Основной боевой танк Швеции – STRV-103

19
Основной боевой танк Швеции под индексом STRV-103, известный также под обозначением «S» представляет особый интерес, ведь на нем впервые в мировой истории танкостроения были применены достаточно интересные конструктивные решения, в частности – установка двух разнотипных двигателей – дизельного и газотурбинного, отсутствие башни, неподвижная относительно всего корпуса танка пушка с наводкой на цель с помощью поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование – основное для жизненно важных узлов и экипажа и вспомогательное для второстепенных механизмов. Экипаж шведского танка состоял из 3 человек. Танк массово производился с 1966 по 1971 год, в 1990-х годах был снят с вооружения и заменен на немецкие танки «Леопард-2».

В первые послевоенные годы в Швеции не занимались разработкой новых танков. В 1953 году в Англии были куплены 80 танков «Центурион» Мк3 с 83,4-мм пушкой, а чуть позже еще 270 танков «Центурион» Мк 10 со 105-мм орудием. Однако эти машины не в полной мере удовлетворяли шведскую армию, поэтому с середины 50-х годов здесь приступили к рассмотрению возможности проектирования собственного танка. При этом военное руководство страны руководствовалось следующей военной концепцией: танк – совершенно необходимый элемент в системе обороны страны и сейчас, и в обозримом будущем. Особенно он необходим для защиты южных равнинных районов Швеции и побережья Балтийского моря.

Тщательный учет географических условий Швеции, наряду с системой комплектования ее армии, привел конструкторов к выводу о целесообразности поиска абсолютно новой концепции танка, которая бы идеально вписалась в специфические условия данной скандинавской страны. По мнению специалистов, новый танк должен был превзойти находящийся на вооружении «Центурион» и при этом быть более легким в вопросе обучения экипажа.
Основной боевой танк Швеции – STRV-103

Для выполнения требований по тактической и оперативной подвижности максимальный вес танка был ограничен 43 тоннами, по возможности танку должна была быть обеспечена плавучесть. Данные противоречивые требования еще более усложнялись тем, что танк нуждался в приличной броневой защите, которая бы обеспечивала ему защищенность от новых ПТС. Поиск решения, которое удовлетворило бы требованиям уменьшения размеров танка и одновременно облегчило обучение экипажа, привел к отказу от классической компоновки с вращающейся башней и разноуровневым размещением экипажа (механик-водитель в корпусе, остальные в башне). Данное расположение, особенно с учетом заряжающего, которому необходимо было предоставить пространство почти в человеческий рост, значительно увеличивало высоту боевой машины.

Данные соображения и легли в концепцию нового танка. Танковая пушка и спаренные с ней пулеметы были жестко закреплены в корпусе. Наведение оружия по горизонтали осуществлялась с помощью обычного гидростатического механизма поворота, на сухом грунте танк за секунду поворачивался на 90 градусов, по вертикали наводка осуществлялась перекачкой масла в гидропневматической подвеске от передних опорных катков к задним и соответственно наоборот.

За счет применения необычных компоновочных решений конструкторы смогли объединить в танке при достаточно ограниченной массе высокую огневую мощь, хорошую защищенность и подвижность. Танк получил безбашенную схему компоновки с «казематной» установкой основных вооружений в корпусе. Пушка, смонтированная в лобовом листе корпуса, не имела возможности прокачки по горизонтали и вертикали. Наведение осуществлялось изменением положения корпуса машины в двух плоскостях. В передней части танка было расположено моторно-трансмиссионное отделение, далее отделение управления, которое одновременно было и боевым. В обитаемом отделении справа от орудия находился командир, слева – механик-водитель (он же выполнял функцию наводчика), за ним лицом к корме размещался радист.

Долгое время перед разработчиками стоял вопрос по выбору силовой установки, система охлаждения которой оказалась бы размещена в хорошо защищенном пространстве за боевым отделением и внутри основного броневого корпуса. Дополнительной защитой системе охлаждения служили большие топливные баки, которые устанавливались снаружи основного бронекорпуса и имели противоосколочное и противопульное бронирование. Пространство в передней части дополнительного броневого корпуса сочли подходящим для установки впускных и выпускных коллекторов, воздухоочистителей, так как их повреждение в боевых условиях не вызывало немедленного выхода танка из строя. Данное заключение было подтверждено во время испытаний, танк мог выполнять боевую задачу в течение нескольких часов, перед тем как ему начинал требоваться ремонт. Разработки силовой установки танка начались в 1959 году, после изучения всех возможных вариантов комиссия пришла к единодушному мнению о необходимости использования комбинированной силовой установки из дизельного и газо-турбинного двигателей.

В такой установке их привлекал критерий «стоимость—эффективность», который для данного танка подходил наилучшим образом. Во-первых, такая установка была, по сути, единственным вариантом, который мог быть применен в отводимом для этого пространстве. Все другие потребовали бы существенного увеличения силуэта или ослабления защиты в лобовой части. Во-вторых, установка на танк дизеля и ГТД по обе стороны от орудия позволяла сделать доступным обслуживание данных двигателей. Более того, комбинированная силовая установка, каждый из двигателей которой был в состоянии обеспечить танку подвижность (хоть и с рядом ограничений), была более надежна в условиях боя.

Основным вооружением танка стала 105-мм пушка с длиной ствола 62 калибра, которая получила достаточно простой автомат заряжания и скорострельность в 15 выстрелов в минуту. Магазин заряжания был связан с 3 магазинами боеприпасов, которые размещались в корме танка за боевым отделением. Магазин №1 имел 4 вертикальных шахты по 5 выстрелов по горизонтали – всего 20 снарядов, магазин №2 имел 5 вертикальных шахт и столько же выстрелов по горизонтали – всего 25 снарядов. Магазин под номером 3 имел 1 ряд на 5 снарядов. Таким образом, боекомплект танка состоял из 50 снарядов. Затвор пушки и противооткатные устройства размещались над магазинами между двух блоков системы охлаждения. Такой подход к компоновке позволил обеспечить удобную возможность наполнения магазинов боеприпасами наилучшую баллистическую защиту, высота танка при этом не превышала 1,9 м.

При перезарядке орудия стреляная гильза выбрасывалась через люк, расположенный в кормовой части машины. Вместе с размещенным в средней части ствола эжектором, это существенно уменьшало загазованность обитаемого модуля танка. Перезагрузка опустевших автоматов заряжания производилась вручную через два люка расположенных к корме корпуса и занимала 5-10 минут. С левой стороны лобового листа в неподвижном бронекожухе монтировались два 7,62-мм пулемета, имеющих боекомплект в 2750 патронов. Наведение их так же осуществлялось с помощью поворота корпуса, т.е. пулеметы играли роль спаренных с пушкой. Стрельбу из орудия и пулеметов осуществляли механик-водитель и командир танка. Над люком командира танка на турели устанавливался еще один пулемет, который мог выполнять функцию зенитного. Данная турель могла оснащаться бронещитком.

Механик-водитель и командир танка имели в своем распоряжении бинокулярные комбинированные оптические приборы, с переменной кратностью приближения. В прицел наводчика был встроен лазерный дальномер. Приборы наблюдения командира были стабилизированы в вертикальной плоскости, а командирская башенка в горизонтальной. Помимо этого использовались сменные перископические блоки, 4 блока было установлено в командирской башенке, один у механика-водителя, 2 блока имел радист. Все оптические приборы были прикрыты броневыми заслонками. Защищенность танка обеспечивалась не только толщиной брони его корпуса, но и достаточно большими углами наклона броневых плит, прежде всего, верхнего лобового листа корпуса. Дополнительной защитой служила малая площадь бортовых и лобовых проекций, а также корытообразное днище танка.

Постоянный рост эффективности средств поражения танков на поле боя, вынудил шведских инженеров предпринять модернизацию танка STRV-103, который на протяжении почти 30 лет был ОБТ Швеции. В первую очередь необходимо было повысить защищенность танка от кумулятивных боеприпасов. Конструктивные особенности верхней лобовой плиты корпуса танка не позволяли применять в полном объеме блоки навесной динамической защиты, но шведские конструкторы нашли весьма оригинальный способ выхода из данной ситуации. В передней части корпуса они установили решетку из бронестали, которая была способна выдержать до 4 попаданий противотанковых гранат. Для защиты же бортов шведские инженеры решили использовать 18 навесных канистр (по 9 штук на каждый борт), данное решение помимо ощутимого увеличения запаса топлива (на 400 литров) служило бы еще и защитой от попадания в борт кумулятивных боеприпасов.

Что же все-таки представлял из себя этот шведский танк, во многих странах не решили до сих пор. Так, например, Великобритания, Австралия и США давали ему очень высокие оценки, но как противотанковой самоходке. Шведы же до последнего считали свое детище полноценным танком. Единственное в чем ему никогда не отказывали – это достаточная необычность его конструкции.

Prowriterslab.com - это лучший сайт для начинающих и развивающихся писателей. Вы хотите начать писать? Для всего существуют правила и советы, соблюдая правила написания книги можно довольно легко научиться правильно составлять план книги, что облегчит дальнейшую работу над ней.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 мая 2011 12:36
    Чудной какой-то танк, хотя он больше похож на ПТ-САУ
  2. Александр
    +1
    5 мая 2011 20:28
    Посмотрел фотографии и ролик, это танком в полной мере назвать нельзя. Наверно надо определиться с теми задачами которые данная концептуальная модель будет решать. Сразу пришло на ум, что бы было с этим агрегатом в чеченские войны..... Ну у меня склыдвается впчатление что в городских боях он бы много не навоевал, если танком с башней в городе без пехоты делать нечего, то эту "САУ" сожгут в два счета.
  3. Радослав
    -3
    5 мая 2011 21:26
    Херня а не танк. шведы лутше не позорились бы с этим "танком",а то многих Полтав, шведам, с таким "танком" не ибежать.
  4. Джокер
    +3
    6 мая 2011 14:59
    Противотанковая САУ.

    Улыбнула защита бортов состоящая в том числе из канистр и топливом.
    1. +1
      13 ноября 2012 11:42
      Конечно САУ!Как такая машина в городах и поселках сможет нормально воевать?!
  5. snek
    snek
    +3
    6 мая 2011 16:11
    Для своего времени (конец 60ых начало 70ых) отличная машина - функционально лишь немного уступает классическому танку того периода, приэтом гораздо дешевле.
    9 блоков по бокам над гусеницами - это не канисты, это съемные шитки, похожие на канистры из-за характерной ручки.
  6. Джокер
    0
    6 мая 2011 16:18
    Судя по виду - да это блоки, но я исходил из статьи:

    Для защиты же бортов шведские инженеры решили использовать 18 навесных канистр (по 9 штук на каждый борт), данное решение помимо ощутимого увеличения запаса топлива (на 400 литров) служило бы еще и защитой от попадания в борт кумулятивных боеприпасов.
  7. Эскандер
    +6
    6 мая 2011 20:11
    Шведы свою задачу выполнили как смогли. Построили оптимальный «машин», с точки зрения «стоимость-эффективность».
    Этого (в их шведском понимании) было достаточно для противостояния лавинам Т-72, согласно советской доктрине.
    О городских боях, тем более в Чечне здесь уж никак не думали. Это узкоспециализированное противотанковое средство для узкоспециализированных (советские наступающие танки) целей. Засадный шведский танк, если хотите.
    1. +1
      22 июля 2012 22:45
      На момет создания "103-го" Т-72 еще не было. Только только появился Т-64. Причем, самый первый его вариант, тот, что был оснащен 115 мм гладкоствольной артсистемой...
  8. slan
    0
    6 мая 2011 20:42
    Цитата: Эскандер
    Засадный шведский танк, если хотите.

    Согласен. Для этой узкой задачи он вполне пригоден. А вообще слишком много "оригинальных" решений в одном месте- однозначно в сумме дают полный косяк. Почему то существует категория людей, считающих, что все вокруг дураки и не сделали так до них потому, что не в состоянии догадаться. Отрадно, что такие горе-кулибины есть и в Швеции. Как еще они колеса круглыми оставили?.. Уверен, в реальных боевых условиях вся эта тришкина команда сумела бы десяток раз шмальнуть из кустиков и не более того.
  9. Дмитрий
    +2
    9 мая 2011 23:34
    Т.е. на ходу сей танк не стреляет принципиально из-за "конструктивных особенностей"? Ну и кому он нахрен нужен такой...
  10. Эскандер
    +1
    10 мая 2011 20:18
    Ну, это… Как бы – шведам…
  11. ПАТРОН
    +3
    22 мая 2011 22:23
    безбашенный танк!!!
  12. panzersoldat
    +2
    13 июля 2011 22:29
    Это видимо танковый бабайка-им маленькие танки пугают.
    Всадник без головы.
  13. Одесит
    +4
    7 января 2012 00:14
    Данная машина была подвергнута резкой критике военных специалистов НАТО в первую очередь за ограниченную возможность ведения огня с ходу, а также крайнюю сложность в обслуживании ходовой части обусловленной наличием гидро подвески. В данном случае это не танк - это больше похоже на противотанковую САУ. Единственные преимущества - это низкий силуэт и автомат заряжения. А вот что произойдет с машиной в случае выхода из строя системы изменения клиренса в бою, - не трудно себе представать! Шведы вечно, что то необычное придумают, вспомните их броник PBV 302 - гибрид амеровского М-113 и "артиллерийской башни" собственной разработки!
  14. aironfirst
    +1
    1 марта 2012 08:58
    так, например, Великобритания, Австралия и США давали ему очень высокие оценки, но как противотанковой самоходке

    Абсолютно согласен, это ЛУЧШАЯ ПТ-САУ В МИРЕ( может даже единственная smile ), где-то смотрел видео, так очень впечатлило шасси, ОЧЕНЬ быстрый разворот на месте, изменяемый клиренс на каждый каток. Помню, там показывали, как он привставал из-за бугорка, стрелял, и садился обратно.

    P.S. очень интересно знать, каковы были бы результаты обстрела его лобовой проекции из штатных орудий современных танков БПС'ами
  15. +1
    22 июля 2012 22:39
    Если на клетке с ослом написанно "лев", не верь глазам своим!..
    Точно так же как и с этой самоходкой. Можно назвать ее танком, но от этого она танком не станет. ИМХО
  16. Varron
    0
    4 августа 2012 14:16
    Безусловно, интереснейшая машина. Просто это не ОБТ - вот и все. Правильнее всего было бы применять ее вместе с полноценным ОБТ для решения своих узкоспециализированных задач, но это слишком уж дорогостоящее удовольствие.
  17. +2
    11 февраля 2014 23:42
    Отличный ПТ танк! Именно так! ;) Да своих условий, а именно для территории Швеции. Нужно помнить, что СТРВ в первую и последнюю очередь создавался для оборонительных действий.
    А еще... нужно помнить и то, что в 50-60-70-х да и еще 80-х годах Европа готовилась воевать только в обороне! Тогда предполагалось, что Советские танковые лавины просто будут сметать на своем пути к Атлантике все, что будет им попадаться.
    Так вот... Шведы оказались не лопухами (как их долгое время пытались представить), а все грамотно взвесив пришли к выводу, что единственное что сможет хоть как то противостоять Советской бронированной армаде так это тихое, незаметное нечто, имеющую достаточно мощную пушку и большую скорострельность. Скакать и метаться по полю в этом случае не было необходимости. Тем более, что сам ландшафт Швеции к сему располагал не так уж и сильно.

    И я могу себе достаточно свободно представить, что если бы Советские Т-72 и ломанулись к океанским берегам через территорию Швеции, то невысокие, хорошо замаскированные STRV-103 устроили бы нашим еще ту головомойку... пока были бы обнаружены сами. ;)
    Конечное! У меня нет ни капли сомнения, что Шведские вооруженные силы СССР тоже бы смел подчистую. Вот только потери бы в наших танковых войсках в Швеции были бы куда больше, чем среди тех, кто шагал бы через центральную Европу.