Як-9 - истребитель

8


Як-9 - это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.



Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.



Як-9 выпускался на трех крупных заводах (NN 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям .

Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.

Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.

Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего построено 16769 самолетов. Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и число бензобаков уменьшены соответственно с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла уменьшен с 50 до 26...30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески бомб.



Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ - одна моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870...2875 кг, что объяснялось в основном более низкой культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А.С.Яковлева.

Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и истребителями противника. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях - после 3...4 витков виража.

Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 - с октября 1942 г. по февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолет - N03-51), всего 195 самолетов; и N 166-с января по август 1943 г. (с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолета. Таким образом, в общей сложности построено 459 самолетов Як-9 М-105ПФ.

Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 г.

В июне 1943 г. в районе Курска на серийных самолетах Як-9 из-за неосвоенности технологии производства имело место несколько случаев отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла в полете. Этот дефект устранялся по мере его появления бригадами ОКБ и серийных заводов непосредственно в строевых частях. В мае 1944 г. на Як-9М и последующих модификациях этот дефект был окончательно устранен.



ЛТХ:

Модификация Як-9
Размах крыла, м 9.74
Длина, м 8.50
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 17.15
Масса, кг
пустого самолета 2277
нормальная взлетная 2873
Тип двигателя 1 ПД Климов ВК-105ПФ
Мощность, л.с. 1 х 1180
Максимальная скорость , км/ч
у земли 520
на высоте 599
Практическая дальность, км 875
Скороподъемность, м/мин 820
Практический потолок, м 11100
Экипаж 1
Вооружение: одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний 12.7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов
[media=http://www.youtube.com/watch?v=n8gX1rUcnrM]
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Старый
    0
    9 мая 2011 09:40
    Прочтите о САМ-13 в русской википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%90%D0%9C-13
    и сделайте выводы.
  2. slan
    +2
    9 мая 2011 17:03
    Старый,
    Прочел и сделал вывод, что Яковлев был умным и честным человеком. История рассудила, что он оказался прав. Схема САМ-13 оказалась тупиковой, о чем свидетельствует отсутствие аналогичных серийных истребителей во всех армиях. ЯК же, напротив, легко спутать с другими лучшими истребителями второй мировой. Если бы Яковлев действовал в угоду личным амбициям и интригам, мы бы знали его теперь как жертву "сталинских репрессий". Не нужно проецировать брежневско-нынешнее общественное устройство, когда на руководящих постах сидят исключительно тупые "управленцы", умеющие лишь налаживать отношения с "нужными людьми" и "решать вопросы".
  3. Денис
    +1
    10 мая 2011 09:14
    "Як-9 - это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны". Автор забыл или никогда не знал о существовании Як-3?
    1. Владимир
      +1
      10 мая 2011 10:43
      Все относительно.По признанию американских экспертов, лучшим самолетом Второй мировой ими признан Як-3. Есть даже фильм с таким названием.На второе место они поставили Мустанг, на третье - Зеро.Только на четвертом Ме-109.
      Если честно, на мой сугубо взгляд, то это наиболее объективная оценка.
      Другое дело, что мастерство наших летчиков, их тактические разработки и опыт стали работать начиная с неба Кубани, где немцам дали просраться так, что они не могли прийти в себя уже до конца войны.Если до весны 43-го отправляли на фронт летчиков , имевших всего 30 часов налета, то после, когда гансов остановили, налет молодого пополнения, прибывающего в боевые полки , стал не менее 70 часов чистого полетного времени.У немцев же новобранец еще в школе налетывал не менее 160-200 часов в первой половине войны, потом наши поменялись с ними местами. У наших налет обучения рос,у них был цейтнот.
  4. Эскандер
    +2
    10 мая 2011 22:30
    Ну и Ла-5 ещё был, с Покрышкиным…
    А истребителей много было хороших – Аэрокобра, Спитфаер, Фокевульф и т.д.
  5. hellbringer
    +2
    14 июля 2011 12:53
    САМ13 Интересная концепция, но такая же судьба постигла И185, были интересные проекты, Яковлев был просто приближен к власти. А вообще Як как самолет истребитель был весьма спорным, почитайте мемуары Покрышкина.
    "Вооружение: одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний 12.7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов" это грубо говоря вообще ниочем максимум что могли сделать Яки это напугать отогнать истребители что они и делали, для перехвата бомбордировщиков они слабоваты. Реальная боевая сила это Лавочкины и Кобры. Да Яковлев потом пытался править что напортачил ставить 37мм пушки и т.д. даже с 45мм ставили опыты. но уже ближе к концу войны. Як 9У, УТ уже получше были.
  6. +1
    12 февраля 2014 00:04
    Яковлев скотиной был еще той! И факт это неоспоримый. Всю инфу о... можно найти и в инете без особых проблем. И терпеть я его не могу уже лишь за то, что с его ведома зарубили первокласнейший Поликарповский И-185. С движком М-71 его просто бомба а не машина была! Три ШВАКа с боезапасом в 500 выстрелов. 500кг бомбовой нагрузки, либо 8 РС-82. Скороподъемность в 20 м\с у земли и на высоте в 1100 м\мин. Скорость в почти 720 км\ч на высоте, да у земли - 620!
    В 1942 году этот ястреб перекручивал любые другие истребители, как наши, так и союзников, противников! Поступи он на вооружение и вполне возможно война закончилась бы еще раньше!
    Одно плохо... Яковлеву никто противостоять из авиаконструкторов не мог... протекторат все таки!
    1. 0
      6 мая 2017 09:09
      "Несмотря на положительные оценки И-185, пожелания фронтовых летчиков не повлияли на изменение судьбы истребителя. Хотя по темпам выпуска боевых самолетов отечественная авиапромышленность к середине 1942 г. превзошла немецкую, ни Ставка Верховного главнокомандования, ни Наркомат авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное, сокращение темпов производства по-прежнему считалось недопустимым. Играли роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по летным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определенные круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила «мышья беготня около самолета», как об этом писал с горькой усмешкой Николай Николаевич."