Американские военные хотят раздавать Wi-Fi с беспилотников
Американские военные собираются запустить в небо собственные беспилотные Wi-Fi хотспоты. Раздавая Wi-Fi с борта беспилотников, американские военные рассчитывают подарить вторую жизнь дронам, которые остались не у дел после окончания войны в Ираке. Модернизация БЛА будет проведена в рамках программы агентства оборонных исследований DARPA Mobile Hotspots. Военные отмечают, что в отдаленных районах нашей планеты, где наличие коммуникаций играет очень важную роль, собственный Wi-Fi беспилотник над головой сможет сыграть большое значение. Для этих целей американские военные рассчитывают использовать дроны RQ-7 Shadow, которые хорошо подходят для этих целей — они гораздо меньше по размерам, чем их более смертоносные и известные БЛА Predator.
Беспилотники RQ-7 Shadow были созданы компанией «American Advanced Industries», концептуально они схожи с первыми БЛА данной компании Pioneer, которые использовались еще во время операции «Буря в пустыне». RQ-7 Shadow представляют собой небольшой моноплан, обладающий трехопорным неубираемым шасси и толкающим винтом, который приводится в движение маленьким двигателем, расположенным в задней части центральной гондолы. Внешне от своего предшественника беспилотник отличается конструкцией хвостового оперения, стабилизатор которого был выполнен по схеме «обратного поперечного V» и соединяет между собой консоли хвостовых трубчатых балок. БЛА RQ-7 Shadow может взлетать как самолет или запускаться с направляющей. Его посадка производится как самостоятельно, так и при помощи посадочного крюка или вертикальной сетки. Главной полезной нагрузкой беспилотника была цифровая электронно-оптическая камера, оснащенная карданным подвесом. Камера предназначена для передачи картинки на наземную станцию управления беспилотника в режиме реального времени по прямой линии связи.
Беспилотники RQ-7 не применялись во время вторжения в Афганистан в 2001-2002 годах, однако широко использовались в разведывательных целях в 2003 году в Ираке во время вторжения американской армии. Беспилотники использовались в Ираке на протяжении всей операции. При этом иракские условия оказались достаточно суровыми для БЛА, присутствие песка и жара плохо сказывались на работе их двигателей, поэтому конструкторам аппарата потребовалось немного изменить технологию выпуска. Несмотря на ряд проблем данный беспилотник был очень хорошо принят американской армией. К концу 2007 года данные беспилотники выполнили в Ираке и Афганистане около 37 тысяч боевых вылетов для обеспечения наземных операций.
Беспилотники активно использовались в Афганистане и Ираке, но в настоящее время большая их часть находится на военных складах и не используется военными. Именно поэтому военные специалисты задумались над тем, чтобы превратить неиспользуемые пока беспилотники в летающие точки доступа, которые в состоянии обеспечить достаточно большой регион эффективным интернет-покрытием с пропускной способностью канала не менее 1 Гбит/сек.
Данные беспилотники являются достаточно большими летательными аппаратами, для того чтобы нести на себе полный набор необходимого оборудования. Американские военные создали специальное приемо-передающее оборудование, которое может работать в миллиметровом радиочастотном спектре. Помимо этого, инженеры DARPA создали усилители сигнала, которые приблизительно в 2 раза превосходят аналогичное гражданское оборудование.
Сообщается, что возможность точечного обеспечения связи была реализована в рамках первого этапа программы разработки. В рамках второго этапа работ точки доступа Wi-Fi планируется установить сразу на нескольких беспилотных летательных аппаратах, а также наземных бронемашинах для достижения максимального увеличения зоны покрытия беспроводной связью. В рамках третьего этапа работ по проекту специалисты планируют объединить разрозненные воздушные и наземные точки доступа Wi-Fi в единую сеть с возможностью обеспечения непрерывного роуминга в момент переключения абонентского устройства с одной точки доступа на другую.
Планируется, что объединение разрозненных точек доступа будет осуществляться в режиме «точка-точка» (ad-hoc). При этом в DARPA не уточняют, какой именно стандарт Wi-Fi они планируют применять для обеспечения беспроводной связи. На данный момент времени самым новым стандартом беспроводной связи считается IEEE 802.11ac, который в состоянии обеспечить максимальную скорость обмена данными на уровне 1,69 Гбит/сек. При этом теоретическая дальность действия гражданских устройств, работающих с данным стандартом, составляет порядка 200 метров в случае применения всенаправленных антенн.
Американские инженеры уверены в том, что смогут разместить на борту дрона RQ-7 Shadow все необходимое оборудование: компактные антенны и мощные специальные усилители. Сообщается, что готовый контейнер с полной загрузкой всего необходимого оборудования имеет массу всего в 8 кг, а сам беспилотник с такой нагрузкой сможет находиться в воздухе на протяжении 9 часов без дозаправки. Основная задача DARPA на данный момент — это совместить все вместе и добиться того, чтобы дроны, оснащенные точками доступа Wi-Fi, действительно оказывали помощь наземным войскам. В будущем американские военные смогут идти в бой, обладая быстрым беспроводным Интернетом даже в самых труднодоступных и удаленных уголках планеты.
Вопрос о стоимости работ по созданию данных дронов и поддержанию работы сети подобного оборудования практически не стоит, так как военные чаще всего не жалеют денежных средств на свои проекты, вопрос цены часто оказывается не самым важным. А в данном случае, при наличии достаточного количества неиспользуемых беспилотников RQ-7 и подавно. Теоретически такие БЛА массой 90 кг будут в состоянии передавать полученную информацию на расстояние до 50 км, расходуя при этом не более 150 Вт энергии и обеспечивая ширину интернет-канала на уровне 1 Гбит/сек, что примерно соответствует уровню сотовой связи стандарта 4G, которой уже могут пользоваться владельцы современных моделей смартфонов.
Недостатка в дронах, которые будут переделывать в летающие точки доступа Wi-Fi, не предвидится. В американской армии количество БЛА растет лавинообразными темпами, хотя Пентагон и продолжает тратить основную массу денежных средств на приобретение пилотируемых воздушных судов. В расходах на покупку военной техники около 92% трат приходится на покупку пилотируемых аппаратов. При этом, начиная с 2001 года, американские военные потратили на закупку беспилотных летательных аппаратов более 26 млрд. долларов, постоянно наращивая эти расходы.
Способствует этому и тот факт, что современные беспилотники становятся все более надежными и безопасными машинами. При этом аварии БЛА привлекают к себе достаточно много внимания: каждая из 38 аварий беспилотников Reaper и Predator в Афганистане и Ираке вылилась в появление большого количества критических замечаний, не говоря уже о потере беспилотника RQ-70 Sentinel в Иране. При этом надежность БЛА постоянно растет. В докладе Конгресса подчеркивается, что, к примеру, Predator сегодня имеет только 7,5 авиационного инцидента на каждые 100 тысяч часов налета, по сравнению с 20 инцидентами в 2005 году. Благодаря таким показателям данный беспилотник по своей надежности сравнился с таким массовым пилотируемым истребителем, как F-16, который считается одной из самых надежных и безопасных машин в ВВС США.
Источники информации:
http://lenta.ru/news/2014/04/17/wifi
http://gearmix.ru/archives/10630
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/6113-bla-rq-7-lshadowr-.html
http://posthunt.net/news/read/Voenno_vozdushnyj_flot_SShA_kazhdyj_tretij_bespilotnik.html
http://bashny.net/admin/2014/04/14/darpa-prevratit-ustarevshie-bespilotniki-v-letayuschie-wi-fi-tochki-dostupa.html
Информация