Основные боевые танки западных стран (часть 2) – Леопард-2

Основным боевым танком Германии на протяжении многих лет остается «Леопард-2» и различные его модификации. Разработка данного танка была полностью завершена к 1979 году, в том же году танк начал поступать в войска. Любопытно, что в процессе разработки немецкие инженеры отрабатывали две концепции – Leopard-2K с пушечным вооружением и Leopard-2PK, вооруженный противотанковыми ракетами. В 1971 году работы по созданию ракетного танка были прекращены, и Леопард-2 предстал машиной, получившей стандартное пушечное вооружение. С 1979 года было выпущено около 3500 танков, которые стоят на вооружении многих стран мира.

Танк был спроектирован по классической схеме. Спереди размещено отделение управления, боевое отделение находится в средней части танка, моторно-трансмиссионный отсек в задней части. В отделение управления танка размещается водитель, часть боекомплекта и фильтровентиляционная установка. Рабочее место механика-водителя смещено к правому борту танка, его сиденье может регулироваться по высоте и устанавливаться в два положения: по-походному – с открытым люком и по-боевому – с закрытым люком. Для наблюдения за полем боя водитель имеет 3 перископических смотровых прибора.

При разработке танка главное внимание было уделено его огневой мощи, поэтому вопрос о выборе орудия для данной машины стоял достаточно болезненно. Параллельно рассматривалось два варианта со 105-мм нарезным орудием, хорошо себя зарекомендовавшим ранее, и со 120-мм гладкоствольной пушкой. В итоге выбор был сделан в пользу последней, а «Леопард-2» стал первым западным танком, получившим на вооружение 120-мм гладкоствольную пушку.
Основные боевые танки западных стран (часть 2) – Леопард-2


На корпусе танка монтируется трехместная сварная башня, в которой размещаются командир, наводчик и заряжающий. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120/L44. Сочленение ствола орудия с казенником сделано быстроразъемным с помощью применения секторной резьбы. Монтаж и демонтаж орудия производится через амбразуру, без снятия башни танка. Центр тяжести качающейся части пушки расположен в районе оси цапф. Орудие имеет 2 симметрично расположенных тормоза отката. Для того чтобы исключить значительные нагрузки на конструкцию башни при выстреле и, в особенности, на элементы СУО, наибольшая сила сопротивления откату находится на уровне танка. Благодаря значительной массе пушки вместе с бронемаской (около 4290 кг.) и отсутствию динамического плеча, влияние выстрела на ухудшение точности стрельбы сведено до минимума. По этому показателю «Леопард-2» по праву считается одним из лучших танков в мире.

Ствол орудия оборудован изготовленным из стеклопластика теплозащитным кожухом, ближе к казенной части ствола монтируется эжектор, отвечающий за удаление пороховых газов. Внутренняя поверхность орудия выполнена хромированной, живучесть ствола рассчитана на 500 выстрелов. Для орудия Rh-120 разработаны два основных унитарных выстрела с металлическим поддоном и со сгорающей гильзой – ДМ23 бронебойный подкалиберный снаряд (имеет сердечник из вольфрамового сплава, масса 18,6 кг.) и ДМ-12 кумулятивно-осколочный снаряд (масса 23,2 кг).

«Сердцем» танка является V образный 12 цилиндровый четырехтактный дизель MB 873 развивающий при 2600 об/мин. мощность в 1500 л.с. Данный двигатель относится к дизелям предкамерного типа и оснащен жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Дизель обладает двумя турбокомпрессорами и двумя охладителями наддувочного воздуха, включенными в общую систему охлаждения. Воздух для питания дизеля поступает через 2 воздухозаборника, расположенных на крыше моторно-трансмиссионного отсека и прикрытых сверху кормовой нишей башни, в 2 воздухоочистителя, которые закреплены на самом двигателе и короткими патрубками соединены с турбокомпрессором. Примененные здесь воздухоочистители – двухступенчатые. В роли первой ступени применяется циклон, в роли второй – сменные кассеты с фильтрующими элементами. Пыль, которая отфильтровывается на первой ступени, убирается затем электровентиляторами.
Основные боевые танки западных стран (часть 2) – Леопард-2
Леопард-2А4

Система управления огнем (СУО) разработана фирмой «Крупп Атлас – Электроник». СУО позволяет экипажу танка распознавать и обнаруживать цели и вести по ним стрельбу в дневное и ночное время, в движении и с места. СУО включает в себя:

- панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира танка PERI-R17;
- лазерный прицел-дальномер наводчика EMES-15;
- вспомогательный телескопический прицел наводчика FERO-Z 18,
- стабилизатор вооружения в 2-х плоскостях с электрогидравлическим приводом WHA-H22;
- аналоговый электронный баллистический вычислитель;
- электрическая система синхронной связи орудия с прицелами;
- система встроенного контроля функционирования СУО;
- система выверки прицела-дальномера.

СУО позволяет вести огонь из пушки и командиру, и наводчику, при этом действиям командира по наведению пушки отдается предпочтение – они являются приоритетными.

Основной прицел наводчика оборудован встроенным лазерным дальномером и обладает независимой стабилизацией поля зрения в 2-х плоскостях, в одном блоке с ним монтируется пассивный тепловизор, предназначенный для работы в условиях низкой освещенности или в ночное время. На первых 200 танках «Леопард-2» были установлены тепловизоры PZB-200, передающая камера которых крепилась на маске орудия, а видеоконтрольные устройства на рабочих местах наводчика и командира. Впоследствии вместе с освоением серийного производства прицелов, оснащенных тепловизорами, ими были оснащены все выпущенные боевые машины, данная модификация танка получила название «Леопард-2А2».
Основные боевые танки западных стран (часть 2) – Леопард-2
Леопард-2А5

Оптический канал прицела наводчика имеет 12-кратное увеличение. Прицел-дальномер не имеет механической связи с пушкой. Используемый на танке лазерный дальномер обеспечивает возможность одновременного расчета дальности до 2-х целей, которые находятся в створе луча, с точностью +-10 м, в диапазоне дальности от 200 метров до 10 000 метров. Для того чтобы обезопасить глаза наводчика от лазерного излучения в оптическом канале установлены светофильтры. Помимо этого имеется специальная шторка, которая служит для защиты глаз от вспышек собственных выстрелов, шторка срабатывает после нажатия кнопки «выстрел». Если из-за поломки из строя выйдет основной прицел, наводчик может применить вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z18, обладающий зависимой стабилизацией поля зрения и увеличением в 8-крат.

Командир пользуется перископическим панорамным прицелом ERI-R17, обладающим независимой стабилизацией поля зрения и переключаемым увеличением – 2-х кратным или 8-кратным. Командирский прицел связан с прицелом наводчика. Командирская башенка на танке сделана неподвижной, но оснащена 6 наблюдательными приборами, обеспечивающими круговой обзор.

«Леопард-2» оснащается автоматической системой пожаротушения и системой создания избыточного давления воздуха внутри танка, которая применяется как защита от оружия массового поражения. С бортов башни ближе к задней части установлено по 8 гранатометов, которые используются для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами. Отстрел гранат осуществляет командир танка, возможна одиночная стрельба, групповая или из всех гранатометов сразу.

Как отмечалось выше вариант танка «Леопард-2А2» был получен путем установки новых прицелов с инфракрасными каналами. Танк «Леопард-2А1» отличался от первой модификации новыми наполнителями в комбинированной броне и более высокой надежностью ряда узлов и агрегатов. Танки «Леопард-2А3» получили улучшенный стояночный тормоз и новые радиостанции. На танке «Леопард-2А4» был установлен новый цифровой баллистический вычислитель, новая система пожаротушения, а боекомплект танка пополнился новым снарядом. До сих пор данная версия является самой массовой среди всех выпущенных. Начиная с нее, танки получили трехцветную камуфляжную окраску, ранее они все красились однотонной оливковой или серой краской.
Основные боевые танки западных стран (часть 2) – Леопард-2
Леопард-2А6

Между тем главной ударной силой немецкой армии являются «Леопард-2А5» и «Леопард-2А6». Разработку данных версий боевой машины подтолкнуло создание и появлении в Советской Армии танков Т-80Б. Модернизация танков до уровня «Леопард-2А5» была начата в 1995 году. На сегодняшний день в немецкой армии находится 125 танков, модернизированных до этой версии, еще 225 машин были усовершенствованы до версии «Леопард-2А6».

Танк в версии А5 получил новый люк механика-водителя, был улучшен его обзор, наряду с этим уменьшилось ослабление корпуса в этом месте. Существенно была модернизирована танковая башня: полностью переработана маска орудия, лоб и борта башни были прикрыты модулями разнесенной брони (предположительно обладающими неэнергетическими реактивными свойствами). Электрогидравлическая система стабилизации пушки была заменена на электрическую, более пожаробезопасную. Командир получил независимый тепловизор 2-го поколения, встроенный в панорамный прибор наблюдения, а наводчик – модернизированный прицел. Были существенно улучшены характеристики стабилизатора орудия. Помимо всего прочего танк оборудовали системой навигации GPS. Данные мероприятия привели к росту массы танка до 59,5-62 тонн, в зависимости от комплекта брони.

Самая современная версия, стоящая на вооружении немецкой армии 2А6 получила еще более усиленное бронирование башни и дополнительную противоминную защиту днища танка. Но основным отличием модели стало использование орудия Rhl 120/L55 с увеличенной на 11 калибров (1320 мм) длиной ствола. Применение нового орудия позволило увеличить дульную энергию и начальную скорость снарядов, что положительным образом отразилось на дальности поражения и бронепробиваемости. Также на танк была смонтирована новая танковая информационно-управляющая система. Масса танка сохранилась на уровне в 62 тонны.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 15
  1. Форвард 7 мая 2011 09:37
    Ну что сказать ? Немцы есть немцы . Они танки умеют делать . Леопард на мой взгляд лучше Леклерка и Абрамса
  2. Эскандер 7 мая 2011 11:07
    Я тоже такого мнения.
    Из серийных машин это наиболее адекватная и грозная машина. Недаром на НАТОвских «пионерских сборах» амеровские танкисты на своих Абрамах не рискнули «поиграть» с немцами.
    Конечно не идеален (бить можно, если надо – даже нужно).
    Немцы есть немцы, «поубивал бы, но скучно потом будет».
    Эскандер
  3. unit669 7 мая 2011 11:27
    Леопард,ребята,это очень серьёзная машина.Ну,просто,ооочень серьёзная.Мне даже кажется,что равных ему в мире нет.Типа того. fellow
    unit669
  4. Джокер 7 мая 2011 12:26
    Слышал что у версий А5 и А6 в результате перетяжаленной носовой части серьезно уменьшился ресурс подвески (первых катков).

    По системам обнаружения и наведения образец для подражания.
    Джокер
    1. dmitry98 9 февраля 2012 11:21
      Это байка.
      Я был на Soldatentag в Авгусдорфе ( дивизия им.Ромеля)
      21 Panzerbrigade на полигоне чудила по полной.
      Нет у него таких проблем.
      http://download.autobild.de/dl/323287/1997_47016_ab_Brems_Man01.pdf
      dmitry98
  5. Андрей 7 мая 2011 13:14
    Странно, почему рассматривается только "Абрамс", "Леклерк" и "Леопард"? А где "Челленджер"? Вполне адекватная машина. Но из всей четверки, "Леопард" на первом месте. "Леклерк" со своей навороченной электроникой ненадежен, "Абрамс" дороже чугунного моста. На мой взгляд, танки ДЛЯ ВОЙНЫ делают только русские и немцы. "Меркаву" не рассматриваю, т.к. она копается исключительно в своей песочнице)))
    Андрей
  6. Эскандер 7 мая 2011 13:40
    Андрей

    Верно. Только про Китай не забывай.
    А Челленджеров ещё представить не успели (серия публикаций только началась).
    Моё мнение заранее – в «Топ Гир» у них реклама Челленджера с Лэнд Ровером, конечно отпад, но Леопёрд всё равно лучше.
    Эскандер
  7. Михаил 7 мая 2011 17:37
    И всё же есть вопросы:
    1. В статье выделены позитивные моменты и ловко упущены недостатки.
    ( оптики, электроника +, - заряжающий Ганс, башня с наклоном брони в место сочленения с корпусом, отсутствие ( точно не знаю) нижнего люка для эвакуации экипажа )
    2. Леопард-2А6 - наличие зеркал заднего вида - что то нехорошее делается с конструкторами мерсе ( ошибся ) Леопёрдов.
    Михаил
  8. Зольдат 7 мая 2011 18:22
    Эх, нам бы такие в 42.
    Зольдат
  9. Эрик 7 мая 2011 18:35
    Михаил наклоны брони башни для подлова под башню подкалиберных снарядов!:)
    Эрик
    1. fantast 7 мая 2011 19:51
      У нас начиная с Т-54 уже избавились от наклона под башню во избежании "ловли снарядов"
  10. Сириус 7 мая 2011 21:19
    Так называемая "активная броня" на "Леопардах" ставится или нет? На снимках её не видно.
    Сириус
    1. Джокер 8 мая 2011 14:44
      Активная - нет.
      Разнесенная да. Это когда перед броней ставится еще броня но с зазором.
      Джокер
      1. dmitry98 9 февраля 2012 13:04
        Они пошли другим путем.
        встроенная динамическая защита+комбинированная броня
        перспектива :активная комбинированная броня.
        /10 мм полимера эквивалентны по воздействию на кумулятивную струю как 8 мм стали, а весят как 1.27 мм стали/
        В 2007 году Rheinmetall приобрела Chempro GmbH
        лидер в мире по производству волоконных композитных материалов (сталь -волокно -полимер- сталь)
        и пакет акций ADS Gesellschaft fr Aktive Schutzsysteme mbH
        лидер по активным технологиям защиты (обнаружение атакующие снаряды в воздухе и уничтожение их с в микросекундном диапазоне,до достижения. С помощью ( звук-флэш-шумовые гранаты,СВЧ, лазер, активные приманки)
        Хотя патент на динамическую броню имеет(имел) Dr. Manfred Held (ФРГ) MBB AG (1970)
        dmitry98
  11. Сириус 7 мая 2011 21:26
    Так называемая "активная броня" на "Леопардах" ставится или нет? На снимках её не видно.
    Сириус
  12. Grifan 13 мая 2011 13:45
    А про "меракву" статья будет?
    Grifan
  13. Disasterpiece 7 июня 2012 12:09
    Мне кажется, или наш т-90-это почти тоже самое, только поменьше?
    Disasterpiece
  14. olosors 3 июня 2013 20:34
    хорош да дорог зато наши танки делают быстрей больше(количество) илутче все
    olosors
  15. TeR 21 января 2015 11:48
    Стоило писать статью такой длинны, чтоб не сказать - какой экипаж?
    Три человека или четыре?
    TeR

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня