Второе дыхание «дизелюх»

Второе дыхание «дизелюх»


На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге торжественно заложена большая дизель-электрическая субмарина «Краснодар» проекта 636.
Казалось бы, к чему весь пафос закладки и торжества, если речь идет не об атомном подводном крейсере, а о «простой дизелюхе». Не свидетельствует ли это об отсталости отечественного подводного судостроения? Ничуть!


По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, строящаяся сейчас серия из шести подводных лодок проекта 636 «усилит потенциал и возможности в решении задач постоянным оперативным соединением ВМФ России в Средиземном море». Стоит добавить, что «Краснодар» - четвертая по счету лодка. Строительство всей серии должно завершиться до 2016 года, и все шесть субмарин этого проекта войдут в состав Черноморского флота.

Головная лодка серии, названная «Новороссийск», была заложена в августе 2010 года, спущена на воду 28 ноября 2013 года, сейчас идет ее достройка.

Проект 636 – это российское развитие очень удачного советского проекта 877 «Палтус». По классификации НАТО лодки двух проектов называются «Кило». Лодки проекта 877 еще называли «Варшавянками», так как они изначально предназначались для оснащения военно-морских сил стран Варшавского Договора. На Западе лодку называли «черной дырой» в океане, так как она действительно почти не фиксировалась даже очень чувствительными сонарами противолодочных сил Североатлантического блока.

К сожалению, «Варшавянки» так и не поступили в массовом количестве на вооружение военных флотов социалистического лагеря. Просто потому, что когда эти субмарины пошли в массовую серию, в СССР вовсю шла «перестройка», а социалистическое содружество уже трещало по швам. Не очень много их поступило и в состав ВМФ СССР, а затем и России. Но это ничуть не умаляет значимости проекта.

Лодки проектов 877 и 636 спроектированы в питерском Центральном КБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора Ю.Н. Кормилицина. Строились с 1979 года на Дальнем Востоке, в Горьком и в Ленинграде. Уже после развала СССР, благодаря стараниям тогда еще «Росвооружения», а затем и «Рособоронэкспорта» субмарины класса «Кило» были поставлены в Алжир, Вьетнам, Индию, Иран, КНР. Заявки на их приобретение продолжают поступать и сейчас.

Конечно, дизель-электрические подводные лодки нельзя сравнивать с настоящими властелинами океанских глубин – атомными многоцелевыми «акулами» и стратегическими крейсерами. Но у них тоже есть свои преимущества.

Они несравнимо дешевле в производстве и эксплуатации. Они менее шумны под водой, когда используется энергия аккумуляторных батарей. А по боевой мощи, если исключить стратегическую ракетно-ядерную составляющую, мало в чем уступают ядерным многоцелевым охотникам. Торпедное оружие у них практически одинаково, а сейчас они оснащаются еще и крылатыми ракетами. Так что в зонах, относящихся к пограничным или экономическим, такие лодки – лучшие стражи морских глубин.

Сохранив все достоинства 877-х, подводные лодки проекта 636 превосходят их мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой, имеют гораздо меньший уровень подводного шума, объективно являясь самыми малошумными субмаринами в мире.

Лодки проекта 636 имеют следующие характеристики: длина - 74 метра, скорость подводного хода - 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность - 45 суток, экипаж - 52 человека.

На них установлены самые современные средства по снижению уровня собственного шума до уровня фона моря. Поэтому их и называют «черными дырами», так как лодка не выдает себя ни шумовыми, ни электромагнитными излучениями. Это обеспечивает дизельной субмарине гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей дальность ее обнаружения противником, а также возможность своевременного уклонения от его атак. Лодки имеют более совершенное оборудование и самое современное вооружение, включая зенитные и крылатые ракеты.

Можно привести и другие характеристики лодок этого проекта, имеющиеся в открытых источниках. Субмарины класса «Кило» оснащены многоцелевыми боевыми информационно-управляющими системами с быстродействующими компьютерами. На них установлены шесть 533-мм торпедных аппаратов, боекомплект – 18, скорость перезарядки – 15 секунд. Торпеды могут быть заменены 24 минами. ПВО лодки обеспечивается зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3» или «Игла».

Эскадра даже из шести таких субмарин может стать грозной силой и обеспечить защиту наших интересов как в Черном, так и в Средиземном морях.
Или, цитируя адмирала Виктора Чиркова, «одной из задач, решаемых неатомными лодками, является защита морских коммуникаций».

Списывать со счетов неатомные подлодки рано. Вполне возможно, в скором времени они обретут второе дыхание и составят серьезную конкуренцию подводным атомоходам. Дело в том, что сейчас во всем мире активно работают над созданием так называемых воздухонезависимых энергетических установок: электроэнергию, необходимую для жизнеобеспечения и движения под водой, будут выдавать не аккумуляторы, которые сами требуют регулярной подзарядки, а какие-то другие системы.

В СССР еще в восьмидесятые годы была построена экспериментальная лодка с воздухонезависимым генератором. Но ее создание пришлось на не самые лучшие для промышленности времена, поэтому проект развития не получил. Может быть, и к лучшему. Сейчас в том же «Рубине», где проектировались «Кило», создаются новые поколения неатомных многоцелевых субмарин с воздухонезависимой энергетической установкой. Это поистине революционный шаг в освоении морских глубин.

Есть несколько направлений получения электроэнергии в процессе подводного движения без включения дизелей. На Западе, к примеру, идут активные работы по генерации тока путем синтеза водорода с кислородом в специальных реакторах. Это сложный и весьма дорогостоящий процесс, для обеспечения которого надо еще возить с собой значительные запасы водорода и чистого кислорода - что само по себе небезопасно.

В «Рубине» пошли другим путем. Здесь разработана совершенно уникальная технология получения водорода непосредственно из дизельного топлива путем так называемого реформинга. Это позволяет не строить специальные водородные хранилища в местах базирования обычных подлодок, а использовать ту инфраструктуру и те запасы топлива, которые применяются в дизель-электрических установках классических подводных лодок. Процесс выработки тока идет совершенно бесшумно, что значительно повышает скрытность подводного хода субмарины. Также возрастает длительность пребывания под водой. На «Рубине» уже создана экспериментальная энергетическая установка мощностью 400 кВт. Для сравнения: лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт. Новая воздухонезависимая энергетическая установка прошла макетные испытания, которые подтвердили верность выбранного решения.

Отличительная черта неатомной «рубиновской» подлодки нового поколения – органичный синтез классики и революционных ноу-хау.

Помимо воздухонезависимой энергетической установки, на ней стоит привычный дизель-генератор и ряд аккумуляторных батарей. То есть, субмарина может ходить под дизелями, на аккумуляторах и на энергии, получаемой путем реформинга. Если все «сложится», то российские субмарины с неядерной энергетической установкой вплотную приблизятся по своим боевым и эксплуатационным характеристикам к подводным атомоходам, но при этом будут просто несравнимо их дешевле.

Конечно, в качестве стратегических ракетоносцев неядерные подлодки даже нового поколения использовать проблематично. Но зато они станут прекрасными многоцелевыми охотниками и защитниками морских акваторий. Помимо классических торпедных аппаратов предполагается установка вертикальных ракетных шахт: крылатые ракеты будут способны наносить удары по всем видам надводных целей и по наземным объектам.

Неатомные подлодки проектируются и в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». В отличие от «Рубина», про это КБ известно гораздо меньше. Между тем, в «Малахите» созданы интереснейшие проекты неатомных субмарин, способные работать на малой глубине в сложнейших гидрологических условиях.

Самым известным проектом «Малахита» - среди неатомных лодок - была уникальная разведывательно-диверсионная субмарина «Пиранья», известная народу по фильму «Особенности национальной рыбалки». Лодка уникальная, но по достоинству так и не оцененная. А может быть, очень хорошо оцененная американцами, которые сделали все, чтобы «Пиранья» осталась в единичных экземплярах. На мировой рынок ее тоже не пустили.

Однако в «Малахите» не отчаялись, и создали серию лодок проекта 750 различных модификаций. Аналогов в мире нет! Первое и главное преимущество: эти лодки идеально приспособлены для работы в мутном мелководье и ледовой каше арктических вод.

Лодки имеют длину до 70 метров, водоизмещение до 1000 тонн и очень хорошие тактико-технические характеристики. Дальность плавания 3000 миль. Глубина погружения до 300 метров. Автономность – 30 суток. Экипаж – 9 человек. Вооружение: 8 шахт для крылатых ракет, торпедные аппараты 533-мм и 400-мм. Общий запас торпед – 12. Мины – до 24 штук. ПЗРК «Игла» - 4 ракеты.

Неатомные лодки «Малахита» остались невостребованными ни нашим ВМФ, ни внешним рынком. Но здесь, скорее всего, руку свою приложили те, кто очень хорошо разбирается в том, где Россия имеет приоритет, а где отстает. Впрочем, как показывает опыт «Кило», и в «старых дизелюхах» мы не последние на планете. Просто не получилось заблокировать продукцию сразу два КБ. «Рубин» на взлете, но и «Малахит» не спит.
Автор:
Сергей Серов
Первоисточник:
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/vtoroje_dyhanije_dizeluh_359.htm
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

60 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти