Military Review

Savoyar

30
Savoyars were designed to be carried by cuirassiers or heavy cavalrymen of the 17th century. Also this type of helmet was especially good for use in escalade - the assault on the well-fortified walls of an enemy fortress. The name "escalade" comes from the French word ladder, since it was then that the troops used to storm the walls.


Savoyards associated with historical an event that occurred on the night of December 11–12, 1602 (according to the Julian calendar, December 21–22 - according to the Gregorian calendar), when the troops of the Catholic Duke Karl Emanuel I of Savoy tried to storm the fortress walls of the free Calvinist city of Geneva. Many of the mercenaries who stormed the walls of the city wore Savoyards - a specific kind of closed cuirassier helmet that was never seen before in Europe. But Genevites were able to repel the night attack of the Catholics.

Savoyar


Karl Emmanuel I Herzog of Savoy


Since then, every year, in the beginning of December, the Swiss canton city of Geneva organizes a colorful celebration festival called Escalade, dedicated to the triumph of its citizens over the enemy. The Genevans triumphed with the help of both their skilful artillery and the skillful use of cold weapons. Among the captured loot, Savoyars were taken from the killed and captured condottieri from the army of the Duke of Savoy.



Annual Escalade Celebration in Geneva


The helmet of Savoyard (from fr. Savoyard - Savoyard) in the shape of a round head, formed together in two parts along a low ribbed central ridge. Place of production Northern Italy. Made at the very end of the XVI or early XVII century. Dimensions: height 32 x width 25 x length 25 cm.



The helmet for improved protection is equipped at the bottom with a nearly flat collar plate (necklace), round in shape, with evenly spaced lining rivets made of brass. In addition to protecting the neck, this design was used to absorb shocks from above, on the head.



The flat, curved in the form of the head visor of the Savoyard has two viewing slits in the shape of the almond-shaped eyes and a prominent nose with two holes for breathing. At the bottom of the visor is a grinning mouth with seven round holes to improve ventilation.



There are also four holes in the ear, perhaps not only for ventilation, but also to hear better. Above the viewing slots there is a protective visor.





In general, a grotesque-simplified semblance of a cheerful face is obtained.



The visor can be easily raised. In the case of a threat, the visor can be quickly lowered, completely protecting the face. In the lowered position, the visor is fixed with a hook on the right side.



The lower part consists of two hinged drop-down halves, forming a single unit with the front part of the collar plate. Halves are fixed in front of the collar plate with a crochet hook.



It should be noted that, despite the past centuries, the Savoyard mechanism functions perfectly, all the parts fit snugly together, nothing is loose.





It is not precisely known whether this Savoyard was captured as a trophy during the unsuccessful assault of Geneva. But since from the very beginning of the XVII century. he is in Geneva, you can make a cautious assumption that he was captured. In this case, without having the slightest idea of ​​the previous owner of this Savoyard, one can only answer with certainty one question, where he was in the night from 11 to 12 in December of 1602.
Author:
30 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Igor39
    Igor39 April 29 2014 08: 12
    +25
    That's where the emoticon was copied from.
  2. KuigoroZHIK
    KuigoroZHIK April 29 2014 08: 32
    +22
    The author, thank you for your work. Continue in the same spirit!
    1. Igor39
      Igor39 April 29 2014 08: 38
      +3
      I would also like to read about throwing weapons.
      1. cdrt
        cdrt April 29 2014 12: 42
        +2
        Thanks to the author for the article.
        Very interesting.
        Go on :-)
  3. Free wind
    Free wind April 29 2014 08: 37
    +7
    I didn’t even hear about such a name. Now, looking at the article, I thought, well, I’ve just smiled. you noticed it too. And yet that knightly helmet. will be prettier. And yet, thanks to these articles about medieval weapons, I am convinced that there were ways to protect metal from corrosion. and it’s not only lubrication and proper care. A series of articles is very interesting !!!!!! Thank you very much.
    1. Mikhail3
      Mikhail3 April 29 2014 13: 21
      +5
      Well, it’s most likely by accident laughing Along with the ore, impurities inherent in this deposit fall into the furnace, or even the pebbles lying next to it are to blame. It was unlikely that these were any special measures. Oh, how lucky anyone is.
      However, luck also happens in a different way - everywhere in Japan there was only disgusting iron ore. Ancient samurai katanas have such waste that it’s just hard to believe. Well, the Japanese developed the technique of owning a sword, which practically eliminated power blocks - because the swords could not stand them!
      And yes, thanks to the author, the article is interesting.
  4. Boudallino
    Boudallino April 29 2014 08: 41
    +4
    Very informative Thanks to the author smile
  5. DAGESTAN333
    DAGESTAN333 April 29 2014 09: 23
    +4
    The beauty! Thanks to the author!
  6. Alex_T
    Alex_T April 29 2014 10: 15
    +2
    This model, in my opinion, is more suitable for blows from above and from the side to the head than the previous one, with a movable neck. Although this helmet is of little use from frontal blows with a spear, the visor and "nose" will direct the tip straight into the eye socket.
    1. PAM
      PAM April 29 2014 11: 23
      +4
      as they say the most dangerous blow is the one you don’t see. There is protection against hitting from above and on the back of the head, but in front you can fend off or dodge (do not take a spear with a visor smile ) Respect to the author.
    2. Vyalik
      Vyalik April 29 2014 12: 33
      +1
      Quote: Alex_T
      Although this helmet is of little use from frontal blows with a spear, the visor and "nose" will direct the tip straight into the eye socket.

      You probably mean a knight’s helmet in the form of a beak or I don’t remember the name of this type of wedge in front. But in this helmet it’s not easy to climb the stairs. There is very limited visibility. And this helmet is just designed for battle, when the main thing is to protect your head from blows from above and partially from the side. And from the arrows, too, in my opinion, it will not protect much.
      1. cth; fyn
        cth; fyn April 30 2014 07: 53
        0
        What arrows? 17th century, it’s time to defend against bullets there, by the way decent armor withstood falling from the bombard from 30 meters
        1. Moore
          Moore 22 May 2014 12: 23
          0
          Of the bombards - could not stand it, becauseB. - A fairly heavy artillery gun.
          And archers, for example in England, were canceled just 17 years before the events described, so the probability of getting an arrow or a crossbow bolt from the wall, I think, remained for a long time. From here it seems that the face is still protected, but the holes for the eyes are already wider.
          This helmet is concrete, more from chopping strikes.
  7. Takashi
    Takashi April 29 2014 11: 27
    +3
    I can write from experience that 7 small holes for breathing are very, very few. If there is still enough for inhalation, then for exhalation - the abs is not enough, as a result, CO2 goes up and starts to go out through the holes for the eyes. After some time, you have to rest in order to bring your breathing back to normal.
    1. cth; fyn
      cth; fyn April 30 2014 07: 57
      0
      so it opened the visor and that's it, it’s not always necessary, but with such a helmet, and even more so, while you stomp to the wall you can open it (the body tilted forward and that's all, invulnerable) the battle ended, it opened, the enemy saw shut
  8. Ruslan 56
    Ruslan 56 April 29 2014 11: 31
    +2
    Very informative. We are waiting for new articles.
  9. Free wind
    Free wind April 29 2014 12: 01
    +2
    Where's the rest of the armor? What was he like? I hope this helmet was not worn without the rest. By the way, on the head of the owner. more than once flew in, dents on the helmet on the right side. But there are no chopping blows. Looks like they beat him with stones and clubs, in short, the militia beat this warrior.
  10. Peacemaker
    Peacemaker April 29 2014 14: 28
    0
    Seeing THIS, I remembered the iron man from the wizard of the country of the lake. I can imagine what a terrible sight these smiling heads were climbing the wall! Apparently they were counting on this. Well done Zhenevets that were not scared and stood firm. Thanks to the author. Even from antiquity, you can dig up the first Chinese rockets, bazookas and dirty "smelly bombs" filled with feces ... well, these are suggestions ...
  11. Good cat
    Good cat April 29 2014 17: 00
    0
    I can imagine how the owner of the helmet felt after being hit with a club or a good club. Moderate concussion
    1. cth; fyn
      cth; fyn April 30 2014 08: 02
      +1
      but alive, no matter how you twist the broken skull is worse
  12. Free wind
    Free wind April 29 2014 19: 05
    0
    ABRACADABRA? You will help? I do not agree with you all, but I appreciate your statements!
  13. The comment was deleted.
  14. Negative
    Negative April 29 2014 19: 50
    0
    in our time it’s interesting to be able to forge this?
    1. cth; fyn
      cth; fyn April 30 2014 08: 01
      0
      They can not only forge, but also sell. now all sorts of amateurs are completely divorced, and taking into account that the cost of full armor reaches 200 thousand, it means that the welfare of the people is growing, since there is a lot of money for such an expensive hobby.
  15. Azaat
    Azaat April 29 2014 20: 27
    +1
    I finally found out how to wear these helmets.
  16. Mkhitar
    Mkhitar April 29 2014 20: 48
    +1
    Thanks to the author of the article. Interestingly, similar "bags for the head" were forged in various sizes to order, or strictly according to the standard? Considering that armor and weapons cost a fortune, the Savoyards most likely were made to measure from the head of the customer. For example, the owners of large noses probably needed a special approach.
  17. cth; fyn
    cth; fyn April 30 2014 08: 18
    +1
    It looks like aramet, only the crest is not so hypertrophied and the lower part of the visor does not rise upward but diverges to the sides, and the infantry visor also.
    1. tomket
      tomket April 30 2014 10: 59
      0
      I wonder how the length of the neck was adjusted?)
      1. PAM
        PAM April 30 2014 14: 25
        +1
        laughing no way under the helmet parameters grew from youth (a joke). The wealthy could afford the armor (custom work), so they adjusted the physiological data.
        1. cth; fyn
          cth; fyn April 30 2014 18: 02
          0
          in the online store "Forge" there is a small FAQ so there is an article about armor and it is stated that a good mercenary could save up for a reservation in 20 days (subject to austerity)
          For the elite, full armor was made individually. Most of the armor was bought “as is”, but some armor was customized for the individual owner. The cost of armor varied greatly depending on the era and place, and included both the cost of manufacture and the cost of decoration of the armor. In the 8th century, chain mail cost 12 oxen; by 1600, the rider's armor cost 2 ox. Typical full plate armor cost approximately £ 1 in the 14th century in England, with a warrior earning about 1 shilling per day in the same period. Thus, the armor cost approximately earnings for 20 days of service.
          http://bsmith.ru/armor
          1. Logos
            Logos 4 May 2014 16: 34
            0
            From the 8th century to the 14th and then the 16th - there is too much variation due to the fact that a major technological leap took place in Europe in the 15th-16th centuries: shtukofen was invented, which allows smelting huge amounts of metal in comparison with previous furnaces, the price of metal fell sharply . and the new organization of factories made it possible to drastically reduce the cost of production of weapons and armor
  18. Signaller
    Signaller 8 May 2014 15: 43
    -6
    Of course, the thing may have been good once, but by today's standards, one hit on this Savoyard with a baseball bat can lead to sad consequences. Well, when finished with a real crowbar, it’s generally fatal. Maybe they have all noble bloods in France, but they hit it in the face, if the enemy, albeit in a mask. Summary-so-a toy for an over-age child, no more. Really, nothing good, just a picture for an avatar.
    1. Logos
      Logos 15 May 2014 09: 14
      0
      Did you personally hold this type of helmet in your hands and test it for strength or did you make an examination of its photo without getting up off the couch?
  19. svdshka
    svdshka 13 May 2014 20: 52
    0
    for maidan will go with a bang
  20. Dimas59
    Dimas59 25 May 2014 12: 06
    0
    Maybe not in the subject, on the extreme photo there seem to be numbers "7" and "0" and it looks like "26" in front of them, what will the respected gurus say about this, it hurts too modern branding, if this is it ....?

Савойяр

Савойяры были предназначены для ношения кирасирами или тяжелыми кавалеристами XVII в. Также этот тип шлема был особенно хорош для использования в эскаладе — штурме хорошо укрепленных стен вражеской крепости. Название "эскалада" произошло от французского слова лестница, так как именно их тогда использовали войска при штурме стен.

Савойяры связаны с историческим событием, произошедшим в ночь с 11—12 декабря 1602 г. (по юлианскому календарю, 21—22 декабря — по григорианскому), когда войска герцога-католика Карла Эммануила I Савойского попытались взять штурмом крепостные стены вольного кальвинистского города Женевы. На многих из штурмовавших стены города наемниках были надеты савойяры — специфическая разновидность закрытого кирасирского шлема, ранее в Европе невиданная. Но женевцы смогли отбить ночное нападение католиков.

Савойяр



Карл Эммануил I Герцог Савойский


С тех пор каждый год, в начале декабря, швейцарский город-кантон Женева организует красочный праздник-фестиваль Эскалада, посвящённый торжеству своих горожан над неприятелем. Женевцы одержали победу с помощью как своей искусной артиллерии, так и умелого использования холодного оружия. Среди захваченной добычи были взяты и савойяры с убитых и пленных кондотьеров из войска герцога Савойского.

Савойяр


Ежегодный праздник Эскалада в Женеве


Шлем савойяр (от фр. savoyard — савойский) в форме круглой головы, сформирован вместе из двух частей вдоль низкого ребристого центрального гребня. Место производства Северная Италия. Изготовлен в самом конце XVI или начале XVII в. Размеры: высота 32 х ширина 25 х длина 25 см.

Савойяр


Шлем для улучшения защиты оснащен в нижней части почти плоской воротниковой пластиной (ожерельем), круглой формы, с равномерно расположенными подкладочными заклепками, сделанными из латуни. Помимо защиты шеи, такая конструкция служила для амортизации ударов сверху, по голове.

Савойяр


Плоское, выгнутое по форме головы забрало савойяра имеет две смотровые щели в форме миндалевидных глаз и рельефный нос с двумя отверстиями для дыхания. В самой нижней части забрала расположен усмехающийся рот с семью круглыми отверстиями для улучшения вентиляции.

Савойяр


Также по четыре отверстия есть в районе ушей, возможно не только для вентиляции, но и чтобы лучше слышать. Над смотровыми щелями имеется защитный козырек.

Савойяр


Савойяр


В целом получается гротескно-упрощённое подобие веселого лица.

Савойяр


Забрало можно легко поднять. В случае же возникновения угрозы забрало можно быстро опустить, полностью защитив лицо. В опущенном состоянии забрало фиксируется с помощью крючка на правой стороне.

Савойяр


Нижняя часть состоит из двух подвешенных на шарнирах раскрывающихся половинок, образующих единое целое с передней частью воротниковой пластины. Половинки фиксируются в передней части воротниковой пластины крючком.

Савойяр


Следует отметить, что несмотря на прошедшие столетия, механизм савойяра отлично функционирует, все детали плотно прилегают друг к другу, ничего не болтается.

Савойяр


Савойяр


Точно не известно, был ли этот савойяр захвачен в качестве трофея при неудачном штурме Женевы. Но поскольку с самого начала XVII в. он находится в Женеве, то можно сделать осторожное предположение, что был захвачен. В этом случае, не имея ни малейшего представления о прежнем владельце этого савойяра, можно только с уверенностью ответить на один вопрос, где он находился в ночь с 11 на 12 декабря 1602 г.
Автор: fimusito


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. Игорь39 29 апреля 2014 08:12
    Вот откуда смайлик срисовали.
  2. КуйгороЖИК 29 апреля 2014 08:32
    Автор, благодарю за труд. Продолжайте в том же духе!
    1. Игорь39 29 апреля 2014 08:38
      Про метательное оружие тоже хотелось бы почитать.
      1. cdrt 29 апреля 2014 12:42
        Автору спасибо за статью.
        Очень интересно.
        Продолжайте:-)
  3. Вольный ветер 29 апреля 2014 08:37
    Про такое название даже не слышал.Сейчас просматривая статью подумал ну прям смайлик. вы тоже это приметили. А все таки тот рыцарский шлем . покрасивее будет. Да и еще, благодаря этим статьям про средневековое оружие, убеждаюсь что были способы защиты металла от коррозии. и это не только смазка и надлежащий уход. А цикл статей очень интересный !!!!!!Большое спасибо.
    1. михаил3 29 апреля 2014 13:21
      Ну, это скорее всего нечаянно laughing Вместе с рудой в горн попадают и примеси, присущие данному месторождению, а то и вовсе виноват лежавший рядом камушек. Вряд ли это были какие то специальные меры. Уж как кому повезло.
      Впрочем везение тоже бывает на разный лад - повсеместно в Японии встречалась только отвратительная железная руда. Древние самурайские катаны такие отходы, что просто трудно поверить. Ну и японцы развили технику владения мечом, практически исключавшую силовые блоки - ведь мечи их не выдерживали!
      И да, спасибо автору, статья занятная.
  4. Boudallino 29 апреля 2014 08:41
    Очень познавательно Спасибо автору smile
  5. ДАГЕСТАНЕЦ333 29 апреля 2014 09:23
    Красота! Спасибо автору!
  6. Alex_T 29 апреля 2014 10:15
    Эта модель, на мой взгляд более подходит от ударов сверху и сбоку по голове, чем предыдущая, с подвижной шеей. Хотя от фронтальных ударов копьем данный шлем малопригоден, козырек и "нос" направят наконечник ровно в глазницу.
    1. ПАМ 29 апреля 2014 11:23
      как говорится самый опасный удар тот, который ты не видишь. От удара сверху и по затылку защита есть а спереди можно парировать или увернутся (не надо забралом копье принимать smile ). Автору респект так держать.
    2. Вялик 29 апреля 2014 12:33
      Цитата: Alex_T
      Хотя от фронтальных ударов копьем данный шлем малопригоден, козырек и "нос" направят наконечник ровно в глазницу.

      Вы наверно имеете ввиду рыцарский шлем в виде клюва или не помню как называется,такой типа клина спереди.Но в таком шлеме очень не просто подниматься по лестнице.Там сильно ограничен обзор.А этот шлем как раз и создан для боя,когда главное защитить голову от ударов сверху и частично сбоку.А от стрел тоже,по моему,не сильно защитит.
      1. cth;fyn 30 апреля 2014 07:53
        Каких стрел? 17 век, там от пуль уже пора защищаться, к стати приличный доспех выдерживал попадание из бомбарды уже с 30 метров
        1. Мур 22 мая 2014 12:23
          Из именно бомбарды - не выдерживал, т.к.Б. - достаточно тяжёлое артиллерийское орудие.
          А лучников, например в Англии, отменили всего за 17 лет до описываемых событий, поэтому вероятность получить со стены стрелу или арбалетный болт, думается, сохранялась ещё долго. Отюда вроде и лицо ещё защищают, но и отверстия для глаз уже шире.
          Шлем же этот конкретно- да, больше от рубящих ударов.
  7. Takashi 29 апреля 2014 11:27
    из опыта могу написать, что 7 маленьких дырочек предназначенных для дыхания - очень и очень мало. Если для вдыхания еще хватает, то для выдыхания - аблс не хватает, в итоге СО2 идет вверх и начинает выходить через отверстия для глаз. Спустя некоторое время, приходиться отдыхать, чтобы привести дыхание в норму.
    1. cth;fyn 30 апреля 2014 07:57
      так то забрало открыл и все, не всегда же оно нужно, а с таким шлемом и подавно, пока топаешь до стены можно и открыть(корпус вперед наклонил и все, неуязвим) схватка закончилась открыл, врага увидел захлопнул
  8. руслан 56 29 апреля 2014 11:31
    Очень познавательно. Ждем новых статей.
    руслан 56
  9. Вольный ветер 29 апреля 2014 12:01
    А где остальной доспех? что он из себя представлял? Надеюсь данный шлем не носился без остального. Кстати по голове владельца. не раз прилетало , вмятины на шлеме с правой стороны. А вот рубящих ударов нет. Видать били его камнями да дубинами, короче забило этого воина народное ополчение.
  10. Миротворец 29 апреля 2014 14:28
    Увидев ЭТО я вспомнил железного человека из волшебника страны оз. Представляю каким ужасным зрелищем были эти улыбающиеся головы лезущие на стену! Видимо на это и расчитывали. Молодцы Женевцы что не испугались и выстояли. Автору сппсибо. Еще из древности можно выкопать первые китайские ракеты, базуки и грязные "вонючие бомбы" наполненные фекалиями... ну это предложения...
  11. Добрый кот 29 апреля 2014 17:00
    Представляю, что чувствовал хозяин шлема после удара палицей или хорошей дубиной. Контузия средней тяжести
    1. cth;fyn 30 апреля 2014 08:02
      зато живой, как ни крути проломленный череп хуже
  12. Вольный ветер 29 апреля 2014 19:05
    АБРАКАДАБРА? Вы поможете? Не со всем с вами согласен, но ценю ваши высказывания!
  13. Комментарий был удален.
  14. Negativ 29 апреля 2014 19:50
    в наше время интересно смогут такое выковать?
    1. cth;fyn 30 апреля 2014 08:01
      Не только выковать, но и продать могут. сейчас полно развелось всяких любителей шелесяками помахать, а если учесть что стоимость полного доспеха до 200 тысяч доходит, то значит что благосостояние народа растет, раз на такое дорогое хобби денюжка имеется.
  15. Азаат 29 апреля 2014 20:27
    Наконец-то узнал как такие шлемы одеваются.
    Азаат
  16. Мхитар 29 апреля 2014 20:48
    Автору статьи спасибо. Интересно, подобные "саквояжи для головы" ковались различных размеров на заказ, либо строго по стандарту? Учитывая, что доспехи и оружие стоили целое состояние, то скорее всего и савойяры делали по-мерке с головы заказчика. Скажем, к обладателям больших носов наверняка требовался особый подход.
    Мхитар
  17. cth;fyn 30 апреля 2014 08:18
    Похож на арамет, только гребень не так гипертрофирован и нижняя часть забрала не вверх поднимается а в стороны расходится, да и забрало пехотное.
    1. tomket 30 апреля 2014 10:59
      интересно ,а как длина шеи регулировалась?)
      1. ПАМ 30 апреля 2014 14:25
        laughing никак под параметры шлема росли с юношества (шутка). Доспехи могли себе позволить состоятельные (работа на заказ) так что подгоняли по физиологическии данные.
        1. cth;fyn 30 апреля 2014 18:02
          в интернет магазине "Кузница" есть небольшое ЧаВо так там есть статья про доспехи и утверждается что хороший наемник мог скопить на бронь за 20 дней(при условии жесткой экономии)
          Для элиты полный доспех изготавливался индивидуально. Большая часть доспехов покупалась «как есть», но некоторые доспехи подгонялись под индивидального владельца. Стоимость доспеха сильно варьировалась в зависимости от эпохи и места, и включала в себя как стоимость изготовления, так и стоимость художественного оформления доспеха. В 8-ом столетии кольчуга стоила 12 волов; к 1600 году броня всадника стоила 2 вола. Типовой полный латный доспех стоил приблизительно 1 фунт стерлингов в 14 веке в Англии, при этом воин в тот же самый период зарабатывал около 1 шиллинга в день. Таким образом, доспех стоил приблизительно заработок за 20 дней службы.
          http://bsmith.ru/armor
          1. Logos 4 мая 2014 16:34
            От 8 века к 14 и затем 16 - уж слишком большой разброс ввиду того, что в 15-16 веках в Европе произошел крупный технологический скачок: был изобретен штукофен, позволяющий выплавлять огромные к-ва металла в сравнении с прежними печами, цена металла резко упала. а новая организация мануфактур позволила резко удешевить производство оружия и доспехов
  18. Связист 8 мая 2014 15:43
    Вещь конечно может и хорошая когда то была, но по нынешним меркам один удар по этому савойяру бейсбольной битою может привести к печальным последствиям. Ну а при добитии реальным ломом-вообще к летальному исходу. Может у них во Франции все благородных кровей, но бьют то по лицу, если враг, хоть и в маске. Резюме-так-игрушка для великовозрастного дитя-не более. Реально-ничего путного-только картинка для аватарки.
    1. Logos 15 мая 2014 09:14
      Вы лично держали этот тип шлема в руках и испытывали его на прочность или сделали экспертизу по его фото не вставая с дивана?
  19. svdshka 13 мая 2014 20:52
    для майдана пойдет на ура
  20. Dimas59 25 мая 2014 12:06
    Может и не в тему, на крайнем фото вроде просматриваются циферки "7" и "0" и перед ними похоже "26", что уважаемые гуру скажут по этому поводу, больно уж современное клеймение, если это оно....?
    Dimas59

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня