Пентагон предполагает, бюджет располагает

Прогноз расходов на основные оборонные программы США существенно скорректирован

Представленный конгрессу в марте пятилетний план затрат Пентагона на закупки вооружений в рамках 63 основных оборонных программ оказался более оптимистичным, чем прошлогодний прогноз. Об этом сообщила аналитическая компания «ВижуалДоД» (VisualDoD) по результатам анализа этих программ. Прогноз на 2014-й предусматривал сокращение расходов на 0,6 процента в рамках оборонной программы на предстоящие годы FYDP (Future Years Defense Program). FYDP-2015 предусматривает рост в 2,5 процента.


Существенно изменить планы закупок Минобороны США может один фактор. Полный прогноз расходов Пентагона на пятилетний период на 115 миллиардов долларов превышает федеральный лимит. Это означает, что он должен быть существенно изменен или сокращен, если в 2016 году и после произойдет секвестрирование.

Согласно данным «ВижуалДоД» из 63 основных программ вооружений Минобороны США наибольший рост ожидается в финансировании космической деятельности. Дополнительное финансирование на космос может также поступить из засекреченных статей бюджета Пентагона.

БЛА и наземный транспорт

Расходы МО США на главные программы беспилотных летательных аппаратов (БЛА), как ожидается, сократятся по сравнению с планируемыми год назад показателями, но все же будут расти со среднегодовым темпом 2,5 процента.

Несмотря на сокращение войск НАТО в Афганистане, БЛА продолжат играть там большую роль. Стимулировать расходы в этом секторе могла бы программа разведывательного и боевого БЛА палубного базирования ВМС США.

Но поскольку расходы Пентагона на эти системы снижаются, поставщики согласно данным консалтинговой компании «Фрост энд Салливан» (Frost & Sullivan) оказываются перед необходимостью проявлять интерес к иностранным военным продажам и мировому коммерческому рынку, чтобы остаться на плаву.

Высокая стоимость разработки новых БЛА заставляет некоторые компании просто модифицировать существующие аппараты. «Крупные оборонные подрядчики типа «Боинга» (Boeing), «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) и «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), вероятно, будут покупать и/или кооперироваться с маленькими, технологически продвинутыми коммерческими фирмами с целью повышения своих возможностей в свете вероятных сокращений рыночного потенциала, – считает Майкл Блэйдс, специалист «Фрост энд Салливан» по вопросам обороны и космоса. – Такие приобретения помогут компаниям расширить размер своих прибылей, а также конкурировать на формируемом рынке гражданских БЛА».

Прогноз по главным программам наземных транспортных средств Минобороны намного более пессимистичен, особенно в свете того, что СВ США существенно сократили программу создания новой боевой машины пехоты GCV (Ground Combat Vehicle) для замены устаревающей «Брэдли» (Bradley). Сухопутные войска перераспределили первоначально предназначавшиеся на эту программу средства в проект танка M1 «Абрамс» (M1 Abrams) производства «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics) и БТР «Страйкер» (Stryker). В связи с этим в настоящее время программа GCV близка к закрытию.

Пентагон предполагает, бюджет располагает


Начиная с августа 2011 года компаниям «БАЕ Системз» (BAE Systems) и «Дженерал дайнэмикс» выделили несколько сотен миллионов долларов для разработки технологий в рамках программы по созданию новой БМП CGV. И это несмотря на то, что бюджетный отдел конгресса выступал против принятия на вооружение этой машины из-за ее постоянно увеличивавшейся массы и бронирования, а также предполагаемых требований к материально-техническому обеспечению. В отчете за апрель 2013-го предполагалось, что сухопутные войска США в период 2014–2030 годов потратят на закупку 1748 машин GCV около 29 миллиардов долларов. Однако после того как конгресс сократил 492 миллиона долларов из 592 миллионов, запрошенных армией на 2014 финансовый год, стало очевидным, что разработка БМП GCV нового поколения превратилась в программу по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в этом направлении.

В январе текущего года начальник штаба сухопутных войск армии США генерал Рэй Одьерно так объяснил сложившуюся ситуацию: «Нужна ли нам новая БМП? Ответ – да. Можем ли в настоящее время позволить себе эту новую технику? Ответ – нет».

Частично нишу наземного транспорта могли бы поддержать работы по капитальному ремонту и техобслуживанию. Единственные две новые программы, которые реализуются в этом секторе, – создание легкой тактической боевой бронированной машины JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) и многоцелевой бронированной машины AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle).


Вертолеты

Динамика предполагаемых расходов МО США на различные вертолетные программы в течение ближайших пяти лет не выглядит оптимистичной. По мнению экспертов, ежегодные затраты на приобретение винтокрылых машин в период 2015–2019 годов будут снижаться на 14 процентов.

«Финансирование военных вертолетных программ в общей сложности урезано на 50 процентов, что существенно отразится на их выполнении», – сообщил вице-президент аналитического отдела компании «Тил групп» (Teal Group) Ричард Абулафия.

На данный момент точно не определено количество поисково-спасательных вертолетов (ПСВ), которое предполагается закупить по программе CRH (Combat Rescue Helicopter) ВВС США. Военно-воздушные силы намерены выдать компании «Сикорский» (Sikorsky) контракт на поставку 112 новых ПСВ на базе «Блэк Хоук», предназначенных для замены устаревающих HH-60G «Пейв Хоук» (Pave Hawk) к концу июня текущего года. В общей сложности на осуществление программы CRH в период 2015–2019 годов планируется израсходовать около миллиарда долларов.

На протяжении последних десяти лет ВС США активно применяли вертолеты, особенно в Афганистане, где пересеченная местность ограничивала возможности самолетов и различных боевых бронированных машин. В период 2015–2019 годов согласно новому проекту бюджета ожидается сокращение производства вертолетов компаний «Сикорский», «Боинг» и «Белл» (Bell). Предполагаемое снижение объемов вертолетного рынка, на первый взгляд, имеет негативные последствия. Однако, как отмечает Ричард Абулафия, на протяжении последних нескольких лет количество произведенных американских винтокрылых машин было очень большим. По мнению аналитика, сокращение производства вертолетов может привести к тому, что вместо трех крупных производителей на американском рынке вертолетов останется два. Третий будет приобретен или поглощен.

Основные производители американских боевых вертолетов относительно успешно пережили сокращение объемов производства в 90-е годы, и нынешнее уменьшение, как считают специалисты, не так сильно отразится на их функционировании.

«Даже с учетом снижения производства объемы выпускаемой продукции останутся значительными, – заявил Абулафия. – Вместе с тем реальное производство, вероятно, будет отличаться от того результата, который ожидают производители авиатехники».

Компании «Эрбас хеликоптер» (бывшая «Еврокоптер») и «Агуста/Уэстленд» (AgustaWestalnd) также неоднократно пробовали закрепиться на американском рынке продукции военного назначения.

Новых крупных программ по созданию и строительству вертолетной техники в данный момент не предполагается. После 2020 года ожидается начало осуществления проекта JMR (Joint Multi-role) по разработке новой винтокрылой машины.

Издержки финансирования

Исследование закупочной системы Министерства обороны США, проведенное в прошлом году, показало ряд проблем Пентагона в закупке и приобретении новых вертолетов. В период 1997–2011 годов в 10 из 13 вертолетных программ реальные расходы отличались от запланированных как минимум на 15 процентов.

Наиболее непредсказуемым в механизме закупок Пентагоном продукции военного назначения на данный момент является возможность получения дополнительного финансирования по программе OGSI (Opportunity Growth and Security Initiative), которая не включена в проект оборонных расходов на 2015 финансовый год. «В ходе обсуждения OGSI действительно значимую роль играют лоббисты, – сказал аналитик Байрон Кэллан. – Крупные оборонные компании будут добиваться принятия OGSI».

Закон об осуществлении финансирования по программе OGSI может увеличить оборонные расходы Пентагона в 2015 финансовом году на восемь миллиардов долларов. В состав этих средств входят 1,2 миллиарда долларов, которые предполагается потратить на приобретение 56 вертолетов, и 1,1 миллиарда для приобретения самолетов морской разведки P-8 «Посейдон» (Poseidon) производства «Боинга».

Неизвестной также остается точная сумма, предполагаемая на ведение боевых действий за рубежом по статье проекта оборонного бюджета 2015 финансового года OCO (Overseas Contingency Operations). Традиционно финансирование по этой статье ограниченно, однако Пентагон запросил в ней замену техники, поврежденной или уничтоженной в бою.

В проекте оборонного бюджета на 2015 финансовый год Пентагон определил сумму 79 миллиардов долларов достаточной для ведения боевых действий за рубежом. Однако она, возможно, сократится в связи с выводом американского контингента из Афганистана. Правительству этой страны до конца текущего года еще предстоит одобрить соглашение, регулирующее число военнослужащих стран НАТО, которое останется после вывода основного контингента.
Автор:
Дмитрий Федюшко
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/19929
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти