Подвиг миноносца "Страшный"

Русско-японская война, была проиграна. Но, несмотря на поражения и неудачи, в этой военной кампании было место для подвига. Сейчас, рассказ пойдет о миноносце «Страшном», и его команде, оказавшим героическое сопротивление японским кораблям.

Подвиг миноносца "Страшный"


Миноносец стал частью русского флота 1 марта 1904 года. Его командиром был назначен Константин Юрасовский, который был капитаном второго ранга. Инженером-механиком на миноносце был Павел Дмитриев, а штурманским офицером - мичман Андрей Акинфеев. Артиллерийским офицером на корабле был Ермий Малеев. Малеев был единственный в экипаже, кто уже несколько лет нес службу на Дальнем Востоке.


30-ого марта миноносец, в составе 8-ми кораблей отправился к острову Сапшантау. К 22 часам небо заволокло облаками, начался дождь, на воду лег туман. Видимость была близка к нулевой. Около двух ночи, отряд увидел силуэты нескольких кораблей (6). Из-за погодных условий нельзя было разобрать принадлежность их к тому или иному флоту, решено было подождать. Но, как только «Страшный» дал свои позывные, по миноносцу открыли огонь. Это был неприятель.

Начался бой. Первый же японский снаряд уничтожил носовое орудие миноносца. Погиб и Юрасовский – командир корабля, ситуация была сложной. Тогда, лейтенант Малеев взял командование в свои руки. Миноносец уходил в сторону Порт-Артура, на предельной скорости, отстреливаясь от неприятеля.

Одна из русских торпед нанесла тяжелый урон японскому крейсеру. Корабль лег в дрейф. На выручку к боевому товарищу поспешил другой крейсер. Теперь преследователей осталось только 4-ре. Положение только стало выправляться, как…японский снаряд попал в торпеду кормового аппарата. Большинство людей, которые находились в этот момент на палубе – погибли. Из офицеров в живых остался лишь Малеев.

Корабли сближались, между ними оставалось каких-то 70 метров. «Погибнем, но не сдадимся»! - сказал Малеев. Корабль потихоньку тонул. За это время остатки команды успели произвести несколько выстрелов, нанеся большой урон врагу.

31 марта 1904 года, «Страшный», бесстрашно сражаясь, ушел под воду в 6 часов 15 минут. Подвиг русских матросов и офицеров, навсегда останется в истории нашего флота. В русском флоте появились корабли, которые гордо носили названия героев сражения – «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев», «Капитан Юрасовский». Спустя два года на воду был спущен новый эсминец «Страшный».

Подвиг миноносца "Страшный"
Офицеры миноносца "Страшный"
Первоисточник: http://www.ote4estvo.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. Сахалинец 29 апреля 2014 08:58
    Подвиг "Страшного" безусловно является одной из славных страниц героической истории русского флота.
    Непосредственно по статье факт торпедирования крейсера вызывает очень большие сомнения.
  2. Gomunkul 29 апреля 2014 08:59
    Подвиг миноносца "Страшный"
    Статье плюс,автор старался, но слишком скомкана. Можно было и побольше нарыть материала.
    Война началась внезапным нападением японского флота на русскую эскадру на рейде у Порт-Артура в ночь на 8 февраля 1904 года, нанесшим ей существенный ущерб. Однако прибытие адмирала С. О. Макарова изменило ситуацию, и наши корабли перешли вскоре к активным действиям.

    В ночь на 13 апреля по заданию адмирала в море вышло восемь русских миноносцев, в том числе и «Страшный». Они были посланы, чтобы обнаружить и обстрелять манёвренную базу японцев, готовившихся к высадке войск на материк.

    Около часа ночи в густом тумане миноносцы «Страшный» и «Смелый» потеряли из виду свой отряд, повернули обратно и шли малым ходом, чтобы к рассвету подойти к Порт-Артуру. Однако «Страшный» был окружен японским отрядом, состоявшим из двух крейсеров и шести эскадренных миноносцев. Отвергнув предложение сдаться, капитан 2-го ранга К. К. Юрасовский решил сопротивляться до конца. Начался неравный бой. Вражеский снаряд попал в торпедный аппарат «Страшного», и в результате взрыва погибли капитан и несколько матросов. Вскоре вышла из строя вся артиллерия корабля. До последних минут стрелял по противнику из пулемёта лейтенант Малеев.

    От многочисленных пробоин и повреждений миноносец стал погружаться в воду. Из 52 человек экипажа в живых остались лишь пятеро. Во время боя шедший впереди миноносец «Смелый» повернул обратно и пытался оказать помощь, но был отогнан огнём японских кораблей. Таким образом, подвиг крейсера «Варяг» не являлся в эту войну единичным явлением.

    День гибели миноносца «Страшный» оказался крайне несчастливым и для всего русского флота. Узнав о нападении японцев, адмирал С. О. Макаров немедленно направил на выручку крейсер «Баян», а вслед за ним в море вышла вся порт-артурская эскадра во главе с флагманом — броненосцем «Петропавловск».

    Но, к сожалению, было уже поздно, а на обратном пути в 9 час. 43 мин. флагман подорвался на двух минах и почти сразу затонул, увлекая на дно командующего эскадрой адмирала С. О. Макарова, начальника штаба М. П. Моласа, известного художника В. В. Верещагина, 27 офицеров и 620 матросов экипажа.

    Это была одна из тех роковых случайностей, которые крайне неблагоприятно отразились на всем ходе военных действий, а в лице Макарова Россия потеряла своего лучшего в то время флотоводца.

    hi
  3. Добрый кот 29 апреля 2014 09:00
    Интересно кто минус поставил?
    1. avt 29 апреля 2014 09:28
      Цитата: Добрый кот
      Интересно кто минус поставил?

      Да укротроль какой нибудь проскакал из вредности . Но вот на фото во главе статьи не ,,Страшный"времен Русско - японской , а вполне себе послевоенный ,,доброволец" построенный на заводе ,,Ланге и сын" и зачисленный в Практическую эскадру в 1906м.
      avt
      1. Капдва 29 апреля 2014 10:47
        Полностью согласен.Страшный в Порт-Артуре был типа Сокол.Но подвиг экипажа из за этого не меньше.Хотя для исторической достоверности можно было и найти фото.Минус видимо из за этого и поставили.
        1. Мур 29 апреля 2014 11:47
          Ну да, типа "Сокол" - вот такой.
    2. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 11:08
      Минус поставил я
      Дело в том, что если уж берешься за благое дело памяти о героически сражавшихся и павших в неравном бою предков, то можно чуть-чуть поднапрячься, и сделать адекватную статью
      ВО первых - на фотографии отнюдь не "Страшный", героически погибший под Артуром, а его потомок - миноносец типа "Украина", построенные после РЯВ. Во вторых, насколько я знаю, хорошего фото миноносца "Страшный" не сохранилось (мне не попадалось, по крайней мере) кроме фото его гибели (ниже)
      Но если уж так, то можно было бы вставить фотографию однотипного миноносца, они в инете есть, да хотя бы вот эту (приведу в другом комменте) Допустим, автор решил, что раз нет "Страшного", пусть будет его потомок, это нормально, но тогда в тексте следовало бы указать, что это не тот "Страшный".
      К сожалению, "Страшный" в том бою торпедой ни в кого не попал. Это ни в коей мере не умаляет достоинства русских моряков - практически в самом начала боя от попадания вражеского снаряда взорвалась торпеда в торпедном аппарате, после чего миноносец явно был не в состоянии сблизиться с вражескими крейсерами на дистанцию торпедного пуска - с такими-то повреждениями. А стрелять тогдашними торпедами с шансами на успех можно было метров так с пятисот, а лучше еще ближе.
      1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 11:09
        Фото однотипного корабля
        1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    3. Андрей77 30 апреля 2014 01:20
      Второй минус поставил я.
  4. Капдва 29 апреля 2014 10:48
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/130/tfba696.jpg Примерно такой
  5. Комментарий был удален.
  6. Капдва 29 апреля 2014 10:50
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/206/udwq925.jpg Момент гибели миноносца Страшный 31 марта 1904 г
  7. казаков 29 апреля 2014 11:56
    Приятно, что много людей чтящих свою историю, Такие статьи очень нужны. Это лучше чем читать про Тимошенко, Порошенко им прочее... .
    P.S. И пожелание- надо все таки вставлять краткие технические характеристики типа год постройки, водоизмещение, скорость хода.
    1. Андрей77 30 апреля 2014 01:17
      Такие как эта - статьи не нужны. Автор слабо (а точнее совсем) не владеет материалом. Андрей из Челябинска порылся и нарыл фотографии того боя, а какую работу провел автор? В статье нет НИ ОДНОЙ ссылки! Т.е. это пусть патриотичная, но "отсебятина"
  8. Lyton 29 апреля 2014 12:30
    Дай нам бог в минуту опасности для нашей Родины поступить точно так же, как моряки миноносца Страшный не посрамивших Андреевский Стяг. Андрей из Челябинска молодец.
  9. Yarik 29 апреля 2014 14:27
    Насколько мне помнится, В Артуре собирался. И был действительно страшным, поскольку узлов 20 вместо заявленных 26 выдавал. Учитывая японский 57-мм и наш 47-мм...Ну о чем говорить.Как обычно в России, отвага и личное мужество.
    1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 15:24
      Цитата: Yarik
      Насколько мне помнится, В Артуре собирался.

      Совершенно верно
      Цитата: Yarik
      И был действительно страшным, поскольку узлов 20 вместо заявленных 26 выдавал.

      Эммм... а не разодолжите ли ссылкой? А то, знаете ли, пишут всякое, например - вот http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2004_02/03.htm
      До начала войны с Японией в состав порт-артурской эскадры Тихого океана вошли девять истребителей типа «Сокол»; два («Страшный» и «Стройный») готови­лись к ходовым испытаниям и последний («Статный») достраивался. Контрактной скорости (26,5 узла) не смог развить лишь один корабль — головной «Решитель­ный». На мерной миле он показал резуль­тат 25,75 узла, что посчитали достаточ­ным, и «во избежание надрыва котлов» дальнейшие попытки достичь проектного хода прекратили. Все остальные минонос­цы на испытательных пробегах развили скорость около 27 узлов, но при этом от­мечалась сильная вибрация корпуса.

      Истребители «Страшный» и «Стройный» были приняты в казну 1 марта 1904 го­да, причем последний — без испытаний на полный ход. А вот достройку «полугото­вого» «Статного» 7 февраля приостанови­ли. По инициативе представителя правле­ния Невского завода инженера И.И.Гиппиу­са (он сменил В.Н.Китаева в начале 1903 года) этот миноносец решили использовать в качестве источника запчастей. Пожалуй, впервые в мировой практике в Порт-Арту­ре нашел широкое применение агрегатный метод ремонта кораблей, когда вышедшие из строя узлы и механизмы «соколов» бы­стро заменялись исправными со «Статно­го», а уже затем восстанавливались в мас­терских. Результат такого метода превзо­шел все ожидания: в течение первых ме­сяцев войны ремонт по механической час­ти истребителей ни разу не занял более суток. Правда, в июле 1904 года «Статный» все же достроили — к тому времени мино­носцы понесли большие потери, и эскадра остро нуждалась в судах этого класса.

      Что же до того, что миноносцы в повседневной жизни не дотягивали до скоростей, полученной на мерной миле - это была беда абсолютно всех кораблей той эпохи. Вспомнить даже японские броненосные крейсера - некоторые из них при паспортной скорости 21-22 уз в РЯВ с трудом кратковременно давали 19, к примеру.
      Цитата: Yarik
      Учитывая японский 57-мм и наш 47-мм.

      Эта разница особой роди не играла - что 47-мм, что 57-мм были одинаково негодны для поражения миноносцев неприятеля
    2. Крэнг 29 апреля 2014 21:14
      У наших эсминцев того периода стандартным вооружением было 1 - 75мм и 3 - 47мм пушки, 2 - 7,62мм пулемета, 2 - 381мм ТА. Предельная скорость 26,5уз. Не так уж и плохо.
      Крэнг
  10. Yarik 29 апреля 2014 14:30
    Андрей из Челябинска (1) Сегодня, 11:08 ↑ Новый
    Минус поставил я


    Вот и я удивился.На 240 тонн слишком большой.Такие в годы РЯВ минными крейсерами наз.
    1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 15:26
      Цитата: Yarik
      Вот и я удивился.На 240 тонн слишком большой.

      Конечно большой, он же примерно 500 тонн нормального водоизмещения:)
  11. Artem1967 29 апреля 2014 18:57
    Цитата: Gomunkul
    Это была одна из тех роковых случайностей, которые крайне неблагоприятно отразились на всем ходе военных действий, а в лице Макарова Россия потеряла своего лучшего в то время флотоводца.

    Вся эта война от начала до конца была несчастливой для России, несмотря на героизм и самоотверженность русских воинов.
    Абсолютно бездарные военное планирование и политическая подготовка к войне, в результате которой Россия оказалась практически в изоляции, самым негативным образом наложились на неразвитую инфраструктуру ТВД и тактические ошибки в базировании эскадр Тихокеанского флота.
    Приближение войны чувствовалось во всем(достаточно прчитать мемуары современников и официальные донесения в вышестоящие штабы), так почему самый современный и быстроходный легкий крейсер 1-го ранга "Варяг" околачивался в Чемульпо в роли рядового стационера, которую с успехом мог выполнить и "Кореец"?
    Почему не были соединены крейсерская эскадра Владивостока и Порт-Артурская эскадра? Бить врага по частям, вот что мы позволили японцам.
    Почему, наконец, весь флот не был переведен во Владивосток, где был док, крепость и несравненно лучшие условия снабжения и базирования.Японцы легко захватили бы Порт-Артур? Возможно, но выигранное сражение не означает выигрыш в войне. Зато у нашего флота были бы развязаны руки для действий на коммуникациях и против Хоккайдо, что могло привести к высадке десанта на этот остров. Вот здесь стоит прерваться, а то можно и победить в той роковой для России войне am
    Честь и слава воинам России, стоявшим до конца в самых безнадежных сражениях! Мы вас помним!
    Artem1967
    1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 19:23
      Цитата: Artem1967
      так почему самый современный и быстроходный легкий крейсер 1-го ранга "Варяг"

      "Варяг" не был самым современным крейсером наших тихоокеанских сил ("Аскольд" и "Богатырь" были куда лучше) и уж точно не был самым быстроходным. С его-то 17 узлами...
      Цитата: Artem1967
      Почему не были соединены крейсерская эскадра Владивостока и Порт-Артурская эскадра? Бить врага по частям, вот что мы позволили японцам.

      Потому что это был более чем разумный шаг - тройка броненосных крейсеров, в общем-то негодных для эскадренного боя (я о Рюрике/России/Громобое говорю) оттянула на себя 4 броненосных крейсера Камимуры, что сильно ослабило Того в том же Желтом море. В целом нужно считать, что для парирования кораблей ВОК японцы выделили куда более мощные силы. Так что тут как раз все верно
      Цитата: Artem1967
      Почему, наконец, весь флот не был переведен во Владивосток, где был док, крепость и несравненно лучшие условия снабжения и базирования.

      Условия во Владивостоке на тот момент были не лучше, на снабжение рассчитывать не приходилось (транссиб был занят спешной переброской войск и их снабжения)а вот из Артура никак не получилось бы выгрести флотские запасы, коих там было до черта великого.
      В целом и общем, можно только сожалеть о том, что флот не был переведен во Владивосток, но это все же послезнание
      1. avt 29 апреля 2014 19:44
        Цитата: Андрей из Челябинска
        "Варяг" не был самым современным крейсером наших тихоокеанских сил ("Аскольд" и "Богатырь" были куда лучше) и уж точно не был самым быстроходным. С его-то 17 узлами...

        Основной причиной был перегрев опорных подшипников гребных валов ,максимум что выжимал крейсер на момент принятия командования Рудневым - 17,5 узлов.Аскольд конечно красавец good ,да и сделан был неплохо , судьба боевая замечательная , но ,,Богатырь" более продуман был,хотя очень хотели 75мм снять , но перевооружили только на ЧФ в Первую мировую,кстати самая большая серия крейсеров этого проекта была в строю императорского флота , да и Краснофлотцы , особенно на ЧФ ,его застали уже перевооруженными на обуховские 130мм.
        avt
        1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 20:10
          Цитата: avt
          Аскольд конечно красавец good ,да и сделан был неплохо , судьба боевая замечательная , но ,,Богатырь" более продуман был

          Да как сказать, уважаемый avt ! Проблема в том, что башенная артиллерия 6", стоявшая на "Богатыре" будучи, с одной стороны, безусловным шагом в будущее, с другой стороны оказалась... несколько преждевременной. Башенные установки проигрывали палубным в скорострельности и скорости наводки, так что залповая стрельбы была чрезвычыйно затруднена. С другой стороны, мы особо залпами и не стреляли... В общем, я тоже считаю, что "Богатырь" предпочтительнее, но думаю что разница с "Аскольдом" не настолько уж велика, как это принято считать
          1. avt 29 апреля 2014 21:44
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Проблема в том, что башенная артиллерия 6", стоявшая на "Богатыре" будучи, с одной стороны, безусловным шагом в будущее, с другой стороны оказалась... несколько преждевременной.

            Была такая тема после Японской компании - предлагали поменять все и 75мм на одинарные станки 152мм , но в итоге только на ЧФ перевооружили на 130мм , ну который ,,Коминтерном" закончил боевую деятельность в ЧФ.Хотя на память могу и ошибиться с назанием,,,Профинтерн "вроде cтал,,Красным Крымом",а ,,Память Меркурия"- ,,Коминтерном"
            Цитата: Андрей из Челябинска
            но думаю что разница с "Аскольдом" не настолько уж велика, как это принято считать

            ,,Аскольд" красавец пятитрубный и ходок малость пошустрее ,,Богатырей" ,хотя по вооружению практически равен.Когда его на ТОФ перегоняли - привел в восторг арабских шейхов , англы , видать из ревности, пустили сразу cледом перед арабами броненосец ,,,Ринаун"кажется, на что арабы не впечатлились - всего две трубы ,куда там до пяти ! laughing Исторический факт однако .
            avt
            1. Андрей из Челябинска 29 апреля 2014 22:34
              Цитата: avt
              на что арабы не впечатлились - всего две трубы ,куда там до пяти !

              Вот жеж...правду говорят, век живи, век учись, а только все равно дураком помирать laughing Очаровательная история, а я ее не слышал, большое спасибо!:)
          2. Андрей77 4 мая 2014 14:49
            Башенная артиллерия увеличивает водоизмещение корабля, в отличии от палубной. Ну и как Вы указали - в скорострельности.
  12. KGDU10 10 октября 2014 23:25
    На фото показан эскдренный миноносец типа "Украина", построенный в 1906 году. Контрминоносец "Страшный", о котором идет речь в статье, принадлежал к серии кораблей типа "Сокол". Построены они были до русско-японской войны в 1899-1904 гг.
    KGDU10

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня