Велосипеды войны

24
Война — грязное дело, в котором преуспевает тот, кто быстрее двигается и стреляет. И пока не были изобретены и построены танки с самолётами, военные люди использовали велосипеды. Десятилетиями они экспериментировали с пулемётами на велосипедах, военными квадрициклами и велопехотными полками. Давайте оглянемся и вспомним самые яркие моменты военной истории велосипедов.

Пожалуй, первым военным велосипедом был «Премьер» (Premier) 1888 года:

Велосипеды войны


В 1892 году компания Pope Manufacturing Co. («Старейший и самый крупный производитель велосипедов в США», — гласила рекламная листовка) выпустила модель с незамысловатым названием «Солдатский стандартный велосипед» (Soldier's Standard Bicycle).



А вот и целое воинское подразделение — 25-й велосипедный корпус пехотной армии США. Фотографии сделаны в 1896 году. Живописный вид за спинами милитари-байкеров — Террасы Минервы (Minerva Terrace) в Йеллоустонском парке:





Трёхколёсный велосипед на двоих, оснащённый двумя пулемётами Максима и большими сумками для боеприпасов. Производство компании Gregory & Co. 1898 года:



Первая боевая веломашина! Квадрицикл всё с тем же максимом, но теперь ещё и со щитом. Создано компанией F. R. Simms в 1899 году:





Бойцы из полка ланкаширских стрелков-велосипедистов (1910 год):



Ещё один военный велосипед производства Pope Manufacturing Co. с автоматом на руле. Год производства неизвестен, начало XX века:



А вот и немецкая велопехота на западном фронте в самом начале Первой мировой (1914 год):



«Железные кони» смертельно устали. И солдаты из итальянского стрелкового батальона дали им немного отдохнуть (1915 год):



И снова полюбившаяся нам Pope Manufacturing Co., на сей раз с велосипедом-тандемом:



А это «продолжение» самого первого военного велосипеда «Премьер». Модель №11 1915 года выпуска:



Немецкая велопехота то ли прячется в лесу, то ли тренируется (1915 год):



Эволюция военных велосипедов по версии журнала The Illustrated War News, номер за 21 февраля 1917 года:



Венгерские войска въезжают в Ипельшаг (Чехословакия; ныне Шаги, Словакия), чтобы оккупировать город 11 октября 1938 года. Это вполне себе символическая оккупация, которой предшествовала встреча чешских и венгерских министров, обговоривших условия венгерской аннексии чешской территории:



20 апреля 1939 года Гитлеру исполнилось 50 лет. Разумеется, без парада не обошлось. Вряд ли велосипедисты были главной его изюминкой, и всё же, всё же:



Финский военный велопатруль транспортирует запасные велосипеды во время учений на границе с СССР (1939 год):



«Военный велосипед» (Truppenfahrrad), Третий рейх, пять модификаций:











Складной велосипед Compax компании Columbia, предназначенный для десантников (1941 год). Была также модель с мотором. И, да, десантники выпрыгивали из самолёта вместе с велосипедами и, благополучно приземлившись, раскладывали «коней» и ехали воевать. В сложенном виде:



Десантник со своим «железным другом»:



Ещё один десантник — и тоже со складным велосипедом, но из Великобритании:



Велопехота Бельгийского Конго в Тевфике (Египет, 1943 год):



5 мая 1964 года. После завершения 40-мильного марш-броска из лагеря на юге Кипра финские военнослужащие миротворческих сил ООН на Кипре выстраиваются для осмотра в Кэмп-Элизабет, что неподалёку от Никосии. Эти войска использовали велосипеды для патрулирования. В ту пору ООН ещё пыталась сохранить мир между киприотскими греками и турками...

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. странник_032
    +7
    11 апреля 2014 08:00
    Велик и в наше время не утратил своей актуальности как компактное,лёгкое,маневренное,бесшумное транспортное ср-во для которого не нужно топлива,а рацион возить нужно только для самого велосипедиста.
    Так что спасибо за статью,поставил +.

    1. 0
      11 апреля 2014 21:48
      Велик и в наше время не утратил своей актуальности как компактное,лёгкое,маневренное,бесшумное транспортное ср-во для которого не нужно топлива,а рацион возить нужно только для самого велосипедиста.


      Полностью согласен! Вы зайдите на любой наш военный аэродром, там велосипеды повсюду, в том числе и в самолётах (транспортных) в время учебных полётов! А иначе побегай по таким просторам, например если взлётка 3-3,5 км., плюс рокады и т.д...!
  2. +4
    11 апреля 2014 08:11
    В Сибири зимой не много прохладно будет. laughing
    1. +2
      11 апреля 2014 09:55
      Цитата: Siberia 9444
      В Сибири зимой не много прохладно будет. laughing

      Дык никто на велосипедах и не катается, лыжи!
    2. +5
      11 апреля 2014 10:43
      Цитата: Siberia 9444
      В Сибири зимой не много прохладно будет

      Не для русских. Псковский "велотурист" Глеб Травин объехал в 1928—1931 г. вокруг сухопутных границ СССР.

      http://ddvt.narod.ru/ArticlesMy/GlebTravin.html

    3. 0
      11 апреля 2014 17:03
      Можно и по снегу отлично ездить. Так и делал в молодые годы на Севере. А уж на современных кроссовых\горных велосипедах - запросто.
    4. 0
      11 апреля 2014 17:03
      Можно и по снегу отлично ездить. Так и делал в молодые годы на Севере. А уж на современных кроссовых\горных велосипедах - запросто.
  3. +3
    11 апреля 2014 08:39
    Много знакомого на фото. Например велосипед вермахта группенфахрад 39 года вроде его копия выпускалась в советском союзе, у меня такой был. А копия складного Compax компании Columbia называлась Кама такой был у моего двоюродного брата (достался от матери). Забавно:)
    1. +1
      11 апреля 2014 10:47
      Цитата: RPG_
      А копия складного Compax компании Columbia называлась Кама

      На фото складной велосипед с трубчатой треугольной в плане рамой, присмотритесь. "Кама" же (как и "Салют", "Пермь", "Десна")имела раму такого типа, как у бойца якобы британского десанта (только на самолете написано "ВМФ США"), только "Кама" и "Десна" поменьше.
      1. +1
        11 апреля 2014 14:13
        - Корпус Морской Пехоты США, ВМФ обзначается NAVY!
        1. +1
          11 апреля 2014 14:25
          - И в современном варианте: "HAMMER", складной, 24 скорости...
  4. avt
    +3
    11 апреля 2014 08:56
    good Хорошая статья ! Вот даже своевременная - к вопросу о подвижности отдельных групп. Немцы , чтоб увеличить мобильность , не смотря на всю моторизованность даже отбирали лошадей и телеги под свои пехотные дивизии . Сотнями тысяч голов .Так что велосипед вещь не геройская , не ,,Тигр" ,но списывать его не надобно , как вьючных животных в горных частях .Эдакий механический Конек-Горбунок.
  5. +1
    11 апреля 2014 10:27
    М-да....Деревенские барбосы 10 раз бы подумали, если я мимо них на TruppenFahrrade бы ехал! winked
  6. +2
    11 апреля 2014 10:37
    Использование в Вермахте велосипедов хорошо известно.Интересное фото
  7. +6
    11 апреля 2014 10:39
    Наши тоже использовали велики.
    1. 0
      11 апреля 2014 17:20
      Данные и подробности о применении этих частей есть?
      1. 0
        11 апреля 2014 19:01
        Данных,к сожалению нет.Известно,что уже тогда бытовало мнение об этом роде войск как об пережитке прошлого и большого внедрения в войска они не получили.Кстати это 1 мая 1938 года("хасанки").Кто определит род войск(понятно что подразделения НКВД,но кто?).Погранцы со шнауцерами?-маловероятно.
    2. -1
      11 апреля 2014 17:20
      Данные и подробности о применении этих частей есть?
    3. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
    1. 0
      11 апреля 2014 15:01
      Цитата: stix99
      ТЕПЕРЬ И НА УКРАИНЕ ЕСТЬ ЛИСАПЕДНЫЙ БАТАЛЬОН

      Правильно писать "лисапетный" laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        11 апреля 2014 17:15
        Нет и не будет!
        1. Единственный и замечательный советский велосипедный завод в Харькове (ХВЗ) уничтожен.
        2. На западные или качественные китайские велосипеды денег нет - всё украдено. Если народ сдуру скинется, то опять всё уворуют.
        3. Здоровых военных, чтобы крутить педали в нынешней Украине нет и не будет ( зарплата учителя\врача = два десятка посещений бассейна или секции), а генералы и оХХХфицера укро-армии разжирели от пьянства и безделья.
        Впрочем, на топливо теперь на Украине ни у кого денег не будет - ни у армии, ни у людей. ТОлько у хунты, чтобы бежать от "благодарных" соотечественников, раньше бедных, теперь - нищих.
  9. +3
    11 апреля 2014 12:41
    Судя по всему лисапед ещё не потерял своего военного назначения... smile
  10. +4
    11 апреля 2014 13:26
    Велосипед не требует топлива и много времени на обслуживание,во время движения почти бесшумен-в армии с такими параметрами он всегда будет востребован,есть арианты со вспомогательным электродвигателем
  11. +2
    11 апреля 2014 14:24
    -Велосипед "Дукс боевой" принятый на вооружение Русской армии в 1916г.
  12. alexandrow
    +1
    11 апреля 2014 14:25
    Похоже на дурачество, тем не менее...
  13. rezident
    0
    11 апреля 2014 15:18
    Велосипед штука хорошая но кататся в нем по бездорожью еще в полном военном прикиде вещь утомительная хотя где-нибудь для патрулирования следовой полосы может и сойдет. Я бы лучше эндуро взял или квадрик. На последнем дофига чего еще можно перевезти а по проходимости он переплюнет любой джип вплотную подбираясь к гусеничной технике. Хотя на истину не претендую.
  14. +1
    11 апреля 2014 17:01
    Такое дешевое и удобное транспортное средство,как велосипед,почему то не прижилось в армии,и совершенно напрасно.Применение ему всегда найдется.В начале 20 века велосипед был в моде,и использование его в том числе и для армейских нужд было более активным.В наше время эти машины стоят очень дешево и ничто не мешает их широкому распространению по всем родам войск.Военным надо спуститься с небес на землю и внимательно на эту землю посмотреть-может выясниться,что по ней надо как-то передвигаться и не всегда удобно это делать на танке.
    1. 0
      11 апреля 2014 18:39
      Да бросьте-вы---в 21 веке на велике?---ЗАСМЕЮТ!Дальше нужно двигаться-дальше
  15. 0
    11 апреля 2014 17:06
    Велосипедные части - аналог драгнун: передвижение в седле, боевые действия - пешим порядком.
    Для партулирования - лучше всего, но втроём, как наряд обычного комендантского патруля.
    1. rezident
      +1
      11 апреля 2014 17:21
      Ну в отличии от велосипедистов лошадка довольно резво идет по бездорожью а на велосипеде осенью в грязи много не навоююешь.
  16. +1
    11 апреля 2014 17:27
    Дополню автора: советские велосипеды "Спутник" производства Харьковского велозавода в улучшенном (тропическом) исполнении всю вьетнамскую войну успешно использовались для снабжения южновьетнамских красных партизан по "тропе Хошимина".
    На этот замечательный полуспортивный велосипед на вешивались багажные сумки.
    Из Википедии: Тропа Хо Ши Мина (англ. The Ho Chi Minh trail, вьетн. Đường Trường Sơn) — название серии сухопутных и водных транспортных путей общей протяжённостью свыше 20 тыс. км[1] на территории Лаоса и Камбоджи, во время войны во Вьетнаме использовавшихся Демократической Республикой Вьетнам для переброски военных материалов и войск в Южный Вьетнам. Является одним из ключевых факторов, обеспечивших военную победу Северного Вьетнама. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0_%D0%A5%D0%BE_%D0%A8%
    D0%B8_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0

    Такой велосипед у моего друга- третье поколение на нём ездит.
  17. rezident
    0
    11 апреля 2014 19:03
    Не знаю как в лаосе и вьетнаме а в российской деревне где лесовозы дорогу раскатают там его на себе понесешь. Говорю вам эндуро рулит.
  18. bayonet
    0
    23 апреля 2014 09:58
    Цитата: Den 11
    Использование в Вермахте велосипедов хорошо известно.Интересное фото

    Голландия - страна велосипедистов, так было и во время оккупации. Немцы сразу все велики реквизировали в пользу вермахта. Голландцы были в шоке и очень обиделись на немцев. Эта обида проявляется до сих пор. Например старый голландец, увидев старого немца - туриста, говорит ему : Отдай мой велосипед!