Автономная зенитная ракета SIAM (США)

В годы холодной войны вопрос создания эшелонированных систем противовоздушной обороны, способных уничтожить любой вражеский самолет или крылатую ракету, стоял особенно остро. Вероятные противники располагали огромным количеством ударных самолетов с ракетным и бомбовым вооружением, из-за чего следовало готовиться к массированным атакам со всех направлений. Создание системы противовоздушной обороны, способной отразить подобные удары, было крайне сложным и дорогостоящим делом. Кроме того, существующие и перспективные зенитные ракетные комплексы являлись приоритетными целями для авиации противника, из-за чего прикрываемый район после массированного удара рисковал остаться без защиты.

Автономная зенитная ракета SIAM (США)


Особенности гипотетического вооруженного конфликта между сверхдержавами и их союзниками заставили американских ученых и инженеров искать способы решения имеющихся проблем. Удешевление зенитных систем и повышение их потенциала требовали использования новых идей на уровне архитектуры ЗРК. К решению новой сложной задачи должна была привести программа SIAM (Self-Initiated Anti-Aircraft Missile – «Зенитная ракета с автоматическим стартом»), запущенная агентством DARPA в середине семидесятых годов.


В рамках программы SIAM предполагалось развить и, возможно, довести до применения на практике оригинальную идею. Предлагалось создать небольшую зенитную управляемую ракету, способную производить обнаружение цели и запуск с последующим ее уничтожением без какой-либо помощи со стороны. Для уменьшения стоимости программы ракета должна была иметь дальность стрельбы в несколько километров. Надежную защиту прикрываемых объектов предполагалось осуществлять при помощи большого количества автономных ракет, установленных в нужном районе.

Избранная тактика «минного поля» позволяла разместить десятки или сотни небольших ракет с автоматическим управлением в заданном районе, где они могли бы самостоятельно следить за воздушной обстановкой и атаковать вражеские летательные аппараты, приблизившиеся на достаточное расстояние. Идеи, лежавшие в основе программы SIAM, позволяли решить сразу несколько проблем, связанных с организацией противовоздушной обороны важных районов. К примеру, ракеты новой модели могли бы нести дежурство в труднодоступных северных районах, где нельзя было разместить зенитные системы «классического» вида. Кроме того, перспективные автономные ракеты могли бы дополнить средства войсковой ПВО, взяв на себя ответственность за низкие высоты.

При определенных доработках ракета SIAM могла использоваться для самообороны подводных лодок. Такая модификация ракеты могла бы доставляться на поверхность воды специальным всплывающим буем с пусковой установкой. При использовании подлодок и буев перспективный зенитный ракетный комплекс мог осуществлять противовоздушную оборону важных акваторий.

Особенности эксплуатации определили облик перспективного ракетного комплекса. Требовалось создать компактную и легкую твердотопливную ракету малой дальности, оснащенную инфракрасной или комбинированной (инфракрасная и радиолокационная) головкой самонаведения. Доставляться к месту размещения ракета должна была в транспортно-пусковом контейнере. Предполагалось оснастить контейнер опорами для его вертикального размещения. Конструкция контейнера должна была позволять головке самонаведения ракеты «наблюдать» за окружающим пространством.

В программе SIAM приняли участие несколько компаний, занимавшихся разработкой вооружений и военной техники. Среди прочих разработкой перспективного ЗРК занялась компания Ford Aerospace. Ее проект заинтересовал военных и даже дошел до стадии испытаний прототипа. Контракт на завершение проекта и изготовление ракет-прототипов был подписан в 1979 году.

Внешне ракета Ford SIAM напоминала боеприпасы переносных зенитных ракетных комплексов, что было обусловлено особенностями ее применения. Испытывавшиеся прототипы перспективной ракеты имели калибр всего 114 мм, однако разрабатывался и более крупный вариант. По имеющимся данным, в дальнейшем предполагалось разработать и довести до серийного производства ракету длиной порядка 5 метров с диаметром корпуса 32 см и стартовым весом 65-70 кг. Тем не менее, проверка основных идей проекта производилась при помощи малогабаритных изделий.

Ракетный комплекс компании Ford был выполнен в соответствии с идеями, предложенными на ранних стадиях программы SIAM. Боеприпас размещался в транспортно-пусковом контейнере, оснащенном опорами. Вертикальное расположение контейнера и его размеры, оставлявшие головную часть ракеты открытой, позволяли инфракрасной головке самонаведения следить за всем окружающим пространством. Ракету оснастили твердотопливным двигателем и электронными системами, отвечавшими за поиск целей и запуск ракеты.

В электронный «мозг» ракеты был загружен сравнительно простой алгоритм работы. Боеприпас должен был располагаться на позиции и следить за окружающим пространством. При появлении самолета или крылатой ракеты противника оборудование ракеты должно было определить опасность цели по силе инфракрасного излучения. По достижении им заданного порога автоматика давала команду на запуск, после чего ракета направлялась к цели. На начальной стадии полета ракета Ford SIAM должна была использовать активную радиолокационную головку самонаведения, а наведение непосредственно на цель предполагалось осуществлять при помощи инфракрасной системы.

В 1980-81 годах состоялись несколько испытательных запусков новой зенитной ракеты. В ходе испытаний отрабатывались различные элементы комплекса, в первую очередь системы обнаружения цели. Последний испытательный пуск состоялся в условиях, имитирующих реальную работу в боевых условиях. В качестве учебной цели использовался беспилотный летательный аппарат Gyrodyne QH-50 DASH, оснащенный инфракрасными излучателями и имитировавший боевой вертолет. ЗРК Ford SIAM самостоятельно обнаружил учебную цель и уничтожил ее. Перехват состоялся на высоте 450 метров и на дальности 3300 м от пусковой установки.

Зенитному ракетному комплексу SIAM прочили большое будущее. К примеру, появилось мнение, согласно которому он сможет использоваться не только для защиты от авиации противника, но и для ее уничтожения на собственных аэродромах. Для этого предлагалось «засевать» автономными ракетами район вражеского аэродрома. Подобная операция, как ожидалось, могла на длительный срок парализовать работу авиабазы противника и исключить полеты с нее.

На дальнейшей судьбе программы SIAM сказались финансовые проблемы Пентагона. В начале восьмидесятых годов американскому военному ведомству пришлось выбирать, какие программы продолжить, а какие следует заморозить или даже закрыть. Программе разработки «зенитных ракет с автоматическим стартом» не повезло. Для ее продолжения и доведения ЗРК до практического применения требовались дополнительные затраты времени и финансов. Из-за ведения ряда более важных программ разработка зенитного ракетного комплекса Ford SIAM была прекращена.


По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://flightglobal.com/
http://osti.gov/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Добрый кот 1 апреля 2014 08:50
    Ракетка то закрыта и не доделана, а тут где то по "зомбоящику" рассказывали что она все тополя поубивает.Вот блин, журналюги
  2. Monster_Fat 1 апреля 2014 09:59
    Великолепная задумка, имеющая смысл в современных условиях. Сейчас, как никогда встает проблема беспилотников. Нужна, как воздух полностью автономная система борьбы с ними-причем- малозаметная и дешевая. Что-то, типа, нескольких замаскированных под камни и пр. пассивных станций обнаружения и наведения ракет и разбросанных там-и-сям замаскированных, автономных пусковых установок ракет-перехватчиков.
  3. Nikolaevich I 1 апреля 2014 10:02
    Автору-very good!Идея такой зенитно-ракетной "мины" давно "витает" в воздухе:и на форумах "ПВОщников" обсуждались подобные "проекты"(особенно,после появления информации о противовертолетных минах).Но я не знал,что кто-то(оказалось,американцы)реально и серьезно занимался таким девайсом.
    1. Kassandra 2 апреля 2014 05:33
      именно что "появления", потому что это то из-за чего США пришлось уйти из Южн.Вьетнама, благо опознаванием "свою-чужой" там не нужно было заморачиваться.
      Kassandra
  4. механник водитель 1 апреля 2014 13:36
    Цитата: Nikolaevich I
    Автору-very good!Идея такой зенитно-ракетной "мины" давно "витает" в воздухе:и на форумах "ПВОщников" обсуждались подобные "проекты"(особенно,после появления информации о противовертолетных минах).Но я не знал,что кто-то(оказалось,американцы)реально и серьезно занимался таким девайсом.

    Я когда то давно читал ,что на американских подлодках похожие ракеты пво ,выстрелил сама находит цель и поражает,даже из подводного положения.
    механник водитель
    1. Kassandra 2 апреля 2014 05:36
      А что там такого сложного? Начали в угрожаемый период шлепаться вокруг акустические гидробуи - получите в ответ.
      Kassandra
  5. ученый 1 апреля 2014 15:34
    Эта идея очень хорошо может быть реализована на современном технологическом уровне, когда радиотехнические средства разведки позволяют создавать скрытые радиолокационные поля для обнаружения любых типов целей.
  6. Sonik 1 апреля 2014 16:25
    [media=https://www.facebook.com/video/video.php?v=220590424734504]

    мина противовертолётная
  7. gregor6549 1 апреля 2014 16:47
    Никто не забыт и ничто не забыто. Просто приобрело новое назначение и качество. Подробности на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Ракетный_комплекс_NLOS-LS
  8. Tot-Enot 7 апреля 2014 14:34
    По моему это очень сомнительная разработка. Всё так хорошо на словах а в жизни ?
    Как это использовать ? сплошные минные поля на угрожающем направлении ? но подвижные зрк, даже самые простые будут эффективнее благодаря мобильности и более совершенным средствам обнаружения. Да и дешевле так как мин таких нужно много и стоить они будут явно не дёшево.
    Засевать дистанционно вокруг аэродромов ? Но опять же зачем ? не сравненно проще, дешевле и надёжнее просто перепахать его обычными бомбами.
    По моему единственное реальное применение это диверсионные операции или пво для подводных лодок.
    1. Kassandra 7 апреля 2014 20:05
      Лодки - да. На суше она нужна для дефиле. ЗРК однако большой, его видно. И дорогой.
      Самолеты на аэродроме могут быть по укрытиям.
      Kassandra
  9. sergant 8 апреля 2014 00:43
    Я считаю что это очень перспективно.
    Только ракеты не надо располагать блочно (я про NLOS-LS). После после первого же запуска блок обнаружат и уничтожат.
    Нужно сделать индивидуальную шахту(зарыл в землю металлическую трубу вертикально, дистанционно фиг определишь есть там ракета или нет).
    Еще туда же понаставить РЛС, только с комплектации минимум. Основание, передатчик, антенну и генератор электрический для питания 5-10 таких "радаров". Это все штамповка - стоит копейки. Зато какие многотысячные суперсовременные ракеты и самолеты прилетят это все уничтожать.
    Вот тогда и пригодятся эти ракеты. Но чур - только самолеты,а ракеты они сами разобьются.
    А ночью приедут 2 машины. В одном взвод солдат, а в другом -ракеты и разобранные "радары".
    Утром проснутся вражины, а там все поле опять в "радарах" и в "трубах".
    Надо только обкатать.
    sergant
  10. sergant 8 апреля 2014 01:14
    Министерство обороны США одобрило решение Армии об отказе от разработки автоматической ракетной установки NLOS-LS.
    http://rbase.new-factoria.ru/news/armiya-ssha-otkazalas-ot-sozdaniya-raketnoj-si
    stemy-budushhego/
    Примерно понятно почему они отказались.
    Эта ракетная система для защиты от нападения.
    А США предпочитают сами нападать.
    Вот бы нам наладить такую систему и продавать в те страны на которые США собирается нападать. Если там обломают зубы, то сто раз подумают прежде чем пойти на нас.
    sergant
  11. Сергей Минин 9 апреля 2014 12:41
    Интересная система, решеения конечно многие спорные, но всеравно интересна!
    Сергей Минин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня