Military Review

Utilities from Peter I

10
Utilities from Peter I



Peter I's decree “On monitoring cleanliness in Moscow and on punishment for throwing litter and all litter on the streets and lanes” forbade residents of the capital to throw garbage on the streets, obliged to monitor the cleanliness of courtyards and bridges, and to export all waste outside the city limits and fill it with earth.

I must say, at the end of the XVII century in Moscow there was impassable mud, because sloping citizens poured slop and other filth directly onto the streets. The people who did not know about sanitary norms got used to muddy, foul-smelling streams constantly running along the roads. Even at the tsar’s residence in the Kremlin, the situation was awful, especially after Peter I placed a collegium there, that is to say, the ministry, with all the attendants.

... On that day, April 9, Peter Alekseevich left the Kremlin in a carriage. It was spring with all, in a literal sense, the ensuing consequences. Where the king hurried - we do not know, but certainly in cases, maybe urgent. It is not known what mood the emperor had, but perhaps not the worst. However, after a few minutes, everything changed - the royal carriage landed in a pit filled with muddy water!

You can imagine - with shudder and fear - how the emperor changed in the face, what words flew out of his mouth ... True, someone fell on nuts that day, others were torn by the king for their hair: their beards were forbidden. After all, the lord in anger was swift to punishment ...

While hefty servants were dragging the royal carriage out of the hole, Peter demanded paper, pen and ink. Frowning and flashing his eyes, he brought out the first phrase: “Who will walk on the big streets and along the streets every litter and carnage, such people will be taken to the Zemsky Order ...” He thought for a while and angrily squeaked with a pen: “... and they will be for it the punishment is whipping, and they will be charged. ”

On that day, the emperor, without knowing it, launched the purity campaign in Moscow, which continues to this day. The royal decree can be considered the first step towards creating a future system of housing and communal services.

During his reign, Peter I issued about four hundred various documents. Some of them were aimed at improving the quality of life of citizens, including in the area of ​​improvement.

For example, in 1712, the emperor issued a law according to which residents of every ten households were to elect ten. He was instructed to monitor the condition of the big streets, and the trash was supposed to be swept away every morning.

Has it become cleaner in Belokamennaya after the decree “On the observation of cleanliness in Moscow ...”? Perhaps, however, the city did not become a model of order. For example, in the spring of 1702, as a contemporary testified, on the streets of the German settlement "dirt reached the belly of horses." And here is a fragment of a record made on October 25, 1727 in the Journal Armory chambers: “From the old and dignified orders of any littery and indecent litter from the needy and from the standing of horses and from the wells that are kept from Ober-Bergamt, the royal treasury is exposed to considerable danger, because of this there is a stinking spirit - such, - and from that "the spirit of his imperial majesty gold and silver utensils and other treasury can be expected dangerous harm, why not blackened." And we are talking about the royal residence in the Kremlin!

In fairness it should be noted that the situation in the capital of the Russian Empire was no worse than in other large European cities. Hence, frequent diseases that have become epidemics and claimed the lives of thousands of people.

It is now there reign cleanliness and order. In the old days, our neighbors did not have any cleanup at all. The only "public servant" was rain. But nature was not able to cope with all the ugliness that people created. By the way, they didn’t bathe ... for years. We are not only about commoners, but also aristocrats, crowned persons!

Paris literally buried in filth. “... Anyone who would free the city from the terrible dirt would become the most revered benefactor for all its inhabitants, and they would erect a temple in his honor, and they would pray to him ...”, wrote the French historian Emile Mani in the book “Casual life in the era of Louis XIII ". The basic rule for the Parisian garbage was one - “tout-a-la-rue” - “all outside”. On the pavement homemade garbage, slop were thrown out. In the thirties of the XIX century, Robert Brunan stated with horror that in Paris, slop and shit flow from the windows onto the heads of the townspeople. I apologize for these and future cacophony. C'est la vie, however ...

The townspeople threw large rubbish away from their homes: they were thrown over the city walls or simply sent to the Seine. Entire rivers of sewage arose. In remembrance of that time, the river was preserved with the speaking name Merderon - that is, crap.

The author of the famous book "Pictures of Paris", Louis-Sebastian Mercier, called the capital of France "the dirtiest city in the world." One can only imagine what a collection of dirt and bacteria represented a city that did not have toilets and sewage systems, which was ambre in it! And it is in the enlightened, fanned romantic mist city, where the greatest artists, writers and musicians worked! In the one that the whole world admired, and especially Russia!

The situation was no better in other European countries. Dr. F.E. Bilz in the popular textbook of medicine "New Natural Treatment" literally persuaded ... to wash. “There are people who, in truth, do not dare to swim in a river or in a bath, for they have never entered the water since childhood,” he wrote. - Fear of this is unfounded. After the fifth or sixth bath you can get used to it ... ”However, there were few hunters to“ get used to ”. Such a "darkness" reigned in the minds of people who lived at the end of the nineteenth century!

Slop and other waste did not hesitate to pour into the streets and in aristocratic England. In the middle of the XIX century, they started talking about building a new building for the British Parliament. But not because it is so dilapidated. Parliamentarians literally did not allow the Thames to breathe, turned into a latrine! In the 1849 year in London, more than 14 thousands of residents of the capital died of cholera, in the 1854 year - another 10 thousand. However, the epidemics with such unsanitary conditions were familiar to Europe.

In a “barbaric” Russia, unlike the enlightened but unwashed Europeans, the people were accustomed to cleanliness from time immemorial, which foreigners were amazed at.
Among them was the Danish envoy Uust Yul, who lived in Russia in the 18th century, the English military attache under Alexander II Wellesley. The latter wrote: “Russians are the cleverest people, because they wash every week in the steam bath”. There was no such “miracle” abroad.

In Russia, even the poorest family had a bathhouse in their yard. There were also public institutions, the first of which were built by decree of Tsar Alexei Mikhailovich. Moreover, all washed together: men, women, children. This motley spectacle led to the amazement of foreigners who had come specially to gawk at this circus, in their opinion. One of the newcomers was amazed that the Russians "run without any shame and conscience as God created them, and not only do not hide from outsiders strolling there, but also laugh at them with their indiscretion." In 1743, a decree was issued, according to which "it was forbidden for the male and female sex to steam together." But the "tradition" persisted for a long time.

Why did the baths, common in ancient Rome and Greece, then disappear? In the Middle Ages, it was believed that contaminated air could penetrate into the cleaned pores, and they were recognized as harmful. After long years of neglect, they returned to the continent only in the 18th century. Peter I, - that's true, clean! - who came to Amsterdam, ordered to build them for his companions. Baths appeared in France and also thanks to the Russians, who in 1813 entered the margins of Paris in a victorious march. Alas, the descendants of the Gauls did not wash more often.

Again I can not refrain from comparisons. The German Society of Folk Baths, which had the slogan “Every German, a bath every week,” was founded only in 1889. However, it cannot be said that the German people are imbued with the idea of ​​universal purity. By the beginning of the First World War, there were only 68 (!) Baths in the whole of Germany, which was inhabited by about 224 million people.

As for the condition of cities and rivers, then the Russians “did not lag behind” Europe. “As far as the streets of Moscow were impassable from mud, it is clear from the fact that religious processions were sometimes postponed in the Kremlin,” wrote the historian Mikhail Pylyaev. It is worth noting that there were many cobbled streets in Belokamennaya. However, “bathing” in the mud was commonplace - not only on the outskirts, but also in the center. Such "adventures" happened even with royal persons! It is known that in the vicinity of the river Chernogryazka - what a suitable name! - stuck a carriage with the great princes, who were returning to the Kremlin from the Kursk railway station. These are pictures from the XIX century.

In 1871, the correspondent of the newspaper “Russian Chronicle” reported that in Red Square near the monument to Minin and Pozharsky “there is a real contagion from the stinking currents flowing along the sides. Near the monument booth, in the manner of Parisian urinals; to approach them and disgusting. Brooks flow down the mountain near the most fruit shops ... "As they say, enjoy your meal!

According to the writer Nikolai Davydov, in the middle of the XIX century, the stench in Moscow was almost ubiquitous, because in the courtyards often there were not even cesspools. In addition, the city was constantly moving wagons with sewage, "often consisting of uncovered, splashing their contents while moving their contents".

The situation began to change dramatically only at the end of the nineteenth century, when sewage appeared in Moscow. The first station appeared in Sokolniki, and by the beginning of the 20th century, almost three thousand homeowners used it. One of the Moscow newspapers wrote: “Sewerage reduced mortality in Russian cities 2 – 3 times, with 5 – 8 deaths from every thousand inhabitants.”

When Peter I issued a decree “On the observation of cleanliness in Moscow ...”, the city’s janitors already worked. They appeared in Russia earlier, with Tsar Alexei Mikhailovich, who approved in 1649 a new set of laws of the Russian state. There also entered the "Ordinance on Grad's piety." After this document, servicemen appeared in Russia, whom the people called janitors. But there were few of them, and they could not change the sanitary condition of Moscow.

Janitors became a prominent figure on the streets of Russian cities at the beginning of the twentieth century. They swept and watered the streets, in the winter they cleaned the snow, sawed, chopped and carried firewood into the apartments, for the heating was wood.

In addition, the janitors, usually consisting of former soldiers and non-commissioned officers, had to detain suspects, monitor incoming and outgoing, warn law enforcement officers about gatherings, were present as witnesses during searches and during arrests. In general, they not only monitored the cleanliness of the streets, but also contributed to the cleanliness of manners. In the sense, of course, as they understood the police and gendarmes of the Russian Empire.

And later, in the Soviet Union, the wipers not only performed their direct duties, but also assisted the police.

Finally, I would like to thank Peter Alekseevich through the depth of centuries for having made the first attempt to convince Muscovites of the benefits of cleanliness and order. Alas, today not everyone understands this. And no one knows how to reason with careless citizens and guests of the capital ...

It seems there is every reason to establish in Moscow a new holiday - the Day of Purity. And celebrate it on April 9, on the day of the emperor’s historical decree “On observing cleanliness in Moscow and on punishment for throwing litter and all litter on the streets and alleys”.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/zhkkh_ot_petra_i_723.htm
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Free wind
    Free wind April 12 2014 08: 09
    +7
    I don’t remember who wrote, but something like this. "a Frenchman is washed 2 times in his life, when he is born and when he dies" They say there is a back staircase in the Louvre. So there is a smell. to put it mildly, well, not royal. The guide explained that sewage used to be poured onto this staircase. I heard this story, maybe it's not true, I don’t know. I imagine Dartanne sneaking into the queen's chambers. I got into there, slipped here, my hat fell off, got down on my knees and groped me. enters the queen's chambers. knelt down "my lady" Picture.
  2. sv68
    sv68 April 12 2014 09: 05
    +2
    Europe got used to live in shit, little has faded, now they themselves are clean in appearance and are worn inside themselves and then they pour on others
  3. cobalt
    cobalt April 12 2014 10: 15
    +1
    Peter's desire to build a capital on the Neva, with many channels + frequent precipitation is understandable. All the dirt goes to the Gulf of Finland, and raincoats and wide-brimmed hats were not in fashion in Europe because of the good life. Who likes it when suddenly all the "good" will pour out of the chamber pot.
    1. The comment was deleted.
    2. siberalt
      siberalt April 13 2014 06: 08
      +1
      There were drawings of the capital of Peter during the life of Peter. I do not want to cause a storm of indignation among the members of the forum. See for yourself. Peter hated fiercely Moscow.
  4. mongoose
    mongoose April 12 2014 10: 32
    -2
    the article is complete nonsense! the author should better learn the customs and customs of Russian society and should not repeat the delusional fabrications of "Westerners"
    1. mongoose
      mongoose April 12 2014 16: 24
      -1
      shy minuser again laughing
  5. Bosk
    Bosk April 12 2014 11: 16
    +2
    Now I don’t remember during the summer, but it seems that the Mongols didn’t wash because they believed that having washed it, one could wash off either the pruh or the luck ... it’s me that religion was not influenced by impotence, the cost of firewood and so on and so forth.
  6. Tanarri
    Tanarri April 12 2014 11: 18
    +8
    Thanks to the author for a very interesting article.
  7. Alexey Prikazchikov
    Alexey Prikazchikov April 12 2014 12: 17
    +1
    I must say, at the end of the XVII century in Moscow there was impassable mud, because sloping citizens poured slop and other filth directly onto the streets. The people who did not know about sanitary norms got used to muddy, foul-smelling streams constantly running along the roads. Even at the tsar’s residence in the Kremlin, the situation was awful, especially after Peter I placed a collegium there, that is to say, the ministry, with all the attendants.


    Ah Peter Peter Peter would you now yes in our uezhnye ... shny hillforts.
    1. mongoose
      mongoose April 12 2014 12: 43
      +1
      you cheated impassable dirt? only in spring and autumn, as well as the city of Europe, were the cobbled streets not more than 3-5%, we paved with logs
  8. La-5
    La-5 April 12 2014 14: 42
    +5
    Therefore, the population of Europe often mowed the plague, in Russia they washed themselves very often and the plague was not so strong.
  9. siberalt
    siberalt April 12 2014 20: 40
    +4
    I agree with the author. In Moscow there is too much manure from trams, and there is no one to clean. laughing But in the head - ideally "clean".
  10. Asan Ata
    Asan Ata April 13 2014 21: 42
    +1
    Before the revolution in Moscow, windshield wipers threw snow from the yards in barrels and poured water into the sewers, it seems that it was written by Gilyarovsky. Cool.
  11. inkass_98
    inkass_98 April 14 2014 08: 27
    0
    Thank you to the author for the article, but he did not reveal anything fundamentally new to us. It has long been known that perfumes in Europe came to fight off the stench of unwashed bodies, boots, boots (and high heels) were a means of wading through the dirt and sewage of streets, raincoats and hats with wide brim (as one commentator rightly noted) were also a means of fight against waste products poured over the heads of passers-by. Although the sewage system in Paris was from the time of the Middle Ages, it covered a fairly small part of the city, mainly in the center.
    By the way, a bike about the condition of roads that haven’t gotten much better since the century before last has been around for a long time in the city of my current residence: supposedly a whole Cossack fell into a hole and drowned in full combat along with a horse. laughing Except that with washing everything became much better, but every rain becomes a natural disaster for Krasnodar, the seas poured on the streets do not surprise anyone.

ЖКХ от Петра I

ЖКХ от Петра I


Указ Петра I «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки» запрещал жителям столицы выбрасывать на улицы мусор, обязывал следить за чистотой дворов и мостовых, а все отходы вывозить за пределы города и засыпать землей.

Надо сказать, на исходе XVII века в Москве была непролазная грязь, поскольку помои и прочую гадость нерадивые горожане выливали прямо на улицы. Народ, не ведавший о санитарных нормах, привык, что по дорогам беспрестанно бегут мутные, дурно пахнущие потоки. Даже в резиденции царя в Кремле ситуация была аховой, особенно после того, как Петр I разместил там коллегии, то бишь министерства, со всей обслугой.


…В тот день, 9 апреля, Петр Алексеевич в карете выехал из Кремля. Стояла весна со всеми, в прямом смысле, вытекающими последствиями. Куда царь поспешал – нам неведомо, но, наверняка по делам, может, и неотложным. Неведомо и какое настроение было у императора, но, возможно, не самое худое. Однако через несколько минут все изменилось – царская карета угодила в яму, наполненную мутной водой!

Можно себе представить – с содроганием и страхом – как переменился в лице император, какие слова вылетели из его уст... Верно, кому-то в тот день попало на орехи, иных царь оттрепал за волосья: бороды уж были запрещены. Ведь властелин в гневе был скор на расправу…

Пока дюжие слуги вытаскивали из ямы царскую карету, Петр потребовал бумагу, перо и чернила. Нахмурившись и сверкнув очами, он вывел первую фразу: «Кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, такие люди взяты будут в земский приказ…» Задумался ненадолго и снова сердито заскрипел пером: «…и будет им за это учинено наказание – битье кнутом, да с них же взята будет пеня».

В тот день император, сам того не ведая, дал старт кампании по наведению чистоты в Москве, которая продолжается и по сей день. Царский указ можно считать первым шагом к созданию будущей системы жилищно-коммунального хозяйства.

За время своего правления Петр I издал около четырехсот всевозможных документов. Некоторые из них были направлены на улучшение качества жизни горожан, в том числе в сфере благоустройства.

К примеру, в 1712 году император выпустил закон, согласно которому жители каждых десяти дворов должны были избрать десятского. Ему поручалось следить за состоянием больших улиц, а мусор полагалось сметать каждое утро.

Стало ли чище в Белокаменной после указа «О наблюдении чистоты в Москве…»? Возможно, однако, образцом порядка город не стал. Например, весной 1702 года, как свидетельствовал современник, на улицах Немецкой слободы «грязь доходила по брюхо лошадям». А вот фрагмент записи, сделанной 25 октября 1727 года в Журнале Оружейной палаты: «От старого и доимочного приказов всякой пометной и непотребной сор от нужников и от постою лошадей и от колодников, которые содержатся из Обер-Бергамта, подвергает царскую казну немалой опасности, ибо от того является смрадный дух, - такая, - а от того духа его императорского величества золотой и серебряной посуде и иной казне можно ожидать опасной вреды, отчего б не почернела». А речь идет о царской резиденции в Кремле!

Справедливости ради следует заметить, что положение в столице Российской империи было не хуже, чем в других больших европейских городах. Отсюда и частые болезни, перераставшие в эпидемии и уносившие жизни тысяч людей.

Это сейчас там царят чистота и порядок. В старину же никаких уборок улиц у наших соседей не было и в помине. Единственным «коммунальным служащим» был дождь. Но природа была не в силах справиться со всеми безобразиями, которые творили люди. Между прочим, они и не мылись… годами. Речь не только о простолюдинах, но и аристократах, коронованных особах!

Париж буквально утопал в нечистотах. «…Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него…», - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Основное правило для парижского мусора было одно - «tout-a-la-rue» - «все на улицу». На мостовую вышвыривались домашние отбросы, помои. В тридцатых годах XIX столетия Робер Брюнан с ужасом констатировал, что в Париже на головы горожан льются помои и дерьмо из окон. Прошу прощения за эти и будущие неблагозвучия. C'est la vie, однако…

Крупный мусор горожане бросали подальше от жилищ: перекидывали через городские стены или просто отправляли в Сену. Возникали целые реки нечистот. На память о том времени сохранилась речушка с говорящим названием Мердерон – то есть, дерьмо.

Автор известной книги «Картины Парижа» Луи-Себастьян Мерсье называл столицу Франции «самым грязным городом в мире». Можно только представить, какое скопище грязи и бактерий представлял город, не имевший туалетов и канализации, какое амбрэ в нем стояло! И это в просвещенном, овеянном романтической дымкой городе, где творили величайшие художники, писатели и музыканты! В том самом, которым восхищался весь мир и, особенно, Россия!

Не лучше обстояло дело и в других странах Европы. Доктор Ф.Е. Бильц в популярном учебнике медицины «Новое природное лечение» буквально уговаривал… мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду, - писал он. - Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...» Однако охотников «привыкать» было немного. Вот такой «мрак» царил в умах людей, живших в конце позапрошлого века!

Помои и прочие отходы не стеснялись выливать на улицы и в аристократической Англии. В середине XIX столетия заговорили о строительстве нового здания для Британского парламента. Но не от того, что оно так уж обветшало. Парламентариям буквально не давала дышать Темза, превращенная в отхожее место! В 1849 году в Лондоне умерли от холеры более 14 тысяч жителей столицы, в 1854 году - еще 10 тысяч. Впрочем, эпидемии при такой антисанитарии были привычными для Европы.

В «варварской» же России, не в пример просвещенным, но немытым европейцам, народ был приучен к чистоте издавна, чему поражались иностранцы.
Среди них был датский посланник Юст Юль, живший в России в XVIII, английский военный атташе при Александре II Уэллеслей. Последний писал: «Русские - самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане». За границей же такого «чуда» не было.

В России даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. Возникали и общественные заведения, первые из которых были построены по указу царя Алексея Михайловича. Причем, мылись все вместе: мужчины, женщины, дети. Это пестрое зрелище приводило в изумление иноземцев, специально приезжавших поглазеть на этот, по их мнению, цирк. Один из пришельцев поражался, что русские «бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью». В 1743 году вышел указ, согласно которому «запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе». Но «традиция» сохранялась еще долго.

Отчего же бани, распространенные в Древнем Риме и Греции, потом исчезли? В средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух, вот их и признали вредными. Они вернулись после долгих лет забвения на континент лишь в XVIII веке. Петр I, – вот уж, верно, чистюля! - приехавший в Амстердам, велел соорудить их для своих сподвижников. Бани появились и во Франции и тоже благодаря русским, которые в 1813 году победным маршем вошли в Париж. Увы, потомки галлов не стали чаще мыться.

Снова не удержусь от сравнений. «Немецкое общество народных бань», имевшее с лозунг «Каждому немцу - баня каждую неделю» было основано лишь в 1889 году. Однако нельзя сказать, чтобы германский народ проникся идеей всеобщей чистоты. К началу Первой мировой войны на всю Германию, которую населяло около 68 миллионов человек, было всего 224 (!) бани.

Что же касается состояния городов и весей, то тут россияне «не отставали» от Европы. «Насколько непроходимы были улицы Москвы от грязи, видно из того, что иногда откладывались в Кремле крестные ходы», - писал историк Михаил Пыляев. Стоит заметить, что в Белокаменной было немало мощеных улиц. Тем не менее, «купание» в грязи было обычным делом – не только на окраинах, но и в центре. Такие «приключения» случались даже с царственными особами! Известно, что в окрестностях речки Черногрязки – какое подходящее название! - застряла карета с великими князьями, возвращавшимися в Кремль с Курского вокзала. Это картинки из XIX века.

В 1871 году корреспондент газеты «Русская летопись» сообщал, что на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому «настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих потоков. Около памятника будки, на манер парижских писсуаров; к ним и подойти противно. Ручьи текут вниз по горе около самых лавок с фруктами...» Как говорится, приятного аппетита!

По словам писателя Николая Давыдова, в середине XIX столетия зловоние в Москве было чуть ли не повсеместным, ибо во дворах часто не было даже выгребных ям. К тому же по городу постоянно передвигались обозы с нечистотами, «состоявшие часто из ничем не покрытых, расплескивающих при движении свое содержимое кадок».

Ситуация стала кардинально меняться лишь в конце позапрошлого столетия, когда в Москве появилась канализация. Первая станция появилась в Сокольниках, а к началу XX века ею пользовались почти три тысячи домовладельцев. Одна из московских газет писала: «Канализация уменьшила смертность в русских городах в 2–3 раза, на 5–8 смертей с каждой тысячи жителей».

Когда Петр I выпустил указ «О наблюдении чистоты в Москве…», в городе уже трудились дворники. Они появились в России раньше, при царе Алексее Михайловиче, утвердившем в 1649 году новый свод законов Русского государства. Туда вошел и «Наказ о градском благочинии». После этого документа в России появились служивые, которых народ называл дворниками. Но их было мало, и они не могли изменить санитарное состояние Москвы.

Дворники стали заметной фигурой на улицах российских городов в начале в ХХ века. Они подметали и поливали улицы, зимой убирали снег, пилили, кололи и носили в квартиры дрова, ибо отопление было дровяное.

Кроме того, дворники, состоявшие обычно из бывших солдат и унтер-офицеров, должны были задерживать подозрительных, следить за входящими и выходящими, предупреждать правоохранителей о сборищах, присутствовали в качестве понятых во время обысков и при арестах. В общем, они не только следили за чистотой улиц, но и способствовали чистоте нравов. В том смысле, конечно, как их понимали полицейские и жандармы Российской империи.

И позже, в Советском Союзе, дворники не только выполняли свои прямые обязанности, но и оказывали содействие милиции.

Напоследок хочется поблагодарить Петра Алексеевича сквозь толщу веков за то, что сделал первую попытку убедить москвичей в пользе чистоты и порядка. Увы, и сегодня далеко не все это понимают. И неведомо, как нерадивых горожан и гостей столицы вразумить…

Кажется, есть все основания учредить в Москве новый праздник – День чистоты. И отмечать его 9 апреля, в день выхода исторического указа императора «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки».
Автор: Валерий Бурт
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/zhkkh_ot_petra_i_723.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. Вольный ветер 12 апреля 2014 08:09
    Непомню кто написал, но примерно так. " француз моется 2 раза в жизни, когда рождается и когда умирает" Говорят в Лувре есть лестница черного хода. Так там запах стоит. мягко говоря ну не королевский. Экскурсовод обьяснил что нечистоты раньше выливались на эту лестницу.Слышал эту историю, может это и неправда, незнаю. Представляю Дартаньна крадущегося в покои королевы. там вляпался, тут поскользнулся, шляпа слетела, встал на колени наощупь нашел. заходит в покои королевы. на колено встал " моя госпожа" Картинка.
  2. sv68 12 апреля 2014 09:05
    привыкла европа в дерьме жить-изминилось немногое-сейчас сами чистые с виду а внутри себя носят и на других потом льют
  3. кобальт 12 апреля 2014 10:15
    Понятно желание Петра построить столицу на Неве, с множеством протоков + частые осадки. Вся грязь - в Финский залив.А плащи и широкополые шляпы в моде были в Европе не от хорошей жизни. Кому нравиться, когда на башку неожиданно из ночного горшка все "хорошее" выльется.
    1. Комментарий был удален.
    2. сибиралт 13 апреля 2014 06:08
      Остались рисунки петровской столицы при жизни Петра. Не хочу вызвать у форумчан бурю негодования. Смотрите сами. Петр Москву люто ненавидел.
  4. мангуст 12 апреля 2014 10:32
    статья полный бред! аффтору стоит лучше узнать нравы и обычаи русского общества и не стоит повторять бредовые измышления "западников"
    мангуст
    1. мангуст 12 апреля 2014 16:24
      опять стеснительный минусовщик laughing
      мангуст
  5. Bosk 12 апреля 2014 11:16
    Сейчас в лёт не помню но кажется монголы не мылись потому как считали что помывшись можно смыть с себя то ли пруху то ли везуху...это я к тому что на немытость влияла не тока религия, стоимость дров и прочее прочее прочее.
  6. Tanarri 12 апреля 2014 11:18
    Спасибо автору очень интерестная статья.
  7. Алексей Приказчиков 12 апреля 2014 12:17
    Надо сказать, на исходе XVII века в Москве была непролазная грязь, поскольку помои и прочую гадость нерадивые горожане выливали прямо на улицы. Народ, не ведавший о санитарных нормах, привык, что по дорогам беспрестанно бегут мутные, дурно пахнущие потоки. Даже в резиденции царя в Кремле ситуация была аховой, особенно после того, как Петр I разместил там коллегии, то бишь министерства, со всей обслугой.


    Эх Петр Петр тебя бы сейчас да в наши уеб....щные городища.
    Алексей Приказчиков
    1. мангуст 12 апреля 2014 12:43
      вас обманули, непролазная грязь? только весной и осенью, как впрочем и люлои городе европы, мощеными были улицы не более 3-5% у нас мостили бревнами
      мангуст
  8. La-5 12 апреля 2014 14:42
    Поэтому население Европы частенько выкашивала чума, на Руси же мылись очень часто и чума была не такая сильная.
  9. сибиралт 12 апреля 2014 20:40
    Согласен с автором. В Москве слишком много навоза от трамваев, а убирать некому. laughing Зато в голове - идеально "чисто".
  10. Асан Ата 13 апреля 2014 21:42
    До революции в Москве дворники снег из дворов вытапливали в бочках и сливали воду в канализацию, кажется у Гиляровского было написано. Круто.
    Асан Ата
  11. inkass_98 14 апреля 2014 08:27
    За статью автору спасибо, однако ничего принципиально нового он нам не открыл. Давно известно, что духи в Эуропах появились для отбивания вони от немытых тел, сапоги-ботфорты (да и высокие каблуки) были средством пробираться сквозь грязь и нечистоты улиц, плащи и шляпы с широкими полями (как справедливо отметил один из комментаторов) тоже были средством борьбы с льющимися на голову прохожих отходами жизнедеятельности. Хотя система канализации в том же Париже была со времен средневековья, охватывала она достаточно небольшую часть города, в основном в центр.
    Кстати, в городе моего нынешнего проживания издавна ходит байка о состоянии дорог, которые не стали намного лучше с позапрошлого века: якобы в яму провалился и утонул целый казак в полном боевом вместе с лошадью. laughing Разве что с мытьем все стало гораздо лучше, а вот каждый дождь становится для Краснодара стихийным бедствием, моря разливанные на улицах никого не удивляют.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня