Military Review

Anti-aircraft missile system C-25: "Golden Eagle" on the guard of the capital

6
In the second half of the forties, aircraft designers from leading countries set about creating new aircraft with jet engines. A new type of power plant made it possible to significantly increase the characteristics of aircraft. The emergence and active development of reactive aviation became a cause for concern designers of anti-aircraft systems. The latest and promising anti-aircraft guns could no longer effectively deal with high-speed high-altitude targets, which required a different approach to the creation of air defense systems. The only way out of this situation were guided missiles.


Anti-aircraft missile system C-25: "Golden Eagle" on the guard of the capital
Transport-loading machines of the C-25 anti-aircraft missile system with B-300 missiles at a parade in Moscow


The military and political leadership of the USSR was well aware of the risks associated with the development of bomber aircraft, which resulted in a corresponding decree of the Council of Ministers. The document from 9 August 1950 required in the shortest possible time to create an anti-aircraft missile system capable of providing effective air defense of a large city. Moscow was to be the first protected object, and later it was supposed to deploy the Leningrad air defense system. The Special Contractor No.1 (SB-1), now the Almaz-Antey State Design Bureau, was appointed the lead contractor. The project managers were S.L. Beria and P.N. Kuksenko. By the first letters of the last names of the leaders, the project was named “Golden Eagle” Several other organizations were involved in the development of various elements of the long-range air defense missile system.

In accordance with the earlier versions of the project, several basic elements were to be included in the Berkut air defense system. At a distance of about 25-30 and 200-250 km from Moscow, it was proposed to place two rings of the radar detection system. The basis of this system were to be the station "Kama". Two B-200 guidance radars were to be used to control the anti-aircraft missiles. It was supposed to hit enemy planes with the aid of B-300 guided missiles. The launch positions of the missiles were to be located near the radar guidance stations.

According to available data, the Berkut complex was supposed to include not only the missile, but also the aviation component. For some time, the development of an interceptor aircraft based on the Tu-4 bomber was conducted. The interceptor was supposed to carry G-300 air-to-air missiles. The development of the aviation component of the Berkut system ceased at the early stages of the project. According to some information, it was also planned to create an early warning radar aircraft based on the Tu-4. Apparently, this project remained at the stage of preliminary studies.


C-200 B-25 guidance radar


In accordance with the terms of reference, the Berkut air defense missile system was to ensure the defense of Moscow against a massive air raid by the enemy. The maximum number of aircraft involved in the raid was set at the level of 1000 units. The complex’s missiles were supposed to hit targets flying at speeds up to 1200 km / h at a distance of up to 35 km and altitudes of 3-25 km. Fulfillment of such requirements allowed to securely protect the capital from any massive raid using modern and promising long-range bombers of a potential enemy.

The B-300 guided missile was to be part of the Berkut air defense system. The development of this munition was commissioned by OKB-301 under the guidance of S.A. Lavochkin. The technical task required to create a rocket with a launch mass of not more than 1000 kg, capable of hitting targets at a distance of up to 30 km and at altitudes up to 25 km. Already the first calculations showed that the current level of development of science and technology will not allow to fulfill such requirements. With a miss around 50-75 meters (such were the capabilities of the proposed control equipment), a combat unit with a mass of at least 250-260 kg was required. Another 170 kg weighed the equipment, because of which the structural elements of the rocket, the engine and the fuel remained slightly more than 500 kg. All this did not allow to fulfill the specified requirements for the range and height of target destruction.

The rocket’s guaranteed compliance with the requirements was ensured only with a starting weight over 3,5 tons. Having received approval, OKB-301 employees began developing two variants of the B-300 rocket. The first option involved the creation of a single-stage rocket with a starting weight of 3,4 tons and a flight duration of 60 seconds. In addition, a two-stage rocket with a solid-fuel accelerator (1,2 t) and a march stage weighing about 2,2 t was proposed. According to the results of the comparison, a single-stage option was chosen.

The finished B-300 rocket (factory index “205 product”) had a total length of about 11,45 m, a body with a diameter of 650 mm and a starting weight of 3,58 t. In the nose of the rocket there were X-shaped air rudders, in the middle - X-shaped wings with ailerons. In the tail of the rocket, they provided for additional gas rudders necessary for control in the first seconds of the flight. The liquid engine for the B-300 rocket was developed at the OKB-2 NII-88 under the supervision of A.I. Isaeva. The engine developed traction up to 9000 kg. To simplify the design of the rocket, the engine was equipped with a fuel injection system with an air pressure accumulator.

The rocket of the Berkut air defense missile system was equipped with a radio command and control system. The ground elements of the complex were to monitor the movement of the target and the missiles, process the information received and develop the commands for the guided munition. The B-300 rocket was equipped with an E-600 high-explosive fragmentation warhead capable of hitting targets at a distance of up to 70-75 meters. The warhead was equipped with a non-contact radio-explosive. It is known about the development of a cumulative warhead.


Missiles B-300 on launch positions


The rocket was supposed to launch vertically using a special launcher. The launching table for guided missiles was a relatively simple metal structure with a set of mounts for a rocket. The ground equipment and the rocket were connected by cable through a quick-release connector. The rocket was to be mounted on the launching table with the help of a special transport trolley with a lifting mechanism.

For the detection of air targets could use any radar available in the troops. Accompanying targets and guiding missiles should be carried out using radar B-200. A characteristic feature of the station B-200 steel antenna polygonal shape. The antennas consisted of two trihedral beam shapers. Radar B-200 was equipped with two such antennas: azimuth and elevation. The first one was 8 m wide, the second 9 m wide. Constantly rotating, each antenna scanned a sector 60 ° wide. The beam width was 1 °.

The radar B-200 was also designated by the abbreviation CRN - “Central Guidance Radar”, since it was intended to control an anti-aircraft missile. The CRR had 20 firing channels, each of which was made as a separate unit of computing equipment. The firing channels of each radar B-200 were reduced to four groups, each of which was equipped with its own antenna transmission of commands.

At the end of July 1951, a little less than a year after the start of work, the first launch of the B-300 rocket took place at the Kapustin Yar test site. Experimental products were launched in a vertical position from the launch pad. The first three test launches were designed to test the operation of rocket systems in the initial stages of flight. Three times in a row, experienced rockets normally rose from the launch pad, promptly threw off the gas rudders, and also showed the characteristics corresponding to the calculated ones. The following five test launches were intended for testing the declination system in the vertical plane using gas rudders. In this series, only the second start passed without any problems.





A study of the results of test launches made it possible to establish that the rocket hardware and ground cable lines were responsible for the four failures of the tests. In late August and early September, the X-NUMX of the B-51 rocket system was tested at the stand of Plant No. 300, which soon made it possible to resume flight tests. From September 301 to October 19, 5 more test launches were conducted. In November-December, they conducted the last series of test launches of the first stage of flight tests. Of the 10 launched 12 missiles carried a full set of equipment, and 4 equipped with radio fuses. A series of 2 launches avoided serious problems, but the rocket tweaking continued.

The fourth, fifth and sixth series of launches, carried out in 1952 year, were aimed at developing various elements of the rocket equipment, primarily radio-electronic systems. Until the end of 52, two more series of launches were carried out, in which the B-200 radar was used. In the ninth and tenth series of test launches (1953), missiles produced by serial plants were used. The result of ten series of test launches was the recommendation for the start of mass production of the new rocket and other elements of the new Berkut anti-aircraft complex.

Serial production of B-300 missiles was carried out at the plants No. XXUMX, No. XXUMX, and No. XXUMX. Until the end of 41, the industry managed to manufacture over 82 missiles. Soon after the appearance of the order to start mass production, the Berkut project received a new designation - C-464. The new project manager was A.A. Raspletin.

At the end of the spring, 1953 passed new tests, the purpose of which was to determine the real characteristics of an anti-aircraft missile system. Converted Tu-4 and Il-28 aircraft were used as targets. When attacking targets like the Tu-4, anti-aircraft gunners simultaneously fired at two targets. One of the converted bomber was hit by the first missile, and the second was blown up near a burning target. On the destruction of the other three aircraft took from one to three missiles. When shooting at Il-28 targets, one aircraft was destroyed by one rocket and three others by two.

The deployment of Moscow air defense based on the C-25 air defense system proved to be an extremely difficult task. To ensure the most efficient operation of the system, it was decided to create two defense rings around the capital: one in 85-90 km from the center of Moscow, and the other in 45-50 km. The outer ring was intended to destroy the bulk of the attacking enemy aircraft, while the inner ring was to shoot down the burst bombers. The construction of positions for the C-25 ADMS was conducted from 1953 to 1958 year. Two ring roads and an extensive road network were built around Moscow for maintenance of anti-aircraft systems. In total, 56 anti-aircraft missile regiments were deployed around Moscow: 22 on the inner ring and 34 on the outer.

The positions of each of the 56 regiments made it possible to deploy 60 launchers with anti-aircraft missiles. Thus, 3360 missiles could be on duty at the same time. When using three missiles on one target, the C-25 air defense system was able to repel an attack of thousands of enemy aircraft. According to some reports, each regiment had three B-300 missiles with a special warhead with a power of 20 kilotons. Such a missile could surely destroy all enemy planes within 1 km from the blast point and seriously damage those at a greater distance.

In the mid-sixties, the C-25 air defense system went through a major modernization, as a result of which the letter “M” was added to its name. The largest modifications underwent central radar guidance B-200. All electromechanical devices used on it were replaced by electronic ones. This has a positive effect on the characteristics of the radar guidance. In addition, the C-25M SAM system received an updated rocket with new radio-electronic equipment. The new rocket could hit targets at ranges up to 40 km and an altitude from 1,5 to 30 km.

7 November 1960, the B-300 rocket, was first shown to the general public. Several products of this type were carried on tractors on Red Square. Until the mid-eighties, the B-300 missiles were present at every military parade. For more than two decades, more than 32 thousand B-300 missiles were delivered to the air defense regiments defending Moscow. For a long time, these products remained the most widespread type of guided missiles in the USSR.

The creation of the C-25 “Berkut” complex and the deployment of the Moscow air defense system on its basis became the first successful domestic project in the field of anti-aircraft missile systems, and the B-300 rocket became the first Soviet serial product of its class. As with any first development, the C-25 air defense system had some drawbacks. First of all, doubts were caused by the stability of the complex to the means of electronic warfare, which appeared shortly after its launch into service. In addition, an ambiguous solution was the uniform distribution of rockets around Moscow without taking into account the increased risks of attack from the north and west. Finally, the deployment of the air defense system of the country's largest city was an extremely expensive project. It was originally intended to build two air defense systems based on the C-25 complex: around Moscow and around Leningrad. Nevertheless, the colossal cost of the project ultimately led to the fact that only one such system was put on duty, and the construction of the second one was canceled.

The B-300 missiles and their modifications defended the sky of Moscow and the Moscow region until the eighties. With the advent of the new C-300P systems, outdated systems began to gradually be removed from duty. By the mid-eighties, all the regiments of the air defense of Moscow switched to new technology. The high efficiency of new radar stations and anti-aircraft systems, as well as the development of air defense throughout the country, allowed for more effective protection of the capital and surrounding areas.


Based on:
http://pvo.guns.ru/
http://otvaga2004.ru/
Vasilin N.Ya., Gurinovich A.L. Anti-aircraft missile systems. - Minsk: Popurri LLC, 2002
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Civil
    Civil April 10 2014 08: 47
    +4
    The poor, dilapidated after the Second World War, the countries are such advanced developments, this is not gas and oil for a potential enemy to sell and equip cities with shopping centers.
    1. Thunderbolt
      Thunderbolt April 15 2014 21: 44
      0
      Quote: Civil
      A poor, dilapidated after the Second World War, countries are such advanced developments,
      forgot to add --- the country of the winner in which a priori nothing could be behind the country because of the overthrow, however, it was such a thing that they crushed by the complex of reasons, the superiority of the general economic potential and sometimes the pure heroism of a soldier. technologists and engineers (the Kuznetsov dviguns (as the closest one) is worth it. ZY. An army sawmill functioned in my unit. Everyone was happy with it, especially at the factory, who, let’s say, was selling its products to the local summer residents. such: German swastika, company name, city name and year .. For him we always, for some reason, festooned: 1941
  2. Denis
    Denis April 10 2014 09: 03
    +2
    For some time, the development of an interceptor aircraft based on the Tu-4 bomber was carried out. The interceptor was to carry G-300 air-to-air missiles. The development of the aviation component of the Berkut system stopped in the early stages of the project. According to some reports, on the basis of the Tu-4 it was also planned to create a long-range radar detection aircraft. Apparently, this project remained at the stage of preliminary research.
    The DLRO system was implemented later in the Tu-126
    Yes, and the air-based system itself was prohibitively difficult for the aircraft
    The Bercut air defense system was to include the B-300 guided missile. The development of this ammunition was entrusted to OKB-301 under the direction of S.A. Lavochkina. The terms of reference required the creation of a rocket with a launch mass of not more than 1000 kg, capable of hitting targets at ranges up to 30 km and at altitudes up to 25 km. Already the first calculations showed that the current level of development of science and technology would not allow such requirements to be met. With a miss of about 50-75 meters (such were the capabilities of the proposed control equipment), a warhead with a mass of at least 250-260 kg was required. Another 170 kg was weighed by the equipment, due to which a little more than 500 kg remained on the structural elements of the rocket, engine and fuel. All this did not allow to fulfill the specified requirements for the range and height of target destruction
    Tried to post
    One of the exotic projects based on the Tu-4 can be called an attempt to create on its basis the G-310 air defense aircraft equipped with 4 anti-aircraft missiles (two above each wing console) of the G-300 type (a smaller version of the 205 SAM), which became the basis Moscow ground defense system in the early 50-ies. This complex is known as S-25 "Golden Eagle"
    But everything was for a land location
  3. Poppy
    Poppy April 10 2014 09: 34
    +5
    "a characteristic feature of the antenna of a characteristic shape" - it was necessary to write "characteristic antenna of a characteristic shape" tongue
  4. Nickanor
    Nickanor April 10 2014 09: 42
    +2
    Unfortunately, at the moment most of the S-25 objects are completely destroyed or are in an extremely depressing state.
  5. silberwolf88
    silberwolf88 April 27 2014 18: 35
    0
    A strange impression ... why in the Strategic Missile Forces section an article about air defense systems.

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы

Во второй половине сороковых годов авиаконструкторы ведущих стран занялись созданием новых самолетов с реактивными двигателями. Новый тип силовой установки позволял в разы повысить характеристики летательных аппаратов. Появление и активное развитие реактивной авиации стало поводом для беспокойства конструкторов зенитных систем. Новейшие и перспективные зенитные орудия уже не могли эффективно бороться со скоростными высотными целями, что требовало применять иной подход к созданию средств противовоздушной обороны. Единственным выходом из сложившейся ситуации были управляемые ракеты.

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы
Транспортно-заряжающие машины зенитной ракетной системы С-25 с ракетами В-300 на параде в Москве


Военное и политическое руководство СССР прекрасно понимало риски, связанные с развитием бомбардировочной авиации, результатом чего стало соответствующее постановление Совмина. Документом от 9 августа 1950 года требовалось в кратчайшие сроки создать зенитный ракетный комплекс, способный обеспечить эффективную противовоздушную оборону крупного города. Первым защищенным объектом должна была стать Москва, а в дальнейшем предполагалось развернуть систему противовоздушной обороны Ленинграда. Головным исполнителем работ было назначено Специальное бюро №1 (СБ-1), ныне ГСКБ «Алмаз-Антей». Руководителями проекта стали С.Л. Берия и П.Н. Куксенко. По первым буквам фамилий руководителей проект получил название «Беркут». Для разработки различных элементов перспективного ЗРК к проекту были привлечены несколько других организаций.


В соответствии с ранними вариантами проекта, в состав ЗРК «Беркут» должны были входить несколько основных элементов. На расстоянии около 25-30 и 200-250 км от Москвы предлагалось разместить два кольца системы радиолокационного обнаружения. Основой этой системы должны были стать станции «Кама». Для управления зенитными ракетами должны были использоваться два кольца РЛС наведения Б-200. Поражать самолеты противника предполагалось при помощи управляемых ракет В-300. Стартовые позиции ракет должны были располагаться вблизи радиолокационных станций наведения.

По имеющимся данным, в комплекс «Беркут» предполагалось включить не только ракетный, но и авиационный компонент. В течение некоторого времени велась разработка самолета-перехватчика на базе бомбардировщика Ту-4. Перехватчик должен был нести ракеты «воздух-воздух» Г-300. Разработка авиационной составляющей системы «Беркут» прекратилась на ранних стадиях проекта. По некоторым данным, на базе Ту-4 также предполагалось создать самолет дальнего радиолокационного обнаружения. По-видимому, этот проект так и остался на стадии предварительных исследований.

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы
РЛС наведения Б-200 системы С-25


В соответствии с техническим заданием, ЗРК «Беркут» должен был обеспечивать оборону Москвы от массированного налета авиации противника. Максимальное количество самолетов, участвующих в налете, задавалось на уровне 1000 единиц. Ракеты комплекса должны были поражать цели, летящие со скоростью до 1200 км/ч на дальности до 35 км и высотах 3-25 км. Выполнение подобных требований позволяло гарантированно защитить столицу от любого массированного налета с использованием современных и перспективных дальних бомбардировщиков вероятного противника.

В состав ЗРК «Беркут» должна была войти управляемая ракета В-300. Разработку этого боеприпаса поручили ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Техническое задание требовало создать ракету со стартовой массой не более 1000 кг, способную поражать цели на дальности до 30 км и на высотах до 25 км. Уже первые расчеты показали, что существующий уровень развития науки и техники не позволит выполнить такие требования. При промахе около 50-75 метров (такими были возможности предлагаемой аппаратуры управления) требовалась боевая часть массой не менее 250-260 кг. Еще 170 кг весила аппаратура, из-за чего на конструктивные элементы ракеты, двигатель и топливо оставалось чуть более 500 кг. Все это не позволяло выполнить заданные требования по дальности и высоте поражения целей.

Гарантированное соответствие ракеты требованиям обеспечивалось только при стартовом весе свыше 3,5 тонны. Получив одобрение, сотрудники ОКБ-301 начали разработку двух вариантов ракеты В-300. Первый вариант предусматривал создание одноступенчатой ракеты со стартовым весом 3,4 тонны и продолжительностью полета 60 секунд. Кроме того, предлагалась двухступенчатая ракета с твердотопливным ускорителем (1,2 т) и маршевой ступенью весом около 2,2 т. По результатам сравнения был выбран вариант с одной ступенью.

Готовая ракета В-300 (заводской индекс «изделие 205») имела общую длину около 11,45 м, корпус диаметром 650 мм и стартовый вес 3,58 т. Одноступенчатое изделие выполнили по аэродинамической схеме «утка». В носовой части ракеты имелись Х-образные воздушные рули, в средней – Х-образные крылья с элеронами. В хвосте ракеты предусмотрели дополнительные газовые рули, необходимые для управления в первые секунды полета. Жидкостный двигатель для ракеты В-300 разрабатывался в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.И. Исаева. Двигатель развивал тягу до 9000 кг. Для упрощения конструкции ракеты двигатель оснастили вытеснительной системой подачи топлива с воздушным аккумулятором давления.

Ракета ЗРК «Беркут» оснащалась радиокомандной системой управления. Наземные элементы комплекса должны были следить за движением цели и ракеты, обрабатывать полученные сведения и вырабатывать команды для управляемого боеприпаса. Ракету В-300 оснастили осколочно-фугасной боевой частью Е-600, способной поражать цели на дистанции до 70-75 метров. Боевую часть оборудовали неконтактным радиовзрываетелем. Известно о разработке кумулятивной боевой части.

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы
Ракеты В-300 на стартовых позициях


Ракета должна была стартовать вертикально, используя специальную пусковую установку. Стартовый стол для управляемых ракет представлял собой сравнительно простую металлическую конструкцию с набором креплений для ракеты. Наземная аппаратура и ракета соединялись кабелем через быстросбрасываемый разъем. Устанавливаться на стартовый стол ракета должна была при помощи специальной транспортной тележки с подъемным механизмом.

Для обнаружения воздушных целей могли использоваться любые имеющиеся в войсках радиолокационные станции. Сопровождение целей и наведение ракет должно было осуществляться при помощи РЛС Б-200. Характерной чертой станции Б-200 стали антенны многоугольной формы. Антенны состояли из двух трехгранных формирователей луча. РЛС Б-200 оснащалась двумя такими антеннами: азимутальной и угломестной. Первая из них имела ширину 8 м, вторая – 9 м. Постоянно вращаясь, каждая из антенн сканировала сектор шириной 60°. Ширина луча составляла 1°.

РЛС Б-200 также обозначалась аббревиатурой ЦРН – «Центральный радиолокатор наведения», поскольку предназначалась для управления зенитной ракетой. ЦРН имел 20 стрельбовых каналов, каждый из которых был выполнен в виде отдельного блока счетно-решающей аппаратуры. Стрельбовые каналы каждой РЛС Б-200 были сведены в четыре группы, каждая из которых оснащалась своей антенной передачи команд.

В конце июля 1951 года – чуть менее чем через год после начала работ – на полигоне Капустин Яр состоялся первый запуск ракеты В-300. Опытные изделия запускались в вертикальном положении со стартового стола. Первые три испытательных запуска предназначались для проверки работы систем ракеты на начальных стадиях полета. Три раза подряд опытные ракеты нормально поднимались со стартового стола, своевременно сбрасывали газовые рули, а также показывали характеристики, соответствующие расчетным. Следующие пять тестовых запусков предназначались для отработки системы склонения в вертикальной плоскости при помощи газовых рулей. В этой серии только второй пуск прошел без каких-либо проблем.

Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы
Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы
Зенитный ракетный комплекс С-25: «Беркут» на страже столицы


Изучение результатов испытательных пусков позволило установить, что виновниками четырех неудач на испытаниях были аппаратура ракеты и наземные кабельные линии. В конце августа и начале сентября 51-го года системы ракеты В-300 были испытаны на стенде завода №301, что позволило вскоре возобновить летные испытания. С 19 сентября до 5 октября провели еще 10 испытательных пусков. В ноябре-декабре провели последнюю серию тестовых запусков первого этапа летных испытаний. Из 12 запущенных ракет 4 несли полный комплект аппаратуры, а 2 оснащались радиовзрывателями. Серия из 12 пусков обошлась без серьезных проблем, но доводка ракеты продолжилась.

Четвертая, пятая и шестая серии пусков, осуществленные в 1952 году, имели своей целью отработку различных элементов оборудования ракеты, в первую очередь радиоэлектронных систем. До конца 52-го года были проведены еще две серии пусков, в которых использовалась РЛС наведения Б-200. В девятой и десятой сериях тестовых запусков (1953 г.) использовались ракеты, произведенные серийными заводами. Результатом десяти серий испытательных пусков стала рекомендация к началу серийного производства новой ракеты и прочих элементов нового зенитного комплекса «Беркут».

Серийное производство ракет В-300 велось на заводах №41, №82, и №464. До конца 1953 года промышленность успела изготовить свыше 2300 ракет. Вскоре после появления приказа о начале серийного производства проект «Беркут» получил новое обозначение – С-25. Новым руководителем проекта стал А.А. Расплетин.

В конце весны 1953 года прошли новые испытания, целью которых было определение реальных характеристик зенитной ракетной системы. В качестве мишеней использовались переоборудованные самолеты Ту-4 и Ил-28. При атаке мишеней типа Ту-4 зенитчики одновременно обстреливали по две цели. Один из переоборудованных бомбардировщиков был подбит первой ракетой, а вторая подорвалась рядом с горящей мишенью. На уничтожение трех других самолетов понадобилось от одной до трех ракет. При стрельбах по мишеням Ил-28 один самолет был уничтожен одной ракетой, три других – двумя.

Развертывание противовоздушной обороны Москвы на основе ЗРК С-25 оказалось чрезвычайно сложной задачей. Для обеспечения наиболее эффективной работы системы было решено создать вокруг столицы два кольца обороны: одно в 85-90 км от центра Москвы, другое – в 45-50 км. Внешнее кольцо предназначалось для уничтожения основной массы атакующих самолетов противника, а внутреннее должно было сбивать прорвавшиеся бомбардировщики. Строительство позиций для ЗРК С-25 велось с 1953 по 1958 год. Вокруг Москвы были построены две кольцевые автодороги и разветвленная дорожная сеть, предназначавшиеся для обслуживания зенитных систем. В общей сложности вокруг Москвы было развернуто 56 зенитно-ракетных полков: 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем.

Позиции каждого из 56 полков позволяли развернуть 60 пусковых установок с зенитными ракетами. Таким образом, одновременно на дежурстве могли находиться 3360 ракет. При использовании трех ракет на одну цель система ПВО С-25 была способна отразить атаку тысячи вражеских самолетов. По некоторым данным, каждый полк располагал тремя ракетами В-300 со специальной боевой частью мощностью 20 килотонн. Такая ракета могла гарантированно уничтожить все самолеты противника в радиусе 1 км от точки подрыва и серьезно повредить находящиеся на большем удалении.

В середине шестидесятых годов ЗРК С-25 прошел крупную модернизацию, в результате которой к его названию добавилась литера «М». Крупнейшим доработкам подвергся центральный радиолокатор наведения Б-200. Все использованные на нем электромеханические приборы были заменены электронными. Это положительным образом сказалось на характеристиках РЛС наведения. Кроме того, ЗРК С-25М получил обновленную ракету с новым радиоэлектронным оборудованием. Новая ракета могла поражать цели на дальностях до 40 км и высоте от 1,5 до 30 км.

7 ноября 1960 года ракету В-300 впервые показали широкой общественности. Несколько изделий этого типа провезли на тягачах по Красной площади. До середины восьмидесятых годов ракеты В-300 присутствовали на каждом военном параде. За два с лишним десятилетия в полки ПВО, защищавшие Москву, было поставлено более 32 тыс ракет В-300. В течение длительного времени эти изделия оставались самым массовым типом управляемых ракет в СССР.

Создание комплекса С-25 «Беркут» и развертывание системы противовоздушной обороны Москвы на его основе стало первым успешным отечественным проектом в области зенитных ракетных систем, а ракета В-300 стала первым советским серийным изделием своего класса. Как и любая первая разработка, ЗРК С-25 имел некоторые недостатки. Прежде всего сомнения вызывала устойчивость комплекса к средствам радиоэлектронной борьбы, появившимся вскоре после его постановки на вооружение. Кроме того, неоднозначным решением было равномерное распределение ракет вокруг Москвы без учета повышенных рисков атаки с северного и западного направлений. Наконец, развертывание системы ПВО крупнейшего в стране города было чрезвычайно дорогим проектом. Изначально предполагалось построить две системы ПВО на основе комплекса С-25: вокруг Москвы и вокруг Ленинграда. Тем не менее, колоссальная стоимость проекта в итоге привела к тому, что на дежурство заступила лишь одна такая система, а строительство второй отменили.

Ракеты В-300 и их модификации защищали небо Москвы и Подмосковья до восьмидесятых годов. С появлением новых комплексов С-300П устаревшие системы начали постепенно снимать с дежурства. К середине восьмидесятых годов все полки ПВО Москвы перешли на новую технику. Большая эффективность новых радиолокационных станций и зенитных систем, а также развитие противовоздушной обороны всей страны, позволили обеспечить более эффективную защиту столицы и близлежащих районов.


По материалам:
http://pvo.guns.ru/
http://otvaga2004.ru/
Василин Н.Я., Гуринович А.Л. Зенитные ракетные комплексы. – Мн.: ООО «Попурри», 2002
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Гражданский 10 апреля 2014 08:47
    У нищей полуразрушенной после ВОВ, страны- такие передовые разработки, это вам не газ с нефтью потенциальному противнику продавать и вооружать города торговыми центрами.
    1. Громобой 15 апреля 2014 21:44
      Цитата: Гражданский
      У нищей полуразрушенной после ВОВ, страны- такие передовые разработки,
      забыли добавить---страны победительницы у которой априори не может быть ничего отсталее страны поЗЗверженцавпрочем было такое,.сокрушили ведь комлексом причин,превосходством общеэкономического потенциала и порою чисто героизмом солдата.А то,что в качестве трофея нам достались произв.оборудование и сумма передовых технолоий и инженеров(Кузнецовские двигуны(как самое близкое)чего стоит.З.Ы. В моей части функционировала армейская лесопилка.Все ей были довольны,особо зампотылу,который скажем так, реализовывал её изделия месстным дачникам.На бабке-станине ободудования красовалась табличка такая:немецкая свастика,название фирмы,имя города и год..Над ним мы всегда,почемуто апотешались:1941
  2. Денис 10 апреля 2014 09:03
    В течение некоторого времени велась разработка самолета-перехватчика на базе бомбардировщика Ту-4. Перехватчик должен был нести ракеты «воздух-воздух» Г-300. Разработка авиационной составляющей системы «Беркут» прекратилась на ранних стадиях проекта. По некоторым данным, на базе Ту-4 также предполагалось создать самолет дальнего радиолокационного обнаружения. По-видимому, этот проект так и остался на стадии предварительных исследований
    Систему ДЛРО удалось реализовать позже в Ту-126
    Да и сама система воздушного базирования оказалась непомерно тяжела для самолёта
    В состав ЗРК «Беркут» должна была войти управляемая ракета В-300. Разработку этого боеприпаса поручили ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Техническое задание требовало создать ракету со стартовой массой не более 1000 кг, способную поражать цели на дальности до 30 км и на высотах до 25 км. Уже первые расчеты показали, что существующий уровень развития науки и техники не позволит выполнить такие требования. При промахе около 50-75 метров (такими были возможности предлагаемой аппаратуры управления) требовалась боевая часть массой не менее 250-260 кг. Еще 170 кг весила аппаратура, из-за чего на конструктивные элементы ракеты, двигатель и топливо оставалось чуть более 500 кг. Все это не позволяло выполнить заданные требования по дальности и высоте поражения целей
    Пытались разместить
    Одним из экзотических проектов на базе Ту-4 можно назвать попытку создания на его базе самолета ПВО Г-310, оснащенного 4 зенитными ракетами (по два над каждой консолью крыла) типа Г-300 (уменьшенный вариант ЗУР «205»), которые стали основой наземной системы ПВО Москвы в начале 50-х годов. Этот комплекс известен как С-25 «Беркут»
    Но всё было за наземное расположение
  3. Мак 10 апреля 2014 09:34
    "характерной чертой стали антенны характерной формы" - надо было написать "характерные антенны характерной формы" tongue
  4. Nickanor 10 апреля 2014 09:42
    К величайшему сожалению, в настоящий момент большая часть объектов С-25 полностью разрушена или пребывает в крайне удручающем состоянии.
  5. silberwolf88 27 апреля 2014 18:35
    Странное впечатление ... зачем в разделе РВСН статья о комплексах ПВО.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня