Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10

Chengdu J-10 — китайский многоцелевой всепогодный истребитель. Данный истребитель был разработан и производится компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Экспортный вариант истребителя имеет обозначением F-10. На западе машина также известна под названием Vigorous Dragon — «Стремительный дракон».

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


В Китае в начале 1990-х гг. начали разрабатывать истребитель нового поколения, который по своему боевому потенциалу должен был приблизиться к таким самолетам, как EF2000, «Рафаль» или МиГ-29М. Естественно, в КНР решить столь сложную задачу не могли без кооперации с зарубежными компаниями, владеющими самыми современными технологиями самолетостроения. При разработке данной машины возник, наверное, наиболее необычный международный симбиоз, который объединил китайских, израильских и российских специалистов.


За основу истребителя китайские конструкторы взяли израильский самолет IAI «Лави». В Израиле работы над своим самолетом прекратили в 1987 году под давлением США.

В открытой печати первая информация о новом истребителе появилась в октябре 1994 года. Тогда в прессе со ссылкой на космическую разведку США было сообщено, что в Чэнду строят самолет, который своими размерами и очертаниями напоминает истребитель Дассо «Рафаль» или «Еврофайтер» EF2000.

В дальнейшем выяснилось, что в формировании облика истребителя J-10 участвовали специалисты израильской компании IAI, которые передали Китаю технологию истребителя «Лави». В программе китайского истребителя участвовала и российская авиационная промышленность. В частности, было решено оснастить самолет российским турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-31Ф, который устанавливается и на китайских истребителях Су-27. Сообщалось и о переговорах, о приобретении лицензии на выпуск данного двигателя на китайских предприятиях, но Россия не проявляет заинтересованности в передаче Китаю новейших технологий в области авиадвигателестроения.

Программу разработки самолета рассекретили 29 декабря 2006 г. В создании J-10 принимали участие российские консультанты из ОКБ МиГ и ЦАГИ. На новом китайском истребителе используются двигатели научно-производственного объединения «Сатурн» российского и китайского производства (по лицензии). Кроме этого, при разработке самолета были использованы проданные Китаю Израилем разработки по истребителю IAI Lavi. По габаритам J-10 занимает промежуточное положение между истребителем F-16 и Typhoon или Rafale, однако он значительно больше израильского Lavi. По состоянию на август 2012 г. было произведено около 270 машин.

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка». Его аэродинамическая компоновка оптимизирована для полетов на сверхзвуковых скоростях и выполнения энергичных маневров с выходом на значительные углы атаки.

Серийный самолет J-10A впервые поднялся в воздух 28 июня 2002 г.

Истребитель J-10 имеет аэродинамическую схему «утка» со среднерасположенным треугольным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу передним горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. В основном конструкция планера выполнена из алюминиевых сплавов и углепластика. Предполагается использование ограниченных мер для снижения радиолокационной заметности самолета.

Интегральная часть треугольного низкорасположенного крыла у корня имеет большую толщину профиля, которая уменьшается дальше по размаху. Приблизительно на 45 процентах полуразмаха она стыкуется с ОЧК (отъемная часть крыла), набранной профилями со значительной круткой и малой относительной толщиной. Механизация крыла — закрылки и отклоняемые носки на ОЧК.

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


Конструктивно фюзеляж состоит из трех отсеков. Передний отсек служит для размещения: гермокабины пилота, радиолокационной станции, отсека радиоэлектронного оборудования, воздухозаборника, ниши передней опоры шасси. Кроме этого, на нем установлено переднее горизонтальное оперение. В центральной части размещаются топливные баки, воздушный канал двигателя и ниши основных опор шасси. На хвостовой части крепятся вертикальное оперение, балки с подфюзеляжными гребнями и четыре тормозных щитка. Внутри находится отсек силовой установки. Шасси — трехопорное, убирающееся в фюзеляж. Передняя опора (имеющая два колеса) складывается по потоку, одноколесные основные — против. На предсерийных самолетах и прототипах ниша передней опоры закрывалась парой боковых створок. На серийных истребителях Chengdu J-10A и J-10B в конструкцию включили третью створку — переднюю. Фонарь кабины имеет для авиапромышленности Китая беспрецедентную площадь остекления — пилоту обеспечивается практически круговой обзор.

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


Конструкция самолета в основном выполнена из алюминиевых сплавов, композитных материалов использовано относительно немного. Кабина — герметичная, вентиляционного типа. Катапультное кресло обеспечивает спасение на всех режимах полета.

В корневой части киля размещен контейнер с тормозным парашютом. Для увеличения путевой устойчивости истребителя на больших углах атаки (в этом случае киль «затенен» фюзеляжем) за крылом на хвостовых балках установлены два подфюзеляжных киля, отклоненных наружу. В районе киля по бокам фюзеляжа имеется два тормозных щитка. Два аэродинамических гребня расположены в хвостовой части фюзеляжа.

Выше крыла за кабиной пилота размещается переднее горизонтальное оперение, которое увеличивает коэффициент подъемной силы при больших углах атаки.

Крыло — малого удлинения, треугольное, с прямой задней кромкой для увеличения эффективности органов управления и механизации. Две секции элевонов расположены на задней кромке крыла. Крыло на передней кромке имеет вихреобразующий «клык». Оно оснащено элевонами и двухсекционным отклоняемым носком.

В качестве силовой установки самолета был использован один двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31ФН российского производства. Масса двигателя составляет 1538 кг. Максимальная тяга на форсаже — 12500 кг. Согласно первому договору на поставку между КНР и «Рособоронэкспортом», в 2002-2004 годах было поставлено 54 данных двигателя. После этого заключили еще один контракт на покупку 100 двигателей. Всего же потребности КНР оцениваются приблизительно в 250-300 единиц. В планах китайских военных — замена экспортируемых из России двигателей на аналогичные отечественные WS-10ATai Hang. Модификация истребителя Chengdu Super 10 отличается установкой двигателя АЛ-31ФН М1. Максимальная форсажная тяга была увеличена до 13500 кгс.

Воздухозаборник — подфюзеляжный, двухмерный, регулируемый. Сечение «горла» меняется за счет двух подвижных панелей. Данная конструкция обеспечивает необходимую степень повышения давления в различных диапазонах скоростей полета, однако увеличивает эффективную площадь рассеяния, увеличивая заметность при облучении радиолокационной станцией в передней полусфере. На варианте J-10B форма воздухозаборника была изменена.

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


На истребителе Chengdu J-10 внутренний запас топлива составляет 4950 литров. Топливные баки располагаются в фюзеляже. Под фюзеляжем (центральный узел) и под крылом возможна подвеска трех дополнительных топливных баков. Для увеличения продолжительности полета и радиуса действия самолет может оборудоваться топливоприемником системы дозаправки в воздухе типа «шланг-конус».

Для обеспечения высокого уровня маневренности истребитель Chengdu J-10A был сделан статически неустойчивым. Это, в свою очередь, потребовало использования электродистанционной системы управления, имеющей четырехкратное резервирование. Это первое боевое воздушное судно национальной разработки, на котором применяется подобная технология. Для создания данной системы применялась самая современная вычислительная техника. Архитектура кабины истребителя, авионика и система управления огнем в значительной степени превосходят таковые в других боевых самолетах, разработанных в Китае. Например, информация о тактической обстановке и параметрах полета выводится на три многофункциональных дисплея, а также проецируется на лобовое стекло.

В кабине пилота органы управления выполнены по принципу HTAS («handsопthrottle-and-stick») — все необходимое для управления органы находится под руками пилота, которые лежат на рычаге управления тягой двигателя и на ручке управления самолетом. Таким образом, пилот может управлять самолетом, не отрывая взгляда от прицела или горизонта. Компьютером системы управления обеспечивается автоматическое самолетовождение и препятствует выводу машины на потенциально опасные режимы. В штатную комплектацию входит нашлемный прицел.

Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10


Истребитель оснащен цифровым вычислителем параметров полета, навигационным оборудованием GPS/INS и системой оповещения об облучении радиолокационными станциями ARW9101. Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» по китайскому заказу разработала для Chengdu J-10A многофункциональную радиолокационную станцию РП-35 «Жемчуг», оснащенную фазированной антенной решеткой. По заявлению разработчиков, данная РЛС может сопровождать одновременно до 24 воздушных целей и способна работать «по земле». В КНР в то же время завершается разработка собственной радиолокационная станция JL-10A (в некоторых источниках обозначается как «Изделие 1473»). Дальность обнаружения целей типа «истребитель» данной РЛС составляет порядка 100 км, одновременно может сопровождаться до 10 целей с обстрелом четырех из них. До настоящего времени не ясно, какая станция устанавливается на серийные машины.

Экспортные варианты истребителя, возможно, будут оснащаться и другими РЛС, в числе которых: российская Н010 «Жук 10ПД», израильская IAI Elta EL/M-2023, итальянская GalileoAvionicaGrifo 2000 (по политическим причинам закупить последние для Китая может оказаться проблематично).

Истребитель Chengdu J-10A комплектуется двуствольной встроенной 23-миллиметровой пушкой, размещенной на специальном легкосъемном лафете с левого борта фюзеляжа за отсеком передней опоры шасси. По мнению некоторых экспертов, данное орудие является копией известной советской пушки ГШ-2-23, которая ранее широко применялась на истребителях МиГ-21 и МиГ-23.

На узлах внешней подвески (семь точек) возможно размещение вооружения общей массой 4500 кг. Для уничтожения воздушных целей истребитель может вооружаться 2-4 управляемыми ракетами PL-11 среднего радиуса действия с радиолокационной головкой самонаведения (итальянская лицензионная управляемая ракета Aspide Mk.1) или PL-12 (ShanDian-10 или SD-10) китайской разработки. Для ближнего боя используются управляемые ракеты PL-8 с инфракрасной головкой самонаведения (израильские лицензионные Python 3), устанавливаемые на крыльевых внешних пилонах. На самолет могут устанавливаться российские управляемые ракеты Р-73 и Р-77, или американские «Спарроу» и «Сайдвиндер». Наземные цели могут быть уничтожены при помощи свободнопадающих и корректируемых (с лазерной головкой самонаведения) авиабомб LT-2 и LS-6 или неуправляемых авиационных ракет. Надводные цели могут уничтожаться с помощью твердотопливных управляемых ракет YJ-8K и С-801К или противокорабельной управляемой ракеты С-802, оснащенной турбореактивным двигателем. Для поражения наземных радиолокационных станций истребитель может оснащаться управляемой ракетой YJ-9. Кроме этого, могут использоваться ракеты класса «воздух-поверхность», неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие бомбы, а также другое вооружение.

В систему пассивной самообороны истребителя входит контейнер ВМ/KG300G с аппаратурой постановки помех. Также J-10A может быть оснащен контейнером KZ900 (оборудование для радиоэлектронной разведки).

Первый полет прототипа состоялся 23.03.1998 года. Публичный дебют J-10 состоялся в ноябре 2002 г. Машина была представлена в Чжухае на авиасалоне. По различным оценкам, в программе летных испытаний Китай задействовал от шести до десяти прототипов.

Эксплуатация китайского истребителя Chengdu J-10A не обошлась без катастроф. 1 августа 2009 года J-10, стоящий на вооружении китайских ВВС и пилотируемый Мэном Фаншэном, разбился. Причиной крушения самолета послужила техническая неисправность двигателя. Пилоту удалось катапультироваться.

Модификации:

J-10A —многоцелевой одноместный истребитель. Экспортному варианту присвоено наименование F-10A.

J-10S — двухместный истребитель. Предназначен для решения задач обучения, радиоэлектронной борьбы, целеуказания и наведения, а также для уничтожения наземных целей.

J-10B — модернизированный вариант J-10A. Оснащается двигателем WS-10A, «малозаметным» утопленным воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и оптико-локационной станцией переднего обзора.

J-10C — палубный вариант истребителя.

Китайский многоцелевой истребитель J-10 был принят на вооружение не только китайской армии но и армии Пакистана. По состоянию на 2012 год на вооружении военно-воздушных сил КНР находилось 100 Chengdu J-10, на вооружении военно-морских сил — 2 Chengdu J-10. Армия Пакистана по состоянию на 2012 год имела на вооружении 36 J-10.

Летно-технические характеристики:

Модификация — J-10.
Длина — 14,57 м.
Высота — 4,78 м.
Размах крыла — 8,78 м.
Площадь крыла — 33,05 кв. м.
Масса пустого самолета — 9800 кг.
Нормальная взлетная масса — 18000 кг.
Топливо во внутренних баках — 2625 л.
Топливо в ПТБ — 4165 л.
Тип двигателя — ТРДДФ АЛ-31ФН.
Нормальная тяга — 7600 кгс.
Форсажная тяга — 12500 кгс.
Максимальная скорость — М=2.
Крейсерская скорость — 1110 км/ч.
Практическая дальность — 2000 км.
Практический потолок — 18000 м.
Макс. эксплуатационная перегрузка — 9.
Экипаж — 1 чел.
Вооружение:
— пушка калибра 23 мм;
— боевая нагрузка — 7260 кг (7 узлов внешней подвески);
— возможно установки управляемых ракет PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, класса «воздух-воздух» и ракет класса «воздух-поверхность»;
— противокорабельной ракетыYJ-8K, неуправляемой авиационной ракеты, свободнопадающих бомб и др.

Подготовлено по материалам
ru-aviation.livejournal.com
www.airwar.ru
www.militaryparitet.com
www.testpilot.ru
alternathistory.org.ua


Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Китайский многоцелевой истребитель Chengdu J-10
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 40
  1. basil200 4 апреля 2014 09:25
    Какой то не агрессивный, не внушает страха. Больше похож на спортивный или игрушечный самолет.
    1. Nayhas 4 апреля 2014 12:13
      Цитата: basil200
      Какой то не агрессивный, не внушает страха. Больше похож на спортивный или игрушечный самолет.

      Эт потомучта он китайский, был бы наш тут бы "кричали мальчики ура! и в воздух девочек бросали!"
      1. jjj 4 апреля 2014 14:27
        Китайцы знай себе клепают копии наших, европейских и американских самолетов. Потом сравнивают их применение не в составе единичных образцов, а большими группами. Становится примерно понятно: в какой стране разработки лучше
        jjj
        1. cdrt 4 апреля 2014 21:26
          Цитата: jjj
          Китайцы знай себе клепают копии наших, европейских и американских самолетов. Потом сравнивают их применение не в составе единичных образцов, а большими группами. Становится примерно понятно: в какой стране разработки лучше


          Это не копия, а фактически оригинальный Лави laughing
          1. mirag2 5 апреля 2014 08:03
            Пардон-изучил тему.
            Это не копия.Двигатели российские.
            1. mirag2 5 апреля 2014 09:10
              А это-тоже копия "лави"?
              Митсубиси Ф-2
              1. 0255 5 апреля 2014 11:07
                Цитата: mirag2
                А это-тоже копия "лави"?
                Митсубиси Ф-2

                это совместная японско-американская разработка на базе F-16. В 1980-х - начале 1990-х годов его программа называлась FS-X,японцы пытались сами создать новый истребитель, но поняли, что у них без посторонней помощи ничего не выйдет. Американцы им предложили создать новый истребитель на базе Ф-15, Ф-16 и Ф/А-18, японцы выбрали Ф-16.
                В начале 1990-х годов он, как "Еврофайтер" и "Рафаль", назывался 5 поколением, его обещали сделать невидимым для радаров. Японцы уже на стадии проектирования сравнивали свой FS-X с истребителем "Зеро". Ему пророчили эффективность на уровне считавшегося тогда супер-пупер-крутым перспективного истребителя Ф-22, который только что победил в конкурсе своего конкурента YF-23 и ещё сам не был доведён до серийного производства.
                Вот вам ссылка про него:
                http://www.airwar.ru/enc/fighter/fsx.html
                Вот что нашёл Google по запросу Mitsubishi FS-X:

                [img]http://forum.keypublishing.co.uk/attachment.php?attachmentid=108378[/img]


                Одна картинка почему-то не вставилась.
                Возможно, такие варианты исследовались японцами до принятия решения делать его на базы Ф-16.
        2. mirag2 5 апреля 2014 08:04
          С такой логикой-у китайцев будет все самое лучшее отовсюду.
      2. cdrt 4 апреля 2014 21:26
        Цитата: Nayhas
        Цитата: basil200
        Какой то не агрессивный, не внушает страха. Больше похож на спортивный или игрушечный самолет.

        Эт потомучта он китайский, был бы наш тут бы "кричали мальчики ура! и в воздух девочек бросали!"


        ЭТО ПЯТЬ! laughing

        А красивый самолет Лави.
        Очень, помнится, было жалко, когда евреи отказались от его производства.
        А ты были бы не только со своими танками и ТБТР, но и с самолетами
        1. 0255 5 апреля 2014 11:23
          Цитата: cdrt
          А красивый самолет Лави.
          Очень, помнится, было жалко, когда евреи отказались от его производства.
          А ты были бы не только со своими танками и ТБТР, но и с самолетами

          ну извиняйте, что штатам не захотелось терять израильский рынок для Ф-16 и получить конкурента для своих истребителей.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. ChurchSausage 11 апреля 2014 18:00
      А что самолёта должны боятся внешне, тем более современных пилотов подготавливают так чтобы выскочи перед ним хоть эскадрилия противника не запаниковал, а сделал бы всё чтобы забрать с собой как можно больше противника на тот свет
  2. Zerstorer 4 апреля 2014 09:46
    Хорошая машина 4 поколения. В перспективе расширение возможностей работе по наземным целям (поколение 4+).
  3. vietnam7 4 апреля 2014 09:54
    Хочется просветиться от знающих людей- что за мини крылышко с разными углами установки на фото №10?
    vietnam7
    1. Zerstorer 4 апреля 2014 10:45
      Датчик угла атаки
      1. vietnam7 4 апреля 2014 10:57
        Спасибо, можно подробней для чего как действует, устанавливается я понял на земле?
        vietnam7
        1. Argon 4 апреля 2014 11:09
          Он не устанавливается,"перья"(их пара с обоих сторон)находится в постоянно свободном положении,приподымается под действием набегающего потока и дает представление о положении самлета относительно вектора движения.(что необходимо для выработки выходных команд автопилота и ЭДСУ ну и индикации)Секторные положения"натрафореченные"на обшивке служат для более удобной диагностики.Статья довольно подробная,что редкость по китайским машинам.Самолет очень не плох,появился позновато но тут уж как случилось.
        2. ССИ 4 апреля 2014 14:46
          Цитата: vietnam7
          Спасибо, можно подробней для чего как действует, устанавливается я понял на земле?

          Свободновращающаяся поверхность, в полете располагается параллельно набегающему потоку (флюгер представляете, да и это "крылышко" называется, у нас, в России, - флюгарка). На земле ДАУ обесточен, потому, что львиная доля энергии уходит на обогрев флюгарки (на высоте довольно холодно), поэтому, после проверок, на поверхности флюгарок видны цвета побежалости. ДАУ показывает угол атаки, т.е. угол, под которым к набегающему потоку, летит самолет. Поздно попал на эту статью, объяснил бы раньше.
          1. vietnam7 4 апреля 2014 15:06
            Цитата: ССИ
            Поздно попал на эту статью, объяснил бы раньше.
            Ничего страшного, спасибо за разьяснения. В этом я вижу основной плюс топвара _ чего то не знаешь, всегда найдутся люди которые с этим сталкивались.
            vietnam7
            1. ССИ 4 апреля 2014 15:08
              Цитата: vietnam7
              спасибо за разьяснения.

              Всегда рад ответить, что знаю.
              1. vietnam7 5 апреля 2014 07:00
                видны цвета побежалости.- термин используемый кузнецами и термистами, имеете к ним какое-то отношение?
                vietnam7
    2. bigELDAK 4 апреля 2014 11:06
      Самый обычный(допотопный) если так можно сказать датчик углов атаки и скольжения.Просто дает данные о наклоне,положении в пространстве.
      bigELDAK
  4. inkass_98 4 апреля 2014 10:54
    Да уж. "Что нас спасет от ревизии? Только кража"(С). Самолет из серии "мойщ енок похож немного на бульдога и на дога"... laughing
    И все равно, не отнять у китайцев - что-то купили, что-то украли, что-то додумали. И в итоге - летает, принимается на вооружение и будет продаваться за бугор. Уважаю.
  5. Евгений 4 апреля 2014 11:01
    В 2013-м году на МАКСЕ.
  6. Евгений 4 апреля 2014 11:05
    Групповой пилотаж (там же)
  7. svp67 4 апреля 2014 11:22
    И сразу его китайцы оснастили штангой дозаправки в воздухе - молодцы... Хотя конечно самолет выглядит "грубовато"...
  8. Мастер_Львов 4 апреля 2014 11:34
    Чем-то похожа на смесь "Ф-16" и "Миража".
    1. профессор 4 апреля 2014 13:25
      Цитата: Мастер_Львов
      Чем-то похожа на смесь "Ф-16" и "Миража".

      Чему удивляетесь? Израильтяне тогда уже производили Миражи Кфиры и юзали Ф-16. Вот и собрали лучшее с обоих.
      1. cdrt 4 апреля 2014 21:29
        Цитата: профессор
        Цитата: Мастер_Львов
        Чем-то похожа на смесь "Ф-16" и "Миража".

        Чему удивляетесь? Израильтяне тогда уже производили Миражи Кфиры и юзали Ф-16. Вот и собрали лучшее с обоих.


        Жаль что ваши не стали его производить. Были бы теперь не только с Меркавой и Намером, но и с Лави
        1. профессор 5 апреля 2014 08:23
          Цитата: cdrt
          Жаль что ваши не стали его производить. Были бы теперь не только с Меркавой и Намером, но и с Лави

          Бесплатные Ф-16 погубили этот проект.
  9. sv68 4 апреля 2014 11:40
    далеко идут китайцы.интересно какой процент китайских комплектующих в их самолётах
  10. black_falcon 4 апреля 2014 11:45
    С миру по нитки и получился не плохой трудяга для ВВС Китая. И их уже 100... скоро и свой двигатель довидут до ума. Время покажет правильно ли мы поступаем помогая им.
    black_falcon
    1. 0255 4 апреля 2014 12:03
      Цитата: black_falcon
      Скоро и свой двигатель довидут до ума. Время покажет правильно ли мы поступаем помогая им.

      Откуда у вас уверенность, что китайцы доведут до ума свой двигатель?
      А насчёт того, нужно ли помогать китайцам, вы правы. Всё-таки на своих картах они изображают Россию только от Смоленска до Урала, а территорию от Урала до Владивостока обозначают как свою
      1. cdrt 4 апреля 2014 21:35
        Цитата: 0255
        Откуда у вас уверенность, что китайцы доведут до ума свой двигатель?
        А насчёт того, нужно ли помогать китайцам, вы правы. Всё-таки на своих картах они изображают Россию только от Смоленска до Урала, а территорию от Урала до Владивостока обозначают как свою


        Про двигатель - правы вы. На сегодня нормальные двигатели в мире могут выпускать вроде как РФ, США, ВБ, Фр, Германия и Япония. По-моему все. Вершина ТЕХНОЛОГИИ, а заодно и производственной культуры. Так просто не украдешь. Копия очень похоже выглядеть будет, только работать по 100 часов, а не по нескольку тысяч.
        Про карты в Китае - во всех школах на географических картах то же самое, что и в РФ. Остальное бред храмчихинский (я много работал в Китае, друг - китаец-учитель). На картах по истории конечно изображается территория империи до Нерчинского договора, но это уже история, слов из нее не выкинешь.
        1. 52гим 5 апреля 2014 11:46
          По поводу движков: в "АиВ" есть интервью китайского летуна, где он говорит, что несмотря на более высокую табличную мощу, сей ероплан лучше летает на российских моторах. А ресурс и надежность пока вообще не сопоставимы.
  11. Nayhas 4 апреля 2014 12:06
    Отличная машина для массового производства, если запустить лицензионное производство, то за короткий срок можно заменить все МиГ-29. В варианте J-10B естественно... Других вариантов просто нет.
    1. Sergei75 4 апреля 2014 12:18
      И это МЫ должны у них покупать лицензию?
      http://worldweapon.ru/images/sam/mig142/smig142_06.jpg
      1. профессор 4 апреля 2014 13:29
        Цитата: Sergei75
        http://worldweapon.ru/images/sam/mig142/smig142_06.jpg

        Вы о чем? Лави уже летал когда только состоялась защита аванпроекта МиГ 1.44.
        request
    2. Fiero 4 апреля 2014 12:30
      Что зa брeд?
      Дeлaют МиГ-35
      Fiero
      1. cdrt 4 апреля 2014 21:36
        Цитата: Fiero
        Что зa брeд?
        Дeлaют МиГ-35


        Во времена СССР его бы назвали Миг-29ХУZ какой-нибудь...
        А новый самолет не делают. Только раздумывают про ЛФИ
    3. 0255 4 апреля 2014 14:03
      Цитата: Nayhas
      Отличная машина для массового производства, если запустить лицензионное производство, то за короткий срок можно заменить все МиГ-29. В варианте J-10B естественно... Других вариантов просто нет.

      Вы прикалываетесь? Вы ещё предложите закупить J-31, китайскую копию ф-35.
      1. Nayhas 4 апреля 2014 21:41
        Цитата: 0255
        Вы прикалываетесь? Вы ещё предложите закупить J-31, китайскую копию ф-35.

        Нет. В ближайшие годы мы лишимся последних летающих МиГ-29, заменять которые абсолютно нечем. МиГ-35 машина может не плохая, но цена неимоверно большая, а нам для прикрытия неба нужен массовый истребитель. Массовым может быть только однодвигательный истребитель с массой не более 10 т. Организовать производство J-10B будет не сложно, Китай не накладывал на нас санкций и может предоставить всю производственную линию. А для массового производства МиГ-35 нужно новое современное оборудование, а кто нам теперь его продаст?
  12. БЧ-3 4 апреля 2014 12:07
    А мне он очень напомнил забракованный МИГ 1.44
  13. 0255 4 апреля 2014 12:08
    Китайцам в создании j-10 помогали евреи и русские, а в итоге они заявляют что этот истребитель "на все 100% чисто китайская разработка laughing Как-то некрасиво с их стороны забывать о помощи специалистов из России и Израиля
    1. cdrt 4 апреля 2014 21:38
      Цитата: 0255
      Китайцам в создании j-10 помогали евреи и русские, а в итоге они заявляют что этот истребитель "на все 100% чисто китайская разработка Как-то некрасиво с их стороны забывать о помощи специалистов из России и Израиля


      У нас тоже все первые двигатели Люльки по-моему были копиями британских. И, ничего, радовались успехам отечественной промышленности. Нормальный подход страны, которая рвется развивать свою промышленность и науку
      1. 0255 4 апреля 2014 23:11
        Цитата: cdrt
        У нас тоже все первые двигатели Люльки по-моему были копиями британских. И, ничего, радовались успехам отечественной промышленности. Нормальный подход страны, которая рвется развивать свою промышленность и науку

        но это только первые двигатели, в дальнейшем Люлька делал их сам. А китайцы до сих пор движки копируют, копируют, да не скопируют
      2. 52гим 5 апреля 2014 11:51
        У нас тоже все первые двигатели Люльки по-моему были копиями британских. И, ничего, радовались успехам отечественной промышленности. Нормальный подход страны, которая рвется развивать свою промышленность и науку
        Вообще-то движки В. Климова- ВК-1
  14. Sergei75 4 апреля 2014 12:12
    Цитата
    "Естественно, в КНР решить столь сложную задачу не могли без кооперации с зарубежными компаниями, владеющими самыми современными технологиями самолетостроения."

    Блин - политкорректность, так и скажите - не смогли-бы, если-бы не спёрли!
    Что-то на МиГ похож, по схеме "Утка", "хорошо" если спёрли, а так и продать могли...
    МиГ 1.42
    1. 0255 4 апреля 2014 13:57
      Китайцы в 1990-е годы хотели получитьтлицензию на производство МиГа МФИ, на который тогда возлагали столько надежд. И сотрудники МИГ вроде бы как ездили в Китай "на заработки". Так что вполне возможно, что какие-то наработки по МФИ или его лёгкому варианту ЛФИ нашли применение в этом "китайце"
      1. cdrt 4 апреля 2014 21:40
        Цитата: 0255
        Так что вполне возможно, что какие-то наработки по МФИ или его лёгкому варианту ЛФИ нашли применение в этом "китайце"


        Вроде бы да, только элементы МФИ они использовали в другом своем самолете - то, что называют 5-е поколение.
        А это - израильский Лави как есть
    2. cdrt 4 апреля 2014 21:39
      Цитата: Sergei75
      то-то на МиГ похож, по схеме "Утка", "хорошо" если спёрли, а так и продать могли..


      Не Миг, а Лави. У которого в предтечах F-16...
  15. black_falcon 4 апреля 2014 12:41
    С миру по нитки и получился не плохой трудяга для ВВС Китая. И их уже 100... скоро и свой двигатель довидут до ума. Время покажет правильно ли мы поступаем помогая им.
    black_falcon
  16. GRAY 4 апреля 2014 14:11
    Это "Ченгду" очень сильно напоминает еврофайтер.
    На фото еврофайтер.
  17. Роман 1977 4 апреля 2014 14:26
    Ну как всем известно, у сего китайского пепелаца Chengdu J-10 израильские корни: этот единственный китайский СЕРИЙНЫЙ самолет более-менее соответствующий современным требованиям был создан на основе израильских наработок по программе "Лави". Основные компоновочные решения израильского истребителя и были положены в основу проекта нового китайского самолета, получившего обозначение J-10. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в программе произошли очередные изменения: к участию в создании J-10 была привлечена Россия. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая, что повлекло за собой ряд существенных изменений в конструкции самолета, ранее проектировавшегося, очевидно, под один из западных двигателей.Официально ВВС КНР подтвердили существование J-10 только 29 декабря 2006 года, хотя самолет находился в разработке более 20 лет, а на вооружении состоял уже три года. Многие годы китайцы отрицали сам факт существования истребителя, несмотря на наличие большого числа фотографий и детальной информации по его бортовым системам. Главным недостатком J-10 считается малая дальность полета. В 2005 году два прототипа оборудовали топливоприемниками, установленными неподвижно по правому борту в носовой части фюзеляжа. По результатам испытаний система дозаправки в воздухе одобрена для использования на серийных самолетах. Самолет постоянно совершенствуется - так появились системы обмена информацией. Спарка является полноценным боевым самолетом, но используется, в основном, для подготовки и тренировки летчиков.

    J-10A ВВС НОАК Китая

    Lavi
    Как говорится найдите 10 отличий.
    1. GRAY 4 апреля 2014 14:44
      Тоже на движках сэкономили? У Еврофайтера два у этих по одному.
    2. ССИ 4 апреля 2014 15:23
      Цитата: Роман 1977
      Как говорится найдите 10 отличий.

      А отличия есть - фюзеляж, воздухозаборник, кабина, подфюзеляжные кили... Интересно, аэродинамика у которого лучше
      1. Роман 1977 4 апреля 2014 16:14
        Отличия разумеется есть и должны быть поскольку Lavi, проектировался под американский ТРДДФ Pratt & Whitney PW1120, а Chengdu J-10 под российский ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, сильные отличия и в БРЭО, кроме того стоит учитывать, что израильская машина создавалась середине 80-х годов (первый полет в 1986 году, а израильтяне отказались от нее в 1987 году), а китайская совершила первый полет в 1998 году, а на вооружение поступила в 2004 году, т.е. прошло 12-18 лет. Сравните сами первые модификации Су-27 и МиГ-29 с современными...
        Теперь, что касается экспортных поставок Chengdu J-10.
        Китай планировал поставить 36 истребителей данного типа в Пакистан.
        http://www.milaviapress.com/orbat/pakistan/index.php

        Однако данных о их поставках не имеется. Известно, что просила Chengdu J-10 и КНДР, но Китай отказал.
        Северная Корея обратилась к Китаю с просьбой продать несколько истребителей Chengdu J-10, однако руководство КНР предложение отвергло.
        По словам высокопоставленного источника в Северной Корее, северокорейский лидер Ким Чен Ир, при посещении им Китая в начале мая 2010 года, сделал соответствующий запрос президенту Китая Ху Цзиньтао. Наблюдатели считают, что отказ стал причиной, по которой Ким Чен Ир сократил свой визит на один день.

        http://aviarus.blogspot.de/2010/06/j10-for-northkorea.html

        Так, что никаких экспортных поставок истребителя, подтвержденных достоверными фактами (фото-видео) пока не было.
        Ну и напоследок эволюция китайского авиапрома:

        кликабельно
    3. Zerstorer 5 апреля 2014 14:05
      Цитата: Роман 1977
      Как говорится найдите 10 отличий.

      Найдите 10 совпадений) Стандартные крепежные элементы не предлагать)
  18. Роман 1977 4 апреля 2014 14:29
    За разработкой другого китайского самолета собственной конструкции многоцелевого истребителя-бомбардировщика- JH-7 (FBC-1) Flying Leopard стоит Европа. Для самолета, поступившего на вооружение в XXI веке, JH-7A, он же "Летающий леопард", выглядит довольно архаично. И по аэродинамике и по технологиям этот самолет словно вынырнул из 70-х гг. прошлого века. В его облике без труда угадываются черты "Ягуара", ударных модификаций "Фантома" или "Торнадо" - знаменитых в прошлом классических истребителей-бомбардировщиков, ныне окончательно уходящих в запас. Это и не удивительно, если вспомнить, что к созданию машины приступили именно тогда, более 30 лет назад. Начало проектирования в 1973 г. нового бомбардировщика Н-7 для авиации армии и флота КНР совпало с выходом на финальную стадию югославо-румынской программы истребителя-бомбардировщика, имевшую в качестве образца для подражания англо-французский "Ягуар". И Югославию, и Румынию, и Китай в те годы роднила общая неприязнь к СССР, поэтому взаимный обмен военными технологиями был весьма интенсивным. Европейцы также в меру сил поощряли "слабые звенья железного занавеса". Для югославо-румынской программы SOKO/"Opao" Великобритания продала двигатели Роллс-Ройс "Вайпер" Мк.632 и 633 и лицензию на их производство, катапультные кресла, элементы БРЭО (для каждой страны - свои) и прочее.
    Тем не менее, китайцы взяли основные решения югославо-румынской конструкции и перевоплотили их в облике двухдвигательной машины с РЛС, пересчитав и увеличив ее примерно в полтора раза под новую силовую установку. Экипаж - летчика и оператора системы вооружения - расположили друг за другом, причем оператора, для лучшего обзора - повыше. Крыло было принято высоко расположенным стреловидным с изломом передней кромки, аэродинамическим клыком и гребнем. Для самообороны на законцовках крыла, по типу "Миража" F1 были предусмотрены пилоны для ракет "воздух-воздух". Пушечное вооружение для Н-7 любезно предложили югославы, освоившие лицензионное производство советской 23-мм двухствольной пушки ГШ-23Л.
    Воспользовавшись своим статусом "главного борца с советским империализмом на Дальнем Востоке" Китаю удалось закупить в той же Великобритании в четыре раза более мощные, чем "Вайпер", турбовентиляторные двигатели Роллс-Ройс "Спей" Мк.202/203. Китай в 1975 г. получил несколько двигателей "Спей" 202 для испытаний и освоения производства.В целом характеристики самолета не удовлетворяли военных, в связи с чем делались попытки приобретения РЛС и более мощного двигателя в США. Последующее ухудшение отношений с Западом позволило понять, что, несмотря на недостатки JH-7, он остается единственным китайским многоцелевым ударным самолетом.Вплоть до 2003 г. Китай не мог освоить производство копии двигателя "Спей" 202. Для продолжения серийного производства JH-7 и замены двигателей, выработавших свой ресурс, в 2001 г. было дополнительно закуплено еще 90 "Спеев" из наличия ВВС Великобритании, снятых с английских F-4K. Только для JH-7A, наконец, была готова лицензионная копия - китайский двигатель WS-9 "Циньлин" (Qinling).
    Программа JH-7 развивалась в глубокой тайне. Впервые "вживую" самолет можно было увидеть в репортажах китайского государственного телевидения с серии учений НОАК в 1995-1996 гг. во время так называемого "Кризиса у Тайваньского пролива". Официальный же публичный дебют самолета произошел на авиасалоне в Чжухае в 1998 г. То есть с момента разработки до принятия на вооружение самолета прошло 25 (!) лет.

    JH-7
  19. Bongo 4 апреля 2014 15:15
    Китайский многоцелевой истребитель J-10 был принят на вооружение не только китайской армии но и армии Пакистана.

    Информация о принятии J-10 на вооружение ВВС Пакистана представляется сомнительной. Экспорт J-10 в настоящее время не возможен из-за ограничений наложенных на реэкспорт в третьи страны поставляемых Китаю российских двигателей АЛ-31ФН. Гипотетические экспортные поставки из КНР авиатехники с этими двигателями, грозят прекращением поставок из России. Вряд ли китайцы пойдут на это. А надёжных двигателей собственного производства с аналогичными характеристиками в КНР пока не имеется.
    Возможно уважаемый автор перепутал истребители J-10 c китайско-пакистанским Chengdu JF-17(на фото)
  20. twviewer 4 апреля 2014 15:19

    на фото старая версия, вот новая J-10B — модернизированный J-10A, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным «малозаметным» воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с АФАР и оптико-локационной станцией переднего обзора.
    1. Bongo 4 апреля 2014 15:28
      J-10B - на сегодняшний день существует в еденичных экземлярах, самолёт только проходит войсковые испытания.
      1. twviewer 4 апреля 2014 15:38
        возможно, но на моем фото окрас "строевой"
  21. пацантрэ 4 апреля 2014 16:20
    Что сказать, простенький современный самолёт. Наверное не дотягивает до рафаля, еврофайтера, суперхорнета и МиГ-35 (если бы он еще существовал, причем в том виде в котором должен быть, с АФАР и тд). Но простота делает его дешевым, тем более с учетой китайской дешевой рабочей силы. А с учетом возможностей их промышленности, они смогут наклепать таких целую армаду и давить количеством. Если на него повесить хорошее оружие, дополнить самолётами ДРЛО и РЭБ, с учетом их огромного количество получится очень мощная сила.
    Хотя авиапром у Китая не так развит, как морская промышленность...у США мощности пока покруче будут, те вообще собрались выйти на темп 150 F-35 в год, причем это не предел.
    Кстати, по-видимому даже у Китая АФАР на вооружении появится раньше, чем у нас. Обидно.
  22. Sledgehammer 4 апреля 2014 16:52
    И где наш ЛМИ на замену устаревающего Миг-29?
    Статья интересная ,спасибо.
    Sledgehammer
  23. Антон Гаврилов 4 апреля 2014 19:19
    У китайцев есть одна очень дурная привычка,которая еще сыграет с ними злую шутку-копирование.Во время создания каждого самолета,они брали за основу чей-нибудь иностранный-ни одной боевого самолета созданного своими силами с нуля у них нет.
    1. gregor6549 5 апреля 2014 14:53
      А какая разница Китаю разница? Китайцы поставили себе задачу создать одни из самых мощных ВС в мире и идут к этой цели всеми возможными путями, в том числе и копированием, Главное что они получают на вооружение весьма неплохую технику. А с учетом их численности отдельные недостатки отдельных образцов особого значения и имеют. Еще Мао заявлял что Китай потерь не боится. Да и когда он их считал. В одной Корее миллионы положил ни за понюх табака и что? Так что оценку любого образца китайской военной техники и вооружения нужно бы делать с учетом этого человеческого а точнее нечеловеческого фактора.
  24. Антон Гаврилов 4 апреля 2014 19:20
    А сам по себе самолет хороший.Не лучший конечно в своем типе,но тем не менее.
  25. почтальон 5 апреля 2014 20:06
    Еврофайтер EF2000 "Тайфун"





    Все "новое" (в Китае) -это хорошо забытое "старое" ( со всего мира)

    [img]http://www.youtube.com/watch?v=RWUhyY2X_lc[/img]
    почтальон
  26. авиаконструктор 7 апреля 2014 17:08
    Дезинформация? Китайские J-10 превосходят американские F-22
    Курьёзное «разоблачение» публикует китайское новостное агентство в субботу, 3 мая 2008 г. Цитируя сообщение "Рейтерс" от 9 сентября 2007 г., агентство намёками упоминает о перехвате 1 сентября (2007 г.) китайскими ВВС истребителя США F-22, который взлетел с Гуама и якобы считался пропавшим в море.
    В том же самом сообщении Синхуанет (Xinhuanet) рассказывает более подробно о другом американо-китайском воздушном происшествии над местечком Канганг (Quangang), провинция Фюдзиан (Fujian), которое случилось 16 августа (2007 г.): был атакован ещё один F-22. Американский истребитель преследовали два китайских самолёта типа J-10, которые получили приказ открыть огонь. F-22 упал в южных окрестностях Фюджоу (Fuzhou), недалеко от Байхутинга (Baihuting). Американский лётчик имел возможность спастись на парашюте и был взят в плен.
    Без сомнения, неслучайно, что китайское новостное агентство опубликовало (на китайском языке) сообщение об этих происшествиях – то ли правдивое, то ли ложное, и с опозданием в 8 месяцев. Притом с осторожностью, чтобы запутать следы: якобы агентство "Рейтерс" было источником информации по первому случаю, тогда как второй был результатом «слухов, циркулирующих в Интернете». Большой резонанс был в Интернете и китайской прессе. Однако на английском языке этого сообщения не было, а на следующий день оно исчезло.
    В современных условиях возрождения национализма в Китае Синхуа, несомненно, принимает участие в патриотической предолимпийской кампании наперекор «западным враждебным силам в Китае». Идёт ли речь о реакции против CNN – об этом в Китае не думают в данный момент. В любом случае, следы этой информации стёрлись, но слухи вновь могут возникнуть в массах китайского народа.
    Чарлз Ванг, 4 мая 2008 г., воскресенье
    QuestionChine.net

    «ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР», № 45 (261), 19–25 ноября 2008, с.6.
    В ЭПИЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    С 4 по 9 ноября 2008 года в Чжухае (КНР, провинция Гуандун) состоялся 7-й международный авиакосмический салон Airshow China'2008.

    Затаив дыхание, миллионы граждан Поднебесной воочию и на телеэкранах наблюдали за публичным дебютом китайских самолётов J-10 («Дзянь» 10, что в переводе означает «истребитель»).

    Прототип J-10 совершил первый успешный полёт в 1998 году. В 2004-м в ВВС НОАК был сформирован первый истребительный авиаполк, в который стали поступать серийные «Дзяни».
    Самое интересное, что J-10 уже успели себя зарекомендовать в деле. Как стало известно в ходе выставки, летом 2007 года «Дзяню» удалось сбить американский многоцелевой истребитель 5-го поколения F-22. Да-да, тот самый – построенный по технологии «Стелс», оснащённый современнейшим бортовым оборудованием и самый дорогой истребитель в мире (стоимость одной машины свыше 120 млн долларов). Воздушный бой произошёл над Тайваньским проливом, когда F-22, следуя в составе своей авиагруппы, якобы случайно залетел в воздушное пространство КНР. Правда, при этом китайскому командованию пришлось поднять в небо также звено Су-30, которые во время этого инцидента отсекали от самолёта-нарушителя остальные машины американских ВВС. Сбитый Raptor упал на континентальную часть Китая, после чего хозяева территории разобрали его «на запчасти». А пилота F-22, который благополучно катапультировался, китайцы «тихо» – по обоюдному согласию сторон – передали американским властям.

    Вадим УДМАНЦЕВ
    Чжухай–Москва
    авиаконструктор
  27. Izar 9 апреля 2014 07:30
    Я что-то не так прочитал, или и правда какое-от расхождение я по тексту в статье:
    На истребителе Chengdu J-10 внутренний запас топлива составляет 4950 литров. Топливные баки располагаются в фюзеляже.

    и ниже в ЛТХ:
    Топливо во внутренних баках — 2625 л.

    Так сколько топлива в итоге берет?
  28. Zaurbek 9 октября 2016 09:25
    Интересно, есть ли перспектива и возможность установки АЛ-41 и ОВТ? Интересны самолет получится....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня