Артиллерийское вооружение тяжелых крейсеров послевоенных проектов 82 и 66
15 мая 1941 г. нарком ВМФ СССР утвердил оперативно-тактическое задание на проектирование тяжелого крейсера проекта 82. Задумывался он как многоцелевой корабль, который должен бороться с крейсерами, в том числе и тяжелыми, поддерживать свои легкие силы, ставить активные минные заграждения, подавлять береговые батареи среднего калибра, действовать на коммуникациях противника. При неоговоренном водоизмещении новый крейсер должен нести восемь 203-мм орудий, двенадцать 100-мм стабилизированных зенитных орудий, двенадцать 37-мм автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре самолета-разведчика; иметь скорость максимального хода не менее 36 узлов и дальность плавания 10000 миль при скорости 20 уз. Бронирование выбиралось из расчета непробиваемости борта, траверза и боевой рубки 203-мм снарядом на дистанции более 60 кб, а палубы – 250-кг авиабомбами.
Первые же проработки проекта показали, что водоизмещение такого корабля составит 25 000 тонн! Вполне естественно, что главный калибр (203 мм) для столь крупного корабля показался недостаточным. Дальнейшее рассмотрение пр.82 прервала Великая Отечественная война. В 1943 году начались проработки проектов кораблей различных классов с учетом опыта ведения военных действий, в том числе и пр.82. После конкретизации задач и уточнения характеристик корабля калибр его главной артиллерии увеличили до 220 мм. В 1947 г. произошло очередное рассмотрение оперативно-тактического задания по пр.82 уже с участием правительства. В результате было принято решение вооружить новый корабль 305-мм артиллерией. Именно с таким главным калибром 31 августа 1948 г. утвердили тактико-техническое задание. Предстояло строить тот же крейсер проекта 69 (см. подробнее >>>), но только на новом качественном уровне.
31 декабря 1951 г. в Николаеве заложили головной корабль серии «Сталинград», в сентябре 1952 г. в Ленинграде – «Москву», а через месяц в Молотовске (ныне Северодвинск) – третий корабль. Спуск головного корабля намечался на ноябрьские праздники 1953 г., но в апреле в связи со смертью И. В. Сталина все работы по крейсерам проекта 82 были прекращены, а затем начали их разборку на стапелях. Правда, цитадель «Сталинграда» в 1954 г. спустили на воду для проведения натурных испытаний стойкости конструкции и новых образцов оружия. В 1956–1957 гг. отсек подвергся ударам крылатых ракет, авиабомб, торпед и остался на плаву, хотя, естественно, никакой борьбы за живучесть на нем не велось(!). Но это не помешало сделать вывод о том, что с появлением крылатых ракет традиционная схема конструктивной защиты бесперспективна.
По утвержденному проекту крейсеры типа «Сталинград» в качестве главного калибра должны были иметь три башни СМ-31 с тремя 305-мм орудиями с длиной ствола 61 калибр. Эти башни (как и сами орудия) имели большую массу по сравнению с башнями МК-15 крейсеров типа «Кронштадт» с 305-мм орудиями Б-50. Снаряд новой пушки был на 4 кг легче, но при начальной скорости 950 м/с он забрасывался на дистанцию 290 кб, что на 30 кб больше, чем у орудий Б-50. При этом на дистанции 150 кб новое орудие пробивало горизонтальную броню толщиной 312 мм (Б-50 – 280 мм), а горизонтальную толщиной 73 мм (Б-50 – 88). Понятно, что такие дальности стрельбы должны быть обеспечены приборами управления стрельбой и источниками обнаружения и целеуказания. На этом преимущества «Сталинграда» (по отношению к «Кронштадту») заканчиваются: корабельные средства обнаружения, а тем более управления огнем того времени не могли обеспечить стрельбу на дистанциях более 135 кб, а авиационное вооружение на крейсере пр.82 не предусматривалось*. Кроме того, на дистанциях более 200 кб естественное рассеивание снарядов очень велико. Так, для попадания одного снаряда в крейсер на дистанции 210 кб понадобилось бы около 125 снарядов (боекомплект на корабле 720 снарядов), на дистанции 120 кб – порядка 13, в то время как для вывода из строя крейсера противника требуется около 20 попаданий.
* Можно предположить, что в случае вступления в строй этих кораблей они одними из первых получили бы на вооружение вертолеты, что могло решить проблему обнаружения и корректировки огня за видимый горизонт.
Столь большие дистанции обычно реализуются при стрельбе по береговым площадным целям. Применительно к морским целям способность дальше забросить снаряд лишь характеризует лучшую баллистику орудия, что на одинаковых дистанциях при прочих равных условиях обеспечивало бы большую вероятность попадания снаряда в цель, то есть на выбранной дистанции боя крейсер пр.82 быстрее достигнет требуемого количества попаданий.
Таким образом, можно предположить, что с вступлением в строй тяжелых кораблей типа «Сталинград» советский ВМФ получил бы мощный, достаточно хорошо сбалансированный артиллерийский корабль, вполне «конкурентоспособный» американскому большому крейсеру «Alaska». Необходимо отметить и лучшую защищенность «Сталинграда». Хотя в остальном корабли оказались бы почти равносильны (преимущество в скорости на 3 уз советского крейсера, как показал опыт войны, существенного значения не имело бы).
Но вряд ли «Сталинграду» нашлось бы применение «по специальности» в военных действиях первой половины 1950-х годов. К моменту вступления его в строй «Alaska» уже находилась в резерве, откуда и ушла на разделку.
Еще до утверждения решения о вооружении кораблей пр.82 305-мм артиллерией опять возник вопрос о необходимости создания крейсера более легкого и более дешевого, чем будущий «Сталинград». Ведь последний предполагалось применять самостоятельно или как флагманский корабль главных сил флота в море, а нужен был массовый корабль для придания боевой устойчивости различным группировкам сил флота в море от возможных атак легких и тяжелых крейсеров противника. Практически речь шла об аналоге одного из промежуточных вариантов проекта крейсеров пр.82 с 220-мм артиллерией, разработка которых велась еще в 1945 г.
Предэскизный проект такого крейсера ЛКР-22 (крейсер легкий с 220-мм артиллерией) предусматривал создание корабля, который при полном водоизмещении 23 500 т должен был нести девять 220-мм орудий, иметь главный броневой пояс толщиной 90 мм, развивать ход 35 узлов. Но снятие в 1947 г. с должности наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова (инициатора создания такого крейсера) привела к прекращению всех работ по нему.
Прошло всего несколько лет, и идея крейсера с 220-мм артиллерией вновь овладевает умами руководства ВМФ, но теперь уже ее инициатором в начале 1951 г. становится И. В. Сталин, и уже через год на рассмотрение вернувшемуся из ссылки Н. Г. Кузнецову представили предэскизный проект нового корабля (проект 66).
Главной особенностью крейсера пр.66 стала артиллерия главного калибра. Его трехорудийные 220-мм артиллерийские башни СМ-6 начали проектировать в 1945 г. для крейсеров пр.82, затем их планировали установить на крейсер пр.22 и, наконец, на новый крейсер пр.66. Орудие с длиной ствола 65 калибров, отстрелянное на полигоне в 1954 г., забрасывало 176-кг снаряд на дистанцию 260 кб при расчетной скорострельности 4–5 выстр./мин.
Главным предназначением кораблей пр.66 должна была стать борьба с крейсерами, в том числе вооруженными 203-мм артиллерией, последним представителем которых был американский тяжелый крейсер «Des Moines», вступивший в строй после войны, имевший на вооружении автоматизированные 203-мм артиллерийские установки со скорострельностью, в два раза превышавшей расчетную для СМ-6.
Масса американского снаряда составляла всего 152 кг, а дальность стрельбы не превышала 150 кб, однако на реальной дистанции боя (менее 130 кб) советский «истребитель тяжелых крейсеров» сам мог оказаться жертвой. Если учесть 203-мм главный броневой пояс «Des Moines», то можно сказать, что крейсер проекта 66 уж точно не смог бы «с успехом бить все корабли своего класса», как хотел Н. Г. Кузнецов. Это подтвердила проведенная в 1954 г. исследовательская тактическая игра, показавшая, что крейсер пр.66 не сможет безнаказанно уничтожать тяжелые крейсеры противника с 203-мм артиллерией, построенные уже после окончания Второй Мировой войны. Изменились взгляды руководства страны на роль и место больших надводных кораблей – проект последнего советского большого артиллерийского крейсера сдали в архив. На этот раз навсегда!
Информация