Military Review

Chelyuskin epic

12
Chelyuskin epic

13 April 1934 was completed an operation to rescue the Chelyuskinites in the Arctic. Soviet pilots have done the impossible. They reached the camp of a scientific expedition led by O. Schmidt on light aircraft and, having made a 24 flight, rescued people. The whole country watched this heroic epic and was glad to rescue polar explorers. The feat of the Chelyuskinites will be an event that will unite the people. History about the courageous members of the expedition, the sailors and the pilots will talk in schools, and the children will play the game "Chelyuskin".


16 April 1934 was issued by the Decree of the Central Election Commission of the USSR on the establishment of the title of Hero of the Soviet Union. The first Heroes of the USSR were the pilots who participated in this operation - Anatoly Lyapidevsky, Sigismund Levanevsky, Mavriky Slepnev, Nikolai Kamanin, Vasily Molokov, Ivan Doronin and Mikhail Vodopyanov. Lyapidevsky was also awarded the Order of Lenin and received the first Gold Star medal in 1939. The orders of Lenin were awarded and two American flight mechanics - Clyde Armstead and William Levery, who took part in the operation. The direct participants in the wintering camp in the ice camp were awarded orders of the Red Star.

The task of the development of the North and the expedition

Artik in the first half of the twentieth century was considered a tasty morsel, on which many dug. In 1920-ies, Moscow announced that all the lands that are in the Soviet sector of the Arctic belong to the Soviet Union. Despite this, Norway still claimed the land of Franz Joseph. The Northern Sea Route attracted the attention of great powers, including Germany.

In 1878-1879 only the sailing-steam vessel "Vega", under the direction of the Swedish researcher A.E. Nordenskiöld, was able to overcome this most difficult and dangerous path. But with wintering. Wintering deprived such a journey of practical meaning. Before the revolution, the Hydrographic Expedition of the Arctic Ocean, which was established on the initiative of Captain II of the rank of A.V., solved the problem of developing the Northern Route. Kolchak. Hydrographic expedition based in Vladivostok and mainly engaged in the study of the eastern part of the Northern Sea Route. At the same time, polar explorer V.А. Rusanov studied the western part of the path. However, the First World War and the Revolution did not allow the plans of the polar explorers to be realized.

After the victory of the Bolsheviks, both sections of the road acted independently of each other. The western section of the Northern Sea Route, from the Yenisei to the White Sea, was used to export grain from Siberia to the European part of the country. With the beginning of industrialization, it began to export timber from Igarka, and then the nickel ore of Norilsk and Talnakh. The development of Chukotka and Eastern Siberia required the organization of regular flights from Vladivostok.

In Moscow, there were serious plans for the development of the North. On the Northern Sea Route, caravans of ships were to move to the Far East. But for this they needed icebreakers, the appropriate infrastructure - ports, settlements and weather and radio stations. The country needed a path that would connect the European part of Russia with Siberia and the Far East. In 1932, for the first time in a single navigation on the Northern Sea Route, the Sibiryakov icebreaker under the command of captain Vladimir Voronin could break through. The head of the expedition was Otto Schmidt. However, the Soviet Union had few such ships. In addition, "Sibiryakov" received significant damage.

It was necessary to prove the possibility of passage through the Northern Sea Route of ordinary ships that could carry significant cargo. Icebreaking vessels carried mainly coal, which was necessary for them. 11 March 1933 of the year was launched "stepped to navigate in the ice" steamer "Lena" (it was designed to sail between the mouth of the Lena and Vladivostok), the future "Chelyuskin." It was built by the Soviet order in Denmark. The vessel had a displacement of 7,5 thousand tons. The steamboat arrived in Leningrad on 5 on June 1933. There, it was renamed “Chelyuskin”, in honor of the Russian explorer of the 18th century, S.I. Chelyuskin.

Although the ship did not make a single test voyage, in the same year it was sent on a difficult expedition. On July 16, the steamboat left Leningrad and, rounding the Scandinavian Peninsula, arrived in Murmansk. 2 August 1933, taking the 112 man on board, the Chelyuskin left Murmansk for Vladivostok. The commander of the steamer was an experienced captain V. I. Voronin, the head of the expedition, corresponding member of the USSR Academy of Sciences O. Yu. Schmidt. The ship’s crew itself was 52 man, the expedition members were 29 man, the rest of the polar explorers and workers who were heading to Wrangel Island. The backbone of the crew were 19 seafarers and scientists, led by captain V. Voronin and navigator M. Markov, who participated in the expedition "Sibiryakova". The most experienced polar explorer, not counting Captain Voronin, was the radio operator E. Krenkel (he was a radio communications specialist in arctic conditions). Krenkel wintered on Novaya Zemlya and Franz Josef Land and participated in a hike on the Sibiryakov icebreaker. In addition, on board were 9 women. Including the pregnant wife of surveyor V. Vasilyeva, the family was heading to Wrangel Island. The head of the wintering on Wrangel Island P. Buiko also went with his wife and little daughter.

It should be noted that the work in the North at that time was as prestigious and honorable as cosmonautics in the future. Arctic achievements have become one of the heroic pages of the young Soviet state. The exploits and achievements of polar explorers did not leave the pages of newspapers and books. Sublime and pragmatic combined in the development of the North.

One of the tasks of the expedition was the change of winter workers on Wrangel Island (its inhabitants already 4, were without connection with the mainland). We also wanted to consolidate the experience of the previous expedition. For wiring in the heavy ice, the expedition identified the icebreaker Krasin. In addition, Chelyuskin was given an Amphibious W-2 amphibious aircraft with an experienced pilot, M.S. Grandma.

Mathematician Otto Yulievich Schmidt became the man who was able to make a decisive contribution to the development of the Northern Route. A brilliant mathematician who took an active part in the creation of the Soviet education system, Schmidt was the founder and editor-in-chief of the Great Soviet Encyclopedia. The scientist was fond of mountaineering and had to take part in the Tajik-Pamir expedition. However, the expedition did not take place and Schmidt was asked to take part in the study of another little-studied area - Franz Josef Land. The islands were within the Russian polar possessions. Russia declared rights to them back in 1916, and the USSR confirmed the application ten years later. All known and unknown lands between the meridians of the Bering Strait - in the east and the Rybachy Peninsula - in the west were declared Russian (later Soviet) possessions. But for the practical legalization of this announcement, it was necessary to begin the economic development of these territories.

During the expedition to Franz Josef Land in 1929, Otto Schmidt, who had the authority of a government commissioner, gained polar experience for the first time in his life. This new line of activity has completely captured it. A year later, Schmidt explored the Northern Land. Then, as the director of the All-Union Arctic Institute of the North, he aboard the ship Sibiryakov for the first time in history, overcame the Northern Sea Route without wintering. It was a great success, which Stalin personally noted. The Main Directorate of the Northern Sea Route (GU NSR) was established. Schmidt led it. His task is to finally pave the way and equip it from the White Sea to the Bering Strait.

The crossing of the Kara Sea was accompanied by several events. The Chelyuskin, although following the icebreaker, received several minor damages (loss of rivets, dents and deformation of the frames, etc.). The location of the island of Solitude was clarified. 21 August had to part with the "Krasin", the icebreaker had to accompany the ships going to Lena. Now the crew could count only on themselves.

At first, the ice situation in general favored the expedition, but when entering the East Siberian Sea, the ice situation deteriorated. Captain Voronin noted in his diary: "How difficult is it to walk among the ice on a weak Chelyuskin, besides badly listening to the helm ...". However, the most difficult tests were waiting for the expedition in the Chukchi Sea, where the ship entered in mid-September. Aerial reconnaissance showed the impossibility of visiting Wrangel Island, the path was tightly closed by heavy ice. Besides, the ship soon found itself caught in ice. September 23 ship was completely blocked. From the shore to him dog sleds snuck Chukchi. With them, 8 people were sent to the mainland - the sick and those who needed to return home before the end of the year.

The Chelyuskin drifted along with the ice. November 4, thanks to a successful drift along with the ice, the vessel entered the Bering Strait. Three quarters of a mile remained to clean water. On the same day, icebreaker "Litke" (the flagship of the North-Eastern polar expedition of the People's Commissariat of Water), who was near, offered assistance. However, the leadership of the expedition, knowing about the damage of the ice-cutter, whose crew barely had time to pump out the water, refused. In the evening, Chelyuskin dragged back to the Chukchi Sea. After 10 days, the ship was at Cape Hop, Alaska. Then they asked Litke for help. The sailors of the ice-cutter, who were threatened with death at any moment, did everything possible and approached the Chelyuskin on 25 km, but were stopped by an impassable multi-year ice pack. Schmidt and Voronin, fearing the death of Litke, released an ice cutter.



Wintering and evacuation

13 February 1934 of the year “Chelyuskin” was crushed by ice and sank. The evacuation was quick and clear, so we managed to unload several tons of food, equipment, fuel and various things necessary for survival. At roll call, it turned out that B. Mogilevich, the farm manager, was killed, a barrel rolled along the deck, and he went along with the vessel to the ice abyss.

Moscow attached great importance to the salvation of the Chelyuskin crew. Two days after the shipwreck, a special commission was established, headed by Valerian Kuybyshev. The commission acted in several directions at once. Dismantled airships were sent by rail to Vladivostok, they planned to transfer them to Chukotka by sea. From Leningrad through the Atlantic, Panama Canal and further went the icebreaker Krasin, whose crew had extensive experience saving people in the North. However, the main hopes were placed on Aviation.

At this time, Chelyuskinites passed a severe school of survival. People did not lose heart, they believed that they would be saved and did everything to wait for help. The first days were the hardest. But then even in the Arctic a severe life was established. They built a barrack from the rescued materials, settling there up to half the crew. The rest lived in tents. Built a galley and signal tower. Great work is constantly carried out on the ice airfield. He was constantly destroyed by the shifts of ice, he had to carry out new work.

The coast was located about 150 km from the camp, but Schmidt forbade hiking. Women and children, and indeed many men, could not have reached the coast. Too many dangers concealed such a transition, especially in the absence of the necessary equipment. Dissatisfied harshly humbled. Schmidt said directly that he would open fire. Sprouts of doubt and panic had to be suppressed at the very beginning. The leadership of the expedition, from the rich experience of previous polar expeditions, knew that crossing over drifting ice was extremely dangerous. And even for well-trained, having food and special equipment for people. Under their conditions, such a transition threatened many, if not all, with death. We decided to wait for help from the mainland.

The decision was right. At Cape Olyutorka, the ships were unloaded and collected aircraft for flights to the Chelyuskin camp. From there, they made their way to the village of Vankarem. March 5 (about 3 weeks after the catastrophe) pilot Anatoly Lyapidevsky already on the heavy twin-engined ANT-4 (TB-1) took the first batch of Chelyuskinites (ten women and two children) from the floe. Lyapidevsky made a real feat. According to him, the landing site was small - about 450 on 150 meters, and 650 meters on 150 were required. However, nothing happened. Lyapidevsky's flight on the heavy ATN-4 was the only one, then lighter aircraft were used.

The next flight could only arrive on April 7. It was Slepnev on the American Fleuster monoplane. The plane was damaged during landing. Behind him sat Vasily Molokov, Nikolai Kamanin on single-engine Soviet aircraft R-5. Soviet cars could not take a lot of people. They were built as scouts and light bombers. Molokov and Kamanin took the 5 man (the fifth was “superfluous,” the driver Martisov was shoved into a parachute box under the fuselage). Slepnev was waiting for spare parts.

In the future, “the air bridge worked non-stop. For a week, the Soviet pilots on light aircraft took all. The pilots Vasily Molokov, Nikolai Kamanin, Mikhail Vodopyanov took out people on single-engine P-5 airplanes, and Ivan Doronin on W-34 Junkers. Schmidt wanted to leave the camp one of the last, categorically refusing to leave the camp. However, he began to progress old pulmonary disease, there was a threat of death of the leader of the expedition. Therefore, by order from Moscow, he had to hand over the leadership to his deputy Bobrov. Schmidt was taken to Alaska in order to provide medical aid as soon as possible.

13 April was made the last flight. The last to leave the camp were Captain Voronin, Bobrov, radio operator Krenkel and commander of the Pogosov landing area. Total was made 24 flight. Molokov and Kamanin, made 9 flights (Molokov took 39 people, Kamanin - 34), Vodopianov - 3 flights (evacuating 10 people). The rest were saved by Slepnev and Doronin. People were transported to the Chukchi camp Vankarem, which was located in 140 — 160 km from the ice station. Pilot M.S. Babushkin and flight mechanic Georgy Valavin 2 of April independently left the ice floe in Vankarem on an W-2 aircraft, which was saved from the drowned Chelyuskin. Saved everyone.

The fate of the Chelyuskinites, the feat of seamen, polar explorers and pilots made the whole country united. Now it’s hard to believe, but from February to April 1934, the entire Soviet Union began the day by asking what happens on the ice floe. All greedily caught information on the radio, read and re-read the newspaper. The return of the Chelyuskinites was a triumph for the entire USSR. Their journey from Vladivostok to Moscow was literally covered with flowers. All members of the expedition and the pilots became real heroes and did not leave the front pages of newspapers and radio programs. The Soviet people exulted. It was an incomparable unity of the people. His victory. The parade on Red Square was the highest point of exultation of people, when Chelyuskin people were brought from the station along the flooded streets of the capital flooded with triumphant people.

The practical experience of the expedition was not forgotten and taken into account. They began to build new cargo ships of the Dezhnev type and linear icebreakers of the Stalin type. In addition, it became clear the need to create a detachment of a special polar aviation. Soon he created. At the same time, the idea of ​​creating a special drifting station. In 1937, such a station appeared (“North Pole”). It was the world's first polar research drifting station. The Chelyuskin team also took part in its creation.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. svp67
    svp67 April 13 2014 06: 35
    +2
    Yes, LEGENDARY times, LEGENDARY people ... Well, are we really worse than our ancestors ...
    1. svp67
      svp67 April 13 2014 06: 41
      +1
      ______________________
    2. avt
      avt April 13 2014 09: 53
      +7
      Quote: svp67
      Yes LEGENDARY times, LEGENDARY people ...

      And even this feat, which you don’t seem to be able to turn out, tried to smear the swanides with mud with milechino. Remember how they squealed in the 90s - a steamer with convicts sailed from behind and no one rescued them? Here are the ghouls!
      1. Sergey S.
        Sergey S. April 13 2014 10: 46
        +4
        ... They lied that the Americans saved the convicts ...

        Now such a bastard revelry is no longer there, but it’s too early to calm down, the fifth column continues to crap.
        Events in Ukraine - confirmation.
    3. RoTTor
      RoTTor April 13 2014 12: 22
      -1
      Yes, yes! Did not notice?
  2. mamont5
    mamont5 April 13 2014 07: 01
    +1
    I remember in my childhood I read the book by L.Khvat "On Long Voyages and Flights"
    The author is a journalist, a participant in all the expeditions of that time: Rescue of "Chelyuskinites", Long-distance flights of the crews of Chkalov and Gromov, Station North Pole 1, etc. Very interesting.
  3. ZU-23
    ZU-23 April 13 2014 09: 41
    0
    Yes, really heroes. Consider the chances were not great to survive, but they also saved people.
  4. parus2nik
    parus2nik April 13 2014 11: 04
    +6
    There were people, there were exploits ... the artist who plays Sanya in the film "Two Captains" recalls once a pilot came up to me and said that thanks to this film and the main character, he went to the polar pilots ..
  5. RoTTor
    RoTTor April 13 2014 12: 26
    +1
    Great country - great things. Who does not understand - our homeland of the USSR!
    1. densh
      densh April 13 2014 12: 52
      +4
      Quote: RoTTor
      Great country - great things.

      Most importantly, great People. And they weren’t afraid of anything, and work in remote, dangerous places, long-distance expeditions. And not for the sake of money or orders, for the sake of the Motherland. A low bow!
  6. krokodil_gena71
    krokodil_gena71 April 13 2014 14: 04
    +3
    GREAT PEOPLE, GREAT ACTIONS. Well, at least in our time they remembered about the North. And teachings, and restoration, and development. And then only Norilsk Nickel plowed its expanses with their ships. But "NN" had a benefit, they had no time to master it.
  7. Artem1967
    Artem1967 April 14 2014 09: 57
    0
    Saved everyone.

    This is the main thing! People believed and were not let down. Great practical significance of the expedition. Largely due to this experience, in 1942 warships were transferred from the Pacific to the Northern Fleet along the Northern Sea Route in one navigation.
    One question is unclear. Judging by the map, "Chelyuskin" in the Kara Sea (where the ice situation was normal) wrote intricate loops, wasting precious navigation time. Was it necessary to do this? After all, the main goal - to pass the Northern Sea Route from Murmansk to Vladivostok - has not been canceled, and the loss of time sharply reduced the chances of the enterprise's success.

Челюскинская эпопея

Челюскинская эпопея

13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. Советские лётчики совершили невозможное. Они на легких самолетах добрались до лагеря попавшей в беду научной экспедиции под руководством О. Шмидта и, совершив 24 рейса, спасли людей. Вся страна следила за этой героической эпопеей и радовалась спасению полярников. Подвиг челюскинцев станет событием, которое сплотит народ. Историю о мужественных членах экспедиции, моряках и летчиках будут рассказывать в школах, а дети будут играть в игру «челюскинец».

16 апреля 1934 года вышло Постановление ЦИК СССР об учреждении звания Героя Советского Союза. Первыми Героями СССР стали летчики, которые участвовали в этой операции – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Василий Молоков, Иван Доронин и Михаил Водопьянов. Ляпидевский также был отмечен орденом Ленина и получил в 1939 году первую медаль «Золотая Звезда». Орденами Ленина были награждены и двое американских бортмехаников - Клайд Армстед и Уильям Левери, которые принимали участие в операции. Непосредственные участники зимовки в ледовом лагере были награждены орденами Красной Звезды.

Задача освоения Севера и экспедиция


Артика уже в первой половине XX столетия считалась лакомым куском, на который многие зарились. В 1920-е годы Москва объявила, что все земли, которые находятся в советском секторе Арктики, принадлежат Советскому Союзу. Несмотря на это Норвегия по-прежнему претендовала на землю Франца-Иосифа. Северный морской путь привлекал внимание великих держав, включая Германию.

В 1878-1879 гг. только парусно-паровое судно «Вега», под руководством шведского исследователя А.Э. Норденшельда, смогло одолеть этой сложнейший и опасный путь. Но с зимовкой. Зимовка лишала подобное путешествие практического смысла. До революции проблему освоения Северного пути решала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, которую учредили по инициативе капитана II ранга А.В. Колчака. Гидрографическая экспедиция базировалась во Владивостоке и в основном занималась исследованием восточной части Севморпути. Одновременно полярный исследователь В.А. Русанов изучал западную часть пути. Однако, Первая мировая война и революция не дали реализовать замыслы полярных исследователей.

После победы большевиков оба участка пути действовали самостоятельно друг от друга. Западный участок Северного морского пути, от Енисея до Белого моря, использовали для вывоза хлеба из Сибири в европейскую часть страны. С началом индустриализации по нему стали вывозить лес из Игарки, а затем никелевую руду Норильска и Талнаха. Освоение же Чукотки и Восточной Сибири потребовали организации регулярных рейсов из Владивостока.

В Москве были серьёзные планы по освоению Севера. По Северному морскому пути должны были двигаться караваны судов на Дальний Восток. Но для этого нужны были ледоколы, соответствующая инфраструктура – порты, населенные пункты и метео- и радиостанции. Стране нужен был путь, который свяжет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В 1932 году впервые за одну навигацию по Севморпути смог пробиться ледокол «Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина. Начальником экспедиции был Отто Шмидт. Однако таких кораблей у СССР было мало. К тому же и «Сибиряков» получил значительные повреждения.

Необходимо было доказать возможность прохода через Севморпуть обычных судов, которые могли перевозить значительные грузы. Ледокольные суда возили в основном уголь, который был необходим им самим. 11 марта 1933 года на воду был спущен «усиленный для навигации во льдах» пароход «Лена» (он был предназначен для плавания между устьем Лены и Владивостоком), будущий «Челюскин». Его построили по советскому заказу в Дании. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. В Ленинград пароход прибыл 5 июня 1933 года. Там его переименовали в «Челюскин», в честь русского исследователя Севера XVIII столетия С. И. Челюскина.

Хотя судно не совершило ни одного испытательного плавания, в этом же году оно было отправлено в сложную экспедицию. 16 июля пароход вышел из Ленинграда и, обогнув Скандинавский полуостров, прибыл в Мурманск. 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток. Командиром парохода был опытный капитан В. И. Воронин, начальником экспедиции член-корреспондент АН СССР О. Ю. Шмидт. Собственно экипаж судна составлял 52 человека, члены экспедиции - 29 человек, остальные полярники и рабочие, которые направлялись на остров Врангеля. Костяк экипажа составляли 19 моряков и научных работников во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым, которые участвовали в экспедиции «Сибирякова». Самым опытным полярником, не считая капитана Воронина, был радист Э. Кренкель (он был специалистом радиосвязи в арктических условиях). Кренкель уже зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа и участвовал в походе на ледоколе «Сибиряков». Кроме того, на борту судна было 9 женщин. В том числе беременная жена геодезиста В. Васильева, семья направлялась на остров Врангеля. Начальник зимовки на острове Врангеля П. Буйко также отправился с женой и маленькой дочерью.

Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика. Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства. Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера.

Одной из задач экспедиции была смена зимовщиков на острове Врангеля (его обитатели уже 4 года были без связи с Большой землёй). Также хотели закрепить опыт предыдущей экспедиции. Для проводки в тяжелых льдах экспедиции выделили ледокол «Красин». Кроме того, «Челюскину» придали для разведки самолет-амфибию Ш-2 с опытным пилотом М.С. Бабушкиным.

Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути. Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района – Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. О правах на них Россия заявила ещё в 1916 году, и СССР через десять лет подтвердил заявку. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими (позднее советскими) владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий.

В ходе экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1929 году Отто Шмидт, который имел полномочия правительственного комиссара, впервые в жизни получил полярный опыт. Это новое направление деятельности целиком захватило его. Через год Шмидт исследовал Северную Землю. Затем в качестве директора Всесоюзного арктического института Севера он на судне «Сибиряков» впервые в истории одолел Севморпуть без зимовки. Это был большой успех, который отметил лично Сталин. Было учреждено Главное управление Северного Морского пути (ГУ СМП). Шмидт возглавил его. Его задачей окончательно проложить путь и оборудовать его от Белого моря до Берингова пролива.

Переход через Карское море сопровождался несколькими событиями. «Челюскин», хоть и следовал за ледоколом, получил несколько небольших повреждений (потеря заклепок, вмятины и деформации шпангоутов и т. д.). Было уточнено расположение острова Уединение. 21 августа пришлось расстаться с «Красиным», ледокол должен был сопровождать суда, шедшие к Лене. Теперь экипаж мог рассчитывать только на себя.

Поначалу ледовая обстановка в целом благоприятствовала экспедиции, но при входе Восточно-Сибирское море ледовая обстановка ухудшилась. Капитан Воронин отметил в дневнике: «Как трудно идти среди льдов на слабом «Челюскине», к тому же плохо слушающемся руля…». Однако самые сложные испытания ждали экспедицию в Чукотском море, куда судно вошло в середине сентября. Воздушная разведка показала невозможность посещения острова Врангеля, путь был плотно закрыт тяжелыми льдами. К тому же вскоре судно оказалось зажатым льдами. 23 сентября судно было полностью блокировано. С берега к нему на собачьих упряжках пробрались чукчи. С ними было отправлено на Большую землю 8 человек – больных и тех, кому необходимо было вернуться домой до конца года.

«Челюскин» стал дрейфовать вместе со льдом. 4 ноября благодаря удачному дрейфу вместе со льдами судно вошло в Берингов пролив. До чистой воды оставалось три четверти мили. В этот же день ледорез «Литке» (флагман Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода), который был рядом, предложил помощь. Однако руководство экспедиции, зная о повреждениях ледореза, экипаж которого еле успевал откачивать воду, отказалось. Вечером «Челюскин» поволокло обратно в Чукотское море. Через 10 дней судно было у мыса Хоп на Аляске. Тогда у «Литке» попросили о помощи. Моряки ледореза, которым самим в любую минуту грозила гибель, сделали всё возможное, и подошли к «Челюскину» на 25 км, но были остановлены непроходимым многолетним льдом – паком. Шмидт и Воронин, опасаясь гибели «Литке», отпустили ледорез.

Челюскинская эпопея


Зимовка и эвакуация

13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Эвакуация прошла быстро и чётко, поэтому удалось выгрузить несколько тонн продовольствия, снаряжения, топлива и различных вещей, необходимых для выживания. При перекличке выяснилось, что погиб завхоз Б. Могилевич, его сбила бочка, покатившаяся по палубе, и он ушёл вместе с судном в ледяную пучину.

Москва придала спасению экипажа «Челюскина» большое значение. Уже через два дня после крушения судна была учреждена специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Комиссия действовала сразу по нескольким направлениям. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, их планировали перебросить на Чукотку морем. Из Ленинграда через Атлантику, Панамский канал и далее пошёл ледокол «Красин», экипаж которого имел большой опыт спасения людей на Севере. Однако основные надежды возлагали на авиацию.

В это время челюскинцы проходили суровую школу выживания. Люди не пали духом, они верили, что их спасут и делали всё, чтобы дождаться помощи. Первые дни были самые тяжелые. Но затем даже в Арктике наладили суровый быт. Из спасенных материалов соорудили барак, поселив туда до половины экипажа. Остальные жили в палатках. Построили камбуз и сигнальную вышку. Большие работы постоянно проводили на ледовом аэродроме. Его постоянно разрушали подвижки льда, приходилось проводить новые работы.

Берег располагался примерно в 150 км от лагеря, но Шмидт запретил пеший переход. Женщины и дети, да и многие мужчины, не смогли бы дойти до берега. Слишком много опасностей таил такой переход, особенно в условиях отсутствия нужного снаряжения. Недовольных жестко смирили. Шмидт прямо сказал, что откроет огонь. Ростки сомнений и паники надо было подавить в самом начале. Руководство экспедиции, по богатому опыту прежних полярных экспедиций, знало, что переход по дрейфующим льдам крайне опасен. Причём даже для хорошо подготовленных, имеющих продовольствие и специальное снаряжение людей. В их условиях такой переход грозил смертью многим, если не всем. Решили ждать помощи с материка.

Решение было правильным. На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь челюскинцев. Оттуда они своим ходом добрались до селения Ванкарем. Уже 5 марта (около 3 недель после катастрофы) лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 (ТБ-1) вывез с льдины первую партию челюскинцев (десять женщин и двоих детей). Ляпидевский совершил настоящий подвиг. По его словам, посадочная площадка была маленькая – примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось. Полет Ляпидевского на тяжелом АТН-4 был единственным, затем использовали более легкие самолёты.

Следующий рейс смог прибыть только 7 апреля. Это был Слепнёв на американском моноплане «Флейстер». Самолёт при посадке был поврежден. За ним сели Василий Молоков, Николай Каманин на одномоторных советских самолетах Р-5. Советские машины не могли увезти много людей. Они строились как разведчики и легкие бомбардировщики. Молоков и Каманин забрали 5 человек (пятого – «лишнего», машиниста Мартисова запихали в парашютный ящик под фюзеляжем). Слепнёв остался ждать запасных частей.

В дальнейшем «воздушный мост работал безостановочно. За неделю советские летчики на легких самолетах вывезли всех. Летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов вывозили людей на одномоторных самолетах Р-5, а Иван Доронин - на «Юнкерсе» W-34. Шмидт хотел покинуть лагерь одним из последних, категорически отказываясь покинуть лагерь. Однако у него начала прогрессировать застарелая легочная болезнь, возникла угроза гибели руководителя экспедиции. Поэтому приказом из Москвы ему пришлось передать руководство своему заместителю Боброву. Шмидта вывезли на Аляску, чтобы как можно быстрее оказать врачебную помомщь.

13 апреля был сделан последний рейс. Последними лагерь покинули капитан Воронин, Бобров, радист Кренкель и комендант посадочной площадки Погосов. Всего было сделано 24 рейса. Молоков и Каманин, совершили по 9 рейсов (Молоков вывез 39 человек, Каманин — 34), Водопьянов - 3 рейса (эвакуировав 10 человек). Остальных спасли Слепнев и Доронин. Людей перевозили в чукотское становище Ванкарем, которое располагалось в 140—160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. С. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно отбыли с льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, который удалось спасти с утонувшего «Челюскина». Спасли всех.

Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и летчиков сделали единой всю страну. Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине. Все жадно ловили информацию по радио, читали и перечитывали газеты. Возвращение челюскинцев стало триумфом всего СССР. Их путь из Владивостока в Москву буквально засыпали цветами. Все члены экспедиции и летчики стали настоящими героями и не сходили с передовиц газет и радиопередач. Советский народ ликовал. Это было ни с чем несравнимое, единение народа. Его победа. Высшей точкой ликования людей стал парад на Красной площади, когда челюскинцев привезли с вокзала по затопленным торжествующими людьми улицам столицы.

Практический опыт экспедиции не забыли и учли. Стали строить новые грузовые суда типа «Дежнев» и линейные ледоколы типа «Сталин». Кроме того, стала понятна необходимость создания отряда особой полярной авиации. Вскоре его создали. Одновременно возникла идея создания особой дрейфующей станции. В 1937 году такая станция появилась («Северный полюс»). Это была первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. В её создании приняли участие и челюскинцы.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. svp67 13 апреля 2014 06:35
    Да ЛЕГЕНДАРНЫЕ времена, ЛЕГЕНДАРНЫЕ люди...Ну неужто мы хуже предков...
    1. svp67 13 апреля 2014 06:41
      ______________________
    2. avt 13 апреля 2014 09:53
      Цитата: svp67
      Да ЛЕГЕНДАРНЫЕ времена, ЛЕГЕНДАРНЫЕ люди...

      И ведь даже этот Подвиг , который ну вроде никак не вывернешь , млечино сваниды либероидные грязью пытались измазать .Помните как в 90е верещали - плыл де сзади пароход с зеками и их никто спасать не стал ? Вот же упыри !
      avt
      1. Сергей С. 13 апреля 2014 10:46
        ...Врали, что зеков американцы спасли...

        Сейчас такого разгула сволочи уже нет, но успокаиваться рано, пятая колонна гадить продолжает.
        События на Украине - подтверждение.
    3. RoTTor 13 апреля 2014 12:22
      Таки да! Не заметили?
  2. mamont5 13 апреля 2014 07:01
    Помню в детстве читал книгу Л.Хват "В дальних плаваниях и полетах"
    Автор журналист, участник всех тогдашних экспедиций: Спасение "челюскинцев", Дальние перелеты экипажей Чкалова и Громова, Станция Северный полюс 1 и др. Очень интересно.
  3. ЗУ-23 13 апреля 2014 09:41
    Да, действительно герои. Считай шансы были не велики самим то выжить, а они ещё и людей спасли.
  4. parus2nik 13 апреля 2014 11:04
    Были люди,были подвиги..артист который играет Саню в фильме "Два капитана" вспоминает, как-то ко мне подошёл лётчик, и сказал,что благодаря этому фильму и главному герою,пошёл в полярные лётчики..
    parus2nik
  5. RoTTor 13 апреля 2014 12:26
    Великая страна - великие дела. Кто не понял - наша Родина СССР!
    1. densh 13 апреля 2014 12:52
      Цитата: RoTTor
      Великая страна - великие дела.

      Самое главное-великие Люди.И ничего ведь не боялись-и работа в глухих,опасных местах ,дальние экспедиции.И не ради денег или орденов-ради Родины.Низкий поклон!
  6. krokodil_gena71 13 апреля 2014 14:04
    ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ, ВЕЛИКИЕ СВЕРШЕНИЯ. Ну хотя бы в наше время вспомнили про Север. И учения, и восстановление, и разработка. А то только Норильский Никель своими судами бороздил его просторы. Но у "НН" была выгода, им не до освоения.
    krokodil_gena71
  7. Artem1967 14 апреля 2014 09:57
    Спасли всех.

    Это главное! Люди верили и их не подвели. Велико практическое значение экспедиции. Во многом благодаря этому опыту в 1942 году по Севморпути с Тихоокеанского на Северный флот были переброшены боевые корабли в одну навигацию.
    Один вопрос неясен. Судя по карте, "Челюскин" в Карском море (там ледовая обстановка была нормальная) выписывал замысловатые петли, теряя драгоценное время навигации. Нужно ли было это делать? Ведь главную цель - пройти Севморпутем из Мурманска во Владивосток - никто не отменял, а потеря времени резко снижала шансы на успех предприятия.
    Artem1967

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня