От бортового оборудования до космической электробритвы

От бортового оборудования до космической электробритвы


Предприятия КРЭТ принимали активное участие в освоении космоса. Продукцию, разработанную специалистами Концерна, можно встретить на всех космических кораблях и станциях, от «Восток-1» до МКС. На тренажерах, созданных на предприятии КРЭТ, готовился к полету Юрий Гагарин. Не одно поколение советских космонавтов использовало уникальную разработку – космическую электробритву.

КОСМИЧЕСКИЕ ПРОВОДА


Искусственные спутники, аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры и кометы Галлея, а также космические корабли и станции почти целиком укомплектованы проводами и кабелями, созданными в ОКБ Кабельная промышленность (ОКБ КП).

На станции «Мир» практически вся бортовая кабельная сеть была изготовлена из изделий ОКБ КП. За все время функционирования станции, на ее борту не было ни одного отказа по вине кабелей. Их ресурс не был исчерпан и к моменту затопления станции.

Сегодня кабельная сеть российских модулей МКС на 95% состоит из продукции предприятия. Четырехпарный симметричный теплостойкий кабель, разработанный ОКБ, является одним из основных элементов информационной сети МКС. Он используется для подключения и американских компьютеров и аппаратуры.

На предприятии были созданы и специальные грузонесущие кабели управления. Благодаря одному из них летчик-космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в мире выход человека в космическое пространство.

От бортового оборудования до космической электробритвы


ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ КОСМОНАВТОВ

НИИ Авиационного оборудования (НИИАО), входящий в КРЭТ, является головным предприятием по созданию тренажеров для подготовки космонавтов.

Специалистами института было разработано более 20 тренажеров для всех пилотируемых космических аппаратов от «Востока» до «Бурана» и «Союза ТМА». Именно в НИИАО был создан тренажер для подготовки к полету Юрия Гагарина.

Гордостью НИИАО признан тренажер на базе центрифуги ЦФ-18, который до сих пор является одним из основных средств подготовки космонавтов. Масштаб ЦФ-18, единственной в мире по своим параметрам центрифуги, действительно потрясает: радиус вращения – 18 метров, общая масса вращающихся частей 305 тонн, мощность главного двигателя – около 27 мегаватт.

Сегодня в эксплуатацию внедряются современные тренажеры от НИИ для подготовки экипажей к полетам на кораблях «Союз-ТМА» с новейшими вычислительными системами и возможностью отличной визуализации.

От бортового оборудования до космической электробритвы


КОСМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОБРИТВА

В 1971 году специалистам Уфимского приборостроительного производственного объединения (УППО) поступил особый заказ – на создание первой электробритвы для космонавтов.

Обычная бритва в космосе не годилась, так как там нет промышленной сети в 220В, и к тому же в отсутствии гравитации волоски будут летать по всему кораблю.

В результате многочисленных согласований с конструкторами космических кораблей появилась электробритва «Агидель-К». Кроме питания от бортовой сети 27В, она была снабжена встроенным микропылесосом.

Модели успешно прошли испытания космосом. Первыми высоко оценили качество электробритвы советские космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин и озвучили это на весь мир непосредственно с борта космического корабля. Позже еще не одно поколение советских космонавтов благодарило уфимскую электробритву. До сих пор космическая электробритва является уникальной разработкой, аналогов которой не было и нет в мире.

БОРТОВАЯ АППАРАТУРА КОРАБЛЕЙ

Предприятия КРЭТ успешно участвовали в разработке и выпуске бортовой аппаратуры для отечественных космических кораблей типа «Восток», «Союз», лунного орбитального корабля, орбитальных станций «Мир» и МКС, грузового корабля «Прогресс».

Над аппаратурой для корабля «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос, трудились специалисты многих предприятий Концерна.

Специалисты НИИАО разработали оборудование для первого космического корабля: системы отображения информации и средства ручного управления. Другое предприятие, входящее сегодня в Концерн, – АВЭКС – создало систему управления расходом топлива для ракеты, с помощью которой был осуществлен запуск «Восток-1».

От бортового оборудования до космической электробритвы


Бортовую аппаратуру для станции «Мир» производили в УППО. Всего было произведено около 400 приборов. Общий вес бортовой аппаратуры, изготовленной на уфимском предприятии для станции «Мир», превышал 1 тонну. Позже в УППО были изготовлены приборы и для модулей МКС с общим весом более 2-х тонн.

Сегодня уфимское предприятие изготавливает приборы управления бортовым комплексом транспортных кораблей, а также участвует в работах по модернизации российского сегмента станции МКС и развертывании многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ).

Одним из последних космических достижений Концерна можно назвать систему управления «Нептун-МЭ» для кораблей серии «Союз-ТМА» разработки НИИ Авиационного оборудования.

«Нептун-МЭ» – это модернизированная версия системы отображения информации «Нептун», созданной в институте еще в 1999 году. НИИАО – один из немногих в мире и единственный в России поставщик систем отображения информации такого уровня.

Система способна контролировать и оперативно управлять бортовыми системами пилотируемого космического аппарата. «Нептун-МЭ» представляет собой пульт управления с тремя процессорами и двумя матричными жидкокристаллическими экранами.

Новая система уже была успешно опробована – пилотируемый космический корабль «Союз-ТМА» №709, оборудованный «Нептун-МЭ» был удачно запущен в мае прошлого года.

От бортового оборудования до космической электробритвы


БАТАРЕЙКИ ДЛЯ КОСМОСА

Разработка конкурентоспособной космической техники требует перехода на новые типы аккумуляторов. Одним из ведущих российских разработчиков современных литий-ионных аккумуляторных батарей для космических аппаратов является ОАО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» (АВЭКС), входящее в КРЭТ.

Характеристики таких батарей гораздо выше по сравнению с аккумуляторами других типов при аналогичном сроке службы и количестве циклов заряд-разряд. Но все же основным преимуществом этих аккумуляторов считается снижение массы по сравнению с традиционными батареями.

По оценкам специалистов, применение литий-ионных аккумуляторов на телекоммуникационных спутниках мощностью 15-20 кВт позволит снизить массу батарей на 300 кг. Это позволит значительно снизить финансовые затраты, учитывая то, что стоимость вывода на орбиту 1 кг полезной массы составляет около 30 тысяч долларов.
Первоисточник: http://rostec.ru/news/4513156


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. sv68 18 апреля 2014 09:35
    нам бы построить свою орбитальную станцию а то с такими партнёрами как наса и ека каши не сваришь.да и микроэлектронику пора свою делать а не азиатскую покупать
    1. inkass_98 18 апреля 2014 10:15
      Пора-то пора, только все это больших денег стоит, а наши микросхемы все еще самые большие в мире (хотя и надежные) не говоря о процессорах. Так что нам еще учиться и учиться. Помнится, птенцы гнезда ельцинского рассуждали, что мы в области электроники отстали от ведущих стран лет на 15. Из этого они делали оригинальный вывод - надо не догонять экстренными темпами, а покупать готовую элементную базу за границей. В итоге мы отстали уже не на 15 лет, а на все 25. И улучшается ситуация не сильно.
  2. Gagarin 18 апреля 2014 12:44
    Читал байку о том что в ответ на нашу электробритву, в США создали уникальную шариковую авторучку, в ней компьютер дозировал давление чернил и она могла писать словно при гравитации...
    Наши ответили просто - А МЫ В НЕВЕСОМОСТИ ПИШЕМ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ.
    Gagarin
    1. sazhka4 18 апреля 2014 16:47
      Цитата: Gagarin
      Gagarin UA Сегодня, 12:44 Новый


      Прошу прощения.. Не дочитав до конца комментарии, решил сказать..И вот "глупый" и "естесственный" результат. Не обижайтесь..Я его удалил..Сказал то-же самое, просто другими словами..
      sazhka4
  3. Комментарий был удален.
  4. Морган 18 апреля 2014 23:34
    Космический унитаз на шаттле стоил 23 зеленых ляма... И где тот шаттл?
  5. Aleks_good 21 апреля 2014 23:57
    знаете.., я наш космос люблю, боготворю, обожаю и уважаю... НО рассказывать сегодня про великое достижение на пике научной мысли (Li-ion) аккум... странновато. Неужели они настолько сложные что у нас в космос до сих пор к примеру (Ni-MH) летают? я не могу в это поверить...
  6. silberwolf88 28 апреля 2014 21:04
    Космос дело тонкое не все технологии земные можно туда просто перенести. Особенности функционирования по статике, работа в условиях воздействия повышенного радиационного фона, отсутствие гравитации ... всё это факторы требующие специализированного подхода и ОПЫТА.
    Предприятия входящие в КРЭТ имеют и опыт и наработки ... УДАЧИ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня