Основные боевые танки западных стран (часть 1) – Леклерк

В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США. Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе.

Начнем свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского «Леклерка», который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.

Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.


В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады). Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.

Основные боевые танки западных стран (часть 1) – Леклерк


«Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком. Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания, нетипичен и способ размещения в танке орудия.

В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка. Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.

Благодаря использованию в конструкции танка АЗ и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники, а длина ходовой части была сокращена почти на метр. В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.

Основные боевые танки западных стран (часть 1) – Леклерк


Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с обще длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра. Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту, в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.

Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М. Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков: большая стоимость, сложность изготовления, относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов. Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов. Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с. Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.

Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид:

- прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
- тепловизионная камера;
- 8 перископических приборов наблюдения для командира;
- бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
- система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
- стабилизатор вооружения в двух плоскостях;

Все элементы, входящие в СУО, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.
Основные боевые танки западных стран (часть 1) – Леклерк

Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения. Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет полкилометра. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия. Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения.

ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел. Стабилизатор вооружения «Леклерка» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч, а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.

Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины, а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.
Основные боевые танки западных стран (часть 1) – Леклерк

Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем. Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».

Главной особенностью «Леклерка», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.

Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным импортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 10 млн. долларов, что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС. Для сравнения: аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 8-9 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6-7 млн., немецкий «Леопард-2А6» в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. Форвард 6 мая 2011 10:57
    Да Леклерк конечно подкачал . Революционного ничего в нём нет , кроме цены ,а найденные конструкторские решения укладываются в рамки инновационных . От западных собратьев отличается только полным разделением экипажа и автоматом заряжания . ТИУС этот ещё доводить и доводить .
    1. Dvu.ru-shnik 6 сентября 2011 20:05
      Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М.

      Только мы уже перешли на модернизированное орудие с возможностью применения снарядов "повышенного могущества."
      Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

      А стабилизатор нормально со 120мм орудием работает до скорости 30-40км/ч, то что будет после установки 140мм орудия?
      Dvu.ru-shnik
  2. Джокер 6 мая 2011 11:23
    Вспомнилось из воспоминаний конструктора БМП-3, об эксплуатации в ОАЭ, пересказываю своими словами:

    Приехали своим ходом на полигон, отстреляли из обеих пушек, собираемся обратно. Рядом стояли леклерки, при разговоре с офицером из экипажа оказалось что танки перед стрельбой необходимо калибровать, и это после перевозки на трейлере по самым ровным в мире автобанам!!! Мы собирались обратно, в этот день я так и не увидел как стреляют леклерки.
    Джокер
    1. fantast 6 мая 2011 12:39
      А что они там калибруют - систему наведения?
      1. Джокер 6 мая 2011 14:33
        Как я понял да, речь о СУО, очень капризная она.

        Так же интересный момент, при участии в параде (в первый раз, после этого незнаю) принудительно отключалась вся электроника что бы не дай бог ничего не глюкануло и двигло не выключилось...
        Джокер
  3. spirit 6 мая 2011 12:39
    ТИУС работает только при 25 градусах!!!!!!! ну французы дали!к нему ещё роту бидуинов с веерами надо чтоб охлождали !кандёр небось слабенький)))
  4. snek 6 мая 2011 14:31
    Кто-то реально думает, что существует компьютер работающий в температруном диапазоне +/- 1 градус от 25? То есть при 23 или 27 градусах он выходит из строя? Это технически попросту невозможно. , поверьте, не фанат западной техники, но когда слова человека ругающего иностранный образец вооружения автоматически становятся истинной - это тоже перегиб.
    snek
  5. Эскандер 6 мая 2011 14:34
    Больше всего французские танкисты опасались, что их Леклерки заглохнут во время первой демонстрации общественности прямо на параде. Для этого было отключено всё что можно, лишь-бы ехал…
    Но не заглохли! Уже победа!
    Наглядный пример, как можно «нагрузить» машину технологиями, чтоб потом сомневаться по поводу элементарных казалось бы вещей.
    Интересно, Саркози верхом на Леклерке в Ливию вьедет?
    Эскандер
  6. slan 6 мая 2011 17:52
    Хороший наверное танк, но семь Т-90 без вариантов лучше.
    п.с. Ввели регистрацию пользователей, теперь за редким исключением, к статьям по 0 комментариев, а если еще комментарии авторов сайта убрать..
    Не знаю, лучше ли сделали?.. Доверие было сильной стороной вашего сайта. Да кто хочет нагадить, все равно насрет, а нормальный человек поленится региться, что и наблюдается. На примере магазинов посмотрите, маркеты, где максимум доверия к покупателям процветают, а совковые гастрономы давно в заднице..
    slan
    1. Смирнов Вадим 6 мая 2011 18:21
      Обязательной регистрации нет, комментарии можно писать и так.

      Внизу мой комментарий, без входа на сайт.
      1. slan 6 мая 2011 18:42
        VadimIS,
        VadimIS,
        VadimIS,
        slan
        1. Смирнов Вадим 6 мая 2011 19:13
          slan, а браузер у Вас какой?
          1. slan 6 мая 2011 20:00
            Все эти глюки в гугл хроме 11.0.696.60 были
            А вообще мозилой пользуюсь
            slan
            1. fantast 6 мая 2011 21:01
              У меня такая же версия и подобных глюков не замечанно
            2. fantast 6 мая 2011 21:01
              У меня такая же версия и подобных глюков не замечанно
  7. Vadim 6 мая 2011 18:13
    Обязательной регистрации нет, комментарии можно писать и так.
    Vadim
  8. slan 6 мая 2011 18:46
    Глючит местами((
    Вчера при нажатии на "добавить коменарий" окно не появлялось, а страница перематывалась вверх будто приглашая к регистрации. Сейчас я про это написал, хотел вставить Ваш ник в сообщение, для этого нажал цитировать- ничего не произошло.. когда отправил сообщение, оно не появилось (второй раз подряд) видно его стало лишь после обновления страницы, но текст пропал, зато Ваш ник три раза..
    п.с. может потому и комментов мало стало
    slan
  9. Эскандер 6 мая 2011 19:45
    У меня тоже чет с отправкой. Раньше, после добавления, комментарий появлялся сразу, а теперь нет, только после повторного захода на страницу. Причём онлайн непонятно, толи прошел толи нет.
    И в правой области "поминальник рубрик" исчез, удобно раньше было.
    Эскандер
    1. Смирнов Вадим 6 мая 2011 19:55
      Все рубрики сейчас наверху, в меню
  10. Виктор 6 мая 2011 20:36
    slan, Мои друзья считают меня нормальным, а я зарегистрировался на сайте и ничуть не жалею. Нормальный сайт, все точки зрения представлены. Даже грузину Йорику 200 дают высказываться. А "Леклерк" безусловно хорош, только во время реального боя, такая тонкая аппаратура после нескольких попаданий даже болванками, скорее всего даст сбой.
  11. slan 6 мая 2011 20:52
    Виктор,
    Да я ж не имел в виду, что только ненормальный может зарегистрироваться, просто некоторым невдосуг это.
    slan
    1. фантаст 6 мая 2011 21:07
      Тестовый коммент без регистрации
      фантаст
      1. fantast 6 мая 2011 21:08
        Вроде бы всё нормально, комментарии добавляются без регистрации
  12. фигвам 6 мая 2011 23:57
    На север к нам ему не доехать,ну и слава богу!
  13. мишаня 7 мая 2011 01:04
    ооо... хорошую тему открыл автор, надеюсь будет продолжение и про другие образцы smile
    мишаня
  14. unit669 7 мая 2011 11:21
    Леклерк хорошо,но Леопард лучше.Просто французы решили выпендриться и переплюнуть немцев в танкостроении.Однако,как мы все прекрасно знаем,лучшие танки в мире делают в Германии(наверное,и в России тоже танки хороши).Леопард-это,скажем так,надёжный и практичный серийный Мерседес.Ну,а Леклерк-это шикарный и дорогой Ситроен.К тому же,лишь концепт-кар. bully
    unit669
  15. Артем 7 мая 2011 15:27
    Так как приводы у танка не гидровлические а элкетрические, то упраление эл.двигателями осуществляеться возможно честотными преобразовательями, а они не любят перегрева.
    Артем
  16. Артем 7 мая 2011 15:28
    Так как приводы у танка не гидровлические а элкетрические, то упраление эл.двигателями осуществляеться возможно честотными преобразовательями, а они не любят перегрева.
    Артем
  17. Артем 7 мая 2011 15:29
    Так как приводы у танка не гидровлические а элкетрические, то упраление эл.двигателями осуществляеться возможно честотными преобразовательями, а они не любят перегрева.
    Артем
  18. ПАТРОН 22 мая 2011 01:44
    а вся новизна в электронике наверное в габаритах и поворотниках?! winked
    ПАТРОН
  19. SuperDuck 6 сентября 2011 20:28
    Вот, воспоминания очевидцев на тему эклера.
    http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/France/
    SuperDuck
  20. Maksus 1 октября 2014 22:18
    Цитата: slan
    Хороший наверное танк, но семь Т-90 без вариантов лучше.
    п.с. Ввели регистрацию пользователей, теперь за редким исключением, к статьям по 0 комментариев, а если еще комментарии авторов сайта убрать..
    Не знаю, лучше ли сделали?.. Доверие было сильной стороной вашего сайта. Да кто хочет нагадить, все равно насрет, а нормальный человек поленится региться, что и наблюдается. На примере магазинов посмотрите, маркеты, где максимум доверия к покупателям процветают, а совковые гастрономы давно в заднице..


    Где Вы видели магазины с доверием покупателю??? Не смешите, Вы еще банк открытым оставьте на ночь)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня