Military Review

The history of artillery ammunition

11
History Artillery originates long before the Chinese invention of gunpowder. The projectile as the main means of defeating the enemy in its development and improvement has come a long way from ordinary stone to a complex device, which has tremendous destructive power and strength. The improvement of projectiles and other ammunition occurs continuously. The first person to use as projectiles for hunting and protection were stones, bones and sticks. To defeat the enemy at a greater distance, man invented the first in the history of weapons throwing weapon - sling. A sling is a rope or belt loop attached to a stick into which an ordinary stone was inserted. The throwing distance of the stone with the sling reached 200 steps, and in the case of a successful hit, the enemy received a strong blow. Smooth oval or round stones served as shells. Over time, the shells improved, they began to be made from baked clay, lead, bronze and iron.


The first throwing machines were invented in the first millennium BC, in fact, they were the predecessors of artillery pieces in which large stones were used as shells. For the first time, these machines were used by Assyrians, later they appeared on the arms of the Persians and Phoenicians. In China, throwing machines were invented in the second century BC. New weapons have significantly changed the way of action on the battlefield.

The revolution in the development and improvement of ammunition caused the invention of gunpowder. Initially, gunpowder, invented in the 7 century by Chinese sages, was used as an incendiary composition. In order to increase the damaging potential of the incendiary mixture, various toxic substances were mixed in it. At the beginning, powder bombs were thrown by means of ordinary throwing machines, a fuse was provided in these bombs, and for the most part they had a psychological impact on the enemy because of a loud sound during a break. Somewhat later, in the 12 century, the Chinese were able to make the first bomb. The hull of a new bomb consisted of iron, and with an explosion set inside the gunpowder, a huge number of fragments hit the enemy.

Artillery gun is practically the same throwing machine, only significantly improved and capable of throwing projectiles at the enemy. The cannon ensures that the projectile is thrown in the desired direction. Pledged warhead informs the main projectile of the required speed, which provides the specified range. An old cannon for firing was charged with powder powder, which served as a warhead, and the core. In Russia, firearms first appeared in the middle of the 14 century. In service with the Russian rati were guns, mattresses and food, which were in service for a period of three centuries, starting with the 1382 year. Stone and later lead and iron cores were used as projectiles for piscals and cannons. In smooth-bore artillery, it was assumed that the spherical shape of a cannon shell allows you to get the maximum range and accuracy. The nuclei hit the target only with the force of their strike, taking into account the direct hit. It was necessary in the destruction of fortifications. Cast cannonballs from cast iron began in the 1470 year, which greatly simplified the design of the gun, as well as lengthened the barrel and reduced the caliber. The cast iron cores eventually replaced the cores that were made from other materials, they remained in service, without significant changes, until the middle of the 19 century.

In the middle of the 15 century, howitzers were invented, and an explosive projectile was created specifically for these guns. Such shells were divided into grenades and bombs, depending on their weight. For example, a projectile weighing more than 1 pounds was considered a bomb, and less it was already a grenade. Bombs and grenades were intended for firing at targets located in open space and at defensive installations. As a result of the rupture of such a projectile formed more than twenty fragments. A special effect was achieved when firing at the enemy's guns. But there were also disadvantages: almost every fifth projectile was not torn due to the imperfection of the incendiary tubes. Grenades and bombs continued to be in service with all armies for more than three centuries. Howitzers had a short barrel (for arm length). This was done with the intention that the loader could safely lay a explosive projectile. Until the end of the 15 century, in order to execute a shot from a cannon, it was necessary to measure the correct amount of gunpowder and enter it into the bore with a copper scoop. Then close with a wad and tamped it, and only after that the shell was put in and delivered by the cleaning man, gunpowder was poured into the seed hole and ignited with the help of a wick - a shot occurred. In the 16 century, an artillery shell with a grape shot was widespread. Initially, the canister was made of specially chopped lead, later, to improve the aerodynamic properties, pieces of lead were rolled around, and after some time, round gun bullets of 13-23 mm caliber were used to make a canister.

To increase the effectiveness of explosive shells in the 17 century, a grenade was made with a tube, it was intended for artillery firing at openly located enemy units from large-caliber mortars at a distance of 350-450 meters. During the warfare of World War 1, the canister used in the grenades was used as a model for creating shrapnel for shooting at aircraft, and later cluster munitions were created based on the canister.

In the 18 century, an incendiary projectile was put into service; it differed from the usual bomb in that it was equipped with a special incendiary substance and had 3-5 holes.

The new era in the development of artillery demanded the invention of completely new artillery shells for new guns. In 1728, academician I.G. Leitman substantiated theoretical issues related to the creation of rifled guns and conical projectiles to them. In 1872-1877, the artillery officer of the Russian army V.S. Baranovsky created the first rapid-fire cannon - an 2,5 caliber cannon with an anti-recoil device. For accelerated loading, Baranovsky proposed to use the loading of the gun with a unitary cartridge, which is made of a sleeve and a projectile, connected into one whole. The unitary cartridge, in combination with the high-speed piston lock, simplified and significantly accelerated the loading of the gun. The following were used ammunition: high-explosive and high-explosive grenades, steel shrapnel. Ammunition - 140 shells.

The main artillery shell in the years of the First World War was a high-explosive grenade, filled with explosives - melin and trotyl. To explode the shells used shock-tube and shock tubes. The first months of the war proved that the light cannon, which forms the basis of the artillery weapons of the states receiving the war, is powerless against well-concealed targets and even light temporary structures. In the 1 World War I, such munitions were used — chemical, high-explosive, shrapnel, incendiary, lighting, and communication shells.

Communication shells were used to listen to conversations in the enemy’s camp or to deliver urgent and necessary messages over long distances. In 1913, new metal sleeves were introduced for howitzer charges. With the adoption of the shells with a metal sleeve, it became possible to use chemical toxic substances as a charge. For the first time on October 27 1914, Germany used chemical artillery shells equipped with shrapnel mixed with irritating powder.

The first armor-piercing projectile according to the method of the scientist D.K. Chernov, having special tips S.O. Makarov, made of viscous steel, was created in Russia. At first, shells were made of cast iron, then armor-piercing shells began to be made from special pudding steel. With test firing in 1897, a new armored-piercing projectile with a tip, launched from the 152 mm gun, broke through an armor plate exposed as a target with a thickness of 254 mm.

In order to accomplish the assigned combat missions, artillery must conduct accurate and most importantly powerful fire at targets — open, sheltered, mobile and stationary, unprotected and protected by armor and concrete. Therefore, in order to achieve the maximum effect of defeating various targets, it is necessary to use projectiles of various destructive effects. Mines and projectiles with a caliber less than 76 mm refer to a small caliber, with a caliber from 76 to 152 mm refer to a medium caliber, and with a caliber larger than 152 mm to large.

Artillery mines and shells were used to destroy various targets, as well as to smoke and illuminate the terrain and perform other combat missions. They are divided into shells of the main, auxiliary and special purpose. The main purpose shells were used to suppress, destroy and destroy various targets. The main shells include:
1. Fragments - for the destruction of enemy personnel, unarmored and lightly armored combat vehicles from medium and small caliber guns.
2. High-explosive - for the destruction of light or temporary structures from large-caliber guns.
3. High-explosive fragmentation - for the defeat of the equipment and manpower of the enemy, located in field installations or in open areas, from medium-caliber guns.
4. Armored piercing caliber - to destroy enemy armored vehicles from small and medium caliber guns.
5. Armor-piercing podkalibernye - for the destruction of enemy armored vehicles from small and medium-caliber guns.
6. Shrapnel - for the destruction of manpower and military equipment of the enemy, located in open areas with bullets and shrapnel.
7. Cumulative - for the destruction of armored vehicles with a special directional cumulative jet.
8. Incendiary - in order to create fires. During the war, incendiary-armor-piercing tracer shells were widely used.

The main action of the fragmentation projectile is the destruction of manpower and enemy equipment by fragments resulting from the explosion. The main action of the high-explosive projectile is the destruction that occurs due to the creation of a shock wave as a result of the explosion.

Armor-piercing caliber shells lead to breaks, punctures, knock-out of cork armor, breakdowns and shifts in armor plates, jamming of towers and hatches, etc. The striking effect behind the armor is produced by fragments of the projectile and armor. The action of the armor-piercing sub-caliber projectiles is accompanied by the destruction of armor, and when the core leaves the pierced armor, with a sharp removal of the created tension, the core is destroyed into hundreds of fragments.

As a result of the action of the cumulative projectile, armor makes its way through and a damaging effect occurs behind the armor. Armor penetration is achieved by the directed action of the explosive energy of a bursting charge.

In the 30s, the Red Army adopted completely new high-explosive fragmentation shells of a special long-range form, concrete-piercing and armor-piercing shells. These include fragmentation and armor-piercing shells for 45-mm anti-tank guns, solid-shell 76 mm high-explosive shells, 152 mm howitzer shells made of cast iron. The fuses RGM, MD-5, KTM-1, KTM-2, KTD, remote tube D-1, T-3-UG were developed for these shells. During the second world war to deal with heavy tanks A new class of ammunition was designed and adopted - cumulative and sub-caliber shells. Caliber shells were adopted - 45 mm in 1942, 76 mm in 1943. In February 1944, an 85-mm sub-caliber projectile was adopted, which significantly increased the level of anti-tank fire. In 1941, the M-132 rocket launcher was adopted for service, on the guides of which up to 16 rockets of the caliber of 132 mm were located, the firing range was 8470 m. The people got the name Katyusha.

Modern artillery is armed with projectiles capable of piercing concrete walls up to two meters thick from a distance of more than 10 thousand meters. Given the importance of artillery in solving combat missions, many countries around the world are developing not only new weapon systems, but also ammunition, giving them superpower.
 
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. shicl
    shicl 18 May 2013 07: 21
    0
    Communication shells? Is this how to eavesdrop on negotiations?
  2. Canep
    Canep 18 May 2013 07: 45
    +7
    For such a topic, the article is too small. request +.
    1. The comment was deleted.
    2. anomalocaris
      anomalocaris 18 May 2013 09: 44
      +3
      And I was very pleased with the 250mm cannon of Baranovsky ...
      And so the article is not very. It looks like a short essay of a trio. Too many mistakes.
      1. Mikhado
        Mikhado 18 May 2013 10: 07
        +1
        Quote: anomalocaris
        And I was very pleased with the 250mm cannon of Baranovsky ...
        And so the article is not very. It looks like a short essay of a trio. Too many mistakes.

        I agree - it's damp.
        The topic of nuclear ammunition for artillery is not covered, and why they are not widespread. It turned out that the shelf life is almost months - due to the small size, and then it must be disposed of. It turned out to be very expensive to shoot cannons with edren loaves.
        1. anomalocaris
          anomalocaris 18 May 2013 17: 47
          +1
          Not only. The main reason is their very mediocre effectiveness. The ability of WMDs in general and nuclear weapons in particular against a trained enemy is quite exaggerated. As far back as the 50s, it was experimentally established that a charge with a capacity of 20kt could destroy up to one battalion stronghold, and this was not guaranteed, and not only the enemy would feel the troubles of using the vigilant loaf. And it was considered dangerous to give such a dangerous toy into the hands of some newly-minted patton.
          As for the high cost, I do not quite agree, if the price-effectiveness criterion were at a sufficiently high level, we did not look at the price very much.
  3. Stas57
    Stas57 18 May 2013 14: 47
    +1
    some kind of abstract
  4. pinecone
    pinecone 18 May 2013 15: 57
    +1
    "Communication shells for listening to conversations in the enemy's STAN" is a good idea. Put someone like that in the smoking room, and he will transmit everything the enemies are talking about there, or even better, directly to the headquarters.
    1. anomalocaris
      anomalocaris 18 May 2013 17: 50
      0
      The funny thing is, such shells were and were used in WWI. Now there is a reincarnation of such gizmos, but based on modern technology.
  5. kirpich
    kirpich 18 May 2013 18: 42
    0
    Now, at least I don’t understand, HOW in the 14th century HOW did PERFECT round stone cores for guns? After all, the slightest deviation from the ball (sphere) and, FSE, bury the calculation. Because the charge jammed during the shot is dangerous not for the enemy, but for calculation.
    1. anomalocaris
      anomalocaris 18 May 2013 19: 00
      0
      Well, firstly, they are not perfectly round, there are flaws. And secondly, how did you manage to build magnificent Gothic cathedrals with their magnificent stone carvings at the same time? Yes, all the same - with pens ...
      Here the calculations of that time had to be buried often, the gunpowder and guns of that time had very poor quality.
      1. Kars
        Kars 18 May 2013 19: 13
        +1
        Wads, clay, tow and all the problems.
    2. rokkero
      rokkero 16 May 2016 14: 12
      0
      As far as I know, in such cases the stone cores were made a little smaller and either wrapped with rags / ropes when driving a gun into the barrel, or they simply forgot the same materials as wad so that it would not fly out, and in the barrel it could stand a couple cm from itself upper and partially side walls. Plus, for sure, when displacing / buying, the core was passed by twisting through a circle - this was how the caliber was measured. Well, probably the most inappropriate were rejected.
      The early iron cores were made of an iron base (cubic or round), covered with a lead or tin (I always confuse them) "shirt" on top - just so that when fired, a part of the top cover could be "cut off" and the core flew further.
  6. runway
    runway 18 May 2013 19: 05
    +3
    And who is the author? Where did he get this knowledge?
    That's right, that did not subscribe. The textbook of the sergeant of a fire platoon of artillery would open and would not have to invent frank nonsense. What is the division of shells into high-explosive, high-explosive and high-explosive fragmentation! And the thing is that the shell is single, and the fuse settings are different .... I didn’t want to write anything about this article, but I could not restrain myself because of the author’s last sentence: "Given the importance of artillery in solving combat missions, many countries of the world are developing not only new weapon systems, but also ammunition, endowing them with superpower."
    Endowing them with superpower .... It had to be bent like that ... And all because the author is simply deprived of basic knowledge in this area.
  7. kirpich
    kirpich 18 May 2013 20: 45
    0
    Quote: Kars
    Wads, clay, tow and all the problems.


    Well, where is the logic here? After the shot, the shutters flew off, and a "chicken egg" flies to the target ??? Will it hit many targets?
    ... IMHO - artellerists are hiding something from us. Otherwise it turns out - "From a cannon to the sparrows"
    1. anomalocaris
      anomalocaris 18 May 2013 21: 21
      0
      And so it was. Bombards dragged to the walls as close as possible and hollowed into the wall with a rate of 1 shot at 2 hours (this is medium, and large had a rate of 1 shot per day).
      Already in later times, with cast-iron cast-iron cores and bronze cannons, the range of more or less aimed fire by the core did not exceed the distance of a direct shot. In the 12th century, 30-fn guns were tested, so at the maximum firing range (with a wedge removed, something about 900 °), the range spread was about 600 meters, and along the front XNUMX.
    2. Kars
      Kars 18 May 2013 21: 52
      +1
      Quote: kirpich
      After the shot, the shutters flew off, and a "chicken egg" flies to the target ???

      What did you want from a medieval weapon?
    3. sergaivenski
      sergaivenski 19 May 2013 22: 05
      0
      He himself served in the artillery, but that was 32 years ago. Our howitzers are called "Carnation"
      We ran around the Kaliningrad region. At one time, during the exercises, our artillery division did not send a salvo
      there! On the walkie-talkie, such a mat stood !!! Cursed officers from the CP. A sharp command voice interrupted
      these exclamations: "Stop all bazaars on the radio! Commanders gather at the command post!" Our officers
      We went as if to be shot. The radio was silent for an hour. On the following exercises, our artillery division excelled,
      having shot on "excellent". And our soldiers and officers went on vacation.
  8. My address
    My address 18 May 2013 22: 48
    0
    A foolish article. Level of graduate of the military department of the pedagogical institute.
  9. bairat
    bairat 20 May 2013 14: 18
    0
    During test firing in 1897, a new armor-piercing projectile with a tip fired from a 152 mm gun pierced an armored plate 254 mm thick set as a target.
    I do not believe
    1. anomalocaris
      anomalocaris 20 May 2013 16: 05
      0
      In vain. The question is in distance, shell and in armor.

История артиллерийских боеприпасов

История артиллерии берет свое начало задолго до изобретения китайцами пороха. Снаряд как основное средство поражения противника в своем развитии и совершенствовании прошел длительный путь от обычного камня до сложного устройства, которое обладает огромной разрушительной силой и мощью. Совершенствование снарядов и других боеприпасов происходит непрерывно. Первыми, что применил человек в качестве снарядов для охоты и защиты, были камни, кости и палки. Для поражения противника на большем расстоянии человек изобрел первое в истории вооружения метательное оружие - пращу. Праща - это веревочная или ременная петля, прикрепленная к палке, в которую вкладывался обычный камень. Дальность броска камня при помощи пращи достигала 200 шагов, и в случае удачного попадания противник получал сильный удар. В качестве снарядов служили гладкие камни овальной или круглой формы. С течением времени снаряды совершенствовались, их начали изготавливать из обожженной глины, свинца, бронзы и железа.

Первые метательные машины были изобретены в первом тысячелетии до Новой эры, по сути это были предшественники артиллерийских орудий, в которых в качестве снарядов применялись большие камни. Впервые подобные машины применили ассирийцы, позже они появились на вооружении персов и финикийцев. В Китае метательные машины были изобретены во втором веке до Новой эры. Новое вооружение значительно изменило способы действия на полях боя.

Революцию в развитии и совершенствовании боеприпасов вызвало изобретение пороха. Изначально порох, изобретенный в 7 веке китайскими мудрецами, использовался как зажигательный состав. Чтобы усилить поражающую возможность зажигательной смеси, в нее домешивались различные ядовитые вещества. В начале пороховые бомбы метались с помощью обычных метательных машин, в этих бомбах был предусмотрен запал, и в большей части они оказывали на противника психологическое воздействие из-за громкого звука при разрыве. Несколько позже, в 12 веке, китайцы смогли изготовить первый фугас. Корпус новой бомбы состоял из железа, и при взрыве, заложенного внутри пороха, огромное количество осколков поражало противника.


Артиллерийское орудие это практически та же метательная машина, только значительно усовершенствованная и способная метать снаряды в противника. Орудие обеспечивает бросание снаряда в желаемом направлении. Заложенный боевой заряд сообщает основному снаряду необходимую скорость, что обеспечивает заданную дальность. Старинную пушку для стрельбы заряжали пороховой мякотью, которая служила боевым зарядом, и ядром. В России огнестрельное оружие впервые появилось в середине 14 века. На вооружении Русской рати находились пушки, тюфяки и пищали, стоявшие на вооружении на продолжении трех столетий, начиная с 1382 года. В качестве снарядов для пищалей и пушек использовались каменные, а позже свинцовые и железные ядра. В гладкоствольной артиллерии было принято считать, что сферическая форма пушечного снаряда позволяет получить максимальную дальность и точность стрельбы. Ядра поражали цели только силой своего удара с учетом прямого попадания. Это было необходимым при разрушении оборонительных сооружений. Отливать из чугуна пушечные ядра начали в 1470 году, что позволило значительно облегчить конструкцию орудия, а так же удлинить ствол и уменьшить калибр. Чугунные ядра со временем вытеснили ядра, которые изготавливались из других материалов, они продолжали оставаться на вооружении, без значительных изменений, до середины 19 века.

История артиллерийских боеприпасовВ середине 15 века были изобретены гаубицы, и специально для этих орудий был создан разрывной снаряд. Такие снаряды делились на гранаты и бомбы, в зависимости от их веса. Например, снаряд весом более 1 пуда считался бомбой, а менее это уже была граната. Бомбы и гранаты предназначались для стрельбы по расположенным на открытом пространстве целям и по оборонительным сооружениям. В результате разрыва такого снаряда образовывалось более двадцати осколков. Особенный эффект достигался при ведении стрельбы по орудиям противника. Но были и недостатки: практически каждый пятый снаряд не разрывался из-за несовершенства зажигательных трубок. Гранаты и бомбы продолжали находиться на вооружении всех армий более трех столетий. Гаубицы имели короткий ствол (на длину руки). Это делалось с той целью, чтобы заряжающий мог спокойно закладывать разрывной снаряд. До конца 15 века для того, чтобы выполнить выстрел из орудия, было необходимо отмерить правильное количество пороха и медным совком ввести его в канал ствола. Затем закрыть пыжом и утрамбовать его, и только после этого вкладывался снаряд и досылался прибойником, в затравочное отверстие засыпался порох и воспламенялся при помощи фитиля - происходил выстрел. В 16 веке широкое распространение получил артиллерийский снаряд с картечью. Первоначально картечь изготавливалась из специально рубленного свинца, позже для улучшения аэродинамических свойств куски свинца обкатывались, а через некоторое время для изготовления картечи начали использовать круглые ружейные пули калибром 13-23 мм.

Для повышения эффективности взрывных действий снарядов в 17 веке была изготовлена граната с трубкой, она предназначалась для артиллерийской стрельбы по открыто расположенным подразделениям противника из крупнокалиберных мортир на расстояние до 350-450 метров. В период боевых действий 1-й мировой войны используемая в гранатах картечь была использована как образец при создании шрапнели для стрельбы по самолетам, в дальнейшем на основе картечи были созданы кассетные боеприпасы.

В 18 веке на вооружение был принят зажигательный снаряд, он отличался от обычной бомбы тем, что снаряжался специальным зажигательным веществом и имел 3-5 отверстий.

Наступившая новая эра в развитии артиллерии потребовала и изобретения к новым орудиям совершенно новых артиллерийских снарядов. В 1728 году академик И.Г. Лейтман обосновал теоретические вопросы, связанные с созданием нарезных орудий и конусных снарядов к ним. В 1872-1877 годах офицер-артиллерист Русской армии В.С. Барановский создал первое скорострельное орудие – пушку калибром 2,5 дюйма с противооткатным устройством. Для ускоренного заряжания Барановский предложил применить заряжание орудия унитарным патроном, который изготовлен из гильзы и снаряда, соединенных в одно целое. Унитарный патрон в сочетании с быстродействующим поршневым затвором упростили и значительно ускорили заряжание орудия. Боеприпасы применялись следующие: гранаты фугасные и бризантные, стальная шрапнель. Возимый боекомплект - 140 снарядов.

История артиллерийских боеприпасовОсновным артиллерийским снарядом в годы первой мировой войны стала фугасная граната, наполненная взрывчатыми веществами – мелинитом и тротилом. Для подрыва снарядов использовались ударно-дистанционные трубки и ударные трубки. Первые месяцы войны доказали, что легкая пушка, составляющая основу артиллерийского вооружения принимающих в войне государств, бессильна против хорошо укрытых целей и даже временных сооружений легкого типа. В 1-й мировой войне применялись такие боеприпасы – химические, фугасные, шрапнельные, зажигательные, осветительные и снаряды связи.

Снаряды связи использовались для прослушивания разговоров в стане противника или же для доставки на большие расстояния срочных и необходимых сообщений. В 1913 году для гаубичных зарядов были введены новые металлические гильзы. С принятием на вооружение снарядов с металлической гильзой стало возможным использование в качестве заряда химических отравляющих веществ. Впервые 27 октября 1914 года Германия применила артиллерийские химические снаряды, снаряженные шрапнелью, перемешанной с раздражающим порошком.

Первый бронебойный снаряд по методу ученного Д.К. Чернова, имеющий специальные наконечники С.О. Макарова, изготовленные из вязкой стали, был создан в России. Первое время снаряды изготавливались из чугуна, затем бронебойные снаряды начали изготовливать из специальной пудлинговой стали. При испытательных стрельбах в 1897 году новый бронебойный снаряд с наконечником, выпущенный из 152 мм пушки, пробил выставленную в качестве мишени броневую плиту толщиной 254 мм.

Для решения поставленных боевых задач артиллерия должна вести точный и главное мощный огонь по целям - открытым, укрытым, подвижным и неподвижным, незащищенным и защищенным броней и бетоном. Поэтому для достижения максимального эффекта поражения разных целей необходимо задействовать и различные по своему поражающему действию снаряды. Мины и снаряды, имеющие калибр менее 76 мм, относятся к малому калибру, с калибром от 76 до 152 мм относятся к среднему калибру, а с калибром более 152 мм - к крупному.

Артиллерийские мины и снаряды применялись для поражения разных целей, а также для задымления и освещения местности и выполнения других боевых задач. Они подразделяются на снаряды основного, вспомогательного и специального назначения. Снаряды основного назначения использовались для подавления, разрушения и уничтожения различных целей. К основным снарядам относятся:
1. Осколочные - для уничтожения живой силы противника, небронированной и легкобронированной боевой техники из орудий среднего и малого калибра.
2. Фугасные - для разрушения легких или временных сооружений из орудий крупного калибра.
3. Осколочно-фугасные - для поражения техники и живой силы противника, расположенной в полевых сооружениях или на открытой местности, из орудий среднего калибра.
4. Бронебойные калиберные - для поражения бронетехники противника из орудий малого и среднего калибра.
5. Бронебойные подкалиберные - для уничтожения бронетехники противника из орудий малого и среднего калибра.
6. Шрапнельные - для уничтожения живой силы и боевой техники противника, расположенных на открытой местности пулями и осколками.
7. Кумулятивные - для уничтожения бронетехники особой направленной кумулятивной струёй.
8. Зажигательные – с целью создания очагов пожаров. Во время войны широко применялись зажигательно-бронебойно-трассирующие снаряды.

История артиллерийских боеприпасовОсновное действие осколочного снаряда - это поражение живой силы и техники противника образующимися в результате взрыва осколками. Основное действие фугасного снаряда заключается в разрушении, которое происходит из-за создания в результате взрыва ударной волны.

Бронебойно калиберные снаряды приводят к проломам, проколам, выбиваниям из брони пробки, срывам и сдвигам броневых листов, заклиниванием башен и люков и др. Поражающее действие за броней производится осколками снаряда и брони. Действие бронебойных подкалиберных снарядов сопровождается разрушением брони, а при выходе сердечника из пробитой брони, при резком снятии создавшегося напряжения, сердечник разрушается на сотни осколков.

В результате действия кумулятивного снаряда пробивается броня и происходит поражающее действие за броней. Пробитие брони достигается направленным действием энергии взрыва разрывного заряда.

В 30-е годы на вооружение Красной армии были приняты совершенно новые осколочно-фугасные снаряды специальной дальнобойной формы, бетонобойные и бронебойные снаряды. К ним относятся осколочные и бронебойные снаряды для 45-мм противотанковых орудий, цельнокорпусные фугасные 76 мм снаряды, гаубичные 152 мм снаряды из сталистого чугуна. Для этих снарядов были разработаны взрыватели РГМ, МД-5, КТМ-1, КТМ-2, КТД, дистанционная трубка Д-1, Т-3-УГ. В ходе Второй мировой войны для борьбы с тяжелыми танками был сконструирован и принят на вооружение новый класс боеприпасов - кумулятивные и подкалиберные снаряды. Подкалиберные снаряды были приняты на вооружение - 45-мм в 1942 году, 76-мм в 1943 году. В феврале 1944 года на вооружение был принят 85-мм подкалиберный снаряд, что значительно повысило уровень противотанкового огня. В 1941 год на вооружение была принята реактивная установка М-132, на направляющих которой размещалось до 16 реактивных снарядов калибра 132 мм, дальность стрельбы составляла 8470 м. В народе установка получила имя «Катюша».

Современная артиллерия имеет на вооружении снаряды, способные пробивать бетонные стены толщиной до двух метров с расстояния более 10 тысяч метров. Учитывая важность артиллерии в решении боевых задач, многие страны мира проводят разработки не только новых систем орудий, но и боеприпасов, наделяя их сверхмощностью.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 
Читайте также
Комментарии 11
  1. shicl 18 мая 2013 07:21
    Снаряды связи? Это как переговоры подслушивать?
    shicl
  2. Canep 18 мая 2013 07:45
    Для такой темы статья слишком маленькая. request +.
    1. Комментарий был удален.
    2. anomalocaris 18 мая 2013 09:44
      И очень "порадовала" 250мм пушка Барановского...
      А так статья не очень. Похожа на коротенький реферат какого-нибудь троечника. Уж слишком много ошибок.
      anomalocaris
      1. Mikhado 18 мая 2013 10:07
        Цитата: anomalocaris
        И очень "порадовала" 250мм пушка Барановского...
        А так статья не очень. Похожа на коротенький реферат какого-нибудь троечника. Уж слишком много ошибок.

        Согласен - сыровато.
        Не освещена тема ядерных боеприпасов для артиллерии, и почему они не получили распространения. Оказалось, что сроки хранения чуть ли не месяцы - из-за малых размеров, а потом надо утилизировать. Очень дорого вышло стрелять едрен-батонами из пушек.
        1. anomalocaris 18 мая 2013 17:47
          Не только. В основном причина в их весьма посредственной эффективности. Поражающая способность способность ОМП вообще и ЯО в частности против подготовленного противника довольно сильно преувеличена. Ещё в 50-е годы экспериментальным путём было установлено, что заряд мощностью в 20кт может уничтожить до одного батальонного опорного пункта, и то не гарантированно, а неприятности применения ядрён батона ощутит не только противник. Да и давать в руки какого-нибудь новоявленного паттона столь опасную игрушку посчитали опасным.
          Насчёт дороговизны не совсем согласен, если бы критерий цена-эффективность был на достаточно высоком уровне, то на цену особо не посмотрели.
          anomalocaris
  3. стас57 18 мая 2013 14:47
    реферат какой то
  4. pinecone 18 мая 2013 15:57
    "Снаряды связи для прослушивания разговоров в СТАНЕ противника" идея хорошая. Садануть таким в курилку, а он и будет передавать всё, о чем враги там треплются.А ещё лучше прямо в штаб.
    pinecone
    1. anomalocaris 18 мая 2013 17:50
      Самое забавное, такие снаряды были и применялись ещё в ПМВ. Сейчас наблюдается реинкарнация подобных штуковин, но на базе современных технологий.
      anomalocaris
  5. kirpich 18 мая 2013 18:42
    Вот,хоть убей не пойму,КАК в 14-м веке делали ИДЕАЛЬНО круглые каменные ядра для пушек? Ведь малейшее отклонение от шара(сферы) и, фсё, хорони расчёт.Ведь заклинивший при выстреле заряд опасен не для противника,а для расчёта.
    1. anomalocaris 18 мая 2013 19:00
      Ну во-первых, они не идеально круглые, огрехи есть. А во-вторых, а как в это же время умудрялись строить великолепные готические соборы с их великолепной резьбой по камню? Да всё так же - ручками...
      Вот расчёты того времени приходилось хоронить частенько, уж очень низкое качество имели и порох и орудия того времени.
      anomalocaris
      1. Kars 18 мая 2013 19:13
        Пыжи,глина,пакля и все проблемы.
    2. rokkero 16 мая 2016 14:12
      Насколько я знаю - каменные ядра в таких случаях делали немного поменьше и либо обматывали тряпками/веревками при забивании в дуло пушки, либо просто просто забывали теми же материалами как пыжем, чтоб не вылетело, а в дуле оно себе могло стоять свободно на пару см от верхней и частично боковых стенок. Плюс наверняка при вытесывании/покупке ядро пропускали, вертя через кружок - так калибр меряли. Ну и наверняка самые неподходящие отбраковывали.
      Ранние железные же ядра делали из железной основы (кубической или круглой), сверху закрытой свинцовой или оловянной (я их всегда путаю) "рубашкой" - именно чтобы при выстреле часть верхнего покрытия могла "срезаться", а ядро летело себе дальше.
  6. piston 18 мая 2013 19:05
    И кто автор? Откуда он почерпнул эти познания?
    Правильно, что не подписался. Открыл бы Учебник сержанта огневого взвода артиллерии и не пришлось бы выдумывать откровенную ерунду. Чего только стоит разделение снарядов на осколочные, фугасные и осколочно-фугасные! А всё дело - то в том, что снаряд один, а установки взрывателя разные.... Не хотел ничего писать про эту статью, но не сдержался из-за последнего предложения автора: "Учитывая важность артиллерии в решении боевых задач, многие страны мира проводят разработки не только новых систем орудий, но и боеприпасов, наделяя их сверхмощностью".
    Наделяя их сверхмощностью.... Это надо же было так загнуть... И всё из-за того, что автор попросту обделён элементарными знаниями в этой области.
  7. kirpich 18 мая 2013 20:45
    Цитата: Kars
    Пыжи,глина,пакля и все проблемы.


    Ну,и где здесь логика? После выстрела обтюраторы отлетели,и к цели летит "куриное яйцо"??? Много целей оно поразит?
    ...ИМХО - артеллеристы чего то от нас скрывают. Иначе получается - "Из пушки по воробьям"
    1. anomalocaris 18 мая 2013 21:21
      А так и было. Бомбарды подтаскивали к стенам максимально близко и долбили в участок стены со скорострельностью 1 выстрел в 2 часа (это средние, а крупные имели скорострельность 1 выстрел в сутки).
      Уже в более поздние времена, с литыми чугунными ядрами и бронзовыми пушками дальность более менее прицельного огня ядром не превышала дистанции прямого выстрела. В XIX веке проводили испытания 12-фн пушки, так вот на максимальной дальности стрельбы ( с вынутым клином, что-то около 30°) разброс по дальности составил около 900 метров, а по фронту 600.
      anomalocaris
    2. Kars 18 мая 2013 21:52
      Цитата: kirpich
      После выстрела обтюраторы отлетели,и к цели летит "куриное яйцо"???

      А что вы хотели от средневекового орудия?
    3. sergaivenski 19 мая 2013 22:05
      Сам служил в артиллерии,но было это 32 года назад.Наши гаубицы под названием "Гвоздика"
      бегали по Калининградской области.Как то раз,на учениях,наш артдивизион послал залп не
      туда!По рации такой мат стоял!!!Матерились офицеры с КП.Резкий командный голос прервал
      эти восклицания:"Все базары по рации прекратить!Командиры собраться на КП!"Наши офицеры
      пошли как на расстрел.Рация час молчала.На следующих учениях наш артдивизион отличился,
      отстрелявшись на "отлично".И в отпуска ездили наши солдаты и офицеры.
      sergaivenski
  8. Мой адрес 18 мая 2013 22:48
    Ерундовая статья. Уровень выпускника военной кафедры пединститута.
  9. bairat 20 мая 2013 14:18
    При испытательных стрельбах в 1897 году новый бронебойный снаряд с наконечником, выпущенный из 152 мм пушки, пробил выставленную в качестве мишени броневую плиту толщиной 254 мм.
    Не верю
    1. anomalocaris 20 мая 2013 16:05
      Зря. Вопрос в дистанции, снаряде и в броне.
      anomalocaris

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня