Military Review

The Krestnik

3
The Krestnik



"MY SON. TAKE IT! AND REMEMBER - COURAGE IS BORN IN FIGHT ”

When we learned that Group A veterans who were on a business trip in Vilnius were wanted by the Interpol line (now they are not allowed to leave the country), I involuntarily thought: “And Vitalik was banned ...” And then she pulled herself up: “What am I talking about? For a long time, the Lithuanian authorities cannot prohibit anything ... ”

We consider Mikhail Gorbachev, on the one hand, and people from Sajudis, who organized the bloody provocation at the TV tower, on the other, to be the main culprit of that tragedy.

The testimony given during the trial of Algirdas Paleckis clearly showed that Group A employees did not shoot at the crowd. This was done by completely different people.

I am sincerely grateful to Vladislav Nikolaevich Swede and to the newspaper “Special Forces of Russia” for not leaving this topic. After all, it also concerns our son, who returned from Vilnius to the grave.

MILITARY STONE
The son never knew peace from early childhood. Maybe his character was influenced by life at the frontier outpost. Vitalik (as we called him so as not to be confused with his father, Vitya) was born in Nakhichevan. He grew up surrounded by soldiers, military life. I even cooked dinners and carried them to the outpost - my son did not want to eat at home, he ate with the soldiers at the same table.

The most beloved and the first toy is an automatic machine that was presented to him by the director of the local state farm. And his most favorite word was “go to sleep”. And he defended everyone: his sister, mother, father, cook Volodya, sergeant Sasha ... and everyone, everyone he loved.



Growing up, Acne changed before his eyes: he was getting stronger, quickly becoming independent, but one feature of his character remained unchanged - a great desire to help people. I think that it was this trait that led him after the tenth grade to the border school, although with his abilities he could have become anyone. Athlete - had the first or second grade in several sports. Teacher - his younger children loved him very much, and he supervised them very well. As an artist - at school and in school throughout all the years of study, he participated in all theatrical events. Musician - almost independently mastered playing the guitar and piano. Poet - wrote poems from the fourth grade.

Acne was a comprehensively developed youth. He said: “It’s impossible to know and be able to do everything, but we must strive for this!” And he mastered drawing, playing chess and backgammon, volleyball, basketball, sambo, skiing, joinery, photography. Was interested in history Russia and foreign languages, knew how to bake pies and cookies, knit and repair watches, collect stamps and shoot at the shooting gallery, went hiking and swam a race.

And most importantly, he always knew that he would be a military man. And he never betrayed his dream, which he expressed in children's poems in the fourth grade:

I will be securely bound
And night and day guard.
To live and work happily
Could our Motherland ...




The father supported him in this endeavor: he taught his son to sport, took with him to the training camp at the field training center, and “run” him tanks, taught on a campaign to survive in extreme situations. And the son tried to imitate his father - a staff officer, a border guard, dreamed of wearing a cap with a green band and at least once walk along Red Square in the same front dress with his father.

Many of his poems are permeated with this dream of becoming a military man. Here are the lines written by him in the seventh grade:

A man was born into the world
Rush quickly for many years.
How will he live his life?
How can he find happiness in life?
It doesn't matter how he lives,
More importantly, what kind of person can he be!


"I AM ALWAYS CASE ..."
In the eighth grade, while studying in the 763 school of Babushkinsky district, Vitalik applied to the Suvorov school, but I made sure that the documents were returned (I am still ashamed of that). To say that the son was upset? For him it was a whole tragedy. But we kept him. And now - the tenth grade. Release. Everyone at school knew: Shatskikh will go to the border school.

My husband, Viktor Alekseevich, served in the Moscow Military School named after the Moscow City Council. The son was going to do the same. However, the documents he did not accept. It was 1986 year. Then there was such a procedure: if the father serves in a military institution, then the son has no right to get a job there. And we overdid it and even forbid to enter the study.


Viktor Shatskikh - a real Russian warrior! Mighty, handsome and beautiful


By the way, a year later, this order was canceled, but the son did not translate, since he had already become friends with the guys at the Golitsyn Border School. He wrote an introductory essay on a free topic, “The purpose of entering a military school,” on five pages in verse: “I care about everything ...” Now it is kept in the Museum of the Frontier Institute of the FSB.

And indeed, he was up to it all. Therefore, he was loved both at home and in his family, at school — by friends and teachers, and at the school. It was impossible not to love him. Vitalik was very sociable, caring, attentive, ready to help everyone with everything: at a cross-country ski - pull a lagging comrade, at school - repair his class with friends during the holidays, at the playground - play with the kids, at a festive evening - be a mass-rapper -Titter And if necessary, then save a person's life.

“Who, if not me ?!”, the son told me, when, protecting the girl from the hooligans at the Orion cinema, he received a knife wound on his hand.

And this was not the only case when a son, not thinking about himself, rushed to help. There was a case when he and his father pulled a unconscious driver out of a tilting and burning truck. A few minutes after they moved the driver to our car, the gas tank exploded.


With children Marika and Vitalik (as Vitya’s son was called in the family)


After graduating from school, Vitalik was going to go to Central Asia. On 4 August 1990, the ticket was already purchased in Almaty. Then the son confessed: “Probably not lucky. We came from Group “A”, we were selected by four. I thought I would serve with Uncle Victor. But something no requests. Not destiny means.

“Uncle Vitya” is the Hero of the Soviet Union, Major General Viktor F. Karpukhin, a former colleague and friend of her husband. He received the country's highest award in 1979 for storming Amin’s palace in Afghanistan.

2 August came a telegram: "Lieutenant Viktor Shatskikh urgently come to school." I will never forget his joyful smile and burning eyes when Vitalik and her husband told us about it. So I saw my son for the second time in my life; the first is when he entered military school.

My heart sank. That evening we celebrated this event in close family circle. We and the bride Vitalik. None of the others should have known where their son was to serve.

At the school, Vitalik was handed a challenge call to Group “A”. General Victor Karpukhin, who knew him from childhood, tried to leave "on the farm" first. He said: "Sit while here in Moscow."

Another trip was coming to Baku. Viktor Fedorovich read the list. Acne has heard that all the guys from his unit are flying, but he is not. Then he told Karpukhin: "I came here to serve, and not sit out." And flew with everyone.

KRYUCHKOV: "we sent it to us here"
Then there was Vilnius. Storming the TV tower. And the betrayal of Gorbachev, who refused the “Alpha men”, who said: “I didn’t send them there”.

The press wrote that the KGB Chairman Vladimir Kryuchkov also behaved himself, but this is not so. Several times he received my husband and me in his office. Vladimir Alexandrovich frankly told us: “This is our fault, we did not save your son. I can not speak for the president, I speak for myself. We sent him there. ”


KGB Chairman V. Kryuchkov presents the Order of the Red Banner to the parents of Viktor Shatskikh, an employee of Group A, who died in Vilnius. Moscow, 1991 year


He asked how he personally can help our family. My husband and I asked for medical staff in Group A, which was done by Kryuchkov.

“Before Vilnius, Viktor and I went on a business trip to Baku,” retired colonel Yevgeny Nikolayevich Chudesnov recalls, “not a single night passed without anxiety; traveled with weapons on assignment, ambushed, detained at the addresses of "subversive elements." The work was quite serious. The first time I kept Victor, leaving on duty. Once he came to me: “Yevgeny Nikolayevich, how much is possible! I am ready to go. I beg you, do not make me an eternal duty officer. ” And the next time I included him in combat crew, and in Baku he showed himself worthily.

I don’t know how he could even run down the corridor on the first floor ... I remember his words, at that moment we turned onto the second floor stairs: "Yevgeny Nikolayevich, I have something in my back ..." - "Victor, what could be there?" "First thought: prick pricked. In the hands of the protesters were national flags with sharpened metal end on the pole. I ordered Sasha Skorokhodov - “Look what is there,” and he ran upstairs to carry out the task. It turned out the wound is incompatible with life.

It was necessary to urgently call an ambulance. Around - the crowd, people scream. Exit was difficult, could tear to pieces. And yet, Sergei Rassolov, he was entrusted to him, took Victor and took him to the hospital. Long did not know where he is, could not take the body. In this situation, Mikhail Vasilyevich Golovatov showed his “penetrating” and organizational skills: he did everything possible to get Victor back. Remembering this is very hard!

As for the special operation itself, it was carried out clearly and according to the plan. Everyone knew their maneuver, where to go and what door to open. When we returned home, nobody really met us at the aerodrome, only Victor's father, Shatskikh Viktor Alekseevich Colonel-Border Guard, and our commander, Viktor Karpukhin. He knew him from childhood, and he brought him to the unit - recalls Yevgeny Nikolayevich.

After the death of his son, many newspapers wrote that the Lithuanians hated our children. It is not true! My husband and I received letters, parcels and money transfers from Vilnius, from individuals and labor collectives of factories and mills. We were expressed condolences and invited to visit. Honest and caring people knew that everything that happened then was a mean provocation.


Viktor Shatskikh (second left) with his comrades from the Golitsyn Border School


When Vitalik entered the military school, I presented him a book about border guards and signed: “To my son. Go for it! And remember - courage is born in the fight. ” And so, going on his last duty, he brought it to me and said: “Mommy! Let her lie down with you. And let's agree. You have a strong woman. You know where I serve. If ever something happens to me, give me a word - you will not show your tears to anyone. Okay, mamul? ”-“ Okay! I do not promise, but I will try. ” Why I said so, I do not know so far. Why did I need this test? Later I learned that on the eve of this conversation one of his friends was injured.

I remembered this conversation when my son died. It is terrible to talk about it. It was even more terrible to find out!

The death of her son was also hard for his bride, Natasha, and her family. Acne was going to sign in January, they had already filed an application to the registry office. In one of the letters, the son reported that Natasha agreed to become his wife, despite the fact that his service was not easy ...

“I WANT TO PURGU, TO TSUNAMI ...”
His son was buried quietly, at the Volkovsky cemetery in the Moscow region. Then especially it was impossible to advertise the place of service of the son. A fragment of his poem was written on the monument:

We, not knowing peace,
We protect the rest
But fate for yourself
I did not look for another.


Every year, on the day of Vitalik’s death and on his birthday, “Alfovtsy”, friends from the school and the border school come to the grave.

Twenty years have passed. Sometimes you forget in work, and you will be left alone, or when on the street, in transport, you see a man who looks like a son, then someone rolls up to his throat.

In the family, we never put a photo of Vitalik in the mourning frame - for us he is always alive. We celebrate his birthday, he loved this holiday very much. I often talk with him, and it seems to me that Acac is on a long business trip. Anyway, it's easier for me.

In July, 2003 didn’t become a husband, Viktor Alekseevich. His last post is the head of the department of foreign missions of the Main Directorate of Border Troops, colonel. After retirement, he worked in the non-state security system and the Advisory Board of the FSB.

It happened 28 July, the day of the thirty-fifth anniversary of our wedding. In the morning, Viktor Alekseevich went to work, although he was on the third day of his vacation. He told me and my daughter: “Prepare a festive dinner, we will celebrate the anniversary. Today - at the dacha, and on Saturday we will gather in a restaurant. ”

He promised to return in the evening, but he did not come, his mobile phone did not answer. My daughter and I phoned all friends. At night, a friend of our family, Sasha N., arrived, he was with his son in Vilnius, and said: “According to the law of meanness, I held your son in my arms, and now I have brought you such news.”

Then, an hour later, the former commander of Alpha, M.V. Golovatov, who had worked as a husband, and then-head of Department A, General Andreev Valentin Grigorievich, arrived. It turned out that Vitya died on the way - a blood clot went to his heart.

At the last moment, as I was told by the people who were sitting with him in the car, my husband managed to change lanes from the third row to the first. He slowed down, pulled over to the side of the road, barely said: “Something is bad for me” - and immediately fainted…

After the death of Vitalik, our daughter Maria also went to serve in the state security organs. Now she is a senior lieutenant, graduated from the Academy of the FSB.

I am told:
"Come after me…
And you will be happy with us ... "
But they lead home:
To sister, to father, to beloved mother,
And I want a blizzard, a tsunami ...


And that was all our son. Our family - both in the line of my husband and my relatives - honestly served the Motherland, defended her on the fronts of the Great Patriotic War and in peacetime. And we imagine no other life.

In one of the programs “Mirror”, which Svanidze conducted, my husband and I met with the Lithuanian ambassador to Russia. He expected that he would hear curses against the Lithuanians from us, but I said that it was not ordinary people who were to blame for this provocation, Russians or Lithuanians, not Alpha employees. As the saying goes, "the lords are fighting - at the lackeys of the forelocks crack!"

I believe that the main blame for the tragedy of our family is MS Gorbachev, the former president of the USSR. He betrayed not only the Alfovites, but the whole nation. Well, God be his judge.

EPILOGUE. THANK YOU THAT YOU HAVE BEEN WITH US
Valentina Ivanovna left us in the last month of winter. She courageously struggled with a fatal illness until the very last moment. On the eve of the New 2014, she participated in the traditional meeting of Group A officers with the wives and mothers of the deceased employees, and nothing foreshadowed trouble.


Head of the Moscow Border Kindergarten Valentina Shatskikh


Farewell to Valentina Ivanovna was held in the Ritual Hall of the FSB on the Infantry Street. Nearby, in the temple, the rite of burial was performed. And then the motorcade proceeded to the Volkov cemetery near Moscow, where, next to her dear and beloved people, her son and husband, she found eternal peace.

Commemorations for Valentina Ivanovna were held at the Central Museum of the Border Troops on Yauzsky Boulevard.

On this day, those who knew her and her husband Viktor Alekseevich (from the border school), and who served with his son Victor in Group A, came to say goodbye to this extraordinary woman.

Some came to the Infantry, others to the cemetery, others to the commemoration. These people could not come! Too many for many was the family Shatskikh. And such, however, it remains in the future. Nothing changes.

For the Alpha Association, since its inception, Valentina Ivanovna was a real mother. It was she who laid many traditions that favorably distinguish the commonwealth of Group "A" from other military teams.


The last photo of Valentina Ivanovna ... A festive meeting of Alpha officers with the wives and mothers of the deceased employees. Moscow, December 2013 of the year


She was a soul and at the same time a motor, as long as she had enough strength. I arranged trips, excursions, meetings and various festive events for families of veterans. I collected help when it was necessary for someone.

Shortly before her death, she visited the Cathedral of Christ the Savior and venerated the Gifts of the Magi, and before she died, she confessed and took communion. This, enlightened, she came to a meeting with her husband and son.
Author:
Originator:
http://www.specnaz.ru/articles/210/20/2003.htm
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Gomunkul
    Gomunkul April 17 2014 10: 17
    +1
    We consider Mikhail Gorbachev, on the one hand, and people from Sajudis, who organized the bloody provocation at the TV tower, on the other, to be the main culprit of that tragedy.
    The refusal of the official authorities of our country to judge Gorbachev for the collapse of the country already says a lot! hi
    1. salamandra2826
      salamandra2826 April 17 2014 21: 28
      +1
      God marks the assault. Contempt of the people is his punishment. How could such a rush not get to the civil war ?.
  2. sv68
    sv68 April 17 2014 12: 10
    +2
    Russia should and must not forget those who died at a military post, obeying the orders of their homeland, and the authorities, who turned away from their defenders, like Gorbachev should answer for this before the people
  3. fail8219
    fail8219 April 19 2014 09: 36
    0
    Is it possible to defeat us ?! A people with such a spirit is invincible!
    Rest in peace!

«Крестник» Карпухина

«Крестник» Карпухина


«МОЕМУ СЫНУ. ДЕРЗАЙ! И ПОМНИ — МУЖЕСТВО РОЖДАЕТСЯ В БОРЬБЕ»

Когда мы узнали, что ветераны Группы «А», находившиеся в командировке в Вильнюсе, объявлены в розыск по линии «Интерпола» (теперь им закрыт выезд за пределы страны), я невольно подумала: «И Виталику запретили…» А потом одернула себя: «О чем это я? Ему давно власти Литвы ничего не могут запретить…»


Главным виновником той трагедии мы считаем М. С. Горбачёва, с одной стороны, и людей из «Саюдиса», организовавших кровавую провокацию у телебашни — с другой.

Свидетельские показания, прозвучавшие во время суда над Альгирдасом Палецкисом, наглядно показали, что сотрудники Группы «А» не стреляли в толпу. Это делали совершенно другие люди.

Я искренне благодарна Владиславу Николаевичу Шведу и газете «Спецназ России» за то, что они не оставляют эту тему. Ведь она касается и нашего сына, вернувшегося из Вильнюса в гробу.

ВОЕННАЯ КОСТОЧКА
Сын никогда не знал покоя с самого раннего детства. Может быть, на его характер повлияла жизнь на пограничной заставе. Виталик (так мы его звали, чтобы не путать с папой — Витей) родился в Нахичевани. Рос в окружении солдат, военной жизни. Даже обеды я варила и носила на заставу — сын никак не хотел питаться дома, ел с бойцами за одним столом.

Самая любимая и первая игрушка — автомат, который ему подарил директор местного совхоза. А самое любимое его слово было «засисять». И он защищал всех: сестренку, маму, папу, повара Володю, старшину Сашу… и всех, всех, кого он любил.

«Крестник» Карпухина


Подрастая, Виталик менялся на глазах: крепчал, быстро становился самостоятельным, но одна черта его характера оставалась неизменной — огромное желание помогать людям. Думаю, именно эта черта и привела его после десятого класса в пограничное училище, хотя он со своими способностями мог стать кем угодно. Спортсменом — имел первый-второй разряды по нескольким видам спорта. Педагогом — его очень любили младшие дети, и он очень хорошо руководил ими. Артистом — в школе и в училище на протяжении всех лет обучения участвовал во всех театральных мероприятиях. Музыкантом — практически самостоятельно освоил игру на гитаре и фортепиано. Поэтом — стихи писал с четвертого класса.

Виталик был всесторонне развитым юношей. Он говорил: «Знать и уметь все невозможно, но надо к этому стремиться!» И он осваивал рисование, игру в шахматы и нарды, волейбол, баскетбол, самбо, лыжи, столярное дело, фотографирование. Интересовался историей России и иностранными языками, умел печь пироги и печенье, вязать на спицах и ремонтировать часы, коллекционировал марки и стрелял в тире, ходил в походы и плавал наперегонки.

А главное, он всегда знал, что будет военным. И никогда не изменял своей мечте, которую выразил в детских стихах еще в четвертом классе:

Я буду надежно границу
И ночью, и днем охранять.
Чтоб счастливо жить и трудиться
Могла наша Родина-мать…


«Крестник» Карпухина


Отец поддерживал его в этом стремлении: приучал сына к спорту, брал с собой на сборы в полевой учебный центр, «обкатывал» его танками, учил в походе выживать в экстремальных ситуациях. И сын старался подражать отцу — кадровому офицеру-пограничнику, мечтал носить фуражку с зеленым околышем и хоть раз пройти по Красной площади в одном парадном расчете с отцом.

Этой мечтой — стать военным — пронизаны многие его стихи. Вот строчки, написанные им в седьмом классе:

Родился человек на свет,
Промчится быстро много лет.
Как жизнь свою он проживет?
Как счастье в жизни он найдет?
Не так уж важно, как он будет жить,
Важней, каким он человеком сможет быть!


«МНЕ ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО…»
В восьмом классе, учась в 763-й школе Бабушкинского района, Виталик подал документы в суворовское училище, но я сделала так, чтобы документы вернули (мне до сих пор стыдно за это). Сказать, что сын расстроился? Для него это была целая трагедия. Но мы удержали его. И вот — десятый класс. Выпуск. Все в школе знали: Шатских пойдет в пограничное училище.

Мой муж, Виктор Алексеевич, служил в Московском военном училище имени Моссовета. Сын собрался поступать туда же. Однако документы у него не приняли. Это был 1986 год. Тогда существовал такой порядок: если отец служит в военном учреждении, то сын не имеет права устроиться туда на работу. А у нас перебарщивали и даже поступать учиться запрещали.

«Крестник» Карпухина

Виктор Шатских — настоящий русский воин! Могучий, статный и красивый


К слову сказать, через год этот приказ отменили, но сын не стал переводиться, поскольку уже сдружился с ребятами в Голицынском пограничном училище. Вступительное сочинение на свободную тему «Цель поступления в военное училище» он написал на пяти листах, в стихах: «Мне до всего есть дело…» Сейчас оно хранится в музее Пограничного института ФСБ.

И действительно, ему до всего было дело. Поэтому его любили и дома в семье, и в школе — друзья и учителя, и в училище. Его невозможно было не любить. Виталик был очень общителен, заботлив, внимателен, готов всем и во всем помогать: на лыжном кроссе — тянуть отстающего товарища, в школе — отремонтировать с друзьями во время каникул свой класс, на детской площадке — играть с малышами, на праздничном вечере — быть массовиком-затейником. А если нужно, то спасти жизнь человеку.

«Кто, если не я?!» — сказал мне сын, когда, защищая от хулиганов девчонку у кинотеатра «Орион», получил ножевую рану руки.

И это был не единственный случай, когда сын, не думая о себе, бросался на помощь. Был случай, когда они с отцом вытащили из опрокинувшегося и горящего грузовика водителя, потерявшего сознание. А через несколько минут после того, как они перенесли шофера в нашу машину, бензобак взорвался.

«Крестник» Карпухина

С детьми Марийкой и Виталиком (как звали сына Витю в семье)


После окончания училища Виталик собрался ехать в Среднюю Азию. На 4 августа 1990 года был уже куплен билет в Алма-Ата. Тогда сын признался: «Наверное, не повезло. Приезжали из Группы «А», отобрали нас четверых. Я думал, буду служить вместе с дядей Витей. Но что-то никаких запросов нет. Не судьба, значит».

«Дядя Витя» — это Герой Советского Союза генерал-майор Виктор Фёдорович Карпухин, бывший сослуживец и товарищ мужа. Высшую награду страны он получил в 1979 году за штурм дворца Амина в Афганистане.

2 августа пришла телеграмма: «Лейтенанту Виктору Шатских срочно явиться в училище». Никогда не забуду его радостной улыбки и горящих глаз, когда Виталик сообщил нам с мужем об этом. Таким я сына видела второй раз в жизни; первый — когда он поступил в военное училище.

У меня сжалось сердце. В тот вечер мы отметили это событие в тесном семейном кругу. Мы и невеста Виталика. Никто из окружающих не должен был знать, где предстояло служить сыну.

В училище Виталику вручили запрос-вызов в Группу «А». Генерал Виктор Карпухин, знавший его с детства, старался вначале оставлять «на хозяйстве». Говорил: «Посиди пока здесь, в Москве».

Предстояла очередная командировка — в Баку. Виктор Фёдорович зачитал список. Виталик услышал, что все ребята из его отделения летят, а он — нет. Сказал тогда Карпухину: «Я пришел сюда служить, а не отсиживаться». И вылетел вместе со всеми.

КРЮЧКОВ: «ПОСЛАЛИ ЕГО ТУДА МЫ»
Потом был Вильнюс. Штурм телебашни. И предательство Горбачёва, отказавшегося от «альфовцев», сказавшего: «Я их туда не посылал».

В прессе писали, что так же повел себя Председатель КГБ Владимир Крючков, но это не так. Несколько раз он принимал нас с мужем в своем кабинете. Владимир Александрович откровенно сказал нам: «Это мы виноваты, мы не спасли вашего сына. Я не могу говорить за президента, я говорю за себя. Послали его туда мы».

«Крестник» Карпухина

Председатель КГБ В. Крючков вручает орден Красного Знамени родителям погибшего в Вильнюсе сотрудника Группы «А» Виктора Шатских. Москва, 1991 год


Спросил, чем он лично может помочь нашей семье. Мы с мужем попросили ввести в штат Группы «А» медиков — что и было сделано Крючковым.

— До Вильнюса мы с Виктором побывали в командировке в Баку, — вспоминает полковник в отставке Евгений Николаевич Чудеснов, — ни одной ночи не проходило без тревог; выезжали с оружием на задание, устраивали засады, задерживали по адресам «подрывные элементы». Работа была достаточно серьезной. Первое время я Виктора придерживал, оставляя на дежурстве. Однажды он зашел ко мне: «Евгений Николаевич, сколько можно! Я готов к работе. Очень прошу, не делайте из меня вечного дежурного». И в следующий раз я включил его в боевой расчет, и в Баку он проявил себя достойно.

Не знаю, как он вообще смог пробежать по коридору на первом этаже… Помню его слова, мы в тот момент повернули на лестницу второго этажа: «Евгений Николаевич, у меня что-то в спине…» — «Витя, что там может быть?» Первая мысль: пикой кольнули. В руках у митингующих были национальные флаги с заточенным металлическим концом на древке. Я приказал Саше Скороходову — «Посмотри, что там», а сам побежал наверх выполнять задание. Оказалось, рана несовместима с жизнью.

Нужно было экстренно вызвать «Скорую помощь». Кругом — толпа, люди орут. Выйти было сложно, могли растерзать. И тем не менее, Сергей Рассолов, было ему поручено, взял Виктора и отвез в больницу. Долго не знали, где он находится, не могли забрать тело. В этой ситуации Михаил Васильевич Головатов проявил свои «пробивные» и организаторские способности: сделал все возможное, чтобы вернуть Виктора. Вспоминать это очень тяжело!

Что касается собственно специальной операции, то она была проведена четко и по плану. Каждый знал свой маневр, куда идти и какую дверь открыть. Когда мы вернулись домой, то на аэродроме никто нас толком не встретил, только отец Виктора — полковник-пограничник Шатских Виктор Алексеевич и наш командир, Виктор Фёдорович Карпухин. Он его знал с детства, он его и привел в подразделение, — вспоминает Евгений Николаевич.

После гибели сына многие газеты писали, что литовцы возненавидели наших ребят. Это неправда! Нам с мужем приходили письма, посылки и денежные переводы из Вильнюса, от частных лиц и трудовых коллективов заводов и фабрик. Нам выражали соболезнования и приглашали в гости. Честные и неравнодушные люди знали, что все произошедшее тогда — это подлая провокация.

«Крестник» Карпухина

Виктор Шатских (второй слева) с товарищами по Голицынскому пограничному училищу


Когда Виталик поступил в военное училище, я подарила ему книгу о пограничниках и подписала: «Моему сыну. Дерзай! И помни — мужество рождается в борьбе». И вот, уходя на последнее дежурство, он принес мне ее и сказал: «Мамуль! Пусть она полежит у тебя. И еще давай договоримся. Ты у меня сильная женщина. Ты знаешь, где я служу. Если когда-нибудь со мной что-то случится, дай мне слово — ты не будешь никому показывать своих слез. Ладно, мамуль?» — «Ладно! Не обещаю, но попробую». Почему я так сказала, не знаю до сих пор. Зачем мне нужна была «эта проба»? Позже узнала, что накануне этого разговора один из его друзей был ранен.

Я вспомнила этот разговор, когда сын погиб. Страшно об этом рассказывать. Еще страшнее было это узнать!

Смерть сына также тяжело переживала его невеста Наташа и ее семья. Виталик собирался расписаться в январе, у них уже было подано заявление в ЗАГС. В одном из писем сын сообщал, что Наташа согласилась стать его женой, несмотря на то, что служба у него непростая…

«А Я ХОЧУ В ПУРГУ, В ЦУНАМИ…»
Похоронили сына тихо, на Волковском кладбище в Московской области. Тогда особо нельзя было афишировать место службы сына. На памятнике написали отрывок из его стихотворения:

Мы, не зная покоя,
Охраняем покой,
Но судьбы для себя
Не искал я другой.


Ежегодно в день гибели Виталика и на день его рождения на могилу приезжают «альфовцы», друзья по школе и пограничному училищу.

Прошло двадцать с лишним лет. Иногда забываешься в работе, а останешься одна, или когда на улице, в транспорте, увидишь похожего на сына мужчину, то ком подкатывает к горлу.

В семье мы никогда не помещали фотографию Виталика в траурную рамку — для нас он всегда живой. Отмечаем день его рождения, он очень любил этот свой праздник. Я часто беседую с ним, и мне кажется, будто Виталик находится в долгой командировке. Во всяком случае, мне так легче.

В июле 2003-го не стало мужа, Виктора Алексеевича. Его последняя должность — начальник отдела заграничных представительств Главного управления пограничных войск, полковник. После отставки работал в системе негосударственной безопасности и Консультативном совете ФСБ.

Это произошло 28 июля, в день тридцать пятой годовщины нашей свадьбы. Утром Виктор Алексеевич поехал на работу, хотя шел третий день его отпуска. Сказал мне и дочке: «Готовьте праздничный ужин, будем отмечать юбилей. Сегодня — на даче, а в субботу соберемся в ресторане».

Обещал вернуться к вечеру, но — не приехал, его мобильник не отвечал. Мы с дочерью обзвонили всех знакомых. А ночью приехал друг нашей семьи Саша Н., он был с сыном в Вильнюсе, и сказал: «По закону подлости я держал вашего сына на руках, а теперь я же принес вам такую весть».

Потом через час приехал бывший командир «Альфы» М. В. Головатов, у которого работал муж, и тогдашний начальник Управления «А» генерал Андреев Валентин Григорьевич. Оказалось, Витя умер в дороге — в сердце пошел тромб.

В последний момент, как мне рассказали люди, сидевшие с ним в салоне автомобиля, муж успел перестроиться из третьего ряда в первый. Притормозил, съехал на обочину, едва произнес: «Что-то мне плохо» — и тут же потерял сознание…

После гибели Виталика наша дочь Мария тоже пошла на службу в органы госбезопасности. Сейчас она старший лейтенант, окончила Академию ФСБ.

Мне говорят:
«Иди за мной…
И будешь счастлив вместе с нами…»
Но ведь они ведут домой:
К сестре, к отцу, к любимой маме,
А я хочу в пургу, в цунами…


И в этом был весь наш сын. Наша семья — и по линии мужа, и мои родственники — честно служила Родине, защищала ее на фронтах Великой Отечественной войны и в мирное время. И другой жизни мы себе не представляем.

В одной из передач «Зеркало», которую вел Сванидзе, мы с мужем встретились с послом Литвы в России. Он ждал, что услышит от нас проклятия в адрес литовцев, но я сказала, что виноваты в этой провокации не простые люди, русские или литовцы, не сотрудники «Альфы». Как говорится, «паны дерутся — у холопов чубы трещат!»

Считаю, что главную вину в трагедии нашей семьи несет М. С. Горбачёв, бывший президент СССР. Он предал не только «альфовцев», но и весь народ. Ну да Бог ему судья.

ЭПИЛОГ. СПАСИБО, ЧТО ВЫ БЫЛИ С НАМИ
Валентина Ивановна ушла от нас в последний месяц зимы. Она мужественно боролась со смертельным недугом до самого последнего момента. Еще накануне Нового 2014 года она участвовала в традиционной встрече офицеров Группы «А» с женами и матерями погибших сотрудников, и ничто не предвещало беды.

«Крестник» Карпухина

Заведующая московским пограничным детским садиком Валентина Шатских


Прощание с Валентиной Ивановной состоялось в Ритуальном зале ФСБ на Пехотной улице. Рядом, в храме, был совершен чин отпевания. А потом кортеж проследовал до подмосковного Волкова кладбища, где рядом со своими дорогими и любимыми людьми, сыном и мужем, она обрела вечный покой.

Поминки по Валентине Ивановне состоялись в Центральном музее Пограничных войск на Яузском бульваре.

В этот день проститься с этой неординарной женщиной пришли те, кто хорошо знал ее и мужа Виктора Алексеевича (еще с пограничного училища), и кто служил с сыном Виктором в Группе «А».

Одни приходили на Пехотную, другие на кладбище, третьи — на поминки. Не прийти эти люди не могли! Слишком многим для многих была семья Шатских. И таковой, впрочем, она остается впредь. Ничего не меняется.

Для Ассоциации «Альфа», начиная с ее становления, Валентина Ивановна была настоящей мамой. Именно она закладывала многие традиции, которые выгодно отличают содружество Группы «А» от иных воинских коллективов.

«Крестник» Карпухина

Последняя фотография Валентины Ивановны… Праздничная встреча офицеров «Альфы» с женами и матерями погибших сотрудников. Москва, декабрь 2013 года


Она была душой и одновременно мотором, пока хватало сил. Устраивала для семей ветеранов поездки, экскурсии, встречи и разные праздничные мероприятия. Собирала помощь, когда это кому-то было необходимо.

Незадолго до смерти она побывала в Храме Христа Спасителя и приложилась к Дарам Волхвов, а перед самой кончиной исповедовалась и причастилась. Такой, просветленной, она пришла на встречу с мужем и сыном.
Автор: Валентина ШАТСКИХ
Первоисточник: http://www.specnaz.ru/articles/210/20/2003.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Gomunkul 17 апреля 2014 10:17
    Главным виновником той трагедии мы считаем М. С. Горбачёва, с одной стороны, и людей из «Саюдиса», организовавших кровавую провокацию у телебашни — с другой.
    Отказ официальных властей нашей страны судить Горбачева за развал страны, уже говорит о многом! hi
    1. salamandra2826 17 апреля 2014 21:28
      Бог шельму метит. Презрение народа- ему наказание .Как-бы в таком порыве не дойти до гражданской войны?.
  2. sv68 17 апреля 2014 12:10
    Россия должна и обязана не забывать тех кто погиб на боевом посту исполняя приказы родины а власть-отвернувшаяся от своих защитников-как горбачёв должна за это ответить перед народом
  3. fail8219 19 апреля 2014 09:36
    Да разве нас можно победить?! Народ с таким духом непобедим!
    Пусть земля будет пухом!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня