Ближе к земле ("Time", США, 31 июля 1944 года)

Статья опубликована 31 июля 1944 года


Земля, по которой Красная Армия с боями продвигается в центральную Польшу и к балтийскому побережью, уже не русская, равно, как и небо. Но русские господствуют в этом небе. ВВС Красной Армии овладели им не менее решительно, чем сухопутные войска - сушей.

На прошлой неделе на южном передовом наблюдательном посту маршал Иван Конев, плотный человек без единого волоска на голове, давал инструктаж своим командирам. Нежный аромат цветущих яблонь отравляло зловоние высоковзрывчатых веществ и мертвых тел. Маршал говорил о новой мощи авиации Красной Армии и о ее основной функции: тесной, самоотверженной поддержке сухопутных сил. В это же время звенья штурмовиков пролетали над яблонями в сторону фронта, чтобы громить немецкую пехоту, огневые позиции и танки.


Изможденные, слабеющие люфтваффе пытались отражать напор, но тщетно. Из Москвы сообщили, что за один день было сбито 128 немецких самолетов. О том, как авиация проложила путь танкам и пехоте Конева, - отдельный рассказ.

Ближе к земле ("Time", США, 31 июля 1944 года)


В одном только Двинске было уничтожено девять немецких эшелонов. Вагоны с боеприпасами, развороченные русскими бомбами, взрывались, распространяя огонь и разрушения. Немецкие войска, отступавшие в направлении Варшавы, поливали свинцом штурмовики, средние бомбардировщики и истребители, среди них - 'Аэрокобры', 'Бостоны' и вооруженные пушками 'Митчеллы', произведенные в США и управляемые русскими пилотами.

Бремя и благодарность

Есть один человек, имеющий большее, чем кто-либо еще, право ликовать при вестях о триумфе красной воздушной мощи. Спасение и восстановление ВВС после того, как нападение Германии вывело из строя почти всю авиацию, не было работой одного человека. Но один человек взвалил на свои плечи самое тяжелое бремя, и в России он получает львиную долю благодарности. Это командующий ВВС РККА маршал Александр Александрович Новиков.

Москва не сообщает, где Новиков был на прошлой неделе - но, вероятно, он, как обычно, в бешеном темпе перемещается между аэродромами, смотрит, чем живут его пилоты, болтает с ними и подбадривает их. Будь его воля, 42-летний маршал Новиков несомненно сам бы летал на боевые задания. Но этого не разрешает его друг Иосиф Сталин. Как и другим высшим чинам авиации, рисковать жизнью в бою Новикову запрещено.

Не подглядывать

За несколько лет до войны Кремль хранил все сведения, касающиеся его авиации, под столь плотной завесой тайны, что иностранные наблюдатели и даже журналисты, работавшие в СССР, не имели представления о том, на чем и как летают русские, и что они будут делать в случае войны.

Даже после того, как Советский Союз начал получать по ленд-лизу американскую технику, русские оставались подозрительными и держали рот на замке. Когда союзники начали брать верх, русские стали ощутимо свободнее раскрывать информацию. Хотя, в отличие от американцев, они не сообщают общественности о своих новейших боевых самолетах, основные контуры развития русской авиации прояснились.

Зародыш блицкрига

В отличие от политических уклонов, неортодоксальное военное мышление никогда не подвергалось в России наказанию. В 1930-е годы советская теория воздушной войны характеризовалась смелыми идеями. Именно русский, Амирагов, был одним из первых стратегов, заявивших, что современная война должна начинаться согласованным ударом танков и авиации. Немцы разрабатывали ядро своей стратегии блицкрига, но вся остальная Европа не уделяла этому особого внимания. Русские первыми провели крупномасштабные эксперименты с массовой высадкой воздушного десанта и одними из первых - с десантными планерами. Но именно немцы первыми применили эту тактику в бою. В какой-то момент русские эксперименты прервались.

Гражданская война в Испании была лабораторией как для России, так и для стран оси. Русские наблюдали за репетицией германского блицкрига как с военным, так и политическим интересом; при Гвадалахаре их самолеты разгромили итальянские танки, впервые продемонстрировав возможности штурмовой авиации. Но их самолеты устарели. Советские конструкторы и производители не поспевали за теоретиками. К началу финской войны русские самолеты были еще сыроватыми, и основную работу выполняла старая добрая артиллерия.

Но уроки Испании и Финляндии не прошли даром. Конструкция советских самолетов совершенствовалась, а заводы перешли к производству новых типов. Когда этот процесс был в самом разгаре, на страну напал Гитлер.

Союзница-зима

Нападение Германии в июне 1941 г. застало ВВС Красной Армии врасплох. Огромное число красных самолетов было уничтожено на земле. В воздухе немцы превосходили русских по численности, вооружению и технике. Неравные бои шли вплоть до зимы, когда на фронтах началось затишье. Шасси русских самолетов позволяли легко установить лыжи вместо колес, а их техники знали, как не дать замерзнуть двигателям и маслу. Немцам в условиях зимы оставалось только горько причитать. В тот год русская зима погубила больше немецких самолетов, чем русская авиация.

К тому времени, как вернулась невыгодная теплая погода, по ленд-лизу начали прибывать американские и английские самолеты. Но конвои союзников, направлявшиеся в Мурманск, несли страшные потери от самолетов люфтваффе, действовавших из Норвегии и Финляндии. Значительную часть поставок по ленд-лизу пришлось перенаправить по длинному маршруту через Персидский залив. Русские не сдавались. Они разобрали авиационные заводы, лежавшие на пути вермахта, перевезли из в тыл и вновь собрали их там.

Под Сталинградом немцы еще обладали превосходством в воздухе. Но Сталинград стал переломом в войне, в том числе, в воздушной. Русские получали все больше самолетов со своих заводов и по ленд-лизу. Постоянно улучшалась конструкция самолетов и подготовка летчиков. Американские и британские ВВС начинали громить люфтваффе на их заводах и в воздухе. Когда на запад покатилось великое контрнаступление, можно было сказать, что русские добились равенства в воздухе.

'К черту ненужные безделушки'

За это Иосиф Сталин должен был поблагодарить четырех человек. Генерал-майоров и Героев социалистического труда конструкторов Сергея Ильюшина и Александра Яковлева, народного комиссара авиационной промышленности Алексея Шахурина и маршала Александра Новикова. Новиков говорил Ильюшину и Яковлеву, какие ему нужны самолеты, два конструктора создавали их на своих чертежных досках, Шахурин их строил.

На момент гитлеровского нападения Новиков был начальником штаба ВВС Красной Армии, ответственным за планирование. На него легла ответственность за спасение авиации от уничтожения. По сути, Новиков сказал: 'Делайте для нас истребители. Улучшайте нынешние модели и стройте их как можно скорее. К черту ненужные безделушки. К черту все лишние детали. Нам нужны самолеты, которые могут летать и стрелять. Пилоты у нас есть. Те, у кого недостаточная подготовка, доучатся в бою. Потери будут большими, но люди у нас есть, и так мы будем работать'. В поле зрения Иосифа Сталина Новиков впервые попал в 1939 г., на совещании, где обсуждались способы и средства укрепления красной воздушной мощи. Новикова, которого незадолго до этого перевели в авиацию из пехоты, на совещание привел маршал Семен Тимошенко, называвший его 'Шуриком'. Решительные речи и разумные идеи молодого человека впечатлили Сталина, и они стали друзьями. В 1942 г. Шурик заменил на посту командующего ВВС генерала Якова Смушкевича; в следующем году он был произведен в маршалы, став первым красным авиатором, получившим это звание. Сегодня он - Главный маршал авиации.

Ближе к земле ("Time", США, 31 июля 1944 года)


Скорая расплата

У России было какое-то количество тяжелых бомбардировщиков в ангарах, а еще более совершенные красовались на чертежных досках. В начале 1943 г. было совершено несколько пробных налетов на Восточную Пруссию и Плоешти. Однако Новиков отказался от идеи создания мощной дальней авиации. Разработка самолетов и необходимого оборудования, а также обучение экипажей навигации, радиосвязи и ведению бомбежек было бы непосильным трудом.

Россия торопилась, положение было отчаянным. Ей были нужны самолет для скорой расплаты - истребители для борьбы с вражескими бомбардировщиками и штурмовики для того, чтобы громить танки, пехоту и все остальные мелкие цели. Новиков решил, что главной задачей авиации будет плотная поддержка сухопутных сил. Ни на что больше времени не было.

Самый знаменитый боевой самолет России, являющийся ее самым весомым вкладом в тактику воздушной поддержки, - это 'Штурмовик'+ Ильюшина. Он вооружен пушками, пулеметами, ракетами и бомбами в разных, но всегда мощных комбинациях. Не очень быстрый и не сверхманевренный, он имеет прочную броню для защиты от пулеметного огня. Он наиболее эффективен на высоте в 150 футов или ниже - его практически невозможно подбить из крупнокалиберных зенитных орудий. Для защиты от истребителей противника штурмовики летают в сопровождении своих истребителей. Штурмовики, действуя согласованно с мощной русской артиллерией, сыграли огромную роль в разгроме немцев.

Истребители

Истребители Яковлева (из которых последним был рассекречен Як-9) обычно считаются лучшими в России. В связи с дефицитом материалов и производственными затруднениями и 'Яки' и штурмовики делаются частично из дерева. Несмотря на такой примитив, это надежные самолеты: кроме того, 'Як' легок и быстро набирает высоту. Его нельзя назвать аэродинамическим красавцем, в отличие от немецкого FW-190 или американского 'Мустанга', но немцы относятся к 'Якам' и их неистовым пилотам с огромным уважением.

Еще одну серию хороших русских истребителей создал Семен Лавочкин. В 1942 г. Ильюшин, Яковлев и Лавочкин получили по премии в 30 000 долларов и звание 'создателей сталинской авиации'.

Русские пилоты с невероятной теплотой относятся к американским истребителям 'Аэрокобра' фирмы 'Белл'. 'Кобрушек', как они ласково называют этот самолет, у них более 4000. Критика, которой 'Кобрушек' подвергли в США за то, что они не могут летать на большой высоте, нимало не смутила русских. Как и любые другие тактические силы, русские ведут большую часть воздушных боев на высоте ниже 15 000 футов. Практически все самые удачливые красные асы летают на 'Аэрокобрах'. Ведущий ас союзников полковник Александр Покрышкин, который недавно сбил своего 59-го нациста, одержал 48 побед на истребителе Белла.

Этим людям не до шуток

Огромное большинство пилотов - простые деревенские ребята. Они летают уверенно и ярко. По сравнению с американскими пилотами они кажутся старше и крупнее. В них мало юношеского задора, они не считают себя красавчиками. Учеба и идеологическая обработка сделала их серьезными людьми, делающими серьезную работу. Они не бесшабашны в смысле сознательной игры с опасностью, но, в отличие от американских летчиков, их не окружает столько мер и средств безопасности.

По сути, их отношение к опасности таково, что ее нужно избегать, но не в том случае, если ты спешишь или поглощен чем-то другим. Некоторые наблюдатели говорят, что они летают на своих самолетах 'так же, как скачут казаки'. Кажется, они могут выполнить любое количество заданий без видимой усталости. Немногие из них слышали о таких недугах прихотливых пилотов, как психоневрозы.

Их боевой дух высок - сегодня еще выше, чем когда бы то ни было. Александра Новикова ценят и уважают. Маршал так часто посещает части, что большинство пилотов видело его хотя бы издалека.

Карты на столе

Американцы, встречавшиеся с Новиковым, отзываются о нем как о 'восхитительном человеке'. Это настоящий русский красавец с мягкими чертами лица и короткой стрижкой. Его, человека, не знающего хитрости, раздражает чужая хитрость; он любит выкладывать карты на стол, насколько это позволяют строгости советской политики. Когда Новиков в Москве, его рабочий день обычно начинается в полдень, а заканчивается не раньше полуночи. Каждую свободную минут он посвящает чтению книг о воздушной войне из своей большой библиотеки.

Портреты Новикова красуются в аэропортах страны от Харькова до Алма-Аты, но его имя редко появляется в советских газетах. Как и другие высокопоставленные красные деятели, он оберегает свою частную жизнь. Он любит общество и застолья; когда у него есть время, он появляется на вечерах со своей женой-блондинкой и пьет водку do dna. Форма сидит на нем безупречно.

Достаточное свидетельство

Помимо всех своих прочих достоинств, Новиков - дипломат. Некоторых из своих самых способных сотрудников, чьи таланты он мог бы использовать на родине, Новиков отправил в Вашингтон для оказания мягкого, но постоянного давления с целью увеличения поставок самолетов в Россию по ленд-лизу. В настоящее время с базы ВВС США в Грейт-Фолс, Монтана, откуда самолеты перегоняются в Россию через Аляску и Сибирь, ежегодно отправляется несколько тысяч единиц техники. Предполагается, что СССР производит порядка 30 000 самолетов в год. Эти цифры, по контрасту с сокращающимися объемами производства в Германии, служат достаточным свидетельством того, что ВВС Красной Армии (при существенной материальной и боевой - в небе Европы - помощи союзников) выиграли войну в воздухе. Если бы она была проиграна, то Россия проиграла бы и саму войну.
Перевод: http://www.inosmi.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. ed65b 15 июня 2013 09:05
    Хорошая статья. Без лишнего пафоса и при сравнении своих асов в пользу русских летчиков. Насколько все таки изменилась журналистика о россии за после военное время в худшую сторону.
    ed65b
  2. патрон 15 июня 2013 09:17
    Земля, по которой Красная Армия с боями продвигается в центральную Польшу и к балтийскому побережью, уже не русская, равно, как и небо. Но русские господствуют в этом небе. ВВС Красной Армии овладели им не менее решительно, чем сухопутные войска - сушей.


    Вспоминаются слова из хорошей строевой песни: "Пусть враги запомнят это - Не грозим, а говорим: Мы прошли, прошли с тобой полсвета. Если надо - повторим."
    патрон
  3. Rider 15 июня 2013 10:17
    хорошо бы разместить эту статью в Ну Йорк Таймс.

    может тогда и не было бы таких комментариев:
    «Не понимаю, почему Россия помогает террористам?»
    Март 27, 2003
    «Мне тяжело думать о том, насколько вы, русские, неблагодарны к США. Мы очень много помогали вам в последние годы. Мы протянули руку дружбы к вашему правительству и людям Мы отдали бессчетное количество долларов вашему правительству, бизнесменам, церквам и просто людям».
    «Я не понимаю, почему Германия, Франция, Ирак, Канада, Мексика и теперь Россия решили помогать террористам.»
    «Америка – самая великая страна на земле»
    Бен Ричардсон (Ben Richardson),
    Калифорния

    «Может, я проспал урок истории о том, что в Санкт-Петербурге была какая-то война»
    Март 25, 2003
    «Когда война закончится, можете запускать разные истории о том, как несправедливо было атаковать слабую страну Ирак. Можете болтать что угодно. Но другие нации должны понимать, что мы имеем ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕЕ военное превосходство в мире. И мы видим свидетельства триумфа США во всем мире».
    «Я был в Петербурге в 1997 году и был шокирован холодными огромными зданиями. Сталинский стиль, не так ли вы это называете? Безобразно. Увидев на стенах следы разрушений от пуль и бомб, я спросил гида, откуда это. Она сказала: «Следы войны» Я удивился: какой войны? Я жил в Лондоне одно время, но там не было подобных следов разрушений. Что же такое происходило в Санкт-Петербурге? Может, я проспал урок истории? Я попросил уточнить. Она подтвердила, что речь идет о второй мировой войне. Но это уже не выдерживает никакой критики – спустя 50 лет, после того как США спасли Россию от Гитлера, они даже не смогли очистить город».
    Марк

    «Вы не должны быть предвзяты к стране, которая спасла вас от фашизма»
    Март 24, 2003
    «Вы не должны быть настолько предвзяты по отношению к стране, которая спасла вас от нацистского главенства во Второй мировой войне и которая постоянно оказывает вам помощь».
    «Хорошо известно, что Россия хочет заполучить иракскую нефть и именно в этом причина того, что Россия против войны».
    «Коммунизм в России умер благодаря Америке, и это обошлось нам недешево»
    "LeaderOf XMI"


    взято: http://oko-planet.su/oko-planet/politik/politwar/190719-vy-ne-dolzhny-byt-predvz
    yaty-k-strane-kotoraya-spasla-vas-ot-fashizma.html


    но не опубликуют же.
  4. пенсионер 15 июня 2013 10:31
    В отличие от политических уклонов, неортодоксальное военное мышление никогда не подвергалось в России наказанию.

    Вот когда читаю импортные труды по общественным наукам, всегда мозг ломаю. Как бы понял, что хотел сказать автор, но не понял зачем ТАК? Прям продираешься сквозь нагромождений украшательских фраз и слов - паразитов, терминов из совершенно разнородных областей, причудливо ( прямо как овцебык) соединенных Автором в одно целое. Пока дойдешь до конца фразы - забудешь с чего начал.
    1. михаил3 15 июня 2013 11:03
      Чтобы зацепиться за внимание читателей. Американцам уже тогда трудно было прочесть такую длинную статью, а в ней ни секса ни крови. Поймите, журналист и не ждал, что читатель осилит всю фразу. Он просто влепил в нее несколько ярких, запоминающихся пятен. Конкретно это - потому что вся их пресса обсасывала "репрессии" много времени. Глядишь - в памяти читателя осядет что то...
      Вы от статьи ждете информации. Напрасно, тамошние журналисты сразу учились не рассказывать а воздействовать. Национальный американский спорт - перемешивание мозгов обывателя ложкой...
      1. пенсионер 15 июня 2013 14:02
        Спасибо Михаил!. как-то не задумывался над этим. Так что? Сразу в урну их прессу или всё-таки выуживать?
  5. пенсионер 15 июня 2013 10:33
    В тот год русская зима погубила больше немецких самолетов, чем русская авиация.

    Кто бы сомневался...
    1. smile 15 июня 2013 13:43
      пенсионер
      Точно!!! Вторая фраза, которая покоробила - заявление о том, что у Яков аэродинамика хуже, чем у Фоккевульфов (которых англосаксы прозвали "летающий мясник"). Складывается впечатление, что автор не видел оба самолёта....и, тем не менее, статья удивляет добрым и непредвзятым отношением.
      1. пенсионер 15 июня 2013 13:55
        Смайл! Настрой вроде позитивный. Но между строк читается (по крайней мере мне), что задавили массой. Летали на утюгах русские. А так как они утюгов навыпускали неприлично много, то нормальным летчикам и самолётам не удалось себя проявить. Зима опять же... т.Е. под обёрткой благожелательного отношения впихиваются застарелые мифы от геббельса. Приём известный. Но может я и излишне предвзят. Да и не могу сказать, что очень внимательно прочел...
        1. smile 15 июня 2013 14:23
          пенсионер
          Да согласен я с вами на все 100...у них это в подкорку забито, они, за редким исключением, просто по-другому не в состоянии...а кто в состоянии - те просто не напишут, опасаясь тотальной обструкции местных жвачных...вы не предвзяты, но этот журналист по-моему написал так не со зла-он просто не может иначе-в башке, забитой стереотипами, не осталось места для осмысления реального положения вещей...тем не менее, он явно испытывает к нам добрые чувства, ибо понимает, кто реально несёт основные тяготы войны и спасает планету...и за это я ему благодарен.
          1. пенсионер 15 июня 2013 14:44
            Ну, если это действительно так, то с его стороны такая статья - поступок. Действительно в таком благоприятном тоне редко встречаются импортные статьи. Пойду поставлю Автору + (14ый плюс - мой!).
        2. chehywed 15 июня 2013 14:33
          Ага, а еще после взлёта и перед посадкой "специально обученный человек" менял лыжи на колёса и обратно.
      2. Корсар 16 июня 2013 08:42
        Истребители Яковлева (из которых последним был рассекречен Як-9) обычно считаются лучшими в России. В связи с дефицитом материалов и производственными затруднениями и 'Яки' и штурмовики делаются частично из дерева. Несмотря на такой примитив, это надежные самолеты: кроме того, 'Як' легок и быстро набирает высоту. Его нельзя назвать аэродинамическим красавцем, в отличие от немецкого FW-190 или американского 'Мустанга', но немцы относятся к 'Якам' и их неистовым пилотам с огромным уважением.

        Явно автор был несведущ в предмете описания.НО на вкус и цвет товарищей нет...
        Многим ,допустим не нравится дизайн некоторых ЧИСТО американских автомобилей...
  6. pinecone 15 июня 2013 13:48
    После вступления США в войну, американской прессе была дано конкретное указание восхвалять Красную Армию и её полководцев. Достаточно сказать, что в одной из статей того же журнала Time в 1942г. говорилось о том, что генерал Жуков владел четырьмя иностранными языками. Одновременно, постоянно подчеркивалась простота советской военной техники, позволявшая достаточно легко освоить её полуграмотным деревенским мужикам, огромная территория страны, непритязательность её населения и т.д.
    Русская жертвенность и героизм, наряду с индустриальной мощью Америки и её великолепно оснащенными вооруженными силами являлись лейтмотивом американской пропаганды в целом, хотя плохо скрытые неприязнь и ненависть ко всему советскому и русскому всё же прорывались наружу.
    По отношению к англичанам общий настрой прессы прошёл через две стадии. Поначалу воспевалась их стойкость и непреклонность перед угрозой гитлеровского вторжения, а после нападения Германии на СССР и последующего вступления в войну США, он стал отличаться определённой иронией и снисходительностью. В качестве примера, можно отметить частое упоминание в печати неспособности бомбардировочной авиации Королевских ВВС наносить удары по вражеским целям в дневное время. По этому поводу, Черчиль однажды счёл нужным лично обратиться к Рузвельту с просьбой удержать американских журналистов от подобных высказываний.
    pinecone
    1. пенсионер 15 июня 2013 13:58
      И эти люди не дают нам ковыряться в носу (учат свободе прессы...)?
    2. Blackgrifon 15 июня 2013 21:25
      Цитата: pinecone
      неспособности бомбардировочной авиации Королевских ВВС наносить удары по вражеским целям в дневное время.


      А то, они только с мирняком способны воевать.

      Исторический случай:
      В Греции, когда рухнул фронт и немцы начали рваться к портам произошел в город, который защищала группировка численностью не менее полка, ворвался батальон вермахта. Командира англичан спроил командующий, сколько он смоджет держаться. Ответ офицера - 2 часа.
      Через 2 часа англичане честно сдались немецкому батальону.
  7. Игарр 15 июня 2013 18:05
    Привет, ребяты...
    Вы все слишком избалованы - .."серьезной работой, серьезным подходом, идейными установками.." . Об этом в статье сказано - РУССКИМ языком, американским мышлением и..трескучей подачей материала.
    Не столько в американской психологии дело. А в том, что они так приучены с самого начала...печатного дела.
    Реклама, реклама, реклама.... не продашь - не разбогатеешь.
    как заставить фермера покупать газету? Да давать "жареный" матерал - просто, по-фермерски, но уж зубодробительно. И обяязательно - акцентироваться, что только у нас ..самое-самое, а остальное туфта.
    А, советские читатели - привыкли очень вдумчиво относиться к печатному слову. Подчеркну - именно - советские. При царе тоже..трескучести хватало - у любого писателя про то время есть "перлы" словесности того времени. Да даже фильм вспомните - "человек с бульвара Капуцинов", как Филозов (Мистер Сэканд) сопровождал свои демонстрации.
    Как будто сейчас у нас есть МАССА школьников, осиливших "Войну и мир", или "Тихий Дон". Или хотя бы "Мертвые души". Тоже , привыкли к трескучести. Жаль, конечно.
    Так что статья, ддля американского стиля - исключительно хороша.
    И даже, на самом деле хороша. Амерам простительно не знать, что ЛаГГ так и обзывался - "Лакированный ..." дальше не важно. А ведь ЛаГГи действительно -лакировали. Рояльным лаком.
    Просто они, темные, не знают как НАШИ - шлифовали фанеру.
    Получались Рус-Фанер...изматывавшие немецкую пехоту..до зеленых чертей в глазах.
    ...
    Слава нашей авиации!
  8. Корсар 16 июня 2013 08:23
    В 1946 году маршал был необосновано обвинён в причас тности к т.н "авиационному делу"-сфабрикованому процессу по якобы наметившемуся отставанию послевоенного СССР в ВВС.Был осужден на 5 лет,+ год отсидел сверх срока.
    В 1953 году его и другие дела по этому прцессу были пересмотрены,с последующей реабилитацией осужденных...
    По свидетельствам репрессированных основной интерес во время следствия представляло получение фактов, связанных с деятельностью маршала Жукова, в связи с готовившейся кампанией по его компрометации:
    Позднее Новиков записал: «Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом… Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путём создания ложных показаний. Это мне стало ясно гораздо позднее. Вопросы о состоянии ВВС были только ширмой…»
    После освобождения маршал занимал ключевые посты в ВВС СССР,а с 1956 назначен начальником Высшего училища гражданской авиации СССР...
    1. Snoop 18 июня 2013 05:37
      Да ладно за отставание. За отставание в реактивной авиации Сталин предлагал Шахурина и Новикова сместить с занимаемых должностей. Даже было предложение им найти себе преемников. Кстати, активное участие в разгроме Шахурина и Новикова принимал Яковлев.
      Ну а затем последовал доклад Абакумова о том, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали "сырую" продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. С ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок материальной части. Сталин кстати, особо не поверил докладу, приказал провести дополнительную проверку. Абакумов позже предоставил материалы по Як-9У и Ил-2. Як-9У когда его запустили в серию не набирал скорость, необходимую для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках. Аналогичное "покрывательство недостатков" люди Абакумова выявили и в отношении истребителя "Як-3". У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах "Ил-2", поступивших в ВВС в 1942-1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства "давали слабину" стыковые узлы. Были случаи, когда у "Ил-2" в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков. После ознакомления с дополнительными материалами Сталин дал санкцию на арест.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня