Уникальный шанс для страны

Высокий уровень доверия общества к президенту России создает благоприятные условия для решения задач социально-экономического развития страны

В Минпромторге РФ состоялось расширенное заседание бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» с участием председателя союза, генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. На заседании бюро обсуждался вопрос о проведении активной научной и промышленной политики, нацеленной на скорейшее технологическое обновление промышленности.


Шанс для качественного рывка

Итоги развития экономики Российской Федерации за 2013 год стали тревожным звонком для всего промышленного сообщества. Рост ВВП составил всего 1,3 процента. Это худший показатель за последние три года. К сожалению, схожую динамику продемонстрировала и машиностроительная отрасль. В целом объем промышленного производства остался на уровне 2012 года. Таким образом, в текущих условиях особо остро стоит задача выработки и принятия эффективных мер по стимулированию промышленного роста. Для этого необходимо проанализировать потенциальные точки роста отечественной промышленности, уделив особое внимание ее основной отрасли – машиностроению.

Уникальный шанс для страныМировой кризис 2008 года подорвал доверие к существующей глобальной финансово-экономической системе и форсировал переход западных стран на новый технологический уклад. Кроме того, кризис подтолкнул процесс конкуренции и реструктуризации экономик. Разработанные антикризисные программы были направлены в первую очередь на развитие науки, инноваций и реального сектора производства. По имеющимся оценкам, структурная перестройка экономики ведущих стран на основе нового технологического уклада продлится еще около пяти лет. После этого страны-лидеры должны вступить в новый цикл экономического роста.

Перед российской экономикой и ее промышленным сектором стоит сложнейшая задача – стать конкурентоспособными в новом технологическом укладе и одновременно обновить производство старого. Кроме того, необходимо не столько скорректировать стратегию экономического развития в ответ на изменение экономической ситуации в мире, но и разработать эффективные меры противодействия попыткам политического и экономического давления на Россию. Несмотря на откровенно недружественную риторику ряда западных политиков, каких-либо масштабных экономических санкций против РФ введено не было и надеемся, что не будет. Однако мы должны быть готовы к искусственному ограничению спроса на российский экспорт со стороны Запада, в том числе в сфере энергоресурсов, и к введению запрета на экспорт отдельных видов высокотехнологичной продукции.

Поэтому оценивать перспективы промышленного роста необходимо здраво, опираясь в первую очередь на наши внутренние возможности. Центральным элементом промышленной политики должно стать импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать последствия негативного эффекта от возможных санкций. Машиностроительному комплексу России нужно значительно активизировать работу на этом направлении. Это одна из важнейших задач промышленного развития, которая напрямую связана с обеспечением экономической безопасности нашей страны.

Союз машиностроителей России поддерживает позицию Минпромторга РФ, которая была озвучена на встрече с президентом страны. Главная задача состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности и прежде всего высокотехнологичного машиностроения.

Целиком и полностью поддерживаем предложения Минпромторга по созданию новых механизмов для решения этой задачи в максимально сжатые сроки. Такие механизмы уже заложены в проект закона «О промышленной политике Российской Федерации», который сейчас активно разрабатывает Минпромторг. В этой работе принимают участие все наши машиностроительные предприятия и, в частности, корпорации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Прошу членов Союза машиностроителей и впредь уделять особое внимание работе над важными для промышленности законопроектами.

Во внешнеэкономической сфере необходимо активнее развивать сотрудничество с теми странами, которые не ставят вопросы политической повестки дня выше взаимной экономической выгоды. Так, сохраняется значительный экономический потенциал расширения партнерства в рамках Таможенного союза и с государствами – членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), прежде всего с Китаем, а также со странами Юго-Восточной Азии.

Активные экономические санкции не вводят сейчас благодаря тому, что существуют достаточно тесные кооперационные связи между западными странами и предприятиями России. Это дает возможность сбалансировать то негативное влияние, которое сегодня оказывают на нашу страну политики некоторых государств.

Несмотря на всю сложность текущей ситуации в РФ, у нас появился уникальный шанс. Высокий уровень доверия общества к президенту России создает благоприятные условия для решения задач социально-экономического развития страны. Ключевую роль в этом вопросе должно сыграть российское промышленное сообщество, в частности Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям. Ведь одним из главных условий экономического роста является промышленный сегмент экономики и прежде всего машиностроение и ОПК. Наша страна переживает непростой этап своего экономического развития, который осложняется неблагоприятной политической обстановкой. Однако именно сейчас у нас есть хорошая возможность для совершения качественного рывка в развитии российской промышленности, обеспечив при этом долгосрочный экономический рост.

Сергей Чемезов,

председатель Союза машиностроителей России




Выгоды текущего момента

Политическая ситуация, в которой сейчас оказалась Россия, очень неоднозначна. С одной стороны, она усугубляет и без того сложное положение, в котором ныне находится российская индустрия, но с другой стороны – дает шанс для развития отечественной промышленности. Такая точка зрения озвучивается как в руководстве страны, так и среди представителей финансово-экономических групп.

Идея ускорения темпов локализации производства и импортозамещения заложена в законопроекте «О промышленной политике Российской Федерации». Но угрозы применения экономических санкций актуализируют ее реализацию и способствуют развитию отечественной промышленности, в частности обрабатывающего сектора и машиностроения. В общественном обсуждении законопроекта приняли участие представители бизнеса и экспертного сообщества. Предложения по доработке поступили от 70 субъектов России. Внесение законопроекта в правительство запланировано на май, а в Госдуму – на июнь 2014 года.

Одним из основополагающих моментов законопроекта является идея о создании фонда развития промышленности. Необходимость в создании фонда обусловлена введением нового механизма кредитования, позволяющего промышленным предприятиям осуществлять заимствования по ставкам, сравнимым с зарубежными. Это связано с тем, что ныне работающие на рынке финансово-кредитные организации не могут пойти на резкое снижение процентов по кредитам. В этом году мы используем средства Резервного фонда либо Фонда национального благосостояния, которые будут внесены в капитал Внешэкономбанка для того, чтобы в ускоренном режиме предприятиям машиностроения предоставлять кредиты не выше ставки пять процентов. Как известно, сегодня ставка кредитования доходит до 13 процентов годовых и является неприемлемой для промышленности. В Минпромторге РФ было много дискуссий по поводу того, как лучше создавать этот фонд. Мы пришли к выводу, что если фонд будет создан как отдельное юридическое лицо, то на его организацию уйдет уйма времени. Я считаю, что институт Внешэкономбанка является вполне подходящей площадкой, на которой станет вестись отдельный учет.

Одной из инициатив Минпромторга РФ является введение налоговых льгот. В качестве льготы предлагается обнуление федеральной части налогов на прибыль и имущество и предоставление возможности регионам снижать свою часть налога на прибыль до пяти процентов. Такое снижение объясняется тем, что уже существует решение по Дальнему Востоку, где фиксированное снижение налога на прибыль составляет пять процентов. Выравнивание ставки налога помогает избежать конкуренции в сфере инвестиций между регионами. Мы вышли с инициативой ограничить срок действия налоговых льгот до 2025 года. Выпадающие доходы будут компенсироваться за счет прироста других налогов, а будущая налогооблагаемая база регионов увеличится за счет новых предприятий. Ограничение срока действия льгот до 2025 года объясняется тем, что руководители предприятий должны понимать: чем быстрее они начнут проект, тем больше получат дивидендов.

Ускорению процесса роста производства будет способствовать так называемый специальный инвестиционный контракт. Это документ, который должен подписываться представителями федерального органа исполнительной власти (Минпромторгом), региональных органов и бизнеса. При этом инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие и высокотехнологичные рабочие места, наладить выпуск инновационной продукции. В свою очередь органы власти гарантируют инвестору неизменные условия ведения бизнеса и обеспечивают поддержку в виде льготного предоставления госимущества, преференций отраслевого характера, а также налоговых каникул.

Сейчас мы работаем над вопросом предоставления особых условий для банков, которые станут кредитовать предприятия в рамках этих специальных инвестиционных контрактов. Одно из фиксируемых направлений даст возможность снижать ставки по кредитам для управляющих компаний, которые будут создавать инфраструктуру.

Еще одним новшеством станет создание государственной информационной системы промышленности. Когда Минпромторгом предлагалась эта идея, то некоторые представители бизнеса критиковали нас за попытку воссоздать Госплан. Мы не Госплан пытаемся создать, а хотим создать информационную систему промышленности. В нее будет поступать вся информация со всех регионов, где планируется создание тех или иных проектов. Ведь часто получается так, что регион пытается создать крупные инвестиционные проекты, но никто не учитывает, как создание нового предприятия повлияет на экономику в целом. В Китае, например, из-за перепроизводства металла принято решение о запрете на создание новых металлургических предприятий. Нужно четко знать, где требуется тот или иной завод, а где нет.

В подпрограмме по индустриальным паркам, которая рассматривается правительством в настоящее время, мы предложили в числе мер поддержки субсидирование процентов по кредитам на создание парков. Также в соответствии с Посланием президента в подпрограмме предлагается компенсировать затраты субъектов Федерации на поддержку индустриальных парков. Индустриальные парки представляют собой основу современной промышленной инфраструктуры. Минимальная потребность российской экономики на ближайшие пять лет составит свыше 200 парков.

Минпромторгом РФ подготовлен комплексный план по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), который в марте был утвержден правительством. Уже в мае нами будет создан совет по переходу на принципы НДТ. Этот совет станет площадкой для решения всех вопросов, связанных с этим сложным, но необходимым для нашей экономики процессом.

Я рассчитываю, что все эти меры должны принести существенную помощь в увеличении объемов производства и роста экономики.

Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли Российской Федерации



Решать системные проблемы промышленности

Создание государственного фонда поддержки промышленных предприятий заслуживает всяческого одобрения. Это важно особенно для таких предприятий, которые производят финальную продукцию, потому что порой мы сталкиваемся с недофинансированием проектов. В результате предприятия-финишеры не могут изготовить те изделия, которые у них находятся в техническом задании. Поэтому своевременное финансирование будет значительным вкладом в решение тех задач, которые перед нами ставят Минобороны и Минпромторг РФ.

Хотел бы обратить внимание на такой значимый момент при формировании технологических комплексов (особенно по новым видам изделий), как процедура согласования технической документации. Он полностью коррелируется с закупкой технологического оборудования согласно Федеральным законам 94 и 224.

Так вот, пора положить конец системе, когда на конкурсы может выходить кто угодно с кучей заманчивых предложений. Нередко эти сомнительные фирмы выигрывают конкурсы по совершенно нереальным ценам, а потом срывают поставки продукции. От этого мы все страдаем. Особенно финишеры, которые связаны с этими фирмами в единый технологический комплекс. Это приводит к срыву задач, которые перед нами ставят Минобороны, Минпромторг и правительство Российской Федерации.

Отдельный вопрос – состояние финансирования. Банки настолько завысили планку, что та рентабельность, которая сегодня существует, особенно при контрактах по государственному оборонному заказу, не позволяет нам нормально работать. Сейчас промышленности приходится балансировать между нулевой и минус/плюс пять процентов рентабельностью.

И наконец, о ценовой политике сырьевых монополий. Они, можно сказать, с ее помощью выкручивают нам руки. Например, металлурги опять устроили гонку цен, несмотря на ситуацию, близкую к кризисной. У предприятий-финишеров от этого, образно говоря, очередная головная боль.

Хочу обратить внимание на проблему кадрового потенциала отрасли. Его состояние полностью зависит от состояния образования. Не получается просто взять на предприятие человека со стороны. Его надо серьезно обучать. И потом, программа подготовки кадров тесно увязана с социальными программами: по предоставлению жилья для сотрудников предприятий, созданию системы дошкольных учреждений, медицинского обслуживания. Без этого социального пакета люди на производство не придут.

Больной вопрос – подготовка кадров в учреждениях среднего специального образования. Такие учебные заведения необходимо оснащать соответствующим оборудованием, учебными программами, технологиями. Только так можно добиться того, что выпускники будут приходить на предприятия готовыми специалистами.

Если говорить о специалистах, которых нам предлагают привлекать с территории Украины, то здесь не все просто. На мой взгляд, они могут быть задействованы только в определенных пределах. Существуют известные ограничения. И не все украинские граждане могут получить допуск. Не дай бог, произойдет утечка сведений, составляющих государственную тайну. Тогда мы окажемся в очень неприглядном положении.

Олег Сиенко,
генеральный директор научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского



Отечественных станков нет, а иностранные покупать нельзя

Предприятия, выпускающие компонентную базу, необходимую для создания современной продукции, находятся на этапе технического перевооружения. В соответствии с решениями президента, правительства и Минпромторга произошла серьезная подвижка сроков окончания техперевооружения с 2018 на 2015 год.

К тому же обострение политической обстановки создает угрозу экономических санкций против России. Непростое положение отрасли будет осложняться также серьезным оттоком капитала и ростом курса доллара. Он и так за последние полгода вырос на 20 с лишним процентов.

Не секрет, что больше 70 процентов всех инвестиций в нашу отрасль связано с закупкой импортного оборудования. И сейчас мы стоим перед необходимостью изыскать для этого дополнительно несколько миллиардов рублей инвестиций и кредитов. Есть мнение, что нужно компенсировать валютный курс, но это не всегда возможно.

Усугубляет положение отрасли и то, что Минпромторг наложил жесткий запрет на покупку иностранных станков. Но, к сожалению, для производства электронной компонентной базы нет отечественного современного оборудования. Станки с ЧПУ мы покупаем российские, но литография, как и многие виды другого оборудования, нашей промышленностью не производится.

В то же время вопрос о данных поставках стоит очень остро. Это касается таких больших проектов, как ФГУП «НПП «Исток» и «НПП «Пульсар». В этой связи необходимо принимать отдельное решение об освобождении предприятий от импортного НДС и таможенных пошлин.

Андрей Зверев,
генеральный директор ОАО «Российская электроника»



Кредитная политика как путь к банкротству

Станкостроительные заводы имеют пять – семь процентов маржи от объема своих продаж. Возникает вопрос: как нам пополнять оборотные средства? Ведь количество заказов для отечественного станкостроения возрастает, а вместе с этим и возрастает потребность в оборотных средствах.

Если исходить из того, что деньги на пополнение оборотных средств разделяются по принципу половина на половину, то половину мы должны отдать комплектаторам. Таким образом, беря деньги в банке под 15 процентов, нам, финишерам, достается кредит в 7,5 процента, но при этом мы зарабатываем максимум семь процентов маржи. Такое соотношение маржи и стоимости кредита ведет к очередному банкротству.

Возникает парадокс: с одной стороны, все больше заказов размещается на предприятиях отечественного машиностроения, с другой стороны – существующая кредитная политика банков заточена на отрасли с быстрым оборотом капитала, такие как ритейл и торговля. Поэтому считаю систему кредитования через Фонд развития промышленности хорошей идеей, которую надо пролоббировать. И очень важно, что создание этой системы кредитования не откладывается в долгий ящик, а начинает работать уже в этом году.

Нужно всячески поддержать идею обращения в правительство с предложением провести заседание с участием представителей промышленности с тем, чтобы определить конкретные задачи импортозамещения, особенно в станкостроительной отрасли. Недавно созданная компания «Станкопром» вполне может решить эту задачу.

Кроме того, нужно решить вопрос по поддержке отечественных производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, всесторонне содействуя регулированию их отношений с естественными монополиями. В первую очередь речь идет о ценообразовании и тарифной политике.

Сергей Недорослев,
председатель совета директоров ООО «Управляющая компания «Каскол»



Болевые места базовых отраслей

У промышленности существует ряд уязвимых мест. Во-первых, это микроэлектронное производство. В советское время был завод «Интеграл» в Белоруссии, который поставлял оборудование. Частично эту задачу решали зеленоградские заводы «Микрон», «Ангстрем». Сегодня такой отрасли практически не существует. Поэтому каждый раз, когда возникает сложная ситуация, мы возвращаемся к вопросу возрождения отечественной электроники.

Второе уязвимое место промышленности – это станкостроение. Микроэлектроника и станкостроение взаимосвязаны. Какой бы области мы ни коснулись – двигателестроения или самолетостроения, везде используем электронную компонентную базу и станки. Процесс техперевооружения оставляет желать лучшего не потому, что мы не патриоты и плохо занимаемся экономикой, а потому, что в некоторых отраслях экономики нет альтернативы импортному оборудованию.

Угрожающее состояние у нас складывается с производством композитов. Западные фирмы остаются единственными поставщиками композитных материалов под технологии, которые мы закладываем по авиастроению в Ульяновске и Казани.

Итак, компонентная база, станкостроение, материалы являются ключевыми отраслями, которые обязывают нас найти ресурс для их развития. То, что делается до сих пор в отношении этих ключевых отраслей, представляет крайне невеселую картину: немножко дать сюда, немножко туда. Все эти меры держат базовые отрасли в полуумирающем состоянии.

Еще одно больное место нашей промышленности – это образование. Из вузов мы получаем специалистов, которые абсолютно не адаптированы к производству, к научной деятельности и вообще к эффективным действиям. Нам нужно использовать потенциал старшего поколения. Дать ему возможность передавать знания в конкретных областях. Таким образом, система переподготовки кадров должна играть центральную роль. В СССР нельзя было занять должность старшего инженера или любую иную административную должность, если человек не прошел курсы повышения квалификации. В частности, в Минавиации был центр по переподготовке и подготовке кадров. Мы активно пользовались институтами МВТУ, МАИ и МФТИ. Эту систему нужно воссоздавать потому, что люди в возрасте уже не успевают передавать знания.

Еще одно проблемное место промышленности – это стандарты. Они начнут работать только тогда, когда в контрактной системе будут закладываться ссылки на них. То есть принимать продукцию нужно исключительно с учетом стандартов. Тогда мы начнем поднимать уровень этих стандартов. Заказчик получит доказательную базу для того, чтобы на ее основе оценить качество и уровень достигнутых характеристик продукции. При таком раскладе будут работать как технические регламенты, так и стандарты.

Сейчас ситуация со стандартами достаточно парадоксальная. Отраслевых стандартов нет. Корпоративные стандарты практически не разрабатываются. Обложки госстандартов меняются и получаются международные стандарты. Но нам требуется адаптация стандартов, и только через заказы эта адаптация достижима.

Борис Алешин,
генеральный директор ЦАГИ



От реактивной к проактивной системе обслуживания

Так получилось, что Рособоронэкспорт оказался на острие многих проблем, связанных с продвижением и обслуживанием нашей техники за рубежом. Мы создали при Рособоронэкспорте технический комитет госстандарта. Главным образом этот комитет решает вопросы интегрирования, логистической поддержки и управления жизненным циклом, включая и управление так называемым старением. На сегодня издано пять ГОСТов, регулирующих вопросы, связанные с оценкой жизненного цикла продукции военного назначения.

Крайне чувствительная тема для промышленности – это обеспечение готовности продукции с длительным жизненным циклом при ее эксплуатации в условиях морального устаревания и прекращения выпуска покупных и комплектующих изделий. Это касается прежде всего электронной компонентной базы. Используя активно зарубежную электронную базу, мы не управляем ситуацией в условиях, когда эта база меняется каждые три – пять лет. По этой причине изделия с длительным циклом эксплуатации находятся в очень опасной зоне.

Процедура оценки ситуации и контроль состояния изделий требуют уходить от реактивной системы обслуживания, когда решали проблему по факту, и переходить к проактивной системе, когда мы можем планировать выход изделий из строя из-за морального старения и организовывать продолжение их эксплуатации с помощью создания страхового запаса либо через организацию производства в России.

Александр Бриндиков,
вице-президент Союза машиностроителей России, руководитель группы советников ОАО « Рособоронэкспорт»
Автор:
Сергей Чемезов, Денис Мантуров, Олег Сиенко, Андрей Зверев, Сергей Недорослев, Борис Алешин, Александр Бриндиков
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/20115
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти