Французский опытный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Летательные аппараты не всегда имеют привычный для нас с вами вид. Но все-таки любой человек, представляя себе самолет, формирует в голове образ, который можно отнести к чему-то красивому. В свое время известный отечественный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сказал: «Некрасивый самолет не полетит». Однако данное утверждение все-таки расходится с практикой. В истории авиастроения найдется немало примеров, оспаривающих данное утверждение. К примеру, французский истребитель-перехватчик Leduc 0.22. Хотя, возможно, кому-то и этот самолет покажется красивым.

Французская компания «Leduc» прославилась своими необычными самолетами, выпустив целую серию уникальных опытных образцов. При этом первый самолет появился еще в 1929 году, а последний, перспективный перехватчик Leduc 0.22, создавался уже в 1950-е годы.

В 20-е годы прошлого века в мире активно велись работы по разработке прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Во Франции много лет над созданием такого двигателя работал конструктор Рене Ледюк. Он хотел создать ПВРД, который в технике также известен как «аэротермодинамический канал», в котором отсутствуют вращающиеся элементы. Двигатель такого типа действует лишь за счет кинетической энергии набегающих потоков воздуха, сжатие которого происходит в воздухозаборнике без использования компрессора. В камере сгорания такого двигателя сжигаемое топливо увеличивает общую энергию, а расширяющиеся газы с большим ускорением выходят в атмосферу через реактивное выхлопное сопло двигателя.


Французский опытный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Идеи Рене Ледюка очень скоро привлекли к себе внимание французских военных. В 1934 году конструктор получил от них первые контракты на осуществление исследовательских работ в данной области. А 26 мая 1937 года Рене Ледюк получил от правительства Франции официальный контракт на постройку первого самолета, который должен был оснащаться таким двигателем. Модель самолета была впервые представлена широкой публике в 1938 году в рамках работы парижского авиасалона. Несмотря на футуристический для своего времени внешний вид работы по фюзеляжу Leduc 010 были достаточно быстро завершены, однако дальнейшему выполнению проекта помешали Вторая мировая война и оккупация Франции гитлеровскими войсками.

Поэтому закончить все работы над созданием самолета удалось лишь в 1945 году. Данный самолет имел обозначение Leduc 010-01. Воздушные испытания новинки начались в середине ноября 1946 года (проводились планерные полеты). Впервые подняться в небо с работающим двигателем самолет смог только в апреле 1949 года. При этом Leduc 010 стал первым пилотируемым самолетом, оснащенным ПВРД. Любопытно также отметить ту деталь, что самолет был реализован в соответствии с идеей создания моноблочного самолета. Суть идеи заключалась в том, чтобы создать такой самолет, в котором силовая установка была бы не отдельным узлом самолета, а составной частью его планера. Самолет Leduc 010 продемонстрировал неплохие летные данные. Машина разгонялась до скорости 808 км/ч на высоте полета 11 тысяч метров, при этом тяга двигателя составляла только 50% от расчетной.

В марте 1950 года во Франции был готов второй опытный экземпляр Leduc 010-02. Зимой следующего года оба опытных образца были потеряны в результате летных происшествий при испытаниях. В феврале 1951 года был достроен третий образец, получивший обозначение Leduc 016. Данный самолет получил дополнительно 2 турбореактивных двигателя «Марбор» компании «Тюрбомека» с тягой 2,97 кН, которые устанавливались на концах его крыла. При этом выяснилось, что управление тремя двигателями чересчур сложно, а самостоятельный старт машины очень труден. При этом опытный самолет, у которого вместо дополнительных крыльевых двигателей были устанавливались топливные баки, получил обозначение Leduc 020. Данный самолет активно испытывался до января 1954 года. После завершения серии испытаний он был передан в музей.

Французский опытный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

В начале 1953 года во Франции построили четвертый самолет серии (получил обозначение Leduc 021-01), а спустя еще год — пятый самолет (получил обозначение Leduc 021-02). Летные испытания новых образцов, с работающими ПВРД, проводились в августе 1953 и марте 1954 года соответственно. После завершения программы первого этапа летных испытаний самолет Leduc 021-01 было решено видоизменить. Внутри ПВРД смонтировали турбореактивный двигатель «Марбор» II с тягой 3,73 кН. Данный двигатель должен был обеспечить самолету необходимую тягу при взлете, посадке, а также во время переходных режимов полета. В ходе испытаний самолет сумел развить скорость 0,87М, а максимальная высота полета составила 20 тысяч метров.

Все эти дозвуковые модели самолетов имели много общего. Они строились в форме среднепланов с прямым крылом и могли разгоняться до скорости в 0,85М. При этом старт данных самолетов осуществлялся лишь с самолета-носителя, в роли которого выступал слегка модифицированный пассажирский четырехдвигательный самолет «Лангедок» S.E.161. Садился самолет с помощью выпускаемого двухколесного шасси велосипедного типа с небольшой базой. Для того чтобы самолет при посадке не потерял равновесие на концах крыла и в хвостовой части были установлены дополнительные опоры.

Последним самолетом этой серии стал Leduc 022, который изначально создавался как легкий сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Самолет должен был разгоняться до скорости 2 М. Работы над ним были начаты в 1952 году, к созданию опытного образца перехватчика приступили в 1953 году. При этом строительство самолета затянулось, и его летные испытания удалось провести только в октябре 1956 года. Во время первого этапа испытаний использовался только турбореактивный двигатель, на самолете был установлен ТРД SNECMA Atar, который позволял ему самостоятельно взлетать и разгоняться до скорости, на которой происходил запуск ПВРД. При этом до полета на ПВРД дело так и не дошло, проект был закрыт по причине прекращения финансирования правительством.

Французский опытный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Самолет Leduc 022 был построен как среднеплан, обладающий крылом стреловидного типа. Передняя кромка его крыла имела стреловидность 35 градусов. Крыло было смонтировано под положительным поперечным углом и оснащалось закрылками и элеронами. Горизонтальное оперение было выполнено в виде управляемого стабилизатора с небольшим отрицательным поперечным сечением плоскостей. Вертикальное оперение самолета имело традиционный стреловидный вид с управляющими рулями. Вся передняя часть Leduc 022 и кабина пилота представляли собой конус с изломом образующей. Оставшаяся часть истребителя представляла собой 12-метровый цилиндр с поперечным сечением порядка двух метров. Этот цилиндр исполнял роль «кожуха» ПВРД. Самолет оснащался трехстоечным шасси с одним колесом на каждой стойке. Передняя стойка шасси убиралась в нишу, расположенную за кабиной пилота, а боковые стойки складывались в крыло.

Кабина перехватчика была остеклена по всему ее контуру, при этом летчик в ней не сидел, а находился в лежачем положении. В прошлых дозвуковых версиях самолета пилот в кабине занимал полулежачее положение. В случае возникновения на борту неожиданных и необычных ситуаций летчик мог отделиться от фюзеляжа машины вместе с кабиной, которая опускалась к земле на парашюте. Таким образом, пилот добивается небольшой скорости и высоты пилота, после чего выбирается из кабины и приземляется на индивидуальном парашюте.

На экспериментальном истребителе-перехватчике Leduc 022 применялась комбинированная силовая установка, которая включала в себя прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) и турбореактивный двигатель «Атар» 1010-3 фирмы SNECMA с тягой 2700 кгс. При этом ТРД был установлен вдоль оси перехватчика внутри ПВРД. Он применялся во время взлета и для разгона до того момент, когда можно было осуществить запуск прямоточного воздушно-реактивного двигателя (до скорости 0,4М). Запас топлива размещался в крыльевых кессон-баках, а также в специальном кольцевом баке, который был образован внутренней (кожух ПВРД) и внешней обшивками фюзеляжа самолета.

Французский опытный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Летно-технические характеристики Leduc 022 (проектные):
Размах крыла — 9,96 м, площадь крыла — 22,1 кв. м, длина — 18,2 м, высота — 4,86 м.
Масса пустого — 6380 кг, масса взлетная — 11 000 кг.
Запас топлива — 4200 л.
Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 1010-3, тяга 1х2800 кгс, ПВРД Leduc-6, тяга 1х16 000 кгс.
Максимальная скорость полета — до 2500 км/ч.
Практический потолок — 25 000 м.
Продолжительность полета — 0,15-1 ч.
Экипаж — 1 чел.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/leduc.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6064-opytnyi-istrebitel-p.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2132084.html
http://survincity.ru/2012/08/opytnyj-obrazec-francuzskogo-istrebitelja
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. Apollon 4 апреля 2014 07:51
    Доброе утро всем hi

    цитата-Французская компания «LEDUC» прославилась своими необычными самолетами, выпустив целую серию уникальных опытных образцов. При этом первый самолет появился еще в 1929 году, а последний – перспективный перехватчик Leduc 0.22 создавался уже в 1950-е годы.

    1. SHILO 4 апреля 2014 11:19
      Доброе утро Аполлон. Давно Вас не было видно-аж соскучился (это не сарказм).
      И... я так понимаю без катапульты эту машину покинуть не возможно - фарш гарантирован.
    2. Дюк 4 апреля 2014 23:13
      Пример наших нестандартных решений.
      Ла-162
      Размах крыла, м 8.96
      Длина, м 11.04
      Высота, м 3.62
      Площадь крыла, м2 28.30
      Масса, кг взлетная 5490
      Тип двигателя 1 ЖРД РД-2М-3В
      Мощность, л.с. 1 х 1450
      Максимальная скорость , км/ч
      у земли 1350
      на высоте 1330
      Продолжительность полета, мин 27
      Скороподъемность, м/мин 1825
      Практический потолок, м 18000
      Экипаж 1
      Вооружение шесть ОРО-82
  2. CruorVult 4 апреля 2014 08:20
    Интересные прототипы, но никакой красоты и грации, шило летающее) хотя максимальаня скорость для тех лет каненчо запредельная.
    1. cdrt 4 апреля 2014 21:24
      Вот то.
      Летающий бак с двигателем laughing
  3. МУЖИчоК 4 апреля 2014 08:30
    Прекрасная статься,удивительный самолет good жаль только,что работы по проекту были прекращены , и он так и не достиг скорости звука sad
    МУЖИчоК
  4. Ramazan 4 апреля 2014 08:38
    Интересно, если бы проект не забросили, то как бы он сейчас мог выглядеть... )
  5. Gagarin 4 апреля 2014 08:56
    ОДНО СЛОВО - ФРАНЦУЗЫ!
    За оригинальность конструкции твердая пятерка!
    Gagarin
    1. Argon 4 апреля 2014 11:20
      Если не ошибаюсь у Яковлева была опытная машина(или проэкт)в подобной компоновке,и тоже как то не удачно.
  6. basil200 4 апреля 2014 09:29
    У Французов танки и самолеты футуристические как инопланетное.
    1. DEZINTO 4 апреля 2014 11:13
      И автомобили у них, в плане дизайна, тоже, необыкновенные какие-то.
  7. ded10041948 4 апреля 2014 10:20
    Для своего времени и форма и характеристики - фантастика. Жаль что работы были прекращены.
    ded10041948
  8. inkass_98 4 апреля 2014 10:44
    Самолет был экспериментальным, поставленную задачу выполнил. Та же американская серия Х - какое будущее у их уродцев? Никакого, отработка технологий и получение новых знаний в новых условиях были их целью. Здесь тоже самое. Каких только монстров не рождала фантазия конструкторов в погоне за скоростью, высотой, маневренностью.
    1. jjj 4 апреля 2014 14:35
      Реальный пепелац
      jjj
      1. SHILO 4 апреля 2014 16:23
        Цитата: jjj
        Реальный пепелац


        А пилотам в любом случае обзавидуешься. А ну такой предмет полетать научись!? Слабо!?
        1. dustycat 5 апреля 2014 12:05
          Цитата: SHILO
          А пилотам в любом случае обзавидуешься.


          А они себе не завидовали.
          Сами себя они называли высокооплачиваемыми макаками.
          Аппараты в основном были на автопилоте от взлета до посадки.
  9. vietnam7 4 апреля 2014 10:49
    Автору спасибо - несомненный плюс за статью. Остается восхищаться конструкторами и пилотами начала реактивной эры, сколько вариантов нужно перебрать, сколько образцов разбить.
    vietnam7
    1. dustycat 5 апреля 2014 12:01
      А подумать прежде чем за напильник хвататься?
      Или на модельках опробовать?
  10. Nester 4 апреля 2014 11:16
    Цитата: inkass_98
    Самолет был экспериментальным, поставленную задачу выполнил. Та же американская серия Х - какое будущее у их уродцев? Никакого, отработка технологий и получение новых знаний в новых условиях были их целью. Здесь тоже самое. Каких только монстров не рождала фантазия конструкторов в погоне за скоростью, высотой, маневренностью.

    Снимаю шляпу перед летчиками-испытателями, которые садились (ложились)в кабины таких пепелацев. Вот у кого я...ца чугунные.
    1. allexx83 4 апреля 2014 21:25
      "Преклоняюсь перед вашим мужеством товарищи ... на таких гробах летаете" (с)
  11. Nayhas 4 апреля 2014 11:18
    Ностальгия... Э.Цихош, книга "Реактивные самолёты" с Ту-128 на обложке... Великолепное издание, первая встреча с Ледюком ставшим нарицательным именем в бесконечных спорах о авиации... Спасибо большое, недавно о нём вспоминал!
  12. Дублер 4 апреля 2014 13:13
    Сюр какой-то... для "Звездных войн". laughing
    Занятно то, что ныне ничего столь шокирующего и опережающего свое время не видно. Или до времени скрывается под грифом "секретно"?
    1. askold 5 апреля 2014 20:09
      ...Да пребудет с тобой сила "LEDUC" или Люк,крылья в боевой режим и в атаку на "Звезду смерти",-источник вдохновения для Лукаса???!
  13. Ком. Т-64а 4 апреля 2014 19:51
    Интереснейшая статья!
    Ком. Т-64а
  14. akm8226 4 апреля 2014 23:30
    Итог - Туполев был прав!
  15. 52гим 5 апреля 2014 12:13
    Инженерная мысль всегда порождала "чудеса необыкновенные". Действительно, имя Ледюк даже было одно время иронично-нарицательным в определенных кругах. Но по части летающего монстростроения мне кажется, впереди все-таки послевоенные англичане.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня