Второе дыхание «дизелюх»

Второе дыхание «дизелюх»


На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге торжественно заложена большая дизель-электрическая субмарина «Краснодар» проекта 636.
Казалось бы, к чему весь пафос закладки и торжества, если речь идет не об атомном подводном крейсере, а о «простой дизелюхе». Не свидетельствует ли это об отсталости отечественного подводного судостроения? Ничуть!

По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, строящаяся сейчас серия из шести подводных лодок проекта 636 «усилит потенциал и возможности в решении задач постоянным оперативным соединением ВМФ России в Средиземном море». Стоит добавить, что «Краснодар» - четвертая по счету лодка. Строительство всей серии должно завершиться до 2016 года, и все шесть субмарин этого проекта войдут в состав Черноморского флота.


Головная лодка серии, названная «Новороссийск», была заложена в августе 2010 года, спущена на воду 28 ноября 2013 года, сейчас идет ее достройка.

Проект 636 – это российское развитие очень удачного советского проекта 877 «Палтус». По классификации НАТО лодки двух проектов называются «Кило». Лодки проекта 877 еще называли «Варшавянками», так как они изначально предназначались для оснащения военно-морских сил стран Варшавского Договора. На Западе лодку называли «черной дырой» в океане, так как она действительно почти не фиксировалась даже очень чувствительными сонарами противолодочных сил Североатлантического блока.

К сожалению, «Варшавянки» так и не поступили в массовом количестве на вооружение военных флотов социалистического лагеря. Просто потому, что когда эти субмарины пошли в массовую серию, в СССР вовсю шла «перестройка», а социалистическое содружество уже трещало по швам. Не очень много их поступило и в состав ВМФ СССР, а затем и России. Но это ничуть не умаляет значимости проекта.

Лодки проектов 877 и 636 спроектированы в питерском Центральном КБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора Ю.Н. Кормилицина. Строились с 1979 года на Дальнем Востоке, в Горьком и в Ленинграде. Уже после развала СССР, благодаря стараниям тогда еще «Росвооружения», а затем и «Рособоронэкспорта» субмарины класса «Кило» были поставлены в Алжир, Вьетнам, Индию, Иран, КНР. Заявки на их приобретение продолжают поступать и сейчас.

Конечно, дизель-электрические подводные лодки нельзя сравнивать с настоящими властелинами океанских глубин – атомными многоцелевыми «акулами» и стратегическими крейсерами. Но у них тоже есть свои преимущества.

Они несравнимо дешевле в производстве и эксплуатации. Они менее шумны под водой, когда используется энергия аккумуляторных батарей. А по боевой мощи, если исключить стратегическую ракетно-ядерную составляющую, мало в чем уступают ядерным многоцелевым охотникам. Торпедное оружие у них практически одинаково, а сейчас они оснащаются еще и крылатыми ракетами. Так что в зонах, относящихся к пограничным или экономическим, такие лодки – лучшие стражи морских глубин.

Сохранив все достоинства 877-х, подводные лодки проекта 636 превосходят их мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой, имеют гораздо меньший уровень подводного шума, объективно являясь самыми малошумными субмаринами в мире.

Лодки проекта 636 имеют следующие характеристики: длина - 74 метра, скорость подводного хода - 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность - 45 суток, экипаж - 52 человека.

На них установлены самые современные средства по снижению уровня собственного шума до уровня фона моря. Поэтому их и называют «черными дырами», так как лодка не выдает себя ни шумовыми, ни электромагнитными излучениями. Это обеспечивает дизельной субмарине гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей дальность ее обнаружения противником, а также возможность своевременного уклонения от его атак. Лодки имеют более совершенное оборудование и самое современное вооружение, включая зенитные и крылатые ракеты.

Можно привести и другие характеристики лодок этого проекта, имеющиеся в открытых источниках. Субмарины класса «Кило» оснащены многоцелевыми боевыми информационно-управляющими системами с быстродействующими компьютерами. На них установлены шесть 533-мм торпедных аппаратов, боекомплект – 18, скорость перезарядки – 15 секунд. Торпеды могут быть заменены 24 минами. ПВО лодки обеспечивается зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3» или «Игла».

Эскадра даже из шести таких субмарин может стать грозной силой и обеспечить защиту наших интересов как в Черном, так и в Средиземном морях.
Или, цитируя адмирала Виктора Чиркова, «одной из задач, решаемых неатомными лодками, является защита морских коммуникаций».

Списывать со счетов неатомные подлодки рано. Вполне возможно, в скором времени они обретут второе дыхание и составят серьезную конкуренцию подводным атомоходам. Дело в том, что сейчас во всем мире активно работают над созданием так называемых воздухонезависимых энергетических установок: электроэнергию, необходимую для жизнеобеспечения и движения под водой, будут выдавать не аккумуляторы, которые сами требуют регулярной подзарядки, а какие-то другие системы.

В СССР еще в восьмидесятые годы была построена экспериментальная лодка с воздухонезависимым генератором. Но ее создание пришлось на не самые лучшие для промышленности времена, поэтому проект развития не получил. Может быть, и к лучшему. Сейчас в том же «Рубине», где проектировались «Кило», создаются новые поколения неатомных многоцелевых субмарин с воздухонезависимой энергетической установкой. Это поистине революционный шаг в освоении морских глубин.

Есть несколько направлений получения электроэнергии в процессе подводного движения без включения дизелей. На Западе, к примеру, идут активные работы по генерации тока путем синтеза водорода с кислородом в специальных реакторах. Это сложный и весьма дорогостоящий процесс, для обеспечения которого надо еще возить с собой значительные запасы водорода и чистого кислорода - что само по себе небезопасно.

В «Рубине» пошли другим путем. Здесь разработана совершенно уникальная технология получения водорода непосредственно из дизельного топлива путем так называемого реформинга. Это позволяет не строить специальные водородные хранилища в местах базирования обычных подлодок, а использовать ту инфраструктуру и те запасы топлива, которые применяются в дизель-электрических установках классических подводных лодок. Процесс выработки тока идет совершенно бесшумно, что значительно повышает скрытность подводного хода субмарины. Также возрастает длительность пребывания под водой. На «Рубине» уже создана экспериментальная энергетическая установка мощностью 400 кВт. Для сравнения: лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт. Новая воздухонезависимая энергетическая установка прошла макетные испытания, которые подтвердили верность выбранного решения.

Отличительная черта неатомной «рубиновской» подлодки нового поколения – органичный синтез классики и революционных ноу-хау.

Помимо воздухонезависимой энергетической установки, на ней стоит привычный дизель-генератор и ряд аккумуляторных батарей. То есть, субмарина может ходить под дизелями, на аккумуляторах и на энергии, получаемой путем реформинга. Если все «сложится», то российские субмарины с неядерной энергетической установкой вплотную приблизятся по своим боевым и эксплуатационным характеристикам к подводным атомоходам, но при этом будут просто несравнимо их дешевле.

Конечно, в качестве стратегических ракетоносцев неядерные подлодки даже нового поколения использовать проблематично. Но зато они станут прекрасными многоцелевыми охотниками и защитниками морских акваторий. Помимо классических торпедных аппаратов предполагается установка вертикальных ракетных шахт: крылатые ракеты будут способны наносить удары по всем видам надводных целей и по наземным объектам.

Неатомные подлодки проектируются и в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». В отличие от «Рубина», про это КБ известно гораздо меньше. Между тем, в «Малахите» созданы интереснейшие проекты неатомных субмарин, способные работать на малой глубине в сложнейших гидрологических условиях.

Самым известным проектом «Малахита» - среди неатомных лодок - была уникальная разведывательно-диверсионная субмарина «Пиранья», известная народу по фильму «Особенности национальной рыбалки». Лодка уникальная, но по достоинству так и не оцененная. А может быть, очень хорошо оцененная американцами, которые сделали все, чтобы «Пиранья» осталась в единичных экземплярах. На мировой рынок ее тоже не пустили.

Однако в «Малахите» не отчаялись, и создали серию лодок проекта 750 различных модификаций. Аналогов в мире нет! Первое и главное преимущество: эти лодки идеально приспособлены для работы в мутном мелководье и ледовой каше арктических вод.

Лодки имеют длину до 70 метров, водоизмещение до 1000 тонн и очень хорошие тактико-технические характеристики. Дальность плавания 3000 миль. Глубина погружения до 300 метров. Автономность – 30 суток. Экипаж – 9 человек. Вооружение: 8 шахт для крылатых ракет, торпедные аппараты 533-мм и 400-мм. Общий запас торпед – 12. Мины – до 24 штук. ПЗРК «Игла» - 4 ракеты.

Неатомные лодки «Малахита» остались невостребованными ни нашим ВМФ, ни внешним рынком. Но здесь, скорее всего, руку свою приложили те, кто очень хорошо разбирается в том, где Россия имеет приоритет, а где отстает. Впрочем, как показывает опыт «Кило», и в «старых дизелюхах» мы не последние на планете. Просто не получилось заблокировать продукцию сразу два КБ. «Рубин» на взлете, но и «Малахит» не спит.
Автор: Сергей Серов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/vtoroje_dyhanije_dizeluh_359.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 60
  1. N.O.M.A.D.E. 2 апреля 2014 08:50
    Эх, скорей бы уже получили воздухонезависимые установки! Было бы хорошо их установить и на существующие 877 при модернизации.
  2. AlexA 2 апреля 2014 09:12
    Согласен. Немцы уже вовсю строят такие воздухонезависимые лодки в серии. Они предполагают их применение на Балтике. Да и в Северном море.
    В 2012 году на стапелях в Киле видел 2 штуки. И одна была в достройке на плаву.
    1. jjj 2 апреля 2014 21:34
      Да, на HDW открывается интересный вид со стороны набережной "красных фонарей"
      jjj
    2. GRune 3 апреля 2014 07:22
      Да Немцы здесь впереди однозначно. Кстати какой тип воздухонезависимой установки у них применяется??
      GRune
  3. тлауикол 2 апреля 2014 09:16
    Цитата :"Однако в «Малахите» не отчаялись, и создали серию лодок проекта 750 различных модификаций. Аналогов в мире нет! Первое и главное преимущество: эти лодки идеально приспособлены для работы в мутном мелководье и ледовой каше арктических вод.

    Лодки имеют длину до 70 метров, водоизмещение до 1000 тонн и очень хорошие тактико-технические характеристики. Дальность плавания 3000 миль. Глубина погружения до 300 метров. Автономность – 30 суток. Экипаж – 9 человек. Вооружение: 8 шахт для крылатых ракет, торпедные аппараты 533-мм и 400-мм. Общий запас торпед – 12. Мины – до 24 штук. ПЗРК «Игла» - 4 ракеты."
    ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ?????????????????????

    Это они о чем ? О снах, о грезах ? О картинках, мультиках или пластиковых моделях в разрезе ?????????????????????? Создали.. не имеющие аналогов.. покупайте..Ну зачем так то ???
    1. Argon 2 апреля 2014 09:50
      Согласен статья больше о грезах,в духе брежневских времен,мол наши поезда самые поездатые в мире!А!?,что не так?ну тогда такими станут-и очень скоро.
    2. cdrt 3 апреля 2014 01:13
      Как обычно, вместо того, чтобы уже создать и выпускать лодки с ВНЭУ расказы про бумажные проекты. И ЧСХ - они так и оказались невостребованными на мировом рынке - не иначе закулиса навредила...
      Даже и иранцы видимо поэтому не купили, и Венесуэла, и Вьетнам, и Китай - все оказались наймитами.
      Ну или иная сказка - шпионы-вредители в России не дали продать страждущим убер лодку.
      Стыдно...
      Как дети прямо.
  4. piston 2 апреля 2014 09:19
    Даёшь больше кораблей нашему флоту - хороших, надёжных и разных!
    Только в этих условиях флот способен выполнить весь комплекс возложенных на него задач.
    1. kirieeleyson 2 апреля 2014 21:36
      Цитата: piston
      больше кораблей нашему флоту

      Военно-морской флот России принял на вооружение ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) «Лайнер». Разработал его Государственный ракетный центр имени Макеева. Новые комплексы появятся на атомных ракетных подводных крейсерах проекта 667БДРМ.


      МБР «Лайнер» весит 40 тонн и способна пролететь 11 547 километров. Новая ракета является усовершенствованной версией МБР «Синева» и в отличие от последней может иметь разный состав боеголовки. Туда ставят либо десять боевых блоков малой мощности или четыре блока средней. Успешные испытания МБР «Лайнер» прошли в 2012 году.
      1. aleksandrs95 7 апреля 2014 00:46
        вот бы такую ракету на БЖРК,было бы здорово.
  5. PROXOR 2 апреля 2014 09:37
    Впринцыпе согласен с автором. С появлением крылатых ракет горизонтального старта старые дизелюхи, которые даже сейчас засесь очень трудно, приобретают новый статус. Проект 636 - это танк 34 во второй мировой войне. Они проще, их быстрее можно наклепать и они вполне боеспособны и несут пиличную опасность для авианосных групировок.
    1. Удав КАА 2 апреля 2014 20:24
      Цитата: PROXOR
      они вполне боеспособны и несут пиличную опасность для авианосных группировок.

      Сергей, не надо фантазировать насчет авианосцев. Это слова совсем из другой песни. Пл пр.636 это лодки закрытых морей, либо прибрежной зоны с тактическим радиусом до 500--600 морских миль. Зумвольт они могут пощекотать, когда тот будет выгружать свой боезапас через ствол по берегу, а вот АУГ -- она в районе боевого маневрирования, который хорошо охраняется силами ПЛО, и на приличном удалении от береговой черты.
      1. krpmlws 3 апреля 2014 06:13
        Цитата: Удав КАА
        Цитата: PROXOR
        они вполне боеспособны и несут пиличную опасность для авианосных группировок.

        Сергей, не надо фантазировать насчет авианосцев. Это слова совсем из другой песни. Пл пр.636 это лодки закрытых морей, либо прибрежной зоны с тактическим радиусом до 500--600 морских миль. Зумвольт они могут пощекотать, когда тот будет выгружать свой боезапас через ствол по берегу, а вот АУГ -- она в районе боевого маневрирования, который хорошо охраняется силами ПЛО, и на приличном удалении от береговой черты.

        То есть многоцелевые атомные подлодки даже перспективная лодка с внэу не заменит?Понятно.
  6. malikszh 2 апреля 2014 09:40
    после бездарной политики Ельцина Россия многие годы потеряла впустую.
    malikszh
    1. mejik 2 апреля 2014 15:26
      Цитата: malikszh
      после бездарной политики Ельцина

      после предательской ! политики Горбачева-Ельцина.... только так, исторически
      1. Удав КАА 2 апреля 2014 20:27
        Цитата: mejik
        после предательской ! политики Горбачева-Ельцина....

        Языком плаката можно сказать более лаконично:
    2. cdrt 3 апреля 2014 01:16
      Цитата: malikszh
      после бездарной политики Ельцина Россия многие годы потеряла впустую.


      После 7 лет бездарной политики Ельцина Россия за 15 лет Путина все преодолевает?
      Сколько так АПЛ было передано флоту при Ельцине и при Путине?
      И главное - в какие годы при Ельцине они передавались?
      1. krpmlws 3 апреля 2014 06:29
        Цитата: cdrt
        Цитата: malikszh
        после бездарной политики Ельцина Россия многие годы потеряла впустую.


        После 7 лет бездарной политики Ельцина Россия за 15 лет Путина все преодолевает?
        Сколько так АПЛ было передано флоту при Ельцине и при Путине?
        И главное - в какие годы при Ельцине они передавались?

        Поставил вам плюс,однако только за часть правды в вашем посте,ибо разрушил СССР именно ебн,разрушал РФ опять же он.Да,кое-что строили при нем,такова была инерция времени,не в одночасье же разрушался впк.Ну,а Путин заявил,при первом президенском сроке,что дескать зачем финансировать армию,если деньги все равно разворуют am Для меня он тогда перестал существовать как лидер государства.Сейчас наконец начал исправляться потихоньку:финансирование армии,принятие Крыма.Люди меняются и иногда к лучшему.Конечно,хотелось бы большего,но такова реальность.Убежден,что сейчас формируется основа для грядущего усиления РФ и прихода к власти настоящего лидера,с которым РФ займет подобающее место в мире.
  7. sv68 2 апреля 2014 10:19
    для чёрного моря таких дюжина нужна чтоб любая натовская шавка в чёрном море знала-им здесь не место
    1. PROXOR 2 апреля 2014 10:22
      Цитата: sv68
      для чёрного моря таких дюжина нужна чтоб любая натовская шавка в чёрном море знала-им здесь не место

      Без сомнения чем больше тем лучше. Но для черного и 6 хватит. Лужа маленькая. Прослушивается насквозь.
      1. Gomunkul 2 апреля 2014 18:00
        для чёрного моря таких дюжина нужна
        Говорим про Чёрное(Русское) море, и не забываем про Средиземное. wink
      2. Комментарий был удален.
    2. cdrt 3 апреля 2014 01:16
      Цитата: sv68
      для чёрного моря таких дюжина нужна чтоб любая натовская шавка в чёрном море знала-им здесь не место


      Чего уж мелочится - 5 дюжин. Здравый смысл - нет не слышал...
  8. moremansf 2 апреля 2014 10:53
    Заработало отечественное кораблестроение!!! Возрождается флот на глазах и это не может не радовать!!!
    1. cdrt 3 апреля 2014 01:17
      Цитата: moremansf
      Заработало отечественное кораблестроение!!! Возрождается флот на глазах и это не может не радовать!!!


      Ну пока не особо возраждается то.
      Ждем и надеемся, что возродится, но пока это все-таки будущее, а не реальность
  9. УВБ 2 апреля 2014 11:17
    К сожалению, «Варшавянки» так и не поступили в массовом количестве на вооружение военных флотов социалистического лагеря.
    Скорее не к сожалению, а к счастью. Где сейчас страны этого лагеря?
  10. Monster_Fat 2 апреля 2014 11:37
    К сожалению американские средства разведки и обнаружения стали настолько совершенными, что ни одна лодка-какой бы она ни была бы скрытной не сможет от них укрыться. При их насыщении в вооруженных силах США у наших малочисленных лодок не будет ни единого шанса добраться до американских авианосных группировок и их кораблей ПРО. Нивелировать господство США в этой области могут только специальные самодвижущиеся мины, построенные в массовом порядке, скрытно доставленные и установленные в различных местах и приводимые в действие по-команде. Вообще, мне кажется, что наступает эпоха мин, как относительно дешевого ассиметричного ответа на господства чудовищной по своей мощи военной машины США, за которой нам, увы, уже не угнаться в техническом и количественном плане.
    1. sub307 2 апреля 2014 12:22
      Коротко: "Принятая на вооружение ВМС США в 1976 г.
      мина-торпеда Мк-60 «Кэптор» была подобна отечественной ПМТ-1.
      Однако поскольку она была оснащена более современной противолодочной торпедой Мк-46 мод. 4 и более современной акустической системой обнаружения и целеуказания, то превзошла ПМТ по дальности
      обнаружения и поражения цели. Радиус действия «Кэптор» составлял
      один километр. Следует отметить, что меньшие по сравнению с «Кэптор» возможности нашей мины ПМТ-1 во многом определялись и меньшей шумностью зарубежных подводных лодок.
      Для поражения малошумных атомных подводных лодок в 1983 г. на
      вооружение ВМФ СССР был принят универсальный по носителям минно-торпедный противолодочный комплекс МТПК-1. По боевым возможностям он превзошел мину-торпеду «Кэптор».
      В современных условиях Военно-Морской Флот Российской Федерации продолжает лидировать в области морского минного оружия, однако недостаток финансирования затрудняет не только ведение новых
      разработок, но и поступление в арсенал флота прошедших испытания
      новейших минно-ракетных и минно-торпедных комплексов".
      Подробнее:
      "МОРСКОЕ МИННОЕ ОРУЖИЕ МИННО-РАКЕТНЫЕ И МИННО-ТОРПЕДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ"
      Вице-адмирал Евгений Яковлевич
      ЛИТВИНЕНКО, начальник ТОВМИ
      им. С.О. Макарова
    2. Комментарий был удален.
    3. PROXOR 2 апреля 2014 13:31
      Цитата: Monster_Fat
      К сожалению американские средства разведки и обнаружения стали настолько совершенными, что ни одна лодка-какой бы она ни была бы скрытной не сможет от них укрыться. При их насыщении в вооруженных силах США у наших малочисленных лодок не будет ни единого шанса добраться до американских авианосных группировок и их кораблей ПРО. Нивелировать господство США в этой области могут только специальные самодвижущиеся мины, построенные в массовом порядке, скрытно доставленные и установленные в различных местах и приводимые в действие по-команде. Вообще, мне кажется, что наступает эпоха мин, как относительно дешевого ассиметричного ответа на господства чудовищной по своей мощи военной машины США, за которой нам, увы, уже не угнаться в техническом и количественном плане.

      Вся мощь американской разведки и обнаружения на море и на глубине скорее показушная надутость. В реальных боях не бывала, а вот свидетельств наших капитанов подлодок полно, как они в перископ видели и авианосный ордер и сам авианосец.Не стоит переоценивать возможность проиволодочный борьбы Матрасников.
      1. Monster_Fat 2 апреля 2014 15:46
        То, что они там "видели в перископ"-это было во времена СССР. Тогда все системы обнаружения были другими. Теперь же произошла революция в средствах обнаружения, особенно основанных на "нетрадиционных" принципах обнаружения. Это раньше, американцы, обнаружив лодку, ее всячески преследовали, теперь же, обнаружив нашу субмарину, они даже вида не показывают, что ее обнаружили-просто следят за ней издалека и наши подводники, даже, и не знают, что они давно обнаружены.
        1. PROXOR 2 апреля 2014 15:58
          Цитата: Monster_Fat
          То, что они там "видели в перископ"-это было во времена СССР. Тогда все системы обнаружения были другими. Теперь же произошла революция в средствах обнаружения, особенно основанных на "нетрадиционных" принципах обнаружения. Это раньше, американцы, обнаружив лодку, ее всячески преследовали, теперь же, обнаружив нашу субмарину, они даже вида не показывают, что ее обнаружили-просто следят за ней издалека и наши подводники, даже, и не знают, что они давно обнаружены.

          Это они Вам сами рассказали что за нашими субмаринами только наблюдают... не смешите меня. Тото недавно СМИ матрасников разговнились что нашу субмарину засекли в районе Майями и то только тогда когда она уже уходила домой. Ещё раз повторяю. Неверьте всем вракам которые пишут рекламные проспекты с военных выставок матрасники.Чтобы засечь современную субмарину, он должна идти полным ходом без соблюдения звукомаскировки. В любой другой ситуации субмарина всегда первая засечет надводный корабль. Исключение состовляет правильное разбрасывание силами противодействия подводным лодкам шумопеленгаторов.
          1. Monster_Fat 2 апреля 2014 16:21
            Ну, да Вы правы-матрасники все лгут и все такое. Ага-я поверил. yes
        2. Удав КАА 2 апреля 2014 21:48
          Цитата: Monster_Fat
          То, что они там "видели в перископ"-это было во времена СССР. Тогда все системы обнаружения были другими

          Монстр! Удивляюсь Вашей настойчивости. Вы либо ТРОЛЬ, либо казачок, засланный с целью проверить осведомленность форумчан (авось кто-нибудь, что-нибудь сболтнет по глупости или в пылу полемики).
          Но к делу. Наша плаРК пр.971РТМК на брюхе проползла все стационарные г/а системы янкесов у восточного побережья. Самого насыщенного новейшими техническими средствами обнаружения Пл. И до тех пор пока лодка не всплыла и не помахала Дяде Сэму ручкой, о ее пребывании у берегов Штатов военные не подозревали. А ведь она терлась о границу тервод (всего 3 морских мили!). Поэтому в конгрессе и разразился скандал. Оправдываясь, начальник ПЛБ был вынужден констатировать, что, начиная с пр971 и далее, при скорости подводного хода 6-9 узлов, американские г/а не слышат наши ПЛ. Это к вопросу "новейших средств обнаружения" и возможностей наших современных лодок 4-го поколения. (хотя 971 относится к 3+).
          Цитата: Monster_Fat
          революция в средствах обнаружения, особенно основанных на "нетрадиционных" принципах обнаружения.
          Вы правы. Появились системы обнаружения, основанные на принципах обнаружения теплового и р/а следа ПЛ,космической локации, по искривлению э/м поля планеты, системы типа "окно", по дискретной составляющей г/а портрета ПЛ, СНЧ и тп. НО! и лодки тоже стали другими: малошумными, неатомными, немагнитными с анти гидроакустическим покрытием корпуса, с системами активного подавления шумов и тп.
          Так что состязание меча и щита -- продолжается.
      2. пацантрэ 2 апреля 2014 16:26
        И что, что видели? американцы их топить должны были что ли?
        1. PROXOR 2 апреля 2014 16:30
          Цитата: пацантрэ
          И что, что видели? американцы их топить должны были что ли?

          Вы меня простите. Но даже я знаю что в случае обнаружения надводными кораблями низвестной подводой лодки, надводные корабли делают невыносимыми условия наблюдения за основной целью. Проход на лодкой, составление лишнего шума дабы не дать отслеживать основную цель и "нежное" выталкивание подводной лодки и района дейтвия противолодочных сил.
          Поставьте себя на их место. Ситуация следующая: и у Вас и у вероятно противника по ружью. Вы бы шли спокойно рядом поглядыая на него?! Я думаю вряд ли.
          1. Удав КАА 2 апреля 2014 22:31
            Цитата: PROXOR
            "нежное" выталкивание подводной лодки из района действия противолодочных сил.

            Как у нас, так и у них, с обнаружением "неопознанной" ПЛ, начинается слежение за ней. Идет нормальная тренировка ПЛС с целью наработки приемов поддержания контакта, выявления приемов уклонения ПЛ от сил ПЛО. Отрабатывается тактика применения оружия (условно)группой кораблей (КПУГ), передачи контакта авиации, ПЛ, другой КПУГ, кораблям, прибывшим в район обнаружения "по вызову". Лучше, чем иностранная ПЛ, спаринг-партнера трудно придумать. Атомовозы на поверхность не поднимали, ну а после подъема дизелюхи (даже немецкого 206 пр.!)высшим шиком у пртиволодочников было "вежливо поблагодарить" кэпа иностранки за отличное обеспечение "моих действий". Немцы, всплывая в надводное положение, всегда салютовали флагом, а вахтенный офицер брал руку под козырек. Приятно, однако. Хотя и редко такое бывало. Последний раз на моей памяти на Балтике поднял после суточного контакта 206 пр., тогда к1р. (а ныне к/а) Соколов В.Н. на "Неустрашимом", будучи комбригом-128. Штаб флота кипятком писал, тк не то чтобы поднять, а даже обнаружить 206, было великой редкостью.
        2. Tretyakov 6 апреля 2014 02:41
          Поиск лодок противника по радиоактивному следу- это оборудование я ремонтировал (не разрабатывал) на камчатке в далеком 1988! Ну а остальное можете сами додумать!
          Tretyakov
    4. Удав КАА 2 апреля 2014 21:12
      Цитата: Monster_Fat
      К сожалению американские средства разведки и обнаружения стали настолько совершенными, что ни одна лодка-какой бы она ни была бы скрытной не сможет от них укрыться.

      Монстр! Это какой же гад Вас так запугал, что еще до начала БД Вы уже сдались!? Не верьте ЮСовским агиткам! Тяжело, не спорю, но не безнадежно. Море (гидролокация) это не одно и то же, что радио локация. У нас есть такая хитрая штука, как гидрология моря, от 1 до 6 типа (плюс подтипы!) Поэтому, чтобы американцы не особенно распушали свои хвосты, ВМФ периодически проводит операции подводных сил типа "Атрина".
      Цитата: Monster_Fat
      у наших малочисленных лодок не будет ни единого шанса добраться до американских авианосных группировок и их кораблей ПРО
      Последней пощечиной и ударом по самолюбию янки было всплытие (по приказанию с ЦКП ВМФ) нашей "Щуки-Б" у берегов Штатов. До этого был случай всплытия аналогичной ПЛА в центре ордера английской АУГ, когда у бойца выявился перитонит. Так что кричать : "просраливсеполимеры !" -- рано, хотя обеспокоенность понятна.
      Цитата: Monster_Fat
      специальные самодвижущиеся мины, построенные в массовом порядке, скрытно доставленные и установленные в различных местах и приводимые в действие по-команде.
      Что с международным морским правом Вы не дружите (а возможно и вообще не знакомы) это понятно. Вот только не понятно, как Вы собираетесь совместить "самодвижение" (т.е. снаряд удиферентован, и имеет нулевую плавучесть, имеет анаэробную ГЭУ)в различных по солености, температуре и , следовательно, плотности водах с "установкой в различных местах" (полагаю: а) покладка на грунт -- донная, б)постановка на минреп -- якорная, в)постановка на стабилизатор глубины -- дрейфующая мина). При выполнении всех Ваших фантазий получится не "дешевая, массовая" мина, а СМПЛ - уникальный автомат, по стоимости сопоставимый с космическим аппаратом. А ведь из истории Вы наверняка знаете, что морская мина -- оружие бедных. А у Вас получается, что не каждая экономически развитая страна потянет такой проект.
      Поэтому Ваш асимметричный ответ янкесам нужно... доработать.
      1. Monster_Fat 2 апреля 2014 23:15
        Если бы Вы, приводя "красочные" примеры подвигов наших ПЛ-всплытие возле берегов, внутри ордеров и др. привели бы еще и даты этих подвигов, чтобы было ясно, что это произошло после 2010 годов Вы бы меня убедили, а так-нет. Сейчас прогресс идет со скоростью геометрической прогрессии.
        1. user1212 3 апреля 2014 04:34
          История со Щукой-Б в мексиканском заливе август 2012 года. Обнаружена через несколько недель прибывания в мексиканском заливе (по данным американской прессы).
          Цитата: Monster_Fat
          бы еще и даты этих подвигов, чтобы было ясно, что это произошло после 2010 годов Вы бы меня убедили

          Убедили?
      2. user1212 3 апреля 2014 04:47
        Цитата: Удав КАА
        Последней пощечиной и ударом по самолюбию янки было всплытие (по приказанию с ЦКП ВМФ) нашей "Щуки-Б" у берегов Штатов. До этого был случай всплытия аналогичной ПЛА в центре ордера английской АУГ, когда у бойца выявился перитонит.

        АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б»
    5. Suhow 3 апреля 2014 00:29
      может лучше вместо мин использовать ракеты и самонаводящиеся торпеды активируищееся в час х ?мне кажется у этого оружия больший потенциал.заранее доставленные в зоны базирования.
    6. Алексей 1977 6 апреля 2014 11:11
      Это можно рассказать экипажу шведского "Готланда", заодно снять с экипажа нидерландского Валруса футболки с такой вот картинкой :
      Впрочем проще дать ссылку на саму статью с этого же ресурса.
      http://topwar.ru/35985-udar-iz-pod-vody-naskolko-silny-amerikanskie-aug.html

      Но если отвлечься от "глобального превосходства флота США" над остальными флотами, сам факт наличия угрозы атаки ПЛ является сдерживающим фактором.
      Тут нужно определиться, чего мы хотим, победить США в "горячей войне", или не допустить ее ?
      Если недопустить, то дизельные ПЛ являются одним из компонентов сдерживания.
      Пусть тратят деньги на дополнительные силы ПЛО, планируют операции в прибрежных зонах с учетом возможности потери крупных надводных кораблей от дешевых дизельных ПЛ , планирую десантные операции с учетом атаки ПКР с этих лодок, в общем, чем больше у штатовских адмиралов раздражающих факторов, тем лучше.
      Алексей 1977
  11. sub307 2 апреля 2014 12:07
    Нормальная "пропагандистская" статья, явно не специалиста. Ну, да ладно, пропаганду( в лучщем смысле этого слова) ещё никто не отменял.
    Однако, "коробят" некоторые "глубокие мысли", например:"Конечно, дизель-электрические подводные лодки нельзя сравнивать с настоящими властелинами океанских глубин – атомными многоцелевыми «акулами» и стратегическими крейсерами".(Так инесёт "политпроповщиной" от замполита). Да уж, конечно, само собой: "настояших властелинов закрытых акваторий, шхер и мелководья" невозможно сравнивать с "атомными многоцелевыми «акулами»", особенно по физ. полям. Впрочем и смысла в том нет. Просто - "каждому своё", в плане театров, задач и целей. Ну и ладушки.
    "Безумно" радует и вдохновлчет тот надеюсь, уже - факт, что название: подводные силы ЧФ(и все силы остальных "Ф"), обретёт наконец реальный смысл. А если ещё и ВНЭУ "догонит" в обозримом будушем - "счастью не будет предела".
    1. Удав КАА 2 апреля 2014 23:21
      Цитата: sub307
      статья, явно не специалиста.

      Коллега, Вы абсолютно правы. Специалиста сразу видно по слогу (термины, слэнг)и степени детализации или глубине обобщений, знанию предмета, о котором статью кропаешь. В этом плане мне всегда приятно общаться с О.Капцовым. Сведения выверены, хотя и допускаются порой промахи.
      Возвращаясь к статье. Автор по пр.750 пишет:
      Вооружение: 8 шахт для крылатых ракет, торпедные аппараты 533-мм и 400-мм. Общий запас торпед – 12

      Здесь явная путаница с "Амуром-1650".
      . "У этой субмарины (пр.750) четыре 533-мм торпедных аппарата, из которых можно выстреливать не только торпеды, но и крылатые ракеты. На МПЛ имеется также 8 торпедных аппаратов калибра 400 мм для противолодочных торпед. П-750 способна принимать до 24 донных мин в забортных минносбрасывающих устройствах (МСУ). И, наконец, на лодке возможно размещение до четырех вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами, в том числе типа 3М-14Э комплекса Club-S, предназначенных для ударов по береговым целям, находящимся на удалении до 300 км". http://old.nationaldefense.ru/1437/1440/index.shtml?id=4421
      Другой источник:
      "На вооружении находятся крылатые ракеты (три-четыре), торпеды калибра 533 миллиметра (четыре), торпеды калибра 324 миллиметра (восемь), мины (12-24).
      http://bastion-karpenko.narod.ru/MPL_malahit.html
      И наконец, фото проекта 750 - ракетный.
  12. ВМФ7981 2 апреля 2014 14:07
    А я думаю, что они уже есть, эти установки. У нас вполне достойная контрразведка! Как пример - кто с уверенностью!!! может сказать, как будет выглядеть танк на платформе "Армата"?
    1. пацантрэ 2 апреля 2014 16:44
      Одно дело - скрывать наличие, другое - скрывать тех. подробности. Танк еще не доделали, так что даже конструктора не смогут с уверенностью сказать все до мелочей.
      Сейчас не то время, никто не станет прибедняться и скрывать наличие хай-тек штучек, по крайней мере ВНЭУ.
      1. Удав КАА 2 апреля 2014 23:35
        Цитата: пацантрэ
        Сейчас не то время, никто не станет прибедняться и скрывать наличие хай-тек штучек, по крайней мере ВНЭУ.

        Сейчас именно то время, когда все тщательно скрывают "ноу-хау", а не факт наличия такой установки. Заметьте: все страны, которые не были лидерами в подводном кораблестроении, построили свои нАПЛ на криогенных технологиях, где -- либо водород, либо кислород (а то и оба компонента) находятся на борту в готовом (сжиженном) состоянии. И только штаты и мы пошли путем реформинга топлива!для добычи водорода. ЭХГ на топливных элементах... Может и подошел бы, но мы пошли другим путем. При этом мы опережаем янки, которые до сих пор мучаются с катализаторами...
        1. sivuch 3 апреля 2014 10:37
          И до сих пор проскакивают намеки на вспомогательную ЯУ.
          http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=300031#p300031
          ну что сказать ...
          677 имеет фундаментальный на сегодня недостаток - она ДЭПЛ без AIP ...
          а это может быть хоть как то приемлемо только в экспортных контрактах
          для нас самих неатомная ПЛ без AIP в XXI веке – это хуже чем преступление, это ошибка. Нет отработанной AIP – значит нужно ставить малогабаритную ЯЭУ, а для Балтики и ЧФ делать AIP самим или покупать
  13. Гигант мысли 2 апреля 2014 14:43
    Подводные лодки нам нужны и в большом количестве, это однозначно. Усовершенствованные классические технологии, ноу-хау - всё сгодится при таком огромном километраже морских границ. Тут не надо никаких ироний, пусть что-то в статье не так по мнению отдельных коллег, но нам нужны подлодки, и они будут!
  14. saag 2 апреля 2014 17:33
    интересно почему стирлинг не пробуют сделать, а пошли по апробированному немцами пути - использование топливных элементов
    1. Удав КАА 2 апреля 2014 23:47
      Цитата: saag
      интересно почему стирлинг не пробуют сделать, а пошли по апробированному немцами пути - использование топливных элементов

      Стирлинг демаскирует Пл по тепловому следу, от которого при таких скоростях подводного хода на нАПЛ не избавиться.
      Немцев мы не копируем, считая их путь крайне затратным по содержанию береговой инфраструктуры и опасным по наличию свободного кислорода на борту (за пределами прочного корпуса, но -- на борту!). американцы -- не дур.аки, они давно бы заполучили технологию немцев, но, как и мы, предпочитают реформинг низкооктанового бензина, своего основного топлива для ВС. Мы разлагаем дизтопливо, что несомненно дешевле по стоимости топлива.
      1. cdrt 3 апреля 2014 01:27
        Цитата: Удав КАА
        Стирлинг демаскирует Пл по тепловому следу, от которого при таких скоростях подводного хода на нАПЛ не избавиться.


        Ну вроде, несмотря на проблемы с тепловым следом, японцы, шведы именно Стирлинг видят как перспективную единую ЭУ НАПЛ будушего.
        А путь наши выбрали более перспективный ИМХО, по сравнению с 212 лодками. И инфраструктура не нужна сложнейшая, и лодка эффективнее может получится.
  15. xomaNN 2 апреля 2014 18:49
    Питерские КБ подплава остаются в работе, уже хорошо. Очень хочется верить, что уровень наших новых ДПЛ будет не хуже германских новых ПЛ.
  16. igorek45 2 апреля 2014 20:04
    Теперь же произошла революция в средствах обнаружения, особенно основанных на "нетрадиционных" принципах обнаружения.

    Это какие же такие нетрадиционные принципы обнаружения.. ? Не поведаете нам о них..?А то как то до сих пор все военно-морские специалисты считают что главным и основным принципом обнаружения Пл была и остаётся гидролокация..
    igorek45
    1. 52гим 2 апреля 2014 20:27
      а вдруг дрессированная русалка?
    2. снайпер 2 апреля 2014 21:10
      Цитата: igorek45
      Это какие же такие нетрадиционные принципы обнаружения.. ?

      Ну как же ... Херомантия , экстрасенсорика , и прочие надувательства ... wassat
      Цитата: igorek45
      нетрадиционные принципы

      Хотя может это с сексуальными меньшинствами как-то связано ??? bully
      Или в свете последних событий на Украине , возможен и такой вариант :
      сидит в украинской степи колдунья и вдруг : " Поднимите мне веки ! Вижу , на траверзе мыса Голодный в пяти милях от берега идёт м.оскальская подлодка и везёт аж десять кг. сала для вербовки агентуры на Незалежной Украине ... " Дальше неразборчиво , так как начинает цыкать зубом и сглатывать голодную слюну ...
  17. Evgeniy667b 2 апреля 2014 20:05
    Для Росийского Флота нужны подлодки являющиеся развитием Пираньи до 1000т подводного водоизмещения. Их должно быть много, именно таким способом можно нейтрализовать морские носители КР большой дальности морского базирования. И никаких продаж за рубеж. Продажа оружия есть предательство!!!!! В какие бы красивые фразы оно не было спрятано.
    1. 52гим 2 апреля 2014 20:37
      Не великоват ли тоннаж для пл ? Ибо давно известно- флот океанский супротив в флота москитного - что столяр супротив плотника! А , вообще, больше подлодок, красивых и разных! Ну , Все меня поняли, БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ТОВАРОВ !!! И торговать оружием- не дурь, но пополнение бюджета и Уважение Страны производителя!
      1. cdrt 3 апреля 2014 01:41
        Цитата: 52гим
        Ибо давно известно- флот океанский супротив в флота москитного - что столяр супротив плотника!


        Вот вот. Собственно ВМВ четко показала, что океанский флот проводит операции не особо заморачиваясь на москитный.
        Хотя..вроде как наши военные расчитывали, что москитный флот ВМФ СССР в сочетании с авиацией, минными постановками, береговыми ПКРК позволяли защитить важные участки побережья от МДО ВМС США. Не факт, что сработало бы, но звучало логично.
    2. cdrt 3 апреля 2014 01:32
      Цитата: Evgeniy667b
      Для Росийского Флота нужны подлодки являющиеся развитием Пираньи до 1000т подводного водоизмещения. Их должно быть много, именно таким способом можно нейтрализовать морские носители КР большой дальности морского базирования.


      Вот как то фраза содержит внутреннее противоречие:-)
      1. Таким путем уже шли в свое время - немцы с VII типом. Результат известен.
      2. И как это мелкие ДЭПЛ смогут противодействовать АПЛ и АУГ с носителями КР? Особенно учитывая, что при работе дизеля на лолдке в бухте обычно на берегу в стаканах ложки позвякивают...а без него - 2-3 дня на малом ходу на аккумуляторах и еще 10-15 дней на малом ходу если есть ВНЭУ. А АПЛ и по шумности уже ДЭПЛ не особо превосходят, и маневрировать могут на любой скорости сколь угодно долго.
      3. Малые ДЭПЛ вроде как средство разведки и войны на море непосредственно у побережья, особенно в шхерах, заливах, островах
  18. seregatara1969 2 апреля 2014 20:35
    неплохо бы им нос утереть
  19. Антон Гаврилов 2 апреля 2014 20:47
    Есть такая вещь,как закрытые ТВД.Для них большие атомные лодки не нужны,для таких ТВД и строят небольшие ДЭПЛ.Неприятностей она может доставить не меньше той же АПЛ.
  20. skymit 2 апреля 2014 22:22
    Цитата: Сергей Серов
    электроэнергию, необходимую для жизнеобеспечения и движения под водой, будут выдавать не аккумуляторы, которые сами требуют регулярной подзарядки, а какие-то другие системы.

    Переводим на русский - слышал звон, да не знает где он. К чему тогда статью писать? И таких моментов в статье полно.
  21. Корсар 3 апреля 2014 03:19
    Цитата: из статьи
    К сожалению, «Варшавянки» так и не поступили в массовом количестве на вооружение военных флотов социалистического лагеря.

    Да скорее к счастью!Иначе сейчас имели бы массу проблем,да ещё и за свои деньги...
  22. Миротворец 3 апреля 2014 07:30
    Дайте, дайте пять или нет больше - десять "кило" дизелюх!
    1. Андрей77 3 апреля 2014 16:24
      За чей счет? Увеличивая расходы военных, мы забираем деньги у других отраслей - тех же медиков. Тут важно остановиться вовремя. Так 5 или 10? Может 50?
  23. timurit 3 апреля 2014 19:19
    для Чёрного моря надоть иметь не менее дивизиона "килушек", борьба за черноморский шельф только начинается, и в свете того , что Чёрное море имеет статус международных соглашений об запрещении входа судов с ядерными силовыми установками в акваторию Понта, ПЛ дизеля типа Кило-это самый вариант, а вот установка в них вертикальных модульных ракетных установок-это только увеличит боевой потенциал килушек
    timurit
  24. Тишка 17 октября 2014 03:23
    Если не возражаете, то внесу свою маленькую лепту, идею разложения керосина на водород, предложил еще Бертони, для самолета развивающего скорость в 6 махов. Там идея не прошла, но похоже прижилась на подводных лодках, и то уже хорошо. Конечно, подводные лодки нужны, но меня немного смущает тот факт, что подводные лодки которые строила СССР, имели рабочую глубину 600 метров, а сегодня стоят с рабочей глубиной 300! Если кто может, дайте вразумительный ответ, почему? Конечно, новые «Бореи», это хорошо, но зачем из одной подводной лодки времен СССР, строить 2 «Борея», не совсем понятно, конечно, за это время они морально устарели. Но как носители ракет, еще вполне могут выполнять свои функции, да, с современными комплексами акустического обнаружения, их быстро засекут, но свою лепту, они успеют внести, выпустив по противнику все ракеты! Им даже не надо подходить к берегам противника, можно пульнуть из максимально удаленной точки, и уйти под зеркало, чтобы не светиться. А то, что контракты на разработку получает та фирма, которая ближе к высокопоставленным чиновникам, а не та, что может предложить более лучшую разработку, это наша беда. Вот и получится как с космосом, делаем «Ангару», потому что, глава Роскосмоса, когда-то начинал работу, на заводе «Хруничева», и ерунда, что она устарела лет на 20, зато делают свои, и лихо осваивают отпущенные бюджетом рубли!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня