Пентагон собирается заменить экипажи боевых самолётов автопилотом
Сообщается, что новый автопилот сможет заменить до 5 членов экипажа (пока лишь военных самолетов), превратив единственного живого пилота в настоящего руководителя полета, который будет управлять летательным аппаратом при помощи тачскрина. Система ALIAS была представлена в виде особого съемного настраиваемого набора средств поддержки на всех стадиях полета воздушного судна. В данном автопилоте реализована даже программа работы при отказе системы аварийного спасения. В DARPA подчеркивают, что их новый автопилот поможет уменьшить нагрузку на летчика, что позволит ему акцентировать все внимание на безопасности полета и выполнении боевой миссии.
ALIAS — это персональная компьютерная система, которая устанавливается в кабине самолета. Сообщается, что она будет адаптирована для монтажа почти на любой летательный аппарат ВВС США — от транспортных вертолетов до наиболее тяжелых машин. Специалисты агентства DARPA обещают научить свой новый автопилот контролировать все этапы полета самолета от момента взлета и до посадки, а также действиям в условиях возникновения экстремальных ситуаций, к примеру, при отказе в воздухе отдельных систем самолета или вертолета. Летчик, который будет выполнять функции оператора, сможет отдавать автопилоту команды при помощи интерфейса распознавания речи или сенсорного экрана.
«Главная наша цель заключается в том, чтобы создать полноценного автоматического помощника, который сможет легко настраиваться для управления самыми различными типами воздушной техники. Возможности нашего нового автопилота позволят превратить летчика из оператора боевых систем машины в куратора воздушной миссии, который будет отдавать команды высокоорганизованному, надежному устройству», — сообщает работник DARPA Дэниел Пратт. По его словам, ALIAS сможет следить за состоянием воздушного судна, выполняя небольшие технические обязанности, что позволит добиться уменьшения числа летного персонала, особенно на сложноустроенных военных самолетах.
Автоматизированный универсальный помощник пилота будет обладать множеством различных настроек и удобным интерфейсом, что обеспечит возможность приспособить его для различных воздушных судов. По словам Даниэля Пэтта, работающего с программой ALIAS, система такого уровня автоматизации позволит с большей эффективностью расходовать ресурсы воздушного судна, сделать весь полет более безопасным и поможет произвести посадку самолета даже тогда, когда пилот по тем или иным причинам окажется в недееспособном состоянии.
Таким образом, агентство оборонных исследований рассчитывает применить в своем проекте все последние достижения в области управления полетом и автоматической стабилизации летательного аппарата, для того чтобы создать высоко адаптивную систему, которая самостоятельно могла бы осуществлять взлетно-посадочные операции, а также управлялась при помощи подачи пилотом голосовых команд или прикосновений к сенсорной панели управления. Стоит отметить, что DARPA уже достаточно давно делает серьезный упор на беспилотные технологии в авиации. При этом все наиболее фантастические проекты агентства со временем обретают все более реальные черты.
Эксперт в области авиации и главный редактор журнала Russia/CIS Observer Максим Пядушкин отмечает, что ряд отдельных технологий, которые используются в ALIAS, доступны уже сейчас. В интервью изданию «Русская планета» он отметил, что в цифровую эпоху поле деятельности для разработки систем по автоматическому управлению техникой лишь расширяется. При этом на современных гражданских воздушных лайнерах летчики уже могут почти не вмешиваться в процесс управления самолетом. Помимо этого, при помощи систем специальных датчиков компании Boeing или Airbus в состоянии получать по беспроводной связи большой объем информации о своих самолетах почти из любой точки планеты.
Максим Пядушкин считает, что новая американская система будет работать по тем же принципам, что и американские дроны. Эксперт пояснил, что использование автопилота связано с развитием БПЛА — беспилотных летательных аппаратов, где пилот контролирует технику не из ее кабины, а из специального наземного пункта управления. В автоматическом же режиме полета современные беспилотники действуют фактически как стандартный автопилот.
Необходимо отметить, что замена живых летчиков на «железных» отлично вписывается не только в программы DARPA, но и в политику нового курса, который проводится сегодня Пентагоном и направлен на сокращение количества военнослужащих в американской армии. В феврале 2014 года появилась информация о том, что глава Пентагона Чак Хейгел вынашивает планы серьезного сокращения американских вооруженных сил до уровня, который был в стране перед началом Второй мировой войны. При этом ВВС США рассчитывают навсегда расстаться со стратегическим разведчиком U-2, а также самолетами-штурмовиками A-10 Thunderbolt II. Обе машины можно отнести к старожилам американских ВВС. Анонимный источник в Минобороны США рассказал в интервью газете New York Times о том, что Пентагон, несмотря на все это, все еще рассчитывает иметь очень значительную по численности армию, но при этом новая армия будет гибкой. Она должна стать более современной, эффективной и натренированной.
Источники информации:
http://rusplt.ru/world/jeleznyiy-letchik-9497.html
http://hi-news.ru/technology/novyj-avtopilot-darpa-zamenit-ekipazh-boevogo-samoleta.html
http://www.weacom.ru/2014/04/25/novaya-intellektualnaya-sistema-avtopilota-alias.html
http://technicamolodezhi.ru/news/novosti_nauki_i_tehniki/PERVYM_DELOM_SAMOLYETY
Информация