Military Review

Winning ram

5
“Everything was burning - amazing picture! - with barbaric enthusiasm, German ace Manfred von Richthofen recalls his bombardments on the Eastern Front in his book The Red Fighter (after the color of his Fokker). - The Russians were planning an offensive, and the station (Art. Manevichi - L. Zh.) Was packed with trains. There was a joyful anticipation of the bombing ... "How could the Russian pilots who first flew unarmed French" morals "and" Newpores "could protect the troops and civilians?


Received from the military department of Russia an inexplicable refusal of Russian weapons aviation - "according to the instructions is not supposed"? They bombarded the bombers with a pistol, frightened them with a collision, threatened with a fist in powerlessness ... Back in August 1914, Staff Captain Pyotr Nesterov, world famous for his dead noose, decided for the first time in the world to take a mortally risky move - he defeated the Austrian "albatross" with a ramming stroke. And - he died ... But the tragic seal of death was removed from a risky reception on April 1 (new) by the captain Alexander Kazakov: he dumped the “albatross” from the sky with Nesterov’s “striking” of wheels from above, and landed at his airfield.

Soviet official история suppressed this second, victorious ram, as Cossacks in 1918 were transferred from the Red Army, from the beginning of L. Trotsky, to the British-Slavic Corps formed by the British in Arkhangelsk.

Soviet history was silent about the very name of Kazakov, on whose account 32 (17 personal and 15 group - Ed.) Victories in the sky of the First World War - the first place among the Russian aces.

Foreign - described the outlandish device with which he shot down, even before the ram, 5 aircraft of the enemy Russian ace. At the same time, making mistakes in the name, reducing the number of victories. So, in the mini-encyclopedia of D. Pryunier “Great Pilots” it is reported: “Kazabov Alexander. The Russian ace of 1915 (later the owner of 17 victories), who came up with an original way to send his enemies to the ground: from his "morale" he lowered an anchor on a rope, with which he pulled wings off enemy planes. " Aleksei Shiukov, a Russian pilot and aircraft designer, only at the end of World War II, in the battles of which more than 500 Soviet pilots defeated the enemy with a battering ram, was able to publish in the journal Vestnik Vozduh fleet"His memories of the fearless and inventive Kazakov, of his first aerial battle:" Having caught a German plane, he released the "cat" and hooked its paw on the wing of an enemy machine. But against anticipation, the cable did not immediately fall off, and both cars turned out to be connected. A German pilot with a “cat” in his body began to fall and pull Kazakov’s plane behind him. And only composure helped him to break the cable in several movements, detach from the enemy and go on landing. ”

In the memoirs of the squadron commander, Esaula V.M. Tkachev, published only in post-perestroika time, reproduced a report by Captain Kazakov about the sixth duel ending in a ram: “But the damned“ cat ”got hooked and dangles under the bottom of the plane. Two fronts - forty thousand eyes, Russian and German, watching from the trenches! Then I decided to hit the "albatross" with wheels from above, - the calm Kazakov continued the report. - Without thinking twice, gave the wheel down. Something exploded, pushed, whistled ... hit a piece from my “moraine” wing in my elbow. The Albatross leaned to its side first, then folded its wings and flew down like a stone. I turned off the motor - there was no single blade on my screw. I started planning ... I lost my orientation, and only from the shrapnel breaks did I guess where the Russian front was. He sat down, parachuting, but turned on the ground. It turns out that the impact of the wheels was so strong that the chassis was concave under the wings. "

The effect of ram attacks, adopted only by Soviet pilots for two cases: if the ammunition ran out or if the onboard failed weapon, had a striking psychological impact on the enemy. Hitler's ace, for example, since the fall of 1941 was recommended not to approach our fighters closer to 100 m - in order to avoid ramming. And in 1915, after the ram of Kazakov, the German command appointed a special prize for the destruction of the “Russian Cossack”. One of the German pilots shot down by him reported that, returning from captivity, he would proudly tell: “the Russian Cossack himself” struck him down.

For a ramming battle, the Cossacks were promoted to staff captain, rewarded with the highly esteemed cross of the Order of St. George the Victorious and the St. George Weapon - blade with the inscription “For Bravery” in Russia.

Winning ram


The orders are supposed to be washed, but the ace experts, as the hero came to be called, surprised their colleagues with their refusal to drink alcohol: “The head of the pilot must be clear, especially in war.”

... The detailed biography of Alexander Kazakov was first recreated by Vsevolod Ivanovich Lavrynets-Semenyuk, Lenin Prize winner, Hero of Socialist Labor and many other high awards - "for outstanding achievements in creating samples of rocket technology and ensuring the successful flight of Yuri Gagarin into outer space." A fan of the fearlessness cult, in his advanced years he began to publish essays about the first Russian pilots. There were many reviews. From Estonia, a parcel was received from Edgar Meos, a graduate of the Gatchina Aviation School, who fought in the First World War in France as part of the famous “Stork” air group and shot down the famous German expert (French and Russian - ace) K. Menghof. It turns out that Meos published in Estonia in the 30-ies. Twentieth century. his essays on Kazakov based on the book "Broken Wings", written and published in Germany by a colleague of Kazakov in the British Slavonic Corps - Alexander Matveyev.

“Alexander Kazakov flew a lot ... boldly, confidently and, as the soldiers used to say, always happy,” Alexander Matveyev recalled in his book. - He was idolized. When our commander passed, everyone parted, giving way, and arresting a tall, thin staff captain ... A blue-eyed blond man with a handsome Cossack mustache and the gentle face of a young man. Leather jacket, peaked cap with colored band, golden shoulder straps with black signs of a pilot ...

“Tell the truth!” He demanded from his subordinates ... Before take-off, he made himself a sign of the cross and confidently commanded: “From a screw!”.



At the time of the Brusilov breakthrough, the Cossacks became the commander of a small but courageous first squad of fighter pilots who flew on new ones, armed with, finally, machine guns from the Newpores. “The actions of Kazakov’s first combat group in September 1916 put the STARTING OF ORGANIZED APPLICATION OF FETUSING AVIATION ONLAND,” writes V. Tkachev, further formulating the tactics of the Russian destructive group. - Here the group tactics first appeared, and the meaning of air superiority was determined. It is interesting to emphasize that, in September 1916, near Lutsk, something like what happened in February of the same year near Verdun was repeated: our fighter aircraft completely secured the rear of the Russian troops in the Lutsk area from air strikes. ”

The tactics developed by Kazakov, for decades to come, determined the priorities of the Russian fighter aircraft: unlike the German ones, which prefer personal victories over enemy aircraft, our falcons considered it their priority to cover the troops and their rear lines from the raids. Kazakov, according to Matveyev’s memories, frustrated with congratulations for another victory: “I don’t understand anything! What kind of congratulations? For what? You know that I am prejudiced: I don’t like to count my victories. ”

Ace taught young people to calculate the approaches to an armed airplane from a favorable position on the ground, to lead attacks from the sun, despite the fire of the enemy. He was wounded, but every time it was easy - fate kept. “Usually, Kazakov went to the enemy with a firm decision not to turn anywhere to the side,” A. Shiukov testifies. “At the speed of approach, he gave a short machine-gun fire and most often fought the pilot ... repeated the attack until the enemy was shot down or forced to escape.

... The morale of the troops, which builds the victory, was exhausted on both sides by the end of the summer of 1916. Through the trenches, flew from one side to the other and back to the question: what are we fighting for? Why kill each other? The answer was known to the ruling persons, but kept secret. Kaiser Wilhelm only slightly opened the curtain, letting it slip: "If the peoples knew the causes of wars, they would hardly have fought."



After the forced abdication of Tsar Nicholas II, the Kazakov air group continued to fight. But aviation also realized the collapse of military discipline after the well-known orders of the Provisional Government, the election of commanders introduced ...

Many front-line soldiers, from the highest ranks to the lower ones, are moving to serve in the newly created Red Army. Around the former chief of staff and commander in chief of the Northern Front, General MD Bonch-Bruyevich, who became the chief of staff of the Supreme Commander of the Red Army, - hundreds of military officials who have heard about the famous Russian ace. He, who arrived in Petrograd, is determined by the military expert to help in the organization of the Red Air Fleet. And he wants to fly, as his comrades fly - Grandma, Bruni, the conqueror of the corkscrew Artseulov ...

“But the“ demon of the revolution ”L. Trotsky did not trust the former officers, writes Alexander Matveyev, believed that“ these eagles ”want to make the“ red fleet ”white, and in an offensive form refused to Kazakov to return to the sky.”



And soon, the pilot Sergey Modrakh, who had announced himself in St. Petersburg, announced that the English pilot Sir Gil was recruiting Russian pilots to the British Slavic Corps, which was being formed in Arkhangelsk, to be transferred to France in order to continue the war with the Germans. “Kazakov hesitated,” recalls asa Matveyev. “But Modrach persuaded him.”

When asked by the Russian aviators when they were sent to the European theater of war, the corps commander Colonel Moller answered: “Where the Bolsheviks are, there are Germans. Why should you go looking for them? Fight here. ” They determined the airfield - in the village of Dvinskoy Bereznik. Quickly retrained to fly on sea boats "sotvich". In the battles suffered heavy losses. A sad cemetery of dead pilots with propellers on graves grew near the airfield.

In January, the 1919 of Kazakov met the formidable flying boat of the Russian aircraft designer D. Grigorovich over the Northern Dvina - a “nine” who poured lead over the sopvich. Out of habit, Kazakov answered - and shot down ... Edgar Meos explained from Matveyev: "Having shot down the flying boat of the Red Air Fleet, he finally blocked his way back to Soviet Russia." But the lieutenant Anikin, who had run to the krasvoenlety, was accepted, flies ...

In the summer of 1919, the intervention was exhausted; the Russian air group received an offer to leave for England as part of the corps. Few agreed, starting to learn English urgently. Others decided with the expedition B.V. Vilkitsky, equipped by the Soviet government to study the Northern Sea Route, but received an order from the White Guards to deliver the goods to Kolchak, to move with polar explorers.

1 August 1919 g. Modrah Belousovich left on the pier. “I take you to the“ copic ”, - as if illuminated by some thought, said Kazakov. A mechanic in a new leather jacket was busy at the flying boat. “Again - new clothes? - asked the commander. "Alien, the British gave before leaving."

Witness of this conversation, Alexander Matveev, sounded in memory the last words of the commander: “Someone else ... Yes, everything is alien here. Airplanes, hangars, even the form on me ... Only now the land is still our ... Get it! ”

He tore off a stalk of grass, biting him, thought hard about something. I crossed over as usual. Took off. From the steamboat sailing away with the battle friends, smoke flowed thin snake. Kazakov rose even higher ... Suddenly a sharp turn ... The sopwich flew down with a stone, Crack ... Dust ... Silence ... Just heard the grasshoppers crackling in the grass. "

Not believing in the suicide of an Orthodox pilot, friends felt that his heart was torn from desperate despair. He was buried in the cemetery in Bereznik, under two criss-cross propellers.

The grave is not preserved. But some higher power does not allow to erase the names of Russian heroes from the tablets of history ...



Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/voyna_1914/pobednyj_taran_311.htm
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik April 18 2014 09: 06
    +8
    There was a nice aviator .. I don’t want to discuss the rest ...
  2. The comment was deleted.
  3. ispaniard
    ispaniard April 18 2014 09: 25
    +10
    I am proud that I am a fellow countryman of the founder of the aerobatics school Pyotr Nikolayevich Nesterov since I myself am Nizhny Novgorod and was born in Nizhny Novgorod (Gorky under the USSR). In our city center on the Upper Volga Embankment, a monument is erected in honor of this great man. P.S. The picture is clickable.
    1. Evgenx
      Evgenx April 18 2014 14: 44
      +2
      Immediately after Ukraine gained independence, the monument to Nesterov, erected at the place of his death, near Rava Ruska, was destroyed!
      The heroes of that war defended their homeland! Glory to the heroes of Russia!
  4. Obliterator
    Obliterator April 18 2014 09: 42
    +5
    Yeah, that scum was Leiba Davidovich Bronstein. He plundered churches, dispersed valuable specialists. In general, the ice ax got absolutely deservedly for him.
  5. sv68
    sv68 April 18 2014 10: 07
    +4
    maybe an ambiguous person, but for aviation, Russia is a hero
  6. user
    user April 18 2014 10: 19
    +2
    "You can make nails out of such people, they won't be stronger than nails."
    I don’t remember where it came from but to the place. . .
    1. andj61
      andj61 April 18 2014 13: 43
      +2
      To make nails from these people:
      Harder would be in the world of nails.

      This is Nikolai Tikhonov, "The Ballad of Nails." Tikhonov had in mind the specific feat of Russian destroyers in the waters of the Baltic in 1915.
      In my opinion, this can be attributed to many Russian people.
  7. jktu66
    jktu66 April 18 2014 14: 23
    +3
    The First World War, or as it was called Great in Russia, is simply replete with examples of selfless courage and heroism of the Russian people. The war in which the Russian imperial army and the military industry of Russia achieved outstanding successes and victories. At the beginning of 1917, Russia was on the verge of the final defeat of the Kaiser army, but as a result of the meanness and betrayal of the ally (England), liberals and democrats, and the insidious policy of indirect influence of the German government, it was in a much worse position than the defeated side. The USA, England and France completely ignored the interests and sacrifices of Russia after the victory in 1mv and laid the groundwork for the even more bloody 2mv. Our historical science needs to comprehensively and broadly cover the events of 1MB, without political overtones. Much will become clear in the position of the EU and the USA with regard to Russia, including in Ukraine.
    So, about wink

Победный таран

Победный таран«Всё горело – потрясающая картина! - с варварским восторгом вспоминает свои бомбёжки на Восточном фронте германский ас Манфред фон Рихтхофен в книге «Красный истребитель» (по цвету своего «фоккера»). - Русские планировали наступление, и вокзал (ст. Маневичи - Л. Ж.) был забит поездами. Наступило радостное предвкушение бомбёжки…» Чем могли защитить войска и мирных жителей русские лётчики, поначалу летавшие на безоружных французских «моранах» и «ньюпорах»?

Получавшие от военного ведомства России необъяснимый отказ в вооружении русской авиации – «по инструкции не положено»? Отгоняли бомбёров пальбой из пистолетов, пугали столкновением, в бессилии грозили кулаком… Ещё в августе 1914 г. штабс-капитан Пётр Нестеров, всемирно знаменитый своей мёртвой петлёй, впервые в мире решился на смертельно рискованный приём – сразил австрийский «альбатрос» таранным ударом. И – погиб… Но трагическую печать смерти с рискованного приёма снял 1 апреля (по нов. ст.) 1915 г. ротмистр Александр Казаков: свалил с неба «альбатрос» нестеровским «чирканьем» колёс сверху, и - приземлился на своём аэродроме.

Советская официальная история замалчивала этот второй, победный таран, так как Казаков в 1918 г. перешёл из Красной Армии, из-под начала Л. Троцкого, в сформированный англичанами в Архангельске Британо-Славянский корпус.


Советская история замалчивала само имя Казакова, на счету которого 32 (17 личных и 15 групповых – Ред.) победы в небе Первой мировой войны – первое место среди русских асов.

Зарубежная - описывала диковинное приспособление, каким сбил, ещё до тарана, 5 самолётов врага русский ас. При этом делая ошибки в фамилии, уменьшая число побед. Так, в мини-энциклопедии Д. Прюнье «Великие лётчики» сообщается: «Казабов Александр. Русский ас 1915 г. (позднее обладатель 17 побед), придумавший оригинальный способ отправки на землю своих врагов: со своего «морана» он спускал на верёвке якорь, которым отрывал крылья у самолётов противника». Алексей Шиуков, русский лётчик и авиаконструктор, только в конце Великой Отечественной, в боях которой более 500 советских пилотов сразили врага тараном, смог опубликовать в журнале «Вестник воздушного флота» свои воспоминания о неустрашимом и изобретательном Казакове, о первом его воздушном бое: «Нагнав немецкий самолёт, он выпустил «кошку» и зацепил её лапой крыло вражеской машины. Но против ожидания, трос не сразу сорвался, и обе машины оказались как бы связанными между собой. Германский лётчик с «кошкой» в теле стал падать и тянуть за собой самолёт Казакова. И только самообладание помогло ему несколькими движениями сорвать трос, отцепиться от врага и пойти на посадку».

Победный таранВ воспоминаниях командира авиаотряда, есаула В.М. Ткачёва, опубликованных лишь в постперестроечное время, воспроизведён доклад ротмистра Казакова о шестом поединке, закончившемся тараном: «Но проклятая «кошка» зацепилась и болтается под днищем самолёта. Два фронта – сорок тысяч глаз, русских и немецких, смотрят из окопов! Тогда я решил ударить «альбатрос» колёсами сверху, - продолжал доклад невозмутимый Казаков. - Недолго думая, дал руль вниз. Что-то рвануло, толкнуло, засвистело… в локоть ударил кусок от крыла моего «морана». «Альбатрос» наклонился сначала на бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз. Я выключил мотор – одной лопасти на моём винте не было. Начал планировать… потерял ориентировку и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колёсами был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья».

Эффект таранных ударов, взятых на вооружение лишь советскими лётчиками для двух случаев: если кончились патроны или если отказало бортовое оружие, оказывал поражающее психологическое воздействие на противника. Гитлеровским асам, например, с осени 1941 г. рекомендовалось не подходить к нашим истребителям ближе 100 м - во избежание тарана. А в 1915-м, после тарана Казакова, германское командование назначило особую премию за уничтожение «русского казака». Один из сбитых им немецких пилотов сообщил, что, вернувшись из плена будет с гордостью рассказывать: его сразил «сам русский Казак».

За таранный поединок Казаков был произведён в штабс–ротмистры, награждён высокочтимым в России крестом ордена Святого Георгия Победоносца и Георгиевским оружием – клинком с надписью «За храбрость».

Победный таран


Ордена положено обмывать, но ас асов, как стали называть героя, удивлял сослуживцев отказом от спиртного: «Голова лётчика должна быть ясной, особенно на войне».

…Подробная биография Александра Казакова была впервые воссоздана Всеволодом Ивановичем Лавринцом-Семенюком, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического труда и многих других высоких наград – «за выдающиеся достижения в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта Юрия Гагарина в космическое пространство». Поклонник культа бесстрашия, он в преклонные годы стал публиковать очерки о первых русских лётчиках. Приходило множество отзывов. Из Эстонии была получена посылка от выпускника Гатчинской авиашколы Эдгара Меоса, воевавшего в Первую мировую во Франции в составе знаменитой авиагруппы «Аист», и сбившего знаменитого немецкого эксперта (на французском и русском – аса) К. Менкгофа. Оказывается, Меос публиковал в Эстонии в 30-е гг. ХХ в. свои очерки о Казакове по материалам книги «Разбитые крылья», написанной и изданной в Германии сослуживцем Казакова по Британо-Славянскому корпусу – Александром Матвеевым.

«Летал Александр Казаков много… смело, уверенно и, как говаривали солдаты, всегда радостно, - вспоминал в своей книге Александр Матвеев. – Его боготворили. Когда наш командир проходил, все расступались, давая дорогу и козыряя высокому худощавому штабс-ротмистру… Голубоглазый блондин с молодецкими усами казака и нежным лицом юноши. Кожаная куртка, фуражка с цветным околышем, золотые погоны с чёрными знаками лётчика…

«Говорите правду!» - требовал он от подчинённых… Перед взлётом осенял себя крестным знамением и уверенно командовал: «От винта!».

Победный таран


В пору Брусиловского прорыва Казаков стал командиром малочисленного, но отважного первого отряда лётчиков-истребителей, летавших на новеньких, вооруженных, наконец-то, пулемётами «ньюпорах». «Действиями первой боевой группы Казакова в сентябре 1916 г. было ПОЛОЖЕНО НАЧАЛО ОРГАНИЗОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ, - пишет В. Ткачёв, формулируя далее особенности тактики русской истребительной группы. - Здесь впервые появилась групповая тактика, и определилось значение господства в воздухе. Интересно подчеркнуть, что под Луцком в сентябре 1916 г. повторилось примерно то, что произошло в феврале того же года под Верденом: наша истребительная авиация полностью обезопасила тылы русских войск в районе Луцка от ударов с воздуха».

Тактика, выработанная Казаковым, на десятилетия вперёд определила приоритеты русской истребительной авиации: в отличие от германской, предпочитающей личные победы над самолётами противника, наши соколы считали своим приоритетом прикрытие войск и их тылов от налётов. Казаков, по воспоминаниям Матвеева, досадливо отбивался от поздравлений за очередную победу: «Ничего не понимаю! Что за поздравления? К чему? Вы ведь знаете, что я с предрассудками: не люблю считать свои победы».

Ас учил молодёжь высчитывать еще на земле подходы к вооружённому аэроплану с выгодной для себя позиции, вести атаки со стороны солнца, невзирая на огонь врага. Бывал ранен, но каждый раз легко – судьба хранила. «Обычно Казаков шёл на противника с твёрдым решением не сворачивать никуда в сторону, - свидетельствует А. Шиуков.- На предельной скорости сближения давал короткую пулемётную очередь и чаще всего сражал пилота… повторял атаку до тех пор, пока противник не был сбит или принужден к бегству».

…Боевой дух войска, который и созидает победу, истощился с обеих сторон к концу лета 1916 г. Через окопы летал от одной стороны к другой и обратно вопрос: за что воюем? Зачем убиваем друг друга? Ответ знали царствующие особы, но хранили в тайне. Кайзер Вильгельм лишь завесу приоткрыл, обмолвившись: «Если б народы знали причины войн, вряд ли бы стали воевать».

Победный таран


После вынужденного отречения царя Николая II авиагруппа Казакова продолжала сражаться. Но и авиацию постиг развал воинской дисциплины после известных приказов Временного правительства, введённая выборность командиров...

Многие фронтовики, от высших чинов до нижних, переходят на службу в создаваемую Красную Армию. Вокруг бывшего начштаба и главкома Северного фронта генерала М.Д. Бонч-Бруевича, ставшего начштаба Верховного главнокомандующего Красной Армии, – сотни военных чинов, наслышанных о знаменитом русском асе. Его, приехавшего в Петроград, определяют военспецом – помогать в организации Красного воздушного флота. А он-то хочет летать, как летают боевые товарищи - Бабушкин, Бруни, покоритель штопора Арцеулов…

«Но «демон революции» Л. Троцкий не доверял бывшим офицерам, - пишет Александр Матвеев, - считал, что «эти орлы» хотят сделать «красный флот» белым, и в оскорбительной форме отказал Казакову в возвращении в небо».

Победный таран


А вскоре объявившийся в Питере лётчик Сергей Модрах сообщил о вербовке англичанином сэром Хилем русских лётчиков в Британо-Славянский корпус, формируемый в Архангельске, для переброски во Францию, чтобы продолжить войну с немцами. «Казаков колебался, - вспоминает со слов аса Матвеев. - Но Модрах его уговорил».

На вопрос русских авиаторов, когда их отправят на европейский театр войны, последовал ответ командира корпуса полковника Моллера: «Где большевики, там и немцы. Зачем вам ехать их искать? Воюйте здесь». Определили аэродром – в селе Двинской Березник. Быстро переобучили летать на морских лодках «сопвичах». В боях несли большие потери. У аэродрома выросло печальное кладбище погибших лётчиков с пропеллерами на могилках.

В январе 1919 г. Казаков встретил над Северной Двиной грозную летающую лодку русского авиаконструктора Д. Григоровича - «девятку», облившую «сопвич» свинцом. Казаков по привычке ответил – и сбил… Эдгар Меос со слов Матвеева объясняет: «Сбив летающую лодку Красного воздушного флота, он окончательно перекрыл себе путь возвращения в Советскую Россию». А ведь перебежавшего к красвоенлётам поручика Аникина приняли, летает…

Победный таранЛетом 1919 г. интервенция выдохлась, Русская авиагруппа получила предложение отбыть в Англию в составе корпуса. Согласились немногие, начав срочно учить английский язык. Другие решились с экспедицией Б.В. Вилькицкого, снаряжённой советским правительством для изучения Северного морского пути, но получившей от белогвардейцев приказ доставить груз Колчаку, двинуть с полярниками.

1 августа 1919 г. Модрах с Белоусовичем уходили на пристань. «Я провожу вас на «сопвиче», - будто озарённый какой-то мыслью, молвил Казаков. У летающей лодки возился механик в новой кожаной куртке. «Опять - обновка? - спросил командир. «Чужая, англичане подарили перед отъездом».

Свидетелю этого разговора Александру Матвееву врезались в память последние слова командира: «Чужая…Да, всё здесь чужое. Аэропланы, ангары, даже форма на мне… Только вот земля ещё наша… Выводи!»

Сорвал стебелёк травы, кусая его, о чём-то напряжённо думал. Перекрестился по обыкновению. Взлетел. От уплывавшего по течению парохода с боевыми друзьями стелился тонкой змейкой дым. Казаков поднялся ещё выше… Вдруг резкий поворот… Камнем полетел «сопвич» вниз, Треск… Пыль… Тишина… Только слышно, как трещат кузнечики в траве».

Не веря в самоубийство православного лётчика, друзья посчитали, что от отчаянной безысходности у него разорвалось сердце. Похоронили на кладбище в Березнике, под двумя крест-накрест сколоченными воздушными винтами.

Могила не сохранилась. Но какая-то высшая сила не даёт стереть со скрижалей истории имена русских героев…

Победный таран
Победный таран
Победный таран
Автор: Людмила Жукова, Ольга Жукова
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/voyna_1914/pobednyj_taran_311.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. parusnik 18 апреля 2014 09:06
    Славный был авиатор..остальное обсуждать не хочется...
  2. Комментарий был удален.
  3. ispaniard 18 апреля 2014 09:25
    Я горд тем, что являюсь земляком основоположника школы высшего пилотажа Петра Никола́евича Не́стерова так как сам являюсь Нижегородцем и родился в Нижнем Новгороде (г.Горьком при СССР). У нас в центре города на Верхневолжской набережной установлен памятник в честь этого великого человека. П.С. Картинка кликабельна.
    1. Evgenx 18 апреля 2014 14:44
      Сразу после обретения Украиной независимости, был уничтожен памятник Нестерову, установленный на месте его гибели, под Равой Руской!
      Герои той войны защищали своё Отечество! Слава героям России!
  4. Облитератор 18 апреля 2014 09:42
    Да уж, той еще сволочью был Лейба Давидович Бронштейн. Церкви разграблял, спецов ценных разгонял. В общем абсолютно заслуженно ему ледоруб то достался.
  5. sv68 18 апреля 2014 10:07
    может и неоднозначный человек но для авиации России-герой
  6. user 18 апреля 2014 10:19
    "Из таких людей можно гвозди делать, не будет крепче гвоздей."
    Я уж не помню откуда это но к месту . . .
    1. andj61 18 апреля 2014 13:43
      Гвозди бы делать из этих людей:
      Крепче бы не было в мире гвоздей.

      Это Николай Тихонов, "Баллада о гвоздях".Тихонов имел в виду конкретный подвиг русских эсминцев в водах Балтики в 1915 году.
      По-моему, это можно отнести к множеству русских людей.
  7. jktu66 18 апреля 2014 14:23
    Первая Мировая, или как ее называли в России Великая, просто изобилует примерами беззаветного мужества и героизма русского народа. Война , в которой русская императорская армия и военная промышленность России добились выдающихся успехов и побед. Россия в начале 1917 года стояла на пороге окончательного разгрома кайзеровской армии, но в результате подлости и предательства союзника (Англия), либералов и демократов, и коварной политики непрямого воздействия германского правительства, оказалась в положении гораздо худшем, нежели побежденная сторона. США, Англия и Франция полностью проигнорировали интересы и жертвы России после победы в 1мв и заложили своими действиями предпосылки для еще более кровавой 2мв. Нашей исторической науке нужно всемерно и широко освещать события 1мв, без политической окраски. Многое станет понятным в позиции ЕС и США в отношении России , в том числе и по Украине.
    Вот так, примерно wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня