Military Review

Cross all borders: territorial disputes in Latin America

3
Cross all borders: territorial disputes in Latin America



Belize, Guatemala, Colombia, Venezuela, Guyana - there are probably no countries on the continent that have no claims on their neighbors' lands.

Compared with other continents, in Latin America, the states did not experience large-scale consequences of interstate conflicts: the most bloody war in the 20th century took place in 1932 — 1935 between Paraguay and Bolivia and claimed “only” a hundred thousand lives. This is one of the reasons why, in contrast to Europe in Latin America, a system, like the Yalta type, about the inviolability of borders and the principles of peaceful settlement was not formed. In the Western Hemisphere, there are still many unresolved territorial disputes and mutual claims.

Belize and Guatemala

One of the longest territorial disputes continues over 150 years between Belize and Guatemala. Guatemala claims the territory from the Sarstun River to the Sibun River with a total area of ​​12,8 thousand square kilometers, which is half of the territory of Belize.

For a long time Belize was the subject of colonial rivalry between Spain and Britain: until the 18th century, English settlements existed on the island and British laws operated, but Britain did not declare sovereignty over the region. From the 1940s, Belize was informally called British Honduras. It was only in 1862 that the British Empire officially declared British Honduras its colony, putting in office an appointed vice-governor in place of the superintendent elected by local residents.

Guatemala gained independence from the Spanish Empire in 1821 and did not recognize British Honduras until the Anglo-Guatemalan treaty of 1859, according to which Belize was recognized as British ownership, and in return, the UK promised to finance the construction of the road connecting Guatemala and the Belize city of Punta Gorda. However, the road was never built, which allowed Guatemala in 1940's to declare the non-fulfillment by the British side of its obligations. This led to Belize becoming considered part of Guatemala under the 1945 constitution of the year.

In turn, after receiving independence in 1981, Belize stated that it did not participate in the signing of the treaty between England and Honduras, and therefore was not obliged to comply with it. In the same year, the Belize government applied to the International Court of Justice, demanding recognition of the boundaries in the 1859 agreement of the year.

Guatemala’s Foreign Minister Rafael Castillo Valdez and Belize’s Prime Minister George Price 11 in March 1981 signed an agreement to resolve the territorial conflict, according to which Belize is recognized as independent, but Guatemala receives certain powers in the region, including the right to free movement in the country's Atlantic waters and right to the construction of pipelines. Until 1992, a British armed contingent remained in Belize to prevent military intervention.

However, in Guatemalan society, statements on Guatemala’s right to Belize continued at an informal level. At the end of his term as president, Alvaro Arsu declared in October 1999 of the year that Belize should give up just under half of its territory south of the Sibun River.

At the beginning of 2000, conflicts on the border escalated: in February a police patrol shot a Guatemalan citizen in a forest reserve in Belize. Shortly afterwards, an armed clash occurred in Toledo County. In order to prevent the escalation of the conflict, the countries announced negotiations with the mediation of the Organization of American States, and in March 2000 agreed to create a border neutral zone.

7 September 2005 between the countries signed an agreement on the "Establishment of measures to create mutual trust", under which a provision was established on the conduct of a dialogue to resolve the territorial conflict. Later a special treaty was signed, the purpose of which is to establish a solution at the international level that would end the territorial issue.

October 6 2013 in both countries was to pass a referendum on the ownership of the disputed territories. It was planned that the population of the countries would be asked about the consent to transfer the authority to resolve the territorial dispute to the International Court of Justice, whose decision would be binding. However, Guatemala unilaterally canceled the referendum, citing the Belize amendments to the referendum law, according to which it is considered valid only if more than 60% of voters participate. According to the Guatemalan side, this creates unequal conditions in the voting of both countries, since there is no turnout in Guatemala.

Colombian intervention

One of the largest contemporary territorial conflicts in Latin America threatened to escalate into a full-scale war after Colombian government forces crossed 1 in March 2008 to the border with Ecuador and the Air Force bombed the camp of the left-wing rebel group of Revolutionary Armed Forces of Colombia (FARC). As a result of the invasion, 17 people were killed, including one of the rebel leaders Raoul Reyes.


Ecuadorian soldier among the corpses of members of the FARC group after the bombing of their camp of the Colombian Air Force. Photo: Dolores Ochoa / AP


The Colombian government did not agree on a special operation with Ecuador. The fact is that Colombia (as well as with the United States and the European Union) considers the grouping a terrorist one, and therefore it viewed its actions as an ordinary counter-terrorism operation. Moreover, according to the Colombian authorities, during the special operation documents were obtained confirming the involvement of Venezuela and Ecuador in the financing of the FARC (Venezuela and Ecuador consider the FARC as a legitimate political force and do not prevent its members from finding their territory).

Immediately after the attack, Ecuador accused Colombia of violating its sovereignty and broke off diplomatic relations with it. The Ecuadorian ally Venezuela, who sent out of the capital of Colombian diplomats and sent ten battalions to the border with Colombia, did not stay aside. Venezuelan then-President Hugo Chavez expressed widespread support for Ecuador and noted that a similar incident in Venezuela itself would have led to war.

Colombian President Alvaro Uribe 4 March 2009 of the year announced that his country is filing a lawsuit against the International Criminal Court on charges of financing terrorism and genocide against Hugo Chávez. In response, Venezuela announced the closure of the land border with Colombia, and Chavez himself described the actions of the Colombians as a “war crime”.

However, none of the parties was interested in unleashing a full-fledged war that threatened to turn into the largest geopolitical crisis in the region over the past decades. The Colombian authorities publicly declared their commitment to the ideals of peace and order in the region and withdrew the troops from the border, proposing to settle the differences through diplomacy.

At the summit of the South American States 8 in March 2008, the presidents of Ecuador, Venezuela and Colombia signed a declaration on ending the diplomatic crisis. The document noted that the Colombian side apologizes for the violations of the borders of Ecuador during the special operation against the FARC. Although the adopted agreement did not lay the foundation for stability in the region, it helped prevent armed conflict and continued negotiations at the diplomatic level.

Fight for access to the sea

The dispute over the territorial affiliation of the coastal section of the Atakam desert, rich in saltpeter and opening to Bolivia’s seafront, dates back to the beginning of the 19th century, when sovereign states took the place of the vice-kingdoms of the Spanish Empire. The ambiguous status of this territory as part of the Spanish Empire gave Chile a reason to start claiming it immediately after Bolivia declared independence in the 1825 year, and subsequently seize the controversial sector during the Second Pacific War of the 1879-1883 years. The loss of access to the sea, which was very painfully perceived in Bolivia, has since been invariably discussed during election campaigns and becomes the subject of anecdotes in Chile.

In 1975, the Chilean dictator Augusto Pinochet volunteered to fix historical injustice and return to Bolivia a narrow strip of land running parallel to the Peruvian border in the very north of Chile in exchange for Bolivian territory of the same size. However, historically, the territory proposed by Pinochet did not belong to Bolivia, but to Peru, and could not be returned to any other country under the terms of the Ancon Treaty of 1883. The impossibility of such a transfer was insisted by the Peruvian dictator Francisco Morales and, in turn, proposed making the port of Arica a territory controlled by three states, which Chile did not agree with.


Mother with a child in a tear gas cloud during protests in La Passe, 2003 of the year. Photo: STR / AP


Chile’s economic growth was largely ensured by access to the very saltpeter mines that Bolivia had lost. After an unsuccessful attempt by Pinochet to resolve the conflict, Bolivia and Chile retain only consular relations. The dispute broke out with a new force during the "gas war" in Bolivia 2003-2005 - mass riots that began because of the authorities' decision to export gas from recently discovered fields through Chile instead of building a processing plant in Bolivia. Peru then made its own proposal and pledged to give Bolivia a special economic zone for 99 years and the port of Ilo in full possession. Countries made an agreement in 2010.

Bolivian President Evo Morales, who spoke on the opposition’s side against the construction of a gas pipeline in Chile during the “gas war”, recently proposed closing negotiations with Chile and resolving a dispute at the UN International Court of Justice. At the same time, Bolivia appeals not to international treaties, but to the promises of Chile, made during the negotiation process, but not fulfilled. At the moment, Bolivia is one of two South American countries (along with Paraguay), landlocked.

Colombia and Nicaragua

For decades, Nicaragua and Colombia, divided by the Caribbean Sea, have continued to dispute over the ownership of the volcanic islands of San Andreas, Providencia and the Santa Catalina archipelago. Despite the territorial proximity to Nicaragua - one hundred and ten kilometers from the nearest coast against seven hundred and twenty from the northwestern coast of Colombia, most of the time they were ruled by the South American republic. Before 1819, both states were part of the Spanish viceroy of New Granada, which gave grounds in the future to declare claims to the islands. However, after independence, the islands voluntarily joined the Republic of Colombia and became part of the Magdalena department. More than a hundred years later, as a result of the Esguerra-Barcenas treaty in 1928, Nicaragua recognized the archipelago and all adjacent marine territories as members of Colombia, but the final point in the conflict was only at the beginning of the 21st century.

The territorial dispute over these islands arose again after the Sandinistas (socialists) came to power in Nicaragua in 1980, who declared the contract to be unlawful and without legal force. According to them, the document was signed during the occupation of Nicaragua by American troops, thus making it imposed by another state and not meeting national interests. In response, Colombia stated that the treaty was ratified in 1930, when there were no longer any foreign troops in Nicaragua.


San Andreas Island. Photo: Kaveh Kazemi / Getty Images


In December 2001, Nicaragua appealed to the International Court of Justice, which, as a result of a six-year trial, recognized the right to sovereignty over the largest contested islands over Colombia. Nicaraguan President Daniel Ortega harshly disagreed with this decision, calling the policy of Colombia imperialistic and expansionist, and urged the military of his country to be ready for an armed conflict. At the same time, the initial decision did not explain the status of the sea borders and many small islands, also located in the waters of the Santa Catalina Archipelago.

In November, the International Court of Justice 2012 secured the status of all disputed islands to the Colombian side, at the same time changed the maritime boundary and expanded the territorial waters of Nicaragua in the region east of the eighty-second meridian. By this decision, the court provided Nicaragua with access to oil and gas deposits previously found in the marine zone, as well as the fishing resources of the region.

The verdict was well received by the authorities of Nicaragua, President Ortega even declared it a national victory. However, Colombia refused to comply with the decision of the court, which caused a political crisis in the country and a drop in the rating of the current president, Juan Santos. In September, 2013 announced that a border change violates the country's constitution and cannot be carried out without parliamentary approval and ratification by the president. Thus, the territorial dispute remains unresolved to this day.

Venezuelan-Guyanese conflict

The dispute over the territorial identity of Guyana Essequibo is rooted in the colonial past. Under the Treaty of Münster, 1648, which recognized the independence of the Netherlands from the Spanish crown, the Dutch colonies east of the Essequibo River in South America also gained independence from Spain. Subsequently, the Dutch settled on its western shore, the borders were never formalized, and in 1814, these territories came under British control. In 1811, Venezuela proclaims independence, and since then it has been trying to include Guyana Essequibo. On official maps of Venezuela, this territory is shaded as controversial.


Official map of Venezuela.


The diplomatic crisis erupted in 1895, when Venezuela, with the help of an American lawyer, tried to prove that the actions of Great Britain contradict the Monroe Doctrine of the United States in 1823, recognizing the American continent as a zone closed to interference by the European powers. An international tribunal was convened (two arbitrators were US citizens, two were subjects of the British Empire, and Fyodor Martens was a subject of the Russian Empire), which, however, decided in favor of the UK and recognized its right to 90% of the disputed territory. England also received all the gold mines, but had to give Venezuela a strategically important area at the mouth of the Orinoco River. Venezuela tried to challenge this decision of the tribunal, but to no avail. Some lawyers, however, agree that there were violations in the work of the tribunal and that Great Britain and Russia could conclude a backroom deal.

In the 1966 year, under the Treaty of Geneva, Guyana gained independence and became the legal successor of the British Empire. According to the documents, the status of the disputed territories was to be determined by a specially convened commission, however, the parties did not agree to recognize the validity of the decisions of the international tribunal 1899 of the year. Guyana insisted that Venezuela should have first proved the nullity of its rulings.

The most serious danger to the territorial integrity of Guyana was the Rupununi uprising in 1969, which was quickly suppressed. The Venezuelan authorities denied support for the uprising, although some of its participants found refuge in the country and subsequently received citizenship, emphasizing the fact that they were born in the territory of Guyana Essequibo, rightfully owned by Venezuela. In 1970, countries signed a twelve-year moratorium on Venezuela’s demands for the return of this territory. In 1983, the decision was made not to extend it, but the diplomatic relations of the two countries, despite the conflicts that occur from time to time, remain.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/world/territorialmie-spory-9375.html
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. sluganska
    sluganska April 23 2014 09: 37
    +1
    everywhere is good where we are not
  2. Suvorov000
    Suvorov000 April 23 2014 09: 41
    +1
    I feel that soon in South America large revelations will begin, and the people there are hot south))
    1. Serg 122
      Serg 122 April 23 2014 11: 43
      0
      and the people there are southern hot))
      What did Shura Karetny say? "All such problems in hot countries arise from egg overheating! Have you heard about the Great Chukotka Revolution? And you will not hear it. There (in Chukotka) people have other problems. Therefore, they figured out that: a little overheated - for football, a little more heating - a carnival! So live ... " laughing
  3. The comment was deleted.
  4. 52
    52 April 23 2014 18: 37
    +3
    Dear authors have forgotten the war between El Salvador and Honduras, the football war! Due to the loss of one team, a total of about 3000 "fans" were killed. The essence of the conflicts lies very deeply - there are religious motives, since the Catholic Church is multifaceted, and there are trends and interpretations there "like fleas on a barbosque", and the incredible temperament and at the same time the aggressiveness of the local population, and the kindness and peculiar clannishness of the locals, and, what is there, a "burning cocktail" from the local international: Indian-Spanish-Portuguese-German-Dutch-again Spanish-God understand who is a newcomer-nationalist, on a schedule going to church-selling drugs-but pious, cruel, but romantic, dancing sambuo - who created the "death squads", the creator of "Embraer", but living in the slums, kissing me on the lips at a festival in Moscow - and writing in a letter five years later - "Don't come, you betrayed us, we ourselves will give birth in Cuba without you, if you want to write an answer, write in "English" ". She is such, LATIN AMERICA, She is DIFFERENT !!!
  5. siberalt
    siberalt April 23 2014 23: 24
    0
    Well this is right next to the pi * ndos! And what do they need in Ukraine? It is not long before the brain "breakdown".

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке


Белиз, Гватемала, Колумбия, Венесуэла, Гайана — на континенте, пожалуй, нет ни одной страны, не имеющей претензий на земли соседей

По сравнению с другими континентами, в Латинской Америке государства не испытывали масштабных последствий межгосударственных конфликтов: самая кровопролитная война в XX веке прошла в 1932—1935 году между Парагваем и Боливией и унесла «всего» сто тысяч жизней. Это одна из причин, почему в отличие от Европы в Латинской Америке не была сформирована система, по типу Ялтинской, о незыблемости границ и принципах мирного урегулирования. В Западном полушарии до сих пор остается множество неразрешенных территориальных споров и взаимных претензий.


Белиз и Гватемала

Один из самых протяженных территориальных споров продолжается более 150 лет между Белизом и Гватемалой. Гватемала претендует на территорию от реки Сарстун до реки Сибун общей площадью 12,8 тысяч квадратных километров, что составляет половину территории Белиза.

Долгое время Белиз был предметом колониального соперничества между Испанией и Британией: до XVIII века на острове существовали английские поселения и действовали британские законы, однако Британия не заявляла о суверенитете над регионом. С сороковых годов XIX века Белиз неформально называли Британским Гондурасом. Лишь в 1862 году Британская империя официально объявила Британский Гондурас своей колонией, поставив во главе администрации назначаемого вице-губернатора вместо избираемого местными жителями суперинтенданта.

Гватемала получила независимость от Испанской империи в 1821 году и не признавала Британский Гондурас до англо-гватемальского договора 1859 года, по которому Белиз признавался британским владением, а взамен Великобритания обещала профинансировать строительство дороги, связывающей Гватемалу и белизский город Пунта-Горда. Однако дорога так и не была построена, что позволило Гватемале в 1940-х заявить о невыполнении британской стороной своих обязательств. Это привело к тому, что по конституции 1945 года Белиз стал считаться частью Гватемалы.

В свою очередь Белиз после получения независимости в 1981 году заявил, что не участвовал в подписании договора между Англией и Гондурасом, и потому не обязан исполнять его. В том же году правительство Белиза обратилось в Международный суд с требованием признания границ, фигурирующих в договоре 1859 года.

Министр иностранных дел Гватемалы Рафаэль Кастильо Вальдес и премьер-министр Белиза Джордж Прайс 11 марта 1981 года подписали договор по решению территориального конфликта, согласно которому Белиз признается независимым, но Гватемала получает определенные полномочия в регионе, в том числе право свободного передвижения в атлантических водах страны и право на строительство трубопроводов. До 1992 года в Белизе оставался британский вооруженный контингент, призванный предотвратить военное вмешательство.

Тем не менее, в гватемальском обществе на неофициальном уровне продолжались заявления о праве Гватемалы на Белиз. В конце своего президентского срока Альваро Арсу в октябре 1999 года заявил, что Белиз должен отдать чуть менее половины своей территории к югу от реки Сибун.

В начале 2000 года обострились конфликты на границе: в феврале полицейский патруль застрелил гражданина Гватемалы в лесном заповеднике на территории Белиза. Вскоре после этого произошло вооруженное столкновение в округе Толедо. Для недопущения эскалации конфликта страны объявили о проведении переговоров при посредничестве Организации американских государств, и в марте 2000 года договорились создать приграничную нейтральную зону.

7 сентября 2005 года между странами был подписан договор об «Установлении мер по формированию обоюдного доверия», в рамках которого было закреплено положение о ведении диалога для разрешения территориального конфликта. Позднее был подписан специальный договор, цель которого — установить на международном уровне решение, которое покончило бы с территориальным вопросом.

6 октября 2013 года в обеих странах должен был пройти референдум по вопросу принадлежности спорных территорий. Планировалось, что населению стран будет задан вопрос о согласии передать полномочия по разрешению территориального спора в Международный суд, чье решение будет обязательным к исполнению. Однако Гватемала в одностороннем порядке отменила референдум, ссылаясь на принятые в Белизе поправки к закону о референдуме, по которому тот признается действительным только в случае участия более 60% избирателей. По мнению гватемальской стороны, это создает неравные условия в голосовании обеих стран, поскольку в Гватемале порога явки нет.

Колумбийская интервенция

Один из крупнейших современных территориальных конфликтов в Латинской Америке грозился перерасти в полномасштабную войну — после того, как колумбийские правительственные войска пересекли 1 марта 2008 года границу с Эквадором и силами ВВС провели бомбардировку лагеря леворадикальной повстанческой группировки Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК). В результате вторжения было убито 17 человек, в том числе один из лидеров повстанцев Рауль Рейес.

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке

Эквадорский солдат среди трупов участников группировки ФАРК после бомбардировки их лагеря ВВС Колумбии. Фото: Dolores Ochoa / AP


Правительство Колумбии не согласовывало проведение спецоперации с Эквадором. Дело в том, что Колумбия (а также с США и Европейский Союз) считает группировку террористической, и потому она рассматривала свои действия как проведение обычной контртеррористической операции. Более того, по утверждению колумбийских властей, в ходе спецоперации были захвачены документы, подтверждающие причастность Венесуэлы и Эквадора к финансированию ФАРК (Венесуэла и Эквадор считают ФАРК легитимной политической силой и не препятствуют нахождению ее членов на своей территории).

Сразу после нападения Эквадор обвинил Колумбию в нарушении своего суверенитета и разорвал дипломатические отношения с ней. Не осталась в стороне и союзница Эквадора Венесуэла, выславшая из столицы колумбийских дипломатов и отправившая десять батальонов на границу с Колумбией. Тогдашний венесуэльский президент Уго Чавес заявил о масштабной поддержке Эквадора и отметил, что подобный инцидент на территории самой Венесуэлы привел бы к войне.

Президент Колумбии Алваро Урибе 4 марта 2009 года объявил, что его страна подает иск в Международный уголовный суд по обвинению Уго Чавеса в финансировании терроризма и геноцида. В ответ Венесуэла объявила о закрытии сухопутной границы с Колумбией, а сам Чавес охарактеризовал действия колумбийцев как «военное преступление».

Тем не менее, ни одна из сторон не была заинтересована в развязывании полноценной войны, грозившей превратиться в крупнейший геополитический кризис в регионе за последние десятилетия. Колумбийские власти публично заявили о приверженности идеалам мира и порядка в регионе и отозвали войска от границы, предложив урегулировать разногласия дипломатическим путем.

На саммите южноамериканских государств 8 марта 2008 года президенты Эквадора, Венесуэлы и Колумбии подписали декларацию об окончании дипломатического кризиса. В документе отмечалось, что колумбийская сторона приносит извинения за нарушения границы Эквадора в ходе спецоперации против ФАРК. Хотя принятое соглашение не заложило основу стабильности в регионе, оно позволило предотвратить вооруженный конфликт и продолжать переговоры на дипломатическом уровне.

Борьба за выход к морю

Спор о территориальной принадлежности прибрежного участка Атакамской пустыни, богатого селитрой и открывавшего Боливии выход к морю, уходит корнями в начало XIX века, когда на место вице-королевствам Испанской империи в ходе движения за независимость пришли суверенные государства. Неоднозначный статус этой территории в составе Испанской империи дал повод Чили начать претендовать на нее сразу после провозглашения Боливией независимости в 1825 году, а впоследствии захватить спорный участок в ходе Второй Тихоокеанской войны 1879-1883 годов. Потеря выхода к морю, очень болезненно воспринятая в Боливии, с тех пор неизменно обсуждается во время предвыборных кампаний и становится темой анекдотов в Чили.

В 1975 году чилийский диктатор Аугусто Пиночет вызвался исправить историческую несправедливость и вернуть Боливии узкую полосу суши, проходящую параллельно перуанской границе, на самом севере Чили в обмен на боливийскую территорию такого же размера. Однако исторически та территория, которую предлагал Пиночет, принадлежала не Боливии, а Перу, и не могла быть возвращена никакой другой стране по условиям Анконского договора 1883 года. На невозможности такой передачи настаивал перуанский диктатор Франсиско Моралес и предлагал в свою очередь сделать порт Арика территорией, управляемой тремя государствами, с чем не согласилась Чили.

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке

Мать с ребенком в облаке слезоточивого газа во время протестов в Ла Пазе, 2003 года. Фото: STR / AP


Экономический рост Чили был в значительной степени обеспечен доступом к тем самым селитряным рудникам, которые потеряла Боливия. После неудачной попытки Пиночета урегулировать конфликт Боливия и Чили сохраняют лишь консульские отношения. Спор разгорелся с новой силой во время «газовой войны» в Боливии 2003-2005 годов – массовых беспорядков, начавшихся из-за решения властей экспортировать газ из недавно обнаруженные месторождений через территорию Чили вместо строительства в Боливии перерабатывающего завода. Перу тогда выступила со своим собственным предложением и обязалась предоставить Боливии особую экономическую зону на 99 лет и порт Ило в полное владение. Страны заключили соглашение в 2010 году.

Президент Боливии Эво Моралес, выступавший во время «газовой войны» на стороне оппозиции против строительства газопровода на территории Чили, недавно предложить прекратить переговоры с Чили и решить спор в Международном суде ООН. При этом Боливия апеллирует не к международным договорам, а к обещаниям Чили, данных ей в ходе переговорного процесса, но так и не выполненных. В настоящий момент Боливия является одной из двух стран Южной Америки (наряду с Парагваем), не имеющих выхода к морю.

Колумбия и Никарагуа

Разделенные Карибским морем Никарагуа и Колумбия на протяжении десятилетий продолжают спор о принадлежности вулканических островов Сан-Андреас, Провиденсия и архипелага Санта-Каталина. Несмотря на территориальную близость к Никарагуа – сто десять километров от ближайшего побережья против семисот двадцати от северо-западного берега Колумбии, большую часть времени они находились под властью южноамериканской республики. До 1819 года оба государства входили в испанское вице-королевство Новая Гранада, что и дало в будущем основания заявлять им о претензиях на территорию островов. Однако после получения независимости острова добровольно присоединились к Республике Колумбия и стали частью департамента Магдалена. Более чем через сто лет в результате договора Esguerra-Barcenas в 1928 году Никарагуа признала архипелаг и все прилегающие морские территории входящими в состав Колумбии, однако окончательная точка в конфликте была поставлена лишь в начале XXI века.

Территориальный спор вокруг этих островов возник вновь после прихода к власти в Никарагуа в 1980-е сандинистов (социалистов), объявивших договор неправомерным и не имеющим юридической силы. По их словам, документ был подписан в период оккупации Никарагуа американскими войсками, тем самым делая его навязанным другим государством и не отвечающим национальным интересам. В ответ Колумбия заявила, что ратифицирован договор был в 1930-м, когда никаких иностранных войск на территории Никарагуа уже не оставалось.

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке

Остров Сан-Андреас. Фото: Kaveh Kazemi / Getty Images


В декабре 2001 года Никарагуа обратилась в Международный Суд, который в результате шестилетнего разбирательства признал право на суверенитет над крупнейшими оспариваемыми островами за Колумбией. Президент Никарагуа Даниэль Ортега в резкой форме не согласился с таким решением, назвав политику Колумбии империалистической и экспансионистской, и призвал военных своей страны быть готовыми к вооруженному конфликту. При этом в первоначальном решении не объяснялся статус морских границ и множества мелких островов, также расположенных в акватории архипелага Санта-Каталина.

В ноябре 2012 года Международный суд новым постановлением закрепил статус всех спорных островов за колумбийской стороной, в тоже время изменил морскую границу и расширил территориальные воды Никарагуа в области к востоку от восемьдесят второго меридиана. Этим решением суд предоставив Никарагуа доступ к ранее найденными в морской зоне залежами нефти и газа, а также рыболовным ресурсам региона.

Вынесенный вердикт был положительно воспринят властями Никарагуа, президент Ортега даже объявил его национальной победой. Однако Колумбия отказалась выполнять решение суда, вызвавшее политический кризис в стране и падение рейтинга действовавшего президента Хуана Сантоса. В сентябре 2013 года тот заявил, что изменение границы нарушает Конституцию страны и не может быть проведено без одобрения парламента и ратификации президентом. Таким образом, территориальный спор остается неразрешенным и по сегодняшний день.

Венесуэльско-гайанский конфликт

Спор о территориальной принадлежности Гайаны-Эссекибо уходит корнями в колониальное прошлое. По Мюнстерскому мирному договору 1648 года, признавшему независимость Нидерландов от испанской короны, голландские колонии к востоку от реки Эссекибо в Южной Америке также получили независимость от Испании. Впоследствии голландцы поселились и на западном ее берегу, границы так и не были официально оформлены, а в 1814 году эти территории перешли под контроль Великобритании. В 1811 независимость провозглашает Венесуэла и с тех самых пор она пытается включить в свой состав Гайану-Эссекибо. На официальных картах Венесуэлы эта территория заштрихована как спорная.

Перешли все границы: территориальные споры в Латинской Америке

Официальная карта Венесуэлы.


Дипломатический кризис разразился в 1895 году, когда Венесуэла с помощью американского юриста попыталась доказать, что действия Великобритании противоречат провозглашенной США в 1823 году Доктрине Монро о признании американского континента зоной, закрытой для вмешательства европейский держав. Был созван международный трибунал (два арбитра были гражданами США, два – подданными Британской империи, и Фёдор Мартенс – подданный Российской империи), который, однако, принял решение в пользу Великобритании и признал ее право на 90% спорной территории. Англия также получила все золотые рудники, но должна была отдать Венесуэле стратегически важный район в устье реки Ориноко. Венесуэла пыталась оспорить это решение трибунала, но безуспешно. Некоторые юристы, впрочем, сходятся в том, что в работе трибунала были нарушения и что Великобритания и Россия могли заключить закулисную сделку.

В 1966 году по Женевскому договору Гайана получила независимость и стала правопреемницей Британской империи. Согласно документы, статус спорных территорий должна была определить специально созванная комиссия, однако стороны не сошлись в признании юридической силы решений международного трибунала 1899 года. Гайана настаивала, что Венесуэла должна была сперва доказать ничтожность его постановлений.

Наиболее серьезную опасность территориальной целостности Гайаны представляло восстание Рупунуни в 1969 году, которые было быстро подавлено. Власти Венесуэлы отрицали обвинения в поддержке восстания, хотя некоторые его участники нашли в стране убежище и впоследствии получили гражданство, подчеркивая тот факт, что они родились на территории Гайаны-Эссекибо, по праву принадлежащей Венесуэле. В 1970 страны подписали двенадцатилетний мораторий на требования Венесуэлы о возврате этой территории. В 1983 году было принято решение не продлевать его, но дипломатические отношения двух стран, несмотря на происходящие время от времени конфликты, сохраняются.
Автор: Дмитрий Литвинов, Антон Бахилкин
Первоисточник: http://rusplt.ru/world/territorialmie-spory-9375.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. sluganska 23 апреля 2014 09:37
    везде хорошо,где нас нет
  2. Суворов000 23 апреля 2014 09:41
    Чувствую в скором времени в южной америке начнутся большие увиселительные мероприятия, а народ там южный горячий))
    Суворов000
    1. Serg 122 23 апреля 2014 11:43
      а народ там южный горячий))
      Что говаривал Шура Каретный? "Все подобные проблемы в жарких странах возникают от яйцеперегрева! Вы про Великую Чукотскую Революцию слышали? И не услышите. Там (на Чукотке) у людей другие проблемы. Поэтому придумали что: чуть перегрелись - на футбол, ещё чуток нагрева - карнавал! Так и живут..." laughing
  3. Комментарий был удален.
  4. 52гим 23 апреля 2014 18:37
    Уважаемые авторы забыли еще войну Сальвадора и Гондураса-футбольную воину! Из-за проигрыша одной команды в общей сложности полегло порядка 3000 "фанатов". Суть конфликтов лежит очень глубоко- тут ирелигиозные мотивы, т. к. католическая церква многогранна, и течений и толкований там "как блох на барбоске", и невероятная темпераментность и одновременно агрессивность местного населения, и ту тже доброта и своеобразная клановость местных, и, чего уж там ,"жгучий коктейль " из местного интернационала: индейцо-испано-португало-немец-голландец-снова испанец-черт пойми кто приезжий- националист, по расписанию ходящий в церковь-торгующий наркотой-но набожный, жестокий, но романтичный, танцующий самбу- но создавший "эскадроны смерти",создатель "Эмбраера",но живущий в трущобах, целующая меня в губы на фестивале в Москве- и пишущая в письме через пять лет-"Не приезжай, вы нас предали, мы сами на Кубе роживем без вас, если хочешь написать ответ- пиши на "инглише"". Она такая,ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, Она-ДРУГАЯ!!!
  5. сибиралт 23 апреля 2014 23:24
    Это ж под боком у пи*ндосов! И что им нужно на Украине? До мозгового "пробоя" осталось недолго.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня