Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов


После разгрома организации «Народная воля» в 1880-х годах многие бывшие ее участники стали лидерами или идеологами разных политических сил

Официально «Народная воля» перестала существовать в 1887 году. Историк Фриче писал тогда в статье «Крушение Народной воли»: Разгром «Народной воли» был прежде всего равносилен крушению веры во всемогущество интеллигенции, в ее историческую миссию, в ее творческие силы».


Однако Фриче поспешил выдать желаемое за действительное. «Народная воля» образовалась после раскола народнической «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». Чернопередельцы делали ставку на пропаганду социалистических идей в крестьянстве и среди городских рабочих. А «Народная воля» быстро встала на более радикальные позиции, считая, что революцию можно подтолкнуть террором. Именно народовольцы 1 марта 1881 года убивают царя Александра II. Реакция общества оказывается совсем не такой, на которую рассчитывали радикальные революционеры. Царское правительство вскоре смогло разгромить оставшуюся в изоляции организацию.

«Народная воля» не умерла бесследно, а дала жизнь новым политическим, общественным и даже научным движениям в России. Активные народовольцы породили марксистские движения, еврейскую организацию БУНД, «цивилизованный монархизм» и русский национализм. По сути почти все российские политические силы того времени выросли из «Народной Воли».

Степан Халтурин: классический народоволец

3 апреля (22 марта) в Одессе был казнен соучастник убийства прокурора города Василия Стрельникова. За четыре дня до этого ненавидимый революционерами прокурор был застрелен на Приморском бульваре из револьвера в затылок. Террористы пытались скрыться, но были задержаны прохожими.

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

Степан Халтурин.


На допросе они представились вымышленными именами, уже через три дня в Одессу пришел приказ царя Александра III «судить убийц военно-полевым законом, и чтобы в 24 часа они были повешены без всяких отговорок».

На следующее утро двух террористов казнят, их имена станут известны позже. Непосредственным убийцей Стрельникова был Николай Желваков, а его помощником — Степан Халтурин. Именно Халтурин за два года до этого организовал взрыв в царском Зимнем дворце. После убийства царя 1 марта 1881 года партия «Народная воля» была практически разгромлена, но Халтурин избегает ареста и два года ведет агитацию на юге страны, до убийства Стрельникова.

Будущий революционер родился в семье зажиточных крестьян, рано увлекается народовольческой литературой. Из Вятской земской учительской семинарии его исключают в 1875 году за плохую успеваемость. К этому времени с группой единомышленников он решает уехать в Америку и основать коммуну. Но попутчики украли паспорт Халтурина и уезжают с ним из Петербурга. Оставшийся без документов и средств к существованию Халтурин берется за самые разные временные работы, пока не устраивается столяром в железнодорожные мастерские. Он быстро знакомится с петербургскими народниками, в частности с Георгием Плехановым. Во время раскола народнической «Земли и воли» Халтурин поддерживает сторонников террора.

К 1879 году революционер под именем Степана Батышкова попадает на работу на императорскую яхту. Царскому чиновнику нравится его работа, и осенью его нанимают для столярных работ в Зимнем дворце. Халтурина селят в подвальное помещение, сюда он небольшими порциями приносит динамит, всего около двух пудов (более 30 кг). Целью народовольцев к тому времени было убийство царя, Халтурин планировал взорвать Александра II во время обеда. Помещение народовольца-столяра располагалось двумя этажами ниже столовой. По случайности царь во время взрыва был далеко, он встречал опаздывающего брата императрицы. К тому же перекрытия между этажами оказались надежными, никто из царской семьи не пострадал. Погибли 11 солдат из караульного помещения, располагавшегося между комнатой Халтурина и столовой, еще 56 человек были ранены. Халтурин так и не был арестован, по распоряжению «Народной воли» он уехал в Москву, а уже потом на юг.

В советское время Халтурин был одним из самых почитаемых народовольцев, в том числе из-за большой симпатии к нему лидера большевиков Владимира Ленина. Создатель советского государства неоднократно упоминал рабочего-народовольца в своих работах, а кабинет вождя в Кремле был украшен горельефами Маркса и Халтурина.

БУНД

К осени 1881 года из 28 членов исполнительного комитета «Народной Воли» на свободе остались всего восемь человек (остальные были либо казнены, либо осуждены). К власти в НВ пришли молодые народовольцы, среди которых выделялся 26-летний еврей Савелий Златопольский. Одновременно вместе с ним в исполнительный комитет были приняты шесть новых членов, что примечательно — все не евреи. Лидерами этой нееврейской части стали Лебедев и Романенко.

В этот же 1881 год в связи с убийством царя Александра II по России прокатилась волна еврейских погромов. «Народная воля» не могла оставаться в стороне от таких событий и напечатала прокламацию. Эта бумага поразила большую часть российской интеллигенции, и особенно — евреев: НВ выступила в поддержку еврейских погромов!

Автором этой антисемитской прокламации был Романенко (впоследствии он стал редактором антисемитской газеты «Бессарабец»). В № 6 журнала «Народная воля» Романенко писал:

«Все внимание обороняющегося народа сосредоточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщиках, словом, на евреях, этой местной «буржуазии», поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабочий люд».

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

Савелий Златопольский


Еврей и фактический руководитель НВ в то время Савелий Златопольский был полон возмущения и приказал уничтожить оставшуюся часть журнала с антисемитской статьей. Но внутреннюю фракцию антисемитов (себя она называла «рабочая фракция») в «Народной воле» уже было не остановить. Русская часть организации брала верх, евреи стали выдавливаться из НВ, но чаще — уходить сами. Более того, некоторая часть народовольцев сама участвует в погромах, оправдывая это тем, что они «экспроприируют деньги у жидов на революцию».

Через два года в «Приложении» к «Листку Народной воли», вышедшем в июле 1883 года, появилась новая статья «По поводу еврейских беспорядков» (ее написал Лебедев). Она окончательно оформила «новый курс» НВ. В ней еврейские погромы истолковывались как начало всенародного движения, «но не против евреев как евреев, а против «жидов», то есть народных эксплуататоров. «Народ отлично понимает, что и начальство поддерживает их вовсе не как евреев, не как угнетенный народ и тем более не как интеллектуальную силу, которую оно жестоко преследует, а только как жидов, то есть людей, помогающих держать народ в кабале, и как людей, делящихся с ним, дающих ему взятки», — говорилось в статье.

К концу статьи автор счел нужным напомнить, что и Великая французская революция началась с избиения евреев, и сослался на Карла Маркса, «который когда-то прекрасно объяснил, что евреи воспроизводят, как зеркало (и даже не в обыкновенном, а удлиненном виде), все пороки окружающей среды, все язвы общественного строя, так что, когда начинаются антиеврейские движения, то можно быть уверенным, что в них таится протест против всего порядка и начинается движение гораздо более глубокое».

Народоволец Дейч по поводу нового, антисемитского курса «Народной воли» писал Аксельроду: «Еврейский вопрос теперь действительно, на практике почти неразрешим для революционера. Ну что им, например, теперь делать в Балте, где бьют евреев? Заступиться за них, это значит вызвать ненависть против революционеров, «которые не только убили царя, но и жидов поддерживают». И приходится им быть между двумя противоречиями. Это просто безвыходное противоречие как для евреев, так и для революционеров, на практике и в действии».

Неудивительно, что те же Дейч и Аксельрод стали склоняться к марксизму, который в то время только проникал в Россию. «Народная воля» не только для них, но и для других евреев, состоявших в этой организации, стала враждебной.

Вторым движением, после марксизма, куда вынуждены были направиться евреи-народовольцы, стали сионистские организации. Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске уже в 1883 году. Основателем их был Хаим Хургин, впоследствии видный сионист. А в 1884—1885 годах сионизм стал завоевывать другие города запада Российской империи.

Но настоящий «взрыв» ожидал еврейские социалистические организации. В начале 1890-х группа еврейских социалистов организовала «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» — на идише аббревиатура БУНД. В числе отцов-основателей этой организации было немало бывших народовольцев. К примеру, один из них, Исай Айзенштадт, уже будучи в эмиграции в Германии, в 1920-е вспоминал процесс организации БУНДА: «Мы процентов на восемьдесят заимствовали программу «Народной воли» периода ее расцвета — народный социализм. А остальные двадцать процентов — это уже еврейская повестка».

В конечном итоге именно на основе БУНДа выросла и РСДРП (и большевиков, и меньшевиков — после их разделения).

Монархисты

Несколько видных народовольцев положили начало и «цивилизованному» (как они сами его называли) монархизму. Переход от радикального, террористического социализма к сытому, бюргерскому варианту «Православия, самодержавия и народности» совершили Иван Петров, Лев Тихомиров и еще около десяти бывших народников. Самой заметной фигурой среди них стал Лев Тихомиров.

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

Лев Тихомиров.



Тихомиров застал период расцвета движения. В 1873 году он был арестован, четыре года затем провел в тюрьме – в Петропавловской крепости. В 1877 году народник оказывается на свободе, уже, как он говорил сам, в качестве «авторитетного революционера».

Лев Тихомиров стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». Но главное — он признанный главный теоретик и идеолог организации.

После убийства Александра II, с наступлением в стране реакции Тихомиров бежит за границу. В 1882 году в Женеве он предлагает еще одному видному народовольцу, впоследствии основателю русского марксистского движения, Георгию Плеханову создать Заграничный центр НВ. Тот не верит в перспективы народовольчества и советует Тихомирову изучать анархизм или марксизм — именно они, как говорит Плеханов, в будущем поднимут Россию на дыбы.

Тихомиров впадает в депрессию. Он переезжает в Париж и там еще по инерции редактирует несколько лет «Вестник “Народной воли”». Психосоматические заболевания приводят Тихомирова к православному фанатизму. Глубокой верой он отличался еще в годы руководства «Народной волей». Вера Фигнер вспоминала российский период его увлечения религией:

«Лев Тихомиров — наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель, уже в 1881 году отличавшийся некоторыми странностями и, быть может, носивший в душе зачатки психологического переворота, который привел его к полному изменению прежней идеологии и сделал из революционера и республиканца — монархиста, из атеиста — религиозного ханжу, а из социалиста — единомышленника Каткова и Грингмута.

Еще в мартовские дни (1881 года. — РП) в Петербурге он изумлял нас. Так, после 1 марта он явился к нам с траурной повязкой на рукаве, какую носили военные и чиновники по случаю смерти Александра II. В другой раз он сообщил, что ходил в церковь и принес присягу новому императору. Мы не знали, чем объяснить эту комедию, но, по словам Тихомирова, это было необходимо, чтобы легализировать его в глазах дворника, который так любознателен, что забирается в квартиру, когда хозяев нет дома. Шпиономания, по-видимому, овладела им. Так, в Москве, живя в меблированных комнатах, он вообразил, что соседи сделали отверстие в стене и подслушивают разговоры в его помещении. Тотчас он оставил эту квартиру и отправился на богомолье в Троицко-Сергиевскую лавру».

В Париже Тихомиров изнуряет себя многочасовыми молитвами и постами. Его жена вспоминала, что шпиономания не покидала Льва и там: «Он никогда не ходил прямым путем, а только кружным. Он искал в квартире отверстия, через которые русская полиция подсматривает за ним и подслушивает».

В мае 1888 года Тихомиров закончил свою книгу «Почему я перестал быть революционером». В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже. Он присылает экземпляр книги товарищу министра (заместителю министра. — РП) внутренних дел Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. В октябре 1888 года Лев Тихомиров обращается с Александру III с письмом о помиловании. Он получает ответ: амнистия и пять лет гласного надзора.

В январе 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращается в Россию и его семья. Министерству внутренних дел был выгоден «раскаявшийся революционер», и оно, что называется, ведет Тихомирова по жизни. Его устраивают редактором в «Московские ведомости» по повышенной ставке — 180 рублей в месяц (из них 100 рублей платит МВД). Столько же в то время получал армейский полковник.

В июле 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с философом Константином Леонтьевым он создает тайную общественную организацию для противодействия революционному движению — снова под патронажем МВД (охранка за эту деятельность еще доплачивает Тихомирову — 100 рублей в месяц).

Когда жизнь становится хорошо обеспеченной стараниями МВД, Лев Тихомиров получает возможность для работы над книгами. Главной из них становится капитальный труд «Монархическая государственность». В ней он отстаивает идею о синтезе самодержавия и народного представительства (тот самый «цивилизованный монархизм»). Тихомиров пишет, что необходимо бороться не только с революционным движением в стране. «Главный враг России — либерализм. Он — главный виновник революционизирования русского общества». Тихомиров предлагает монархии (через работу МВД, как это было в его случае) привлекать «способных интеллигентов к государственности. А кто не согласен — то пусть пеняют на себя». Именно Тихомиров разработал основы взаимодействия власти и интеллигенции, которые затем станут основополагающими для всех российских режимов (вплоть до сегодняшнего).

На волне успеха его идей во власти Тихомирова вновь настигает психосоматическое расстройство. Только теперь ему кажется, что за ним шпионит не охранка, а евреи и либералы. Он вместе с семьей ищет спасения в Сергиевом Посаде, где каждодневно молится в церквях.

В 1919 году он публично раскаивается в своей монархической и провокаторской деятельности. Большевики, помня его заслуги во время периода народничества, прощают Тихомирова. Он умирает своей смертью 16 октября 1923 года в Загорске.

Русский национализм

Впервые идею русского национализма в России стал разрабатывать тоже бывший народоводец — наполовину немец и дворянин Иосиф Каблиц.

В народническом движении Каблиц основал кружок, а потом и течение «вспышкопускателей». Основатели кружка разделяли концепцию анархиста Бакунина о готовности русского крестьянства к немедленному восстанию, пропагандировали идею организации отдельных крестьянских выступлений («вспышек», отсюда название кружка) с целью революционного воспитания народа.

После разгрома «Народной воли» в 1881 году Каблиц уходит из революционного движения в академическую работу. Он перекрещивается из лютеранства в старообрядчество (семейского согласия) и начинает заниматься проблемами русского народа.

Каблиц разделяет российское общество на две большие группы — европейскую аристократию (царский двор, высшие дворяне, немцы и т.д.) и собственно русский народ, «еще не пробудившийся». Необходимость свержения самодержавия он обосновывает именно из такого разделения общества: «Россией правит чуждая, почти колониальная элита. Русские должны скинуть ее».

Положительным примером решения национального вопроса для Каблица выступала Франция с ее унитаризмом. «Русский народ в своих отношениях к чужим племенам, вошедшим в состав его политического тела, способен отнестись беспристрастно и справедливо к их этнографическим требованиям», — писал Каблиц. Российское государство должно было оставаться преимущественно русским, при безусловном доминировании русского этнического, языкового и культурного элемента, которое, впрочем, обеспечивалось не юридическим закреплением преимуществ русских, а преобладанием численности и развитой культурой. Политическая автономия национальных регионов исключалась, допускалась автономия этнографическая, то есть культурно-национальная.

Иосиф Каблиц умер молодым, в 1893 году, прожив всего 45 лет. Позднее на основе его наследия усилиями белоэмигрантов будет развиваться «русский фашизм».

Польский национализм

Глава получившей независимость после Первой мировой войны Польши Юзеф Пилсудский был в юности народовольцем. Со своим старшим братом Брониславом он еще в 15 лет кружок самообразования для чтения книг на польском языке.

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

Юзеф Пилсудский.


Братья были выходцами из знатного шлехетского рода, их отец во время польского восстания 1863 года был комиссаром национального правительства. Закончив гимназию в Вильно, Юзеф Пилсудский поступает в Харьковский университет на медицинский факультет. Здесь он примыкает к народовольцам. В 1886 году Пилсудский просит о переводе в Дерптский (современный Тарту. — РП) университет в Эстонии, но, не получив ответа, возвращается в Вильно и вступает в кружок к местным социалистам. Учившийся в Петербурге Бронислав Пилсудский тем временем входит в состав группы народовольцев во главе с Александром Ульяновым, планировавших покушение на Александра III. Сам Юзеф, хотя, видимо, и сочувствовал народовольцам, непосредственно в заговор посвящен не был. Тем не менее после раскрытия террористической ячейки будущий основатель независимой Польши получает пять лет административной ссылки с Восточную Сибиль, хотя на процессе народовольцев и выступает как свидетель. Дело в том, что в Вильно Юзеф Пилсудский несколько раз помогал с размещением народовольцам из террористической группы, суд это расценил как соучастие в антиправительственной деятельности. Наказание для Бронислава Пилсудского было куда строже: сначала его приговаривают к смертной казни, которая в дальнейшем была заменена на 15 лет каторжных работ на Сахалине.

Возвратившись в 1892 году из Сибири, Юзеф Пилсудский в Польскую социалистическую партию, вскоре становится одним из ее лидеров. В 1900 году он вновь арестован, но имитирует психическое заболевание и бежит из психиатрической больницы. К этому времени Пилсудский убежденный польский националист, во время русско-японской войны он едет в Японию и предлагает создавать польский легион из пленных, которые сражались бы против царской армии. Между двумя революциями Пилсудский руководит военизированными группировками, занимавшимися, в том числе экспроприациями. Именно он в 1918 году возглавляет независимое польское государство.
Автор: Павел Пряников, Сергей Смирнов
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/narodnaya-vola-9053.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. konvalval 8 апреля 2014 21:54
    Нет страшнее идеологии чем национализм. Результат этой идеологии на Украине налицо.
  2. parus2nik 8 апреля 2014 22:08
    Разные люди,разные взгляды..чёткой политической программы не было..Одна цель, убить царя..,что и объединяло,а люди вроде образованные были..не понимали, что убийство правителя ни к чему не приведёт,ни к революции,ни к добровольной смене режима..
    parus2nik
  3. Орк-78 8 апреля 2014 22:47
    Чертовски познавательно!
    Орк-78
  4. неглавный 8 апреля 2014 22:57
    Всем им место в психдиспансере! Ни чести ни достоинства! Главная цель развалить страну в которой живёшь! Ближайший пример это яйценюх и прочие майданутые!((кстати и национальность))
  5. mamont5 9 апреля 2014 04:29
    Да, и теперь в очередной раз мы видим, сколько зла приносит любая революция и как тяжело и долго после нее страна возвращается к нормальной жизни.
    1. 225chay 9 апреля 2014 08:36
      Цитата: mamont5
      Да, и теперь в очередной раз мы видим, сколько зла приносит любая революция и как тяжело и долго после нее страна возвращается к нормальной жизни.

      Народовольцы - в основном это террористы и убийцы.
      А революции в основном отбрасывают страну назад.
      Революционеры по большей части непорядочные люди...
      225chay
  6. Интенсивник 9 апреля 2014 16:38
    Очередной раз мы видим манипуляторов русским, и не только, народом. Всех козлов-театралов, комедиантов, политиков нужно лечить, а не относиться к ним как к пророкам каким-то.

    "Я долго думал, что толкает людей, имеющих статус в обществе, достаток, и т.д. (цитирую по памяти) идти на войну? И пришел к выводу. Они просто не могут спокойно сидет в своей комнате". Блез Паскаль
  7. Прометей 9 апреля 2014 19:03
    Революция - это крайний способ,когда реформизм не может развиваться в существующих условиях. Но она ведёт за собой бедствия и ослепляет своих последователей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня