«Акация» - 152-мм самоходная гаубица

«Акация» - 152-мм самоходная гаубица


В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы - артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы - бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е годы - "первая социалистическая война" между Вьетнамом и КНР; в 1967-1972 годах - артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х - война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны. Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С.Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ “Акация”, “Гвоздика”, “Фиалка” и 240-мм самоходному миномету “Тюльпан”.

Началу работы над СГ “Акация” предшествовал сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны (СУ-100, СУ-152), и артсистем послевоенного поколения. В результате была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии.


Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 “Акация” проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси - на заводе "Уралтрансмаш". Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) - 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК Круг, которое в свою очередь создали на базе опытной CAУ СУ-100П, и получило индекс "Объект 303".

«Акация» - 152-мм самоходная гаубица


Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 “Акация” была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии-УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть - в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

«Акация» - 152-мм самоходная гаубица


Основное вооружение “Акации” - 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная - 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну - барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица - 2А33М. В боекомплект “Акации” вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества - 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т. д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т. п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18 500 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24 000 м.

«Акация» - 152-мм самоходная гаубица


Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540, бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3 000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° - 220 мм, под углом 30° - 120 мм. В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° - 100-мм; Б-540 - 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ “Акация” была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17 400 м. Самоходная гаубица Акация может стрелять и другими снарядами: осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МП-20 и Д-20, корректируемыми 152-мм снарядами Краснополь (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2СЗ был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт, что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальными катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резинометаллическим шарниром равна 490 мм. “Акация” обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 МПа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины - не более 25°.

Самоходная гаубица 2С3 оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В 1987 году “Акацию” оснастили аппаратурой приема командной информации и новым прицелом, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2СЗМ1.

Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ “Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.

Производство самоходки 2С3 “Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

Режимы огня гаубицы
Скорострельность без перекомплектации зарядов:
• прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин 3,5
• прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин 2,6
• при стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин 3,4
Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин 1,9
Тепловые ограничения:
30 выстрелов за 10 мин
75 выстрелов за 60 мин
Наибольшая предельная дальность (с прицелом прямой наводки ОП5-38), м 4000

Характеристики
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8400
длина корпуса 7765
ширина 3250
высота 3050
клиренс, мм 450
Бронирование противопульное
Вооружение: 152-мм гаубица Д-22 (2АЗЗ); 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект 46 выстрелов, 1500 патронов
Скорострельность, выстр/мин 3,5
Дальность стрельбы, м: осколочно-фугасным снарядом 18500 активно-реактивным снарядом 24000 Двигатель В-59,12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 382 кВт Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,89
Удельное давление на грунт, МПа 0,059
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 830
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,0

Источник: Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины
По материалам сайта ОАО "Мотовилихинские заводы"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 12
  1. Лопатов 15 июля 2013 09:05
    Хоть и давно устаревшая, но отличная машина. Не знаю, стоит ли гоняться за большими дальностями, отказываясь от "короткого" ствола. Никто по сути с этим толково не разбирался. Вместо оценки места СГ в современном общевойсковом бою, просто пошли вслед за НАТО.
    1. Akim 15 июля 2013 09:53
      Цитата: Лопатов
      Не знаю, стоит ли гоняться за большими дальностями, отказываясь от "короткого" ствола.

      Вам виднее, как практику, но еще в институте рассматривали вопрос модернизации. У "Акации", кроме всего, можно без проблем увеличить длину ствола до 39 калл. И такие пробы были и довольно таки успешные Когда-то пошляки предложили ( год назад) разработать и покупать экспортную версию "Краба". За те же деньги можно модернизировать 3-4 "Акации".
      Akim
      1. Лопатов 15 июля 2013 10:36
        Не вижу необходимости в перестволивании. Информатизировать, установить АБС, нормальную навигационную систему с коррекцией по спутнику, и получится вполне приемлемый аппарат.
        1. Akim 15 июля 2013 10:52
          Цитата: Лопатов
          Информатизировать, установить АБС, нормальную навигационную систему с коррекцией по спутнику, и получится вполне приемлемый аппарат.


          Это все есть. Идут по пути "Паладина" + новый механизм досылания.. Но увеличение дальности необходимо . Для примера "Зоопарк-2" определяет выстрел с максимальной дистанции у "Акации" и "Мсты-С" на 0.01с задержки. В конечном итоге это почти 5 минут разницы. Соответсвенно большая погрешность, больше время целеуказания на котрбатарейный огонь или даже на подлетное время бомбардировочной авиации. Рассматриваем современный бой, а не выкуривание духов из убежищ.
          Akim
          1. Лопатов 15 июля 2013 11:10
            А как связаны возможная контрбатарейная борьба и максимальная дальность стрельбы?
            1. Akim 15 июля 2013 11:20
              Цитата: Лопатов
              возможная контрбатарейная борьба и максимальная дальность стрельбы?

              Ну если стрелять на "глазок" то никак. Вы прекрасно знаете: чем дальше находится батареи - тем их сложнее поразить. Они успеют произвести больше залпов, свернуться и уйти на запасную позицию. На расстоянии 15 км - у тебя есть 2 минуты. 20 км 5-6 минут.( Это я про идеал - теорию).
              Akim
              1. Лопатов 15 июля 2013 11:27
                Цитата: Akim
                чем дальше находится батареи - тем их сложнее поразить.

                Не факт. Проще не собирать батареи на ограниченных по размерам ОП, как раньше делали. Аппаратура навигации позволяет это делать. И контрбатарейная превратится в контрорудийную, и стрельба обычными боеприпасами будет точнее- против рассеивания не попрёшь, чем больше дальность, тем меньше точность и выше расход.
                1. combat192 15 июля 2013 13:37
                  П и н д о с ы так и делают.
  2. IRBIS 15 июля 2013 09:59
    Чуточку поправлю. Экипаж - 5 человек (1 - заряжающий с грунта), боекомплект (расчетный) - 80 снарядов (укладка+на а/м)
    Машина хорошая, только вот комплектовка силового отделения весьма бестолковая. Многие рекомендации Инструкции по эксплуатации на практике просто не выполнимы. Предпусковой подогреватель расположен крайне не удачно.
    Оцениваю ходовую, как танкист, остальное - удел братьев-артиллеристов.
    1. Akim 15 июля 2013 10:15
      Цитата: IRBIS
      Чуточку поправлю. Экипаж - 5 человек (1 - заряжающий с грунта)

      Где его возят?. То что на грунт можно грузит ( притом что штатный заряжающий сам может ложить снаряды на дорожку ) - это не считается. Вы как танкист должны понимать. Все, что возит с собой - то есть боекомплект.
      Akim
      1. IRBIS 15 июля 2013 11:24
        Цитата: Akim
        Где его возят?. То что на грунт можно грузит ( притом что штатный заряжающий сам может ложить снаряды на дорожку ) - это не считается. Вы как танкист должны понимать. Все, что возит с собой - то есть боекомплект.

        Возят его на той самой машине, где лежит боекомплект. Он полноправный член экипажа, как это не странно звучит. Штатный заряжающий ничего "ложить" не может, он должен постоянно находиться в боевом отделении. И про боекомплект Вы тоже не правы, У САУ он именно 80 снарядов. Я, хоть и танкист, служил на этих машинах в БВО три года.
        1. Akim 15 июля 2013 11:33
          Цитата: IRBIS
          Я, хоть и танкист, служил на этих машинах в БВО три года.

          Не случил, каюсь. Обслуживал АГ где был дивизион 2С3М ( поэтому и устройство и состав их хорошо знаю). Лопатов прав - это расчет. Я не видел ни за "Гвоздиками", ни за "Акациями" машин на марше по пересеченке ( хотя по штату шли ЗиЛы).
          Akim
          1. combat192 15 июля 2013 13:36
            Совершенно верно! В артиллерийских батареях САУ автомобилей нет. Автомобили с боеприпасами - это взвод подвоза батареи материального обеспечения дивизиона.
        2. Лопатов 15 июля 2013 12:08
          Цитата: IRBIS
          Я, хоть и танкист, служил на этих машинах в БВО три года.

          Зампотех дивизиона?
          1. IRBIS 15 июля 2013 15:17
            Цитата: Лопатов
            Зампотех дивизиона?

            Командир батареи УБВТ в Печах.
        3. combat192 15 июля 2013 13:32
          Уважаемый Ирбис. Вы подменяете понятия.
          Боекомплект — количество боеприпасов, установленное приказом ГРАУ на единицу оружия
          или боевую машину, для боя. Подразделяется на:
          - индивидуальный (возимый, носимый);
          - в транспорте батальона (дивизиона);
          - в транспорте части;
          - в транспорте соединения;
          Так вот для этой гаубицы при орудии, т. е. в машине находится от 40 до 46 снарядов (в зависимости от модификации). Остальные боеприпасы перевозятся в транспорте дивизиона (по 20 на орудие) и такое же количество в транспорте полка.
          1. erix-06 15 июля 2013 14:34
            Называется эшелонирование боеприпасов... Всё, что у бойца, на машине, в транспорте батальона (дивизиона),транспорте части, транспорте соединения называется войсковые запасы. Дальше-оперативные запасы...
    2. Лопатов 15 июля 2013 10:32
      Заряжающий с грунта входит в расчёт, но не входит в экипаж. У самоходчиков свои приколы.
  3. С2H5OH 15 июля 2013 10:58
    зимой видел как несколько акаций двигались по пересеченной местности вдоль трассы на полигон....что впечатлило так это проходимость тк мало того что корпус у них был почти полностью скрыт снегом так они при этом вполне уверенно преодолевали разные холмы и ямы только снег в разные стороны летел и еще из люка одной из машин танкист российским флагом размахивал....замечательное зрелище good и отличная техника good
    С2H5OH
    1. Argon 15 июля 2013 13:59
      Номер с флагом,очевидно был следствием работы"системы внутреннего сугрева". laughing
      1. С2H5OH 15 июля 2013 15:00
        вообще то с той стороны откуда они ехали место дислокации дорожной забегаловки так что все может быть....возможно и сугрелись чемто winkedможет даже и песни исполняли но шумно было и я не слышал smile
        С2H5OH
  4. Добрый 15 июля 2013 16:00
    Самая удачная самоходка на мой взгляд. Служит до сих пор, неприхотливая и надежная!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня