Беспилотная авиации в России – от слов к делу

Американское правительство, понимая, что ВВС НАТО не могут выполнить возложенную на них роль и уничтожить военный потенциал армии Муаммара Каддафи, приняли решение направить в Ливию свои беспилотные самолеты. Многие уверены, что это может стать переломным моментом в вооруженном противостоянии, но вместе с тем возникает ряд вопросов морально-этического плана.

Главный вопрос заключается в том, что беспилотные самолеты будут наносить удары по позициям правительственных войск, но вместе с тем они могут нанести удар по объектам гражданского назначения. Майкл Хейден, бывший директор ЦРУ, известный также как большой поклонник беспилотных самолетов, в ответ на все претензии, которые предъявляются к данному типу вооружения, выступил на прошлой неделе в Международном институте стратегических исследований Вашингтона. Он попытался переубедить аудиторию, что применение беспилотников дает значительно расширенные возможности, в том числе по определению последствий готовящегося удара.


Беспилотная авиации в России – от слов к делу


Американские офицеры указывают, что операторы ударных беспилотных самолетов - это не бесчувственные люди, способные с легкостью нажать на гашетку и не способные сопереживать людям, которые находятся на территории театра военных действий. Замдиректора Объединенного центра систем беспилотных ВВС США полковник Дин Буши раскрыл подноготную кнопочной войны в центре контроля и управления Predator в Неваде. В частности, стало известно, что операторы БПЛА так же, как и военные пилоты боевых самолетов, в качестве униформы надевают коричневые летные комбинезоны, проходят через специальную зону контроля безопасности, им доводится полетное задание. Находясь на прямой связи с бойцом в Афганистане или в другом месте ведения боевых действий, оператор аппарата Predator может слышать, как "свистят пули над его головой", он получает реальное ощущение участия в вооруженной схватке.

Но вместе с тем использование беспилотных самолетов при решении тактических боевых заданий вызывает резкую критику со стороны правозащитников. В опубликованной для открытого доступа Совместной доктринальной записке Министерства обороны Великобритании ее авторы высказали предупреждение, что после небольшой технической модернизации дрон сможет "наносить удар, основываясь только лишь на обмене информацией или показаниях собственных сенсоров, не обращаясь к высшему и думающему человеческому руководству". Военные представители Великобритании считают, что приближаются к настоящему "переломному моменту, вслед за которым может последовать революция в военном деле". Британцы предупреждают, что человечество, вероятно, рискует утратить контроль над современными беспилотными аппаратами и увеличить тем самым вероятность развязывания масштабной войны.

В опубликованной записке сопоставляются слабые и сильные стороны дронов, а также реальные возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате их использования. Так, аппараты достаточно хороши для выполнения "опасной, однообразной и грязной работы", они позволяют исключить риск гибели пилотов, и стоимость их значительно ниже, чем стоимость управляемого боевого самолета. Среди слабостей указывается отсутствие подходящих вооружений, несовершенство существующих систем, незначительное внедрение и использование при проведении морских операций, а также негативное восприятие участия в боевых действиях со стороны общественности.

Россия, как и многие другие государства, понимает важность принятия на вооружение беспилотных самолетов и дальнейшего их использования для решения боевых тактических заданий. Одним из примеров использования беспилотной авиации стала война в Южной Осетии. Именно в 2008 году российские военные испытывали острую потребность в беспилотных самолетах. Во время войны средства ПВО наших десантных подразделений не доставали летающие выше 3 км беспилотники ВВС Грузии, а наши беспилотные комплексы "Типчак", "Рейс", "Строй-П" и "Строй-ПД" не способны были достойно помочь воюющей группировке.

Курирование развития российских беспилотных систем бового назначения средней и малой дальности возложено на Главное командование Сухопутных войск. Всего на период 2011 года была запланирована закупка порядка 10 беспилотных комплексов "Орлан-10" отечественного производства, а также по 20-25 образцов "Наводчика", "Элерона", "Ласточки". Потребности Сухопутных войск в таких боевых средствах на порядок больше, чем было заявлено российскими военными. Интерес к беспилотной авиацией будет только увеличиваться, и возможно в ближайшее время ныне существующая авиация станет историей, а королями неба будут автоматические дроны.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти