Military Review

Trench word

4
Trench word



Simple thought always ruled the rulers of the minds of the writers — in any case, the best of them: after all, in ancient antiquity, the commandment “do not kill!” Arose, because the life of every person is a miracle granted by God; and it remains only to guess why God permits wars, in which not even thousands but millions of people perish.

... In the cold winter of 1914-1915, in the most severe frosts, from Vyatka to Kazan, two military representatives went to the tent for a new recruitment: Ensign Z. and Ensign S. After the usual and immediately boring road conversations, after the boredom of the day-long trip, S. suddenly snatched the revolver and began shooting at the porcelain insulators on the telegraph poles. This unpleasantly struck Z., and he very rudely ordered the satellite to stop. Warrant Officer Z. - Zoshchenko (pictured) - began to write after the war. And this is what we read about this incident from the biography of the future writer in his novel “Before the Sunrise”:

“I expect scandal, scream. But instead, I hear a plaintive voice in response. He says:

- Ensign Zoshchenko ... do not stop me. Let me do what I want. I will come to the front and they will kill me.

I look at his snub nose, I look into his pitiful bluish eyes. I remember his face in almost thirty years. He was indeed killed the second day after he arrived at the position.

During that war, ensigns lived on average no more than twelve days. ”

This is the first impression of the future writer of the Great War.

A quarter of a century later another bloody, extremely bloodthirsty war began. Considering himself almost a professional military man, Mikhail Mikhailovich Zoshchenko, by that time a famous writer, “well, a very funny humorist,” who really liked the common people who won the revolution, was going to fight. But the years and health were not the same, and he was sent to the evacuation. And there, under the shadow of the Alma-Ata poplars, birches and apricots, Zoshchenko finally wrote the main novel of his life, “Before the Sunrise,” which, in my opinion, completely restores his reputation as a nobleman, son of an artist and actress, intelligent, thin and vulnerable person. Let me recall at least the description of this lonely gloomy traveler in the novel “My Diamond Crown” by Valentin Kataev, by the way, also an order-bearer of the First World War, St. George’s Cavalier: “He measured me with an arrogant look of his eyes, like almonds not cleaned from brown skins, dark-olive face ... "; however, a few minutes after the awkward exchange of views, the two talented Soviet writers became friends.

The First World War not only injured Zoshchenko and poisoned him with chemical weapons, which the enemy had just begun to use. She changed something in the minds of this serious young man.

Let me guess that the fault was inevitable because of the close joint military life of the mixing of classes and cultures. No, no insurmountable contradictions arose, they, officers and privates, lived in trenches together ... And Zoshchenko began to write afterwards - but as if not with his own language. As if only for those who understand - for the simple, as the truth, comrades of arms. As if he had put on an inseparable mask.

Since his youth, Mikhail Mikhailovich has been tormented by a depression in which the war contributed its note and contribution. And he, a kind of home-grown Freudian, decided to remember everything - and still find the cause of his mental pain in order to heal. The episodes of the First World War are among the most powerful in his later book. The novel "Before Sunrise" will outlast the century.

The war and the Russian revolutions that followed it went not only according to Mikhail Zoshchenko. Take at random three more beginners, later famous writers - Mikhail Bulgakov, Yuri Olesha and Panteleimon Romanov, who, for various reasons, had no direct relationship to the fighting in the “German” war. But the atmosphere of the war was well known to them. But the revolution and the subsequent lightning mixing of people with different views and cultural experience in the same staircase, in the same communal kitchen, they themselves survived. And as a result, as well as Zoshchenko, they were forced to have an intimate relationship with the most cheerful muse of Greece - the comedy muse, Talia. Bulgakov, the son of a theologian, skillfully melted the red-stone from Moscow with skillfully pepper from the Moscow region and skillfully melted down the natural intelligence of the intellectual before the new times into irony. Romanov, a descendant of impoverished nobles, became equally observant and ironic by the writer of a new urban, and of a new rural life. Shlyahtich Olesha - he generally turned into a chisel, a popular whistle "Hooter."

Konstantin Paustovsky, from the same cohort, and better and warmer to say, the company of writers, during the First World War, went to the combat area in the sanitary train and survived with his mother - at a distance - a terrible tragedy.

On the same day in different parts of the front stretching for hundreds of miles, his two brothers, Pavel and Vadim, were killed. It is not difficult to guess that he named his eldest son Vadim so in memory of the murdered brother.

For all his life Konstantin Georgievich remembered blood, dirt, war, melted snow and slush of peaceful Polish and Belarusian areas, which, a century after the Napoleonic invasion, had time to get used to sowing, harvesting, digging potatoes, religious processions and prayers, but not to trampling Thousands of pairs of soldiers' boots and howling shells over churches and churches. Subsequently, much later, Paustovsky, like Zoshchenko, described what he saw and felt. His great Story Marlene Dietrich, who was fortunate enough (!) To kneel before Paustovsky, as a sign of inexpressible respect for him, or rather admiration for him (at that time already seriously ill), loved him very much. Moscow “He is the best of those Russian writers whom I know,” wrote brilliant Marlene in her Reflections. “... It is probably surprising that I have so few favorite writers: Goethe, Rilke, Hamsun, Hemingway, Remarque and later discovery — Paustovsky.”

By all appearances, Paustovsky, this truly amazing writer, did not want to recall the military episodes. But they, as if by military pressure, still slipped into the pages of his other, quite peaceful tales and stories. Do not forget ...

Marlene Dietrich, by the way, also knew that war firsthand. One of the most poignant episodes in her book mentioned is how she, a small, well-educated German schoolgirl who had already lost several relatives in the First World War, on July evening in a well-marked little white summer dress runs to the camp for French prisoners of war, pushes prisoners through barbed wire white roses and speaks to them, who do not immediately trust her, in correct French: “Today is Bastille Day, and I thought that these roses should have made you happy!”

People are always people, if they are real people, no matter how deep the trenches are or they are divided.

Stand apart in stories Russian literature of the twentieth century, a writer who did not live to see even the end of the Civic, - Fedor Dmitrievich Kryukov. Lecturer, State Duma deputy, State Councilor, journalist who worked in one of the most respected pre-revolutionary journals - “Russian Wealth”, in World War I, just like Paustovsky, was in the sanitary squad. Kryukov wrote memorable stories, which, unfortunately, the modern reader is not so well known. According to modern literary scholars, all the stories and stories of Fyodor Kryukov are absolutely documentary.

The rich imagination and incredibly powerful talent of Mikhail Sholokhov, the future winner of the Nobel Prize in literature, his phenomenal memory allowed him to create an epic about the Don Cossacks with his truthfulness. By his junior years, Mikhail Alexandrovich did not hit the world war. But he, nevertheless, included military episodes in “Silent Don”, asking the village people who had fought about them.

And yet it so happened that the “main” writers, from the works of which the Soviet reader drew his impressions of the First World War, were the German Remark and the American Hemingway. Both were participants in the fighting, and therefore they sincerely believed.

For the novel "On the Western Front without Change," Erich Maria Remarque was nominated for the Nobel Prize, but did not receive it. And two years later, after the Nazis came to power, his book in Germany was publicly burned, finding the author a traitor to the memory of the heroes of the First World War ...

Ernest Hemingway, winner of the Nobel Prize in literature, it was not by chance that he became an idol of several generations. His strong, truly masculine novels “Farewell to Arms!” And especially “And the Sun Rises (Fiesta)” with his soul-nourishing story about the impossibility of love between loving each other Jake Barnes and Lady Bret Ashley because of the terrible injury of Jake contain irrefutable accusations against war as such. Why, not everyone reads novels ...

Another Nobel Prize winner in literature - the German writer Thomas Mann, who did not object at all - on the occasion - talked seriously and in detail about his own work, didn’t go to war in his time, at that time was old: thirty-nine. But he had a certain attitude towards the war. It was, in his words, "German-positive." Then, fortunately, a lot has changed in this worldview. However, it is important for the reader that T. Mann, one of his main and best novels - “The Magic Mountain” - wrote under the impression of the First World War, which “unexpectedly enriched” him with new life experience.

The Magic Mountain is a magical, wondrous, one-of-a-kind book about time. And it was precisely the time that had suddenly thickened and turned blood red to make Thomas Mann pain in his heart to write the last five bright, sharply different from all previous mocking narration of the pages, which are also a slap in the face of the war.

In a certain sense, the “magic mountain” is any human life, the life of every person with his strange perception of time as something infinite in childhood and adolescence, and sprint in old age, like a kangaroo. It is easy to imagine life in the form of a beautiful green, for example, Himalayan mountain, with its valleys covered with a floral carpet, with clear streams and blue from the fresh air. You go, you go ... What is there, just beyond the summit - the center of life not known until the time: the calm wilderness highland or a steep precipice of sudden death? Do not guess! And only then one can foresee the fate of millions of people, when merciless clouds of a military thunderstorm gather around the beautiful mountains. Lightning after lightning, blow after blow, explosion after explosion, bullet after bullet - millions of young people, namely young lives, bring the war to the abyss of death, and they never again pass through highland maturity and old age ... And the parents of these young creatures think, not without reason there are such cases that the mountains themselves are crumbling, the very foundation of life, because it is known that the foundation and strength of families are not old founders, but children, future generations ...

More than ten million people, according to historians, died in the First World War. Together with people, several empires disappeared from the face of the earth, Italian fascism and Nazism arose in Germany.

The usual way of life was destroyed in different countries, and especially in Russia.

All this was observed and understood by people who, on fate, wrote vigorously to see, to think better and, most importantly, to be able to display their thoughts on paper - journalists and writers. But even they, so wise and talented, could not even prevent the new war in that wise and knowledgeable twentieth century ...
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/voyna_1914/okopnoje_slovo_259.htm
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. lukke
    lukke April 30 2014 10: 08
    +4
    Ernest Hemingway, a Nobel Prize winner in literature, did not accidentally become the idol of several generations. His strong, truly male novels “Farewell to arms!” and especially “And the Sun Rises (Fiesta)” with its heart-rending story about the impossibility of love between loving each other Jake Barnes and Lady Bret Ashley because of Jake’s terrible wound contain irrefutable accusations against the war itself. Yes, but not everyone reads novels
    Well, why, we read, moreover, we read not only them. For example, Hemingway's Spanish partisan detachment says something sad about a Russian volunteer - an alcoholic and fatalist, and an American - a kind of Rimbaud of the 30s. It turned out that, indeed, Khemi came to Spain and met with the partisans, including the subordinates of Starinov (or Sudoplatov, I don’t remember) attached to them, but the Yankees weren’t even close there. But the artist is forgivable. With regards to "His strong, truly male novels," the question is subjective, what then can be said about works for example "I was in this war" by Mironov.
  2. svp67
    svp67 April 30 2014 12: 50
    +1
    And now other methods ... like that they joke in Ukraine for Poroshenko’s money ...
  3. strannik595
    strannik595 April 30 2014 15: 11
    +2
    war is horror and madness ......... "if only there was no war" is the reference with which Soviet people lived and worked
  4. Signaller
    Signaller April 30 2014 16: 09
    0
    WE went through this 40 years ago. Hemingway-Farewell to Arms. Fiesta. The old man and the sea and a lot more. So what ???? I personally understand that the War is bad. This is Hell on earth, but sometimes you have to go through it so that Paradise or something close to it appears on it. Otherwise, the kirdyk will come to everyone. As they say. "Better a Terrible end than endless horror"

Окопное слово

Окопное слово


Властителей умов – литераторов – во всяком случае, лучших из них, всегда волновала простая мысль: не случайно ведь в глубокой древности возникла заповедь «не убий!», ибо жизнь каждого человека – чудо, дарованное Богом; и остается только догадываться, почему Бог попускает войны, в которых гибнут даже не тысячи, а миллионы людей.

…Холодной зимой 1914-1915 годов, в самые лютые морозы, из Вятки в Казань за новым пополнением отправились в кибитке два военных представителя: прапорщик З. и прапорщик С. После обычных и сразу надоевших дорожных разговоров, после скуки поездки, длившейся уже сутки, С. вдруг выхватил наган и стал стрелять по фарфоровым изоляторам на телеграфных столбах. Это неприятно поразило З., и он весьма грубо велел спутнику прекратить. Прапорщик З. – Зощенко (на фото) – после войны стал писать. И вот что мы читаем об этом случае из биографии будущего писателя в его романе «Перед восходом солнца»:


«Я ожидаю скандала, крика. Но вместо этого я слышу жалобный голос в ответ. Он говорит:

- Прапорщик Зощенко… не надо меня останавливать. Пусть я делаю что хочу. Я приеду на фронт, и меня убьют.

Я гляжу на его курносый нос, я смотрю в его жалкие голубоватые глаза. Я вспоминаю его лицо почти через тридцать лет. Он действительно был убит на второй день после того, как приехал на позицию.

В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней».

Таково первое впечатление будущего писателя от Великой войны.

Четверть века спустя началась другая кровавая, крайне кровожадная война. Считая себя едва ли не профессиональным военным, Михаил Михайлович Зощенко, к тому времени известный литератор, «ну очень смешной юморист», который очень нравился простому люду, победившему в революции, собрался воевать. Но годы и здоровье были не те, и он был отправлен в эвакуацию. И там, под сенью алма-атинских тополей, берез и урюка, Зощенко стал писать, наконец, главный роман своей жизни – «Перед восходом солнца», который полностью восстанавливает, на мой взгляд, его репутацию дворянина, сына художника и актрисы, умного, тонкого и ранимого человека. Да вспомните хотя бы описание этого одинокого мрачного путешественника в романе «Алмазный мой венец» Валентина Катаева, кстати, также орденоносного участника Первой мировой войны, Георгиевского кавалера: «Он смерил меня высокомерным взглядом своих глаз, похожих на не очищенный от коричневой шкурки миндаль, на смугло-оливковом лице…»; впрочем, через несколько минут после неловкого обмена взглядами два талантливых советских писателя подружились.

Первая мировая война не только ранила Зощенко и отравила его химоружием, которое только что начал применять противник. Она что-то изменила в сознании этого серьезного молодого человека.

Позволю себе догадаться, что виной тому было неотвратимое ввиду тесного совместного военного быта смешение классов и культур. Нет, никаких непреодолимых противоречий не возникло, они, офицеры и рядовые, в окопах жили дружно… И Зощенко стал писать впоследствии – но как будто не своим языком. Как будто только для тех, кто поймет, – для простых, как правда, товарищей по оружию. Словно надел на себя неотделимую от личности маску.

Михаила Михайловича еще с юности мучила депрессия, в которую война внесла свою ноту и лепту. И он, эдакий доморощенный фрейдист, решил вспомнить всё – и найти-таки причину своей душевной боли, чтобы излечиться. Эпизоды Первой мировой войны – одни из самых сильных в его поздней книге. Роман «Перед восходом солнца» переживет века.

Война и последовавшие за ней русские революции прошлись не только по Михаилу Зощенко. Взять наугад еще трех начинающих, впоследствии знаменитых литераторов – Михаила Булгакова, Юрия Олешу и Пантелеймона Романова, не имевших, впрочем, по разным причинам прямого отношения к боевым действиям на «германской» войне. Но атмосфера войны была им хорошо знакома. А уж революцию-то и последующее молниеносное перемешивание людей с разными воззрениями и культурным опытом в одном подъезде, на одной коммунальной кухне они пережили сами. И вследствие этого, так же, как Зощенко, вынужденно вступили в интимнейшие отношения с самой веселой музой Греции – музой комедии, Талией. Булгаков, сын богослова, в своих чуть с перцем репортажах из Москвы краснокаменной умело переплавлял в иронию естественную оторопь интеллигента перед новыми временами. Романов, потомок обедневших дворян, стал столь же наблюдательным и ироничным бытописателем новой городской, да и новой деревенской жизни. Шляхтич Олеша – тот вообще превратился в Зубило, популярного фельетониста «Гудка».

Константин Паустовский, из той же когорты, а лучше и теплее сказать, компании писателей, в годы Первой мировой войны уехал в район боевых действий в санитарном поезде и пережил вместе с матерью – на расстоянии – страшную трагедию.

В один и тот же день на разных участках растянувшегося на сотни вёрст фронта погибли два его брата – Павел и Вадим. Нетрудно догадаться, что своего старшего сына Вадима он назвал так в память об убитом брате.

На всю жизнь запомнились Константину Георгиевичу кровь, грязь, тягомотина войны, раскисший снег и слякоть мирных польских и белорусских местностей, которые за столетие после наполеоновского нашествия успели вновь привыкнуть к севу, жатве, копке картофеля, крестным ходам и молебнам, но никак не к топоту тысяч пар солдатских сапожищ и вою снарядов над церквями и костелами. Впоследствии, много позже, Паустовский, как и Зощенко, описал то, что видел и чувствовал. Эту его «Повесть о жизни» очень любила великая актриса Марлен Дитрих, которой посчастливилось (!) встать на колени перед Паустовским в знак невыразимого уважения к нему, точнее, восхищения перед ним (в то время уже тяжело больным), в дни ее визита в Москву. «Он – лучший из тех русских писателей, кого я знаю, - писала блистательная Марлен в своих «Размышлениях». - …Наверное, удивительно, что у меня так мало любимых писателей: Гёте, Рильке, Гамсун, Хемингуэй, Ремарк и позднее открытие – Паустовский».

По всему видно, что Паустовскому, этому действительно потрясающему писателю, не хотелось вспоминать военные эпизоды. Но они, как будто военным напором, все-таки проскакивали на страницы других, совсем мирных его повестей и рассказов. Не забывалось…

Марлен Дитрих, кстати сказать, тоже знала ту войну не понаслышке. Один из самых пронзительных эпизодов в упомянутой ее книге – то, как она, маленькая, хорошо воспитанная немецкая школьница, уже потерявшая в Первой мировой войне нескольких родственников, июльским вечером, в хорошо заметном беленьком летнем платьице бежит к лагерю для французских военнопленных, проталкивает пленникам через колючую проволоку белые розы и говорит им, не сразу доверяющим ей, на правильном французском языке: «Сегодня день взятия Бастилии, и я подумала, что вас должны были бы обрадовать эти розы!»

Люди – всегда люди, если они настоящие люди, какой бы глубины окопы их ни разделяли.

Особняком стоит в истории русской литературы ХХ века писатель, который не дожил даже до окончания Гражданской, – Федор Дмитриевич Крюков. Преподаватель, депутат Государственной думы, статский советник, журналист, работавший в одном из самых уважаемых дореволюционных журналов – «Русское богатство», в Первую мировую войну так же, как Паустовский, оказался в санитарном отряде. Крюков написал запоминающиеся рассказы, которые, к сожалению, современному читателю не так хорошо известны. Как считают современные литературоведы, все рассказы и повести Федора Крюкова - абсолютно документальны.

Богатое воображение и невероятно мощный талант Михаила Шолохова, будущего лауреата Нобелевской премии по литературе, его феноменальная память позволили ему создать захватывающую своей правдивостью эпопею о донском казачестве. По младости лет Михаил Александрович на мировую войну не попал. Но он, тем не менее, включил в «Тихий Дон» военные эпизоды, расспросив о них воевавших станичников.

И все же так получилось, что «главными» писателями, из произведений которых советский читатель черпал свои впечатления о Первой мировой, оказались немец Ремарк и американец Хемингуэй. Оба были участниками боевых действий, и поэтому им искренне верили.

За роман «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк был номинирован на Нобелевскую премию, но ее не получил. А через два года, уже после прихода к власти нацистов, его книгу в Германии публично сожгли, сочтя автора предателем памяти героев Первой мировой…

Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе, не случайно стал кумиром нескольких поколений. Его сильные, истинно мужские романы «Прощай, оружие!» и особенно «И восходит солнце (Фиеста)» с его изводящей душу историей о невозможности любви между любящими друг друга Джейком Барнсом и леди Брет Эшли из-за ужасного ранения Джейка содержат неопровержимые обвинения против войны как таковой. Да вот только не все читают романы …

Еще один лауреат Нобелевской премии по литературе – немецкий писатель Томас Манн, совсем не возражавший – по случаю – всерьез и с подробностями поговорить о собственном творчестве, в свое время на войну не пошел, по тем временам, был стар: тридцать девять. Но определенное отношение к войне у него было. Оно носило, по его словам, «немецко-позитивный характер». Потом, по счастью, многое в этом мировоззрении изменилось. Однако для читателя важно, что один из главных и лучших своих романов – «Волшебная гора» – Т. Манн писал под впечатлением от Первой мировой войны, «непредвиденно обогатившей» его новым жизненным опытом.

«Волшебная гора» – волшебная, дивная, единственная в своем роде книга о времени. И именно время, внезапно сгустившееся, ставшее кроваво-красным, заставило Томаса Манна болью сердца написать последние пять ярких, резко отличающихся от всего предыдущего насмешливого повествования страниц, которые также являются пощечиной войне.

В известном смысле «волшебная гора» – любая человеческая жизнь, жизнь всякого человека с его странным восприятием времени как чего-то бесконечного в детстве и юности и скачкообразного, как у кенгуру, спринта в старости. Легко представить жизнь именно в виде красивой зеленой, к примеру, гималайской горы, с ее долинами, покрытыми цветочным ковром, с прозрачными ручьями и голубым от свежести воздухом. Идешь, идешь…Что там, сразу за вершиной – не известным до времени центром жизни: спокойное нагорье увядания или крутой обрыв внезапной гибели? Не угадать! И только тогда можно предвидеть судьбы миллионов людей, когда вокруг прекрасных гор сбираются беспощадные тучи военной грозы. Молния за молнией, удар за ударом, взрыв за взрывом, пуля за пулей – миллионы молодых, именно молодых жизней сбивает война в пропасть смерти, и не пройти им больше никогда по нагорью зрелости и старости… А родителям этих юных созданий не без основания кажется в таких случаях, что рушатся сами горы, сама основа жизни, ведь известно, что основа и сила семей – все-таки не старики-основатели, а дети, будущие поколения…

Более десяти миллионов человек, как считают историки, погибло в Первой мировой войне. Вместе с людьми исчезли с лица земли несколько империй, возникли итальянский фашизм и нацизм в Германии.

Был уничтожен привычный уклад жизни в разных странах, а особенно в России.

Все это наблюдали и понимали люди, которым на судьбе написано зорче видеть, лучше думать и, главное, уметь отображать свои мысли на бумаге – журналисты и писатели. Но и они, такие мудрые и талантливые, не смогли даже в том мудром и многознающем двадцатом веке предотвратить новую войну...
Автор: Татьяна Корсакова
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/voyna_1914/okopnoje_slovo_259.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. lukke 30 апреля 2014 10:08
    Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе, не случайно стал кумиром нескольких поколений. Его сильные, истинно мужские романы «Прощай, оружие!» и особенно «И восходит солнце (Фиеста)» с его изводящей душу историей о невозможности любви между любящими друг друга Джейком Барнсом и леди Брет Эшли из-за ужасного ранения Джейка содержат неопровержимые обвинения против войны как таковой. Да вот только не все читают романы
    Ну почему же, читаем, более того читаем не только их. Вот например у Хемингуэя в испанском партизанском отряде про русского добровольца написано как-то грустно - алкоголик и фаталист, а американец - такой своеобразный Рембо 30-х. Оказалось, что действительно, Хеми приезжал в Испанию и встречался с партизанами, в том числе с прикомандированными к ним подчиненными Старинова (или Судоплатова, уже не помню), вот только янки там в отрядах и близко не было. Но художнику простительно. Что касаемо "Его сильные, истинно мужские романы" вопрос субъективный, что тогда можно сказать о произведениях к примеру "Я был на этой войне" Миронова.
  2. svp67 30 апреля 2014 12:50
    А сейчас другие методы...вот так шутят на Украине за деньги Порошенко...
  3. strannik595 30 апреля 2014 15:11
    война - это ужас и безумие........."лишь бы не было войны" это референ с которым жили и работали советские люди
  4. Связист 30 апреля 2014 16:09
    МЫ прошли это 40-лет назад. Хемингуэй-Прощай оружие. Фиесту. Старик и море и еще кучу всего. Ну и что????Лично понимаю, что Война это плохо. Это Ад на земле, но иногда надо это пережить, чтоб на ней возник Рай или что то близкое к этому. Иначе всем кирдык настанет. Как говорят. "Лучше Ужасный конец-чем ужас без конца"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня