Летчики истребителя 5-го поколения будут экипированы новым шлемом

Летчики истребителя 5-го поколения будут экипированы новым шлемом


Разработку нового шлема для летчиков перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения, осуществляет томилинское Научно-производственное предприятие (НПП) "Звезда" - традиционный российский разработчик защитного снаряжения летчиков военной авиации. Об этом АРМС-ТАСС сообщил главный конструктор истребителя Су-35 Игорь Демин, сообщает АРМС-ТАСС.

Он отметил важность интеграции всех работ в направлении создания нового шлема. "Нельзя разделять разработку различных систем, включая систему отображения информации, и работы по созданию непосредственно шлема", - считает Демин.


Главный конструктор отметил, что Франция и США на протяжении длительного периода времени разрабатывают шлемы пилота подобным образом, тогда как в России, напротив, эти два этапа работ реализуются раздельно.

По мнению Демина, НПП "Звезда" должно интегрировать все наработки по "встраиваемым технологиям", полученные на протяжении 15 лет советскими и российскими фирмами.
По данным зарубежных СМИ, в США в настоящее время разрабатывается летный шлем, который не только обеспечит ситуационную осведомленность пилота и представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 53
  1. afire 24 апреля 2014 08:01
    Зачётная новость!
    Я так понимаю, что в 6м поколении все поле действий пилота будет в 3D и шлем будет половину задач брать на себя, а может и больше. Хотя в этом деле множество тонкостей.
    Самолёт конечно выдающейся красоты получился. Хотелось бы посмотреть на что он ещё способен, жаль конечно, что нам пока не всё показывают.
    1. igor_m_p 24 апреля 2014 08:14
      Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...
      1. Al_lexx 24 апреля 2014 08:58
        Цитата: igor_m_p
        Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...

        Я чуть ниже высказал мнение по этому поводу.
      2. Корсар 24 апреля 2014 10:20
        Цитата: igor_m_p
        Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...

        Возможно "кое-что" "перекочует" и на ПАКДА...
    2. Байкал 24 апреля 2014 09:16
      Показывают не все, но впечатляющие моменты по маневренности уже есть, особенно с установкой АЛ-41Ф1 (изделие 117). Особенно момент на 2:40 в прикрепленном ролике.
      Но и это не все wink
      По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина, существует два двигателя 5-го поколения. Второй под условным обозначением «тип 30» уже испытывался на истребителе «Т-50». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит «117-й»


      1. андрей юрьевич 24 апреля 2014 09:27
        Цитата: Байкал
        Показывают не все, но впечатляющие моменты по маневренности уже есть, особенно с установкой АЛ-41Ф1 (изделие 117). Особенно момент на 2:40 в прикрепленном ролике.
        Но и это не все wink
        По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина, существует два двигателя 5-го поколения. Второй под условным обозначением «тип 30» уже испытывался на истребителе «Т-50». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит «117-й»



        да!!! видно что "птичке" очень нравится летать! она как матереющий молодняк начинает осознавать свою мощь,и прямо-таки рвётся в небо! поклон всем причастным к созданию этого совершенства!и...ждём в войска массово,да и пилоты заждались! good
        1. Байкал 24 апреля 2014 09:32
          Хоть по двиглу немного не в тему, не удержусь - ролик про испытания УВТ.
          Крайне рекомендую - ЭТО НЕЧТО!.. good

      2. avia1991 24 апреля 2014 09:36
        good Чудо-машина, что тут скажешь!
      3. klaus16 24 апреля 2014 09:44
        Впечатляет!!!! Типа Ка-50, только самолёт. Круговой обстрел.
      4. Комментарий был удален.
      5. ZloDeey 24 апреля 2014 11:13
        Не знаю мужики, но меня это больше впечатлило!
    3. mamont5 24 апреля 2014 09:57
      Цитата: afire
      Я так понимаю, что в 6м поколении все поле действий пилота будет в 3D и шлем будет половину задач брать на себя, а может и больше. Хотя в этом деле множество тонкостей.


      Да уж, тонкости есть, конечно.
      Вспомнил историю из 90-х, случилось в Аменрике, в пустыне штата Невада. Когда два полицейских, стоя на пустынной дороге и глядя на пролетающие над головой военные самолеты (там рядом военный аэродром), решили выяснить с какой скоростью "эти штуки" летают и навели на них свой радар. Результат: два трупа и сожженная машина. Бортовой компьютер самолета уловил слежение и дал команду на подавление наземной "огневой точки".
      1. clidon 24 апреля 2014 10:20
        Ну это всё таки байка. Причём мимикрировшая из более умеренного рассказа о том, что пролетавший военный самолёт, обнаружил облучение и спалил при помощи РЭБ, полицейский радар. В свою очередь та байка произошла от более менее реальной заметки о том, что британский "Харриер", на пониженной скорости пролетал над трассой и его засекли полицейским радаром, о чём выдала сигнал система предупреждения об облучении. А полицейские, якобы не могли понять, что они засекли такое со скоростью 500 км час.
    4. дед_Костя 24 апреля 2014 10:08
      Тогда в 7м поколении лётчик будет на мягком диване воевать, а за штурвал посадят АВАТАРА.
      1. clidon 24 апреля 2014 10:20
        Не исключено, что это будет уже в 6-м поколении.
    5. theadenter 24 апреля 2014 11:31
      6-е поколение подразумевает отсутствия пилота, насколько я знаю.
      1. clidon 24 апреля 2014 12:23
        Требования ещё не сформированы.
  2. rugor 24 апреля 2014 08:04
    Натовцы чуть не сдохли от зависти когда заполучили шлем МИГ-29 в самом начале 90-х. Надеюсь в этот раз получится такой же технический и качественный прорыв.
    1. iwind 24 апреля 2014 09:44
      Цитата: rugor
      Натовцы чуть не сдохли от зависти когда заполучили шлем МИГ-29 в самом начале 90-х. Надеюсь в этот раз получится такой же технический и качественный прорыв.

      Хм... А зачем мы тогда у THALES Thales TopSight закупаем для 29 мигов ?
      http://vpk-news.ru/news/1681/
  3. serega.fedotov 24 апреля 2014 08:17
    Немного не втему но интересно:на фото шлема ф22 невидно чтобы лицевая часть из которой торчит всякая х.р.е.нь подымалась!А в случае чп с электроникой, шлема без него можно полноценно летать?
    1. wizarden 24 апреля 2014 08:33
      Да все там поднимается.
      1. serega.fedotov 24 апреля 2014 09:11
        Может я чегото путаю но я имел в виду шлем похожий на голову насекомого!А здесь фактически обычный шлем!Или юсовцы как обычно показали новую фишку,расказали какая она вся из себя,а потом от греха выкинули подальше?
        1. wizarden 24 апреля 2014 09:22
          То был прототип, пришли к такому как на картинке.
        2. clidon 24 апреля 2014 10:12
          Тот шлем (Helmet-Mounted Display System) делается для F-35. Он более футуристичен. Но у него тоже лицевая часть поднимается.
    2. Морган 24 апреля 2014 08:35
      Летать - да, вести бой- нет.
      1. ev58 24 апреля 2014 08:56
        А ИЛС зачам? Фактически в новом нашлемнике будет большая часть того, что видит пилот на ИЛСе.
        ev58
  4. Корсар0304 24 апреля 2014 08:28
    Наши летные шлемы традиционно вызывали зависть у западников. Будем надеяться что и здесь не подкачают. Приятно читать, что разработки наших ученых и конструкторов стали реализовываться и поступать на вооружение ВВС.
  5. 0255 24 апреля 2014 08:40
    Нашлемная система наведения уже была на первых версиях Су-27 и МиГ-29 ещё в советское время. Американцы завидовали. Или я не прав?
    1. Al_lexx 24 апреля 2014 08:56
      Цитата: 0255
      Нашлемная система наведения уже была на первых версиях Су-27 и МиГ-29 ещё в советское время. Американцы завидовали. Или я не прав?

      Правы.
    2. ev58 24 апреля 2014 09:08
      Совершенно правы. На тот момент у них не было серийных моделей подобной нашлемной системы. На одном из авиасалонов в Ля Бурже, куда впервые попал наш МИГ-29 у американцев слюнки текли от зависти: они понимали, что наличие такой системы даёт неоспоримое преимущество выраженное в драгоценном времени. Эн-ное количество манипуляций заменял простой поворот головы.
      ev58
      1. 0255 24 апреля 2014 18:09
        интересно как у Локхид-Мартин идут дела с нашлемным наведением для Ф-35? надеюсь, что плохо)))
  6. Al_lexx 24 апреля 2014 08:56
    Мне кажется тов. Демин просто нашел отмазку по поводу срыва сроков разработки. Я ещё полгода назад где то читал, что разработка нового шлема для Т-50 практически закончена.
    Впрочм, могу и ошибаться, так как не спец по этим вопросам.
    1. андрей юрьевич 24 апреля 2014 09:37
      Цитата: Al_lexx
      Мне кажется тов. Демин просто нашел отмазку по поводу срыва сроков разработки. Я ещё полгода назад где то читал, что разработка нового шлема для Т-50 практически закончена.
      Впрочм, могу и ошибаться, так как не спец по этим вопросам.

      какие тут сроки...это же- ПАК ФА ,осознаёте огромный объём задач? это с нуля! это всё лучшее! и когда речь идёт о качестве,о совершенном изделии,сроки могут и должны корректироваться! тут промаха быть не должно! НАШИ пилоты должны получить абсолютный истребитель на данном этапе времени! времена такие: ошибёмся- проиграем.пусть позже чуть,но-лучше, война технологий идёт не шуточная. hi
    2. clidon 24 апреля 2014 10:16
      А я читал, что в 2013м году в войска пойдёт первая партия из 10 машин. ) Конечно программа "откатывается" по направлению к 2020м годам. Но, на самом деле нужно быть весьма упорным оптимистом дабы изначально верить в то, что она пройдёт весело и легко.
      1. 0255 24 апреля 2014 18:12
        Цитата: clidon
        А я читал, что в 2013м году в войска пойдёт первая партия из 10 машин. ) Конечно программа "откатывается" по направлению к 2020м годам. Но, на самом деле нужно быть весьма упорным оптимистом дабы изначально верить в то, что она пройдёт весело и легко.

        Да ладно, сколько проблем было и у США с их Ф-22 и Ф-35... Не всё так быстро, как нам хотелось бы request
        1. clidon 24 апреля 2014 19:34
          Никто и не спорит, просто к этому нужно быть морально готовыми.
  7. GRune 24 апреля 2014 09:00
    В реализации шлемов наши были впереди, посмотрим, что сейчас реализуют. Надеюсь подники опять обзавидуются!
    GRune
  8. necha265 24 апреля 2014 09:01
    Очень интересная версия с дублированием электронных систем (отказы)мат.части и плюс проекция на визор!! hi
    necha265
  9. MainBeam 24 апреля 2014 09:04
    Да, впечатление произвело на меня в своё время.
    http://batona.net/37429-unikalnyy-shlem-bozhiy-glaz-dlya-pilotov-istrebiteley-f-
    35-5-foto.html

    С его помощью летчик способен видеть бинокулярно в гораздо более широкой зоне, чем стандартные человеческие глаза. Шлем имеет автоматическую систему ночного видения и сам (в зависимости от ситуации) переключает режимы.

    Так же шлем служит командным центром: все бортовое оружие завязано на движения головы и глаз летчика. Поражать цели в таком шлеме не сложнее, чем в компьютерной игре.




    1. MainBeam 24 апреля 2014 09:06

      В этой же статье
    2. clidon 24 апреля 2014 10:15
      Это для Лайтнинга шапка.
      1. 0255 24 апреля 2014 18:16
        В шлеме из 1-го коммента MainBeam только в фантастике сниматься laughing Например в 7 эпизоде "Звёздных войн", который по слухам будут снимать
        1. clidon 24 апреля 2014 19:35
          Ну если у них получится, то девайс будет крутой.
          1. 0255 24 апреля 2014 20:27
            Пожелаем им неудач в создании шлема!
  10. Гигант мысли 24 апреля 2014 09:18
    Передовые технологии, применяемые при изготовлении шлема, доступны и нашей оборонке. И это радует.
    1. Al_lexx 24 апреля 2014 09:38
      Цитата: Гигант мысли
      Передовые технологии, применяемые при изготовлении шлема, доступны и нашей оборонке. И это радует.

      Вообще то, наши первыми внедрили управление оружием с помощью шлема. wink
      1. профессор 24 апреля 2014 10:13
        Цитата: Al_lexx
        Вообще то, наши первыми внедрили управление оружием с помощью шлема.

        Первые прицельные устройства, установленные на шлемах, были разработаны в Южной Африке в 1970-х годах. Советские специалисты сразу отметили эту разработку, когда они потеряли несколько реактивных истребителей в Анголе сбитых южноафриканскими пилотами использовавших эти шлемы. СССР занялся разработкой и пять лет спустя обладал собственным шлемом с прицелом. Он оказался очень эффективным и напугал ВВС НАТО, когда советский шлем был продемонстрирован немецкими пилотами из бывшей Восточной Германии (до объединения Германии в 1991-ом году) против опытных американских пилотов F-16. Израильские ВВС стали первыми на Западе создавшими один из этих шлемов и до сих пор лидируют в этой области.
        Незамеченная революция воздушного боя



        1. neri73-r 24 апреля 2014 11:53
          А кто б сомневался, всё лучшее в Израиле, лидируйте дальше! Только вопрос, уточнение, лидируете среди Западных шлемов или вообще......? wassat
          1. профессор 24 апреля 2014 12:02
            Цитата: neri73-r
            А кто б сомневался, всё лучшее в Израиле, лидируйте дальше! Только вопрос, уточнение, лидируете среди Западных шлемов или вообще......? wassat

            1.При чем здесь Израиль? Комрад утверждал о первенстве СССР в данной системе, что не верно.
            2. Лидируем. Шлем на Ф-35 делет Израиль.
            «Эльбит» будет производить шлемы для новейших истребителей F-35C
            Pentagon to focus on Rockwell-Elbit helmet for F-35 jet
            PS

  11. Волланд 24 апреля 2014 09:51
    Шлем будет достойным как и сам самолет, про ф-35 вообще что то все затухло..... такие амейрикасы средства втюхали и все кануло это в лепту веков..... молодцы.
    Волланд
    1. clidon 24 апреля 2014 10:49
      В смысле "затухло"? Программа вполне себе продвигается.
  12. propolsky 24 апреля 2014 10:02
    представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.

    Анализировать состояние с целью : "Говорить ему про отказ или не надо, побережем его здоровье!" smile
  13. mig31 24 апреля 2014 10:22
    Как бы нибыл хорош зш,главное летчик, да и визуализацию никто не отменял...
  14. Корсар 24 апреля 2014 10:29
    Цитата: из статьи
    По данным зарубежных СМИ, в США в настоящее время разрабатывается летный шлем, который не только обеспечит ситуационную осведомленность пилота и представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.


    Думаю наш шлем не стоит "перегружать" функцией анализа состояния лётчика,с этим заданием волне смогут справится датчики вшитые в лётный комбинезон...
    1. ev58 24 апреля 2014 11:12
      Могу, как разработчик, достоверно сказать, что и без дополнительных функций нашлемное устройство получается довольно увесистым и требует серьёзных работ вплоть до таких мелочей (которые вовсе не мелочь), как центр тяжести.
      ev58
  15. Башкаус 24 апреля 2014 11:18
    А вот и ЗШ10 собственной персоны с новой маской КМ37 на МАКС2013, но без системы целеиндикации.
    Башкаус
  16. nvn_co 24 апреля 2014 14:18
    Очередной зачет "Звезде". зачет с оценкой "пять"!!! Молодцы, сильные ребята и всегда, не посрамив страну, делали качественно и толково!!!
  17. Шевер 24 апреля 2014 16:58
    Ну дай бог, дай бог...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня