Внешнеполитический курс Казахстана нуждается в серьезной корректировке
В одном из прошлых номеров Central Asia Monitor были опубликованы итоги опроса отечественных экспертов о том, как должен вести себя Казахстан в условиях российско-украинского кризиса. Сегодня мы решили продолжить эту дискуссию, но более широко рассмотреть угрозы и риски, которые несет в себе нынешняя линия поведения Астаны. Вопросы, которые мы адресовали нашим собеседникам, звучали так: чем обернется усиление напряженности в отношениях России и Запада для казахстанской многовекторности, и потребуется ли “перезагрузка” внешней политики страны?
Булат Ауелбаев, заведующий отделом внешнеполитических исследований КИСИ при президенте РК:
“Взвешенная позиция Казахстана сдерживает эскалацию роста противоречий между региональными и мировыми державами”
- События начала 2014 года стали для мировой политики еще одним этапом проверки на прочность всей системы международных отношений. Теперь эпицентр угроз и вызовов глобальной стабильности переместился с Ближнего Востока и Северной Африки на территорию, соединяющую Восточную Европу с евразийскими просторами, то есть территорию уже фактически разделенной на части Украины.
За короткое время, включившее в себя много изменений, произошедших в этой стране, мировое сообщество было ввергнуто в состояние правовой и политической неопределенности. Система международного права не просто подверглась коррозии – под серьезное сомнение поставлена вся современная архитектура глобальных отношений и правил. В настоящее время единственным связующим элементом остается взаимозависимость экономик государств, без их привязки к политическим позициям касательно смены власти в Киеве, изменения статуса Крыма и событий в восточных регионах Украины.
В то же время нарастающий кризис в отношениях между Россией и странами Запада по поводу разных подходов к урегулированию конфликта в Украине угрожает в будущем разорвать важные связи в глобальной экономической системе. При современных реалиях, в частности, концентрации населения в городских агломерациях, сложной структуры глобального разделения труда и международного обмена ресурсов этот процесс будет иметь для общей мировой безопасности необратимые последствия.
Для внешней политики Казахстана все это является серьезным вызовом. В то же время действия нашей республики на международной арене вполне объяснимы и оправданны. Они исходят от наработанного за годы независимости опыта казахстанской дипломатии по нейтрализации негативного воздействия дестабилизирующих факторов на нашу страну.
В настоящее время взвешенная позиция Казахстана позволяет не просто минимизировать распространение отрицательного влияния украинского кризиса, но и сдерживать эскалацию роста противоречий между региональными и мировыми державами. Такого же принципа придерживаются и другие соседние страны, что позволяет в целом соблюдать баланс отношений в столь непростой обстановке.
Таким образом, основанная на многовекторности, сбалансированности и прагматизме внешнеполитическая стратегия Казахстана является наиболее оптимальной в современных условиях. Надо полагать, что принятая 21 января 2014-го “Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы” письменно зафиксировала эти базовые принципы, соответствующие общим подходам Устава ООН и верховенству международного права.
Асылбек Бисенбаев, кандидат исторических наук, доцент:
“Мы можем оказаться в тесном союзе с государством, которое изолируется международным сообществом”
- Казахстан является союзником и партнером России как участник не только Таможенного союза, ОДКБ, СНГ и других объединений, но и будущего Евразийского экономического союза. Естественно, что ситуация в РФ серьезным образом влияет на нашу экономику и политику. Санкции в отношении нее окажут негативное влияние на всех участников экономических отношений с флагманом СНГ.
Для Казахстана такое влияние может быть особенно болезненным. Мы также, как и Россия, являемся экспортером энергоресурсов и минерального сырья. И также, как в РФ, этот вид деятельности составляет основу нашей экономики, поскольку остальные сектора попросту неконкурентоспособны на мировых рынках. В связи с этим необходимо задуматься о новых путях транспортировки сырья.
Напомню, что международные санкции в отношении Ирана сильным образом сказались на деятельности наших добывающих компаний, которые видели в этой стране не только потребителя, но и транзитную страну. Поэтому остается одно стабильное направление – КНР.
Второй момент – цены на ресурсы. Из-за принимаемых мер цены на газ и минеральное сырье могут пойти на понижение, поскольку европейский потребитель будет переориентирован на другие источники, в том числе и на альтернативную энергетику. При существенном снижении цен на нефть, газ и минеральное сырье правительствам России и Казахстана трудно будет удерживать хотя бы приемлемую планку социальной политики. А такой вариант возможен, в том числе если Китай начнет игру на понижение цен.
Ресурсов для развития становится меньше и в связи с тем, что из-за значительной коррупции, давления различных государственных органов и других причин предпринимательство и в России, и в Казахстане находится в тяжелом положении. Инвестиционная привлекательность государств ЕАЭС очень низкая. Рубль стремительно обесценивается по отношению к доллару. В связи с объявленными санкциями последовал серьезный отток капиталов, в том числе и национальных инвесторов, из России.
Кроме того, Россия своими действиями подорвала самое главное достижение и фундаментальный принцип существования СНГ и других объединений – нерушимость границ и невмешательство во внутренние дела, что было, пожалуй, самым значительным достижением СНГ, оправдывавшим его существование. Отказ России от признания нерушимости границ – сокрушительный удар по идее интеграции постсоветского пространства.
Естественно, что часть казахстанского общества настороженно или резко отрицательно относится к идее интеграции с Россией. Есть боязнь утраты суверенитета, не исключена возможность вмешательства во внутренние дела или информационного давления со стороны России. Поэтому противников интеграции нельзя представлять как ретроградов и изоляционистов, навешивая на них различные негативные ярлыки. Это вопрос будущего страны, и существование различных точек зрения в нынешней ситуации оправданно, что, кстати, тоже необходимо учитывать при выработке внешнеполитического курса.
Конечно, этот курс нуждается в серьезной корректировке. Многовекторность предполагает постоянное и всестороннее изучение ситуации с последующим выбором единственно верного шага. Сегодня для Казахстана главным является укрепление всеми средствами политической и экономической независимости. А это возможно в основном за счет активной внешнеполитической деятельности, прогрессивного и динамичного развития. Эволюция самой страны в сторону реального рынка и демократии позволит усилить конкурентоспособность, привлекательность и защищенность Казахстана. Динамично развивающееся государство представляет интерес для всех соседей, ближних и дальних. Тогда как стагнирующая страна никому неинтересна.
Положение Казахстана таково, что необходимо активно и всесторонне сотрудничать со всеми соседями, не слишком сближаясь ни с одним из них. Поэтому многовекторность и интеграция на нынешнем этапе развития вовсе не являются синонимами. Мы должны избегать вовлеченности в межгосударственный политический союз, тем более направленный против третьих стран, и однобокой экономической ориентации. Противостояние, вызванное событиями в Украине, будет достаточно длительным и может иметь непредсказуемые последствия. Мы можем оказаться в тесном союзе с государством, которое изолируется международным сообществом. Рейтинг России сейчас стремительно падает. Ее действия в Украине практически никем не поддержаны. Нельзя легковесно относиться к международным санкциям и думать, что все можно “развести”. Отличительная черта Запада заключается в том, что принятые законы исполняются до тех пор, пока не будут отменены. Поэтому подписание договора о ЕАЭС в современных условиях может поставить нашу страну в очень тяжелые условия.
Валихан Тулешов, директор Института регионального развития:
“Одновекторный Казахстан – это такой же нонсенс и цирк, как однопартийный парламент”
- Валихан Утебалиевич, чем обернется усиление напряженности в отношениях между Россией и Западом для казахстанской многовекторности?
- Во-первых, следует сразу сказать, что многовекторность – это форма нашего универсального взгляда на мир, и потому данный принцип останется таким же универсальным инструментом, каким он был до сих пор. Нужно только более последовательно и точно проводить его в практике межгосударственных отношений, не сходить с него ни при каких условиях. Я это говорю потому, что сегодня в России, которая своей политикой в отношении Украины изолирует себя, стали все чаще говорить о “конце многовекторности Казахстана”. Различные аналитические структуры, отдельные личности и так и сяк пытаются, мягко говоря, “скомпрометировать” многовекторную политику нашего государства, желая, чтобы Казахстан вслед за Россией изолировался от остального мира. Ведь многовекторность – это, прежде всего, всесторонность и разносторонность, я повторяю, универсальность нашего взгляда на мир и на наше место в нем. Эти горе-аналитики желают, чтобы мы отказались от наших национальных интересов по всему периметру наших международных контактов и осуществили переход к одновекторной ориентации Казахстана на Россию. Это также глупо, как заставить человека питаться, к примеру, одной квашеной капустой, отказывая ему во всем остальном многообразии продуктов питания. Если наши партнеры хотят есть только квашеную капусту, пусть едят, а наша культура питания принять такой рацион не может.
Во-вторых, Россия уже не первый раз ставит своих партнеров в положение выбора, то есть фактически предпринимает такие шаги, которые наносят нам имиджевый, репутационный ущерб. В процессе своего возрождения Россия все чаще ведет себя как слон в посудной лавке. Почему президент РФ не находит гармоничные решения, а ведет к эскалации противоречий и тем самым фактически подставляет своих партнеров? Я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы Казахстан так безответственно вел себя на международной арене и подставлял своих партнеров. Даже тогда, когда кыргызские энергетики экстренно сбрасывали воду, и она грозила затопить многие наши населенные пункты, Казахстан находил возможности внутри страны и строил, к примеру, контррегуляторы-водохранилища, которые и принимали эту воду. Почему российские политики, прежде чем просить нашей поддержки, не согласовывают свои действия с нами? Может, они до сих пор верят в свою непогрешимость и в то, что бог только им дал монополию на истину? Но тогда это неправильно вдвойне: партнеры должны доверительно общаться друг с другом. Вместо этого нас постоянно ставят перед фактом, и мы вынуждены реагировать на весьма болезненные для нас и всего мирового сообщества вопросы, не признавая открыто “правоту” российской позиции, но “относясь с пониманием” к ней. Так было с Косово, так было с Грузией, так происходит с Украиной. Сегодня от такой “скоординированной” политики страдают наши программы сотрудничества с Украиной. Скорее всего, останутся замороженными до окончания нынешней ситуации и вопросы использования транзитного потенциала Украины и Казахстана, сотрудничества в области атомной энергетики и в космической сфере. Магистраль “Западный Китай – Западная Европа” тоже потеряет актуальность в связи с опасными для мира действиями России. Кроме того, и программа индустриализации, которая является для нашей страны приоритетным направлением, будет реализовываться без украинских предприятий, которые могли бы создавать совместные производства на территории Казахстана.
Что касается отношения Запада к Казахстану, то мы должны минимизировать риски негативных сценариев. Нам надо объяснить западным партнерам, что нашу политику в отношении ЕАЭС мы строим сугубо на принципах экономического прагматизма, и не более того. Что мы не собираемся идти на создание политического формата ЕАЭС, что это форма такого экономического сотрудничества, которое минимизирует риски и угрозы социально-культурного размежевания (роста межэтнических противоречий и разломов). И что после вступления Казахстана в ВТО многие параметры ЕАЭС станут стандартизироваться под нее.
Для обретения неоспоримого суверенитета и полного осознания национальных интересов Казахстану потребуется время еще одного поколения граждан, которые должны будут создать собственную эффективную систему национальной безопасности. Пока же Казахстан рискует косвенно попасть под санкции западных стран, если будет свою продукцию производить из российского сырья, провозить и продавать ее через территорию РФ, поддерживать попавших под санкции российских граждан.
В случае же, если Казахстан полностью станет “смотреть в рот Лаврову”, поддерживать политику России, “одновекторно сориентировавшись”, то нам тоже придется столкнуться с изоляцией, возможно, более мягкой по форме, но, смею уверить, весьма негативной по содержанию. Тогда все наши усилия сделать государство сильным и развитым, а казахскую культуру узнаваемой во всем мире окажутся напрасными, как минимум, в среднесрочной перспективе.
Хочет Россия враждовать со всем миром, пусть враждует, но Казахстану этого делать нельзя ни в коем случае: слишком много форм зависимости от партнеров может превратить страну в хронического больного, вассала, социального и политического аутсайдера, которому не то что попасть в число 30 самых развитых стран мира – вылечиться будет проблематично. В этом случае окно возможностей в 21 веке, о котором говорит президент, закроется на неопределенное время.
- Как вы считаете, потребуется ли “перезагрузка” внешней политики Казахстана?
- Да, потребуется. Нам надо перезагрузить отношения не только с Украиной, но и с Россией. Применительно к первой – с учетом ее европейского выбора, а в отношениях со второй – в направлении достижения своих национальных интересов в тех интеграционных структурах, в которых мы с ней состоим. При этом, повторюсь, мы не можем отойти от своей многовекторной политики. Напротив, мы должны еще более грамотно и целенаправленно продвигаться в ее формате.
Казахстан также может выступить в роли миротворца, но не России с Западом, а России с Украиной. Однако нам следует четко определить свои интересы в разных сферах этого трехстороннего сотрудничества. Нам надо будет более конкретно показать нашим российским партнерам, чего мы хотим достичь в отношениях с Украиной, а что мы не хотим и должны закрыть, чего можем лишиться, если Россия будет и дальше просить нас действовать в формате союзнической солидарности, основанной на договорах о ТС, ЕЭП и ЕАЭС.
В частности, мы должны сделать все, чтобы Украина, Россия и Казахстан продолжали, пока не созреют иные концепты цивилизационного, культурного и технологического развития, вместе работать в рамках проекта “Космотранс”, который предусматривает сотрудничество в космической сфере и совместное использование космодрома “Байконур”. Ведь Украина имеет определенные достижения в сфере исследования и производства космических аппаратов, которые используются Россией и будут, видимо, некоторое время использоваться нами, пока не появятся принципиально новые технологии.
Иными словами, необходимо перезагрузить наши отношения таким образом, чтобы это не мешало цивилизационному выбору народа Украины и одновременно позволяло бы постепенно, без рывков и обострения ситуаций, эволюционно развиваться в культурно-цивилизационном отношении и нам. Казахстану следует четко оценить масштаб данных дезинтеграционных процессов в самой России, а также понять, чего мы лишимся, если не сохраним прежний высокий уровень наших отношений с Украиной. Ведь, помимо всего прочего, она имеет один из самых высоких в мире коэффициентов транзитности своей территории. Через нее проходят удобные трансконтинентальные направления грузопотоков. Дальнейшее сближение Украины с Западом, особенно в части объединения энергетических и транспортно-логистических систем, создаст для Казахстана дополнительные возможности в плане продвижения наших экономических интересов в европейском регионе.
К примеру, сотрудничество в сфере морского транспорта было интересно Казахстану с точки зрения использования украинских портов. Рассматривались возможности совместной реализации проектов перевалки нефти в районе морского нефтетерминала “Пивденный” и нефтеперерабатывающего завода в районе города Южный Одесской области. Кроме того, изучались перспективы совместного производства нефтегазового оборудования в Казахстане и Украине, прорабатывались вопросы строительства транспортной инфраструктуры.
Украина была интересна нам и своими машиностроительными возможностями, основанными на модернизирующихся промышленных базах еще со времен СССР, и Казахстан был заинтересован в поставках сельхозтехники, техники для электростанций, импорте вагонов, самолетов и т.д. Мы были заинтересованы и в вопросе создания заводов для сборки и обслуживания этой техники на нашей территории.
В агропромышленном комплексе прорабатываются вопросы открытия в Казахстане представительств украинских предприятий сельскохозяйственного машиностроения, сервисных центров по обслуживанию сельхозтехники украинского производства, а также поставок украинской техники и запасных частей к ней.
Можно много перечислять, что теперь может быть подвергнуто Украиной, в силу ее сегодняшнего состояния, ревизии и перезагрузке ее отношений с нами.
Информация