые понятия патриотизма, предательство на каждом шагу. Рыночные отношения. Считается, что человек, который не изменяет своим убеждениям, ущербен. Однако более вероятно, что тот, кто их часто меняет в угоду карьеристским или другим выгодам, – это флюгер. Конечно, от юношеского романтизма до зрелого разумения проходит достаточно долгий период нашей жизни, но стержень, заложенный в детстве и юношестве, должен остаться.

Любой человек проверяется на изломах истории. У знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе таких изломов было несколько. И особенно показательно время распада Советского Союза. Командир 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, базирующегося на аэродроме Саки, отошедшем к Украине. Посыпались предложения: принять присягу Украины, с другой стороны – возглавить ВВС Грузии. Все предложения отвергнуты. Присягу принимают один раз! И дальше думы: что делать? Первая мысль – поднять полк и перелететь в Россию! Но по телевизору показывают, как Ельцин обнимается с Кравчуком. Нельзя подставлять людей, только добровольцы. В конечном итоге ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 18 летчиками-истребителями и самолетами покидает Севастополь и направляется в Североморск, что позволило сохранить авианосец и опытных, обученных Тимуром, палубных летчиков. Это внушает оптимизм, что будет у нас авианосный флот.

Но в стране нет денег, как содержать такой большой корабль? Может, лучше «на иголки» порезать? Тимур Апакидзе предпринимает титанические усилия, чтобы доказать важность корабля и палубной авиации для России. С трудом, но это удается. А затем – поход в Средиземное море. В Атлантике проводятся интенсивные полеты, где Апакидзе выполняет по семь взлетов и посадок в день. Колоссальная нагрузка. Его выпестованные «соколы» почти ни в чем не уступают. И все это на глазах у натовцев, которым уже как-то и неприятно, не по себе.

В разных источниках приводятся разные цифры насчет общего налета Апакидзе, наиболее часто – 3850 часов. Непостижимо, фантастика. Освоено 13 типов летательных аппаратов. Это человек неба! Надо понимать, что за летную смену продолжительностью 8 часов он прыгал из самолета в самолет. Находясь на руководящих должностях, не жалея себя, пытался научить тому, чем сам овладел.

И все-таки. Кто такие летчики-истребители? А особенно палубные?

Здесь вспоминается наш легендарный летчик Иван Кожедуб, генерал-полковник авиации и трижды Герой Советского Союза. Для воздушного боя на малых высотах он придумал себе такую тренировку. Обычно ранней осенью в небе образуется слоистая облачность с достаточно ровной верхней кромкой. Так вот над этой ровной кромкой и отрабатывал фигуры вертикального воздушного боя вблизи земли Кожедуб. От простого к сложному – известный педагогический принцип. Этим принципом в полной мере пользовался и Тимур Апакидзе.

У моряков есть такое напутствие: «Семь футов под килем», в авиации: «Чтобы число посадок равнялось числу взлетов». У Апакидзе это число, к сожалению, минус два. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К – Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался по команде с командного пункта, но после очень сожалел, что не спас самолет. И вот второй раз… 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ на аэродроме Остров…

Есть официальная версия гибели Тимура Апакидзе. Есть много различных гипотез. Мне же хочется предложить свою версию, основанную только на своих эмоциях и любви к этому великому человеку.

Что мы наблюдали в 90-е годы прошлого века? Развитие военной, да и не только военной, авиации затормозилось, если не сказать остановилось. Выпускники военных авиационных училищ после направления в части почти не летали. В результате конкурс на поступление в летные училища упал не то что до нуля, а до минуса. Тимура Апакидзе, как настоящего патриота нашей родины, возможно, мучила и эта мысль – как поднять престиж авиации в глазах молодого поколения. И вот на 85-летие морской авиации для зрителей и, главным образом, молодого поколения целый каскад высшего пилотажа. Перегрузка более 8g. Что такое 8g? Если вы весите 70 кг, то при этой перегрузке 8g – будет 560 кг. У нетренированного человека может случиться обморок, но и у тренированного при относительно длительном воздействии может наступить временная потеря пространственной ориентировки…

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак, а в Североморске на площади Сафонова и в поселке Новофедоровка на Аллее героев установлены бюсты Герою России Тимуру Апакидзе. Мемориальные доски, посвященные Тимуру Апакидзе, есть в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.

17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70».
Автор:
Александр Карпов
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/realty/2014-03-07/9_apakidze.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти