Military Review

The beginning of the Russian-Polish war 1654 — 1667.

2
360 years ago, 6 on April 1654, Tsar Alexei Mikhailovich signed a signed instrument to hetman Bogdan Khmelnitsky. The letter meant the actual accession of a part of Western Russian lands (Little Russia) to Russia, limiting the independence of the hetman's power. For the first time in the document, the words “All Great and Little Russia autocrat” were used as the title of the Russian sovereign. This certificate and the Pereyaslavskaya Council itself became prerequisites for a long Russian-Polish war (1654 — 1667).


It all began with the uprising of the Western Russian population under the authority of Bogdan Khmelnitsky. A huge part of the Russian land was conquered by Poland and the Grand Duchy of Lithuania, which, united, created the state of Rzeczpospolita. The Russian and Orthodox population was under the most severe ideological (religious), national and economic oppression. This constantly led to brutal uprisings and riots, when the population brought to an extreme responded to the oppression of the Poles and Jews (they carried out most of the economic exploitation of the local population) with massacres. The Polish troops, in response, "cleaned" entire areas, destroying Russian villages and terrorizing the survivors.

As a result, the Polish "elite" was never able to integrate the Western Russian regions into a common Slavic empire, to create an imperial project that would satisfy all groups of the population. This eventually killed the Commonwealth (Decomposition of Polish statehood. Kosciuszko Uprising). Throughout the first half of the seventeenth century, rebellions raged in Little Russia. The most active (passionary) group were the Cossacks, who became the instigators and the core of the insurgent masses.

The reason for the new uprising was the conflict between the Chigirinsky centurion Bohdan Khmelnytsky and the Chigirinsky sub-counties of Daniel (Daniel) Chaplinsky. Shlyakhtich seized the property centurion and kidnapped Khmelnitsky mistress. In addition, Chaplinsky ordered the carving of 10-year-old son Bogdan, after which he fell ill and died. Bogdan tried to achieve justice in the local court. However, the Polish judges found that Khmelnytsky did not have the necessary documents for possession of Subotov. In addition, he was not properly married, the abducted woman was not his wife. Khmelnitsky tried to find out the relationship with Chaplinsky personally. But how the “instigator” was thrown into the prison of the Old Church, from which his comrades released him. Bogdan, not finding justice in the local authorities, at the beginning of 1646, went to Warsaw, complaining to King Wladyslaw. The Polish king Bogdan knew in the past, but the appeal was unsuccessful. Documents about the content of their conversation is not preserved. But according to a rather plausible legend, the aged king explained to Bogdan that he could not do anything (the central government in the Commonwealth was extremely weak) and finally said: “Do you have no sabers?” According to another version, the king even presented Bogdan with a saber . In the Commonwealth most disputes of the nobles ended in a duel.

Bogdan went to the camp - and away we go. Quite quickly, a detachment of hunters (as volunteers were called) gathered around the offended centurion to settle accounts with the Poles. All Little Russia then looked like a bundle of dry wood, and even soaked with combustible material. It was enough to spark a powerful fire. Bogdan and became this spark. In addition, he showed good managerial skills. People followed the successful leader. And the Polish-Lithuanian Commonwealth was in a state of "kinglessness". This predetermined the outcome of the scale of the uprising, which instantly grew into a liberation and peasant war.

However, the Cossacks, although they entered into alliances with the Crimean Tatars, who, taking advantage of the moment, hijacked entire villages and districts in full, clearly lacked the strength to cope with the Commonwealth and achieve the desired (initially they wanted to achieve maximum independence and privileges in a single state). Pansky arrogance did not allow Warsaw to find a compromise with the Cossack foreman. Realizing that Warsaw will not make concessions, Bogdan Khmelnitsky was forced to look for an alternative. Cossacks could become vassals of the Ottoman Empire, having received a status like the Crimean Khanate, or submit to Moscow.

The Little Russian foreman and clergy from the 1620-ies have repeatedly asked Moscow to accept them into their citizenship. However, the first Romanovs repeatedly rejected such proposals. Tsars Michael, and then Alexey politely refused. At best, they hinted that the time had not yet come. Moscow was well aware that such a move would cause a war with Poland, which at that time, despite all its troubles, was a powerful state. Russia also departed from the consequences of a long and bloody Troubles. The desire to avoid the war with Poland was the main reason for the refusal of Moscow from any intervention in the events on the territory of the Commonwealth. In 1632-1634 Russia attempted to repel Smolensk, but the war ended in failure.

But in the fall of 1653, Moscow decided to go to war. Khmelnitsky uprising took on the character of the national liberation war. Poland suffered a series of heavy defeats. In addition, significant military transformations (regular army regiments created) and preparations were carried out in Russia. Domestic industry was ready to supply the army with everything necessary. In addition, large purchases weapons were held abroad, in Holland and Sweden. They also issued military specialists from abroad, reinforcing the personnel. In order to eliminate local disputes (on the topic of "who is more important") in the army, and they repeatedly led Russian troops to defeat, on October 23 of the year, the king in the Assumption Cathedral of the Kremlin declared: "Voivods and all military officials without places ... ”In general, the moment was a good one in order to free the West Russian lands from the Poles. In January, 1653, the Pereyaslav Rada took place.

For the troops of Bogdan, the situation was difficult. In March-April, the Polish army occupied Lyubar, Chudnov, Kostelnya, 1654, and was “driven out” to Uman. The Poles burned down 20 cities, a lot of people were killed and captured. Then the Poles went to Kamenetz.

The beginning of the Russian-Polish war 1654 — 1667.

Banner of the Big Gosudarev Regiment 1654 of the Year

War

Campaign 1654 of the year. The siege artillery ("outfit") under the command of the boyar Dolmatov-Karpov was the first to march. 27 February 1654, the guns and mortars moved along the "winter path". April 26 from Moscow were the main forces of the Russian army under the command of Prince Alexei Trubetskoy. May 18 with the rearguard made by the king himself. Alexey Mikhailovich was still young and wanted to acquire military glory.

May 26 king came to Mozhaisk, where two days later he spoke in the direction of Smolensk. The beginning of the war was successful for the Russian troops. The Poles had no significant forces on the eastern border. Many troops were distracted by the Cossacks and insurgent peasants. In addition, the Russian population did not want to fight with their brothers, often the townspeople simply handed over the city.

On June 4, Tsar Alexei Mikhailovich received news of the surrender of Dorogobuzh to Russian troops. The Polish garrison fled to Smolensk, and the townspeople opened the gates. 11 Jun also surrendered Nevel. 14 June came the news of the surrender of White. June 26 held the first clash of the Front Regiment with the Poles at Smolensk. 28 June the king himself was near Smolensk. The day came news on the surrender of Polotsk, and July 2 - on the surrender of Roslavl. July 20 received news of the capture of Mstislavl, and July July 24 - about the capture of the small fortresses of Disna and Druya ​​by Matvey Sheremetev.

2 August Russian troops occupied Orsha. The army of the Lithuanian hetman Janusz Radziwill left the city without a fight. On August 12, in the battle of Shklov, Russian troops under the command of Prince Yury Baryatinsky forced the army of Hetman Radzivil to retreat. 24 August Russian troops under the authority of Trubetskoy defeated the army of Hetman Radziwill in a battle on the river Donkey (the Battle of Borisov). The Russian army stopped the attack of the Lithuanian troops, and the attack of the “winged” hussars did not help either. The Russian infantry, built in three lines, began to crowd the army of the Grand Duchy of Lithuania. At the same time, the cavalry of the left flank, under the command of Prince Semyon Pozharsky, made a roundabout maneuver by entering from the flank. In the Lithuanian troops began to panic, and they ran. Radziwill himself, wounded, barely left with several people. Poles, Lithuanians and Western mercenaries (Hungarians, Germans) were smashed to smithereens. About 1 thousand people were killed. About 300 people were taken prisoner, including 12 colonels. Hetman seized the banner, other banners and signs, as well as artillery.

Almost simultaneously Gomel was captured. A few days later, Mogilev surrendered. August 29 Cossack detachment Ivan Zolotarenko took Chechersk, New Bykhov and Propoisk. 31 August surrendered Shklov. 1 September, the king received the news of the surrender of the enemy Usvyat. Of all the Dnieper fortresses, only Old Bykhov remained under the control of the Polish-Lithuanian forces. The Cossacks besieged him and from the end of August to November 1654, and could not take it.

Tsar Alexei Mikhailovich, planning to add to the Russian kingdom not only Smolensk lost in the years of the Troubles, but also other Western Russian lands seized in the XIV - XV centuries. Lithuania and Poland, took measures to permanently gain a foothold in the lands recaptured from the Poles. The sovereign demanded from the governor and the Cossacks not to offend the new subjects, “the Orthodox Christian faith, who did not learn to fight,” was completely forbidden to be taken and ruined. The Orthodox gentry from Polotsk and other cities and lands were offered a choice: to enter the Russian service and go to the tsar for a salary, or to freely go to Poland. Quite a significant contingent of volunteers joined the Russian troops.

In a number of cities, such as Mogilev, residents retained their previous rights and privileges. So, the townspeople could live under the Magdeburg Law, wear old clothes, not go to war. They were forbidden to evict them to other cities, city courtyards were exempt from military standing, Lyaham (Poles) and Jews (Jews) were forbidden to live in the city, etc. In addition, the Cossacks could not live in the city, they could only visit service.

I must say that the Cossacks among many local townspeople and peasants had a wary attitude. They condemned, often subjected cities and settlements to plunder. We dealt with the local population as enemies. Thus, the Zaporozhian Cossacks Zolotarenko not only robbed the peasants, but also began to take tolls in their favor.


Russian archers XVII century

Soon besieged Smolensk fell. August 16 Russian governors, wanting to distinguish themselves in the presence of the king, staged a premature, poorly prepared assault. An attack of the Poles reflected. However, the success of the Polish garrison ended there. The Polish command could not organize citizens to defend the city. Shlyakhta refused to obey, did not want to go to the walls. The Cossacks almost killed the royal engineer who tried to drive them to work, deserted in droves. The townspeople did not want to participate in the defense of the city, etc. As a result, the leaders of the defense of Smolensk voivode Obukhovich and Colonel Korf 10 of September began negotiations on the surrender of the city. However, the population did not want to wait and opened the gate itself. Citizens flocked to the king. September 23 Smolensk became Russian again. The Polish command was allowed to return to Poland. The nobility and the commoners got the right to choose: to stay in Smolensk and swear allegiance to the Russian Tsar or to leave.

On the occasion of the surrender of Smolensk, the king gave a feast with the governors and hundreds of heads, and the Smolensk gentry was admitted to the royal table. After that, the king left the army. Meanwhile, the Russian army continued its offensive. November 22 (December 2) army under the command of Vasily Sheremetev took Vitebsk after a three-month siege.


1655 Campaign

The campaign began with a number of minor failures of the Russian troops, who could not change the strategic situation in favor of Poland. At the end of 1654, the 30-thousand counteroffensive began. Army Lithuanian Hetman Radziwill. He laid siege to Mogilev. Orsha residents went over to the side of the Polish king. Residents of the town of Ozerische revolted, part of the Russian garrison was slaughtered, another - captured.

Radziwill was able to occupy the suburbs of Mogilev, but in the inner fortress there was a Russian garrison and townspeople (about 6 thousand people). 2 (12) February, Russian troops made a successful sortie. The attack was so sudden for the Lithuanian army that the Radziwill troops retreated several miles from the city. This allowed the soldiers' regiment of Hermann Fanstaden (about 1500 soldiers), who came from Shklov and captured several dozen carts with supplies, to get into the city.

6 (16) February Radziwill, without waiting for the approach of all forces, began to storm the city. He hoped for a quick victory, since Colonel Konstantin Poklonsky (a nobleman from Mogilev, who swore allegiance to the Russian Tsar with his regiment at the beginning of the war), promised to surrender the city. However, most of the Poklonsky regiment remained loyal to the oath and did not follow the traitor. As a result, instead of a rapid capture of the bloody battle came out. For the whole day heavy street battles took place. The Poles were able to capture part of the city, but the fortress survived.

February 18 Poles went on the assault again, but he was repelled. Then the great hetman began the siege, ordered to dig undermines and lay mines. 8 March, 9 and 13 April, followed by three more assaults, but the Russian troops and the townspeople repulsed them. The assault, which was staged on the night of April 9, was particularly unsuccessful. The defenders of the fortress blew up three digs, the fourth collapsed itself and crushed many Poles. At the same time, the Russians made a sortie and beat many Poles, confused by the beginning of the assault.

At this time, a Cossack detachment, together with the forces of voivode Mikhail Dmitriev, came to the aid of Mogilyov. Radziwill did not wait for the approach of the Russian troops and 1 May went away with "shame away" for Berezina. With the departure of the hetman took with him many citizens. However, the Cossacks were able to crush part of the Radziwill army and beat 2 to thousands of people. As a result of the siege, the city was badly damaged, and up to 14, thousands of citizens and residents of the surrounding villages who died from lack of water and food died. However, the heroic defense of Mogilev was of great strategic importance. The Polish-Lithuanian forces for a considerable time were under siege and refused to take serious actions in other areas. The hetman’s army suffered heavy losses and was demoralized, which in general had a negative impact on the Polish army’s campaign of 1655.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
The beginning of the Russian-Polish war 1654 — 1667.
The beginning of the Russian-Polish war 1654 — 1667 Part of 2
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. avt
    avt April 7 2014 09: 02
    +7
    Very interesting memoirs of an eyewitness, an Arab patriarch of Antioch from the country that is now called Syria, were recorded in his dream - the priest Paul. Both were in Moscow at that time. An interesting attitude was towards the captive "specialists" brought to Moscow. They decided whether to baptize them according to the Orthodox rite or not. As a result, it was decided not to baptize Catholics, but Protestants and Jews, if they want to live more or less freely, should be baptized. The patriarch, himself an Arab by birth and serving in a Muslim country, was amazed at the fact that he faced on the streets of Moscow at that time - local Muslims, quite calmly, turned to Orthodox priests for a blessing, not considering this fact as some kind of apostasy.
  2. parusnik
    parusnik April 7 2014 11: 30
    +6
    In a number of cities, like Mogilev, residents retained their former rights and privileges ... So it was .. The Moscow state did not impose its laws, way of life .. And now the Russian occupiers are ... ridiculous ..
  3. The comment was deleted.
  4. ispaniard
    ispaniard April 7 2014 14: 23
    +7
    The Poles have a proverb: - ​​"If you sit on the banks of the Vistula for a long time, sooner or later you will be pushed into it by a German or a Russian" ... Unfortunately Psheks, although Slavs, are like a nation that is the most Russophobic, not only in Europe but also in The world ... For this "Love" to Russia, Poland more than once received what it deserves from the "Eastern sister", but apparently Polyakov teaches little about history ... PS I am Nizhegorodets and I am proud to be a fellow countryman of Minin and Pozharsky already, these two Russian surnames make the Pshekovs "go by themselves" ...
  5. bbss
    bbss April 8 2014 03: 10
    +3
    Poland thinks it hangs on the cross ... She is wrong. Poland a rug in front of the door of Russia and feet wiping against it coming to us or we when we go on a visit to Europe ...

Начало Русско-польской войны 1654—1667 гг.

Начало Русско-польской войны 1654—1667 гг.360 лет назад, 6 апреля 1654 г., царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. Грамота означала фактическое присоединение части западнорусских земель (Малой России) к России, ограничивая самостоятельность гетманской власти. В документе впервые в качестве титула русского государя были использованы слова «всея Великия и Малыя России самодержец». Эта грамота и сама Переяславская рада стали предпосылками к длительной русско-польской войне (1654—1667).

Началось всё с восстания западнорусского населения под началом Богдана Хмельницкого. Огромная часть Русской земли была захвачена Польшей и Великим княжеством Литовским, которые объединившись, создали государство Речь Посполитую. Русское и православное население находилось под жесточайшим идеологическим (религиозным), национальным и экономическим гнётом. Это постоянно приводило к жестоким восстаниям и бунтам, когда доведенное до крайности население отвечало на гнёт поляков и евреев (они осуществляли большую часть экономической эксплуатации местного населения) поголовной резней. Польские войска в ответ «зачищали» целые области, уничтожая русские селения и терроризируя оставшихся в живых.

В результате польская «элита» так и не смогла интегрировать в общую славянскую империю западнорусские области, создать имперский проект, который бы удовлетворил все группы населения. Это в итоге и сгубило Речь Посполитую (Разложение польской государственности. Восстание Костюшко). Всю первую половину XVII столетия в Малороссии бушевали восстания. Наиболее активной (пассионарной) группой были казаки, которые становились зачинщиками и боевым ядром восставших масс.


Поводом для нового восстания стал конфликт чигиринского сотника Богдана Хмельницкого и чигиринского подстаросты Данила (Даниэля) Чаплинского. Шляхтич захватил имущество сотника и похитил любовницу Хмельницкого. К тому же Чаплинский приказал высечь 10-летнего сына Богдана, после чего тот заболел и умер. Богдан попытался добиться справедливости в местном суде. Однако польские судьи сочли, что нужных документов на владения Суботовым у Хмельницкого нет. К тому же он не был обвенчан должным образом, похищенная женщина не была его женой. Хмельницкий попытался выяснить отношения с Чаплинским лично. Но как «подстрекатель» был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили товарищи. Богдан, не найдя справедливости в местных органах власти, в начале 1646 года отправился в Варшаву, жаловаться королю Владиславу. Польского короля Богдан знал по прежним временам, но обращение оказалось безуспешным. Документов о содержании их беседы не сохранилось. Но согласно довольно правдоподобной легенде, престарелый король объяснил Богдану, что сделать он ничего не может (центральная власть в Речи Посполитой была крайне слаба) и под конец сказал: «У тебя, что сабли нет?» По другой версии, король даже подарил Богдану саблю. В Речи Посполитой большинство споров шляхтичей кончалось поединком.

Богдан поехал в Сечь — и понеслось. Довольно быстро вокруг обиженного сотника собрался отряд охотников (так называли добровольцев) свести счёты с поляками. Вся Малая Русь тогда напоминала вязанку сухих дров, да ещё пропитанных горючим веществом. Достаточно было искры, чтобы вспыхнул мощный пожар. Богдан и стал этой искрой. К тому же у него проявились хорошие управленческие способности. За удачливым вожаком потянулись люди. А Речь Посполитая оказалась в состоянии «бескоролевья». Это предрешило исход масштабности восстания, которое моментально переросло в освободительную и крестьянскую войну.

Однако у казаков, хотя они заключали союзы с крымскими татарами, которые, пользуясь моментом, угоняли целые селения и районы в полон, явно не хватало сил, что справиться с Речью Посполитой и добиться желанного (первоначально они хотели добиться максимальной самостоятельности и льгот в рамках единого государства). Панская спесь не давала Варшаве возможности найти компромисс с казацкой старшиной. Поняв, что Варшава не пойдёт на уступки, Богдан Хмельницкий был вынужден искать альтернативу. Казаки могли стать вассалами Османской империи, получив статус вроде Крымского ханства, или подчиниться Москве.

Малороссийская старшина и духовенство с 1620-х годов уже не раз просили Москву принять их в своё подданство. Однако первые Романовы не раз отвергали подобные предложения. Цари Михаил, а затем Алексей вежливо отказывались. В лучшем случае намекали, что время ещё не пришло. В Москве хорошо понимали, что такой шаг вызовет войну с Польшей, которая тогда, несмотря на все свои неурядицы, была мощной державой. Россия же ещё отходила от последствий долгой и кровавой Смуты. Стремление избежать войны с Польшей было главной причиной отказа Москвы от любого вмешательства в события на территории Речи Посполитой. В 1632-1634 гг. Россия попыталась отбить Смоленск, но война завершилась неудачей.

Но осенью 1653 года Москва решилась на войну. Восстание Хмельницкого приняло характер национально-освободительной войны. Польша потерпела ряд тяжелых поражений. К тому же в России были проведены значительные военные преобразования (созданы полки регулярной армии) и приготовления. Отечественная промышленность была готова снабжать армию всем необходимым. Кроме того, большие закупки оружия были проведены за границей, в Голландии и Швеции. Выписали из-за границы и военных специалистов, укрепив кадры. Для того, чтобы ликвидировать местнические споры (на тему «кто главнее») в армии, а они не раз приводили русские войска к поражению, 23 октября 1653 года царь в Успенском соборе Кремля объявил: «Воеводам и всяких чинов ратным людям быть на нынешней службе без мест…» В целом момент был удачный для того, чтобы освободить западнорусские земли от поляков. В январе 1654 года состоялась Переяславская рада.

Для войск Богдана ситуация была тяжелой. В марте-апреле 1654 года польская армия заняла Любар, Чуднов, Костельню и прошла «изгоном» до Умани. Поляки выжгли 20 городов, множество людей было убито и захвачено в плен. Затем поляки отошли к Каменцу.

Начало Русско-польской войны 1654—1667 гг.

Знамя Большого Государева полка 1654 года

Война

Кампания 1654 года. Первыми в поход выступила осадная артиллерия («наряд») под командованием боярина Долматова-Карпова. 27 февраля 1654 года пушки и мортиры двинулись по «зимнему пути». 26 апреля из Москвы выступили основные силы русской армии под началом князя Алексея Трубецкого. 18 мая с арьергардом выступил и сам царь. Алексей Михайлович был ещё молод и хотел стяжать военную славу.

26 мая царь приехал в Можайск, откуда через два дня выступил в сторону Смоленска. Начало войны было удачным для русских войск. Поляки не имели значительных сил на восточной границе. Многие войска были отвлечены на борьбу с казаками и восставшими крестьянами. К тому же русское население не хотело воевать со своими братьями, часто горожане просто сдавали города.

4 июня до царя Алексея Михайловича дошла весть о сдаче русским войскам Дорогобужа. Польский гарнизон сбежал в Смоленск, а посадские люди открыли ворота. 11 июня также сдали Невель. 14 июня пришло известие о сдаче Белой. 26 июня состоялась первая стычка Передового полка с поляками у Смоленска. 28 июня сам царь был под Смоленском. На следующий день пришла новость о сдаче Полоцка, а 2 июля — о сдаче Рославля. 20 июля получено известие о взятии Мстиславля, а 24 июля — о взятии войсками Матвея Шереметева малых крепостей Дисны и Друи.

2 августа русские войска заняли Оршу. Войско литовского гетмана Януша Радзивилла оставили город без боя. 12 августа в битве под Шкловом русские войска под командованием князя Юрия Барятинского заставили отступить армию гетмана Радзивилла. 24 августа русский войска под началом Трубецкого разбили войско гетмана Радзивилла в битве на реке Ослик (битва под Борисовом). Русская армия остановила атаку литовских войск, не помогла и атака «крылатых» гусар. Русская пехота, построенная в три линии, начала теснить войско Великого княжества Литовского. Одновременно конница левого фланга под началом князя Семёна Пожарского совершила обходной маневр, зайдя с фланга. В литовских войсках началась паника, и они побежали. Сам Радзивилл, раненый, еле ушел с несколькими людьми. Поляки, литовцы и западные наемники (венгры, немцы) были разбиты вдребезги. Около 1 тыс. человек было убито. В плен взяли еще около 300 человек, включая 12 полковников. Захватили гетманское знамя, другие знамена и знаки, а также артиллерию.

Практически одновременно был захвачен Гомель. Через несколько дней сдался Могилев. 29 августа казацкий отряд Ивана Золотаренко взял Чечерск, Новый Быхов и Пропойск. 31 августа сдался Шклов. 1 сентября царь получил известие о сдаче противником Усвята. Из всех поднепровских крепостей под контролем польско-литовских войск остался лишь Старый Быхов. Казаки его осаждали и с конца августа по ноябрь 1654 г., и так и не смогли взять.

Царь Алексей Михайлович, планируя присоединить к русскому царству не только утраченный в годы Смуты Смоленск, но и другие западнорусские земли, захваченные в XIV — XV вв. Литвой и Польшей, предпринимал меры, чтобы надолго закрепиться в отбитых у поляков землях. Государь требовал от воевод и казаков не обижать новых подданных, «православной христианской веры, которые биться не учнут», в полон брать и разорять, запрещалось. Православной шляхте из Полоцка и других городов и земель предлагался выбор: поступать на русскую службу и ехать к царю за жалованьем, или беспрепятственно уезжать в Польшу. Довольно значительные контингенты добровольцев присоединялись к русским войскам.

В ряде городов, вроде Могилева, жители сохраняли прежние права и льготы. Так, горожане могли жить под магдебургским правом, носить прежнюю одежду, не ходить на войну. Их запрещалось выселять их в другие города, городские дворы были освобождены от военного постоя, ляхам (полякам) и жидам (евреям) запрещалось жить в городе и т. д. Кроме того, в городе не могли жить казаки, они могли посещать город только по службе.

Надо сказать, что к казакам у многих местных мещан и крестьян было настороженное отношение. Они своевольничали, часто подвергали города и поселения разграблению. Поступали с местным населением как с врагами. Так, запорожцы Золотаренко не только грабили крестьян, но и стали брать оброки в свою пользу.

Начало Русско-польской войны 1654—1667 гг.

Русские стрельцы XVII века

Вскоре пал и осаждённый Смоленск. 16 августа русские воеводы, желая отличиться в присутствии царя, устроили преждевременный, плохо подготовленный штурм. Приступ поляки отразили. Однако на этом успехи польского гарнизона закончились. Польское командование не смогло организовать горожан на оборону города. Шляхта отказывалась повиноваться, не хотела идти на стены. Казаки чуть не убили королевского инженера, который пытался их выгнать на работы, толпами дезертировали. Горожане не хотели участвовать в обороне города и т. д. В результате руководители обороны Смоленска воевода Обухович и полковник Корф 10 сентября начали переговоры о сдаче города. Однако население не желало ждать и само отворило ворота. Горожане толпой повалили к царю. 23 сентября Смоленск снова стал русским. Польскому командованию разрешили вернуться в Польшу. Шляхта и мещане получили право выбора: остаться в Смоленске и присягнуть русскому царю или уехать.

По случаю сдачи Смоленска царь устроил пир с воеводами и сотенными головами, к царскому столу допустили и смоленскую шляхту. После этого царь уехал из армии. Тем временем русская армия продолжала наступление. 22 ноября (2 декабря) армия под началом Василия Шереметева взяла после трехмесячной осады Витебск.

Начало Русско-польской войны 1654—1667 гг.

Кампания 1655 года

Кампания началась с ряда незначительных неудач русских войск, которые не смогли изменить стратегическую обстановку в пользу Польши. В конце 1654 года началось контрнаступление 30-тыс. армии литовского гетмана Радзивилла. Он осадил Могилёв. Жители Орши перешли на сторону польского короля. Жители городка Озерище подняли мятеж, часть русского гарнизона была перебита, другую — пленили.

Радзивилл смог занять пригороды Могилёва, но во внутренней крепости держался русский гарнизон и горожане (около 6 тыс. человек). 2 (12) февраля русские войска сделали успешную вылазку. Атака была настолько внезапной для литовской армии, что войска Радзивилла отступили от города на несколько миль. Это позволило пробиться в город солдатскому полку Германа Фанштадена (около 1500 солдат), который пришёл из Шклова и захватить несколько десятков обозов с припасами.

6 (16) февраля Радзивилл, не дожидаясь подхода всех сил, начал штурм города. Он надеялся на быструю победу, так как полковник Константин Поклонский (могилёвский шляхтич, в начале войны присягнувший русскому царю со своим полком), обещал сдать город. Однако большая часть полка Поклонского осталась верна присяге и не пошла за предателем. В результате вместо стремительного захвата вышел кровопролитный бой. В течение целого дня шли тяжелые уличные бои. Поляки смогли захватить часть города, но крепость устояла.

18 февраля поляки снова пошли на штурм, но его отразили. Тогда великий гетман начал осаду, приказал рыть подкопы и закладывать мины. 8 марта, 9 и 13 апреля последовали еще три штурма, но русские войска и горожане их отразили. Штурм, который устроили в ночь на 9 апреля, был особенно неудачным. Защитники крепости взорвали три подкопа, четвертый рухнул сам и задавил много поляков. Одновременно русские сделали вылазку и побили многих поляков, растерявшихся от такого начала штурма.

В это время на помощь Могилёву выдвинулся отряд казаков вместе с силами воеводы Михаила Дмитриева. Радзивилл не стал ждать подхода русских войск и 1 мая со «стыдом прочь пошел» за Березину. При отходе гетман забрал с собой многих горожан. Однако казаки смогли разгромить часть армии Радзивилла и отбили 2 тыс. человек. В результате осады город сильно пострадал, погибло до 14 тыс. горожан и жителей окрестных селений, умерших от нехватки воды и продовольствия. Однако героическая оборона Могилева имела большое стратегическое значение. Польско-литовские силы значительное время были связаны осадой и отказались от серьёзных действий на других направлениях. Армия гетмана понесла большие потери и была деморализована, что в целом самым отрицательным образом сказалось на ведении кампании 1655 года польской армией.

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. avt 7 апреля 2014 09:02
    Очень интересные воспоминания очевидца , патриарха Антиохийского араба из страны что ныне Сирией называется,записаны его сном - священником Павлом. Оба были в те времена в Москве . Интересное отношение было к пленным ,,специалистам" ,приведенных в Москву . Решали вопрос - крестить их по православному обряду или нет . В итоге постановили - католиков не крестить , а вот протестанты и иудеи , если более менее свободно жить хотят , должны креститься .Еще патриарх ,сам араб по рождению и служащий в мусульманской стране , был поражен фактом с которым столкнулся на улицах тогдашней Москвы - местные мусульмане,совершенно спокойно, обращались за благословением к православным священникам ,не считая сей факт каким то вероотступничеством .
    avt
  2. parusnik 7 апреля 2014 11:30
    В ряде городов, вроде Могилева, жители сохраняли прежние права и льготы...Так оно и было..Московское государство не навязывало свои законы,образ жизни..А теперича русские-оккупанты..смешно..
  3. Комментарий был удален.
  4. ispaniard 7 апреля 2014 14:23
    У поляков есть пословица: -"Если долго сидишь на берегу Вислы, то рано или поздно тебя столкнёт в неё Немец или Русский"... К сожалению Пшеки хоть и славяне, являются как нация самой русофобской не то, что в Европе но и в Мире... За эту "Любовь" к России, Польша не раз получала по заслугам от "Восточной сестры", но видимо Поляков история мало чему учит... П.С. Я Нижегородец и горжусь тем, что являюсь земляком Минина и Пожарского уже эти две Русские фамилии заставляют Пшеков "ходить под себя"...
  5. bbss 8 апреля 2014 03:10
    Польша думает, что висит на кресте... Она ошибается. Польша коврик перед дверью России и об нее вытирают ноги идущие к нам или мы, когда идем с визитом в Европу...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня