Зенитная самоходная установка Skink (Канада)

В 1942 году Канада занималась подготовкой к серийному строительству серийных танков Grizzly, представлявших собой доработанную копию американских бронемашин M4 Sherman. На этом этапе проекта появилось предложение, касавшееся защиты танковых подразделений. Предлагалось создать самоходную зенитную установку (ЗСУ), которая могла бы сопровождать войска на марше и на поле боя, а также осуществлять противовоздушную оборону подразделений. В качестве базы для такой ЗСУ рассматривалось шасси нового танка «Гризли».

Зенитная самоходная установка Skink (Канада)


Конец 1942 года ушел на изучение перспектив зенитных систем и возможностей промышленности. В результате появился общий список требований к новой ЗСУ. Базой для машины предлагалось сделать танк Grizzly. На гусеничное шасси предлагалось устанавливать специально разработанную башню с вооружением. Главным вооружением зенитной самоходки должны были стать четыре автоматические пушки калибра 20 мм. По расчетам специалистов, такое оружие позволяло эффективно поражать вражеские самолеты различных классов и типов.


Технические требования были переданы организации Canadian Army Technical Development Board (CATDB), которая занялась разработкой зенитной самоходной установки. Проект получил обозначение Project 47. Кроме того, по канадской традиции перспективная боевая машина получила альтернативное название из животного мира – Skink («Сцинк», семейство ящериц). Главной задачей CATDB было проектирование башни с вооружением, пригодной для установки на существующие танки. Проект был подготовлен в марте 1943 года.

Военные ознакомились с проектом башни и дали добро на строительство макета. К этим работам была привлечена фирма Waterloo Manufacturing Co. Деревянный макет башни продемонстрировали военным в середине сентября 1943-го. Макет произвел на заказчика хорошее впечатление и последовал новый заказ. Теперь требовалось построить две башни, предназначенные для испытаний.

Характерной особенностью проекта Skink стало постоянное изменение различных его элементов. Так, изначально башня перспективной ЗСУ должна была нести четыре орудия фирмы Hispano-Suiza, собиравшиеся по лицензии в Канаде. Тем не менее, к моменту начала строительства двух опытных башен военные решили использовать другое оружие. «Главным калибром» самоходки стали четыре 20-мм орудия британской фирмы Polsten. Они представляли собой доработанный вариант пушек фирмы Oerlikon и по некоторым характеристикам превосходили изначально предлагавшееся орудие.

Еще более интересной была история самой башни. В январе 1944 года закончилась сборка первой опытной башни, состоявшей из нескольких бронелистов. Листы соединялись при помощи сварки. Несмотря на казавшуюся простоту конструкции, сварная башня оказалась слишком сложной в изготовлении. Сборка этого агрегата была связана с некоторыми проблемами технологического характера. В связи с этим было предложено разработать новую башню, которую можно было бы полностью изготовлять литьем. Создание такой башни продолжалось до апреля 44-го.

Зенитная самоходная установка Skink (Канада)


Первую башню сразу установили на шасси танка Grizzly. Корпус этого шасси собирался из бронелистов при помощи сварки. Лобовая броня корпуса имела толщину 51 мм, бортовая – 38 мм. Такая защита позволяла перспективной зенитной самоходке действовать в одних боевых порядках с танками Grizzly или M4 Sherman. Оба варианта башни имели лобовую броню толщиной 76 мм и борта толщиной 51 мм. Шасси ЗСУ «Сцинк» не подвергалось никаким серьезным доработкам и поэтому имело такую же компоновку, что и базовый танк M4 американского производства. В кормовой части корпуса располагался бензиновый двигатель Continental R-975С-1, мощностью 353 л.с. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса в передней части корпуса. Основой ходовой части были три (на каждом борту) опорные тележки с двумя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждой. На шасси использовались гусеницы системы CDP.

Башня Skink имела характерную форму с «двухэтажной» лобовой деталью. В средней части лобовой детали имелось окно для коллиматорного прицела Mk.IX, слева и справа от которого находились системы крепления и вертикального наведения пушек. Для более удобного размещения автоматические пушки располагались «в два этажа»: две верхние были сдвинуты к бортам башни, две нижние – к ее середине. Следует отметить, пушки фирмы Polsten перед установкой на новую башню пришлось немного доработать. Используя гидравлические приводы, наводчик орудия мог вести огонь в любом направлении по азимуту и поднимать стволы орудий в пределах от -5° до +80°. Каждая из четырех пушек имела скорострельность 650 выстрелов в минуту (суммарно 2600 выстрелов в минуту). В качестве дополнительного оружия ЗСУ Skink сохранила курсовой пулемет, установленный в лобовом листе шасси.

Особенности боевой работы перспективной бронемашины привели к сокращению экипажа. В отделении управления и боевом отделении находились рабочие места механика-водителя, стрелка-радиста, командира и наводчика. Последние располагались в двухместной башне.

Зенитная самоходная установка Skink (Канада)


Результатом всех работ стала зенитная самоходная установка с боевой массой более 25,7 тонны. Габариты машины остались на уровне базового танка Grizzly, но заметно уменьшилась высота: длина ЗСУ примерно равнялась 6,1 метра, ширина – 2,7 м, высота – 2,4 м.

Литая башня для второго опытного образца ЗСУ Skink была готова только в апреле 1944 года. Испытания двух прототипов продолжались до середины лета того же года. Предполагалось, что по окончании испытаний промышленность построит 300 башен с автоматическими пушками и установит их на танковые шасси. Был даже подписан контракт на поставку трех сотен зенитных самоходок. Вскоре после «Дня Д» стали ясны реальные возможности немецких войск в Западной Европе. Оказалось, что Люфтваффе не в состоянии наносить массированные удары по сухопутным войскам противника. Как следствие, надобность в самоходной зенитной установке значительно сократилась. Кроме того нельзя не отметить поставки американских ЗСУ на базе бронетранспортеров, которые тоже сказались на мнении канадских военачальников.

В августе 44-го было принято окончательное решение о дальнейшей судьбе проекта Skink. Заказ на 300 зенитных самоходок отменили. К этому времени на канадских предприятиях успели построить в общей сложности три ЗСУ этого типа, том числе две машины-прототипа. Кроме того, к установке на шасси были готовы восемь полностью укомплектованных башен. На этом производство башен и самоходок остановилось.

Несмотря на отказ от дальнейшего производства, ЗСУ Skink все же успели повоевать. Одну из самоходок в самом конце 1944 года отправили в Великобританию, на временную базу 1-й канадской армии. В течение нескольких недель канадские военные испытывали машину в условиях полигона. В начале февраля 1945 года она впервые приняла участие в боях на территории Европы. В течение месяца единственная зенитная самоходная установка «Сцинк» успела побывать в нескольких бронетанковых подразделениях Канады и принять участие в боях. Примечательно, что обстановка на Западноевропейском театре военных действий Второй мировой сказалась на боевой работе канадской самоходки. Ввиду отсутствия массированных налетов авиации бронемашине пришлось бороться с наземными целями. ЗСУ Skink эффективно атаковала пехоту и легкую бронетехнику немецких войск.

Зенитная самоходная установка Skink (Канада)


По окончании боевых действий в Европе все три существовавшие на тот момент машины Skink были отправлены в Канаду на временное хранение. На хранение отправились и восемь собранных башен. К сожалению, после войны канадцы разобрали все три готовые самоходки и большую часть готовых башен. Сохранились только две башни с вооружением, одна из которых стала музейным экспонатом, а вторая попала в частную коллекцию.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://tanksinworldwar2.com/
http://bcoy1cpb.pacdat.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня