Ответственность за поколение

В середине XVIII века в Европе между коалициями стран разгорелась борьба за господство на континенте и за колонии. После захвата Фридрихом II Силезии численность населения Пруссии, как и ее территория, выросли вдвое. В таких условиях эта страна могла противостоять всем державам Европы, чем и воспользовался Фридрих II.

Ответственность за поколение


В Версале было проведено совещание дипломатов трех стран: Австрии, Франции и России, они подготовили договор по противоборству обновленной Пруссии. Но мудрый Фридрих II не дрогнул, он не испугался воинствующих дам — Марии-Терезы, Помпадур и Елизаветы — и готов был принять их вызов.


Ответственность за поколение

Ответственность за поколение

Ответственность за поколение

Началась очередная война. Полк под командованием Андрея Степановича Милорадовича занимает позиции на западной границе Российской империи. Но через некоторое время главнокомандующий С.Ф. Апраксин отдает приказ: «А.С. Милорадовичу сдать полк новому командиру, а самому прибыть в штаб». Теперь А.С. Милорадович назначается офицером по особым поручениям для доставки сведений о боевых действиях императрице. При Грос-Егерсдофе русская армия совместно с Балтийским флотом одерживает блистательную победу. Подробный доклад об этом сражении А.С. Милорадович доставляет в Петербург для представления Елизавете. Но аудиенция не состоялась, императрица тяжело заболела. С плохими вестями о болезни Елизаветы А.С. Милорадович возвращается в армию. Главнокомандующий С.Ф. Апраксин, искушенный придворный военачальник, прекрасно понимал, что в случае смерти Елизаветы на престол будет возведен Петр III, который восхищался деятельностью Фридриха II. Тогда его ждет неминуемая казнь.

Ответственность за поколение


Поэтому главнокомандующий отдает, без согласования с Петербургом, приказ по отводу всех войск на зимние квартиры. Войска прекращают все военные действия. Союзники же России продолжали боевые действия с Фридрихом II. После продолжительной болезни Елизавета поправилась, ее поставили на ноги не только врачи, а и два монаха, специально направленных в Петербург из Соловецкого монастыря. Конфедерация срочно потребовала прибыть в Петербург главнокомандующего С.Ф. Апраксина для доклада по объяснению причин прекращения боевых действий. Командование войсками приказано было передать В.В. Фермору. Елизавета обвинила С.Ф. Апраксина в измене, не приняв во внимание все его былые заслуги. Конфедерации нужна была победа над Пруссией любой ценой.

Ответственность за поколение


С 1758 года А.С. Милорадович уже начал сражаться с Пруссией при новом главнокомандующем. После взятия русскими войсками Кенигсберга А.С. Милорадовичу вместе с учеными Кенигсбергского университета поручается подготовить доклад императрице о научных исследованиях, которые проводились в этом учебном заведении. На подготовку доклада ушло две недели. Ученые и офицеры трудились практически круглосуточно. Новый главнокомандующий Петр Семенович Салтыков кратко ознакомился с материалами доклада и приказал А.С. Милорадовичу готовиться к отбытию в Петербург.

Ответственность за поколение


Одновременно императрице направлялся план по предстоящим сражениям, по которому П.С. Салтыков предполагал скрытым маршем выдвинуть русские войска от берегов Варты через Тарнов, Пнев, Львовек к Одеру и после сражения под Пальцией окружить главные силы Пруссии. Главнокомандующий в своем докладе просил Императрицу наладить снабжение русских войск, которые остро нуждались в орудиях, ружьях, боеприпасах, обмундировании, саблях, подковах и многом другом. Войска «пожирали» свое снаряжение с невероятной скоростью, интенданты не успевали доставлять все необходимое для победы над прусаками. Выслушав все наставления главнокомандующего, А.С. Милорадович попросил разрешения отбыть в столицу. Но Петр Семенович заметил, что с ним в Петербург поедет один офицер, которого переводят в столицу для командования полком. «Да, ты слышал, наверное, о нем. Это Александр Васильевич Суворов, командир нашего отдельного летучего отряда, который действовал в тылу у неприятеля. В дороге познакомься с ним, вам еще долго придется вместе воевать. (И Салтыков не ошибся.) «Теперь ступай, документы береги», — напутствовал Милорадовича главнокомандующий. Своего попутчика А.С. Милорадович застал в комнате у дежурного генерала. Офицеры представились друг другу, Милорадович поинтересовался: «Когда можно отбывать?» На что получил ответ: «Немедленно». «Ну, тогда с Богом в путь», — произнес А.С. Милорадович. Офицеры устроились в коляске, эскорт занял свое место, и отряд на рысях поскакал в столицу. Чтобы завязать разговор, А.С. Милорадович предложил А.В. Суворову выслушать его о работе Кенигсбергского университета. Такое предложение было основано также на том, что А.С. Милорадович хотел попробовать изложить свой устный доклад, который ему предстояло сделать императрице при вручении всех документов о деятельности университета. «Конечно, сударь», — произнес А.В. Суворов, повернулся вполоборота к А.С. Милорадовичу и приготовился слушать. В рассказе А.С. Милорадовича обозначились все основные мысли ученых о познании явлений, глубина которых зависит от развития разума человека, которые требуют постоянного развития и совершенствования. «Ученые университета даже ввели в оборот термины «априорные и апостериорные знания человека», — продолжал А.С. Милорадович. Суворов был весь внимание, он слушал своего собеседника, как завороженный. Так прошли первые два часа пути, лошади резко сбросили скорость бега, и отряд остановился у заставы. Дежурный офицер открыл дверцу коляски, доложил обстановку и пригласил офицеров в дежурную комнату. А.С. Милорадович вручил сумку с документами своему ординарцу и приказал быть все время рядом с ним. Остальные гусары эскортного отряда и ординарец А.В. Суворова разместились в соседней комнате. Отдыхали часа три, пока охрана заставы приводила в порядок, кормила и поила лошадей. За три дня пути до столицы А.С. Милорадович и А.В. Суворов так сошлись во взглядах и отношении к службе Отечеству, что подружились на всю жизнь. Во время разговоров и обсуждения проблем эти офицеры часто переходили с русского языка на французский, немецкий, турецкий, польский и сербский. Когда они осознавали это, то громко смеялись. Гусары эскортного отряда при этом переглядывались, пожимали плечами и улыбались. Они были преданы этим офицерам русской армии.

Ответственность за поколение[/center]

[center]Ответственность за поколение

Через три дня отряд въехал в Петербург. Здесь во дворце императрицы офицеры расстались. Один направился на доклад, другой — в штаб для получения направления в Новую Ладогу, где дислоцировался Суздальский полк, командовать которым ему предстояло. В этом полку А.В. Суворов подготовил свой первый научно-командный труд о том, как побеждать врага. На основе опыта Семилетней войны А.В. Суворов предложил систему обучения и воспитания войск. Идеи, изложенные в этом командном наставлении, не лишены философских взглядов на военное искусство. Что послужило причиной этому, сейчас понять трудно. Судьба вновь свела А.С. Милорадовича и А.В. Суворова в период боевых операций Второй Турецкой войны, но здесь они уже были в чине генералов. Далее А.В. Суворов продолжает путь гениального полководца, а А.С. Милорадович продолжает путь государственного деятеля. В судьбе сына А.С. Милорадовича Михаила наш легендарный полководец принимал активное участие. Понимая необходимость получения фундаментального образования для возможности службе России, А.С. Милорадович после достижения сыном 13 лет направляет его в Кенигсбергский университет. Здесь сержант М.А. Милорадович под руководством И. Канта осваивает как точные науки, так и основы философии. Затем после университетского курса М.А. Милорадович в Страсбурге постигает тонкости управления воинскими соединениями. Все это делается с согласия и одобрения А.В. Суворова. Во Франции М.А. Милорадович, помимо знакомства с французским генералитетом, был представлен королевскому двору.

P. S. Образование, полученное М.А. Милорадовичем, позволило ему в военном деле и на государственных должностях мгновенно находить решения, основанные, как говорят в настоящее время, на принципах многокритериальных оценок ситуаций. Чего стоит тот факт для судьбы России, когда на следующий день после Бородинского сражения командующий арьергардом русских войск М.А. Милорадович, сумел с командующим авангардом французских войск И. Мюратом заключить на сутки мирное соглашение. За эти сутки русские войска, измотанные в сражении, сумели оторваться на 25 верст от неприятеля и выйти на новые рубежи. А на эти рубежи уже шли свежие русские войска для разгрома французов. Это событие позволило в народе и в войсках считать М.А. Милорадовича «Спасителем России».
Автор: Ю.Г. Шатраков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. Turkir 30 апреля 2014 09:42
    Интересная информация. Прочел с удовольствием.
    Хорошо бы к фотографиям давать подписи.
  2. datur 30 апреля 2014 10:11
    как то немного скомканно!!!!!
  3. omsbon 30 апреля 2014 10:19
    Примечательно, что могилы А.В. Суворова и М.А. Милорадовича находятся рядом в Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
  4. vnn2141972 30 апреля 2014 11:36
    "При Грос-Егерсдофе русская армия совместно с Балтийским флотом одерживает блистательную победу."
    Гросс-Егерсдорф - это современный посёлок Междуречье Калининградской области. До моря оттуда далековато будет...
    vnn2141972
  5. дмб 30 апреля 2014 14:04
    Про че кино. То ли про Фридриха, то ли про Милорадовича, то ли про семилетнюю войну. Приветствуя тягу автора к изучению исторического прошлого хочется пожелать ему не пользоваться для этого сомнительными источниками. Уж тогда точно он Конференцию при высочайшем дворе не будет путать с Конфедерацией.
  6. senior engineer 30 апреля 2014 14:58
    ... история нашего государства в лицах... не может оставить равнодушным читателя, болеющего за своё отечество. Интересно то (это видно и в повествовании), что большинство исторических событий не лишены и "личностного" - дружбы, противостояния и пр. И всегда для общего успеха важны как профессиональные, так и личные качества действующих персон, их способности и талант - будь то дипломаты, военачальники или ученые (так или иначе в рассказе фигурирует все эти составляющие). Важно также, чтобы было понимание: есть "только два верных союзника — наша армия и флот". А для процветания их, что способствует и авторитету государства, необходима гармония в целой совокупности направлений: и в образовании, и в науке, и в производственном секторе, и в социальной сфере... Автор рассказа на протяжении своей профессиональной деятельности принимал и принимает самое непосредственное участие в развитие всех этих направлений, что дает ему право писать как о настоящем нашей державы, так и о ее прошлом, что он и реализует ... с душой и сердцем.
    Учитывая жизненный и профессиональный опыт автора, было бы интересно также когда-нибудь прочитать его заметки и о перспективах нашей страны. Спасибо.
    senior engineer

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня