Память должна быть долгой

Память должна быть долгой


«Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей».
Николай Тихонов (1922 год)


Можно с сожалением констатировать, что в современном мире мало кто соответствует таким словам. Размытые понятия патриотизма, предательство на каждом шагу. Рыночные отношения. Считается, что человек, который не изменяет своим убеждениям, ущербен. Однако более вероятно, что тот, кто их часто меняет в угоду карьеристским или другим выгодам, – это флюгер. Конечно, от юношеского романтизма до зрелого разумения проходит достаточно долгий период нашей жизни, но стержень, заложенный в детстве и юношестве, должен остаться.


Любой человек проверяется на изломах истории. У знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе таких изломов было несколько. И особенно показательно время распада Советского Союза. Командир 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, базирующегося на аэродроме Саки, отошедшем к Украине. Посыпались предложения: принять присягу Украины, с другой стороны – возглавить ВВС Грузии. Все предложения отвергнуты. Присягу принимают один раз! И дальше думы: что делать? Первая мысль – поднять полк и перелететь в Россию! Но по телевизору показывают, как Ельцин обнимается с Кравчуком. Нельзя подставлять людей, только добровольцы. В конечном итоге ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 18 летчиками-истребителями и самолетами покидает Севастополь и направляется в Североморск, что позволило сохранить авианосец и опытных, обученных Тимуром, палубных летчиков. Это внушает оптимизм, что будет у нас авианосный флот.

Но в стране нет денег, как содержать такой большой корабль? Может, лучше «на иголки» порезать? Тимур Апакидзе предпринимает титанические усилия, чтобы доказать важность корабля и палубной авиации для России. С трудом, но это удается. А затем – поход в Средиземное море. В Атлантике проводятся интенсивные полеты, где Апакидзе выполняет по семь взлетов и посадок в день. Колоссальная нагрузка. Его выпестованные «соколы» почти ни в чем не уступают. И все это на глазах у натовцев, которым уже как-то и неприятно, не по себе.

В разных источниках приводятся разные цифры насчет общего налета Апакидзе, наиболее часто – 3850 часов. Непостижимо, фантастика. Освоено 13 типов летательных аппаратов. Это человек неба! Надо понимать, что за летную смену продолжительностью 8 часов он прыгал из самолета в самолет. Находясь на руководящих должностях, не жалея себя, пытался научить тому, чем сам овладел.

И все-таки. Кто такие летчики-истребители? А особенно палубные?

Здесь вспоминается наш легендарный летчик Иван Кожедуб, генерал-полковник авиации и трижды Герой Советского Союза. Для воздушного боя на малых высотах он придумал себе такую тренировку. Обычно ранней осенью в небе образуется слоистая облачность с достаточно ровной верхней кромкой. Так вот над этой ровной кромкой и отрабатывал фигуры вертикального воздушного боя вблизи земли Кожедуб. От простого к сложному – известный педагогический принцип. Этим принципом в полной мере пользовался и Тимур Апакидзе.

У моряков есть такое напутствие: «Семь футов под килем», в авиации: «Чтобы число посадок равнялось числу взлетов». У Апакидзе это число, к сожалению, минус два. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К – Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался по команде с командного пункта, но после очень сожалел, что не спас самолет. И вот второй раз… 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ на аэродроме Остров…

Есть официальная версия гибели Тимура Апакидзе. Есть много различных гипотез. Мне же хочется предложить свою версию, основанную только на своих эмоциях и любви к этому великому человеку.

Что мы наблюдали в 90-е годы прошлого века? Развитие военной, да и не только военной, авиации затормозилось, если не сказать остановилось. Выпускники военных авиационных училищ после направления в части почти не летали. В результате конкурс на поступление в летные училища упал не то что до нуля, а до минуса. Тимура Апакидзе, как настоящего патриота нашей родины, возможно, мучила и эта мысль – как поднять престиж авиации в глазах молодого поколения. И вот на 85-летие морской авиации для зрителей и, главным образом, молодого поколения целый каскад высшего пилотажа. Перегрузка более 8g. Что такое 8g? Если вы весите 70 кг, то при этой перегрузке 8g – будет 560 кг. У нетренированного человека может случиться обморок, но и у тренированного при относительно длительном воздействии может наступить временная потеря пространственной ориентировки…

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак, а в Североморске на площади Сафонова и в поселке Новофедоровка на Аллее героев установлены бюсты Герою России Тимуру Апакидзе. Мемориальные доски, посвященные Тимуру Апакидзе, есть в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.

17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70».
Автор: Александр Карпов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/realty/2014-03-07/9_apakidze.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. V1451145 2 апреля 2014 08:49
    Слава таким людям!!! Настоящие герои России!!! Вечная память...
    1. Арберес 2 апреля 2014 09:04
      Летчикам посвящается!

      Моих друзей уносят звезды
      Печальным светом от земли.
      Настанет день и я их встречу
      На кромке огненной зари.

      Лучи позолотят бокалы!
      И станет прошлого не жаль!
      Веселый смех друзей любимых
      Сотрет с лица мою печаль!

      На облаках воздвигнув замки
      Друг-друга будем в гости ждать
      Ветра веселые и злые
      Нам станут локоны трепать!

      Нахлынет все о чем мечтали
      Короткий доживая век.
      Победы, горести, печали
      Разделим поровну на всех!

      Летчики не умирают! Они уходят в небо!!!
      1. vaf 2 апреля 2014 10:13
        Цитата: Арберес
        Летчики не умирают! Они уходят в небо!!!


        +! soldier

        Цитата статьи : "17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70»."

        НАГЛЯДНО soldier



        vaf
    2. vaf 2 апреля 2014 10:18
      Цитата: V1451145
      Слава таким людям!!! Настоящие герои России!!! Вечная память...


      +! soldier

      vaf
  2. Siberia 9444 2 апреля 2014 08:57
    ...Мы взлетали как утки с раскисших полей:
    Двадцать вылетов в сутки — куда веселей!
    Мы смеялись, с парилкой туман перепутав.
    И в простор набивались мы до тесноты, —
    Облака надрывались, рвались в лоскуты,
    Пули шили из них купола парашютов.

    Возвращались тайком — без приборов, впотьмах,
    И с радистом-стрелком, что повис на ремнях.
    В фюзеляже пробоины, в плоскости — дырки.
    И по коже — озноб; и заклинен штурвал, —
    И дрожал он, и дробь по рукам отбивал —
    Как во время опасного номера в цирке.

    До сих пор это нервы щекочет, —
    Но садились мы, набок кренясь.
    Нам казалось — машина не хочет
    И не может работать на нас.

    Завтра мне и машине в одну дуть дуду
    В аварийном режиме у всех на виду, —
    Ты мне нож напоследок не всаживай в шею!
    Будет взлет — будет пища: придется вдвоем
    Нам садиться, дружище, на аэродром —
    Потому что я бросить тебя не посмею.

    Правда, шит я не лыком и чую чутьем
    В однокрылом двуликом партнере моем
    Игрока, что пока все намеренья прячет.
    Но плевать я хотел на обузу примет:
    У него есть предел — у меня его нет, —
    Поглядим, кто из нас запоет — кто заплачет!

    Если будет полет этот прожит —
    Нас обоих не спишут в запас.
    Кто сказал, что машина не может
    И не хочет работать на нас?!
    1. ЯДУМАЮ 2 апреля 2014 09:08
      чьи стихи, почему не написали
      ЯДУМАЮ
      1. Narkom 2 апреля 2014 09:12
        Ну не узнать Владимира Семеновича..
      2. Арберес 2 апреля 2014 10:29
        Цитата: ЯДУМАЮ
        чьи стихи, почему не написали

        Купите компакт с песнями Владимира Семеновича и послушайте(слушать надо в одиночестве) и Вы для себя многое откроете!
        С уважением hi
        1. vaf 2 апреля 2014 11:02
          Цитата: Арберес
          Вы для себя многое откроете!


          Более "интересные" фото bully ( как и обещал drinks )







          vaf
          1. Арберес 2 апреля 2014 11:16
            КРАСАВЦЫ!!!
            Что я еще могу сказать! Сережа, спасибо! good drinks
  3. Quercus 2 апреля 2014 08:59
    Гордимся! Помним! Вечная память!
    Quercus
  4. hohryakov066 2 апреля 2014 10:23
    Вечная память Герою! В школьную программу надо включать сведения о таких людях. Он отдал Родине и небу все.
    1. vaf 2 апреля 2014 10:30
      Цитата: hohryakov066
      Вечная память Герою! В школьную программу надо включать сведения о таких людях. Он отдал Родине и небу все.


      +! :soldier

      "Местное" мартовское фото wink



      vaf
  5. sv68 2 апреля 2014 10:36
    немного не в тему у нас в Ростове на домах одно время были доски-в этом доме жил Герой Советского Союза-фамилия имя.со многих домов такие доски пропали.небезучастные люди пытались обротится в администрацию-ответ давали стандартный-оно вам нужно человек-то этот умер.а если его в доме нет то зачем доска.вот так у нас в Ростове и выращивают иванов родства не помнющих
  6. les103284 2 апреля 2014 11:14
    Человек, созданный для неба, подготовивший блистательную плеяду летчиков палубной авиации, является непревзойдённым МАСТЕРОМ и УЧИТЕЛЕМ для многих, кому дали путёвку в небо !
  7. Станислав 2 апреля 2014 14:01
    Присягу принимают один раз!
    Присяга - это клятва при призыве на военную или иную службу, получении определенного статуса (как гражданство).
    В Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал:“Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: "да" - да; "нет" - нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Матф. 5,33-37)
    Если говоришь "да", то это не означает, что у тебя нет права в будущем изменить своё убеждение. Вопрос в том, как ты его меняешь. Если под влиянием вновь открывшихся обстоятельств, новых знаний, то это нормальное развитие (кто в детстве не был убеждён в реальности Деда Мороза?), твоё "нет" будет нет. Если изменяешь убеждению под влиянием каких-нибудь шкурных интересов, страха и т.п., понимая в тот момент, что "нет" это не совсем "нет", но так, для вида, то это не развитие, а предательство. Гитлеру и фашистской Германии тоже многие немцы присягали по убеждению. Многие чеченцы, аварцы и т.д. в горы уходили по убеждению, не только за деньги. Неужели такие люди не имеют права на понимание неправильности и преступности этих убеждений? А если поняли и начинают бороться с фашистами, шайтанами и т.п.? Они, конечно, не предатели, как не были предателями офицеры Российской Империи, присягавшие потом СССР, видя как Европа раскатала губу на ослабленную Гражданской войной Россию, как не являются предателями присягавшие Украине военные, принявшие присягу РФ. Мой дед в 19 лет присягал на верность Анархической Республике Украина, а после СССР. Не осуждаю его нисколько за это, хотя сам присягал единожды, считаю это заслугой в большей степени обстоятельств, чем верности убеждениям. hi
  8. AntiBrim 2 апреля 2014 14:25
    этот человек должен навсегда остаться в памяти, именно благодаря нему у нас сейчас есть палубная авиация!
    AntiBrim
    1. sub307 2 апреля 2014 19:31
      Совершенно верно. Вклад Апакидзе в становление нашей палубной авиации переоценить невозможно.
    2. Комментарий был удален.
  9. Страшный прапёрщик 2 апреля 2014 15:04
    Вечная память!
  10. Durant 2 апреля 2014 17:26
    Умереть за то, что любишь, не трагедия... (Тимур Афтандилович Апакидзе)
    Durant
  11. svp67 2 апреля 2014 17:43
    Эх, хорошо бы дождаться появления во флоте России боевого авианесущего корабля "Тимур Апакидзе", вот это была бы память и признание...
  12. tomcat117 2 апреля 2014 21:45
    Смерть бессильна перед героями, они в памяти навсегда. Вспомните ГЕОРГИЕВСКИЙ зал Кремля, гордость за предков переполняет.
    Гордимся и верим, что по их примеру и следам пойдут новые герои, достойные славы России.
  13. skymit 2 апреля 2014 23:54
    Не дожил Летчик до возвращения Крыма! А с ним и новых надежд для палубной авиации.
    Царствие небесное и вечная память...
  14. timurit 3 апреля 2014 00:11
    Апакидзе принял смерть как должное офицеру и лётчику палубной авиации, именно для привлечения внимания тогдашнего руководства, "парни я бьюсь,бьюсь-а воз и ныне там, проблем с инфраструктурой палубной авиации ни кто не занимается, не вижу смысла в работе если мы (палубная авиация)мы , великой стране не нужны"- это его слова перед гибелью (суицидом) толково обьясняют всем не чуждым командирам, что надо кроме себя за других ответственность нести, а это бремя и не каждый командир это бремя тянет, а тем более такое как палубная авиация в РФ, я так думаю что в Новофёдоровке в моём Крыму рядом с "ниткой" установят памятный знак в честь Апакидзе Тимур Автандиловичу
    timurit

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня