Сотрудничество с Украиной: двигатели

Новые украинские власти продолжают угрожать России разрывом военно-технического сотрудничества. По данным украинской прессы, в конце марта концерн «Укроборонпром» прекратил поставку продукции военного назначения в Россию. Исполняющий обязанности руководителя этой организации Ю. Терещенко отметил, что последствия разрыва сотрудничества ударят и по Украине, но продолжать двухстороннее взаимодействие не следует. Первый вице-премьер В. Ярема тоже затронул эту тему. По его словам, поставлять в Россию продукцию, которая может использоваться против Украины, – полное безумие.

После распада Советского Союза независимые Россия и Украина смогли сохранить некоторые производственные связи, и в течение последних двадцати с лишним лет успешно сотрудничали друг с другом. Сотрудничество заключалось как в поставках той или иной продукции, так и в проведении различных работ. К примеру, межконтинентальные баллистические ракеты Р-36М2, строившиеся на днепропетровском заводе «Южмаш», до сих пор обслуживаются украинскими специалистами. Что касается сотрудничества между оборонными предприятиями, то в нем участвует порядка 1300 российских и украинских организаций.


Пожалуй, наиболее важной статьей сотрудничества России и Украины в военно-технической сфере является двигателестроение. В качестве примера важности подобных двусторонних отношений можно привести сотрудничество российского авиастроения и запорожского предприятия «Мотор Сич». Украинские моторостроители поставляют в Россию порядка 40% своей продукции. Доля запорожских вертолетных двигателей в российском авиастроении достигает 70%. Таким образом, прекращение сотрудничества российской Объединенной авиастроительной корпорации и украинского предприятия «Мотор Сич» приведет к значительному сокращению объемов производства и, как следствие, к серьезному ухудшению экономических показателей.

Руководство предприятия «Мотор Сич» понимает риски и еще несколько недель назад рассказало о своих планах. Запорожские моторостроители не собираются отказываться от сотрудничества с российским авиастроением и намерены продолжить выполнение всех имеющихся контрактов. Следует отметить, что отказ «Мотор Сич» от сотрудничества может иметь фатальные последствия. Около половины всех необходимых комплектующих предприятие получает из России. Состояние украинской экономики и промышленности вряд ли позволит быстро развернуть производство всех необходимых узлов и агрегатов. Что касается России, то в настоящее время ведутся работы по развертыванию производства вертолетных двигателей. В течение 3-4 лет российская промышленность может развернуть полномасштабное производство необходимых двигателей.

Российская Объединенная судостроительная корпорация в некоторой мере зависит от украинского предприятия «Зоря-Машпроект». Так, в марте калининградский судостроительный завод «Янтарь» получил несколько газотурбинных двигателей для строящихся фрегатов проекта 11356. Кроме того, украинские двигатели предполагается использовать на фрегатах проекта 22350. Уже подписан контракт на поставку шести силовых установок для кораблей проекта 22350. К настоящему времени российские судостроители получили две установки М56, еще одна строится в настоящее время.

Прошлым летом сообщалось, что 97% продукции завода «Зоря-Машпроект» поставляется зарубежным заказчикам. Немалую часть производимой продукции составляют заказы российских предприятий. Украинские газотурбинные двигатели и перекачивающие установки поставляются как на судостроительные заводы, так и на различные объекты «Газпрома». Как и в случае с вертолетными двигателями, прекращение поставок продукции предприятия «Зоря-Машпроект» не принесет пользу ни одной из сторон.

Следует отметить, не только российская промышленность зависит от зарубежного двигателестроения. С 1985 года идет активная эксплуатация ракет-носителей семейства «Зенит». Строительство самих ракет велось и ведется на днепропетровском заводе «Южмаш». При этом двигатели для ракет украинской сборки производятся химкинским НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко. Уникальные двигатели РД-171 производятся только в России. Дальнейшее строительство ракет «Зенит» без этих двигателей невозможно.

Продолжая тему сотрудничества с «Южмашем», следует вновь вспомнить совместные работы по обслуживанию ракет Р-36М2. На вооружении российских ракетных войск стратегического назначения остаются несколько десятков изделий этого типа, которые требуют соответствующего обслуживания. При прекращении сотрудничества с Украиной обслуживанием ракет придется заняться российским специалистам. Украинские специалисты, в свою очередь, могут остаться без солидной части доходов. Причем завод «Южмаш» может потерять сразу две статьи доходов.

К сожалению, прекращение военно-технического сотрудничества России и Украины в области различных двигателей и прочих сферах скажется на темпах производства некоторых типов отечественной техники. При этом, однако, ведутся некоторые работы, целью которых является уменьшение или полная ликвидация зависимости от зарубежной продукции. На проведение подобных программ понадобится некоторое время, до нескольких лет, в зависимости от типа замещаемой импортной продукции. Поэтому разрыв отношений в течение нескольких ближайших месяцев ударит по российской оборонке. К счастью, украинские предприятия не заинтересованы в прекращении сотрудничества, поскольку подобный шаг опасен и для них. Каким будет решение обеих сторон и его последствия – покажет время.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://bbc.co.uk/
http://armstass.su/
http://ria.ru/
http://sdelanounas.in.ua/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти