Military Review

Energy of triumph

1



15 June 1988 from the Baikonur launch site successfully launched into space the world's most powerful launch vehicle, Energy. It was developed in the Podlipkinsky Design Bureau of the same name under the leadership of General Designer Viktor Petrovich Glushko. Energy could put into space a payload weighing 100 tons - 2 rail cars! And, although by the decision of the Government of the USSR, it was intended for the launching of the Buran reusable spacecraft into orbit, this rocket was universal and could be used for flights to the Moon and other planets.



In 1975-1977 in the process of creating launch vehicles of the super-heavy class “Energy” and the middle class “Zenith”, research was conducted on the creation of a launch vehicle of an intermediate (heavy) class with a payload 30-60 t.

The initial version of such a launch vehicle was the Thunderstorm launch vehicle (RLA-125), consisting of central and two side blocks from the Energia launch vehicle. In 1976, a technical proposal for the Thunderstorm was developed, and in 1977, an addendum to it was developed.

In 1985, in accordance with the Decree of 25 December 1984, a draft project was released showing the fundamental possibility of creating a launch vehicle of a heavy class Thunderstorm at X-NUMX production and technological base with a low orbit carrying capacity to 63 t.

According to the decision of the NTS of the Ministry of General Machinery of 18 in August 1988, NPO Energia was instructed to clarify the conceptual design for the Thunderstorm launch vehicle (RLA-125) taking into account the launch of spacecraft in the interests of science, the national economy and the Ministry of Defense with 25 tons to 40 t in low orbits.

In 1989, an addition to the draft design of the Thunderstorm launch vehicle was issued, which proposed using not four RD-0120 engines on the central unit, but two with a corresponding reduction in the size of the central unit, and also considered variants of the launch vehicle 27 t to 50 t, including using the winged reusable block 1 steps.

Further development of the heavy-class booster ended with the release in 1990 of the draft design of the launch vehicle, tentatively called Neutron (order of 28 from December 1989 from December General Designer), which was approved by the 19 General Designers Council in July 1990.

The launch vehicle received the official name "Energy-M". In the same year, a full-sized model of the rocket was manufactured and installed at the launch position.



8 April 1991 was issued a Resolution on the creation of a heavy-class launch vehicle on a competitive basis. The competition was attended by the NPO Energia, the NPO Yuzhnoye (S.N. Konyukhov) and the Salyut Design Bureau D.A. Polukhin). 6 July 1991. The collegium and the presidium of the NTS Minobchemash decided on the feasibility of developing and building a heavy-class carrier rocket Energia-M.

The development of baseline data and technical specifications for components of the Energia-M launch vehicle began in the same year 1991.

1991 to 1993 design documentation was developed and production was prepared for the production of a launch vehicle. In 1993, coordination was completed and tactical and technical tasks were issued for the development of the Energia-M carrier rocket, approved by the General Director of the RCA, Yu.N. Koptev, and coordinated with the commander of the VKS Defense Ministry of the Russian Federation VL Ivanov.

The two-stage launch vehicle Energia-M is the base for three-stage modifications, differing in the types of overclocking units used.

The launch vehicle is made according to a package scheme with parallel arrangement of steps in which two rocket oxygen-hydrocarbon blocks 1 steps, borrowed from the Energia launch vehicle, are located around the central oxygen-hydrogen block 2 steps, developed on the basis of a similar unit of the launch vehicle "Energy".

On the central unit there is one RD-0120 engine, which is launched on Earth with advance over the RD-170 1 engines of the stage.

The package of rocket blocks is installed on the launch-docking block (block I), borrowed from the Energia launch vehicle, which serves to provide power, pneumatic, hydraulic and electrical connections of the launch vehicle to the launch vehicle in preparation for launch and is a reference element during assembly, transportation and installation of the launch vehicle on the launcher.

The payload is placed in the cargo compartment of the 2 unit and is mechanically connected to either the transfer compartment (in a two-stage version) or the booster unit (in a three-stage version).
The control and stabilization of the launch vehicle in the active part of the flight is carried out by deflecting the thrust vector of the 1 and 2 engines in two planes using the steering gear system, while the 1 stage oscillates in four planes of four combustion chambers of each engine, and on the 2 stage rotates the engine also in two planes, and for roll control, special roll units operating on gas taken from the 2 stage propulsion system are used.

The proposed configuration of the launch vehicle Energia-M, unlike all existing missiles, provides for mounting side blocks in the upper link belt on the cargo compartment of the central unit, which makes it possible, by reducing the length of the missile, to reduce the level of loads on the modular parts of the side blocks to the level of loads for a rocket carrier "Energy", to abandon the special support device (simulators of the two side blocks), as well as to increase the mass of the payload due to the separation of the upper belt of power links with the cargo compartment.

The booster "Energy-M" was created with the maximum borrowing of blocks, systems and units that have passed experimental and ground testing as part of the launch vehicles "Zenit" and "Energy", including the use of high-energy fuel - liquid hydrogen, and its operation was provided for starting constructions and from the technical complex of the carrier rocket "Energy".

The use of the material part of the Energia launch vehicle for the Energiya-M launch vehicle will require 5-6 times lower costs than creating a new environmentally friendly launch vehicle of the same payload.

Energy of triumph


A comparison of the characteristics of the Energia-M launch vehicle and foreign launch vehicles shows that, in terms of size and energy capabilities, the Energia-M launch vehicle is at the level of the most powerful launch vehicles, Arian-5 and Titan-4, exceeding them in mass and size of output payload, that its specific characteristics are at the level of the best characteristics of foreign launch vehicles, that it is an environmentally safe system compared to foreign launch vehicles, as it does not use high toxicity GOVERNMENTAL fuel components or solid-fuel engines and that the estimated cost of its launch will be below the cost of start-up of foreign missiles.

The launch of the Energia-M launch vehicle is justified by the stable area of ​​its use, justified by the existing trends in the development of spacecraft.

The analysis of research programs, national economic and space activities and the tasks of the Ministry of Defense with 1992 to 2005, the characteristics of spacecraft involved in these programs, as well as the characteristics of foreign spacecraft shows a trend of increasing their masses and dimensions. So, by 2005, the spacecraft mass can increase to 6 t in geostationary and up to 23 t in highly elliptical orbits. Removal of such spacecraft with increased mass is provided by the Energia-M launch vehicle.

Analysis of currently developed payloads shows that among them there are those characterized by the impossibility of creating a dense layout under the fairing of the launch vehicle at the launch site. These are primarily payloads intended for the creation of large-size structures in space, coherent spacecraft with several spatially separated antennas or spacecraft with single large antennas. The booster "Energy-M", having increased the size of the zone of the payload and, accordingly, the fairing, also provides the removal of such payloads.

Currently, group spacecraft launch is widely used, which is implemented on domestic Cyclone and Cosmos launch vehicles, on foreign launch vehicles Ariane-4 and Titan-3 and planned for Ariane-5 launch vehicles ", H-2," Great March-3 ", as well as on the booster rocket" Energy-M ". This method of launching reduces the cost of launching spacecraft by replacing several launches of smaller launch vehicles with one launch of a larger launching vehicle; creates more favorable conditions for national economic activities in the areas of exclusion by reducing the multiplicity and total duration of the launch restrictions in these areas, and also expands the range of launch vehicles, making them more competitive in the market for launch vehicles.

The implementation of the development of the launch vehicle Energia-M will allow the solution of target tasks in the interests of the national economy, science and defense (the removal of heavy satellites of communication systems, modules of space stations, etc.); in the near future, to replace the Proton launch vehicle on highly toxic fuel components, the use of which leads to exclusion of alienated lands from the national economy and represents a great potential environmental threat both in the event of a launch vehicle accident, and during transportation and storage of fuel components, and also to keep the created complex of the launch vehicle "Energy" in working condition.

Being the only carrier rocket using environmentally friendly components of fuel and having a relatively low launch cost, the Energia-M launch vehicle will have a high competitiveness on the international market compared to existing and developed foreign launch vehicles Titan-4 "(USA), Arian-5" (ESA), "H-2" (Japan), etc.

Further development of the Energia-M launch vehicle is possible in the direction of its use for launching a small multi-purpose orbital spacecraft designed for transport and technological work during the servicing of orbital stations, as well as using reusable 1 units in its composition that are returned to the launch site. eliminates the need for land alienation for the areas where they fall.
Unfortunately, in 1995, the pace of development of a launch vehicle has dramatically decreased. Funding work has been suspended.
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Gonoriy
    Gonoriy 1 July 2012 14: 26
    0
    Well, as always. Such a development was almost ruined.

Энергия триумфа

Энергия триумфа


15 июня 1988 года с космодрома Байконур успешно стартовала в космос самая мощная в мире ракета-носитель Энергия. Она была разработана в одноименном подлипкинском КБ под руководством Генерального конструктора Виктора Петровича Глушко. Энергия могла выводить в космос полезную нагрузку весом в 100 тонн - 2 железнодорожных вагона! И, хотя по решению Правительства СССР, она предназначалась для вывода на орбиту нашего корабля многоразового использования Буран, эта ракета была универсальной и могла использоваться для полетов на Луну и к другим планетам.




Энергия триумфаВ 1975-1977 гг. в процессе создания ракет-носителей сверхтяжёлого класса "Энергия" и среднего класса "Зенит" проводились исследования по созданию ракеты-носителя промежуточного (тяжёлого) класса грузоподъёмностью 30-60 т.

Начальным вариантом такой ракеты-носителя явилась ракета-носитель "Гроза" (РЛА-125), состоящая из центрального и двух боковых блоков от ракеты-носителя "Энергия". В 1976 г. было разработано техническое предложение по РН "Гроза", а в 1977 г. - дополнение к нему.

В 1985 г., в соответствии с Постановлением от 25 декабря 1984 г., был выпущен эскизный проект, показывающий принципиальную возможность создания на производственно-технологической базе ракеты-носителя "Энергия" ракеты-носителя тяжёлого класса "Гроза" грузоподъёмностью на низкой орбите до 63 т.

По решению НТС Минобщемаша от 18 августа 1988 г., НПО "Энергия" было поручено уточнить эскизный проект по ракете-носителю "Гроза" (РЛА-125) с учетом выведения космических аппаратов в интересах науки, народного хозяйства и Министерства обороны массой от 25 т до 40 т на низкие орбиты.

В 1989 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту ракеты-носителя "Гроза", в котором предлагалось использовать на центральном блоке не четыре двигателя РД-0120, а два с соответствующим уменьшением размеров центрального блока, а также были рассмотрены варианты ракеты-носителя грузоподъёмностью от 27 т до 50 т, в том числе с использованием крылатого многоразового блока 1 ступени.

Дальнейшие проработки по ракете-носителю тяжёлого класса завершились выпуском в 1990 г. эскизного проекта ракеты-носителя, получившей условное название "Нейтрон" (приказ Генерального конструктора от 28 декабря 1989 г.), который был одобрен Советом Главных конструкторов 19 июля 1990 г.

Ракета-носитель получила официальное название "Энергия-М". В этом же году был изготовлен и установлен на стартовой позиции полноразмерный макет ракеты.

Энергия триумфа


8 апреля 1991 г. было принято Постановление о создании на конкурсной основе ракеты-носителя тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие НПО "Энергия", НПО "Южное" (С.Н.Конюхов) и КБ "Салют" Д.А.Полухин). 6 июля 1991 г. коллегия и президиум НТС Минобщемаша приняли решение о целесообразности разработки и создания ракеты-носителя тяжёлого класса "Энергия-М".

Разработка исходных данных и технических заданий на составные части ракеты-носителя "Энергия-М" началась в том же 1991 г.

С 1991 по 1993 гг. разрабатывалась конструкторская документация и подготавливалось производство для изготовления ракеты-носителя. В 1993 г. было закончено согласование и выпущено тактико-техническое задание на разработку ракеты-носителя "Энергия-М", утвержденное генеральным директором РКА Ю.Н.Коптевым и согласованное с командующим ВКС МО РФ В.Л.Ивановым.

Двухступенчатая ракета-носитель "Энергия-М" является базовой для трёхступенчатых модификаций, отличающихся типами применяемых разгонных блоков.

Ракета-носитель выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней, в которой два ракетных кислородно-углеводородных блока 1 ступени, заимствованные с ракеты-носителя "Энергия", расположены вокруг центрального кислородно-водородного блока 2 ступени, разработанного на базе аналогичного блока ракеты-носителя "Энергия".

На центральном блоке установлен один двигатель РД-0120, который запускается на Земле с опережением относительно двигателей РД-170 1 ступени.

Пакет из ракетных блоков устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), заимствованный с ракеты-носителя "Энергия", служащий для обеспечения силовых, пневмо-, гидро- и электрических связей ракеты-носителя с пусковой установкой при подготовке к пуску и являющийся опорным элементом при сборке, транспортировании и установке ракеты-носителя на пусковую установку.

Полезный груз размещается в грузовом отсеке блока 2 ступени и механически связан или с переходным отсеком (в двухступенчатой модификации) или с разгонным блоком (в трёхступенчатой модификации).
Управление и стабилизация ракеты-носителя на активном участке полёта осуществляются отклонением с помощью системы рулевых приводов вектора тяги двигателей 1 и 2 ступеней в двух плоскостях, при этом на 1 ступени происходит качание в двух плоскостях четырёх камер сгорания каждого двигателя, на 2 ступени - качание двигателя также в двух плоскостях, а для управления по крену используются специальные агрегаты крена, работающие на газе, отбираемом из двигательной установки 2 ступени.

Предложенная компоновка ракеты-носителя "Энергия-М" в отличие от всех существующих ракет предусматривает крепление боковых блоков в верхнем поясе связей на грузовом отсеке центрального блока, что позволяет за счёт уменьшения длины ракеты снизить уровень нагрузок на модульные части боковых блоков до уровня нагрузок для ракеты-носителя "Энергия", отказаться от специального опорного устройства (имитаторов двух боковых блоков), а также увеличить массу полезного груза за счёт отделения верхнего пояса силовых связей с грузовым отсеком.

Ракета-носитель "Энергия-М" создавалась с максимальным заимствованием блоков, систем и агрегатов, прошедших экспериментальную и наземную отработку в составе ракет-носителей "Зенит" и "Энергия", включая использование высокоэнергетического горючего - жидкого водорода, а её эксплуатация предусматривалась со стартовых сооружений и с технического комплекса ракеты-носителя "Энергия".

Использование материальной части ракеты-носителя "Энергия" для ракеты-носителя "Энергия-М" потребует в 5-6 раз меньших затрат, чем создание новой экологически чистой ракеты-носителя такой же грузоподъёмности.

Энергия триумфа


Сравнение характеристик ракеты-носителя "Энергия-М" и зарубежных ракет-носителей показывает что по размерам и энергетическим возможностям ракета-носитель "Энергия-М" находится на уровне наиболее мощных ракет-носителей "Ариан-5" и "Титан-4", превосходя их по массе и габаритам выводимого полезного груза, что её удельные характеристики находятся на уровне лучших характеристик зарубежных ракет-носителей, что она является экологически безопасной системой по сравнению с зарубежными ракетами-носителями, так как не использует ни высокотоксичных компонентов топлива, ни твёрдотопливных двигателей и, что предполагаемая стоимость её пуска будет ниже стоимости пуска зарубежных ракет.

Энергия триумфа Введение в эксплуатацию ракеты-носителя "Энергия-М" оправдано устойчивой областью её применения, обоснованной существующими тенденциями развития космических аппаратов.

Анализ программ научных исследований, народнохозяйственной и космической деятельности и задач Министерства обороны с 1992 по 2005 гг., характеристик задействованных в этих программах КА, а также характеристик зарубежных КА показывает тенденцию увеличения их масс и размерностей. Так, к 2005 г. масса КА может возрасти до 6 т на геостационарных и до 23 т на высокоэллиптических орбитах. Выведение таких КА с увеличенной массой и обеспечивается ракетой-носителем "Энергия-М".

Анализ разрабатываемых в настоящее время полезных грузов показывает, что среди них есть и характеризующиеся невозможностью создания плотной компоновки под обтекателем ракеты-носителя на участке выведения. Это прежде всего полезные грузы, предназначенные для создания крупногабаритных конструкций в космосе, связные КА с несколькими пространственно разнесёнными антеннами или КА с единичными большими антеннами. Ракета-носитель "Энергия-М", имея увеличенные размеры зоны полезного груза и, соответственно, обтекателя, также обеспечивает выведение таких полезных грузов.

В настоящее время широко применяется групповое выведение КА, которое реализовано на отечественных ракетах-носителях "Циклон" и "Космос", на зарубежных ракетах-носителях "Ариан-4" и "Титан-3" и планируется на ракетах-носителях "Ариан-5", Н-2, "Великий поход-3А", а также на ракете-носителе "Энергия-М". Такой способ выведения уменьшает стоимость выведения КА за счёт замены нескольких пусков меньших ракет-носителей одним пуском ракеты-носителя большей грузоподъёмности; создает более благоприятные условия для народнохозяйственной деятельности в районах отчуждения за счёт сокращения кратности и суммарной длительности введения в этих районах ограничений, связанных с пусками, а также расширяет область применения ракет-носителей, делая их более конкурентоспособными на рынке средств выведения.

Реализация разработки ракеты-носителя "Энергия-М" позволит обеспечить решение целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны (выведение тяжёлых спутников систем связи, модулей космических станций и др.); осуществить в ближайшем будущем замену ракеты-носителя "Протон" на высокотоксичных компонентах топлива, использование которых приводит к исключению из народнохозяйственного оборота отчуждаемых земель и представляет большую потенциальную экологическую угрозу как в случае аварии ракеты-носителя, так и в процессе транспортирования и хранения компонентов топлива, а также сохранить в работоспособном состоянии созданный комплекс ракеты-носителя "Энергия".

Являясь единственной в своем классе ракетой-носителем, использующей экологически чистые компоненты топлива и имеющей относительно невысокую стоимость пуска, ракета-носитель "Энергия-М" будет иметь высокую конкурентноспособность на международном рынке в сравнении с существующими и разрабатываемыми зарубежными ракетами-носителями "Титан-4" (США), "Ариан-5" (ЕКА), "Н-2" (Япония) и др.

Дальнейшее развитие ракеты-носителя "Энергия-М" возможно в направлении её использования для выведения малого многоцелевого орбитального корабля, предназначенного для транспортно-технологических работ при обслуживании орбитальных станций, а также применения в её составе многоразовых блоков 1 ступени, возвращаемых к месту старта, что исключает необходимость отчуждения земель для районов их падения.
К сожалению, в 1995 г. темпы работ по созданию ракеты-носителя резко снизились. Финансирование работ было приостановлено.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Gonoriy 1 июля 2012 14:26
    Ну как всегда.Такую разработку практически угробили.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня