Military Review

Shipbuilding: dreadnoughts or "mosquitoes"?

17
Shipbuilding: dreadnoughts or "mosquitoes"?



The reform of the Russian shipbuilding industry, its modernization and access to the modern technological level have been stalled lately. However, the reason for this hitch is not in crisis (the state is still able to allocate the necessary funds for the development of the industry). And not in the fact that Russian shipbuilders are allegedly unable to design and build modern warships and civilian ships.

Unclaimed Super Dock

The problem, first of all, is conceptual in nature: the government and the military have not yet decided which fleet they need and for what purposes. And the proposals on the part of both individual enthusiastic engineers and large industrial enterprises can only be of an advisory nature: although the product is specific, the customer still has to make the choice.

At the end of 2013, Delovoy Peterburg noted with regret that the project to create a new super-shipyard on the island of Kotlin worth 60 worth a billion rubles “made ends”. According to the publication, the orders that planned to load it in the future, will receive the Far Eastern "Star". In any case, Deputy Prime Minister Dmitry Rogozin told reporters during a visit to the largest shipyards in St. Petersburg - the Northern Shipyard and the Baltic Shipyard.

Speaking about the potential of Russian shipbuilding, Dmitry Rogozin said that the shipyards of the North-West will specialize in the manufacture of complex warships and an icebreaker fleetBut promising offshore projects will be concentrated in the Far East, where the Zvezda super-shipyard project in Big Stone, implemented by the United Shipbuilding Corporation (USC), is in the final stage.

But the Petersburg shipbuilders did not have time to worry about the fate of their industry and rejoice over their Far Eastern colleagues, as the project of the super-shipyard in the Primorsky Territory was in doubt. In December 2013, Dmitry Rogozin, at the regular meeting of the Marine Board, criticized the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation for the lack of precise dates for the construction of the shipyard and its order portfolio: “Almost no legal act reflecting the proposed reorganization of the USC structure in the Far East has yet been adopted.” That is, he cited almost the same arguments for which the construction of a similar super-ship in the North-West is being postponed.

Recall that back in August, Russian President Vladimir Putin instructed the federal government (specifically, the Ministry of Industry and Trade and the Ministry of Transport) together with USC, Rosneft, Sovcomflot and Gazprombank to submit proposals for creating a shipbuilding industrial cluster in the Far East. Now, as the Far Eastern media comment on what is happening, the construction of the Super Star "Zvezda" in the Big Stone has "stalled."

It is worth noting that the currently existing shipyards, which are entrusted with the task of "specializing in the manufacture of complex warships and icebreaking fleets," in the extreme need to modernize production. First of all investments are necessary. After all, if the enterprises maintain their current state at the expense of both Russian and export military orders, primarily Indian, then completely different means are needed for the purchase of modern equipment and technologies.

It was assumed that USC would invest the money simultaneously with the transfer of production to Kotlin. And on historical The shipyards, according to the Finnish recipe implemented in Turku and Helsinki, were planning to build residential complexes and commercial real estate, including to partially pay for the relocation. Now this project, most likely, will never be realized.

WIG and GLONASS

If indeed it is a question of changing the concept - which the professional community, unfortunately, can only guess at - then this is, as they say, half the trouble. Our engineers are ready for this; it suffices to recall the program for creating and using special ekranoplans for solving problems of ensuring national security.

Recently, she has been actively promoted by Oleg Volik, Chairman of the Association of Developers, Producers and Consumers of Ekranoplanes, based on samples created as part of the federal target program “Development of civilian marine equipment”. However, in all likelihood, in this case we are dealing with the proposals of enthusiastic engineers. Let me remind you that the proposal is to replace heavy nuclear cruisers with a cloud of ekranoplans - “mosquitoes”, on which you can place and deliver both conventional and tactical, and even strategic armament.

As we come to an important and deep topic - the creation of a modern maritime weaponsit is worthwhile to dwell upon it. Just a few years ago, there was a serious discussion among specialists about whether Russian enterprises are capable of creating such weapons at all, in particular underwater mines and torpedoes. The question was not idle, since a number of developers and suppliers after the collapse of the USSR found themselves abroad - albeit in friendly ones, but still in other countries. But it was not easy to replace them at the first stage, and even considering the then economic and personnel crisis.

Everyone also remembers very well the tragedy of the Kursk submarine: according to the official version, it was caused by the explosion of its own torpedo, either in the torpedo tube, or in the torpedo compartment (here the opinions of experts differ). In this regard, the question arose extremely acutely: will the Russian navy be provided with new modern underwater weapons, or this will never happen.

Many experts expressed doubt also because the case was entrusted to the natural monopolist in this area - the concern “Marine Underwater Weapon - Gidropribor”. However, the last 3 – 4 of the year showed that the specialists of the enterprise as a whole cope with the tasks assigned to them. The matter is not without problems - and it would be possible to list them for quite a long time, however, it is better to remember that only those who do nothing are not mistaken, and that the tight deadlines set for the company were initially simply unfeasible. And R & D and the creation of prototypes is a process that always goes on as usual, when it is often not possible to accelerate and even more so skip over several stages. In any case, the process of creating such weapons takes from 7 to 15 years.

There are serious problems with the creation and implementation of modern maritime communications and navigation systems. For example, even an existing GLONASS that has already been put into operation has such a cost that civilian shipowners use more affordable GPS systems instead. Of course, if there is political will and funds allocated from the budget, such problems do not arise among sailors. However, it automatically follows from this that all infrastructure costs are borne by Russian taxpayers, while the infrastructure of a foreign GPS system, by contrast, is funded by civilian consumers, including Russian consumers.

Serious questions also cause modern data transmission systems. If there are no problems with radio communication and transmission of short weather reports, then the need for packet data transmission where there is no cellular and fiber-optic communication (that is, in most of the territory of the Russian Federation) still baffles specialists. Not to mention the fact that the return of the military to the Arctic once again raised the problem of the non-passage of short waves in northern latitudes, almost forgotten from the 1980-s. All this, together with the issue of communication with submarines, is a serious challenge for the domestic military-industrial complex, but at the same time a wide field for the activities of Russian engineers and designers.
Author:
Originator:
http://www.dfnc.ru/Korablestroenie-drednouti-ili-moskiti063
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Terrible ensign
    Terrible ensign April 23 2014 08: 18
    +5
    Everything is clear that nothing is clear yet ... And this, as usual, is annoying.
    1. Yorgven
      Yorgven April 24 2014 03: 05
      +7
      You just need to return, following the title of "Hero of Labor", the title of "Enemy of the People"! And everything will fall into place.
  2. samuil60
    samuil60 April 23 2014 08: 42
    +2
    Sagging ... Apparently, by the beginning of the third world we still still leave without a fleet ...
  3. NIVH
    NIVH April 23 2014 08: 47
    +1
    Of course, you can also defend yourself with a mosquito fleet, and if you adequately represent the country in all the world's oceans, then you need to think about large ships. And the combat capabilities of the "dreadnoughts" are in no way comparable to the "mosquitoes".
  4. Nitarius
    Nitarius April 23 2014 08: 53
    +11
    AGAIN a mess in the heads of people!
    THIS PEOPLE'S FEELINGS IN THE FORM OF THE QUEEN or TUPOLEV etc. PEOPLE SHOULD CLEARLY SEE a picture of future possible THREATS! Those who are able to MAKE A DECISION and KEEP ANSWER FOR THEM, DO NOT BE AFRAID TO MAKE A DECISION!
    and the current GENERALS only feel that the PANTS are wiped .... yes the kids get in the way, then the godfather is the brother or the matchmaker and they don’t want to offend anyone!
    BUT IT IS NECESSARY TO DO!
    WHO SHOULD BE DONATED!
    And THE MOST IMPORTANT THING - TIME THEN GOES .. LORD! OUR NEIGHBORS FRIENDS DO NOT SLEEP! and SEE US IN QUALITY - THE MENU FOR BREAKFAST, lunch and dinner!
  5. shurup
    shurup April 23 2014 08: 54
    +14
    There must be dreadnoughts and mosquitoes. But everything is in reasonable proportions, without jumping in one direction. This was said long ago and not by me.
    The ekranoplanes cloud cannot be anchored in the Mediterranean Sea, but the appearance of an atomic cruiser with an order there is somehow annoying and sobering.
    But in general, right. Industrialists are developing the base for a specific order, not the ornate thoughts of the Premier.
  6. max702
    max702 April 23 2014 10: 00
    +1
    "Chaos in the heads!" .. that's the whole story, the only thing that I would like to know from stupidity and stupidity of my own, or all the same on someone's instigation ..
  7. blizart
    blizart April 23 2014 12: 05
    +3
    The Main Military Sea Staff of Russia and of all times, such an impression, lacks the spirit to recognize the geographic realities of Russia - its "sea curse", from this we will lay the "Krondshtaty" - the "Krondshtat" cut, we will lay the "Soviet Unions" - the "Soviet Union" cut, the guns as usual fighting ... on land. Let us formulate the naval concept of "dreamers", we obtain battleships of the "Peresvet" type - a large weakly armed target, our eternal partners say joyfully about it. We will formulate a sober naval concept (though forcedly) and at the exit we get the most-destroyer "Novik", ah ah, our partners say, and grudgingly begin to copy
  8. Leshka
    Leshka April 23 2014 13: 05
    +1
    they are pushing the water in the mortar and there is really no action
  9. Alceers
    Alceers April 23 2014 13: 25
    +1
    For example, even the already existing and put into operation GLONASS has such a cost that civilian shipowners use instead more affordable GPS systems

    I confirm completely ... The "Breeze" receiver indicator, which does not even have an LCD screen with a displayed map and the rest of the functionality is utterly primitive, how much would you think? about 500 thousand! A portable mobile version of it fits entirely only in a diplomat. Damn progressors ...
  10. teron
    teron April 23 2014 13: 54
    +1
    The problem, in the first place, is conceptual in nature: the state power and the military have not yet decided which fleet they need and for what purposes.

    This is the worst. And not only in shipbuilding.
  11. tchoni
    tchoni April 23 2014 16: 18
    0
    After reading this opus, I would like to exclaim: "Lord, give Obamushka some reason: let him introduce economic sanctions and refuse to export Russian oil and gas to Europe." You look, after the oil loot dissolves, our kiryuhs will start thinking about extracting the aforementioned substance from a more costly, but also much more promising sphere - science-intensive technologies.
  12. 52
    52 April 23 2014 16: 19
    +1
    This is the whole problem of the fleet. After the Revolution, no, I lied, after the "Tsu-sima" our admirals were seized by some kind of shyness in their thoughts, and they could not decide whether the ocean fleet (but you will tear your navel when creating it), or "mosquito", but then put up with the dream of the Ocean ... Stalin, unlike the admirals, was a pragmatist and built what the tugriks were enough for, but the admirals demanded more and "ruled" the state order themselves. Yes, I.S. superknowledge, otherwise the heads would fly. Curiously enough, the voluntarism of the maize was useful: we need an art cruiser in the era of aircraft carriers and primitive, but still guided missiles with nuclear warheads. it is interesting to look at the classic torpedo attack - stealthy approach to the warrant at night and getting luli even before the torpedo is dropped. Something more or less harmonious appeared under Gorshkov: both the oceanic fleet and the nuclear triad are full-fledged, but only AUG is not present, there are only means of dealing with them. And the way they say angry tongues: the Soviet Navy did not receive the ships that Gorshkov wanted, but those that were produced by B. Butoma (the minister was like that, they say, well, just a "darling" in communication). Now the same mess is going on, in fact, the sign has been changed, but the entourage and the girls are the same. I really want specific solutions, because we have interests everywhere. Can change "furniture" or "girls", because the sign has been changed many times?
  13. penyvr
    penyvr April 23 2014 18: 19
    0
    Yeah, until the fried rooster in the opera doesn’t bite, we’ll sit .. but nothing will be soon soon, but there you will look at an empty stomach and it’s better to think)
  14. Gray 43
    Gray 43 April 23 2014 21: 58
    0
    Russia is never ready for war, neither on water nor on land, only after many victims does the movement towards victory begin
  15. badger1974
    badger1974 April 24 2014 00: 36
    +2
    for example, the most important thing for us to dance and judge is for this, the stars of the heroes of the outskirts and super actresses of super property of folk whores also give rewards, but only visitors to the technical department haven’t waned because of uselessness, in Russia it’s somewhat different, although there are minuses too , let’s break through, the main thing is not to keep up, the state’s gepaes was not immediately built up in the blink of an eye, it was extremely difficult to born under the condition of complete inactivity of the USSR in the well-fed western USA, GLONASS will be the leader — I say, Crimean
  16. valersvet
    valersvet April 28 2014 19: 44
    0
    Crimean shipbuilding will be by the way, still Kherson and Nikolaev and forward!
  17. wolfkill
    wolfkill 15 September 2015 13: 54
    0
    There are hands no brains

Кораблестроение: дредноуты или «москиты»?

Кораблестроение: дредноуты или «москиты»?


Реформа российского судостроения, его модернизация и выход на современный технологический уровень в последнее время пробуксовывают. Однако причина этой заминки не в кризисных явлениях (государство всё ещё способно выделить необходимые средства для развития отрасли). И не в том, что российские корабелы якобы не в состоянии спроектировать и построить современные военные корабли и гражданские суда.

Невостребованная суперверфь


Проблема, в первую очередь, носит концептуальный характер: государственная власть и военные так и не определились, какой флот им необходим и для каких целей. А предложения со стороны как отдельных инженеров-энтузиастов, так и крупных промышленных предприятий могут носить только рекомендательный характер: хоть продукция и специфическая, выбор всё равно предстоит сделать заказчику.

В конце 2013 года «Деловой Петербург» с сожалением констатировал, что проект создания новой суперверфи на острове Котлин стоимостью 60 млрд рублей «отдал концы». По информации издания, заказы, которыми планировалось её загрузить в будущем, получит дальневосточная «Звезда». Во всяком случае, об этом сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе посещения крупнейших судостроительных заводов Петербурга – Северной верфи и Балтийского завода.

Рассуждая о потенциале российского судостроения, Дмитрий Рогозин заявил, что верфи Северо-Запада будут специализироваться на изготовлении сложных военных кораблей и ледокольного флота, а вот перспективные шельфовые проекты будут сконцентрированы на Дальнем Востоке, где в завершающей стадии находится проект суперверфи «Звезда» в Большом Камне, реализуемый Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК).

Но не успели питерские корабелы обеспокоиться судьбой своей отрасли и порадоваться за дальневосточных коллег, как под вопросом оказался и проект суперверфи в Приморском крае. В декабре 2013 года Дмитрий Рогозин на очередном заседании Морской коллегии раскритиковал Минпромторг РФ за отсутствие точных сроков строительства судоверфи и портфеля её заказов: «До сих пор не принят практически ни один нормативно-правовой акт, отражающий предложенную реорганизацию структуры ОСК на Дальнем Востоке». То есть привёл практически те же аргументы, по которым откладывается строительство аналогичной суперверфи на Северо-Западе.

Напомним, что ещё в августе президент РФ Владимир Путин дал поручение федеральному правительству (конкретно – Минпромторгу и Минтрансу) совместно с ОСК, «Роснефтью», «Совкомфлотом» и «Газпромбанком» представить предложения по созданию судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке. Теперь, как комментируют происходящее дальневосточные СМИ, строительство суперверфи «Звезда» в Большом Камне «зашло в тупик».

Стоит отметить, что ныне существующие судостроительные заводы, на которые возлагается задача «специализироваться на изготовлении сложных военных кораблей и ледокольного флота», в крайней степени нуждаются в модернизации производства. В первую очередь необходимы инвестиции. Ведь если своё текущее состояние предприятия поддерживают за счёт как российских, так и экспортных военных заказов – в первую очередь индийских, – то на закупку современного оборудования и технологий нужны совсем другие средства.

Предполагалось, что деньги вложит ОСК одновременно с переводом производств на Котлин. А на исторической территории верфей, по финскому рецепту, реализованному в Турку и Хельсинки, собирались построить жилые комплексы и коммерческую недвижимость – в том числе, чтобы частично оплатить переезд. Теперь этот проект, скорее всего, не будет реализован никогда.

Экранопланы и ГЛОНАСС

Если действительно речь идёт о смене концепции – о чём профессиональное сообщество, к сожалению, может только догадываться – то это ещё, как говорится, полбеды. К этому наши инженеры готовы, достаточно вспомнить программу создания и применения специальных экранопланов для решения задач обеспечения национальной безопасности.

Её в последнее время активно продвигает председатель Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов Олег Волик – на основе образцов, создаваемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Однако, по всей видимости, в этом случае мы имеем дело как раз с предложениями инженеров-энтузиастов. Напомню, предложение состоит в том, чтобы заменить тяжёлые атомные крейсера облаком экранопланов – «москитов», на которых можно размещать и доставлять как обычное, так и тактическое, и даже стратегическое вооружение.

Поскольку мы подошли к важной и глубокой теме – созданию современного морского оружия, на ней стоит остановиться подробнее. Буквально несколько лет назад между специалистами шла серьёзная дискуссия о том, способны ли вообще российские предприятия создать подобное вооружение, в частности подводное – мины и торпеды. Вопрос был не праздный, поскольку ряд разработчиков и поставщиков после распада СССР оказались за границей – хотя и в дружественных, но всё же в других странах. А заменить их на первом этапе, да ещё и учитывая тогдашний экономический и кадровый кризис, оказалось непросто.

Также все прекрасно помнят трагедию подводной лодки «Курск»: по официальной версии, её причиной стал взрыв собственной торпеды то ли в торпедном аппарате, то ли в торпедном отсеке (тут мнения специалистов расходятся). В связи с этим вопрос встал предельно остро: будет российский военно-морской флот обеспечен новым современным подводным оружием, или этого не произойдёт уже никогда.

Многие эксперты выражали сомнение ещё и потому, что дело было поручено естественному монополисту в этой сфере – концерну «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Однако последние 3–4 года показали, что специалисты предприятия в целом справляются с возложенными на них задачами. Дело идёт не без проблем – и можно было бы перечислять их довольно долго, однако лучше вспомнить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что поставленные перед предприятием сжатые сроки изначально были попросту невыполнимыми. А НИОКР и создание опытных образцов – это процесс, который всегда идёт своим чередом, когда зачастую нет возможности ускориться и тем более перескочить через несколько этапов. В любом случае процесс создания такого оружия занимает от 7 до 15 лет.

Серьёзные проблемы есть с созданием и внедрением современных морских систем связи и навигации. К примеру, даже уже существующий и внедрённый в эксплуатацию ГЛОНАСС имеет такую стоимость, что гражданские судовладельцы используют вместо него более доступные по цене GPS-системы. Конечно, при наличии политической воли и выделенных из бюджета средств у военных моряков таких проблем не возникает. Однако из этого автоматически следует, что все инфраструктурные затраты ложатся на плечи российских налогоплательщиков, при этом инфраструктура зарубежной системы GPS, напротив, финансируется за счёт гражданских потребителей, в том числе российских.

Серьёзные вопросы вызывают также современные системы передачи данных. Если с радиосвязью и передачей коротких метеосводок проблем нет, то необходимость пакетной передачи данных там, где отсутствует сотовая и оптоволоконная связь (то есть на большей части территории РФ), до сих пор ставит специалистов в тупик. Не говоря уже о том, что возвращение военных в Арктику вновь подняло подзабытую с 1980-х годов проблему непрохождения коротких волн в северных широтах. Всё это – вместе с вопросом обеспечения связи с подводными лодками – является серьёзным вызовом для отечественного военно-промышленного комплекса, но одновременно и широким полем для деятельности российских инженеров и конструкторов.
Автор: Виктор Николаев
Первоисточник: http://www.dfnc.ru/Korablestroenie-drednouti-ili-moskiti063


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Страшный прапёрщик 23 апреля 2014 08:18
    Всё ясно, что ничего пока не понятно... А это, как водится, напрягает.
    1. Yorgven 24 апреля 2014 03:05
      Просто нужно вернуть, вслед за званием "Героя Труда", звание "Враг Народа"! И все встанет на свои места.
  2. samuil60 23 апреля 2014 08:42
    Прозаседавшиеся... Видимо, к началу третьей мировой нас все-таки опять оставят без флота...
  3. НИВХ 23 апреля 2014 08:47
    Обороняться, конечно, можно и москитным флотом, а если достойно представлять страну во всех мировых океанах, то нужно подумать и о крупных кораблях. Да и боевые возможности у "дредноутов" ни в какое сравнение с "москитами".
    НИВХ
  4. Nitarius 23 апреля 2014 08:53
    СНОВА БАРДАК в головах людей!
    ВЫРОДИЛИСЬ такое ОЩУЩЕНИЯ ЛЮДИ в виде КОРОЛЕВА или ТУПОЛЕВА т.п. ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЧЕТКО ВИДЕТЬ картину будущих возможных УГРОЗ! Умеющие ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ и ЗА НИХ ДЕРЖАТЬ ОТВЕТ, не НАДО БОЯТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ!
    а нынешние ГЕНЕРАЛЫ такое ощущение ТОЛЬКО ШТАНЫ протирают.... да детки мешают , то кум то брат то сват пристроены и не кого не хотят обидеть!
    НО ДЕЛА то НАДО ДЕЛАТЬ!
    КЕМ НАДО ЖЕРТВОВАТЬ!
    А САМОЕ ГЛАВНОЕ --ВРЕМЯ ТО ИДЕТ..ГОСПОДА! НАШИ СОСЕДИ ДРУЗЬЯ НЕ СПЯТЬ! так и ВИДЯТ НАС в КАЧЕСТВЕ -МЕНЮ НА ЗАВТРАК , обед и ужин!
  5. shurup 23 апреля 2014 08:54
    Должно быть и "дредноуты" и "москиты". Но всё в разумных пропорциях, без шараханий в одну сторону. Сказано это давно и не мной.
    Облако экранопланов в Средиземное море постоять на якоре не пошлёшь, а вот появление там атомного крейсера с ордером как-то напрягает и отрезвляет.
    А в целом правильно. Промышленники развивают базу под конкретный заказ, а не витиеватые размышления Премьера.
  6. макс702 23 апреля 2014 10:00
    "Разруха в головах!" .. вот и весь сказ, единственнон что хотелось бы знать от глупости и тупоси собственной,или все таки по чьему то наущенью..
  7. blizart 23 апреля 2014 12:05
    ГлавВоенМорШтабу России причем всех времен, такое впечатление, не хватает духу признать географические реалии России-её "морское проклятье", от этого заложим "Крондштаты"-порежем "Крондштаты", заложим "Советские Союзы"-порежем "Советские Союзы", орудия как водится воюют...на суше. Сформулируем морскую концепцию "мечтателей", получаем броненосцы типа "Пересвет"-большая слабовооружённая цель,говорят радостно про него наши вечные партнеры. Сформулируем трезвую военно-морскую концепцию(правда вынужденно) и на выходе получаем самый самый-эсминец "Новик", ах ах говорят наши партнеры и скрепя зубами начинают копировать
  8. лёшка 23 апреля 2014 13:05
    воду в ступе толкут а действий толком нет
    лёшка
  9. Алсеерз 23 апреля 2014 13:25
    К примеру, даже уже существующий и внедрённый в эксплуатацию ГЛОНАСС имеет такую стоимость, что гражданские судовладельцы используют вместо него более доступные по цене GPS-системы

    Подтверждаю полностью... Приемоиндикатор "Бриз" у которого даже ЖК экрана с отображаемой картой нет и остальной функционал примитивный донельзя стот сколько бы вы думали? около 500 тыс! А переносная мобильная его версия целиком умещается только в дипломате. Прогрессоры блин...
  10. teron 23 апреля 2014 13:54
    Проблема, в первую очередь, носит концептуальный характер: государственная власть и военные так и не определились, какой флот им необходим и для каких целей.

    Вот это - самое плохое. И не только в судостроении.
  11. tchoni 23 апреля 2014 16:18
    После прочтения сего опуса хочется воскликнуть: "Господи, вразуми Обамушку: пусть он введет экономические санкции и откажется от экспорта российских нефти и газа в европу" . Глядишь, после того как нефтяное бабло рассосется - задумаются наши кирюхи о добычи вышеупомянутой субстанции из более затратной, но и гораздо более перспективной сферы - наукоемких технологий.
  12. 52гим 23 апреля 2014 16:19
    В этом вся беда флота. После Революции, нет, соврал, после "Тсу-симы" нашими адмиралами овладела какая-то робость в мыслях необыкновенная, и не могли они определиться- то ли флот океанский(но пупок надорвешь при созидании оного), то ли "москитный", но тогда смирись с мечтой об Океане... Сталин, в отличие от адмиралов, был прагматик и строил то , на что хватало тугриков, но адмиралы требовали большего и сами "рулили" госзаказом . Да ,не был И.С. суперзнайкой, а то бы головы полетели. Волюнтаризм кукурузника принес , как ни странно, пользу: нах р е н а нужны арт.крейсера в эпоху авианосцев и примитивных, но все-таки управляемых ракет с ЯБЧ.Да и торпэдные катера как-то исчезли-в Эпоху радиолокации и господства в воздухе интересно посмотреть на классическую торпедную атаку- скрытный подход к ордеру ночью и получение люлей еще до сброса торпед. Что-то более-менее стройное появилось при Горшкове: и флот океанский, и ядерная триада полноценная, но вот только АУГ нетути, есть лишь средства борьбы с ними. И то, как говаривают злюкие языки: Советский Флот получал не те корабли, которые желал Горшков, а те которые производил Б.Бутома(министер был такой, рассказывают- ну просто "душка" в общении). Сейчас творится тот же бардак, по сути- вывеску сменили, а антураж и девочки те же. Очень хочется конкретных решений, т. к. Мы имеем интересы везде. Может поменять" мебель "или "девочек", вывеску ведь меняли неоднократно?
  13. penyvr 23 апреля 2014 18:19
    Да уж пока жаренный петух в опу не клюнет так и будем сидеть.. но ничего скоро скоро что нибудь буде а там глядишь на пустой желудок и соображать лучше будут)
    penyvr
  14. Серый 43 23 апреля 2014 21:58
    Россия никогда не готова к войне-ни на воде,ни на суше,только после многих жертв начинается движение к победе
  15. badger1974 24 апреля 2014 00:36
    у нас наример самое главное плясать и судействовать могут, за это и награды дают и звёзды хероев окраины и супер актрис супер достояния народных шлюх, да вот только в техкафедры посетителей нет-убыли по причине ненадобности, в России несколько по другому, хотя тож есть минусы, прорвёмся, главное не бздеть, гэпээс штатовский тож не сразу в мгновения ока строился, крайне тяжело рождался при условии полного бездействия СССР в сытой западной сша технологий, ГЛОНАСС будет лидером-это я говорю- крымчянин
    badger1974
  16. valersvet 28 апреля 2014 19:44
    Крымское судостроение будет кстати, еще Херсон и Николаев и вперёд!
  17. wolfkill 15 сентября 2015 13:54
    Есть руки нет мозгов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня