Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)


Cтроительство подводных крейсеров проекта 941 "Акула" (по международной классификации "Тайфун") явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработкой нового корабля начали заниматься позже американцев, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)



"Перед конструкторами стояла непростая техническая задача -- разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, -- рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ "Рубин" С.Н. Ковалев. -- После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет". "Такую лодку мог построить только Севмаш", -- говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге -- цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки -- агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)


В результате корабль построили в рекордно короткие сроки -- за 5 лет. За этой маленькой цифрой огромный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. "Строительство подводной лодки обеспечивало более тысячи предприятий всей страны, -- вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер Севмашпредприятия. -- Наша "Акула" была готова на год раньше американского "Огайо". Естественно, что правительство высоко оценило заслуги участников создания этого уникального корабля". Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персонально ответственным за постройку. За создание АПЛ проекта 941 А.И. Макаренко и сборщику КСП А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику А.С. Белопольскому присуждена Ленинская премия, Н.Г. Орлову, В.А. Бородину, Л.А. Самойлову, С.В. Пантюшину, А.А. Фишеву -- Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. Среди отличившихся начальники цехов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А.М. Будниченко, В.В. Скалобан, В.М. Рожков, главные специалисты М.И. Шепурев, Ф.Н. Шушарин, А.В. Рынкович.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)


В сентябре 1980 года непривычно большой подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость -- участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно -- гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки для АПЛ такого проекта. И в этом большая заслуга сдаточной команды, таких отличных специалистов, как Г.Д Павлюк, А.З. Элимелах, А.З. Райхлин, и личного состава корабля под командованием капитана I ранга А.В. Ольховикова. Несмотря на жесткие сроки строительства и испытаний новейшей АПЛ, возникали ситуации, когда от инженеров требовалась срочная разработка новых конструктивных решений. "Как известно, наружный корпус лодки покрыт толстым слоем резины, -- продолжает Анатолий Иннокентьевич. -- На "Акуле" каждый лист весил 100 килограммов, а общий вес наклеенной резины -- 800 тонн. Когда первый раз лодка вышла в море, часть этого покрытия оторвалась. Пришлось быстро изобретать новые технологические приемы приклеивания".
Корабль принял на вооружение первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19. На головном крейсере серии, получившем впоследствии название "Дмитрий Донской", было проведено большое количество пусков ракет. "Программа расширенного испытания ракетного вооружения была более чем насыщенной,-- вспоминает бывший командир БЧ-5 капитан I ранга В.В. Кисеев. -- Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб не было отказов в технике. Все было очень надежно".

Через десять лет эксплуатации самый большой в мире подводный атомоход был поднят на стапель для среднего ремонта. Это была сложная задача в части обеспечения радиационной и пожарной безопасности, так как на цеховых стапелях Севмаша до этого АПЛ не ремонтировали. После среднего ремонта и замены ряда комплексов в мае 2002 года "Дмитрий Донской" был выведен из цеха. Эта дата считается вторым рождением корабля. Стапельными работами и выводом корабля руководил заместитель начальника цеха М.А. Абижанов, а действиями сдаточной команды на корабле -- механик Г.А. Лаптев. "Сейчас успешно проходят заводские ходовые испытания, государственные испытания различных комплексов вооружения. "Дмитрий Донской" уникален по маневренным характеристикам и управляемости, -- с гордостью говорит командир АПЛ капитан I ранга А.Ю. Романов. -- У этого заказа потрясающие боевые возможности. Это самый быстрый из всех кораблей серии, на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941. Успешные испытания корабля во многом заслуга ответственного сдатчика Е.В. Слободяна, его заместителей А.В. Ларинского и В.А. Семушина и, естественно, экипажа АПЛ, специалистов своего дела командира боевой электромеханической части капитана II ранга А.В. Прокопенко, командира штурманской боевой части капитана-лейтенанта В.В. Санькова, командира боевой части связи капитана III ранга А.Р. Шувалова и многих других".

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)


Корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Этот крейсер гордо несет имя великого русского воина, князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Как говорят сами подводники, их корабль надежный и счастливый. "Теперь судьба этого подводного атомохода ясна, -- рассказывает С.Н. Ковалев. -- Эта подводная лодка будет в течение долгого времени самым мощным кораблем Военно-морского флота. Сегодня хороший повод поздравить всех конструкторов, которые проектировали эту лодку, Севмаш, который ее строил, многие другие предприятия, которые участвовали в ее создании, и, естественно, Военно-морской флот с юбилеем замечательного корабля".

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)


25 лет верой и правдой служит "Дмитрий Донской" Родине. Меняется экипаж, сдаточная команда, но для всех крейсер остается родным. Сегодня корабль, как и четверть века назад, первый -- он на передовых рубежах испытаний новой морской ракетной техники. С юбилеем и счастливого плавания тебе, "Дмитрий Донской"!


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности.

Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Читайте также
Комментарии 10
  1. provodnikbdsm 6 июля 2011 17:48
    Если не ошибаюсь, на последней и пред-предпоследней фотке, это та акула, что аварийно зашла в Оленью губу, после взрыва ракеты при стрельбе. в1992. Её персонально охраняли ребята из роты охраны и 2 града дежурил. пока обгоревшую резину переклеивали. Размеры просто нереальные, особенно по высоте.Пришвартованный на соседнем пирсе 667бдрм был ниже высоты корпуса этой лодочки.
    provodnikbdsm
  2. Данил 7 июля 2011 05:34
    Интересно, а почему автор забыл сказать, что на ходу осталась только одна АПЛ данного проекта, да и то используется как испытательный полигон и боевого дежурства не несёт. Всего было построено в конце восьмидесятых 6 подлодок данного класса. Три подлодки были утилизированы после 2000 года, а точнее: 2 АПЛ в 2005 году, 1 АПЛ в 2008 году, при непосредственном участии США. Еще 2 АПЛ выведены в так называемый "резерв" в 2004 и 2006 годах и гниют у пирсов с заглушенными реакторами. Интересная складывается картинка, не правда ли.
    Данил
  3. ПАТРОН 12 августа 2011 19:29
    В чьих интересах было снятие этих "титанов"с вооружения?
    ПАТРОН
  4. PSih2097 12 августа 2011 20:19
    Догадайся сам.5 подлодок по 24 ракеты, на которых 10 по 200 кт. боеголовок.
    1. nnz226 2 декабря 2011 22:21
      Уточняю: лодок было 6 штук, в каждой по 20 (!!!) ракет, с 10-ю боеголовками по 100 КТ. Как говорил генконструктор Ковалёв: "Эта лодка способна уничтожать континенты!" Конечно к радости америкосов их стали резать, а зря! Каково в Вашингтоне сидеть и думать, замышляя очередную пакость против России, что эта АПЛ может даже от стенки распахнуть люки, и с интервалом в 25-30 секунд "разрядиться" полностью! На месте США, а заодно и Канады получится лунный пейзаж: воронки и пыль (радиоактивная) и больше ничего. ВНУШАЕТ!
  5. nnz226 2 декабря 2011 22:23
    А руль (вертикальный) что на всех фото виден торчит из воды на 8 метров, по меткам считал. Это, чтоб масштаб оценить
  6. NickitaDembelnulsa 10 декабря 2011 16:12
    Да как на этот шедевор у них пила поднимается. Это орудие судного дня, наш ядерный костяк сил, мы бы весь мир на колени поставили, а мы их на иголки. Один корабль в строю, стоит как испытаельная платформа, 2 в отстое стоят, с решением о их дальнейшей судьбе. Надо их всех в состав флота вводить, один только вид этой громады, может врага в панику ввести.
    NickitaDembelnulsa
    1. Басарев 25 ноября 2013 23:00
      А также вновь начать их строить!Нам нужны десятки, если не сотни таких лодок.
  7. 13017 11 января 2012 14:18
    я когда ее первый раз в росляково увидел аж испугался ох и огромная она один вид заставляет уважать
    13017
  8. Torus 20 января 2012 20:14
    Великолепный подводный крейсер!
    Какие иуды согласились их резать, твари!
    Ничего, рано или поздно мы их всех наградим пулей в затылок! angry

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня